Поскольку мы знаем, что каждый язык программирования нуждается в комментариях, Rust поддерживает несколько различных вариантов комментариев, которые игнорируются компилятором.
Это типы комментариев, которые мы часто используем.
// — Single line comments which go the end of the line.
/* */ — Multiple line comments which go to the closing delimiter.
переменные
Переменная — это часть памяти, которая содержит значение. В Rust легко определить переменную и установить для нее значение. Представьте, что вы хотите сохранить число 1 в переменной с именем one.
let one = 1
Так просто, как, что! Вы только что присвоили переменной 1 значение 1, пусть используется для введения привязки.
Тип аннотации
Rust предлагает вам объявить переменные вашего собственного размера, так как rust является статически типизированным языком, который мы можем указывать для наших типов заранее, и они проверяются во время компиляции.
Вот пример объявления 32-разрядного целого числа со знаком. Мы используем let для привязки, затем имя переменной и тип size после двоеточия (:).
5 причин изучать Rust в 2023
let x: i32 = 19;
Rust имеет много различных примитивных целочисленных типов. Они начинаются сядля целых чисел со знаком иUдля целых чисел без знака. Возможные целочисленные размеры составляют 8, 16, 32 и 64 бита.
переменчивость
В Rust, когда вы объявляете переменную, привязки неизменны, что означает, что мы не можем изменить значение переменной.
Этот фрагмент кода выдает ошибку, он показывает переназначение неизменной переменной `x ‘!
$rustc rust_mut.rs
./rust_mut
—> rust_mut.rs:3:2
|
2 | let x = 5;
| — first assignment to `x`
3 | x = 10;
| ^^^^^^ re-assignment of immutable variable
Если вы хотите, чтобы привязка была изменчивой, вы можете использовать ключевое словомут,
Типы данных
Примитивные типы данных в Rust
1. Булево
Стандартный логический. Может быть верным или ложным.
2. Персонажи
До сих пор мы работали только с числами и числами, но Rust также поддерживает буквы. Руста char type — самый примитивный алфавитный тип языка, и следующий код демонстрирует один из способов его использования:
3. Числовые типы
Эти типы включают i8, i16, i32, i64, isize, u8, u16, u32, u64, usize. Буква обозначает, является ли она со знаком (i) или без знака (u), а число обозначает размер целого числа. Таким образом, тип i8 представляет собой 8-битное целое число, а u64 — 64-битное целое число без знака. Размер и использование зависят от архитектуры компьютера.
Эти типы включают F32 и F64. Число с плавающей запятой — это то, что мы обычно называем десятичным.
4. Массивы
Массив фиксированного размера, набор элементов одного типа.
let name: [type; size] = [elem1, elem2, elem3, elem4];
5. Кортежи
Упорядоченный список фиксированного размера элементов разных (или одинаковых) типов данных
Объявление кортежей похоже на массив. Вместо этого мы используем «()» вместо «[]».
Rust. Убийца C++ или очередной пшик?
Кортежи также являются неизменяемыми по умолчанию, и даже смут, его количество элементов не может быть изменено. Также, если вы хотите изменить значение элемента, новое значение должно иметь тот же тип данных, что и предыдущее значение.
6. Струны
Str является «String Slice» и является наиболее примитивным типом строки.
Теперь кое-что, что сбивает с толку некоторых людей, когда они начинают работать с ржавчиной, это печать переменных ‘<>». Чтобы напечатать это, нам нужно написать:
Что похоже на форматирование Python.
7. Векторы
В Rust векторы хранят свое содержимое как непрерывные массивы T в куче. Это означает, что они должны быть в состоянии знать размер T во время компиляции (то есть сколько байтов необходимо для хранения T?).
Вы можете создать их сVEC!макрос:
Контроль потока
Нам всегда нужна возможность проверить условия и соответственно изменить поведение программы. Условные утверждения дают нам возможность; самая чистая форма — это утверждение «если».
Наиболее распространенными конструкциями, которые позволяют вам контролировать поток выполнения кода Rust, являются выражения и циклы.
Если еще
Все if выражения начинаются с ключевого слова if , за которым следует условие. мы также можем включить else выражение, чтобы дать программе альтернативный блок кода для выполнения, если условие оценивается как ложное.
Несколько условий с else-if
Loops
В настоящее время Rust предлагает три подхода к выполнению некоторой итеративной деятельности. Они: для, пока и петля. Каждый подход имеет свой набор применений.
Для петли
Для циклов в ржавчине используется для итерации на основе заданной начальной позиции и конечной позиции. Цикл for в Rust не похож на этот «стиль C» для цикла, он выглядит так.
В этом примере переменная x перебирает от 0 до 9 и печатает числа до 9.
Пока петля
У Rust также есть цикл while. Пока условие истинно, цикл выполняется. Когда условие перестает быть верным, вы звоните break останавливая петлю.
Это выглядит так:
петля
loop Ключевое слово говорит Rust выполнять блок кода снова и снова навсегда или до тех пор, пока вы явно не скажете ему остановиться. Чтобы остановить этот бесконечный цикл, нам нужно прервать его с помощью сочетания клавиш (CRTL + C).
функции
Функция — это блок многократно используемого кода, который выполняет определенную задачу. Это небольшая вычислительная единица, которая может принимать аргументы и возвращать значения.
У каждой программы Rust есть хотя бы одна функция, основная функция:
fn main() //body
>
В Rust для объявления функций мы используемсноскаключевое слово, за которым следует имя функции, некоторые скобки, где мы включаем аргументы, если они у нас есть.
Теперь давайте напишем функцию, в которую мы можем добавить два целых числа.
Функции объявляются вызываемыми в основной функции и объявляются из нее.
Вы разделяете аргументы запятой, как при вызове функции, так и при ее объявлении.
Функции с типом возврата
По умолчанию функции возвращают пустой tuple (). Если вы хотите вернуть значение, тип возврата должен быть указан после->,
Вот пример функции, которая возвращает числа.
В приведенной выше программе функцияплюс один()а такжеplus_two ()возвращает целочисленные типы, и мы присваиваем их переменным в основной функции.
ПоздравляюВы только что завершили базовое программирование Rust!
Престижность всем, кто прочитал историю и поддержал ее.
Спасибо за чтение. Если вы нашли эту историю полезной, пожалуйста, нажмите ниже , чтобы распространить любовь.
Исходный код по адресу:
Источник: machinelearningmastery.ru
Зачем нужен язык программирования Rust?
Rust набирает популярность, но при этом многие до сих пор не понимают его ценности и функций. Мы расскажем про основные преимущества языка программирования Rust.
Rust — это системный язык, его главное достоинство заключается в быстрой обработке компьютером и высокой степени безопасности. В нём исключены практически все причины падения серверов. Другим преимуществом является устранение неопределённости в доступе к информации от нескольких пользователей. Разработкой языка занимается Mozilla. Он лёг в основу современного и инновационного браузера Servo .
Что общего у Rust и других языков?
В перечисленные определения сложно поверить, это выглядит нереалистичным заявлением, так как ранее все языки выбирали одну из сторон: надёжность или производительность.
Ярким представителем высокой скорости является C++ , но всем нам известно, как часто появляются ошибки из-за неправильного доступа к выделенной памяти, удалённым серверам, а о непредсказуемых выводах результатов работы и говорить нечего. Из-за нескольких потоков записи часто сложно предсказать результат.
Уклон в сторону надёжности лучшим образом демонстрирует язык Haskell, который имеет компилируемую природу и обеспечивает высокие показатели безопасности. Всё, что можно компилировать, будет исправно работать. Главный недостаток – это низкая производительность, сложно представить проект, требующий высокой скорости написанный на Haskell.
Нейтральную позицию, некоего баланса занимают Python , Java , С# и остальные. В них уклон поставлен в практичность.
Rust вобрал в себя лучшие характеристики C++ и Haskell, а также смог сохранить достаточную практичность и функциональность от остальных конкурентов.
В чем же прелесть языка Rust?
Волшебные характеристики Rust стали доступными при помощи основ компилирования и информации о сущности владельца (owner), о программисте, который только временно отлаживает или занял проект (mutable borrow), а также об обычном зрителе (immutable borrow).
При программировании на Java или же C++, приходится удерживать данную информацию в памяти, хотя вид данных несколько отличается. В Rust это реализуется с помощью языковых конструкций, данная информация облегчает компилятору задачу установления личности и правильности подбора модели поведения. Благодаря компилятору можно гарантировать устранение потенциальных и частых проблем в ходе выполнения кода.
Этому языку необходим несколько отличающийся подход. Несмотря на непривычность, алгоритм достаточно очевидный и эффективный. Теперь мы определимся с основами языка, которые способны завести в тупик при начале изучения:
- Полностью устранена система наследования, для замены используется особая структура и способности, подробнее traits .
- Присутствуют указатели исключительно в коде, который не подвергается дополнительной защите, то есть внутри функции unsafe <> . Для их замены в безопасном коде используются ссылки, которые обеспечивают правильное указание на имеющиеся объекты.
- Если ссылка статическая и ведёт к определённому элементу, например, immutable borrow = mut Object , нельзя прочитать содержимое любому другому пользователю весь период жизни ссылки.
- Разработчики делают акцент на Mac и *nix платформы, из-за этого работать на системе Windows можно только с использованием среды GNU .
Достаточно важна целевая аудитория, у языка Rust достаточное активное содружество, развитая система общения и обучения. Рекомендуем посетить канал IRC или Reddit . До сегодняшнего дня уже написано много интересных программ , а большинство из них до сих пор постоянно развиваются, их проекты можно найти на GitHub .
Наибольшая популярность языка отмечается у разработчиков, которые стали на путь создания графики и игр . Существуют даже наработки для создания полноценной операционной системы , но они ещё только разрабатываются. В ближайшей перспективе присутствует возможность написания клиентских программ и веб-серверов . Все перечисленные задачи вполне по плечу Rust.
Главным, а, наверное, и единственным, недостатком является его чрезмерно активное развитие. По мере выхода новых версий несколько изменяется синтаксис, периодически появляется необходимость изменять логику поведения и разработки, чтобы подстроиться под появившиеся возможности. Ситуация будет продолжать ещё некоторое время до момента выхода Rust-1.0 .
Следить за изменениями в языке программирования помогает постоянная рубрика «This Week in Rust», которую можно найти в Rust ‘n Stuffs по ссылке . Здесь всегда есть информация о предшествующих и прошедших изменениях, а также перспективах развития языка.
Больше интересных новостей
Эти языки программирования стали трендовыми, и вот почему
Второй язык программирования изучить легче, чем первый. Так ли это?
Как выбрать первый язык программирования?
Почему стоит освоить С#?
Источник: itproger.com
Программа rust для чего
В 2006 году 29-летний программист Mozilla Грэйдон Хор возвращался домой в свою квартиру в Ванкувере, и обнаружил, что лифт опять не работает. Пришлось подниматься на 21 этаж.
Он знал, что такие сбои часто связаны с использованием памяти. Программы для таких машин, как лифт, часто создают на C++ или C. Эти языки позволяют писать компактный код, который очень быстро выполняется. Проблема в том, что они не защищены от сбоев. Microsoft оценивает, что 70% уязвимостей в коде вызваны ошибками памяти в программах на этих языках.
Хор решил что-то с этим сделать и приступил к разработке нового компьютерного языка. Он назвал его Rust, в честь грибов, которые, по его словам, отличаются невероятной живучестью.
17 лет спустя Rust стал одним из самых популярных языков на планете — возможно, даже самым популярным. На нем пишут 2,8 млн программистов, а компании от Microsoft до Amazon видят в нем свое будущее. Чат-платформа Discord использует Rust, чтобы ускорить свою систему, Dropbox — чтобы синхронизировать файлы на компьютере, а Cloudflare — чтобы обрабатывать более 20% всего интернет-трафика.
По результатам опроса Stack Overflow, Rust уже 7 лет становится самым любимым языком программирования для разработчиков по всему миру.
Нет ничего необычного в том, что кто-то создает новый компьютерный язык. Программисты постоянно придумывают их в качестве побочных проектов. Но это редкий случай, когда один из них закрепляется и входит в пантеон программистов наряду, скажем, с JavaScript, Python или Java.
Чтобы понять, что делает Rust таким полезным, стоит разобраться, как языки программирования работают с памятью компьютера.
Можно представить динамическую память как доску. Когда программа работает, она постоянно записывает небольшие фрагменты данных на доске, отслеживая, какие из них где находятся, и стирая их, когда они уже не нужны.
Однако разные языки программирования делают это по-разному. Старые, такие как С или C++, разработаны таким образом, чтобы программист мог влиять на то, как и когда программа использует доску. Благодаря такому контролю над динамической памятью он может заставить программу очень быстро работать.
Именно поэтому С и C++ часто используют, чтобы писать код «для железа», который будет взаимодействовать напрямую с аппаратным обеспечением. Машины, у которых нет операционной системы вроде Windows или Linux, включая аппараты для диализа и кассы, работают на таком коде.
Но несмотря на скорость, у них есть и недостаток. Они требуют, чтобы программист внимательно следил за тем, что записано в памяти, и когда это нужно стереть. Если про это забыть, произойдет сбой: в какой-то момент программа попытается использовать место в памяти, которое считает пустым, но там уже будет что-то храниться. Кроме того, этой лазейкой может воспользоваться злоумышленник.
Хакер обнаружит, что программа не очищает память как следует — информация, которая должна быть стерта (пароли, финансовые данные и так далее), все еще хранится, — и воспользуется ей. По мере того, как код на С или C++ становится все длиннее, даже очень осторожный программист может допускать ошибки, наполняя программу багами.
В 1990-х годах стали набирать популярность новые языки — Java, JavaScript и Python. Они использовали совершенно другой подход. Чтобы снизить нагрузку на программиста, они автоматически управляли памятью, применяя «сборщиков мусора», компоненты, которые периодически очищали память во время работы программы. Вуаля! Теперь можно было писать код без ошибок памяти.
Но была и обратная сторона — потеря контроля. Программы начинали работать медленнее, поскольку важное время обработки данных уходило на сбор «мусора». И программы, написанные на этих языках, требовали больше памяти.
Таким образом, мир программирования разделился на два лагеря. Если программа должна была работать быстро или помещаться на крохотном чипе в устройстве, вероятнее всего, ее писали на С или C++. Если это было приложение для веба или мобильного телефона — а число таких программ в мире стремительно росло — требовалось использовать новый язык, который собирал «мусор».
С Rust Хор хотел устранить противоречие между этими подходами. От программистов не требовалось вручную задавать местоположение данных: это делал Rust. Но при этом он задавал множество строгих правил о том, как данные могли использоваться или копироваться внутри программы.
Фото в тексте: Unsplash
Пришлось бы учить эти правила, которые были бы более трудными, чем в Python или JavaScript. Код становился сложнее, но безопаснее — не нужно было бояться, что в память случайно попадут опасные баги.
Важно отметить, что Rust также обеспечивал бы «безопасность параллелизма». Современные программы выполняют несколько задач одновременно — другими словами, параллельно — и иногда разные строки кода пытаются изменить один и тот же фрагмент памяти почти в одно и то же время. Система памяти Rust это предотвращала.
Когда Хор впервые открыл свой ноутбук, чтобы приступить к созданию Rust, у него уже было 10 лет опыта в программировании. Поначалу это был всего лишь сторонний проект, который он совмещал с работой в Mozilla. Когда он показал результат другим программистам, реакция была смешанной. Однако руководство компании было заинтриговано.
В Mozilla поняли, что Rust поможет улучшить браузерный движок, и привлекли к проекту нескольких инженеров.
В 2009 году Mozilla решила официально спонсировать Rust. Изначально предполагалось, что это будет open-source проект, и руководить им будут те, кто непосредственно над ним работает. Однако компания стала развивать его собственным усилиями и платить разработчикам.
За следующие 10 лет к проекту присоединилось около десятка инженеров.
К началу 2010-х годов Rust привлекал добровольцев со всего мира, из самых разных технологических отраслей. Некоторые работали в крупных технологических компаниях.
Инженеры Mozilla и волонтеры со всего мира постепенно совершенствовали ядро Rust, улучшая подход к управлению памятью. Многие из использованных решений были результатом исследований десятилетней давности, но инженеры смогли превратить их в практические, пригодные для использования функции.
Rust все меньше нуждался в собственном сборщике мусора — и к 2013 году команда убрала его. Теперь программы на Rust выполнялись еще быстрее: никаких остановок на очистку. Работа Rust стала удивительно эффективной. Он стал ближе к «железу», как C и C++ — и при этом был безопасен для памяти.
Параллельно внутри сообщества Rust развивалась собственная культура, которая отличалась дружелюбием и открытостью к новичкам. Даже сообщения об ошибках, которые создает компилятор, полны заботы: они описывают ошибку и предлагают возможные варианты решения.
Читайте по теме:
Наконец, 15 мая 2015 года была представлена первая версия Rust. Вскоре инвестиции начали окупаться.
В 2016 году Mozilla выпустила Servo, новый браузерный движок, построенный на Rust. В следующем году другая группа использовала новый язык, чтобы перезаписать часть Firefox. Это изменение дало браузеру заметный прирост производительности.
Вскоре разработчики начали получать обратную связь от других компаний, которые тестировали Rust.
Facebook* использовала Rust для редизайна программного обеспечения, которое ее разработчики применяют для управления внутренним исходным кодом.
Rust стал появляться в ядре некоторых чрезвычайно важных программных продуктов.
В 2020 году Dropbox представила новую версию движка, отвечающего за синхронизацию файлов между компьютерами пользователей и облачным хранилищем Dropbox, переписанную на Rust. Первоначально система программировалась на Python, но теперь она обрабатывала миллиарды локальных файлов (и триллионы синхронизированных онлайн).
По словам Паркера Тиммермана, программиста, недавно покинувшего Dropbox, благодаря Rust эта задача стала проще и даже приятнее.
«Писать на Rust приятно, что, может быть, звучит немного странно, но это просто фантастический язык. Это весело. Чувствуешь себя волшебником, а с другими языками такого никогда не бывает», — говорит он.
Инженеров Discord долгое время раздражало, что сборщик мусора в Go — языке, на котором они писали критически важные компоненты программы, — замедлял работу. Их программа выполняла бы эту процедуру примерно каждые две минуты. В 2020 году они переписали ее на Rust и обнаружили, что теперь она работает в 10 раз быстрее.
Даже руководители и инженеры Amazon Web Services убедились, что новый язык позволяет писать более безопасный и быстрый код. Пожалуй, больше всего они оценили его эффективность: Rust потребляет вдвое меньше электроэнергии, чем аналогичная программа, написанная на Java, языке, обычно используемом в AWS.
«Таким образом, я мог бы создать центр обработки данных, который выполняет в 2 раза большую нагрузку, чем мне доступно сегодня», — говорит Миллер.
Некоторые из разработчиков Rust даже обеспокоены его успехом. По мере того как технологические гиганты внедряют этот язык, растет и их влияние на него. Это часто происходит с open-source проектами: крупные компании могут позволить себе наращивать участие и подтолкнуть проект к решению проблем, которые их волнуют. У небольших групп таких ресурсов нет.
Фото в тексте: Unsplash
Впрочем, пока поводов для тревоги не было.
В 2021 году крупные технологические компании оплатили запуск некоммерческого фонда Rust Foundation для поддержки работы волонтеров. Он предлагает гранты в размере $20 тысяч для программистов, которые хотят поработать над какой-либо важной функцией Rust, и для авторов, испытывающих краткосрочную финансовую нужду.
Кроме того, он оплачивает серверы для хостинга Rust и круглосуточную техподдержку. Ранее этим занимались «два добровольца, которые в основном находились на дежурстве 50% своего времени», — типичная история для open-source.
Язык невероятно и быстро вырос. Если считать, что Rust родился в 2006 году, то сейчас он выходит из подросткового возраста и вступает в стадию зрелости. Автомобильные компании используют Rust, чтобы создавать критически важный код для автомобилей, а вслед за ними его внедряют и аэрокосмические компании.
«Он будет использоваться везде», — считает Тиммерман из Dropbox. Более того, руководство Microsoft публично говорит то, о чем, вероятно, думают многие другие игроки: что новый код все чаще будут писать на Rust, и все реже — на C и C++.
Впрочем, старые программы на C и C++ не исчезнут совсем. Вероятно, они будут применяться еще много десятков лет. Но если Rust станет распространенным языком для нового кода, со временем мы начнем замечать, что программное обеспечение становится все надежнее, а баги — все реже.
Больше всего этому удивляется сам Хор. «Большинство языков программирования умирают при рождении» — говорит он.
* Meta и входящие в нее Facebook и Instagram признаны экстремистскими организациями, деятельность которых запрещена в РФ.
Фото на обложке: Trismegist san / Shutterstock
Источник: rb.ru