Тема самообразования: «Формирование навыков самообразовательной деятельности учащихся через использование информационных технологий на уроках».
Срок реализации программы: 3года (2020 — 2023 год.).
Целью современного образования являются раскрытие способностей каждого студента, воспитание социально активного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь готовность самостоятельно постигать новые знания и обучаться в течение всей жизни.
Но для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Преподаватель должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. Преподаватель должен учиться постоянно, потому что в лицах его студентов перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Самообразование главная задача каждого преподавателя и необходимое условие профессиональной деятельности педагога.
Как составить УЧЕБНЫЙ ПЛАН для самообразования | С чего начать саморазвитие?
Цель: использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности для формирования навыков самообразовательной деятельности студентов.
- Профессиональный рост: овладение новыми формами, методами и приемами обучения, изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта, новых педагогических технологий;
- Совершенствование качества и эффективности обучения на уроках экономики, информатики и общепрофессиональных дисциплин;
- Повышение мотивации студентов к изучению предметов и профессии, качества знаний обучающихся;
- Стимулирование интереса к познавательной деятельности обучающихся, активности, самостоятельности в приобретении необходимых знаний, упорства в достижении цели;
- Формирование умений применять самостоятельно полученные знания на практике;
- Осуществление индивидуального подхода к обучающимся для выявления творческих способностей студентов, проведение целенаправленной работы с одарёнными детьми;
- Совершенствование форм и методов контроля и оценки достижения обучающимися общих и профессиональных компетенций;
- Разработка методических рекомендации, дидактических материалов в рамках реализуемой программы.
Основные направления самообразования:
- Проведение диагностики уровня самостоятельности учащихся в получении знаний и сформированности умений оценивать, контролировать свою учебную деятельность.
- Провести теоретический анализ соответствующей педагогической литературы. Для решения поставленных задач определить условия и формы организации самостоятельной деятельности учащихся, провести отбор видов самостоятельной работы, а также педагогических методов и приёмов.
- Планомерно и систематически включать самостоятельную работу в учебный процесс на разных этапах урока, в том числе и в ходе изучения нового материала.
- Самостоятельные работы составлять с учетом индивидуального и дифференцированного подхода к каждому ученику, создать условия для их активной, сознательной, самостоятельной, продуктивной деятельности, учитывая склонности, интересы, способности.
- Провести анализ и оценку результатов своей деятельности по заявленной теме и анализ результатов самостоятельной работы студентов.
- Разработать программно – методического обеспечение учебно-воспитательного процесса направленное на реализацию поставленных задач.
Индивидуальная – через индивидуальный план, групповая – через участие в деятельности методического объединения колледжа, педагогического совета.
Как я учусь онлайн. Полная инструкция для самообразования
- повышение теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности преподавателя;
- повышение качества преподавания дисциплин, успеваемости и уровня обученности студентов, мотивации к изучению предметов;
- разработка рабочих программ по предметам;
- разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, самостоятельных работ, наглядности, создание электронных комплектов педагогических разработок по дисциплинам;
- разработка и проведение открытых уроков, обобщение опыта,
- формирование у студента понимания необходимости самообразования, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия, осуществлять поиск необходимой информации;
- формировать умение обучающихся работать самостоятельно с различными заданиями с дополнительной литературой, интернет-источниками и применять полученные знания на практике;
- обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме), участие в педсоветах, семинарах, в работе МО умение оказать практическую помощь коллегам.
Этапы работы над темой:
Источник: nsportal.ru
Мои действия по самообразованию
Программа самообразования должна быть у каждого учащегося педагогического колледжа, студента педагогического университета, учителя школы, педагога дополнительного образования и др. Продуманный план самообразования подобен хорошему проекту постройки дома. Такой план гарантированно приводит к цели без потери времени
Инструкция
1. Самодиагностика. Приступая к составлению программы самообразования, вспомните изученный материал, проанализируйте собственную деятельность по освоению программы дисциплины «НОТ в самообразовании», выявите имеющиеся проблемы с учетом выполнения предлагаемых заданий и заполненных Вами карт освоения программы дисциплины. Составьте перечень вопросов, которые оказались трудными для вас в процессе изучения литературы и освоения программы, что предстоит сделать по их преодолению. Оцените свои возможности (потребности, мотивы, способности и т.д.) для перехода на научную организацию труда в самообразовании.
2. Самооценка. Составьте самохарактеристику «Я сегодня». Цель самохарактеристики – научить будущего педагога видеть себя со стороны, свои положительные и отрицательные стороны и принимать решения о необходимости самоизменения. Сформулируйте проблему самообразования, требующую совершенствования вашей самообразовательной деятельности.
3. Целеполагание. Охарактеризуйте видение обозримой перспективы своей самообразовательной деятельности – «мои перспективы»: выбор стратегии самообразования и саморазвития, основных направлений работы над собой. Определите свои профессиональные потребности самообразования (чему хочу научиться, что узнать?).
Сформулируйте достижимую цель и задачи деятельности по самообразованию (чего хочу достичь?). Безусловно, для человека ХХI века самообразование будет осуществляться в течение всей жизни. Рассматривайте данный шаг, как возможность забраться на одну из гор самообразования. Таких вершин в Вашей жизни будет множество, но сейчас надо покорить что-то конкретное, не растягивая этот процесс на неопределенный срок.
4. Планирование (определение тактики).Составьте календарный план занятий самообразованием (таблица 1, вар. 1 и вар. 2). Этот план пока не привязан к объему изучаемого материала. Однако следует определить список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок:
— освоение базовых психолого-педагогических знаний, позволяющих студенту решать основные задачи по научной организации труда в самообразовании;
-овладение способами и умениями, необходимыми студенту для решения основных задач по научной организации труда в самообразовании;
-овладение самообразовательными рефлексивными умениями, позволяющими студенту сознательно развивать свою информационную культуру, определять «содержательное поле» и пути своей самообразовательной деятельности и профессионального развития;
Наложите способы достижения цели на календарный план. Вы намечаете, каким временем располагаете каждый день, посвященный самообучению для достижения намеченных результатов. Обязательно продумайте возможные риски и затраты – времени, силы, и т.д.
Распишите весь срок, назначенный на 3-м шаге, по дням. Запланируйте каникулы, если необходимо. Так вы сможете определить общее количество времени с учетом нюансов повседневной
Мои действия по самообразованию
(календарный план работы)
№ п/п | Цель / Результат | Содержание (что делаю) | Способы достижения цели (с помощью чего и как собираюсь действовать?) | Время |
Основные направления самообразования | Действия | Форма результатов | Время |
жизни. Ваша программа может подразделяться на следующие две категории: личностное развитие и повышение профессиональной квалификации. В каждой из этих двух категорий запланируйте проработать какой-либо учебный материал, который послужит для вас одновременно источником настоящего (вам будет приятно это читать и обдумывать) и будущего блага (это будет полезно для вашего общего развития).
5. Покажите разработанный план преподавателям, опытным людям. Они подскажут, какие моменты Вы упустили. Выберите лучший вариант плана с учетом полученных советов.
При разработке программы самообразования, вам, как только начинающим осваивать азы самообразовательной деятельности, достаточно ограничиться пятью структурными компонентами обозначенными выше. При этом рекомендуем запомнить, что, в дополнение к указанным, программа самообразования педагога включает еще ряд компонентов:
— работа по реализации программы;
— корректировка хода работы или самой программы при необходимости;
— самоконтроль и самооценка студентом процессов и результатов выполнения выдвинутых самообразовательных задач (рефлексия); вывод о проделанной работе по самообразованию;
— постановка перед собой новых целей и задач, дальнейшие планы по самообразованию.
Графически последовательность действий по разработке и реализации программы самообразования отображает рисунок 1 (стр. 3).
Составьте план в удобной для Вас форме, возвращайтесь к записям, вносите коррективы.
Успешной работы!
Основные направления, в которых студент должен совершенствоваться и заниматься самообразованием
· Профессиональное (в соответствии образовательной программой подготовки)
· Психолого-педагогическое (ориентированное на учащихся и родителей)
· Психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.)
· Методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения)
· Интересы и хобби
Поставим в конце этого списка многоточие, поскольку студент, который стремится стать креативным педагогом, дополнит этот список собственными направлениями.
Источник: poisk-ru.ru
Основы самообразования студентов вуза
Век живи — век учись… и постоянно самообразовывайся! Так мог бы звучать современный вариант известной пословицы.
А что из себя представляет самообразование студентов вузов и колледжей и какие организационные основы изучить и взять на вооружение, чтобы не утонуть в море знаний? Об этом вы узнаете из статьи.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе полезных новостей из мира образования. И следите за акциями и скидками — с ними учиться ещё выгоднее.
Нужна помощь?
Доверь свою работу кандидату наук!
Узнать стоимость бесплатно
Самообразование студента: что это такое
Какая форма человеческой деятельности подпадает под определение самообразование? Раньше под этим термином понимали процесс, при котором человек получает образование самостоятельно, вне стен учебного заведения.
Однако в современном мире это определение считается устаревшим. Ведь сейчас даже студентам техникумов, колледжей, университетов и других образовательных учреждений необходимо постигать основы самообразования и самим изучать большой объём дополнительных материалов. Поэтому актуальная формулировка в наше время звучит так:
Самообразование — это целенаправленная самостоятельная работа, которая может проходить как вместо, так и параллельно с основным обучением. В её процессе происходит углубление и расширение собственных знаний, всестороннее личностное развитие и формирование научного восприятия мира у студентов. Самообразование предполагает работу с различными источниками знаний, стимулирует интерес к учёбе и развивает любознательность.
Важнейшие признаки самообразования, без которых оно становится невозможным:
- внутренняя потребность расширять знания;
- систематический подход;
- регулярная практика;
- добровольный характер.
Самообразование — это бесконечный процесс. Он начинается в школе и длится всю жизнь.
Заставить другого человека учиться практически невозможно. Спросите у любого учителя в школе — без внутренней мотивации и готовности ученика не получается добиться высоких результатов. А для самообразования добровольное решение — это обязательное условие.
Зачем нужно самообразование в вузе
Зачем ещё нужно заниматься каким-то самообразованием студентам колледжей или высших учебных заведений? Они уже поступили и изучают сложные образовательные программы. Зачем им дополнительные проблемы?
Всё дело в том, что 2012 году правительство Российской Федерации разработало новый закон в области образования. Благодаря ему роль и значение самостоятельной работы в обучении учащихся средних и высших учебных заведений значительно возросло.
Это связано с несколькими моментами:
- Студентам необходимо усваивать большой объём профессиональных знаний, который невозможно вместить в лекционный курс.
- Акцент среднего и высшего обучения смещается с теоретического обучения на практический.
- Современный рынок и компании хотят видеть практиков, а не теоретиков.
- Необходимо разбираться в разных областях, чтобы стать действительно уникальными специалистами.
- Самообразование увеличивает ценность полученных знаний и способность человека к постоянному обучению.
Стадии развития самообразования
Однако просто решить, что с понедельника вы начинаете заниматься самообразованием и последовательно изучаете материалы по выбранной теме, вряд ли получится. А всё потому, что личность проходит несколько этапов, развивая навык к самостоятельной учёбе.
Специалисты выделяют три стадии развития самообразования:
- репродуктивная;
- промежуточная;
- творческая.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Репродуктивная стадия самообразования
Это самая низкая стадия. На ней студент не до конца понимает, что самообразование важно и может помочь ему добиться больших успехов. Неудивительно, что у него не возникает мотивации систематически и регулярно заниматься самостоятельно.
Всё дело в том, что на этой стадии ещё не формируется устойчивой потребности получать знания. Поэтому самообразование, если и появляется, то стихийно и, как правило, без чётких целей, системности и регулярности.
Промежуточная стадия самообразования
Эта стадия находится между репродуктивной и творческой, и её можно охарактеризовать как выборочную. Студент понимает, что самообразование — это важно, и даже готов вкладывать усилия и изучать дополнительный материал, но только если ему нравится предмет или вдохновляет преподаватель.
Педагогический подход к обучению и личность преподавателя очень часто становятся толчком, который запускает мотивацию студентов к самообразованию.
Творческая стадия самообразования
На творческой, самой высокой стадии студенты не просто понимают значение самообразования, для них это внутренняя потребность. Поэтому они готовы систематически и регулярно заниматься, постоянно расширяя свои знания и получая удовольствие от самого процесса обучения.
Основы самообразования: важные аспекты
Какие же основы самообразования студентов вуза стоит изучить, чтобы процесс обучения был эффективным, а вы не закопались в огромном количестве информации?
Стоит к любой учёбе подходить с умом и пользоваться понятным алгоритмом:
- Определите, зачем вам нужны знания
- Поставьте конкретные цели
- Составьте план обучения
- Подберите учебные материалы
- Создайте необходимые условия
- Конспектируйте и делайте пометки
- Повторяйте пройденный материал
- Применяйте знания на практике
Определите, зачем вам нужны знания
Честно ответьте себе на вопрос: «Зачем вам нужны дополнительные знания? Как они помогут в учёбе и в жизни?» Выписывая варианты, вы должны чётко понимать практический смысл. Тогда ваша мотивация будет гораздо сильнее.
Поставьте конкретные цели
Что именно вы хотите изучить? В какой срок и в каком объёме? Ответить на эти вопросы важно, чтобы не закопаться в бесконечном количестве знаний и отслеживать прогресс обучения.
Чтобы грамотно поставить цели, можно использовать различные техники. Например, SMART (цель должна соответствовать пяти критериям: S — точность, M — измеримость, A — достижимость, R — соответствие ценностям, T — определённость во времени) или ХСР (хорошо сформулированный результат: цель формулируют позитивно, реалистично, максимально ощутимо, вписывают в контекст, проверяют на экологичность, продумывают ресурсы и первый шаг).
Составьте план обучения
Любой образовательный курс преподаётся по определённому плану. Это помогает учащимся усваивать необходимый объём знаний, двигаясь от простого к сложному.
Если вы решились на самообразование, подумайте, какой план обучения подойдёт вам. Если затрудняетесь, обратитесь на кафедру за помощью или изучите методические рекомендации для преподавателей. В них можно узнать общую методологию подготовки и проведения занятий.
Понятно, что план может измениться в процессе обучения. Используйте его как ориентир, чтобы не потеряться и помнить последовательность учебных тем.
Подберите учебные материалы
По каким источникам вы собираетесь заниматься самообучением? Современный мир предлагает много разных вариантов:
- классические учебники;
- видео- и аудиокурсы;
- популярные тематические передачи;
- образовательные сайты;
- лекции в интернете;
- профессиональные курсы;
- периодические издания.
Вы можете комбинировать различные источники, чтобы разнообразить обучение.
Практически все специалисты рекомендуют включать в процесс самообразования книжные источники трёх типов: базовый учебник по изучаемому предмету, профессиональную литературу и научно-популярные книги.
Создайте необходимые условия
Как мы помним, одно из обязательных условий самообразования — это регулярность и систематичность. Это значит, что без постоянного обучения результаты вряд ли будут удовлетворительными.
Поэтому стоит выбрать нужные дни и время, когда вы планируете заниматься. А также договориться с близкими, чтобы они не отвлекали в процессе. Это поможет выработать привычку, чтобы ваше самообразование было максимально эффективным.
Конспектируйте и делайте пометки
Даже если вы обучаетесь по интернету, не забывайте конспектировать или хотя бы делать пометки. Так вам будет проще повторять пройденные темы.
А лучше освоить нестандартные методы конспектирования, майндкарты и другие мнемонические техники — они помогут лучше усваивать материал.
Повторяйте пройденный материал
Повторяйте пройденное, чтобы у вас образовывались прочные связи между старым и новым материалом. Можно, как в университете, устраивать несколько контрольных проверок — проходить тесты, писать эссе. Или участвуйте в практических проектах, если есть возможность. Такой способ лучше других покажет, как вы усвоили знания.
Применяйте знания на практике
Учиться можно и нужно всю жизнь. Современный мир не просто создаёт все условия для LifeLong Learning, он требует этого от человека.
Однако стоит помнить, что все полученные знания необходимо применять на практике: участвовать в конференциях, учебных семинарах, образовательных проектах, общаться с другими специалистами и так далее. Ведь без практики вы рискуете столкнуться со следующими проблемами:
- непониманием реального уровня в изучаемой области;
- ощущением, что знаний недостаточно для практики;
- потерей части информации, которой не пользуетесь;
- состоянием интеллектуального Плюшкина — бессмысленным складированием различных знаний.
Помните, самообразование — это бесконечный процесс, который лучше осваивать уже начиная с колледжа или университета. Тогда вы сможете легко приобретать необходимые знания во взрослой жизни и получать удовольствие во время обучения.
Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!
Хочу посмотреть примеры
А как успевать учиться в вузе и самообразовываться? Обращаться за помощью в студенческий сервис. Наши эксперты смогут подготовить любые письменные работы: рефераты, контрольные, курсовые и даже дипломные проекты.
Источник: zaochnik.ru