ПЕТРОСЯН Евгений Ваганович (род. 16.09.1945, г. Баку) — народный артист РФ (1991). После окончания средней школы (1961), приехал в Москву, мечтая стать артистом.
Окончив ВТМЭИ (Всероссийскую Творческую Мастерскую Эстрадного Искусства, где учителями Петросяна были Рина Зеленая и Алексей Алексеев), в качестве конферансье в 1962 г. вел составленную из выступлений выпускников Мастерской программу «В жизни раз бывает восемнадцать лет», открывавшую второй сезон в Московском театре эстрады.Сразу же обратил на себя внимание и зрителей, и театральной общественности, и прессы. Газета «Правда» 26 сентября 1962 г. писала: «Конферансье Евгений Петров, (первые два года Петросян выступал под псевдонимом Евгений Петров – прим. редактора) очень искренно играющего школьника, впервые вышедшего на сцену, обрадованного и взволнованного этим»… Газета «Литература и жизнь», 5 октября 1962 г.: «Приятное впечатление оставляет конферансье Е. Петров. Контакт, который удается установить молодому артисту со зрительным залом, свидетельствует о его больших способностях».
Петросян Шоу. 41 выпуск (2023) / ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ
«Московская правда», 6 октября 1962 г.: «…конферансье Е. Петров… обаятелен, естественен, остроумен. …играет он… — веселого, чуть хитроватого паренька, страшно довольного тем, что ему удалось выйти на сцену и вести концерт».
«Вечерний Ленинград», февраль 1963 г., автор Евгений Гершуни: «Совсем юный конферансье Петров… чем-то напоминает только что начинавшего выступать Аркадия Райкина»…
«Ленинградская правда», 9 марта 1963 г.: «Евгений Петров – самый молодой эстрадный конферансье. Шутки его свежи, насыщены юмором»…
В 1962 году Е. Петросян получил приглашение в Московскую эстраду (ВГКО). «Вечерняя Москва», 12 августа 1964 г.: (автор статьи И. Адов писал о концерте «Вы их не знаете» — прим. редактора) «Евгений Петров читал монолог, и его слушали хорошо, ибо он скромен, корректен, хоть и юношески угловат. Неделанная улыбка освещает совсем еще мальчишеское лицо… И в монологе, больше походившем на застольную беседу, звучал мягкий и добрый юмор».
Затем, с 1964 по 1969 — Петросян — конферансье в оркестре Л.О.Утесова. Он предложил великому мастеру построить спектакль на разнице их возрастов, и таким образом родилась знаменитая утесовская программа «Перелистывая страницы», где пожилой артист рассказывал своему молодому коллеге о том, какие песни он пел в разные годы и какие «шутки шутил». «Советская культура» 30 июня 1966 года отмечала: «Рядом со старейшим мастером эстрадного искусства Леонидом Утесовым стоит совсем юный конферансье… Евгений Петров.
Он приковывает к себе неослабевающее внимание. Его творческий облик отмечен интересными качествами – необычайной мягкостью интонации, моментальной сменой выражений подвижного лица, умением перевоплощаться. Л. Утесов… зорко увидел в начинающем артисте черты яркой творческой одаренности. Отсутствие наигрыша и скучной назидательности, мягкий, теплый юмор, умение быть непосредственным – вот качества, которые помогли Е. Петрову сразу завоевать симпатии зрителей».
Петросян Шоу. 39 выпуск (2022)
В те годы Петросян уже много гастролировал с оркестром и везде имел большой успех. Например, «Пензенская правда» тех лет писала: «Почти по-райкински на глазах у публики Е. Петросян может превратиться в благообразного старичка и шепелявым речитативом исполнить назидательные куплеты; на протяжении одной – двух минут создает образ, а точнее, маску пьяницы, хулигана, тунеядца… В своих репризах он как бы советуется со зрителями, доверительно рассказывает им о смешных историях, подмеченных в жизни».
Далее с 1969 по 1989 работал в Москонцерте (до 1974 года — как один из ведущих конферансье, затем – как исполнитель монологов и сольных эстрадных спектаклей).
В 1970 году удостоен звания Лауреата на IV Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. На этом конкурсе было трудно победить по той простой причине, что до 1970-го года всесоюзных конкурсов не было двенадцать лет, и эстрада накопила огромные силы, которые продемонстрировала в тот год. С I-ого тура выбыли Геннадий Хазанов (он стал лауреатом в 1974 году), Зиновий Высоковский и многие-многие другие. Семен Фарада получил звание дипломанта конкурса. Лауреатами в разговорном жанре стали Р. Карцев и В. Ильченко, Е. Петросян.
Петросян все время искал новые оригинальные художественные формы в жанре. В 1973 году он придумал оригинальное трио, в котором участвовали по его предложению конферансье Лев Шимелов и Альберт Писаренков. Этот необычный ансамбль, состоящий из ярких контрастных индивидуальностей, был сразу замечен зрителями в телепрограмме «Артлото» (1973 – 1975 гг.). Затем артисты на основе своего репертуара заказали сценарий одному из лучших драматургов – Аркадию Хайту. Так в 1975 году появилось представление «Трое вышли на сцену» (режиссер Борис Левинсон), которое определило целое направление сольных спектаклей нового поколения артистов.
В декабре 1974 года, будучи одним из самых популярных и признанных в стране конферансье, Е. Петросян по собственному желанию завершил карьеру в этом качестве и окончательно перешел в параллельный юмористический жанр. И уже в 1975 году это стремление осваивать новые формы приводит актера к созданию сольной программы«Монологи» (режиссер Александр Левенбук, авторы Григорий Минников, Аркадий Хайт, Лион Измайлов).
Умение привлекать авторов, терпеливо и требовательно работать с ними обогащало искусство Петросяна свежими идеями, современными характерами, которые в интерпретации актера приобретают гротесковую, комическую, драматическую, в иных случаях трагикомическую окраску. Так родился спектакль «Как поживаете?» (1986 год, авторы М. Задорнов, А. Хайт, А. Левин, режиссеры М. Задорнов, А.Бармак, художник А.Саагянц, музыка В.Львовского и А. Гарнизова)
В 1985 г. Петросян окончил ГИТИС, отделение режиссеров эстрады и в дальнейшем практически все свои программы ставил сам.
Программы рождались одна за другой, и каждая была событием в эстрадном искусстве, потому что имели настоящий большой зрительский успех, представляя все новые и новые ноу-хау жанра. Но, самое главное – зрители находили в сольных спектаклях Петросяна созвучие с происходящими событиями в стране, с мыслями и чаяниями нашего человека.
Программа «Инвентаризация», (1988 год, авторы М. Задорнов, С.Кондратьев и многие другие) была не только юмористической, но и остро сатирической, где артист «открывал» многие запрещенные в те годы темы. Спектакли «Дураки мы все…» (1991 год, авторы А.Хайт, Г.Териков, В.Коклюшкин и другие, режиссеры Е.Петросян, А.Вишневецкий), «Страна Лимония, деревня Петросяния», (1995 год, авторы М.Задорнов, С.Кондратьев, Л.Французов, режиссер Е.Петросян, художник Г.Белов, музыка А. Гарнизова), «Когда финансы поют романсы» (1997 год, авторы М. Задорнов, Л. Французов, Л.Измайлов, Г. Териков, Н.Коростелева и другие, режиссер Е. Петросян, композитор А. Гарнизов, сценография Т. Магура); «Семейные радости», (1999 год, авторы М. Задорнов, Н. Коростелева, Л.Натапов, А.Цапик, Л. Французов, Г. Териков, Г. Бугаев и другие, режиссер Е. Петросян, композитор А. Гарнизов, сценограф Г.Белов), «Страсти-мордасти» (2001 год, авторы Н. Коростелева, Л. Французов, Г. Бугаев, А. Цапик, А. Костюшин, Л. Натапов, А. Щеглов, Ю. Хвостов, М. Задорнов, А.Новиченко, А. Рас, А. Андреев, композитор — А. Гарнизов), эстрадные программы «С большим приветом!» (2004 год, авторы – В. Коклюшкин, Л. Французов, А. Щеглов, Н. Коростелева, Ю. Хвостов, А. Цапик, Г.Бугаев, Л. Пеккер, А. Рас, А. Ковалев, А. Мурай, Э. Лопата) и «Страна на подъеме» (2007 – 2008 гг., авторы — В. Коклюшкин, Л. Натапов, Л. Измайлов, Г. Териков, А. Щеглов, Н. Коростелева, Ю. Хвостов А. Цапик, Т. Ветрова) являются теперь уже классикой жанра. Многие номера из этих спектаклей отражают исторический период нашей страны, но, и в то же время, актуально звучат и сегодня.
Параллельно со спектаклями игрались многочисленные творческие вечера, бенефисы.
Гражданская позиция актера, его индивидуальность скрепляют разные по стилю и формам произведения, придают целостность (своего рода сюжетность) спектаклям, составленным из разных миниатюр.
Сотни номеров созданы артистом и его авторами за многие годы. Книга «Над чем смеется Петросян» — антология юмора артиста ярко свидетельствует о том, что юмористический жанр – это вовсе не низменное искусство, как это пытается внушить кем-то или чем-то заинтересованная пресса. Евгений Петросян – это целый мир, где царит не только безудержный радостный смех, но и сострадание, слезы, любовь, уважение к старшим и прочие нравственные человеческие ценности. Юморист, выступающий перед всей страной, а не там где-то в кулуарах какого-то отдельного учреждения или сообщества, выражает интересы народа, его идеи, его чаяния, говорит о его нуждах, его проблемах.
Чарльз Спенсер Чаплин стал великим артистом после того, как начал заступаться за «маленького» человека. Он стал его рупором, глашатаем его идей и интересов. Он вызывал к нему сострадание, при этом смеясь над всеми, и над собой в том числе. Е. Петросян всю жизнь стремится руководствоваться этими соображениями.
В советские времена это был, в основном, юмор иносказания, намеков и недоговорок, в перестроечные времена, как уже раньше было сказано, артист опережал на два-три года газеты, как бы открывая для общественного звучания запретные темы: о генеральных секретарях, о компартии, о вождях и прочем – прочем… В 1992-93 годах, когда у народа возник шок от реформ, перемен, неуверенности в завтрашнем дне, артист создавал чисто юмористические номера, как бы говоря своему зрителю: «Не унывай, все будет хорошо! Жизнь все равно улыбнется тебе».
В середине девяностых опять политика вышла на авансцену. Сатирическое слово было едким, конкретным. В конце девяностых артисту показалось, что политика уже всем поднадоела, все уже разобрались, что к чему, что людям не хватает душевного тепла, пришла пора разбираться в человеческих взаимоотношениях, в том числе, и семейных. Именно поэтому вышел спектакль «Семейные радости».
За многие годы работы на эстраде Е. Петросян завоевал настоящую любовь публики. Активный, умный, ироничный артист никогда не изменял своего сценического имиджа,напротив, с каждым годом все увереннее утверждал его. Незаурядная творческая энергия, талант, феноменальная трудоспособность поставили Петросяна в ряд ведущих артистов отечественной эстрады, сделав его одним из ее лидеров.
За его плечами тысячи выступлений на лучших концертных площадках страны. Работа на эстраде, на телевидении, на радио всегда производила яркое, незабываемое впечатление. Е. Петросян всегда был активным участником во всех праздничных событиях страны 70-х, 80-х и 90-х годов: многочисленных правительственных концертах, торжественно проводимых профессиональных праздниках, на открытиях концертных залов (например, Петросян – первый, кто вступил на сцену концертного зала “Россия” в Москве), в больших эстрадных концертных программах, в конкурсах артистов эстрады, где был членом жюри или председателем и прочее.
Евгений Ваганович имеет много учеников, как артистов, так и писателей. Его метод работы и многочисленные нововведения в жанр составили целую систему творческих координат, которым они следуют. В частности, в числе учеников – Елена Степаненко, для которой Петросян является не только мужем, но и режиссером, и творческим идеологом.
В конце 80-х гг., определив свою систему в жанре, его законы, особенности и правила, нюансы взаимоотношений актера и публики, Петросян понял, что должен поделиться своими знаниями с коллегами и зрителями, которые неравнодушны к этому искусству и, как пишет в своей книге артист, «хотят стать профессиональными зрителями». В итоге родилась книга «Хочу в артисты» (М., Издательство «Искусство», 1994).
Е.В. Петросян является автором следующих книг:
- “Хочу в артисты” М., 1994
- “Евгений Петросян. В стране анекдотов” Издательство Центр “Маркетинг”. М., 1994. (Переиздавалась много раз по 1996 год). С 1996 года — М., Издательско-Торговый Дом “Гранд”, переиздавалась еще больше.
- «От великого до смешного». М., ТЕРРА-TERRA. 1995 г.
- Это была первая книга – антология афоризмов, изданная в постсоветский период, свободная от идеологических канонов коммунистического общества.
- «Петросмешки». Издательство «Гранд», М., 1998 г., 1999 г., 2000 г.
- «Над чем смеется Петросян?» (Антология репертуара). Издательство “Вече”. АО “Московские учебники” 2000 г.
- «Записные хиханьки-хаханьки». М., Издательство «АСТ» 2001 г.
- «Доктор смех, или записные хиханьки-хаханьки – 2». ACT издательство Хранитель. Москва, 2007 г.
- «Над чем смеется Петросян?» (Антология репертуара) Том второй. Издательство ОАО “Московские учебники” 2010 г.
Многие годы Петросян бережно собирает реликвии юмористического искусства. При своем театре он создал Центр эстрадной юмористики, где собраны уникальные материалы по истории эстрады XIX — XX вв.: многочисленные юмористические журналы, афиши, рукописи знаменитых юмористических драматургов, аудио и видео записи артистов прошлых лет, фотоматериалы и прочее, прочее… Именно на этой базе родилась его знаменитая телепередача «Смехопанорама», где Петросян – уже эстрадовед и режиссер – рассказывает нам о своем удивительном жанре.
Телевидение. Впервые Е. Петросян появился на телевидении в 1962 году в качестве конферансье молодежной программы «В жизни раз бывает 18 лет». Его представляла популярнейшая телеведущая Валентина Леонтьева, которая позже не раз вспоминала этот факт, называя себя крестной мамой артиста. В 1964 году в прямом эфире Е. Петросян вел телепередачу «Голубой огонек».
В начале 70-х гг. вместе с известной тележурналисткой Татьяной Коршиловой Петросян придумал и вел «Вечера юмора» в концертном зале Останкино, которые явились предтечей телепередачи «Вокруг смеха». Несколько лет (с 1973 по 1976 гг.) был ведущим популярной телепередачи «Артлото», участвовал в первых выпусках «Утренней почты» (1975 – 1985 гг.), в «Аншлаге» (1987 – 2000 гг.) и многих других.
У Е. Петросяна много сольных передач на телевидении, таких как: «С различных точек зрения» (1985), «Приглашение на вечер Петросяна» (1988), «Ангажемент Петросяна», «Операция Петросян» (1991), «Антология Петросяна» (1991 – 1993 гг.), «Евгений Петросян приглашает» (1999 – 2000 гг.), «Кто же этот Петросян?» (2000), «Кубок юмора» (2002 г.), еженедельная передача «Шутка за шуткой» (2000-2003), Как автор сценария и режиссер-постановщик Е. Петросян выпустил программы Елены Степаненко «Бабы, вперед!» (2001-2007 гг.), «Включайте, посмеемся!» (2001 г.), «Кривое зеркало» (2003 г.). Программа Е. Степаненко «Бабы, вперед! – 2» (2005 г) заняла вторую строчку по месту и рейтингу среди самых популярных телепередач у российской аудитории за пятилетний период (2000 — 2005 гг.)
Немного подробнее об особых телепроектах. С 1994 года на ТВ еженедельно выходит в эфир авторская телепередача Е. Петросяна «Смехопанорама», в которой широко представлены мастера разговорного жанра разных поколений, запечатлена история сатиры и юмора на отечественной эстраде. Особое внимание следует обратить на такое удивительное, не имеющее аналогов, явление, как телетеатр Петросяна «Кривое зеркало» — это музыкальный, пародийный, буффонный, то есть, эксцентрический — клоунский театр персонажей. Спектакли театра «Кривое зеркало» пользуются огромным зрительским успехом и уже который год имеют самый высокий рейтинг не только среди юмористических передач, но и передач всего российского телевидения. Здесь необходимо отметить, что режиссер Е. Петросян дает дорогу многим молодым талантливым артистам, сникавшим теперь большую популярность.
Благодаря его авторитету, в Москве проведены два конкурса артистов эстрады (Е. Петросян — председатель жюри в 1999 и 2002 гг.), которые выдвинули новые имена. Всероссийский конкурс «Кубок юмора» 1999 года можно выделить среди всех ранее проходивших конкурсов, как выдающийся, потому как результаты его были небывалыми — рекордное количество лауреатов, ярчайших артистов.
Средства массовой информации в силу своего безграмотного отношения к этому жанру, в силу своего, пренебрежения к этому жанру, не заметили этого события. Более того, они, бездумно повторяли фразу: «Жанр умер!» И это в то время, когда на эстраде появилось новое поколение юмористов. Лауреатами конкурса стали: Максим Галкин, Андрей Данилко, братья Пономаренко, Юрий Гальцев, Сергей Чванов и Игорь Касилов (сейчас это «Новые русские бабки»), Геннадий Ветров, Святослав Ещенко, Сергей Дроботенко, Максим Аксенов, Дмитрий и Антонина Ивановы с очень оригинальным номером, замечательные клоунские ансамбли «Братья по разуму», «Лицедей-Лицей», театр «Унисон» и многие другие.
Сам артист никогда не акцентировал внимания на своих достижениях, званиях, наградах. Между тем, Е. Петросян – не только выдающийся артист эстрады, талантливый режиссер, писатель, но и вице-президент Международного союза эстрадных деятелей, академик и почетный профессор Международной Академии наук информации, информационных процессов и технологий (МАН ИНТ), председатель Всероссийских конкурсов артистов юмористической эстрады.
Евгений Петросян занимает яркую страницу в истории искусства отечественной эстрады.
Сведения взяты из энциклопедии «Эстрада России. XX век. Москва,
«ОЛМА-ПРЕСС», 2004., «Эстрада России. Двадцатый век. Лексикон». Москва,
РОССПЭН, 2000.
В 2018 году вручена Почетная грамота от Президента Российской Федерации В.В.Путина за активное участие в общественно-политической жизни российского общества.
24 ноября 2020 года состоялось вручение дипломов «Книги рекордов России». Были зафиксированы 2 рекорда:
- Наибольшее количество выпусков авторских юмористических телепередач в России — 1441 (подробнее…)
- Самая продолжительная карьера артиста юмористического (разговорного) жанра в России — 58 лет 65 дней (подробнее…)
Источник: e-petrosyan.ru
Самый несексистский юморист. Как Евгений Петросян взлетел в отечественном юморе
Он был монстром юмора на развивающемся российском ТВ и стал героем мемов. Далеко не голливудская звезда – но российская пресса следит за его личной жизнью. Евгений Петросян – важная веха в истории российской индустрии юмора. Как это вышло?
Лилит Мазикина
В социальных сетях можно увидеть две фотографии, прикреплённые друг к другу. На одной Барак Обама у микрофона, на другой – юный Петросян на сцене. Оказываются, они внешне похожи. Тот случай, когда Евгений Ваганович ничего не сделал лично, чтобы рассмешить людей, но рассмешил: очень уж неожиданно это сходство. Впрочем, говорят, можно найти своего близнеца любой расы и любой эпохи – просто до появления интернета это было гораздо, гораздо труднее.
Почему Петросян стал знаменитым?
Конечно, карьеру в молодости Петросян сделал вовсе не благодаря сходству с американским политиком. И политик тогда был в проекте, и американские реалии для советских жителей были чем-то очень смутным. Всё дело в том, что на эстраде в жанре юмора и сатиры Евгений оказался струёй свежего воздуха в тот момент, когда пришёл её покорять. В некотором роде новым Аркадием Райкиным, но – более созвучным новым временам, в чём так часто мэтры проигрывают молодым талантам.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Утром в газете, вечером в куплете
Поколение, рождённое в СССР, выросло на юморесках в утренних передачах и образе куплетиста из «Покровских ворот». Кажется, официальный – бодрый и в то же время мягкий, беззубый – юмор был неотъемлемой частью советской эстрады. На самом деле – напротив. Очень долго сатира считалась не только ненужной в стране советов, но даже вредной, и едва была жива в виде фельетонов, настолько идеологически выдержанных и дубовых по языку, что неясно, было ли от них смешно хоть кому-нибудь.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Примерно до середины века эстрадные куплетисты СССР представляли сатиру в основном на иностранные правительства. Материал брался из разгромных статей советской прессы: утром в газете, вечером в куплете, как озвучивалось всё в тех же «Покровских воротах». Могли с эстрады высмеять религиозных бабушек и молодого тунеядца, но с осторожностью, чтобы не казалось, что порочат нашу молодёжь и недостаточно почитают наших стариков. В целом же жанр переживал не лучшие времена.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Тем, кто хочет посмеяться, Советский союз предлагал пройти в цирк. Там есть клоуны. Которые, кстати, ничего, требующего проверки цензурой, не говорят, потому что ничего не говорят вообще. Разрешалось также посмеяться над комедией в кинотеатре. В целом же советский человек сталинской эпохи должен был быть скорее бодр и оптимистичен, чем смешлив и, тем более, насмешлив.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Как ни странно, попытки переломить ситуацию произошли именно в сталинскую эпоху. В Ленинграде в 1939 году начал свою работу Театр эстрады и миниатюр. Позже, в восьмидесятых, театр переедет в Москву и возьмёт более конкретное название «Сатирикон», но в тридцатых эксперименты в творчестве удобнее было ставить на определённом отдалении от Кремля.
Театр же эстрады и миниатюры был намерен экспериментировать и творить, уйдя от простеньких клоунад прошлого к более интеллектуальному и актуальному юмору. Фактически сразу одним из ведущих артистов театра стал молодой Аркадий Райкин. Во время Великой Отечественной ему предстоит стать руководителем театра, и на этом посту он проведёт без малого сорок лет. По образцу выпестованного им театра откроется в 1954 году Московский театр эстрады. В двадцать восемь лет, в 1973 году, именно здесь начнёт свой путь как артист в жанре юмора и сатиры Евгений Петросян.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Над чем смеялись?
Секс и политика по большей части были под запретом в качестве тем для советского юмора и сатиры. Самое пикантное, что могла себе позволить эстрада, представлено в монологе Райкина «Холостяк»: «Если меня в тихом месте прислонить к тёплой стенке, со мной ещё можно. поговорить!». Политику можно было затрагивать только в духе карикатуристов, известных как Кукрыниксы: то есть смеяться над лидерами капиталистических стран и то вскользь. В родной же стране, считалось, почти не над чем смеяться. В качестве тем предполагались бытовые недопонимания, косность и озабоченность бытом граждан, недостаточно заражённых идейностью и коллективизмом, а также «отдельные недостатки на местах» – забюрократизированность страны, бытовое пьянство, нехватка эрудиции и любознательности, лень и тунеядство, «слепое подражание западу» (любовь к модной одежде и музыке).
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Ранняя сатирическая эстрада была похожа на газетные фельетоны – не слишком остроумные в силу боязни выйти за рамки, полные штампов, вызывающие скорее злорадство, чем смех (ишь, как протащили!), но в годы застоя юмористы стали чувствовать себя свободнее. «Ты приходишь ко мне, я через завсклада, через директора магазина, через товароведа, через заднее крыльцо достал дефицит! Слушай, ни у кого нет – у меня есть!
Ты попробовал – речи лишился! Вкус специфический! Ты меня уважаешь. Я тебя уважаю. Мы с тобой уважаемые люди».
На одном из самых ранних видео Петросяна, 1971 года, когда он считался ещё конферансье, а не юмористом, Евгений шутит о том, как девушки опаздывают на свидание, и зачитывает популярные восточноевропейские анекдоты своего времени, выдавая их за наблюдения из жизни, записанные в блокнотик. Вообще многие из тех, кто вживую посещал выступления Петросяна, отмечали, что он много и обаятельно рассказывает анекдоты, и эффект от них, даже давно известных, сильнее, чем от монологов.
Глядя на оживлённого молодого артиста на ранних видео, трудно представить, что он только что пережил трагедию. Примерно в те годы погибла в автокатастрофе первая жена Петросяна. На руках у него осталась дочь Викторина, которую предстояло теперь поднимать своим умом. Хотя это редко обсуждается, в Советском Союзе и современной России то, какое образование получит ребёнок (и справится ли с получением), определяла и определяет прежде всего мать, и шансы девочки сделать хорошую карьеру резко уменьшаются, если её воспитывает один отец.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Но Викторина закончила истфак МГУ, стала организатором выставок и продюсером документальных фильмов. Живёт она уже очень давно в США. О том, что такое будет возможно, тоже нельзя догадаться, глядя на кадры с обычным советским конферансье Евгением Петросяном.
Но популярность в советское время Евгений Ваганович, конечно, получил не на анекдотах. Причин называют несколько.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Он вполне откровенно подражал в начале своей карьеры Аркадию Райкину, который для многих был образцом эстрадного жанра юмористических монологов. Он необычно много жестикулировал и использовал мимику – обычно исполнители на эстраде были сдержаннее, даже в жанре эстрады.
И, наконец, Петросян очень метко выбирал себе авторов, сотрудничая с такими актуальными в своё время писателями жанра, как Хайт и Задорнов. В наше время их уже трудно воспринимать, но сорок-тридцать лет назад они действительно улавливали «народные» темы. «Вот я на стройке работаю. Ну, дают нам проект. Там этих тангенсов-котангенсов столько, что без стакангенса не разберешься.
А нам и не надо. Мы строим по своей науке – на глазок. Быстро, дешево и сердито! Ну, конечно, стена дает небольшой косинус, в дверях легкий незакрывангенс, окна слегка продувангенс. Ну, унитангенс забыли поставить. Ну и что? Куда ты денешься? Все равно там будешь жить.
Ведь это в школе нас учили, что надо строить хорошо, а жизнь меня научила, что надо строить досрочно. Тогда под духовой оркестр всё примут».
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Почти монополия
После распада СССР многие артисты самых разных жанров оказались не у дел. Петросян же вскоре начал процветать, став телезвездой с актуальными монологами.
Несмотря на то что на эстраде девяностых и нулевых артист был не единственным юмористом, а его передачи имели аналоги на отечественном ТВ, до сих пор, вспоминая эстрадную сатиру и юмор тех лет, в первую очередь вспоминают и Петросяна. Более того, для многих юмор того периода вообще укладывается в слово «петросянщина» – и его произносят с пренебрежением.
Оно ассоциируется со ставшей очень однообразной мимикой и жестикуляцией известного юмориста и шутками вокруг «слишком современных» слов. Тем не менее, на «петросянщине» не только хорошо зарабатывал, объезжая бывшие советские республики, сам Петросян – он подтягивал «подкормиться» многих других артистов эстрады. Вероятно, изначально вопрос при этом шёл не о бешеных деньгах, а о том, чтобы дать выжить как можно большему количеству коллег. В результате плотной работы сатирой и юмором телевизор был буквально переполнен, а имён представителей жанра было на слуху больше, чем можно бы ожидать.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Две большие программы Петросяна фактически вошли в историю российского юмора: «Смехопанорама» и «Кривое зеркало». Не менее популярно было и «Петросян-шоу». Согласно обзору Дарьи Гавриловой на портале Wonderzine, оно было в какой-то момент самым популярным юмористическим шоу страны.
Сам же обзор интересен тем, что в нём исследуется, как подаются женщины на юмористической эстраде России. Условно говоря, Гаврилова искала шоу с наименьшим количеством сексизма. Совершенно неожиданно им оказалось именно шоу Петросяна.
Источник: www.novochag.ru
Четыре жены, шутки и слава. Как Евгений Петросян стал мемом
16 сентября известному юмористу Евгению Петросяну исполняется 73 года. В последнее время его имя практически ежедневно упоминается в СМИ в связи с разводом с Еленой Степаненко. А между тем многие забывают, что Евгений Петросян известен в первую очередь не как светский лев, которого регулярно упоминают в СМИ, а как человек, чьи шутки цитируют годами.
Детство
Евгений Петросян родился 16 сентября 1945 года в Баку в семье преподавателя математики Азербайджанского педагогического института армянина Вагана Межлумовича Петросянца и домохозяйки Беллы Григорьевны.
— Коллеги называли отца ходячей энциклопедией. Он был подлинно учёный человек. Друзья-академики часто звали его перебраться в Ереван, а он отвечал: «Не могу, здесь мои предки, не могу оставить их могилы». Вот так он и остался там, — рассказывал Петросян в интервью Центру поддержки русско-армянских стратегических и общественных инициатив».
Мать занималась хозяйством, хотя у самой был диплом инженера-химика. К слову, она была одной из учениц отца, так и познакомились — на его рабочем месте.
Родители-педагоги не имели к искусству никакого отношения, а сына готовили к «серьёзной профессии», например математика. Но мальчика тянуло к творчеству. Возможно, примером стал дядя, который в молодости выступал на эстраде.
Так, в семь лет он нарисовал акварелью икону Казанской Божией Матери. А с 12 участвовал в школьной самодеятельности, занимался в народном театре.
— Кстати, Муслим Магомаев тоже был со мной в самодеятельности. Только ему было 15, а мне 12, — вспоминает Петросян.
Переезд в Москву
Окончив школу в 1961 году, мальчик не собирался идти на математика. Он переехал в Москву и поступил во Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства. Хотел, конечно, во МХАТ, но тут ему помешал уже имеющийся опыт на сцене: в приёмной комиссии заявили, что его актёрская манера уже сформировалась и ему лучше попробовать себя в другом жанре.
У Петросяна с детства фееричная способность запоминать тексты. Ещё в школе на выступлении Марка Розовского он запомнил юмористический рассказ «Укушенный», который потом повторял в школе.
В столице Евгений Петросян начал подрабатывать сначала ведущим концертов, а в сентябре 1962 года его пригласили в Театр эстрады.
Первый брак и единственная дочь
Тогда же артист женился на младшей сестре знаменитой танцовщицы Викторины Кригер, с которой был знаком всего пару месяцев. В этом браке в 1968 году родилась единственная официальная дочь Петросяна. Девочку назвали в честь тёти.
Дочка Петросяна с самого детства мечтала стать актрисой. Они даже устраивали домашние спектакли. Но отец был против, так как опасался, что у неё не получится, а «хуже плохой актрисы нет ничего».
Брак с первой супругой продлился около десяти лет. После развода отношения с дочерью, что ожидаемо, сошли практически на нет. Викторина в России начала с организации выставок. На работе всё складывалось успешно, но дочь Евгения Петросяна уехала в США.
— Всё просто — я уехала с мужем, — пояснила она. — Тогда не хотела, но сейчас ни о чём не жалею. У меня прекрасная семья — муж Марк, двое детей — Марк и Андрей, — рассказала она в интервью изданию «Дни.ру».
Сейчас она владеет бизнесом по производству игрушек из стекла. С отцом общается изредка, по праздникам.
— У нас с папой взрослые отношения взрослых людей. «Поздравляю, доченька», «С Новым годом, папа» — вот, собственно, и всё. В личную жизнь друг друга мы не лезем, — рассказала она в интервью изданию «Мир новостей».
До Степаненко
Петросян работал ведущим в Оркестре Утёсова, который ценил его юмористические экспромты, затем перешёл работать в Москонцерт. С 1964 года Евгений Петросян стал постоянным ведущим «Голубых огоньков» и даже пробовался на роль главного героя в фильме «Операция Ы».
В 1970-х Петросян вновь стал общаться со своей первой любовью, дочерью известного певца Ивана Козловского — Анной, которая на семь лет была старше его. Они до этого несколько месяцев встречались, но дальше дело не зашло. А вскоре после развода начался роман. Анна решила выйти за Петросяна замуж, когда он в ресторане раскидал трёх мужчин, которые попытались её обидеть.
— Он во всех отношениях был рыцарь! Но что поделать, через полтора года я влюбилась в известного нейрохирурга, — рассказывала Анна в интервью Eg.ru.
Брак распался, отношения с нейрохирургом у Анны также не сложились. Некоторое время они периодически созванивались, но после брака Петросяна с Еленой Степаненко вовсе прервали общение.
В начале 2000-х женщина попала в аварию в Греции, после чего оказалась прикована к инвалидному креслу и практически не выходила из квартиры. Она умерла в 2007 году после продолжительной болезни.
Третий брак Петросяна тоже был недолгим. Юморист нечасто вспоминает о своей третьей жене — Людмиле, искусствоведе из Ленинграда. Они познакомились на гастролях, иногда выступали на сцене. Супруга не выдержала загруженности артиста и развелась с ним.
Самый долгий брак
Жизнь популярного юмориста можно смело разделить на два условных периода: до появления в его жизни Елены Степаненко и после. Так, в 1979 году он открыл Театр эстрадных миниатюр и стал проводить прослушивание на спектакль, куда пришла 26-летняя выпускница ГИТИСа Елена Степаненко. Сама она была замужем за пианистом Александром Васильевым, Евгений жил с супругой Людмилой.
Первый брак Степаненко распался практически сразу после того, как она ушла работать к Петросяну. А у самого юмориста третий развод был в начале 1980-х.
Вместе со Степаненко они играли в том числе в спектакле «Муж объелся груш» в 1981 году. Как пишет «АиФ», роман между ними завязался только спустя шесть лет после знакомства. Во время гастролей в Ялте они вместе ехали на машине. Петросян увидел, что у дороги продают сирень, и подарил актрисе целое ведро. А свадьбу сыграли 3 июня 1986 года.
— Свадьбы как таковой не было. Для нас обоих это не первый брак. Просто у нас в этот день было торжество, — рассказывал Петросян в интервью.
«Аншлаг» и «Смехопанорама»
С 1987 года Евгений Петросян принимает участие в юмористической программе «Аншлаг», ставит как сольные номера, так и выступает с Еленой Степаненко. Попутно он развивает и свои телепроекты, такие как «Инвентаризация», которую делал вместе с Михаилом Задорновым, ставил спектакль «Дураки мы все…» с Аркадием Хайтом, Виктором Коклюшкиным и другими.
В конце 1980-х его уже узнавали в лицо, фамилия Петросяна вовсю гремела на центральном телевидении. А в 1994-м он решает открыть свой проект на ОРТ — «Смехопанорама». Первый выпуск с короткими номерами юмористов и комментариями Евгения Вагановича вышел в январе. Долгое время «Смехопанораму» называли серьёзным конкурентом КВН. В 2004-м «Смехопанораму» перенесли на телеканал «Россия».
Она выходит по сей день. А из «Аншлага» Петросян ушел в 2000-м.
С 2002 года выходили программы «Шутка за шуткой», в 2003-м появилось «Кривое зеркало». И если «Шутка» была пятиминутной юмористической заставкой, которую одно время несколько раз в день включали на телевидении, то «Кривое зеркало» — часовая передача, выходившая в выходные. Тогда, в начале 2000-х, она собирала целые семьи перед экранами. Программа существовала десять лет.
А в 2013 году проект решили закрыть, сам Петросян перенёс операцию на сердце. Артист позже рассказывал «Собеседнику», что очень быстро оправился.
— Бог привел на операцию вовремя. Врачи всё грамотно сделали, — сказал в 2014 году юморист.
Петросян, несмотря на уже солидный возраст, не прекращает работу: написал десятки сценариев, к 70-летию готовил сольный концерт для московских и питерских зрителей, снимал «Петросян-шоу». При этом он очень много ездил по стране, продолжает это делать и сейчас.
Петросян-мем
С 2000-х годов Петросян стал своеобразным интернет-мемом из-за спорной оценки его юмора. Его нередко критиковали кавээнщики, а позже в Сети стали публиковать мемы с фотографиями артиста, намекая, что он давно является синонимом несмешных шуток. Его обвиняли в заимствовании приколов из Интернета или у других юмористов.
Еще в 2009 году Петросян высказывался по поводу таких обвинений. В ЖЖ блогеры писали, что встречались с артистом и он коснулся этой темы. По его словам, в спектаклях делает всё свежее и новое, а зрители потом выкладывают эти шутки в Интернете.
— И когда через год этот спектакль показывают по ТВ, все уже слышат эти шутки и говорят: «Ой, а я же это в Интернете уже читал!» Отсюда и идёт заблуждение, что я бояню и ворую шутки, — цитирует Петросяна shok-darvina.
А причинами того, что он «надоел» зрителю, Петросян называет частые показы по ТВ его программ (в том числе в записи).
О разводе писали десять лет назад
В 2008 году появились слухи о разводе Петросяна и Степаненко из-за его молодой помощницы. Тогда Петросян опроверг все эти слухи в интервью kp.ru.
— Статья про наш якобы развод от и до — все неправда! Мы с Еленой Григорьевной очень любим друг друга. И ничего подобного тому, что написали, у нас не происходит! Мы вообще никогда не ссоримся. Я не понимаю, откуда эта ложь про нас! — говорил тогда он.
На все вопросы о том, почему перестали вместе выступать, отвечал, что просто у каждого своя сольная программа. А в Юрмалу тогда не поехали не из-за разногласий, а потому, что хотят вместе провести отпуск.
И всё-таки развод
Летом 2018 года стало известно, что Петросян и Степаненко действительно разводятся. Причём причиной разрыва более чем 30-летних отношений называют 29-летнюю помощницу юмориста Татьяну Брухунову. Появились даже слухи, что якобы она ждёт ребёнка.
Коллеги артистов сразу заявили СМИ, что Петросян не жил с законной супругой годами. Сейчас же они делят в суде несколько квартир, землю и антиквариат. А тем временем поклонники обратили внимание, что он заметно помолодел. Посвежевший вид юмориста списывают на работу хорошего косметолога.
Источник: life.ru