Программа самообразования педагога что это такое

Самообразование в становлении педагога

Самообразование обычно понимается как некая познавательная деятельность, которую человек осуществляет по своей воле, самостоятельно контролирует и достигает результатов. Она необходима для совершенствования специфических качеств и умений. Любой культурный человек делает самообразование частью своей жизни: оно сопровождает на всем жизненном пути и помогает создать независимость личности, ее социальную и культурную самостоятельность.

Под самообразованием понимается не только процесс накопления знания, но и становление, развитие личности, особая духовная деятельность, ведущая к созданию собственной культурной идентичности.

Основные функции самообразования

Определение 2

Возможность самостоятельно учиться требуется во всех видах деятельности без исключения, в том числе и в педагогической. М. Князева выделяет следующие функции самообразования:

  • приобретение и накопление новых знаний (экстенсивная функция);
  • осознание и принятие своего места в социуме (ориентировочная функция);
  • устранение пробелов в полученном ранее образовании, например, школьном или университетском (компенсаторная функция);
  • улучшение мышления и памяти, развитие творческих способностей, смена мировоззрения (функция саморазвития);
  • преодоление узости профессионального мышления (методологическая функция);
  • установление и изучение связей между областями науки, профессиями, временными периодами (коммуникативная функция);
  • дополнение творческой деятельности, сопутствие ей (сотворческая функция);
  • преодоление инерционности и косности мышления (омолаживающая функция);
  • познание чувства полноты бытия, принадлежности к интеллектуальному прогрессу человечества (психологическая функция);
  • создание и поддержание связи с остальным миром (геронтологическая функция).

Зачастую самообразование осуществляется в направлении общих идей, имеет целью преодоление профессиональной изоляции. Его обязательной частью является смена или корректировка жизненных целей и устремлений, рост конкретности понимания жизни и собственной деятельности. Эта часть самообразования особенно важна для учителя.

План и тема по самообразованию.

С помощью средств культуры обогащается мировоззрение, а жизненная позиция выстраивается личностью и подтверждается обществом. Каждый преподаватель должен создать свою стратегию в профессиональной области, которая учитывает его личные интересы, специфику характера, требования к жизни. Образовательная линия движения должна вести к желаемой цели; она подразумевает, что каждая личность должна найти свой собственный путь обучения, который сполна удовлетворяет ее потребности в знаниях, образовании, квалификации, в физическом, интеллектуальном и нравственном развитии, помогает самостоятельно оценить свои способности и найти место на рынке труда.

Чтобы следовать намеченному плану, необходимо развить в себе способность к саморегуляции и самоорганизации.

Самообразование воспитателя — почему это важно

Средства и способы самообразования

Сегодня уровень развития образовательных учреждений таков, что качество подготовки и обучения напрямую зависит от уровня подготовки преподавателя. Очевидно, что есть необходимость в постоянном повышении этого уровня путем участия в разнообразных мероприятиях (практикумах, лекция, конкурсах), однако идея самообразования неотрывно связана с личностным и профессиональным становлением учителя. В образовательной педагогической системе принципиально важной становится постоянная корректировка манеры работы, стиля общения с учениками, который складывается в ходе опыта творческой деятельности и зависит от условий образовательной среды. Своя манера работы говорит о том, что у преподавателя развито авторское мышление, что он способен творчески проанализировать условия обучения, трезво оценить свои личные интеллектуальные и эмоциональные ресурсы, предугадать результаты своего труда, растущие потребности общества в конкретный временной период, создать адаптивную модель образовательного пути в соответствии с нуждами коллектива.

Однако даже явные способности преподавателя к самообразованию далеко не всегда реализуются лучшим образом. Зачастую учителя винят в этом недостаток стимулов, нехватку времени, литературы и других перспективных источников и т.д. Как именно следует действовать, чтобы воспитать в себе потребность к самообразованию и постоянному развитию? Что должно подталкивать учителя к самосовершенствованию?

Сегодня самообразование педагога может быть реализовано в самых разнообразных формах, среди которых:

  • курсовая подготовка в специализированных заведениях, в том числе работа в межкурсовой период;
  • профессиональная подготовка (высшее образование, переподготовка);
  • коллективная работа с применением дистанционной технологии;
  • участие в деятельности методических объединений и творческих коллективов;
  • проведение и посещение семинаров, лекций, чтений;
  • самостоятельная работа со СМИ, вычислительной техникой, ресурсами библиотек, музеев, изучение материалов исследований и опытов, осмысление и обобщение чужого и собственного практического опыта, работа над портфолио.

Результаты самообразования

Как и любая другая деятельность, самообразование в педагогике отличается получением некого конечного продукта, достижения. Личный план образования и саморазвития учителя обязательно должен включать список итогов, которых он желает достигнуть в указанное время.

Итогами самообразовательной работы могут быть:

  • рост качества преподавания определенного предмета;
  • издание методического пособия, заметки, программы, статьи, сценария;
  • разработка новой формы, приема, способа обучения;
  • публичное выступление или отчет;
  • публикация дидактических материалов, результатов исследований и других наглядно представленных данных;
  • публикация методических рекомендаций по изученной образовательной или информационной технологии;
  • проведение открытого урока;
  • создание комплекта разработок в определенной области;
  • проведение семинара, тренинга, мастер-класса, конференции и другого мероприятия, обобщающего опыт по данной теме;
  • рост престижа образовательного заведения.

Эффективность самообразовательной работы тесно связана с объемами информации, инструментов, способов, которые учитель использует для своей работы. Показателями эффективности могут служить качество воспитательно-учебного процесса и профессиональный рост педагога.

Источник: zaochnik.com

Программа самообразования

Нажмите, чтобы скачать публикацию
в формате MS WORD (*.DOC)

Размер файла: 32.46 Кбайт

Пояснительная записка.

Ведущим компонентом профессионального самосовершенствования и саморазвития преподавателя среднего профессионального образования является самообразование, которое представляет собой целенаправленную, определенным образом осуществляемую познавательную деятельность педагога по овладению общечеловеческим опытом, методологическими и специальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, необходимыми для совершенствования педагогического процесса.

Самообразование – основа роста педагога как профессионала и специалиста. Если процесс образования осуществляется добровольно, сознательно, планируется, управляется и контролируется самим педагогом,необходим для совершенствования каких-либо качеств или навыков, то речь идет о его самообразовании. Поэтому под самообразованием педагога следует понимать многокомпонентную личностно и профессионально значимую самостоятельную познавательную деятельность педагога, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей (удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации) и включающую в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование.

Сегодня поток информации в любой профессиональной области не только растет, но и качественно обновляется, поэтому саморазвитие признается ведущей ценностью образования. Необходимость в самообразовании, как особом виде деятельности профессионала, как образе жизни человека в условиях развитого информационного пространства, все время возрастает. Это утверждение касается и педагогической деятельности. Для педагога сегодня недостаточно просто работать в образовательном учреждении и знать хорошо свой предмет, чтобы соответствовать современному уровню требований общества, ему необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал.

Профессиональное самосовершенствование и саморазвитие педагога в условиях реализации ФГОС СПО в принципе невозможно, если он сам не увидит пробелы в общепедагогических знаниях, в знаниях по преподаваемым основам науки, недостаточность своего педагогического инструментария.

Приступая к работе по саморазвитию и профессиональному самосовершенствованию, педагог должен иметь данные анализа своей работы за определенный период, объективную их оценку и рекомендации коллег по улучшению своей деятельности.

Опыт преподавателей, добившихся заметных успехов в профессиональной деятельности в системе среднего профессионального образования путем систематической работы над собой, свидетельствует о том, что работу по самосовершенствованию надо начинать с углубленного анализа собственной педагогической практики, с установления причин как успехов, так и неудач. Анализируя результаты и процесс собственной деятельности, преподаватель совершает рефлексию, без которой нет понимания закономерностей образовательного процесса, нет поступательного движения к педагогическому мастерству.

Читайте также:
Что за программа менеджер браузеров

Паспорт программы

Наименование программы : Самостоятельная работа как фактор формирования познавательной активности студентов

Разработчик программы : Никонова Оксана Владимировна, преподаватель спец. дисциплин.

Цель программы :

совершенствование профессиональной компетентности

систематическая работа по повышению уровня квалификации

эффективное применение методики организации самостоятельной работы;

совершенствование качества и эффективности обучения на учебных занятиях;

Задачи программы :

Организация работы по самообразованию.

Изучение программно-методических материалов и нормативно-правовых документов.

Изучение новых форм, методов и приемов обучения и воспитания, приобретение профессиональных навыков и умений в свете современных требований ФГОС СПО по подготовке будущих квалифицированных специалистов;

Анализ и самоанализ своей педагогической деятельности по выбранной теме и имеющейся проблеме.

Изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта, новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий.

Обобщение опыта работы.

Участие в мероприятиях по обмену опытом работы (заседания МО, педсоветы, взаимопосещение уроков, семинары, мастер-классы, открытые уроки и внеклассные занятия, участие в конкурсах, конференциях и т.п.).

Участие в инновационных проектах.

Срок реализации программы: 2018-2023 г.

Разделы программы:

1.Информационная справка об авторе программы самообразования

1. Фамилия, имя, отчество: Никонова Оксана Владимировна

2. Число, месяц, год рождения: 06.10.1986 г.

3. Образование: высшее, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет технологий и управления», 2009 год, специальность – «Экономика и управление на предприятии», квалификация – экономист-менеджер

4. Должность: преподаватель

5. Стаж педагогической деятельности: 10 лет

6. Стаж работы в данном образовательном учреждении: 11 лет

Благодарственное письмо администрации ОГБПОУ «Смоленский автотранспортный колледж имени Е.Г. Трубицына» за подготовку студентки Суздалевой Кристины, занявшей II место в научно-исследовательской студенческой конференции «Автомобильная отрасль: взгляд в будущее», походившей в рамках VIII Всероссийского Фестиваля науки NAUKA 0+. Приказ №434-у от 29.10.2018г. ;

— Благодарность проекта «Инфоурок» за существенный вклад в методическое обеспечение учебного процесса по преподаваемой дисциплине в рамках крупнейшей онлайн-библиотеки методических разработок для учителей;

— Благодарность за активное участие в работе социальной сети работников образования. 12.11.2018

— Благодарственное письмо за подготовку победителей Всероссийской олимпиады по дисциплине «Маркетинг», проводимой на портале олимпиад и конкурсов «Мир-Олимпиад» . 29.01.2019 г.

— Грамота от проекта ЗНАНИО за организацию Международного классного часа на тему «К 75-летию освобождения Ленинграда от блокады»;

— Благодарность СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж» за подготовку участника международной научно-практической студенческой конференции «Наука, творчество, молодежь – успех будущего», проводимой в рамках IX Всероссийского Фестиваля науки «НАУКА 0+», 18.10.2019г.

— Благодарственное письмо «СПЕЦАВТО» г. Смоленска за добросовестный труд, высокий профессионализм и компетентность. Приказ №831-к от 24.10.2019 г.

— Благодарность за активное участие в работе проекта «Инфоурок» при проведении конкурса «Час экологии и энергосбережения», 24.10.2019 г.

8. Квалификационная категория: первая

9. Прохождение курсов повышения квалификации:

— Сертификат о прохождении курсов повышения квалификации «Финансовая грамотность» №308862503 от 05. 09. 2019 (16 часов);

— Сертификат о прохождении курсов повышения квалификации «Эффективное обучение» №113043831 от 01.11.2019 (6 часов);

— Курсы повышения квалификации в СОИРО по программе «Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности преподавателя СПО» (72 час.);

2.Обоснование программы

Одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности учебных занятий, активизации обучающихся является соответствующая организация самостоятельной работы.

Проблема самостоятельности учащихся при обучении не является новой. Этому вопросу отводили исключительную роль ученые всех времен. Особенно четкие концепции о роли самостоятельности в приобретении знаний имеются в трудах Константина Дмитриевича Ушинского, Николая Григорьевича Чернышевского, Дмитрия Ивановича Писарева.

Эта проблема актуальна и сейчас. Основа любой профессии – это знание. Именно в развитии самостоятельности кроются большие возможности улучшения всего педагогического процесса, повышения его эффективности.

Самостоятельность – это качество человека, которое характеризуется сознательным выбором действия и решительностью в его осуществлении. Она в той или иной степени присуща любому человеку. Сознательный выбор того или иного действия характеризует активную умственную деятельность учащихся, а его осуществление – решительность. Без самостоятельности в обучении немыслимо глубокое усвоение знаний.

Самостоятельность неразрывно связана с активностью, а она является движущей силой в процессе познания. При этом не последнюю роль играют настойчивость, увлеченность и другие качества, которые развиваются вместе с самостоятельностью. Недостаточность самостоятельности делает обучающегося пассивным, тормозит развитие его мышления и в конечном итоге делает его неспособным к применению полученных знаний.

Особенно важна самостоятельность для развития различных умений обучающихся. Любые умения могут формироваться и развиваться только в процессе самостоятельной деятельности. Обучающиеся действуют сами, т.е. в той или иной степени проявляют свою самостоятельность.

При этом и умения, и самостоятельность, которые развиваются и совершенствуются в процессе самостоятельной деятельности студентов, взаимно обогащают друг друга. Без достаточно развитой самостоятельности нет полноценных умений, а без развитых умений никакая самостоятельность не принесет большой пользы. И чем выше у обучающихся уровень их самостоятельности, тем эффективнее будет протекать их учебная самостоятельная деятельность.

Под самостоятельной учебной работой понимают любую организованную учителем активную деятельность обучающихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведённое для этого время. При этом должны осуществляться такие действия, как поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизация знаний. Как дидактическое явление самостоятельная работа представляет собой, с одной стороны, учебное задание, то есть то, что должен выполнить студент, объект его деятельности, а с другой ─ форму проявления соответствующей деятельности памяти, мышления, творческого воображения при выполнении студентом учебного задания, которое в конечном счёте приводит либо к получению совершенно нового, ранее неизвестного ему знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний.

3.Принципы реализации программы

Программа реализуется в соответствии со следующими принципами:

-единство общей и профессиональной культуры;

-взаимосвязь и преемственность;

Виды деятельности, способствующие профессиональному росту педагога:

чтение методической, педагогической и предметной литературы;

публикации собственных методических разработок в педагогических изданиях;

обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, методик использования современных педагогических технологий;

изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов;

изучение информационно-компьютерных технологий;

решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности или нестандартной формы;

организация и участие во взаимопосещениях занятий коллег;

участие в работе семинаров, тренингов, конференций, дискуссий, совещания по обмену опытом с коллегами;

общение с коллегами не только в рамках образовательного учреждения, а также активное участие в работе педагогических интернет-сообществ;

систематическое прохождение курсов повышения квалификации;

организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету;

посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету;

ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями.

Источники самообразования:

Специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации.

Формы самообразования:

индивидуальная – через индивидуальный план самообразования;

Читайте также:
Cm launcher что это за программа

групповая – через участие в деятельности образовательного учреждения и предметной цикловой комиссии.

Основные направления самообразования:

профессиональное (предмет преподавания)

• методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы)

5. Примерный план реализации программы

Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai

Самообразование педагога

Самообразование педагога

Самообразование педагогов – главный ресурс повышения профессионального мастерства

Подготовила: Корнеева Наталья Михайловна, учитель английского языка МКОУ «Начальная общеобразовательная школа №17»

«В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить!»

1. Условия возникновения и становления опыта

Модернизация современного образования нацелена на построение и реализацию индивидуального образовательного маршрута, самообразования человека на различных этапах его жизненного пути.

Современная концепция непрерывного педагогического образования в России сориентирована на:

— развивающиеся потребности личности, общества, государства;

— расширение пространства образования современных педагогов;

Для осуществления своей миссии педагогу необходимо обладать готовностью к решению профессиональных задач, то есть уровнем профессиональной компетентности.

Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.

Ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Проанализировав ситуацию повышения квалификации, можно прийти к выводу, что наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов — это самообразование.

2. Актуальность

Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования требует от педагогов постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами.

На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации: в учебных заведениях — очное обучение, очно-заочное обучение, заочное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары и т.д.

Постоянное самообразование — вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не «отстать от поезда современности». Предварительно изучив инновационные методы методической работы по самообразованию, можно их структурировать и применить в работе с педагогами.

Инновационные направления методической работы

· маркетинговое: изучение спроса педагогов

· информационное: создание единой информационной, организационной, методической учебно-воспитательной среды в ОУ;

· научно-экспериментальное: вовлечение педагогов в опытно — экспериментальную работу ОУ

· психолого-педагогическое: психологическая поддержка педагогов

· управленческое: повышение компетентности педколлектива

Самообразование расширяет и углубляет знания, способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне. Это первая ступень к совершенствованию профессионального мастерства. Поэтому самообразование каждого педагога должно стать его потребностью.

3. Теоретическое обоснование

По словам К.Ю. Белой, канд. пед. наук, самообразование есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогам самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные.

Учитель должен не только владеть методикой воспитания и обучения детей младшего школьного возраста, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др.. Учитель начальных классов должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его воспитанников, перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога. Самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.

Совершенствование качества обучения и воспитания в ОУ напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования. Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия педагога.

Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?

· Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения

· Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом

· Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности

· Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики

· Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни

· Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.

4.Организация самообразования

При организации самообразования учитывается профессиональный уровень педагогов, используются различные критерии, позволяющие отнести педагогов к той или иной группе и в соответствии с этим выбрать цели и способы обучения.

Начинающему педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.

Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.

Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.

Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, имеет возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности

Важным условием является правильно организованная и проводимая в системе работа по самообразованию. К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы (испытывают затруднения в подборе и изучении методической литературы, в выборе темы, постановке целей и задач и т.п)

Тематикой самообразования может являтся:

— одна из годовых задач ОУ;

— проблема, которая вызывает у педагога затруднение;

— пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;

Педагог в течении учебного года углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

Самообразование не сводиться к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов, а становится стимулом как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности.

5. Источники самообразования

В чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?

• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)

• Видео, аудио информация на различных носителях

• Семинары и конференции

• Мероприятия по обмену опытом

• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты

• Курсы повышения квалификации

В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.

6. Результат самообразования

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования учителя на некотором этапе? (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно)

Читайте также:
Blued что за программа

• повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество )

• разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования

• разработка новых форм, методов и приемов обучения

• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей

• выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии

• разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям

• создание комплектов педагогических разработок

• проведение тренингов, семинаров, конференций , мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)

Продуктивность процесса самообразования :

Самообразование педагога будет продуктивным, если:

• В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.

• Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт учителя является фактором изменения образовательной ситуации. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а следовательно, является открытым для изменений.

• Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой — самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.

• Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.

• Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.

• Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

Однако, наиболее эффективной формой зарекомендовала себя система самообразования, позволяющая педагогу проявить не только мастерство и творчество, но и преодолеть определенные затруднения в реализации воспитательно-образовательного процесса. Самообразование способствует поддержке и развитию важнейших психических процессов – внимания, памяти, совершенствует критическое и аналитическое мышление, а также стало необходимым условием успешного повышения уровня квалификации воспитателя.

Разнообразные формы повышения уровня квалификации педагогов: курсы повышения квалификации, участие в методических объединениях, учеба в институте, конкурсы профессионального мастерства способны вывести на уровень активного саморазвития Однако, наиболее эффективной формой зарекомендовала себя система самообразования, позволяющая педагогу проявить не только мастерство и творчество, но и преодолеть определенные затруднения в реализации воспитательно-образовательного процесса. Самообразование способствует поддержке и развитию важнейших психических процессов – внимания, памяти, совершенствует критическое и аналитическое мышление, а также является необходимым условием успешного повышения уровня квалификации педагога.

Источник: ped-kopilka.ru

Самообразование в становлении педагога-профессионала

Самообразование — это целенаправленная систематическая познавательная деятельность, управляемая самой личностью, служащая для совершенствования ее образования, а также непрерывное продолжение общего и профессионального образования, благодаря которому актуализируются и расширяются знания и восполняются пробелы в духовном развитии человека

Сущность самообразования педагога

В настоящее время непрерывное образование педагога предусматривает не только специально организованное получение знаний и умений по профессии, но и процесс самообразования, который позволяет ему овладеть необходимыми навыками педагогической деятельности и достичь в ней профессионального мастерства, тем самым совершенствуя и собственную личность.

Решим твою учебную задачу всего за 30 минут
Попробовать прямо сейчас

Необходимость в самообразовании обусловлена в первую очередь целями, стоящими перед педагогической деятельностью.

Педагогическая деятельность не стоит на месте, к ней постоянно предъявляются все новые требования, внедряются инновации и обновления. Все это требует от педагога повышения уровня собственных знаний с целью овладения данными новшествами и эффективным внедрением их в педагогический процесс.

Замечание 1

Обновление и расширение знаний педагога так же необходимо для того, чтобы в полной мере удовлетворять потребности учащихся в новых знаниях, качественно расширять их кругозор, мотивировать на обучение.

Педагог, занимающийся самообразованием, осваивает новые педагогические идеи, внедряет в процесс обучения передовой опыт, апробирует и анализирует полученные по итогам внедрения результаты.

Довольно часто происходит так, что при поступлении в педагогические учебные заведения, вчерашние школьники попадают в новые для них условия, которые требуют получения новых умений и навыков для успешного обучения. В последующем тот опыт, что был им получен на первом курсе обучения по адаптации к новым условиям, положительно сказывается и в профессиональной деятельности. Педагоги быстро ориентируются в нововведениях, овладевают ими и успешно применяют в профессиональной деятельности.

«Самообразование в становлении педагога-профессионала»
Готовые курсовые работы и рефераты
Консультации эксперта по предмету
Помощь в написании учебной работы

Овладение навыками самообразования подразумевает:

  1. Сформированность культуры умственного труда (мышление, анализ, синтез и т.д.)
  2. Наличие устойчивого познавательного интереса, умений и навыков творческого разрешения профессиональных задач (проблем, ситуаций)
  3. Овладение эффективными приемами и методами самостоятельной работы по получению необходимой информации
  4. Гигиену умственного труда и его педагогическую целесообразность
  5. Умение правильно и рационально распределять собственное время, равномерно расходовать духовные и физические силы.

Структура профессионального самообразования педагога

Профессиональное самообразование педагога имеет следующую структуру:

  1. Педагогическое просвещение: освоение педагогом научных педагогических идей, передового опыта, инноваций в области преподавания и т.д.
  2. Овладение новыми подходами и ценностными установками в профессиональной педагогической деятельности.
  3. Умение осуществлять рефлексию собственной педагогической деятельности и опыта практической работы.

В потребностях педагога в психолого-педагогических знаниях проявляется глубина личной вовлеченности в процесс самообразования и творчества; желание оценить свой опыт в контексте опыта других педагогов.

Процесс самообразования направлен на установление соответствия профессионального потенциала (знаний, умений, навыков) и профессиональной позиции педагога в обществе. В связи с этим самообразование выступает как форма саморегуляции профессионального поведения педагога, которая включает в себя как анализ результатов его собственной деятельности, так и его способность управлять им.

Самообразование как часть непрерывного образования подразумевает:

  • компенсацию недостатков полученного образования;
  • постоянная адаптация личности к изменяющемуся миру;
  • постоянное развитие творческого потенциала личности.

Для начинающего педагога на первый план выдвигаются компенсаторные или адаптивные цели самообразования, в будущем более важны цели, связанные с развитием творческого потенциала.

Цели и закономерности процесса самообразования

В соответствии с ведущими целями самообразования выделяются следующие уровни самообразовательной деятельности педагога:

  • компенсаторный – направлен на устранение пробелов в знаниях
  • адаптация – достижение необходимого уровня педагогической культуры
  • творческий – развитие и совершенствование педагогического творчества

Определение цели во многом зависит от личности педагога, имеющихся у него профессиональных знаний, умений и навыков, уровня подготовки и желании заниматься самообразованием. Исходя из этого, приято различать три типа целей самообразования педагога:

  1. Ближние цели самообразования – заполнение пробелов в знаниях, пополнение знаний по ведущим предметам (психология, педагогика, возрастная физиология и т.д.).
  2. Средние цели самообразования – углубление и расширение знаний по конкретному предмету или проблеме в области педагогики.
  3. Дальние цели самообразования – овладение теорией и практикой организации педагогической деятельности с целью повышения их квалификации.

Все эти цели взаимосвязаны и взаимозависимы.

Закономерности процесса самообразования:

  1. Стремление к самообразованию во многом зависит от уровня умственного и нравственного развития педагога, его социальной активности и жизненной позицией.
  2. Стремление к самообразованию растет пропорционально удовлетворению его познавательных потребностей и интересов посредством деятельности по самообразованию.
  3. Стремление к самообразованию опирается на наличие у педагога навыков самообразования и потребности в их совершенствовании.
  4. Стремление к самообразованию напрямую зависит от условий познавательной деятельности педагога.

Замечание 2

Таким образом, профессиональное самообразование педагога является одной из важнейших составляющих успешности его педагогической деятельности.

Источник: spravochnick.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru