профессионально-значимые свойства психики и качества личности:
мотивация профессиональной деятельности
системность
мобильность
креативность
оперативность
Последняя неделя практики предусматривает самодиагностику развития и определение положительных сдвигов в развитии — самооценку результатов практики.
Анализ практики показывает, что умения разнообразны не только по функциям, но и по объему действий — многие являются комплексными. Поэтому и формирование таких умений, и их диагностика затруднительны. Однако уровневый подход к контролю и оценке результатов деятельности занимает все более прочное и широкое место в практике подготовки специалистов. Ниже представлены уровни развития педагогических умений:
1 уровень (нулевой) — студент не владеет педагогическими умениями, пытается интуитивно осуществить профессиональные действия, но безуспешно;
2 уровень (репродуктивный) – студент сознательно стремится применить знания на практике, допускает ошибки и недочеты, свидетельствующие об отсутствии системности и гибкости мышления, в целом действует на основе примеров и образцов;
С чего начать саморазвитие? 4 простых шага!
3 уровень (продуктивный) – студент проявляет самостоятельность в выборе и осуществлении профессиональных действий на основе теоретических знаний и практических образцов, в целом успешно справляется с основными профессиональными действиями;
4 уровень (творческий) – студент стремится осуществлять профессиональную деятельность на основе собственных моделей, может научно обосновать свои действия, демонстрирует свободное владение педагогическими умениями.
Источник: studfile.net
Программа саморазвития в процессе обучения на 1 курсе. Михайлова
1. Программа саморазвития в процессе обучения на 1 курсе
ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ В
ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НА 1
КУРСЕ
Исполнитель:
Михайлова Екатерина
студентка 1 курса ЕИ КФУ
психолого-педагогического
факультета
2. Цель программы саморазвития: -развитие своих профессиональных компетенций посредством процесса самообразования.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ САМОРАЗВИТИЯ:
-РАЗВИТИЕ СВОИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
ПОСРЕДСТВОМ ПРОЦЕССА САМООБРАЗОВАНИЯ.
Задачи:
Актуализировать проблемы развития профессиональной
деятельности.
Осмыслить и проанализировать системные основания,
обеспечивающие современную профессиональнопедагогическую деятельность.
Я считаю, что в процессе реализации программы я буду
развивать свою педагогическую компетентность, способность
оперативно находить нужную информацию и
анализировать её. Я должна приобрести умение убеждать,
увлекать и вести за собой, так как это неотъемлемая часть
процесса саморазвития.
3. Актуальность:
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Профессиональная деятельность педагогов
С Чего Начать САМОРАЗВИТИЕ? 5 ВАЖНЫХ ШАГОВ На Пути к Самосовершенствованию / Саморазвитие Личности
многогранна и требует определённых знаний, умений,
навыков и качеств. В современной педагогической
литературе данные знания, умения, навыки и
качества объединяются таким понятием как
«профессиональная компетентность». На основе
анализа различных определений данного понятия с
учётом особенностей деятельности воспитателя можно
синтезировать следующий вариант: профессиональная
компетентность воспитателя – это способность к
эффективному выполнению профессиональной
деятельности, определяемой требованиями должности,
базирующейся на фундаментальном научном
образовании и эмоционально-ценностном отношении к
педагогической деятельности. Она предполагает
владение профессионально значимыми установками и
личностными качествами, теоретическими знаниями,
профессиональными умениями и навыками.
4. Отражение современного состояния моей образовательной деятельности: В настоящее время усиливается направленность системы образования н
ОТРАЖЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ
МОЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ УСИЛИВАЕТСЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ СИСТЕМЫ
ОБРАЗОВАНИЯ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ
ЧЕЛОВЕКА И ЦЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ, НА
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, НА ПЕРЕХОД К
МАССОВОМУ ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ.
В ВУЗАХ УЧЕТ ПОТРЕБНОСТЕЙ И ИНТЕРЕСОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ ВНЕДРЕНИЕМ МНОГОСТУПЕНЧАТОЙ ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ, ВАРИАТИВНЫХ И ГИБКИХ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ И ПРОГРАММ,
РАЗВИВАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ
НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ЛИЧНОСТИ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ,
ДОСТИЖЕНИИ БОЛЕЕ ВЫСОКОГО УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ И АДАПТАЦИИ К ДИНАМИЧНО МЕНЯЮЩИМСЯ УСЛОВИЯМ.
5. Концептуальные основы:
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ:
Основные теоретические положения, действующие на сегодняшний
день в образовании. В соответствии с законом Российской Федерации
«Об образовании» педагог должен направлять свою деятельность на
обеспечение профессионального самоопределения личности, то есть не
только способствовать усвоению знаний, умений и навыков, но и
целенаправленно воздействовать на учащихся в процессе их совместной
жизнедеятельности, в которой осуществляется соединение
нравственного, социального, собственно образовательного и личностного
компонентов.
Организовать любую деятельность, в том числе учебнопознавательную, без педагогической диагностики невозможно, так как
она является одним из компонентов любой деятельности, регулятором
учебного труда в образовательных учреждениях, показателем его
результативности. Диагностика — это прояснение всех обстоятельств
протекания образовательного процесса, точное определение его
результатов. Без диагностики невозможно эффективное управление
дидактическим процессом, достижение оптимальных для имеющихся
условий результатов.
6.
И.П. Подласый определяет диагностирование как процесс практической
педагогической деятельности. Диагностирование обученности – это
диагностирование последствий, результатов и обучаемости, а так же,
достигнутый на момент диагностирования уровень реализации намеченной
цели. Целью дидактического диагностирования является своевременное
выявление, оценивание и анализ течения учебного процесса в связи с его
продуктивностью, т.е. в диагностику вкладывается более широкий и более
глубокий смысл, чем в традиционную проверку знаний, умений
обучаемых. Проверка лишь констатирует результаты, не выясняя их
происхождения. Диагностирование же рассматривает результаты в связи с
путями, способами их достижения, выявляет тенденции, динамику
формирования продуктов обучения. Диагностирование включает в себя
контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их
анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего
развития событий. Контроль не должен быть формальным, как
своеобразный метод обучения он должен иметь ярко выраженную
обучающую, развивающую направленность, соединяться с самоконтролем,
быть необходимым и полезным прежде всего самому обучаемому.
Контроль в образовательном процессе позволяет установить качество
теоретических знаний и практических умений и навыков обучающихся,
способы их учебной деятельности, степень умственного развития, а также
уровень педагогического мастерства преподавателя.
Почему вы используете эти положения в качестве теоретических обоснований? Что вам это дает?
7.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ:
1. Расширение образованности.
2. Повышение педагогической и психологической
компетентности.
3. Самовоспитание (развитие личностных свойств,
способствующих высоким результатам
деятельности и устранение недостатков).
4. Развитие творческого потенциала в
профессиональной деятельности
8.
ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ
САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
Изучение периодической печати, знакомство со
средствами массовой информации по
педагогической проблематике;
Работа с вычислительной и оргтехникой ;
Самостоятельный поиск по банкам
педагогической информации, в системе
Интернет;
Чтение научно-педагогической литературы;
Посещение музеев, выставок, театров, с целью
саморазвития и расширения кругозора.
9. Ожидаемые результаты:
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Повышение творческой самооценки
Повышение интереса к профессии педагога
Стремление к самообразованию и
самосовершенствование педагогического опыта
Готовность воспринимать новое.
Оформление собственных методических
наработок в форме информационнопедагогических модулей (А у вас это получится
после первого года обучения? Поделитесь
опытом?).
10. Календарный план:
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН:
Направления
профессиональноличностного саморазвития
Основные мероприятия
программы
Срок исполнения
Расширение образованности
1. Посещение занятий
2. Изучение нормативноправовой базы по
дошкольному образованию.
3. Работа с компьютером и в
сети Интернет
1. Каждый год
2. 2015-2016 уч.год
Самореализация
— Творческая деятельность
— Участие в воспитательных
мероприятиях ВУЗа
— Участие в конкурсах в сети
Интернет
Постоянно
Самоуправление
-Тайм-менеджмент
— Самоконтроль
— Самооценка
Постоянно
3. Постоянно
11.
Возможные риски:
Способы их устранения
1. Неправильное распределение
времени (или нехватка времени)
1. Планировать поставленные
задачи
2. Невнимательность к
окружающим
2. Нужно научиться
интересоваться проблемами
собеседника, слушать его
внимательно и улавливать его
мысли
3. Возникновение конфликтных
ситуации
3. Умение всегда находить
компромисс
12. Образцом для подражания для меня является человек, обладающий такими качествами, как:
ОБРАЗЦОМ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ ДЛЯ МЕНЯ
ЯВЛЯЕТСЯ ЧЕЛОВЕК, ОБЛАДАЮЩИЙ ТАКИМИ
КАЧЕСТВАМИ, КАК:
Коммуникативность.
Доброжелательность.
Творчество.
Справедливость.
Красота (внешняя и внутренняя).
Образованность.
Бескорыстие.
Трудолюбие.
Уверенность в себе.
Спокойность.
Чуткость.
Источник: ppt-online.org
Особенности развития личности студента
Человека по своей природе всегда интересует, что будет в его жизни в отдаленном будущем. Четко разработанная программа саморазвития студента очень уместна для молодого поколения. Она содержит конкретные задачи, позволяющие достичь успешных результатов при обучении в ВУЗе, построении карьеры в будущем и формировании гармонично развитой личности.
Люди учатся всю жизнь, овладевая определенными навыками на каждом из этапов развития. Но обучение в высшем учебном заведении отличается от схоластики приобретения жизненного опыта научной обоснованностью и систематическим использованием методов познания.
Утверждение о том, что умение учиться формируется за школьной партой — опрометчиво. Система обучения в школе существенно отличается от «ВУЗовской». Бывшим школьникам теперь уже необходимо быть готовыми к самостоятельной учебно-исследовательской деятельности.
Например, чтобы организовать учебный труд, учащимся в университетах нужно научиться ставить перед собой конкретные задачи, планировать ход выполнения заданий и находить рациональные способы их решений. Кроме того, программа саморазвития студента должна включать анализ и оценку работы.
От системы знаний, умений и навыков, отвечающей специальности человека, зависит развитие его как профессионала. Будущий специалист учится сочетать творческий подход с точными и безошибочными действиями. Однако профессиональное мастерство опирается на высокие мотивы, моральные и психологические качества человека. Поэтому учащимся важно уделить внимание как формированию знаний и навыков, так и личности в целом.
Саморазвитие студента — многогранный процесс, требующий осознанного подхода. В данной статье предложена схема саморазвития личности. Ее пункты послужат ориентиром для гармоничного развития, раскрытия потенциала и жизненной реализации.
Пошаговая программа саморазвития студента
Шаг 1. Мечта как ориентир: создание идеального образа желаемого будущего.
Привычка «не загадывать наперед и действовать по ситуации» укоренилась в современном обществе. В результате молодые люди стали воспринимать мечты и построение планов как дело ненужное. У современного студента расширился выбор. Можно сказать, что он стал чрезмерным. А это, в свою очередь, порождает тревогу, и желание защитится от нее в форме инфантильности.
Студент понимает, что в любой ситуации, перед ним предстанет обоснованный выбор и это пугает его еще больше. Но как преодолеть проблему неопределенности? Именно понимание сути своей мечты помогает человеку в этом, оно становится основанием для дальнейшего выбора.
Мечтание помогает расставить приоритеты в своей деятельности, позволяет повысить эффективность профессионального развития студента. Человек, у которого есть мечта, имеет смысл жить сегодня, осознает потребности завтрашнего дня и видит связь между настоящим и будущим. Происходит создание образа желаемого Я и «подстройка» себя настоящего под этот образ.
Индивиду важно осознанно подходить к своим мечтам, использовать методы визуализации. Существует известная эффективная техника – создание коллажа мечты. Она позволяет увидеть наглядный яркий вдохновляющий образ, на который хочется ориентироваться.
Взрослые люди пропускают свои желания через «фильтр» здравого смысла. В некоторых ситуациях этот внутренний цензор предупреждает о чем-то важном, но иногда он заглушает робкий голос мечты. Поэтому важно научиться слушать и слышать себя.
Шаг 2. Определение жизненно важных задач. Правильная постановка и упорядочивание целей.
Цель является важным инструментом управления собственной жизнью. Если мечты представляют собой образное представление о желаемом, то цели – это четко сформулированные стремления. Поиск и определение своих целей, их конкретная формулировка и осмысление – обязательный процесс на пути к успеху. Все успешные люди знают, куда они идут, отчетливо видят «точку назначения».
Саморазвития студента без постановки конкретных задач не бывает. Важно, чтобы установки были личными, а не навязанными обществом или отдельными людьми. Необходимо определить основную цель и подцели, а также средства их достижения.
Если человек живет бесцельно, он становится жертвой случая и обстоятельств. Поэтому нужно услышать внутренний позыв, чтобы определить истинные стремления, а затем корректно сформулировать задачу. При этом следует обратить внимание на реалистичность планов. Если хочется всего и сразу необходимо выделить главное, так как ресурсов на все может не хватить.
Шаг 3. Анализ сильных и слабых сторон собственной личности. Навыки управления ресурсами.
Ресурсы – это ценности индивида и средства, которые помогают ему их сохранить и приумножить, для того чтобы достичь целей. Умение управлять ресурсами – неотъемлемая составляющая успеха. Саморазвитие студента включает формирование следующих навыков: концентрация ресурсов на жизненно важных целях и мечтах и их накапливание (используя свой опыт и заимствуя извне).
Другими словами, каждый человек обладает определенным потенциалом. Зная свои сильные стороны и используя их, студент способен эффективно выполнять поставленные задачи. Чтобы стать компетентным специалистом, индивиду необходимо научится управлять ресурсами, которые заложены в нем, и использовать внешние средства.
Можно выделить 5 групп ресурсов:
- личностные (жизнестойкость, оптимизм и др.);
- энергетические (правильно распределяя энергию, мы приобретаем время, знания и деньги);
- объективные материальные (дом, машина, доходы, одежда);
- объективные нематериальные (социальные связи, информация);
- социальные ресурсы (имидж, должность, позиция в обществе).
Наши неудачи и успехи – это возможность получить урок, новые знания. Анализируя свои слабые и сильные стороны, личность понимает, какие ресурсы можно использовать, а какие нуно развить. Любой человек стремится сохранить и преумножить ресурсы. Это стремление может стать мощным личностным мотиватором.
Шаг 4. Профессиональное становление. Развитие индивидуально психических и личностных качеств.
Получая высшее образование, студенты становятся компетентными в определенной сфере. С другой стороны, этот процесс получения новых навыков, знаний и «перестраивания» старых, продолжается и после окончания института. Чтобы достичь успеха в карьере, человеку необходимо обладать профессионально важными навыками и умениями.
Гармоничный личностный рост и созревание влияют на профессиональное становление. Студентам нужно стремиться подходить к своей деятельности осознанно, с заинтересованностью и энтузиазмом. В таком случае обучение и работа будут приносить ему удовлетворение, а обществу – пользу.
Шаг 5. Самовоспитание: схема саморазвития личности студента. Формирование эффективных привычек.
Самосовершенствование – основная задача каждого человека. Внутренняя и внешняя трансформация и стремление к ней зависит от высших духовных потребностей, интересов и мировоззрения в целом.
Саморазвитие личности студента начинается с анализа достоинств и недостатков. Важно акцентировать внимание на сильных сторонах, сделать список своих способностей и талантов. Однако и «пробелы» тоже требуют объективной оценки.
Составление плана самосовершенствования – важный этап. Студенту нужно четкое пошаговое руководство. Программа саморазвития студента предполагает разработку текущего (на день, на неделю), оперативного (на 1 год) и перспективного (на 5 и более лет) планов.
Следует определить препятствия на пути к желаемому, и каким способом их можно устранить. Основными барьерами, с которыми сталкивается человек при личностном самосовершенствовании, являются: отсутствие ответственности за свою жизнь, неразвитая способность к самопознанию, влияние сформировавшихся установок и стереотипов и препятствия, создаваемые другими людьми.
Эффективная программа саморазвития студента должна включать: перечень нужных ресурсов и конкретные действия для их получения, список недостающих качеств и способы их развития. Осознание того, что может дать образовательная программа и жизнь института для достижения цели, позволит по-другому относиться к учебе. Поэтому студенту следует поразмыслить на эту тему и включить свои выводы в общий план самосовершенствования.