В концепции модернизации российского образования определяется задача повышения качества образования, более эффективного использования человеческих ресурсов. Решение данной государственной задачи невозможно без организации системы самообразования деятельности педагогических работников. Само время предъявляет к учителю такие требования, как профессионализм, мобильность, способность к творческому использованию потока информации. От уровня профессионально-педагогической культуры педагога, его способности к постоянному личностному и профессиональному росту напрямую зависит и качество образования молодого поколения, его готовность к жизни.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа пгт Нижнеивкино
Кумёнского района Кировской области
«РАЗВИТИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ
СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ ПЕРЕХОДА НА СТАНДАРТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ»
(Волго-Вятский региональный научно-образовательный центр
С чего начать саморазвитие. План саморазвития личности.
РАО Вятский ГГУ)
Разработала заместитель директора по УВР,
учитель биологии МКОУ СОШ пгт Нижнеивкино
Гют Людмила Владимировна
1. Сведения об авторстве
Авторами социально-пеадгогической инициативы, реализуемой муниципальным казенным общеобразовательным учреждением средней общеобразовательной школой пгт Нижнеивкино Куменского района Кировской области, являются педагогический коллектив учебного заведения, администрация школы в лице директора Чесноковой Ирины Михайловны, заместителя директора по УВР Гют Людмилы Владимировны и Трушкова Сергея Георгиевича, заместителя директора по ВВР Серовой Елены Александровны, научный руководитель (консультант) к.п.н., доцент кафедры педагогики ВятГГУ Селиванова Ольга Геннадьевна и старший преподаватель, заслуженный учитель РФ Сысолятина Нина Борисовна.
2. Тема экспериментальной работы «Развитие методологической культуры учителя сельской школы в контексте перехода на стандарты нового поколения»
3. Обоснование актуальности темы эксперимента
В концепции модернизации российского образования определяется задача повышения качества образования, более эффективного использования человеческих ресурсов. Решение данной государственной задачи невозможно без организации системы самообразования деятельности педагогических работников.
Само время предъявляет к учителю такие требования, как профессионализм, мобильность, способность к творческому использованию потока информации. От уровня профессионально-педагогической культуры педагога, его способности к постоянному личностному и профессиональному росту напрямую зависит и качество образования молодого поколения, его готовность к жизни.
Деятельность учителя в условиях изменяющейся среды становится все более ииновационной по своей сути, что позволяет ему иметь личностный вектор профессионального развития, как признака определенного уровня его педагогической культуры (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, Г.Ф. Каропова и др.). Следовательно, самообразование учителя является социальным заказом общества по отношению к образованию и фактором его непрерывного профессионального роста.
ИЗБАВЬСЯ ОТ ЛЕНИ С ПОМОЩЬЮ ДНЕВНИКА. Список дел
Сегодня очевидно, что научный и социальный прогресс нашего общества зависит и от степени готовности специалиста к самообразованию.
Педагогическая практика показывает, что многих учителей характеризует недостаточный уровень потребности в самообразовании (категория учителей старше 40-45 лет), учителя затрудняются в освоении передового педагогического опыта, оценке эффективности собственной деятельности. Такую ситуацию можно объяснить противоречием между существующей системой подготовки учителя, которая недостаточно ориентирована на формирование у будущего учителя потребности в постоянном профессиональном самообразовании и спецификой педагогической профессии, в сущности которой заложена необходимость «творить» себя и своих воспитанников.
Целью профессионально-педагогического самообразования является профессиональное и личностное самосовершенствование, что позволяет достичь высокого общекультурного уровня, профессиональной компетентности, повышения результативности педагогической деятельности, достижения педагогического мастерства и творческого отношения к делу. Наш опыт показывает, что эффективность образовательного процесса во многом определяется включенностью педагогов в инновационную деятельность. Мы полагаем, что инновационная деятельность педагога предполагает не только освоение им новых методик и технологий, но и необходимость формирования его методологической культуры. Мы основываем свою работу на мнении доктора педагогических наук, профессора Михаила Алексеевича Петухова, который под методологической культурой понимает: «знания философского, общенаучного, конкретнонаучного и технологического уровня; проектирование и организацию учебно-воспитательного процесса; осознание, формулирование и творческое решение педагогических задач; методологическую рефлексию». Мы рассматриваем методологическую культуру учителя в качестве высшего показателя его профессиональной готовности в условиях современного образования и основу его профессиональной самореализации.
4. Концепция экспериментальной работы основывается на следующих теоретических идеях и положениях:
- Идеи повышения профессионализма и продуктивности деятельности учителя (В.И. Загвязинский, В.А. Канн-Калик, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин и др.);
- Идеи организации образовательного процесса в средней школе и методической подготовки учителей для сельских школ (Л.В. Байбородова, В.Г. Бочарова, М.П. Гурьянова и др.);
- Исследования психолого-педагогических проблем общего, высшего и постдипломного образования, при учете которых возможна технологизация образовательного процесса (Б.С. Гершунский, В.В. Гузеев, Г.Ю. Ксензова, О.Е. Лебедева, И.П. Поджласый, А.В. Хуторской, И.С. Якиманская и др. )
5. Цель и задачи экспериментальной работы
Цель: выявить и разработать механизмы управления и развития профессиональным и личностным самосовершенствованием педагога (его методологической культуры) в условиях перехода образовательного учреждения на стандарты нового поколения.
- Изучить теоретические идеи по развитию методологической культуры сельского педагога и продуктивности деятельности сельского учителя;
- Проанализировать сложившийся педагогический опыт в данном направлении в условиях образовательного учреждения;
- Обосновать и разработать формы, методы и технологии, направленные на становление методологической культуры учителя в условиях подготовки к реализации стандартов нового поколения;
- Провести экспериментальное исследование педагогической эффективности и результативности разработанной системы поддержки педагога в становлении его методологической культуры;
- Анализ полученных результатов эффективности экспериментальной работы в условиях образовательного учреждения.
6. Гипотеза экспериментальной работы
Развитие методологической культуры педагога строится на инновационной деятельности самого педагога и выступает средством его профессионального и личностного самосорешенствования, его профессиональной успешности.
- Сроки эксперимента
Сентябрь 2011 года – август 2014 года
- Объект и предмет исследования
Объект: методологическая культура учителя
Предмет: механизмы управления и развития методологической культуры учителя сельской школы
- База эксперимента
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа пгт Нижнеивкино Куменского района Кировской области
- Критерии оценки и ожидаемый результат
Критерии качества опытно – экспериментальной работы:
- Реальное состояние готовности сельского педагога к инновационной деятельности;
- Степень использования инновационных методов, приемов и технологий в работе методической и психологической службы школы, направленных на повышение методологической культуры учителя;
- Динамика уровня развития методологической культуры учителя через участие в профессиональных конкурсах и фестивалях, публикации, учет достижений учителя, признание профессиональной компетентности учителя педагогическим сообществом школы, района, региона;
- Уровень презентации педагогическому сообществу исследовательских и опытно-экспериментальных результатов.
- Этапы и план экспериментальной работы
- Этап подготовительный
Цель: Обеспечение мотивационной и теоретической готовности педагогов к экспериментальной деятельности
Заключение договора с ВВРНОЦ РАО ВятГГУ об открытии опытно-экспериментальной площадки на базе школы
директор, зам.дир по УВР
договор с ВВРНОЦ РАО ВятГГУ
Консультации с научными руководителями О.Г. Селивановой и Н.Б. Сысолятиной по проблеме эксперимента
уточнение актуальности и окончательное формулирование темы экспериментальной работы школы
Разработка Программы ОЭР. Анализ педагогической ситуации в образовательном учреждении
Сысолятина Н.Б., администрация
разработка программы и плана реализации ОЭР
Подбор и анализ литературы по проблеме
в течение 2011-2012
педагогический коллектив, администрация, психологическая служба
мотивация и теоретическая готовность педагогического коллектива к ОЭР
Цель: обеспечить организационную готовность участников эксперимента к продуктивной деятельности
Определение функциональных обязанностей участников эксперимента
разработка локального акта о функциональных обязанностях методической и психологической службы в ходе ОЭР
Школьный семинар «Содержание методологической культуры сельского учителя и необходимость ее совершенствования в условиях перехода на стандарты нового поколения»
мотивация, осознание и осмысление проблемы педагогическим коллективом школы
Определение творческих групп педагогов и направление их исследовательской деятельности в рамках ОЭР
руководители ШМО, учителя
уточнение и формирование групп по интересам, уточнение методической темы учителями, погружение в конкретный теоретический материал
Организация деятельности творческих групп учителей по выбранной проблеме
разработка промежуточного педагогического продукта, первичная презентация опыта
Школьный научно-методический семинар «Актуальные проблемы современной педагогической науки и образовательной практики»
разработка педагогических планов профессионального развития
Школьный семинар «Современные подходы и разработка рабочей программы учителем-предметником»
коррекция учителями рабочей программы по предмету в соответствии с ФГОС второго поколения
- Этап практический
Цель: разработка механизмов управления по становлению методологической культуры учителя
Разработка основных направлений сопровождения методической и психологической службы профессиональной деятельности учителя по саморазвитию и самосовершенствованию
методическая, психологическая служба, зам.дир по УВР, ВВР
разработка пакета локальных актов, подбор методов, приемов и технологий по сопровождению учителя в его профессиональном становлении
Разработка модели педагогических условий, направленных на развитие методологической культуры учителя в сельской школе
администрация, Селиванова О.Г.
создание модели и ее научное обоснование
Корректировка рабочих программ по учебным предметам в соответствии с ФГОС нового поколения
создание новой формы рабочей программы в соответствии с требованиями ФГОС в начальном, среднем и старшем звене
Диагностика уровня методологической культуры педагога Круглый стол
Сысолятина Н.Б., учителя
пилотные результаты уровня метологической культуры учителя
«Выявление метапредметных знаний и умений в рабочих программах»
Селиванова О.Г., учителя
создание интегрированных программ с учетом метапредмета
Семинар «Современные педагогические технологии и проблема их применения в образовательной практике»
моделирование уроков в различных педагогических технологиях
Установочный семинар по исследовательской деятельности учителя на практическом этапе эксперимента
разработка и утверждение планов индивидуального роста педагогов школы
Селиванова О.Г., Сысолятина Н.Б., Гют Л.В.
оказание теоретической и методической помощи учителям
Взаимообмен промежуточными результатами своей работы
учителя, методическая служба
афиширование профессинальной компетентности учителя по применению педтехнологий в УВП
Проведение школьного, муниципального, регионального семинаров, педагогических советов, конференций по проблеме экспериментальной работы
учителя, Селиванова О.Г.
обобщение передового педагогического опыта на разных уровнях
Диагностика уровня методологической культуры педагога и его готовности к инновационной работе
установить динамику уровня успешности педагогов школы на промежуточном этапе ОЭР
Аналитическая справка о промежуточных результатах ОЭР за период 201-2013 учебного года
определение уровня профессиональной компетентности учителей, оценка эффективности педагогических условий по сопровождению учителя в его профессиональном самосовершенствовании, оценка рисков, выявление их причин и их минимизация
Семинар «Обобщение ППО средствами мастер-класса»
осознание, осмысление презентации ППО в инновационной форме мастер-класса
Работа творческих групп учителей по разработке и проведению мастер-классов
учителя, методическая служба
совместная деятельность учителей по определению темы мастер-классов
Научная статья как средство презентации и обобщения педагогического опыта
обобщение ППО через научную статью
Научная консультация по разработке мастер-класса
разработка учителями мастер-классов
Научно-методический семинар регионального уровня «Методическая культуры учителя сельской школы в контексте перехода на стандарты нового поколения»
администрация, учителя районов (Куменского, Верхошижемского, КировоЧепецкого), Селиванова О.Г., Сысолятина Н.Б.
презентация результатов опытно — экспериментольной работы учителей
Аналитическая справка по результатам работы опытно-экспериментальной площадки за 2013-2014 гг
созданы педагогические механизмы и условия для самосовершенствования методологической культуры учителя
- Этап контрольно-оценочный
Цель: проанализировать соответствие достигнутых результатов поставленным целям, обобщить опыт работы.
- Результативность работы опытно-экспериментальной деятельности
- Создана модель механизмов управления по сопровождению учителя в его саморазвитии и самосовершенствовании;
- Оценен уровень педагогической компетентности педагогов школы с помощью диагностического аппарата (составлен пакте педагогических диагностик);
- Разработана карта профессионального роста педагога сельской школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Компетентностный подход в преподавании истории и обществознания и его роль при переходе на стандарты нового поколения»
Доклад о компетентностном подходе в преподавании истории и обществознания и его роли при переходе на стандарты нового поколения.
Формирование ИКТ компетентности всех субъектов образовательного процесса при переходе к стандартам нового поколения
Переход современной школы к стандартам нового поколения неразрывно связан с радикальным повышением уровня информатизации всех субъектов образовательного процесса. Рассматривая и изуч.
Национально-региональный компонент в дополнительном образовании как одного из средств духовно-нравственного воспитания личности в условиях перехода к стандартам нового поколения.
Дополнительное образование в настоящее время не обособлено, а является дополнением к общему образованию детей. В федеральном государственном.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА, КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
В условиях кардинальных изменений в образовательной системе нашей страны фактор учителя в школе становиться особенно актуальным. Характерной приметой нашего времени является повышени.
«Опыт работы РМО учителей технологии г. Ливны по переходу на ФГОС нового поколения»
Работа РМО учителей технологии г. Ливны направлена, на теоретическую подготовку выбор и анализ УМК. Анализ программ ФГОС предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, .
ПРОГРАММА ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РАМКАХ ОБЛАСТНОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ «Развитие социальной культуры обучающихся как результат освоения ФГОС»
Программа инновационной деятельности МБОУ СОШ № 28 на 2012 — 2017 года.
Особенности организации образовательного процесса в начальной школе при переходе на государственный стандарт нового поколения. УМК нового поколения.
Каждый педагог сегодня должен переосмыслить свой педагогический опыт и ответить на вопрос ‘’Как обучать в новых условиях?’’.
Источник: nsportal.ru
Пути и способы развития методологической культуры обучающихся
Еременко, Ю. С. Пути и способы развития методологической культуры обучающихся / Ю. С. Еременко, Ю. Г. Киктева, Г. Е. Марокова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 111-113. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11518/ (дата обращения: 11.07.2023).
Статья посвящена вопросу реализации методологической культуры в современной образовательной практике. Авторы рассматривают формирование методологической культуры учащихся при изучении иностранного языка. Особое внимание уделяется методологическим умениям, необходимым в учебной и практической деятельности.
Ключевые слова: методологические умения, методологическая культура, аксиологическая среда, методологическая деятельность
Наступивший XXI век требует от будущих выпускников большой самостоятельности по совершенствованию своей профессиональной культуры в будущей профессии и способности к оценке происходящего.
Аксиологический компонент призван ввести школьников в мир ценностей и оказать им помощь в выборе социально и личностно значимой системы учебно-исследовательской проблематики, гражданской проблематики. На уроках английского языка учитель имеет возможность формировать мировоззрение ученика. Его нравственный облик, т. к. предмет «Иностранный язык» затрагивает вопросы отношения и поведение ребенка в той или иной ситуации. Методологическая культура школьника связана с формированием ценностного сознания личности в условиях аксиологической среды современной образовательной организации.
Когнитивный компонент направлен на формирование системы знаний об основных подходах, принципах и методах учебного исследования, знаний, полученных обучающимися при изучении предметов, включенных в базисный план ОУ. Наше ОУ стало одним из пилотных ОУ, где обучающиеся начали активно заниматься учебно- исследовательской деятельностью.
Сначала исследовательской деятельностью были охвачены старшеклассники, которые занимали призовые места в районе, городе, области, затем в учебно-исследовательскую деятельность включились обучающиеся средней и начальной ступеней. Каждый обучающийся, занимающийся исследовательской деятельностью, получает прежде всего теоретические знания о научных методах, знает разницу между теоретическим научным методом и эмпирическим научным методом, умеет использовать в своей работе такие методы, как эксперимент, наблюдение, измерение, рефлексия, дедукция, абстрагирование, классификация, анализ, синтез, аналогия, моделирование, анкетирование (закрытое, открытое), количественные методы.
Широко применяются следующие конкретные методики: регистрация,ранжирование. Особое место в учебно-исследовательской деятельности обучающихся занимает беседа. В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются отношения людей, их чувства и намерения, оценки и позиции.
Беседа как метод исследования отличается целенаправленными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех или иных его поступков. Чтобы повысить надежность результатов беседы и снять неизбежный оттенок субъективизма, учим обучающихся использовать специальные меры.
К ним относятся: наличие четкого, продуманного с учетом особенностей личности собеседника и неуклонно проводимого в жизнь плана беседы; обсуждение интересующих исследователя вопросов в различных ракурсах и связях; варьирование вопросов, постановка их в удобной для собеседника форме. Лично я практикую проведение тренингов с обучающимися, так как искусству беседы надо учить.
В последнее время мои обучающиеся используют разновидность беседы, ее новую модификацию –интервьюирование, при написании учебно-исследовательских работ. При написании учебно-исследовательской работы «Влияние американского кинематографа на трансформацию ценностного сознания современного школьника России» интервьюирование было значимым методом в получении объективных результатов в масштабе исследований, проводимых в ОУ Кировского района.
Деятельностно-творческий компонент обеспечивает формирование и развитие разнообразных способов деятельности и творческих способностей, которыми являются способность к научному обоснованию, критическому осмыслению и творческому применению определенных концепций, форм и методов познания, управления и конструирования исследовательской деятельности [1]. Учитель целенаправленно должен учить ребят определять объект исследования, предмет исследования, ставить гипотезу, т. к. гипотеза-предположение, подвергающееся опытной проверке. Сформировавшаяся методологическая культура современного школьника проявляется в: обретении личностного смысла в освоении методологической культурой и собственной позиции в образовательных предметах и практике; его теоретическом мышлении; знании методологических характеристик исследовательской деятельности и умении их определять в конкретном учебном исследовании; умении трансформировать собственное образовательное сознание и коммуникативно-учебную деятельность; умении преобразовывать персональную учебную деятельность; развитой способности к рефлексии всех аспектов целостной учебной деятельности и собственного поведения. Эти положения в общем виде могут выступать как критерии сформированности методологической культуры будущего выпускника школы. Учитель должен учить своих учащихся
Методологическая культура — одна из составляющих компетентностей современного ученика. Среди них выделяем ценностно-смысловые компетенции, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, компетенции личностного самосовершенствования, социокультурные, здоровьесберегающие.
Современные технологии, приемы и методы обучения и воспитания являются мощным инструментом в арсенале педагогического воздействия.
Литература:
- Бережнова Е. В. Прикладное исследование в педагогике: Монография.– М.-Волгоград: Перемена, 2003.– 164с.
- Хуторской А. В. Методика личностно ориентированного обучения: Как учить всех по-разному. — М., 2005.4
- Кульневич С. В. Педагогика самоорганизации: феномен содержания.– Воронеж, 1997
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ под ред. Е. С. Полат.– М., 2001.
Основные термины (генерируются автоматически): методологическая культура, исследовательская деятельность, обучающийся, будущий выпускник, практическая деятельность, собственная позиция, современный школьник, учебная деятельность, учебно-исследовательская деятельность, четкое представление.
Источник: moluch.ru
Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой — мы готовы помочь.
Узнай цену своей работы —>
1.5. САМОРАЗВИТИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ
Проблема саморазвития методологической культуры учителя чрезвычайно сложна и многогранна. В рамках этого параграфа остановимся лишь на основных стратегиях-направлениях этого процесса.. Однако вначале уточним, что следует понимать под методологической культурой учителя.
Методологическая культура учители — это интегральная характеристика степени его овладения современными методол огическими знаниями, исследовательскими умениями и способностями по применению научных принципов, методов и Средств педагогического исследования.
Как следует из определения, методологическая культура учителя — это не результат одного дня работы или каких-то кратковременных усилий, а непрерывная, длительная работа над собой.
Саморазвитие методологической культуры учителя становится все более актуальным. Так в современных условиях многие школы самостоятельно ведут педагогические эксперименты и порой молодой, начинающий учитель сразу по окончании вуза активно включается в научно-исследовательскую работу. Да и в процессе обучения в вузе он, если по настоящему готовит себя к профессионально-педагогической деятельности, активно участвует в учебно-исследовательской и научно-исследовательской работе.
Поскольку дал ее речь пойдет о саморазвитии методологической культуры учителя, то для целей самопознания важно дать самооценку того начального уровня методологической культуры, на котором вы находитесь. Для этого вам предлагается использовать анкету-тест №5 на самооценку методологической культуры учителя (см. Приложение).
6 результате самотестирования вы можете получить для себя ответы на следующие вопросы. Каков у вас общий уровень методологической культуры? Какие из компонентов, качеств методологических знаний, умений, способностей и других личностных свойств у вас более развиты и какие существенно отстают?
Чтобы в саморазвитии методологической культуры учителя 1 произошли сдвиги, необходимо взять на себя вполне добровольно и осознанно функции учителя-исследователя, учителя-экспериментатора. Однако при проектировании и проведении педагогического эксперимента следует помнить, что экспериментальная работа всегда имеет долю риска.
Она не застрахована от неудач и ошибок и даже негативных результатов. Поэтому всегда необходимо помнить, что до проведения педагогического эксперимента следует мысленно проиграть все возможные его варианты с тем, чтобы свести к минимуму педагогический риск, в современных условиях, когда экспериментально-исследовательской работой стали активно заниматься значительное число учителей, очень важно, чтобы материалы, отражающие исходные концептуальные идеи, рабочие гипотезы, мели, задачи эксперимента. Да и сам дидактический материал, методики, педагогические технологии, которые не предполагается проверять в условиях эксперим е нта, прошли предварительную экспертизу. В качестве коллективного эксперта могут быть приглашены наиболее опытные и прогрессивно мыслящие учителя-коллеги, с которыми вы работаете , сотрудники кафедр педагогики университета, педагогического вуза или института повышения квалификации педагогических кадров. Кроме того, в качестве экспертов могут выступать и отдельные крупные ученые, имеющие опыт экспериментально-исследовательской работы в области педагогики.
Если педагог впервые приступает к экспериментально-исследо, вательской деятельности, то, как показывают наши наблюдения, для него представляет определенную трудность правильно сформулировать проблему, выделить объект и определить предмет исследования. сформулировать цель эксперимента, рабочую гипотезу, определить задачи и выбрать соответствующие данному эксперименту методы и средства педагогической диагностики.
Итак, представим себе, что вас не устраивает существующая методика или какой-либо отдельно взятый метод обучения и воспитания. Например, при обучении решению творческих задач учителя как они часто говорят, используют метод эвристических вопросов форме серии наводящих вопросов, которые позволяют ученику глубже осмыслить суть задачи, ее особенности, вплотную подвести ученика к идее решения задачи.
Но в одно прекрасное время вы осознаете, что эвристические вопросы мало что дают. Не лучше ли использовать для отдельного типа творческих задач предварительно разработанные специальные эвристические предписания, то есть те же эвристические вопросы, которые вы задаете при решении этого типа задач, но выраженные в едином ключе в форме целостного эвристического предписания-наставления.
Итак, как сформулировать проблему? В чем ее суть? Чтобы сформулировать проблему, следует уточнить суть противоречия, так как любая проблема формулируется на основе уже выявленного противоречия. А противоречие — это рассогласование чего-то с чем-то.
На случайно противоречие в логическом словаре Н,И.Кондакова onpe деляется как «взаимодействие между взаимоисключающими, но при этом взаимообусловливающими и взаимопроникающими друг в друга противоположностями внутри единого объекта и его состояний! (18, 424), Более того, наука не разрешает противоречий на практике а только дает ответы, как их разрешить. Слово «проблема» часто отождествляется с «задачей*. Проблема в научном исследовании выступает как осознаваемое исследователем противоречие, разрешение которого может дать принципиально новое научное знание! Таким образом, проблема логически вытекает из противоречия и формулируется не как частная, а как комплексная задача, которая вбирает в себя все задачи вместе взятые.
Объект исследования — это та достаточно широкая область научной деятельности, в рамках которой ведется исследование. Объект — это то, что будет глубоко и всесторонне изучаться исследователей
В качестве объекта педагогического исследования может быта выбран, например, целостный учебно-воспитательный процесс исследования может быть выбран, например, целостный учебно-воспитательный процесс или
бучение какому-либо конкретному предмету (система внеклассной работы или факультативные занятия в школе и т.д.).
Предмет исследования — это конкретно взятая сторона, часть
объекта, которая исследуется наиболее глубоко и тщательно. Так, если
объектом исследования выбран учебно-воспитательный процесс, то
методы, стимулирующие творческую деятельность учащихся.
После того, как вы выделили то, что является объектом и предметом вашего исследования, уточните цель исследования. Формулировка цели обычно наминается со слов: определить, обосновать, создать, выявить, проверить и т.д. Обозначая цель исследования, в ы, как правило, должны ответить на вопрос: «Чего вы хотите достичь в результате экспериментально-исследовательской работы?» Конкретизация целей экспериметально-исследовательской деятельности. При определении целей экспериментально-исследовательской деятельности часто допускается ряд типичных ошибок.
Во-первых, цели подменяются общими функциями школы, которые заключаются в создании условий для формирования знаний, умений, всестороннего развития творческих, коммуникативных и других личностных качеств.
Во-вторых, цели часто отождествляются с «социальным заказом», то есть совокупностью наиболее значимых требований общества, которые предъявляются к выпускнику средней школы. Например, общество рассчитывает на то, что средняя школа, осуществляя учебно-воспитательную работу, создает условия для профессионального самоопределения учащихся, для развития творческой, интеллигентной, конкурентоспособной личности и т.д.
Цель педагогического эксперимента — это конкретный, качественно и количественно охарактеризованный, наиболее вероятный ожидаемый результат, который планируется достичь к определенному моменту времени. Для самоконтроля правильности формулировки цели педагогического эксперимента необходимо иметь в виду, что она (цель) должна соответствовать следующим семи критериям:
- четкости формулировки;
- полноте признаков ожидаемого конечного результата;
- контролированное , то есть возможности оценить, сравнить с
некоторым эталоном; - реальности достижения;
- связи с проблемой, концептуально значимой идеей, гипотезой
исследования;
6) временной определенности и ограниченности;
7) прогностичности, то есть она должна отвечать на вопрос: не 1 нужно сделать, а чего следует достичь?
8) гипотеза эксперимента — это лаконично, ясно сформулирован- — предположение о причинно-следственных связях явлений, процессов, достоверность которых можно проверить не иначе как экспериментально. Следует помнить, что гипотеза всегда содержит а себе вероятностное знание, нуждающееся в экспериментальной проверке. Выдвижение гипотезы чаще всего осуществляется: а) по аналогии, б) в результате дедуктивных выводов, в) на основе обобщении эмпирических фактов. Гипотеза должна быть непротиворечивой, экспериментально проверяемой, эвристичной, то есть обладающей hi формационной новизной, предсказательно-объясняющей.
Чтобы проверить правильность формулировки выдвигаемой sa гипотезы, необходимо иметь в виду, что она должна отвечать следующим требованиям-критериям:
- Концептуальности — гипотеза должна развивать ранее существующую педагогическую концепцию или быть основой для разработки новой педагогической теории.
- Новизне — гипотеза должна отражать новую для педагогической теории и педагогической практики идею.
- Проверяемости — гипотезу необходимо сформулировать та!
чтобы ее можно было экспериментально проверить. - Практической значимости — гипотеза, будучи реализована на
практике, должна позитивно и существенно влиять на педагогическую практику, то есть повышать эффективность и качество учебно-
воспитательного процесса. - Объяснительности и доказательности — гипотеза должна;
объяснять и доказывать некоторую совокупность ранее не o объясненных, недоказанных фактов, явлений.
Формулировка задач исследования — это разбивка проблемы учетом целей и гипотезы эксперимента на ряд взаимосвязанных задач, из которых некоторые могут быть решены теоретически, друг — экспериментально, третьи — на основе осмысления и обобщен результатов эксперимента. Например:
- Изучить педагогическую и методическую литературу по организации и приемам стимулирования учебно-творческой деятельно
учащихся в процессе решения творческих задач по естественно
циклу предметов. - Отобрать и структурировать педагогические приемы и правил
в виде эвристических предписаний для учащихся. - Проверить экспериментально эффективность применения эвристических предписаний для решения определенного класса творческих задач в обучении физике, химии, биологии в старших классах
4. Проанализировать и обобщить результаты эксперименталь
но-исследовательской работы.
Этапы экспериментально-исследовательской деятельности. Следует иметь в виду, что процесс исследовательской деятельности. — чаще всего с учетом решаемых задач — разделяется на ряд этапов.
I этап — как правило, этап теоретическою изучения исследуемой проблемы и проведения, если это соответствует логике исследо-ания отдельных кратковременных поисковых и педагогических экспериментов.
\ этап — проведение развернутых долговременных экспериментов с использованием средств педагогической диагностики — проведения, как это принято говорить у педагогов-исследователей, «срезов» с помощью анкет, тестов, педагогических наблюдений, особенно на начальном и конечном этапе педагогического эксперимента.
- этап — обработка материалов педагогического эксперимента. теоретическое осмысление и обобщение его результатов, написание статей и выступления по итогам экспе-риментально-исследовательской работы на научных семинарах, конференциях с целью
обсуждения порученных результатов. - этап — более широкое внедрение полученных результатов в пе
дагогическую практику.
Эвристическое предписание для саморазвития методологичес кой культуры учителя.
- Усмотрев педагогическое противоречие, попытайтесь сформу
лировать педагогическую проблему. - Изучите по имеющейся литературе все наиболее существен
ное, чтобы понять проблему и углубить ваше представление о ней. - Сформулируйте идеи, все возможные рабочие гипотезы реше
ний педагогической проблемы. - Конкретизируйте цель, задачи, попытайтесь разработать про
грамму исследования. - непрерывно уточняйте, работайте над методологическим аппаратом исследования, опираясь на методологические принципы, методы педагогического исследования.
6 . Ведите педагогический дневник, куда записывайте свои педагогические наблюдения, свои наиболее яркие впечатления и открытия.
7. . Не пренебрегайте опытом, советами авторитетных для вас ученых. Одновременно активно сотрудничайте с педагогами-новаторами. педагогами-практиками.
Завершая первую главу, хочется посоветовать читателю особенно вдумчиво отнестись к «вопросам и заданиям для творческого саморазвития». На вопросы необходимо ответить самостоятельно или
в данном учебнике или книгах, список которых предлагается. Что же касается заданий для творческого саморазвития, то они чаще всего требуют микроисследований, написания рефератов, диссертаций , могут быть использованы преподавателем в качестве тем для семинарских или дипломных работ.
Узнать стоимость написания работы —>
Материалы собраны группой SamZan и находятся в свободном доступе
Источник: samzan.net