Программа сду что это такое

Программа сду что это такое

Согласно положениям приказа Минтруда России от 29.09.2020 №667 о реализации Типовой модели СДУ (далее – Типовая модель) во всех пилотных субъектах РФ внедряется единая модель СДУ, указанный приказ закладывает ее основы и задает минимальное значение основных параметров, разрешая субъектам РФ улучшать отдельные ее элементы, повышая уровень обслуживания граждан.

В Типовой модели заложены основные этапы работы с гражданам: выявление граждан, которые потенциально могут нуждаться в долговременном уходе, определение потребности в уходе граждан и назначение им требуемого объема услуг, организация работы с нуждающимися гражданами в необходимом объеме силами организаций социального обслуживания и здравоохранения.

Для целей выявления граждан, потенциально нуждающихся в долговременном уходе, задействуются, среди прочих, организации здравоохранения, задачей которых является передача данных о таких гражданах, выполняемая с их разрешения.

ДЕПУТАТ ПОДАЛ В СУД НА ПУТИНА. НАВАЛЬНЫЙ ОБ ОТВЕТНОМ УДАРЕ УКРАИНЫ.

Определение потребности в уходе граждан, потенциально нуждающихся в долговременном уходе (типизация), осуществляется специально подготовленными работниками органов социальной защиты населения региона. Целью такой работы является определение степени зависимости человека от посторонней помощи и разработка для него программы предоставления услуг, которая позволила бы компенсировать выявленные дефициты.

ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ СДУ

ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ СДУ

Работа системы долговременного ухода (СДУ) распространяется исключительно на граждан, которые по результатам типизации были отнесены к 1-3 уровням нуждаемости (по классификации отдельных регионов – 3-5 группе типизации). Граждане, отнесенные к 0-2 группам типизации, продолжают получать социальное обслуживание без изменений, согласно действующему договору на предоставление социального обслуживания.

Помощь гражданам в СДУ система социального обслуживания приоритетно осуществляется в надомной и полустационарной формах. Стационарная форма социального обслуживания (дома-интернаты общего типа, психо-неврологические интернаты и проч.) указана в Приказе как возможная, однако по тексту данного документа не детализирована.

Для целей внедрения СДУ пилотные регионы актуализируют нормативно-правовую базу, организуют межведомственное взаимодействие с организациями здравоохранения, доукомплектовывают штатную численность персонала организаций социального обслуживания и проводят комплексное дообучение задействованного персонала, внедряют новые технологии социального обслуживания и автоматизируют процесс предоставления социальных услуг, запускают механизмы действенного контроля качества.

Действующие механизмы межведомственного взаимодействия были представлены Российским геронтологическим научно-клиническим центром РНИМУ им. Пирогова, Ассоциацией СДУ и несколькими пилотными регионами в рамках Гериатрического конгресса 2021.

Дела судебные с Дмитрием Агрисом. Деньги верните! Эфир от 21.12.22

Совместно с ведущими ВУЗами, научными и учебными центрами, Ассоциация СДУ способствует качественному обучению персонала отрасли социального обслуживания. Программы охватывают широкий перечень компетенций: от типизации и психологических аспектов работы до управленческих компетенций.

Ассоциация СДУ, при поддержке Фонда Президентских Грантов, совместно с органами социальной защиты субъектов РФ, запустила серию круглых столов для выявления лучших практик и современных технологий социального обслуживания и долговременного ухода. На сайте Ассоциации СДУ формируется раздел «Библиотека технологий» для аккумулирования зарекомендовавшего себя опыта региональных специалистов.

ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ СДУ
Решения в Системе долговременного ухода

Надомная форма социального обслуживания предусматривает предоставление человеку бесплатных социальных услуг по уходу на дому (услуг Социального пакета) до 28-ми часов в неделю (перечень предоставляемых услуг – п.40 Приказа №667). Социальные услуги, не относящиеся к уходовой части (не указанные в п.40 Приказа) продолжают предоставляться получателям в прежнем объеме и на прежних условиях.

Перечень социальных услуг каждого пилотного региона актуализирован с учетом необходимости предоставления услуг Социального пакета. В регионах, где до запуска СДУ какие-либо услуги из п.40 Приказа не предоставлялись, они были добавлены, что закреплено в нормативно-правовых актах каждого пилотного региона. Это дало возможность увеличить численность и разнообразие предоставляемых социальных услуг гражданам, в них особо нуждающихся.

Стандарты предоставления социальных услуг были также актуализированы в процессе внедрения СДУ во всех пилотных регионах, что обеспечивает соответствие их требуемому витальному минимуму в жизни граждан. Таким образом были исключены распространенные ранее случаи предоставления жизненно важных услуг, например, приготовления пищи, в недостаточном объеме – с максимальной частотой 3-5 раз в месяц, или смена нательного белья для полностью или частично обездвиженных граждан с частотой 1-2 раза в неделю. Эти изменения зафиксированы в нормативно-правовых актах пилотных регионов, что делает новые стандарты предоставления социальных услуг обязательными для применения.

Запущена работа Дневных центров, ориентированных на работу с гражданами с когнитивными нарушениями. Целью функционирования Дневных центров нового формата стало максимальное замедление негативных признаков развития когнитивных нарушений за счет активной и регулярной восстановительной работы с посетителями, в том числе в области тренировки памяти, развития мелкой моторики, повышения коммуникативных способностей, осуществление легких физических нагрузок и проч. С посетителями Дневных центров работают 4-8 часов в день 2-3 раза в неделю, транспортировка в центры осуществляется на специализированных автомобилях, в большинстве Дневных центров организовано питание. Персонал Дневных центров проходит специализированное обучение для повышения профессионального уровня работы с пожилыми людьми и инвалидами.

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕРВИСЫ
ДНЕВНЫЕ ЦЕНТРЫ

В пилотных регионах работают пункты проката технических средств реабилитации для тех граждан, которые не получили статус «инвалид», и, как следствие, не имеют доступа к необходимым им ТСР. Перечень ТСР таких пунктов в различных регионах отличается друг от друга, однако практически везде он серьезно расширен, по сравнению с действующими нормативами. Услуги проката ТСР в пилотных регионах обычно бесплатны для граждан в рамках системы долговременного ухода.

Для родственников и близких граждан, являющихся клиентами системы долговременного ухода, в регионах запущен ряд новых сервисов, которые позволяют помочь им в сложных вопросах ухода за своими родными. К таким сервисам относятся:

Для граждан, получающих долговременный уход, в регионах запускаются различные технологии социального обслуживания, призванные стандартизировать и расширить на территорию всей России успешные практики, применяемые в разных регионах. К таким практикам относятся как технологии работы с людьми – например, механизмы борьбы с деменцией, профилактика переломов, развитие коммуникативных навыков и социализация, так и решения по организации функционирования Системы, в том числе, в области организации предоставления надомных социальных услуг, передачи данных между организациями социального обслуживания и здравоохранения, использование различных гаджетов для коммуникации с людьми в экстренных ситуациях и проч. Отдельный блок вопросов – профилактика долговременного ухода и различные решения в этой области также внедряются в регионах и реализуются, в основном в виде группы технологий «активное долголетие».

Промежуточные итоги внедрения СДУ на текущий момент включают:

организация расписания посещения получателей СДУ персоналом по уходу с учетом пожеланий семьи;
консультации психологов и специализированные группы психологической помощи;
юридические консультации по доступным мерам социальной поддержки и различным жизненным ситуациям;
услуга «отпуск от ухода (передышка)» для возможности решения родственниками личных вопросов, в период предоставления которой за их близким человеком будут заботиться;
в некоторых регионах запускаются механизмы получения родственниками дополнительных выплат, при отказе от услуг, предоставляемых системой социального обслуживания и проч.

имеют возможность получать социальные услуги в объеме до 28 часов в неделю
регулярно посещают дневные центры
и многое другое.
не состоящих на социальном обслуживании, которым требуется долговременный уход
выявленных граждан,
в отрасли социального обслуживания прошли переобучение
специалистов
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕРВИСЫ
ПУНКТЫ ПРОКАТА ТСР

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕРВИСЫ
СЕРВИСЫ ДЛЯ УХАЖИВАЮЩИХ
Функционирование Системы долговременного ухода

Благодаря межведомственному взаимодействию Система долговременного ухода создает условия для проактивного выявления тех граждан, которым может требоваться уход и поддержка, и, по их согласию, запускает механизмы уточнения состояния их здоровья, потребности в услугах, жизненной ситуации.

Для осуществления проактивного функционирования в каждом пилотном регионе запущена работа единого координационного центра, обеспечивающего работу с гражданами с помощью колл-центра с единым номером, центра коммуникации с другими ведомствами, в первую очередь с организациями здравоохранения, и механизм контролирования каждого случая работы с каждым человеком. Таким образом сбойные ситуации, обычно связанные со сроками взаимодействия с человеком, быстро выявляются и решаются на уровне органов социальной защиты населения региона.

Во многих случаях в пилотных регионах запускается информационная система передачи данных из поликлиник и больниц о гражданах, нуждающихся в социальном обслуживании или долговременном уходе. Эти данные должны быть обработаны в течение 1-2 суток, когда социальная защита решает вопрос о предоставлением человеку долговременного ухода.

Работа специалистов по типизации также автоматизирована во многих регионах. С учетом проблемных областей самообслуживания, совместно с человеком и его родственником, для него формируется программа ухода, удобное расписание предоставление услуг, рекомендуется посещение Дневного центра, специализирующегося на том или ином дефиците самообслуживания и (или) технические средства реабилитации, родственнику предлагаются консультации в Школах ухода, в том числе дистанционные, а также подбирается пакет помощи, который позволит облегчить взаимодействие в семье.

Теперь программы предоставления социальных услуг для получателей долговременного ухода формируются с учетом мнения медицинского персонала. При разработке такой программы органы социальной защиты населения получают рекомендации врачей, не являющиеся медицинской тайной, которые важно и реально соблюдать при уходе: проконтролировать прием прописанных лекарств, помочь с регулярными физическими нагрузками, не забыть про прогулки на свежем воздухе, регулярно контролировать давление, температуру и вес человека, смотреть за уровнем потребляемой жидкости и проч. Все это теперь учитывается при формировании плана работы с каждым человеком, в рамках Системы долговременного ухода.

Читайте также:
Приложение yt music что это за программа

Ведется работа по организации совместной работы медицинского персонала и работников социального обслуживания непосредственно дома у человека в рамках ДУ. Теперь медицинский персонал посещает таких людей чаще, чем раньше, а персонал по уходу – еще чаще: до двух, а иногда и трех раз в день. В настоящее время производится организация такой совместной работы, и ключевой проблемой здесь является дефицит медицинского персонала в первичном звене – в поликлиниках. С 2020-го года в ряде регионов к данной работе подключены частные медицинские организации.

Источник: ltc-rus.org

Информация

Система долговременного ухода (СДУ) – это комплексная программа поддержки людей, нуждающихся в посторонней помощи в силу возраста или состояния здоровья. Он включает социальное обслуживание, поддержку семейного ухода, помощь в домашних и полустационарных условиях с привлечением сиделок и службы патронажа.

Система долговременного ухода делает такой уход гарантированным и доступным на дому, в стационарах и полустационарах для людей всех возрастов, которые имеют стойкие ограничения и зависимы от посторонней помощи в связи с болезнями, возрастом, травмами, а также людей, которые ухаживают за ними.

В будущем возможно для некоторых граждан система проекта заменит стационары для пожилых людей или инвалидов – теперь помощь им будет оказываться в полной мере на дому. Кроме того, для родственников, которые ухаживают за своими старшими близкими или людьми с инвалидностью, будут проводиться специальные курсы (школа ухода).

Пилотный проект долговременного хода реализуется в рамках ФП «Старшее поколение» нацпроекта «Демография».

Кто имеет право получить такую помощь?

В систему долговременного ухода включаются граждане, признанные нуждающимися в социальном обслуживании если существуют обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия их жизнедеятельности, то есть полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности. Также включаются в СДУ граждане с психическими расстройствами. Приоритетным правом на включение в систему долговременного ухода обладают инвалиды и участники Великой Отечественной войны.

Для признания нуждающимся в социальном обслуживании необходимо лично обратится с заявлением и необходимыми документами в Управление социальной защиты населения Удмуртской Республики при Министерстве социальной политики и труда Удмуртской Республики по месту жительства.

Что такое признание в нуждаемости?

Признание в нуждаемости – процесс определения объема необходимой помощи получателю долговременного ухода или потенциальному получателю долговременного ухода, в зависимости от степени данных ограничений. Признание в нуждаемости осуществляется с использованием анкеты-опросника по определению индивидуальной потребности в социальном обслуживании. Анкета-опросник содержит в себе вопросы о жизнедеятельности гражданина, условиях его проживания, финансовом положении, ближайшем окружении, состоянии здоровья и способностях самостоятельно выполнять наиболее значимые действия повседневной жизни.

Результатом определения индивидуальной потребности гражданина в уходе является признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, установление ему уровня нуждаемости в уходе с последующим подбором социальных услуг по уходу, входящих в социальный пакет долговременного ухода иных социальных услуг и условий их предоставления, включающих следующие параметры:

  1. характер ухода — потребность в замещающих действиях (действия за гражданина, нуждающегося в уходе, не способного самостоятельно или частично осуществлять самообслуживание, удовлетворять основные жизненные потребности) или ассистирующих действиях (действия, обеспечивающие поддержку действий и решений гражданина, нуждающегося в уходе, по самообслуживанию и удовлетворению основных жизненных потребностей, в том числе посредством мотивирования, инструктирования), или в их сочетании;
  2. периодичность ухода — потребность в социальных услугах по уходу в течение недели (от одного раза до нескольких раз)
  3. интенсивность ухода — потребность в социальных услугах по уходу в течение дня (от одного раза до нескольких раз);
  4. продолжительность ухода — потребность в объеме часов, требуемых для предоставления социальных услуг по уходу в неделю и в день;
  5. время предоставления ухода — потребность в социальных услугах по уходу в течение суток (в дневное время, в ночное время);
  6. форма социального обслуживания или их сочетание;
  7. график предоставления социальных услуг по уходу и иных социальных услуг.

Принято выделять 3 уровня нуждаемости:

первый уровень нуждаемости в уходе — до 2 раз в день 3 — 7 дней в неделю;
второй уровень нуждаемости в уходе — до 3 раз в день 4 — 7 дней в неделю;
третий уровень нуждаемости в уходе — до 4 раз в день 5 — 7 дней в неделю.

Источник: minsoc18.ru

Программа сду что это такое

Работа фонда по внедрению системы долговременного ухода (СДУ) направлена на системное, на уровне государства, и всестороннее улучшение качества жизни пожилых людей и людей со стойкими ограничениями жизнедеятельности, приводящими к зависимости от посторонней помощи, а также поддержку их близких.

Эта деятельность охватывает и воплощает на системном уровне все цели фонда, а именно:
— улучшение физического состояния людей;
— улучшение их эмоционального состояния;
— формирование и сохранение чувства безопасности;
— содействие в организации комфортной среды проживания.

Что мы делаем

Фонд занимается внедрением системы долговременного ухода по всей России и выступает методологом и экспертом в совместной работе с Министерством труда и социальной защиты РФ, региональными министерствами и НКО.

Долговременный уход (ДУ) – это комплекс мероприятий, включающих уход, сопровождение,
реабилитацию, социализацию, психологическую поддержку и другие виды помощи, позволяющие компенсировать ограничения, сохранить качество жизни человека.

Система долговременного ухода делает такой уход гарантированным и доступным на дому, в стационарах и полустационарах для людей всех возрастов, которые имеют стойкие ограничения и зависимы от посторонней помощи в связи с болезнями, возрастом, травмами, а также людей, которые ухаживают за ними.

Иными словами, система долговременного ухода – это такая система, при которой каждый пожилой человек или человек, который из-за болезни или травмы зависит от посторонней помощи, гарантированно получает максимально возможное при его ограничениях жизнедеятельности качество жизни, автономность, право выбора и возможность самореализации. Это может включать:

  • медицинскую помощь;
  • помощь в реабилитации, если она возможна;
  • необходимые лекарства, средства гигиены, подходящие технические средства, такие как коляска, специальная кровать, ходунки и т.д.;
  • помощь в быту, например, в уборке или приготовлении еды;
  • необходимый уход и помощь в соблюдении гигиены;
  • возможности социализации, поддержания социальных связей, образования, профессиональной реализации, занятости, полноценного отдыха и досуга;
  • возможность оставаться дома, а не переезжать в интернат, а если переезжать, то по желанию, а не по необходимости.

Работающая СДУ подразумевает:

1. Наличие грамотной нормативно-правовой и финансово-экономической базы;
2. Выявление людей, которые нуждаются в посторонней помощи, а также типизацию, то есть определение, в какой именно помощи нуждается человек;
3. Уход, сопровождение и другую помощь;
4. Сквозные процессы:

  • Координация участников для их слаженного взаимодействия: медицинских и социальных учреждений, администрации регионов и некоммерческих организаций, ухаживающих людей;
  • Маршрутизация, то есть определение, какие именно учреждения и сервисы должны быть задействованы в помощи;
  • Информирование потенциальных получателей о возможностях помощи;
  • Обеспечение и обучение необходимых кадров;
  • Контроль качества помощи.

Сотрудники фонда на ежедневной основе занимаются созданием условий для того, чтобы СДУ заработала в России:

  • собирают и анализируют лучшие российские и зарубежные практики в сфере СДУ;
  • проводят мониторинги качества жизни в домах-интернатах для создания плана улучшения работы для каждого конкретного учреждения;
  • разрабатывают и внедряют новые подходы к помощи на дому и в дневных центрах;
  • консультируют, проводят тренинги и семинары по всем блокам системы для региональных специалистов (медиков, соцработников, чиновников);
  • организуют совместно с другими НКО конференции и практики по обмену опытом между специалистами социальной сферы как между регионами в России, так и в партнерстве другими странами, в том числе с Израилем, Польшей, Германией;
  • создают материалы для обучения.

Пилотные регионы по созданию СДУ:
1. Тульская область
2. Рязанская область
3. Костромская область
4. Волгоградская область
5. Новгородская область
6. Забайкальский край
7. Кемеровская область
8. Республика Татарстан
9. Кировская область
10. Ставропольский край
11. Камчатский край
12. Республика Мордовия
13. Республика Бурятия
14. Тюменская область
15. Новосибирская область
16. Воронежская область
17. Тамбовская область
18. Алтайский край
19. Приморский край
20. Амурская область
21. Нижегородская область
22. Самарская область
23. Ульяновская область
24. Москва

Кроме официальных пилотных регионов с федеральным субсидированием, многие регионы самостоятельно начинают внедрять у себя СДУ по мере возможности и наличия ресурсов внутри региона. Среди них:

1. Самарская область
2. Республика Коми
3. Ульяновская область
4. Калужская область
5. Владимирская область
6. Нижегородская область
7. Псковская область
8. Брянская область
9. Тверская область
10. Республика Башкортостан
11. Ростовская область
12. Республика Алтай
13. Забайкальский край
14. Амурская область
15. Краснодарский край
16. Удмуртская Республика

Почему это важно

В 2017 году из 146,9 млн человек каждый четвертый (37,4 млн человек) находился в возрасте старше трудоспособного. По данным демографического прогноза Росстата, доля граждан старше трудоспособного возраста в России увеличится к 2025 году до 27,7% и составит 40,5 млн человек. А в марте 2021 года, по данным компании McKinsey, насчитывалось более 36 млн пенсионеров, 12 млн инвалидов.

Читайте также:
Windows 10 upgrade что это за программа

Только по официальным данным, 4 млн нуждаются в постоянном уходе. 2,5 млн не зарегистрированы в органах соцзащиты и не получают официальной помощи. Из них 250 тыс прикованы к постели.
Достойное качество жизни для пожилого человека или человека с ограничениями жизнедеятельности не должно зависеть от его материального и семейного положения, социального статуса, наличия в регионе благотворительной организации или волонтеров-активистов. А уход за пожилыми или тяжелобольными людьми не должен вырывать из социальной жизни их близких. Возможность поддерживать хорошее самочувствие и адекватную активность должна быть гарантирована на профессиональном и системном уровне.

Почему этого не делает государство

Внедрение системы долговременного ухода реализует Минтруд России совместно с Минздравом, Минфином, Минэкономразвития и Агентством стратегических инициатив.
Фонд «Старость в радость» выступает в роли эксперта и разработчика методологии, идеолога и лидера внедрения.

Что это изменит

  • Пилотный проект по внедрению СДУ, рассчитанный на 3 года (2018-2021 гг.), позволит отработать на практике и адаптировать методику;
  • Внедрение СДУ по всей России в дальнейшем сделает всестороннюю поддержку доступной и гарантированный каждому пожилому человеку или человеку со стойкими ограничениями жизнедеятельности.

Расходы фонда

Расходы для реализации деятельности составляют около 60 000 000 рублей в год и включают:

  • Оплату труда привлеченных специалистов по уходу из регионов;
  • Заработную плату персонала;
  • Оплату услуг по обучению персонала;
  • Оплату услуг команды аналитиков НИР РГГУ;
  • Командировочные расходы;
  • Приобретение оборудования, хозтоваров;
  • Административные расходы фонда — 10% от общей суммы остальных расходов.

На сумму 50.000.000 рублей в год фонд поддерживает Министерство труда и социальной защиты РФ.

Как поддержать

Результаты и отчеты

Ежегодно фонд формирует отчет для Минюста, все отчеты НКО публикуются на официальном сайте.

Ежегодно фонд проходит аудиторскую проверку. Заключения мы можем предоставить по запросу.

Источник: starikam.org

Как регионы России создают систему долговременного ухода за пожилыми людьми

Как регионы России создают систему долговременного ухода за пожилыми людьми

МОСКВА, 13 марта. /ТАСС/. Создание системы долговременного ухода за инвалидами и пожилыми людьми, которые не могут самостоятельно за собой ухаживать, началось в 2019 году в рамках национального проекта «Демография». Пилотный проект по внедрению такой системы был запущен в шести российских регионах годом ранее. Индивидуальный подход, профилактика заболеваний, обучение родственников правильному уходу стали основными направлениями работы в регионах, сообщили ТАСС представители региональных властей.

По данным демографического прогноза Росстата, доля граждан старше трудоспособного возраста в России увеличится к 2025 году до 27,7% и составит 40,5 млн человек. В 2017 году из 146,9 млн человек каждый четвертый (37,4 млн. человек) находился в возрасте старше трудоспособного.

«В связи с этим вопросы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста занимают одно из ключевых мест в системе социальной защиты населения», — сказали ТАСС в пресс-службе Минтруда.

Пилотный проект

Минтруд России совместно с Минздравом, Минфином, Минэкономразвития и Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов с 2018 года реализует пилотный проект, направленный на внедрение системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами. Благотворительный фонд «Старость в радость» выступил в роли разработчика методологии, на основании которой определялась необходимость тех или иных мер поддержки. Чтобы сформировать комплекс мер, аналитическая служба фонда провела масштабное исследование международного опыта.

Национальный проект «Демография». Задачи и направления

Главная цель будущей системы — обеспечить людям, нуждающимся в уходе, сбалансированное социальное обслуживание и медицинскую помощь как на дому, так и в стационаре, а также поддержать их семьи и научить их оказывать помощь своим близким самостоятельно.

По официальной статистике на начало 2018 года в России действовало 584 дома-интерната для престарелых и инвалидов, ветеранов войны и труда, в которых проживали свыше 79 тысяч человек. Более 1,1 млн человек являются получателями социальных услуг на дому. Однако проблема доступности и качества социального обслуживания остается актуальной.

Около 80 интернатов для граждан пожилого возраста и инвалидов на начало прошлого года находились в ветхом и аварийном состоянии или требовали реконструкции. Кроме того, большинство существующих зданий стационарных организаций постройки 50-60-х годов XX века не предоставляют комфортное проживание граждан, возможность получения инвалидами, в том числе с ментальными нарушениями, навыков самостоятельного проживания, отмечается в докладе Минтруда о результатах мониторинга социально-экономического положения пожилых людей за 2017 год.

В эксперименте по построению системы долговременного ухода 2018 года приняли участие шесть субъектов — Волгоградская, Костромская, Новгородская, Псковская, Рязанская и Тульская области. Для всех из них проблема долговременного ухода стоит особенно остро. К примеру, в Псковской области пенсионером является каждый третий житель, в Костромской — порядка 27% населения относятся к людям старшего поколения.

В рамках пилотного проекта шести регионам предстояло разработать и провести апробацию дорожных карт по внедрению системы долговременного ухода, а также дать оценку обеспеченности социальными услугами на сегодняшний день.

Работа на опережение

Система долговременного ухода будет способствовать изменению самого механизма социального обслуживания. Как сообщили ТАСС в пресс-службе администрации Костромской области, главная особенность новой системы — так называемый «выявительный принцип». «Если раньше социальные и медицинские услуги пожилым и инвалидам предоставлялись по обращениям и заявлениям граждан, то теперь сотрудники социальных служб сами определяют необходимость в той или иной помощи», — подчеркнули в областной администрации.

Показать ещё

К примеру, при посещении на дому специалисты стали оценивать способность человека к самообслуживанию, определять, какие именно социальные услуги ему нужны. Таким образом, в пилотных регионах пожилых граждан смогли разделить на несколько категорий в зависимости от функциональных нарушений и нуждаемости в услугах.

В регионах России открываются гериатрические кабинеты в поликлиниках, куда можно обратиться с вопросом о профилактике и лечении болезней старческого возраста. Для пожилых проводятся бесплатные медицинские обследования. К примеру, в Костромской области выявляют старческую астению — патологию, характеризующуюся снижением физической и функциональной активности. Небольшой тест из семи вопросов позволяет врачу-гериатру составить для пожилого человека индивидуальную программу, чтобы он оставался здоровым и активным как можно дольше.

В Новгородской области за год реализации пилотного проекта организовали офтальмологическое обследование для почти тысячи человек, которые живут в домах-интернатах. После обследования людям купили необходимые медикаменты, очки, некоторым провели операции по коррекции зрения.

«Школы по уходу» для родственников

Важным направлением создаваемой в России системы долговременного ухода за пожилыми является проведение специальных занятий для их родственников.

«В волгоградском регионе обучение проходит на базе областного геронтологического центра. Курс состоит из теоретической и практической части — участники отрабатывают навыки обеспечения безопасной среды, организации жизненного пространства, предупреждения осложнений, связанных с длительным постельным режимом и другие. Также волгоградцы знакомятся с особенностями питания», — сказали ТАСС в комитете социальной защиты Волгоградской области.

«Мы, инвалиды, живем гораздо интереснее здоровых». Доступна ли доступная среда в Москве

Там добавили, что большое внимание во время обучения уделяется индивидуальным вопросам, которые возникают у родственников при осуществлении ухода. При необходимости специалисты совершают выезды на дом для консультации. Занятия проводятся по понедельникам и пятницам, в другие дни тренеры обучают сотрудников стационарных учреждений.

Аналогичные курсы также будут проводиться и в других регионах. В Псковской области «школы по уходу» за пожилыми людьми и инвалидами появятся в большинстве муниципалитетов региона. Лекции и практические занятия будут вести медики и социальные работники. В Новгородской области родственному уходу обучилось уже более ста человек.

В рамках пилота в субъектах РФ также открываются пункты проката технических средств реабилитации — для пожилых людей и инвалидов, родственники которых ухаживают за ними дома.

Новые формы

Система долговременного ухода предполагает создание новых механизмов, которые со временем позволят как можно больше уйти от стационаров к предоставлению социальных услуг на дому.

К примеру, в Тульской области получило развитие семейное сопровождение, соответствующий закон в январе 2019 года приняла Тульская областная дума. Эта форма предполагает проживание граждан, которым постоянно нужна помощь посторонних, с теми, кто взял на себя обязательство за ними ухаживать. Воспользоваться такой помощью могут одинокие пожилые люди или инвалиды I и II групп, заботятся о них совершеннолетние дееспособные граждане России, зарегистрированные в Тульской области, для которых законом предусмотрены выплаты. Близким родственникам оформить семейное сопровождение не разрешат.

«Семейное сопровождение поможет частично решить проблему нехватки мест в домах-интернатах, так как фактически станет заменой социального ухода в стационарах. Для того, чтобы официально оформить семейное сопровождение, необходимо заключить трехсторонний договор с участием органа социального обслуживания», — сказали ТАСС в пресс- службе облдумы.

В Рязанской области тем временем будут оказывать социальные услуги в обстановке, максимально приближенной к домашней, сообщили в областном министерстве труда и социальной защиты населения. За пожилыми людьми и инвалидами будут присматривать в специально оборудованных двух- и трехкомнатных квартирах, расположенных на первых этажах многоквартирных домов.

В Псковской области возводится первый в России социальный городок для пенсионеров и инвалидов, социальное учреждение нового типа, которое принципиально отличается от государственных интернатов. Социальный городок, который планируется открыть в начале 2020 года, будет представлять собой что-то вроде санатория: это комплекс малоэтажных многоквартирных домов, где смогут разместиться около 130 человек. Количество квадратных метров на одного человека будет существенно больше установленных нормативами, которые существуют в современных домах-интернатах.

Читайте также:
Humble bundle что это за программа и нужна

Кроме жилых домов в социальном городке возводятся административные здания с круглосуточным медицинским постом, массажным и процедурным кабинетами, а также дневным стационаром на три места с необходимыми помещениями. Здесь также разместится тренажерный зал, библиотека, центр по обучению компьютерной грамотности граждан пожилого возраста и инвалидов, парикмахерская, аптека и часовня. Строительство всего комплекса ведется с учетом создания безбарьерной среды.

Масштабирование опыта

С 2019 года мероприятие по созданию системы долговременного ухода за пожилыми и инвалидами вошло в федеральный проект национального проекта «Демография». В этом году решать задачу будут уже 12 регионов: Республики Мордовия и Татарстан, Камчатский и Ставропольский края, Волгоградская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Новгородская, Рязанская, Тульская области и Москва. К окончанию нацпроекта, к концу 2024 года, система будет создана во всех субъектах РФ. В общей сложности на внедрение системы долговременного ухода в России на ближайшие шесть лет предусмотрено 10,7 млрд рублей из федерального бюджета.

Мэри Поппинс и усатый нянь не спешат на пенсию

«Система долговременного ухода, которая сейчас начинает выстраиваться в регионах, должна поддержать каждого человека, который или из-за болезни, или из-за возраста нуждается в долговременном уходе. Речь идет именно о полноценной жизни людей, возможности даже при наличии разных степеней зависимости от посторонней помощи максимально сохранять и реализовывать свои социальные функции. Принципиально важно, чтобы уход, реабилитация, социализация позволяли человеку оставаться полноценным членом общества, поддерживать качество жизни», — сказала ТАСС директор благотворительного фонда «Старость в радость» Елизавета Олескина.

По ее словам, человек может жить в социальном учреждении — доме-интернате, психоневрологическом интернате, в отделениях сестринского ухода, может жить у себя дома или в сопровождаемом проживании. Это не должно приводить к разнице в условиях жизни. Кроме того, система должна поддержать и семьи, близких, которые берут на себя основную часть заботы и ухода, считает Олескина.

«Дома престарелых должны перестать быть закрытыми учреждениями с устаревшими подходами к уходу и организации жизни в них, с недостаточным количеством персонала, не имеющего к тому же достаточных компетенций, и инфраструктурой, не позволяющей обеспечивать людям комфортную жизнь», — заключила директор фонда.

В новость была внесена правка (20:01 мск) — передается с уточнением формулировки в 4-м абзаце 5-го раздела, верно — будут оказывать, будут присматривать.

Источник: tass.ru

Система долговременного ухода и опыт других стран: эксперты ВШЭ рассказали, как решить проблемы пожилых людей

Система долговременного ухода и опыт других стран: эксперты ВШЭ рассказали, как решить проблемы пожилых людей

Россия, несмотря на введенные санкции и другие экономические проблемы, не должна отказываться от реализации пилотного проекта по созданию системы длительного ухода (СДУ). Об этом говорится в докладе экспертов ВШЭ, копия которого оказалась в распоряжении RTVI. Проект, который был запущен в 2018 году в рамках нацпроекта «Демография», должен привести к улучшению качества жизни в стране для разных категорий граждан, которые сами не могут позаботиться о себе, и снижению старения населения.

Отказываться от проекта нельзя, говорится в докладе, потому что пандемия выявила многие проблемы, которые может помочь решить СДУ. Среди них: предоставление качественных услуг нуждающимся категориям населения, снятие нагрузки по уходу за пенсионерами и инвалидами с их родственников. Специалисты ВШЭ подчеркнули, что число пожилых людей в России к 2050 году сильно возрастет. Российским властям в решении проблем ухода необходимо учитывать опыт других стран, убеждены эксперты.

Сравнение проблем с предоставлением услуг по уходу в России с другими странами

Граждане многих стран жалуются на то, что услуги по уходу стоят больших денег и не всегда доступны. Особенно остро эта проблема стоит в Румынии, Болгарии, Греции, Испании, Польше. В Китае, например, более 60% пожилых нуждались в СДУ, но не обращались за помощью из-за «высокой стоимости ухода», говорится в докладе ВШЭ.

В связи с этим основная нагрузка по уходу за пенсионерами легла на плечи родственников, что может «негативно сказываться на здоровье, благополучии и зарплатах членов семьи».

Российская версия СДУ должна учесть эти нюансы, отмечают авторы доклада. Многие российские пенсионеры нуждаются в уходе, но регулярно сталкиваются с низким качеством услуг или с их недоступностью.

«В 2017 году соцобслуживание в момент опроса получали лишь 3,4% граждан старше трудоспособного возраста с ограничениями в повседневной жизни. К 2019 году эта доля увеличилась до 3,6%, и этот рост обеспечило увеличение охвата на селе (с 4,2% до 4,8%), в то время как в городах доля получателей оставалась неизменной на уровне 3,1%», — говорится в докладе.

При этом в странах, входящих в ОЭСР (список состоит из 30 государств, включая страны ЕС, Австралию, Канаду, Южную Корею, Мексику, Новую Зеландию, США и так далее), охват пожилого населения выше, чем в России, он достигает показателя в 11%, а в Швейцарии — 22%. При этом до 40% россиян жалуются на проблемы с получением услуг по уходу.

В ближайшие 80 лет доля населения граждан старше 80 лет (основная целевая группа СДУ) превысит 10% населения, отмечается в документе ВШЭ. По данным ее аналитиков, страны с высоким уровнем доходов преодолеют порог в 10% уже в 2050 году, поэтому, скорее всего, расходы на услуги по долговременному уходу возрастут.

Расходы на СДУ

В настоящее время страны мира тратят в среднем 1,5%-1,6% ВВП на долговременный уход, утверждается в докладе ВШЭ (от 0,3% на Кипре и в Словакии до 4,1% в Нидерландах). В Чехии и Израиле люди с легкой степенью нуждаемости исключены из СДУ, в Великобритании граждане не получают услуги по уходу, но им положены выплаты.

Также власти должны включить в перечень расходов инструменты для борьбы со старением населения. Помимо развития СДУ, эксперты называют гериатрическую помощь, поддержку родственников и вовлечение местных сообществ в оказание социально-бытовой помощи пожилому населению.

«Создание СДУ — императив в условиях старения населения, который уже перестал быть привилегией богатых стран», — сказано в докладе.

Основные источники для СДУ в странах ОЭСР это налоги, взносы на соцстраховку, добровольное частное страхование. При этом власти этих государств берут на себя 90% всех затрат по уходу на дому и около 75%, если человек находится в медицинском учреждении.

СДУ может выбрать один из двух вариантов финансирования: использовать в основном бюджетные средства, либо, наоборот, — меньше зависеть от государства в пользу денег от социального страхования. Для второго варианта следует внедрить «механизмы защиты от непосильных расходов», а именно, со-платежи и частное страхование ухода.

В скандинавских странах уход предоставляется всем нуждающимся, на Кипре, в США, в некоторых регионах Великобритании — только тем, у кого очень низкие доходы. В Австрии, Австралии, Нидерландах, Ирландии и Франции уровень дохода влияет на размер госгарантий.

Россия, которая находится в «условиях жестких бюджетных ограничений», может создать систему, где услуги по уходу будут предоставляться только гражданам с наиболее серьезным дефицитом в самообслуживании, а полностью оплачивать будут лишь ограниченный набор услуг и помощи малоимущим.

Однако это краткосрочная перспектива, в долгосрочной такие «дешевые» системы с ограниченным числом участников оказываются неэффективными, указывают эксперты. В перспективе можно перейти к моделям, которые использует Китай и Южная Корея, где в систему СДУ помимо малоимущих включают средние слои населения, что позволяет увеличить финансирование за счет социального страхования.

Повышение качества медицинских услуг в СДУ

Больница_1

Фотография: Кирилл Кухмарь / ТАСС

В докладе ВШЭ отмечается, что для роста качества ухода в СДУ следует утвердить нормы получения лицензии и аккредитации поставщиками услуг, стандарты ухода СДУ на уровне страны или региона, вопрос контроля за соблюдением этих стандартов и проверок, а также создать систему рейтинга поставщиков услуг.

Кроме того, следует предоставить доступ к этому рынку коммерческим структурам и НКО, что увеличит конкуренцию. При этом защита прав получателей СДУ и уровень качества услуг должны быть приоритетом работы государства в этой сфере.

«И первым шагом на этом пути должно стать создание системы управленческого учета и ее информатизация. Без налаживания системы учета и информационного обмена невозможно точно понимать, что происходит в СДУ, и принимать обоснованные решения», — считают аналитики.

Влияние пандемии на реализацию проекта СДУ

При реализации проекта также важно учесть, какой урон России нанесла пандемия и какие проблемы она выявила. Например, в стране снизилась доступность ухода «в связи с отказами от получения услуг из-за страха заразиться», предложение этих услуг, а также качество медобслуживания.

Кроме того, в странах с высоким уровнем доходов более половины случаев смертей от последствий COVID-19 приходилось на дома престарелых. Во время распространения коронавирусной инфекции были выявлены такие проблемы СДУ, как нехватка персонала, проблема с набором сотрудников, отсутствие единой системы регулирования и финансирования учреждений, слабая связь СДУ с системой здравоохранения, а также хроническое недофинансирование стационарного ухода. Россия тоже должна учитывать эти факторы, подчеркнули эксперты.

Источник: rtvi.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru