В определении общественного здоровья приняты комплексные медико-социальные исследования здоровья населения, в которых учитывается влияние как можно большего числа факторов, их взаимосвязь и ранговая оценка каждого из них. Изучением данных этих медико-социальных исследований общественного здоровья занимается специальная наука – статистика, вернее её составная часть – медицинская статистика.
Назначение статистики, как науки – изучение закономерностей массовых явлений методом обобщающих показателей.
В отличие от статистики вообще, медицинская статистика изучает количественную сторону явлений и процессов в медицине.
В зависимости от степени охвата объекта исследования принято различать сплошное и несплошное статистическое наблюдение. Сплошным называется такое медико-социальное исследование, при котором изучаются все единицы наблюдения объекта исследования, т.е. вся генеральная совокупность. При несплошном исследовании – изучается лишь часть объекта.
Несплошное наблюдение бывает трёх видов:
Медицинская статистика
1. Монографическое описание
2. Метод основного массива
3. Выборочное исследование.
Монографическое исследование – это тщательное, глубокое изучение одного человека, одного учреждения, одного города или села.
Метод основного массива охватывает большую часть единиц изучаемого объекта наблюдения.
Выборочный метод позволяет распространить результаты, полученные на части единиц наблюдения, на всю совокупность.
В здравоохранении статистические методы исследования используют для:
1. Изучения здоровья населения
2. Анализа, оценки и прогнозирования медицинской помощи
3. Специальных научных исследований
Главная задача статистики заключается в установлении закономерностей изучаемых явлений. Характерной же чертой статистики, как общественной науки, является то, что она изучает количественные уровни и соотношения общественной жизни в неразрывной связи с их качественной стороной.
Общественная жизнь выражается различными массовыми явлениями и процессам, состоящими из отдельных элементов. Эти элементы общественной жизни, обладающие определенными признаками сходства и различия, и существующие в известных границах времени и пространства, составляют статистическую совокупность, являющуюся предметом изучения статистики как науки.
Например, смертность – это явление общественной жизни, состоящее из единичных случаев смерти, характеризующихся определенным возрастом умерших, причиной, обстоятельствами и т.п. Умершие люди на определенной территории и в определенное время (месяц, год) составляют статистическую совокупность, которая является основанием для изучения смертности как явления общественной жизни.
В то же время, количественные изменения, закономерности которых устанавливает статистика, совершаются в природе и в обществе постепенно. В определенный момент, достигнув критического уровня, эти количественные изменения вызывают новое качественное состояние явления, процесса, предмета. Например, как изменялась структура смертности населения экономически развитых стран? Постепенно уменьшалось число умерших от одних заболеваний (инфекционных) и также постепенно увеличивалось число умерших от других заболеваний (сердечно-сосудистых). В определенный момент умершие от сердечно-сосудистых заболеваний вышли на первое место в структуре причин смертности.
Основы медицинской статистики. Как выбрать нужный статистический критерий?
Причинные взаимосвязи в обществе не единичные, они многообразны. Связи между явлениями и процессами в обществе могут быть временные, корреляционные, пространственные и другие. Статистика изучает все эти взаимосвязи.
Статистика изучает общественные явления в процессе развития, которое является диалектическим единством возможности и действительности. Как известно, возможность превращаться в действительность также при наличии определённых условий. Например, возможно снизить заболеваемость в каком-либо коллективе, если провести комплекс оздоровительных мероприятий. Изучением же влияния этих проводимых мероприятий на состояние здоровья коллектива и занимается статистика.
Так зачем же нужно изучать статистику в медицинских ВУЗах, зачем она нужна врачам и научным работникам? Ответить на этот вопрос можно следующим образом:
1. Знание медицинской статистики необходимо для понимания медико-биологических научных дисциплин, а также для эффективной работы в любой области здравоохранения;
2. Знание статистики нужно для понимания логики, которая лежит в основе диагностики, лечения и прогноза различных заболеваний, для уяснения того, что медицина в значительной степени вероятностна;
3. Работникам здравоохранения необходимо знать и понимать статистические и эпидемиологические факторы, чтобы давать своим пациентам наилучшие рекомендации по профилактике и лечению различных заболеваний;
4. Медицинские работники должны знать, как полученные данные медицинской статистики могут и должны использоваться, чтобы повысить уровень своей работы, улучшить организацию медицинской помощи населению;
5. Руководителям здравоохранения надо знать, как интерпретировать статистические данные, описывать проблемы здравоохранения, распоряжаться ресурсами здравоохранения;
6. Изучение статистики должно способствовать развитию у студентов и врачей критических взглядов, дедуктивных и индуктивных способностей (дедукция – от общего к частному; индукция – от частного к общему);
7. Статистика также выполняет информативную роль в медицине, являясь средством лучшего понимания и использования других дисциплин.
Таким образом, медицинская статистика, являясь разделом общественного здоровья и здравоохранения, в свою очередь состоит из статистики здоровья и статистики здравоохранения. Первая (статистика здоровья) изучает здоровье общества в целом и отдельных его групп, устанавливает зависимость здоровья от различных факторов социальной среды. Вторая (статистика здравоохранения) — анализирует данные о сети медицинских и санитарных учреждений, их деятельности и кадрах, оценивает эффективность различных организационных мероприятий по профилактике и лечению болезней. Именно поэтому статистика и статистический метод широко используются врачами в практической и научной работе, что диктует необходимость углубленного изучения данной дисциплины в медицинских ВУЗах на кафедрах общественного здоровья и здравоохранения.
Методические основы медицинской статистики рассматривают человеческий организм с позиции целостности и единства с условиями окружающей среды, а все явления человеческой жизни – как социально обусловленные.
Успех в медико-статистическом исследовании обусловлен, прежде всего, знанием сущности изучаемого вопроса или проблемы, а также знанием теории и практики медицинской статистики, т.е. правомерностью и целесообразностью применяемых статистических методик. Предметом статистического исследования в области здравоохранения могут быть деятельность медицинских учреждений, вопросы кадров, санитарно-гигиенические условия труда, быта, заболеваемость, рождаемость, смертность, физическое развитие населения, результаты лечебно-оздоровительных мероприятий и т.д.
Любое статистическое исследование, независимо от его типа, должно проводиться в определенной последовательности и поэтапно. Принято различать следующие этапы статистического медико-социального исследования:
1. Подготовительный (организационный) этап, включающий в себя составление плана и программы исследования.
2. Этап сбора медико-социальной информации: сбор материала (регистрация, сбор информации).
3. Обработка информации: сведение материала в таблицы с применением системы группировок и обобщающих показателей, разработка материала.
4. Анализ полученных данных, их литературное и графическое оформление.
5. Разработка рекомендаций и управленческих решений; внедрение их в практику и оценка эффективности.
Организация статистического исследования начинается с составления плана (где, когда, кем, в каком объёме будет проводиться исследование). При составлении плана определяется объект и пути оформления исследования, время и методику его проведения, а также исполнителей и финансирование работы.
Программа статистического исследования – это перечень четко сформулированных вопросов, на которые необходимо получить ответы на основании различных видов наблюдения (непосредственное наблюдение, опрос, эксперимент, выкопировка, из первичной учетной документации). Кроме того, в подготовительный период составляется программа разработки данных и программа анализа полученных результатов. Уже в самом начале следует определить, на решение какой проблемы и на получение какого результата ориентируется данное исследование, т.е. сформулировать цель. Цель определяет преимущественную ориентацию исследования (прикладную или теоретическую – фундаментальную), от которой зависит вся логика его проведения. Она должна быть ясной не только автору, но и представителям других специальностей и профессий.
Название темы должно соответствовать цели исследования и обычно формулируется одним предложением.
Для раскрытия поставленной цели необходимо определить задачи исследования. Задачи формулируются в соответствии с целью исследования.
Следующей операцией подготовительного этапа является формулировка гипотез. Гипотезу следует формулировать ясно, лаконично. Важное требование, предъявляемое к гипотезам – это возможность проверить их в процессе исследования. Результаты исследования могут подтверждать, корректировать или опровергать выдвинутые гипотезы.
До начала сбора материала необходимо определить объект и единицу наблюдения.
Под объектом медико-социального исследования понимается статистическая совокупность, состоящая из относительно однородных отдельных явлений (единиц наблюдения), взятых вместе в известных границах времени и пространства.
Единица наблюдения (счётная единица) – это составная часть, первичный элемент статистической совокупности, наделённый всеми признаками, подлежащим изучению и регистрации. При этом исследуемые признаки подразделяются на существенные и несущественные с выделением качественной и количественной сторон явления.
К количественным признакам относятся такие варианты, которые отличаются друг от друга определенной величиной (возраст, рост, вес).
К качественным признакам относятся такие, которые позволяют различать единицы наблюдения по содержанию (так, например, профессии различаются по характеру труда).
Кроме того, на подготовительном этапе составляется и тиражируется статистическая карта (анкета), куда в период сбора материала будет заноситься вся информация.
Одно из важных мест на этапе подготовки принадлежит выбору метода формирования статистической совокупности, т.е. методу отбора единиц наблюдения, а также методу сбора статистической информации о единице наблюдения.
На втором этапе (сбор материала) основное внимание следует обратить на соблюдение регистрации, охват всех включенных в исследование единиц наблюдения, достоверность собираемых данных. Нельзя нарушать порядок отбора единиц, пропускать, исключать отдельные случаи, подменять одни единицы наблюдения другими.
В процессе сбора данных необходимо периодически оценивать качество собранных материалов, контролировать соблюдение принятых на организационном этапе правил и принципов, что позволит собрать доброкачественный статистический материал.
Третий этап медико-социального исследования (этап обработки информации) включает в себя три подэтапа:
1. Группировку данных;
2. Статистическую сводку;
3. Обработку данных.
Под группировкой понимается распределение статистической совокупности на однородные группы по одному (простая группировка) или нескольким (комбинированная группировка) признакам. Группировка может быть первичной, когда ряды строятся непосредственно из единиц наблюдения и вторичной, когда производится подгруппировка уже сгруппированного материала.
В медико-социальных исследованиях используются самые разнообразные группировки – по социально-демографическим признакам (возраст, пол, семейное положение), по климатогеографическим признакам (сезон, место жительства), по социально-экономическим признакам (профессия, должность, образование, доход), по состоянию здоровья (классы МКБ, группы здоровья, группы риска), по типам учреждений (поликлиника, стационар, диспансер).
Статистическая сводка – это многоэтапная операция подсчета итоговых и групповых данных и внесение их в таблицы. Результаты сводки данных фиксируются в статистических таблицах.
Обработка данных. После того, как в таблицы внесены абсолютные величины, для дальнейшего анализа материала необходимо произвести расчеты статистических коэффициентов и средних величин в соответствии с программой исследования.
Четвертый этап анализа полученных данных, их литературного и графического оформления проводится после получения статистических коэффициентов и средних величин. Для этого используется ряд математико-статистических методов медицинской статистики. Заканчивается данный этап построением графических изображений, формулировкой выводов и литературным оформлением материала.
Принято различать следующие основные типы графических изображений:
1. Диаграмма – графическое изображение статистических величин с помощью различных геометрических фигур и знаков;
2. Картограмма – это географическая карта или её схема, на которой различной краской или штриховкой изображена степень распространения какого-либо явления на различных участках территории;
3. Картодиаграмма – это такое графическое изображение, когда на географическую карту или её схему наносятся статистические данные в виде столбиковых, секторных, фигурных и других диаграмм.
Диаграммы чаще используются в медико-социальных исследованиях, в то время, как картограммы и картодиаграммы – в медико-географических исследованиях.
Пятый этап – разработки рекомендаций и управленческих решений, внедрения их в практику и оценка эффективности.
В зависимости от цели и задач исследования возможны различные варианты практического использования результатов работ:
1. Ознакомление с результатами широкой аудитории врачей (лекция, доклад);
2. Подготовка приказа, методических указаний, инструкций (на уровне учреждения, района, города, области, республики);
3. Проведение реорганизаций деятельности медицинского учреждения;
4. Оформление в виде рационализаторского предложения, изобретения, открытия;
5. Публикации в печати (статьи, монографии, тезисы и т.д.)
Основными методическими требованиями при проведении медико-социального исследования является их проведение в определенных общественных группах населения, объединенных каким-либо общим социальным или возрастно-биологическим признаком.
Программа каждого исследования должна включать два раздела:
1. Характеристика состояния здоровья по всем возможным или некоторым показателям;
2. Характеристика условий и образа жизни изучаемой группы.
Информацию о состоянии здоровья можно получить из трёх источников:
1. Данные официальной статистики государственных учреждений и организаций;
2. Выкопировка данных из первичной медицинской документации;
3. Непосредственное наблюдение (осмотр).
Основные сведения об условиях и образе жизни могут быть получены следующими способами:
1. Анкетирование (заочный опрос);
2. Интервьюирование (очный опрос);
3. Комбинация этих методов (анкета-интервью);
4. Метод наблюдения;
5. Экспертно-монографический метод (с параллельным изучением местных особенностей типичного объекта);
6. Бюджетный метод.
Воспользуйтесь поиском по сайту:
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2023 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с) .
Источник: studopedia.org
Медицинская статистика — это. Понятие и задачи медицинской статистики
Медицинская статистика — это наука, которая изучает количественную составляющую массовых явлений и процессов в обществе в неразрывной связи с их качественными характеристиками в определенных условиях места и времени. Данная универсальная наука охватывает абсолютно все сферы человеческой деятельности. Медицинская или по-другому санитарная статистика занимается изучением количественной стороны явлений, а кроме того, процессов, которые связаны со сферой здравоохранения и гигиены. Подробнее о медицинской статистике, а также о ее задачах пойдет речь далее.
Разделы медицинской статистики
Медицинская статистика — это наука, в которой выделяют три следующих раздела:
- Статистика, связанная со здоровьем населения. Этот раздел занимается изучением состояния здоровья всего населения в целом. Также он затрагивает его отдельные группы. Сведения, как правило, собираются посредством проведения статистических анализов, а кроме того, сбора данных о составе и общей численности населения. При этом строго учитывается воспроизводство населения, а также его естественное движение наряду с физическим развитием, распространенностью различных болезней, продолжительностью жизни и так далее. Оценку показателей здоровья населения проводят, сопоставляя данные с общепринятым оценочным уровнем. В частности в динамике наблюдаются сведения, которые получаются по различным регионам.
- Это медицинская статистика в области здравоохранения. Раздел занимается решением вопросов по сбору, обработке и анализу информации обо всех учреждениях здравоохранения. При этом учитываются такие параметры, как размещение данных организаций, их оснащение, деятельность и кадры. В отношении кадров собирают информацию об общей численности врачей, а кроме того, о среднем и младшем медицинском персонале, а также о распределении лиц, согласно их непосредственным специальностям и длительности стажа работы. В отношении кадров также собираются сведения о прохождении переподготовки и так далее. В рамках проведения анализа деятельности лечебно-профилактических организаций выполняется сопоставление полученной информации с нормативными уровнями.
- Клиническая статистика в медицине является разделом, который следит за использованием методик в рамках обработки экспериментальных, а кроме того, лабораторных результатов исследований. Такая статистика дает возможность с количественной точки зрения оценивать достоверность полученных результатов проведенного исследования. Благодаря ей удается решать и ряд других задач, к примеру, речь идет об определении объемов необходимого количества наблюдений во время выборочных исследований, формировании экспериментальной и контрольной группы, об изучении наличия корреляционных и регрессионных взаимосвязей, а также об устранении качественной неоднородности групп и так далее.
Медицинская статистика и ее задачи
Медицинская статистика — это раздел науки, который преследует ряд определенных задач, среди которых необходимо называть следующие:
- Изучение состояния здоровья всего населения в целом.
- Осуществление анализа критерия количественной характеристики здоровья в обществе.
- Установление связи между показателями состояния здоровья и разными факторами социальной и природной среды.
- Оценивание влияния факторов природной и общественной среды на уровень здоровья населения. Какие еще задачи медицинской статистики известны?
- Изучение вопросов материальной и технической базы в системе здравоохранения.
- Проведение анализа деятельности лечебно-профилактических организаций.
- Оценивание медицинской и социальной, а кроме того, экономической эффективности, которая достигается в рамках лечебных, противоэпидемических и профилактических мероприятий.
- Применение статистических методик при выполнении клинических, а кроме того, экспериментальных медицинских и биологических исследований.
Методика социальной диагностики
Статистику в медицине считают методикой социальной диагностики, так как она дает возможность предоставить оценку общего состояния здоровья всего населения в стране или в регионе. На этой основе разрабатываются меры, которые направляются на улучшение здоровья общества. Наиболее важным принципом медицинской статистики выступает ее применение для изучения не единичных, а именно массовых явлений. Благодаря этому удается выявить общие закономерности таких явлений. Данные закономерности можно наблюдать, как правило, при изучении общей статистической совокупности.
Статистика как ведущий метод в медицине
Медицина остро нуждается в проведении статистических исследований. Благодаря таким исследованиям удается управлению здравоохранения добиваться следующих результатов:
- Происходит количественное измерение показателей здоровья населения.
- Устанавливаются показатели деятельности медицинских организаций.
- Определяется сила влияния тех или иных факторов на здоровье населения.
- Определяется эффективность проведения лечения.
- Устанавливается эффективность осуществления оздоровительных мероприятий.
- Происходит оценивание динамики показателей здоровья, благодаря чему удается их прогнозировать.
- Получаются необходимые сведения, которые требуются для разработки норм, а кроме того, нормативов здравоохранения.
Объективные законы действительности
Непосредственно санитарная статистика предполагает следующие объективные законы действительности:
- Закономерность больших чисел. Подобные закономерности наиболее четко могут проявляться при большом количестве всевозможных наблюдений.
- Теория вероятности. Данная теория лежит в основании выборочных методик исследования. Суть заключается в создании одинаковых условий для того, чтобы материал был отобран и изучен.
Чем еще занимается эта отраслевая статистика?
Уровни оценки состояния здоровья населения
Выделяют следующие уровни оценивания здоровья в рамках медицинско-социальных исследований:
- Индивидуальный. В данном случае речь идет непосредственно о состоянии здоровья отдельно взятого человека.
- Групповой. Этот уровень предполагает исследование общей картины здоровья в социальных и этнических группах.
- Региональный. Данный уровень предоставляет сведения о здоровье на площади административных территорий.
- Общественный. Этот уровень является глобальным и занимается изучением популяции. Управление здравоохранения крайне заинтересовано в этом.
Общественное здоровье: задачи науки
Наука в сфере общественного здоровья преследует следующие цели:
- Изучение и наблюдение влияния медицинских, а также социальных факторов, наряду с условиями и образом жизни, на здоровье различных категорий населения.
- Составление научно обоснованных рекомендаций в целях предупреждения и устранения неблагоприятных медицинских и социальных условий. А кроме того, факторов и оздоровительных мероприятий для общего усовершенствования уровня здоровья населения.
Для чего еще нужна медико-санитарная статистика?
- Составление рекомендаций для практических органов и организаций в сфере здравоохранения в рамках нормативно-кадрового обеспечения, планирования и прогнозирования деятельности отдельно взятых специалистов и учреждений. Помимо этого, рекомендации составляются в отношении организаций медицинской помощи, а кроме того, санитарного и эпидемического благополучия. Параллельно анализируются основы организационных и экономических форм медицинского страхования наряду с менеджментом, маркетингом и моделированием клинических услуг для населения.
- В бюро медицинской статистики производится оценивание критериев общественного здоровья наряду с качеством предоставления медицинской помощи и ее оптимизацией.
Виды медицинско-социальных исследований
Приемы проведения медицинско-социальных исследований в области статистики предполагают использование следующих методов сбора информации:
- Исторический метод.
- Динамическое наблюдение.
- Санитарно-статистический прием. Данный метод исследования является основным.
- Выполнение медицинско-социологического анализа.
- Сбор экспертных оценок.
- Проведение системного анализа.
- Осуществление организационных экспериментов.
- Использование планово-нормативной методики.
Предмет и объект медицинско-социальных исследований
Предметом медицинской статистики являются:
- Изучение общественного здоровья (состояние здоровья определенной территории, факторы риска вредного производства и др.).
- Научно-исследовательская работа (проведение научных исследований, написание научных работ, организация научно-практических конференций, симпозиумов, семинаров и др.).
- Изучение деятельности учреждений здравоохранения (качество работы территориальной поликлиники, эффективность деятельности диспансера, оборот коек стационара и др.).
- Работа над методикой проведения медико-статистических исследований.
Непосредственно объектами медицинско-социальных исследований выступают:
- Население административных территорий. В данном случае речь идет о пациентах, которые страдают определенной нозологией.
- Отдельные организации. В этом случае подразумеваются всевозможные поликлиники наряду со стационарами, диагностическими центрами, специализированными службами, промышленными предприятиями, учреждениями здравоохранения и тому подобное.
- Органы в системе здравоохранения, например, различные министерства наряду с агентствами, комитетами, отделами, секторами и так далее.
- Объекты окружающей среды. Под такими объектами имеются в виду водоемы наряду с участками растительных насаждений, сельскохозяйственными владениями и тому подобное.
- Общие, а кроме того, специфические факторы, влияющие на риск появления различных заболеваний. К таким факторам относят экологическое неблагополучие наряду с вредным производством, механическими, химическими и физическими предпосылками.
Источник: fb.ru
Организация медицинского исследования, этапы. Характеристика плана и программы медицинского исследования. Статистическое наблюдение. Методы сбора статистической информации.
Статистическое исследование (СИ) позволяет получить представление о том или ином явлении, изучить его размер, уровень, выявить закономерности. Предметом СИ могут быть здоровье населения, организация медицинской помощи, факторы внешней среды, влияющие на здоровье и т.д.
При проведении СИ могут быть использованы 2 методических подхода:
1) изучение интенсивности явления в среде, распространенности явления, выявление тенденций состояния здоровья населения — проводятся на генеральных совокупностях или достаточно больших по численности выборочных совокупностях, позволяющих получить интенсивные показатели и обоснованно перенести полученные данные на всю генеральную совокупность
2) проведение строго спланированных исследований по изучению отдельных факторов без выявления интенсивности явления в среде — проводятся, как правило, на небольших по численности совокупностях с целью выявления новых факторов, изучения неизвестных или малоизвестных причинно-следственных связей
Этапы статистического исследования:
1 этап. Составление плана и программы исследования — является подготовительным, на нем определяется цель и задачи исследования, составляется план и программа исследования, разрабатывается программа сводки статистического материала и решаются организационные вопросы.
а) цель и задачи исследования должны быть четко сформулированы; цель определяет основное направление исследования и носит, как правило, не только теоретический, но и практический характер, она формулируется ясно, четко, недвусмысленно; для раскрытия поставленной цели определяются задачи исследования.
б) необходимо изучить по данной теме литературу.
в) необходимо разработать организационный план — предусматривает определение 1) места (административно-территориальных границ наблюдения), 2) времени (конкретных сроков осуществления наблюдения, проведения разработки и анализа материала) и 3) субъекта исследования (организаторов, исполнителей, методического и организационного руководства, источников финансирования исследования).
г) разработка плана исследования — включает определение:
— объекта исследования (статистической совокупности);
— объема исследования (сплошное, несплошное);
— видов (текущее, единовременное);
— способов сбора статистической информации.
д) необходимо составить программу исследования (наблюдения) — включает:
— определение единицы наблюдения;
— перечень вопросов (учетных признаков), подлежащих регистрации в отношении каждой единицы наблюдения
— разработку индивидуального учетного (регистрационного) бланка с перечнем вопросов и признаков, подлежащих учету;
— разработку макетов таблиц, в которые затем вносятся результаты исследования.
На каждую единицу наблюдения заполняется отдельный бланк, он содержит паспортную часть, четко сформулированные, поставленные в определенной последовательности вопросы программы и дату заполнения документа. В качестве учетных бланков могут быть использованы применяемые в практике лечебно-профилактических учреждений учетные медицинские формы.
Источниками получения информации могут служить другие медицинские документы (истории болезни, и индивидуальные карты амбулаторного больного, истории развития ребенка, истории родов), отчетные формы лечебно-профилактических учреждений и др.
В настоящее время в связи с машинной обработкой результатов наблюдения с использованием ЭВМ вопросы программы могут быть формализованы, когда вопросы в учетном документе ставятся в виде альтернативы (да, нет), или предлагаются уже готовые ответы, из которых следует выбрать определенный ответ.
е) необходимо составить программу сводки полученных данных, которая включает установление принципов группировки, выделение группировочных признаков, определение комбинаций этих признаков, составление макетов статистических таблиц.
2 этап. Сбор материала (статистическое наблюдение) — — заключается в регистрации отдельных случаев изучаемого явления и характеризующих их учетных признаков в регистрационные бланки. Перед и в ходе выполнения этой работы проводится инструктаж (устный или письменный) исполнителей наблюдения, обеспечение их формами регистрации.
Статистическое наблюдение может быть:
1) текущим — явление изучается за какой-то отдельный период времени (неделю, квартал, год и т.д.) путем повседневной регистрации явления по мере возникновения каждого случая (учет числа родившихся, умерших, заболевших, выписанных из стационара). Так учитываются быстро меняющиеся явления.
2) единовременным — статистические данные собираются на определенный (критический) момент времени (перепись населения, изучение физического развития детей, профилактические осмотры населения). Единовременная регистрация отражает состояние явления на момент изучения, используется для изучения медленно меняющихся явлений.
Выбор вида наблюдения по времени определяется целью и задачами исследования (характеристику госпитализированных больных можно получить в результате текущей регистрации выбывших из стационара — текущее наблюдение или путем однодневной переписи больных, находящихся в стационаре — единовременное наблюдение).
б) в зависимости от полноты охвата изучаемого явления:
1) сплошное — изучаются все входящие в состав совокупности единицы наблюдения, т.е. генеральная совокупность. Проводят с целью установления абсолютных размеров явления (общей численности населения, общего количества родившихся или умерших). Применяется и в тех случаях, когда сведения необходимы для оперативной работы (учет инфекционной заболеваемости, нагрузка врачей и др.)
2) несплошное — изучается лишь часть генеральной совокупности, делится на несколько видов:
1. монографический метод — дает детальное описание отдельных характерных в каком-либо отношении единиц совокупности и глубокое, всестороннее описание объектов.
2. метод основного массива — предполагает изучение тех объектов, в которых сосредоточено значительное большинство единиц наблюдения. Недостатком этого метода является то, что остается неохваченной исследованием часть совокупности, хотя и небольшая по размерам, но которая может значительно отличаться от основного массива.
3. анкетный метод — это сбор статистических данных с помощью специально разработанных анкет, адресованных определенному кругу лиц. Это исследование основано на принципе добровольности, поэтому возврат анкет зачастую бывает неполным. Нередко ответы на поставленные вопросы носят отпечаток субъективности и случайности. Этот метод применяется для получения приблизительной характеристики изучаемого явления.
4. выборочный метод — самый распространенный метод, сводится к исследованию некоторой специально отобранной части единиц наблюдения для характеристики всей генеральной совокупности. Преимуществом этого метода является получение результатов высокой степени надежности, а также значительно более низкая стоимость. В исследовании занято меньшее число исполнителей, кроме того он требует меньших затрат времени. В медицинской статистике роль и место выборочного метода особенно велики, поскольку медицинские работники имеют дело обычно только с частью изучаемого явления (изучают группу больных с тем или иным заболеванием, анализируют работу отдельных подразделений).
в) по способу получения сведений в ходе проведения и характеру его осуществления
1. непосредственное наблюдение (клинический осмотр больных, проведение лабораторных, инструментальных исследований, антропометрические измерения и т. п.)
2. социологические методы: метод интервью (очный опрос), анкетирование (заочный опрос — анонимный или неанонимный) и др.;
3. документальное исследование (выкопировка сведений из учетно-отчетных медицинских документов, сведения официальной статистики учреждений и организаций.)
3 этап. Разработка материала, статистическая группировка и сводка — начинается с проверки и уточнения числа наблюдений, полноты и правильности полученных сведений, выявлении и устранении ошибок, дубликатов записей и т. д.
Для правильной разработки материала применяется шифровка первичных учетных документов, т.е. обозначение каждого признака и его группы знаком — буквенным или цифровым. Шифровка — это технический прием, облегчающий и ускоряющий разработку материала, повышающий качество, точность разработки. Шифры — условные обозначения — вырабатываются произвольно. При шифровке диагнозов рекомендуется пользоваться международной номенклатурой и классификацией болезней; при шифровке профессий — словарем профессий.
Преимуществом шифровки является то, что при необходимости после окончания основной разработки можно вернуться к материалу для разработки с целью выяснения новых связей и зависимостей. Зашифрованный учетный материал позволяет сделать это легче и быстрее, чем незашифрованный. После проверки проводится группировка признаков.
Группировка — расчленение совокупности изучаемых данных на однородные, типичные группы по наиболее существенным признакам. Группировка может проводиться по качественным и количественным признакам. Выбор группировочного признака зависит от характера изучаемой совокупности и задач исследования.
Типологическая группировка производится по качественным (описательным, атрибутивным) признакам, например, по полу, профессии, группам болезни, тяжести течения болезни, послеоперационным осложнениям и т. д.
Группировка по количественным (вариационным) признакам проводится на основании числовых размеров признака, например, по возрасту, длительности заболевания, продолжительности лечения и т.д. Количественная группировка требует решения вопроса о величине группировочного интервала: интервал может быть равным, а в ряде случаев — неравный, даже включать так называемые открытые группы.
Например, при группировке по возрасту могут быть определены открытые группы: до 1 года. 50 лет и старше.
При определении числа групп исходят из цели и задач исследования. Необходимо, чтобы группировки могли вскрыть закономерности изучаемого явления. Большое число групп может привести к чрезмерному дроблению материала, ненужной детализации. Малое число групп приводит к затушевыванию характерных черт.
Рекомендуется следующее число групп:
Источник: studfile.net