Крепкое здоровье и долгая жизнь: что для этого нужно?
В прошлом году наша страна поставила исторический рекорд: впервые за все время статистических наблюдений средняя продолжительность жизни в России составила почти 73 года (72,7 года). А к 2030 году перед Россией стоит задача войти в «клуб стран 80+». Разумеется, речь идет о здоровом долголетии – чтобы в зрелом, «серебряном» возрасте человек сохранял бодрость, хорошее самочувствие и мог радоваться жизни, а не страдать от тяжелых заболеваний.
Для достижения таких целей нужны встречные усилия: с одной стороны, необходимые меры для оздоровления населения должно принимать государство, с другой – активное долголетие невозможно без повышения внимания самих людей к собственному здоровью, подчеркивают эксперты.
Министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова:
— К 2025 году нам нужно увеличить долю граждан, приверженных к здоровому образу жизни, до 60%. Одновременно нужно снизить потребление табака среди взрослого населения до 27%, алкоголя на душу среди взрослого населения – до 10 литров в год.
Метод сбережения здоровья
ЧТО ТАКОЕ «ЗОЖ» НА САМОМ ДЕЛЕ
Впервые в России Минздрав создает систему общественного здоровья, то есть систему мотивирования к ведению здорового образа жизни, а значит – увеличения продолжительности и повышения качества жизни. Обязательная составляющая такой системы – мотивирование каждого человека, приобщение к культуре здорового образа жизни. Причем важно, чтобы подход к ЗОЖ был разумным, без излишнего фанатизма, не нес с собой мучительных ограничений, которые могут вместо пользы еще больше увеличить повседневный стресс. Как же выглядит «правильный» ЗОЖ?
«Из очень многих параметров мы выделили пять, на основе которых сформировали «индекс приверженности ЗОЖ», – рассказала журналистам директор Национального медицинского исследовательского центра профилактической медицины, доктор медицинских наук Оксана Драпкина. По ее словам, главные компоненты ЗОЖ такие:
2) Иметь в рационе овощи и фрукты – желательно более 400 г в день.
3) Не увлекаться солью – суточная норма не более 5 г, включая соль в составе готовых блюд.
4) Не злоупотреблять алкоголем (риски смертности от всех причин достоверно повышаются при потреблении более 30 мл этанола в день, а потребление более 60 мл этанола считается опасным злоупотреблением).
5) Быть физически активным, для чего требуется не менее 1 часа в день ходьбы или хотя бы 30 минут интенсивной нагрузки ежедневно.
Соблюдение этих относительно простых правил четко ассоциируется со снижением смертности от всех сердечно-сосудистых заболеваний, отметила Оксана Драпкина .
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ)определяет здоровый образ жизни так: это поведение и мышление человека, обеспечивающие ему охрану и укрепление здоровья; индивидуальная система привычек, система жизни, позволяющая сохранить здоровье на безопасном уровне. Словом, для того, чтобы человек начал вести здоровый образ жизни и стал на путь к активному долголетию, нужна в первую очередь именно мотивация, осознание необходимости и готовность соблюдать те самые правила, которые позволят чувствовать себя безопасно и решать все необходимые повседневные задачи.
Очень важно знать и соблюдать правила здорового образа жизни
Также ВОЗ выделяет четыре наиболее распространенных фактора, которые отрицательно влияют на здоровье человека, если он игнорирует ЗОЖ и его жизнь организована неправильно:
— Психоэмоциональные перегрузки (то есть стрессы).
— Недостаточная физическая активность.
— Нерациональное питание и связанная с этим избыточная масса тела.
— Вредные привычки: курение, злоупотребление алкоголем, наркомания.
ЗАКОНЫ В ПОМОЩЬ
Безусловно, поведение человека формируется во многом под влиянием внешней среды, в том числе в рамках правил, установленных государством. Поэтому важную роль в мотивации к ЗОЖ играет законодательство, поясняют эксперты. При этом может действовать «врачебный принцип»: во время лечения бывает больно и неприятно, но его цель – выздоровление. Точно так же некоторые законодательные меры для распространения ЗОЖ могут изначально не вызывать полного одобрения у граждан, но результаты подтверждают, что решение было верным и принесло ощутимую пользу.
В нашей стране ярким примером такой ситуации стало принятие разработанного Минздравом РФ знаменитогозакона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Изначально встречались протесты против ограничения курения в общественных местах и других норм (немалую роль в подогреве «народного возмущения» сыграли табачные лоббисты), а сегодня Россия – один из признанных мировых лидеров в борьбе с табакокурением: с 2009 по 2016 год распространенность курения в РФ снизилась на 22%. Не случайно именно России было доверено председательствовать на седьмой сессии Конференции сторон рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака, которая прошла в 2017 г. в Индии .
«Уже сейчас мы получаем данные о том, что стала снижаться заболеваемость неинфекционными заболеваниями, связанными именно с потреблением табака, уменьшилось число курящих подростков, снизилось количество курящих взрослых. Все это следствие грамотной работы министерства, правительства, Государственной Думы по продвижению правильных законов», – отметила в одном из интервьюглавный научный сотрудник НИИ организации и информатизации здравоохранения, доктор медицинских наук, профессор Галина Сахарова. По ее словам, благодаря одному только запрету курения на рабочих местах и в местах общественного питания, 20 млн некурящих людей были освобождены от пассивного курения, которое тоже является фактором серьезного риска для здоровья.
СНИЗИТЬ ДОСТУПНОСТЬ АЛКОГОЛЯ
Кроме снижения распространенности курения в России сократилось потребление спиртного на душу населения – почти на 40% с 2006 г., сообщает Минздрав. Таких результатов удалось достичь в том числе благодаря запрету на продажу алкоголя на объектах культуры и спорта, в образовательных и медицинских организациях. В целом работа по снижению масштабов злоупотребления небезопасной продукцией (табаком и алкоголем) проводится в рамках концепции, рассчитанной до 2020 года, поясняют в ведомстве. Документ в числе прочих мер предполагает запрет на розничную продажу спиртного с 23.00 до 08.00. Также Министерство здравоохранения приветствует инициативы, связанные с ужесточением контроля за оборотом этилового спирта, увеличением ставки акциза на алкоголь и с ограничением доступности таких напитков для населения.
ЦИФРЫ И ФАКТЫ
Системная работа, проведенная Минздравом совместно с другими ведомствами и региональными властями, позволила за прошедшие годы существенно сократить потребление алкоголя на душу населения – почти на 40%; табака – у взрослых на 22%, а у подростков в 2,5 раза; тогда как число людей, регулярно занимающихся физкультурой и спортом, увеличилось до 34%.
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ЦЕНТРЫ ЗДОРОВЬЯ И НА ДИСПАНСЕРИЗАЦИЮ!
Наряду с законодательством, безусловно, важны фактические условия для ведения здорового образа жизни, а также необходимая инфраструктура. И в этом направлении Минздрав тоже последовательно принимает серьезные меры, отмечают эксперты.
Так, сейчас в России завершается создание основных элементов инфраструктуры региональной системы профилактики неинфекционных заболеваний и формирования ЗОЖ. Общим методическим сопровождением занимается Национальный медицинский исследовательский центр профилактической медицины Минздрава России.
Ядром системы в регионах выступают региональные центры медицинской профилактики, а непосредственно с населением работают центры здоровья и отделения (кабинеты) медицинской профилактики на базе поликлиник. По последним данным, в нашей стране действует более 750 центров здоровья, из них более 230 – для детей (полный список адресов в разных регионах можно найти на сайтеtakzdorovo.ru). За 2017 г. такие центры посетили более 4,5 млн человек, в том числе детьми – около 1,2 млн посещений. При этом в Минздраве планируют существенно расширить функционал центров здоровья на следующем этапе создания системы.
Мощным направлением профилактики тяжелых заболеваний и повышения мотивации к здоровому образу жизни стала также всеобщая бесплатная диспансеризация. «С 2013 года мы возобновили на современном уровне массовые профилактические скрининги здоровья, – напомнила в одном из выступлений Вероника Скворцова. – В 2017 году диспансеризацию прошли 48,5 млн человек – детей и взрослых».
Главные достижения профилактики
— Благодаря регулярным профилактическим обследованиям значительно улучшилось выявление факторов риска инфарктов и инсультов, что повышает возможность предотвращать сосудистые катастрофы.
— В 1,6 раза увеличилось число людей с артериальной гипертензией, поддерживающих артериальное давление на целевых значениях, в 3,5 раза – число нормализующих гиперхолестеринемию, то есть снижающих опасно высокий уровень холестерина в крови.
— С помощью активного онкопоиска около 56% всех злокачественных новообразований были выявлены у россиян на 1-2 стадиях, в результате 5-летняя выживаемость пациентов выросла почти до 54%.
С января 2018 г. введен новый порядок диспансеризации. Основная цель диспансеризации – раннее выявление неинфекционных заболеваний, являющихся основными причинами преждевременной смертности и инвалидности россиян, и факторов риска их развития. При подготовке нового порядка были использованы самые передовые международные достижения, в том числе в области онкоскрининга; а в целях продления активного долголетия проводится специальное анкетирование граждан старших возрастных групп на раннее выявление возраст-ассоциированных заболеваний, поясняют в Минздраве (подробнее об этом читайте в разделе «Здоровье» на сайтеkp.ru).
Еще один важный момент – создание условий для ведения гражданами ЗОЖ. Это и доступность занятий спортом, и создание городской инфраструктуры, парков, контроль состояния воздуха, воды, почвы и много других параметров, поясняет директор НМИЦ профилактической медицины Оксана Драпкина. Разумеется, обеспечить все условия одному Минздраву не под силу. Поэтому министерство подготовило проект межведомственной стратегии, основанной на принципах ВОЗ. В документе под названием «Стратегия формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний» перечислены конкретные задачи, которые нужно выполнить, чтобы привить людям стремление к ЗОЖ и создать условия для ведения такого образа жизни.
УЗНАТЬ И НАУЧИТЬСЯ
Одна из главных ценностей для современного человека – информация. Чтобы россияне могли получать достоверные сведения о правилах ЗОЖ, опасностях в случае их несоблюдения, о возможностях для поддержания здорового образа жизни, и чтобы усиливалась мотивация более внимательно относиться к своему здоровью, в нашей стране в последние годы на государственном уровне активно ведется информационно-просветительская работа.
Эксперты выделяют и рекомендуют в первую очередь использовать специальные информационные ресурсы, разработанные и действующие под эгидой Минздрава Россииhttp://www.takzdorovo.ru/:
— Единый информационный ресурс о принципах и способах ведения здорового образа жизни, также включающий материалы, посвященные проблеме сердечно-сосудистых заболеваний: www.takzdorovo.ru
— Круглосуточная бесплатная «Горячая линия», предоставляющая консультации по вопросам здорового питания, физической активности, отказа от табака, рисков потребления алкоголя, рисков потребления наркотиков, работы центров здоровья. Телефон «Горячей линии»: 8 800 200 0 200.
— Интернет-портал по профилактике ВИЧ -инфекции, вирусных гепатитов В и С: o-spide.ru
ПОРАБОТАТЬ НА «ФАБРИКЕ ЗДОРОВЬЯ»
Также Министерство здравоохранения разрабатывает и тестирует различные форматы коммуникаций, которые позволили бы максимально эффективно доносить информацию, заинтересовывать людей и стимулировать их вести здоровый образ жизни. Среди наиболее известных проектов – «Фабрика здоровья» (совместно с Фондом «Общественное мнение»): сайт фабриказдоровья2015.рф посетили более 10 млн человек, приняли участие в проекте более 6 тыс. человек, и было предложено около 1 тыс. решений по ведению здорового образа жизни.
С 3 по 8 апреля 2018 года прошла ежегодная Всероссийская акция «Будь здоров!», приуроченная ко Всемирному дню здоровья. Волонтеры-медики занимались организацией брейн -рингов, профилактических квестов, интерактивных « энерго -точек», актуальных дебатов (например, «Электронные сигареты и вейпы: вред или просто дым?»), массовых зарядок. В школах проходили тематические уроки по основам здорового образа жизни. В социальных сетях люди делились «лайфхаками» здорового образа жизни, полезными советами и историями личных примеров ведения ЗОЖ.
Отдельное важное направление постоянной работы Минздрава – мероприятия и акции, посвященные профилактике ВИЧ/СПИДа. Каждый год разрабатываются новые, необычные подходы, которые помогают привлечь самую широкую аудиторию. Так, в 2016 году акции по бесплатному анонимному тестированию на ВИЧ проводились в крупных торговых центрах 10 регионов России (в течение 2 недель в каждом).
Было протестировано 23 тыс. человек. В 2017 году Всероссийская акция по бесплатному и анонимному тестированию на ВИЧ прошла совместно с ОАО « РЖД »: в течение 3,5 месяцев через всю страну в составе регулярных поездов следовал специально оборудованный вагон, в котором все пассажиры поезда имели возможность сделать экспресс-тест на ВИЧ-инфекцию и получить консультацию, как снизить свои личные риски заражения.
Тест сдали почти 25 тыс. человек («КП» подробно рассказывала об этой акции). В этом году география акции расширена, с 11 июня по 7 ноября уже в 120 городах 30 регионов проходит Всероссийская акция «Тест на ВИЧ: Экспедиция» совместно с горьковским автомобильным заводом (ГАЗ), которую также активно освещает сайт kp.ru. На сегодня Экспедиция посетила уже 10 регионов и 30 городов, протестировав по пути почти 13 тыс. человек. Но важно и то, что даже те, кто не смог или не захотел пройти тестирование в момент проведения акции, благодаря масштабной информационной кампании получили необходимые сведения о методах защиты от ВИЧ и правилах поведения в случае инфицирования.
Со стороны государства сегодня прилагается масса усилий для того, чтобы призвать людей более внимательно относиться к своему здоровью, заинтересовать ведением здорового образа жизни, отмечают эксперты. Созданы и продолжают улучшаться условия для ведения ЗОЖ на практике. Дальше – дело за каждым из нас. Почаще вспоминайте золотое правило: на 50% наше здоровье зависит от нас самих, на 20% – от медицины, на 30% – от генетики и других причин. Так что важнейшая составляющая здорового долголетия находится в наших собственных руках.
Популярные тэги
- Новая поликлиника
- Важные даты в здравоохранении
- Центр и СМИ
- Образование
- Конкурсы
- Здоровый образ жизни
- Региональные новости
Источник: gnicpm.ru
Программа по здоровьесбережению «Помоги себе сам». ☼
Проблема сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни-одна из актуальных проблем современного общества в целом, и педагогики в частности. Здоровье детей – это политика, определяющее будущее нашего общества, поэтому перед педагогами, родителями, общественностью стоит задача воспитания здорового поколения.
Обучающиеся коррекционной школы- это особая категория детей. Эти дети нуждаются в постоянном контроле и коррекции здоровья и поведения. Строить профилактическую работу по вопросам здоровьесбережения и безопасности традиционно с этой категорией детей неприемлемо. В силу особенностей их развития, наши обучающиеся нуждаются в конкретном, наглядно-действенном изучении курса основ здоровьесбережения и приобретении навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях. Необходимым является создание условий для соблюдения элементарных правил собственной безопасности, организовать практику для оценки степени риска в создавшейся внештатной ситуации и применить соответствующие, полученные знания.
Работа по формированию знаний и навыков должна быть систематичной и многократно повторяемой.
Актуальность разработки программы в направлении повышения уровня безопасности жизнедеятельности, ее профилактики и здоровьесбережения обусловлена недостаточным количеством комплексных программ, направленных на формирование у детей с нарушениями интеллекта навыков личной безопасности.
Программа, разработанная мной в 2016 году позволяет научить детей с ОВЗ решать проблемы поведения в различных жизненных ситуациях, сохранять свое физическое и психическое здоровье.
Содержание занятий по программе «Помоги себе сам» ориентировано на понимание обучающихся необходимости личного участия в обеспечении собственной безопасности, формировании навыков культуры собственного безопасного поведения и здоровьесбережения.
Занятия проводятся в рамках классных часов и внеклассных занятий.
Программа делает акцент на принципах активного вовлечения самого обучаемого в процесс формирования представлений и практических навыков в сфере обеспечения личной безопасности.
Цель программы:
Вооружить обучающихся знаниями и практическими навыками по вопросам безопасности жизнедеятельности, внимательного, осознанного отношения к своему здоровью как к главной жизненной ценности.
Задачи программы:
— Способствовать расширению знаний, развитию практических умений и навыков, которые помогут обучающимся осуществлять ответственное поведение в отношении собственного здоровья.
-Содействовать формированию устойчивой мотивации здоровой жизнедеятельности, воспитание навыков физической, психической и нравственной деятельности в повседневной жизни.
-Создать в урочной и внеурочной деятельности школьников организационно-педагогических, санитарно-гигиенических и других условий для сохранения и укрепления их здоровья, с учетом индивидуальных показателей состояния здоровья каждого.
-Создать условия для реализации и развития спортивного потенциала и достижений обучающихся.
-Привлечь родителей к формированию у их детей ответственного отношения к здоровьесбережению, организованному и безопасному отдыху и досугу.
Основополагающие принципы построения программы:
-Систематичности пропаганды ЗОЖ и основ безопасности жизнедеятельности.
-Активное вовлечение ребят при изучение вопросов программы.
-Цикличность при изучении некоторых тем.
-Наглядно-практическая направленность занятий.
-Поддержание интереса к двигательной и познавательной активности детей.
-Принцип дифференцированного подхода к организации мероприятий по развитию физической культуры.
-Учёт возрастных и половых особенностей, обучающихся в содержании учебного материала.
Сроки реализации программы: 5 лет
Ожидаемые результаты:
-знать элементарных знаний и навыков основ безопасности жизнедеятельности в различных жизненных ситуациях;
-понимать необходимости личного участия в обеспечении собственной безопасности;
-владеть навыками сотрудничества с взрослыми людьми и сверстниками;
-знать о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний;
-иметь навыки собственной культуры здорового и безопасного образа жизни;
-иметь навыки наблюдения за окружающим миром с позиции собственной безопасности;
-знать правила безопасного поведения в различных аспектах жизнедеятельности;
-уметь самостоятельно оценить уровень сложности конкретной опасной ситуации и составить алгоритм собственных действий выхода из неё;
-владеть навыками оказания первой доврачебной помощи себе и окружающим в различных экстремальных (опасных) ситуациях, привлечения помощи извне.
Методическое обеспечение программы
В целях эффективной реализации программы «Помоги себе сам» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предполагается взять за основу методические и дидактические материалы по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» и адаптировать их к курсу обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.
А.В.Усачев, А.И.Березин «Основы безопасности жизнедеятельности» 3-4 кл, Астрель , М.2003 г.
М.П.Фролов, Е.Н.Литвинов «Основы безопасности жизнедеятельности» 5- 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Ю.Л.Воробьева, Астрель, М. 2004 г.
Построение программы:
Данная программа условно разбита на 6 частей (блоков) и построена по принципу системы взаимосвязанных форм организации пропаганды основ безопасности, здорового образа жизни и физического воспитания.
Деление на блоки обусловлено выбором форм, способов и направлений работы с обучающимися с ОВЗ.
Из опыта работы с данной категорией детей по вопросам здоровьесбережения и безопасности жизнедеятельности посредством бесед и анкетирования выяснила, что у большинства детей знания по данным вопросам либо отсутствуют, либо весьма скудны. Чтобы заполнить эти пробелы изначально проводилась работа без акцента на системность и цикличность. Но анализ проделанной работы показал, что этого тоже недостаточно. Тогда и возникла необходимость в создании комплексной программы, построенной на сочетании теоритических знаний и практических действий. Деление программы на блоки дает возможность сгруппировать материал, систематизировать, четко разделить теоритические знания и практические навыки, контроль и помощь.
Это необходимо, прежде всего, потому, что дает возможность на занятии поставить перед каждым ребенком конкретную цель, акцентировать внимание на узкой проблеме для наилучшего усвоения знаний или овладения навыком.
Цикличность в изучении некоторых тем дает возможность расширения и твердого усвоение жизненно важных знаний и навыков с каждым последующим годом обучения.
Источник: solncesvet.ru
Программа «Здоровье сбережения»
Проблемы сохранения здоровья учащихся и педагогов, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья, сохранение здоровья физического, психического и духовного, очень актуальны сегодня. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Обозначая цели деятельности по здоровьесбережению, мы исходили из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья обучающихся и педагогов, о неблагоприятных для здоровья факторах, о выявленных достижениях педагогической науки и практики в сфере здоровьесбережения.
Здоровье детей — это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Но последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе состояние здоровья ухудшается в несколько раз.
Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение. Поэтому в качестве основы программы здоровьесбережения определяется забота о сохранении здоровья воспитанников и учителей. Охрана здоровья учителя является важным фактором укрепления здоровья ученика. Учитель обязан ответственно относится к своему здоровью, быть примером для ученика, вести здоровый образ жизни.
Цели программы:
- формирование у учащихся устойчивых мотивов и потребностей в здоровом образе жизни;
- создание в школе организационно — педагогических, материально-технических, санитарно — гигиенических и других условий здоровье сбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния здоровья участников образовательного процесса;
- создание материально — технического, содержательного и информационного обеспечения агитационной и пропагандистской работы по приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни;
- развитие организационного, программного и материально- технического обеспечения дополнительного образования обучающихся в аспектах здоровьесбережения, их отдыха, досуга;
- формирование у обучающихся понимания значимости сохранения, укрепления здоровья и навыков здорового образа жизни;
- разработка и внедрение комплекса мер по поддержанию здоровья педагогических работников школы;
- формирование представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды.
Задачи программы:
- четкое отслеживание санитарно — гигиенического состояния школы;
- гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домашних заданий и режима дня;
- освоение педагогами новых методов деятельности в процессе обучения школьников, использование технологий урока, сберегающих здоровье учащихся;
- посещение научно-практических конференций, семинаров, лекций по данной проблеме и применение полученных педагогами знаний на практике.
- Нормативно-правовая база:
- Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89 и ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.90.
- Федеральный закон № 3266-1 от 10.06.92 “Об образовании” (в ред. ФЗ от 13.01.96 №12- ФЗ, от 16.11.1997 № 144-ФЗ, от 20.07.2000 № 102-ФЗ, от 07.08.2000 № 122-ФЗ)
- Федеральный закон от 24.07.98 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от 20 июля 2000 г.).
- Федеральный закон №38 –ФЗ от 30.03.1995. «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ – инфекции)».
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.2 2821-10), зарегистрированные в Минюсте России 03.03.2011г., регистрационный номер 19993;
- СанПин 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в ОУ»
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Функции различных категорий работников школы
- общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;
- разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья учащихся и ее контроль;
- организация работы классных руководителей по программе здоровьесбережения и ее контроль;
- организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;
- организация работы психологической службы в школе.
- санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
- организация и проведение в коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся;
- организация и проведение в коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
- организация и проведение в коллективе мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения;
- организация и проведение профилактических работы с родителями;
- организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, конкурсы и др.) в рамках программы здоровьесбережения;
- организация и проведение диагностик уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.
Участники программы:
- учащиеся
- педагогическое сообщество
- родители.
Сроки и этапы реализации программы:
- анализ уровня заболеваемости, динамики формирования отношения к вредным привычкам;
- изучение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ и их внедрение;
- разработка системы профилактических и воспитательных мероприятий.
- внедрение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ, выявление наиболее
- систематическая учебная и воспитательная работа по пропаганде ЗОЖ;
- выполнение оздоровительных мероприятий.
3 этап — контрольно-обобщающий (2019- 2020 г.):
- сбор и анализ результатов выполнения программы;
- коррекции деятельности.
Предыдущие материалы
- Интеллектуальные игры для развития мышления у старших дошкольников
- Рекомендации для родителей к 9 мая
- Положение по конкурсу на лучшую поздравительную открытку «Моя армия самая сильная»
- Учимся писать цифры
- Школа программирования для детей
Следующие материалы
- Презентации
- Памятка для родителей
- IT аутсорсинг – полезная и востребованная услуга
- Матрасы от Hilding Anders
- «Здравствуй,лето красное!»
Образовательный портал a2b2.ru
Создание и продвижение сайта: ООО «А2Б2»
Источник: a2b2.ru
VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2014
СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СТАРЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ
Свиренко А.А. 1
1 Филиал ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет» в г. Новошахтинске
Работа в формате PDF
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Сущность и роль здоровьесбережения и медико-социальные проблемы физиологического старения населения России
Здоровьесбережение – это активность людей, направленная на улучшение и сохранение здоровья, а также согласованность и единство всех уровней жизнедеятельности человека.
1. Деятельность, направленная на улучшение и сохранение жизни человека (рекреационная, хозяйственно-бытовая — направленная на оздоровление, лечение, восстановление физических сил и т.п.).
2. Деятельность, направленная на укрепление и создание семьи.
3. Профессиональная активность, трудовая деятельность,
4. Социально-культурная деятельность (общественная активность).
5. Духовно-нравственная активность.
Здоровьесбережение – общее понятие «образа жизни», содержащее уровень его культуры, благоприятные условия жизнедеятельности человека, в том числе поведенческой, и гигиенических навыков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, способствующих предупреждению развития нарушений здоровья и поддерживающих оптимальное качество жизни.
Здоровьесбережение содержит такие части, как:
1. Культура планирования семьи, оказывающая существенное влияние на здоровье будущих поколений.
2. Гигиеническая и физическая культура определяет двигательную активность, физкультуру и спорт, культуру питания, труда и отдыха.
3. Психогигиеническая культура, обеспечивающая защиту человека от интеллектуальных и эмоциональных отрицательно-экстремальных факторов социума.
4. Духовная культура, нужная для психосоциального развития личности и формирующаяся на основе совести, долга, доброты и отрицания злобности, зависти и корысти.
5. Культура воспитания у детей и молодёжи здорового образа жизни.
6. Индивидуальная культура, обеспечивающая воспитание у человека культуры здоровья как ценности личности. Индивидуальная культура образуется в процессе образования и самообразования и предполагает организацию, а также развитие системы преподавания и информации о здоровье и здоровом образе жизни.
7. Социальная культура здоровья, определяющая эффективность социальной политики государства и основанная на выборе социумом здоровья населения как ценности, как первого приоритета общественной безопасности и благополучия, как ведущего критерия качества жизни каждого члена общества.
Здоровьесбережение – основа профилактики заболеваний. Человек, определяя для себя образ жизни, сам регулирует уровень вероятности любого заболевания. Здоровьесбережение на уровне личности предполагает выбор таких форм активности, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья человека. Выбор определяется уровнем культуры человека, освоенных знаний и жизненных установок, определенный комплекс норм поведения, которое предусматривает здоровьесбережение. Это, прежде всего:
1. Соблюдение оптимального двигательного режима с учетом гендерных, возрастных и физиологических особенностей.
2. Сбалансированное, регулярное рациональное питание.
3. Отказ от саморазрушающего поведения: отказ от курения, употребления психоактивных веществ, от злоупотребления алкоголем.
4. Соблюдение правил личной и общественной гигиены.
5. Соблюдение правил психопрофилактики и психогигиены.
6. Повышение уровня медицинских знаний, овладение навыками самоконтроля состояния здоровья.
7. Здоровое сексуальное поведение.
Большое изменение возрастного состава населения России в сторону его постарения оказывает специфическое влияние на общество, которое требует принятия масштабных безотлагательных комплексных мер юридического, административного, экономического, социального, медицинского и культурного характера.
Здоровье – это результат взаимодействия медико-биологических, социально-экономических и демографических факторов. Здоровье населения определяется уровнем материального благосостояния, его культурой и социальными отношениями, развитием здравоохранения, генетическими факторами, условиями труда, быта, питания, образом жизни и многими другими показателями. Обеспечить здоровое (физиологическое) старение – значит создать для человека условия, исключающие или снижающие воздействие неблагоприятных факторов среды, которые вызывают нарушение естественного хода инволютивных возрастных изменений в организме, формируют почву для возникновения различных заболеваний, что в конечном итоге приводит к наступлению преждевременной смерти.
Проблемы здорового старения приобретают особую остроту в пожилом возрасте, особенно тогда, когда человек становится наиболее уязвимым в экономическом, социальном и психологическом отношении, когда существенно ослабевают внутренние и внешние механизмы защиты от воздействия различных факторов риска, число которых в настоящее время резко возросло. Интегральным фактором риска, оказывающим крайне негативное воздействие на естественный процесс старения, является снижение качества жизни, представляющее собой важный комплексный показатель, включающий такие составляющие, как физическое, психическое и духовное здоровье, удовлетворенность условиями жизни, медико-социальное обеспечение.
Возможности здорового старения во многом зависят от правового статуса пожилых, который должен быть представлен в контексте соответствующих прав граждан старшего возраста, с одной стороны, и обязанностей государства и общества – с другой. Закрепление законодательных прав, обеспечивающих здоровое старение, будет способствовать тому, чтобы комплексная защита пожилых вошла в число приоритетов государственной политики.
Здоровое старение зависит от потенциала здоровья, который формируется с внутриутробного периода развития и далее в детском и молодом возрасте. В наше время в Российской Федерации потенциал здоровья молодежи не позволяет прогнозировать здоровое старение большинству населения. Состояние здоровья детей и молодежи катастрофически ухудшается. Плохое состояние здоровья беременных и детей является одним из главных системно-деструктивных факторов, обусловливающих преждевременное патологическое старение населения и не позволяющих людям дожить до старости. В результате последующие группы стареющих, достигнув соответствующего возраста, будут демонстрировать более слабое здоровье.
Одним из препятствий здоровому старению является недостаточность и несбалансированность питания. Плохое питание, как правило, сопряжено с болезнями, бедностью, изоляцией, неравномерным распределением приемов пищи и вредными привычками, которые влекут дальнейшее ухудшение здоровья.
Важным приоритетом в решении проблем людей пожилого возраста является защита их потребительских прав. Органы государственной власти, учитывая особую уязвимость этого контингента, должны обеспечивать:
– безопасность применения лекарственных средств, требуя от производителей обязательного информирования потребителей о возможных опасных последствиях, связанных с использованием указанной продукции;
– доступность для пожилых людей лекарственных средств, слуховых аппаратов, протезов, очков и других средств поддержания активности и способности к самообслуживанию;
– использование всех информационных каналов в целях реализации ознакомительных программ для престарелых потребителей, с ограничением рекламы и любых иных методов пропаганды, используемых в корыстных целях.
Здоровому старению способствуют также удовлетворительные жилищные условия и благоприятная внешняя среда. Жилье для престарелых следует рассматривать как нечто большее, чем крыша над головой. Жилищные условия оказывают большое влияние на качество жизни любой возрастной группы, однако для лиц старших возрастов они имеют особое значение, поскольку для них жилище является центром всего круга жизненных процессов.
Пожилые люди всегда традиционно пользовались привилегированным статусом, уважением и вниманием. Однако в наше время эти традиции все больше игнорируются и разрушаются. Преодолению этих неблагоприятных тенденций во многом будет способствовать возрождение в обществе атмосферы, в которой отход младших от опеки над старшими и непочтительное к ним отношение рассматриваются как серьезное нарушение моральных устоев, как безнравственное поведение, вызывающее социальное порицание.
Органам государственной власти всех уровней следует создавать такие условия пожилым, чтобы они могли продолжать жить в привычном для них режиме и окружении, принимать участие в жизни общества в меру состояния своего здоровья.
Важную роль в обеспечении здорового старения играет семья, поэтому следует прилагать все усилия по защите и укреплению семьи, ориентировать ее на заботу о старших. С этой целью необходимы экономические, идеологические и воспитательные меры, направленные на сохранение и укрепление семейных уз, формирование этики межпоколенческих отношений.
Пожилые люди выполняют важную просветительскую социальную функцию. Они являются хранителями и проводниками духовных ценностей, традиций, иной информации, передаваемой от поколения к поколению. Учитывая значимость роли, которую играют знания пожилых для развития общества и сохранения его нравственных устоев, необходимо разработать специальные, рассчитанные на молодежь программы, в рамках которых представители старшего поколения могли бы передавать молодым духовные ценности, профессиональные, культурные и исторические знания и опыт.
Формирование в общественном сознании чувства уважения к пожилым служит значительным фактором укрепления солидарности поколений, сохранения государственной и общественной стабильности. Российскому обществу необходимо твердо и решительно обеспечивать нравственную ориентацию государственной политики в отношении старшего поколения, что даст нашей стране более высокие перспективы развития во всех сферах социальной и экономической жизни.
Социальное обслуживание является важным компонентом системы обеспечения здорового старения. Формирование служб социального обслуживания и их материальное обеспечение должно строиться за счет бюджетов государственных органов, органов местного самоуправления и негосударственных учреждений. Координация деятельности государственных и негосударственных организаций позволит обеспечить индивидуальный подход к удовлетворению нужд престарелых.
Проблемы пожилых отличаются многогранностью и требуют принятия комплексных мер по улучшению всех показателей качества жизни. Важное значение в объективном анализе качества жизни пожилых и эффективности всех действий, направленных на его повышение, может иметь специализированный мониторинг, который должен проводиться не реже раза в год. Квалифицированную экспертизу, ориентированную на установление возможных негативных демографических последствий решений органов власти (планируемых к принятию или принятых), необходимо проводить в отношении всех государственных экономических и социальных программ, касающихся пожилых и осуществляемых в том числе за счет иностранных кредитов и инвестиций.
В любом возрасте здоровьесбережение является актуальным. Задача укрепления здоровья населения и человека актуальна во все времена и для каждого цивилизованного государства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Василенко Н.Ю. Основы социальной медицины [Текст]: учебное пособие / Н.Ю. Василенко. — Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2004. — 129 с.
- Глоссарий социальной работы. Автор – составитель Е.И. Холостова. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. — 220 с.
- Капилевич Л.В. Здоровье и здоровый образ жизни[Текст]: учебное пособие / Л.В. Капилевич, В.И. Андреев – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2008. – 102 с.
- Мартыненко А. В. Теория и практика медико-социальной работы [Текст]: учебное пособие / А.В. Мартыненко. — М.: Гардарики, 2007. — 159 с.
- Назарова Е.А. Основы социальной медицины [Текст]: учебное пособие / Е.А. Назарова, Ю.Д. Жилов. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 368 с.
- Назарова Е.Н.Здоровый образ жизни и его составляющие [Текст]: учебное [пособие дня студентов высш. учеб. заведений] / Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 256 с.
- Холостова Е.И. Технология социальной работы [Текст]: учебное пособие / Е.И.Холостова. — М.: ИНФРА-М, 2002. — 400 с. — (Серия «Высшее образование)
- Холостова Е.И. Социальная работа [Текст]: учебное [пособие для бакалавров] / Е.И. Холостова. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. — 612 с.
- Холостова Е.И. Технология социальной работы[Текст]: учебное пособие для бакалавров / Е.И. Холостова, Л. И. Кононова — М.: Издательство Юрайт, 2011. — 503 с. — Серия: Бакалавр.
- Черносвитов Е.В. Социальная медицина [Текст]: учебное [пособие дня студентов высш. учеб. заведений] / Е.В. Черносвитов — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. —304 с.
Источник: scienceforum.ru