1. Цель дисциплины:
Основной целью дисциплины «Русский язык как иностранный» является формирование у студентов навыков владения русским языком для реализации коммуникативных возможностей в социокультурной и профессиональной сферах.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Русский язык как иностранный» относится к базовой части Гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин (Б.1.1.3).
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 12 зачетных единиц (432 часа).
5. Семестры: I, II, III, IV.
6. Основные разделы дисциплины:
I. Русский язык как иностранный для общекультурных целей.
1. Лексическая тема: Как я знакомлюсь? «Ты» и «Вы». Грамматическая тема: Простое предложение.
2. Лексическая тема: Личные данные. Анкета. Визитная карточка. Грамматическая тема: Части речи. Изменяемость и неизменяемость русских слов.
3. Лексическая тема: Рабочий день менеджера, сотрудника офиса. Грамматическая тема: Имя существительное.
КАК Я ВЫУЧИЛ РУССКИЙ ЯЗЫК ЗА 6 МЕСЯЦЕВ || ТЫ ТОЖЕ СМОЖЕШЬ ❗❗| Как выучить английский язык
4. Лексическая тема: Описание человека. Человек и его профессия. Грамматическая тема: Имя прилагательное.
5. Лексическая тема: Рабочее место менеджера. Грамматическая тема: Местоимение.
6. Лексическая тема: Профессиональная деятельность менеджера. Грамматическая тема: Глагол.
7. Лексическая тема: Профессиональные навыки менеджера. Грамматическая тема: Причастие.
8. Лексическая тема: Характеристика профессиональной деятельности менеджера. Грамматическая тема: Деепричастие. Наречие.
9. Лексическая тема: Выражение чувств, эмоций, состояний человека. Грамматическая тема: Слова категории состояния. Модальные слова. Частицы
10. Лексическая тема: Деньги. Операции с деньгами. Грамматическая тема: Имя числительное.
11. Лексическая тема: Жизнь в коллективе. Грамматическая тема: Осложняющие элементы предложения. Сложное предложение. Способы передачи чужой речи.
II. Русский язык как иностранный для профессиональных целей.
1. Лексическая тема: Бизнес и современные экономические процессы. Грамматическая тема: Выражение субъектно-предикатных отношений.
2. Лексическая тема: Рынок. Рыночная экономика. Конкуренция в рыночной экономике. Грамматическая тема: Выражение характера протекания действия.
3. Лексическая тема: Спрос и предложение. Величина спроса и предложения. Грамматическая тема: Выражение объектных отношений в простом предложении.
4. Лексическая тема: Компания. Коммерческое представление компании. Грамматическая тема: Выражение объектных отношений в сложном предложении.
5. Лексическая тема: Капитал и инвестиции. Грамматическая тема: Выражение определительных и определительно-обстоятельственных отношений в простом предложении.
6. Лексическая тема: Деньги. Виды мировых валют. Грамматическая тема: Выражение определительных и определительно-обстоятельственных отношений в сложном предложении.
7. Лексическая тема: Тема: Договор, контракт, соглашение. Грамматическая тема: Выражение обстоятельственных отношений в простом предложении.
Как начать преподавать русский как иностранный?
8. Лексическая тема: Банк. Банковская система. Грамматическая тема: Выражение обстоятельственных отношений в сложном предложении.
9. Лексическая тема: Биржа. Биржевая торговля. Грамматическая тема: Выражение временных отношений в простом и сложном предложении.
10. Лексическая тема: Аукцион. Аукционная торговля. Грамматическая тема: Выражение условных отношений в простом и сложном предложении.
11. Лексическая тема: Доходы и расходы. Грамматическая тема: Выражение причинно-следственных отношений в простом и сложном предложении.
12. Лексическая тема: Потребительская корзина и прожиточный минимум. Грамматическая тема: Выражение сравнительных отношений в простом и сложном предложении.
13. Лексическая тема: Реклама и её роль в развитии бизнеса. Грамматическая тема: Выражение целевых отношений в простом и сложном предложении.
14. Лексическая тема: Бизнес в России. Москва – столица бизнеса. Грамматическая тема: Выражение уступительных отношений в простом и сложном предложении.
Источник: mpgu.su
Рабочая программа курса «Русский язык как иностранный»
рабочая программа по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)
Программа предназначена для обучения детей — инофонов начальных классов русскому языку.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа № 54 г. Томска
Директор МАОУ СОШ № 54 г. Томска
курса «Русский язык как иностранный»
на 2019 -2020 учебный год
Классы: 1-4 (группа 12 человек)
Количество часов: 3 2 часа
Яркеева Галина Алексеевна,
учитель начальных классов
Рабочая программа «Русский язык как иностранный» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 г., зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г.), на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, требований к результатам освоения ООП НОО, программы формирования универсальных учебных действий (УУД).
В настоящее время в России поставлена государственная задача адаптации детей мигрантов средствами образования . Получение образования на втором (неродном) языке является одним из ведущих способов интеграции в новый социум, способствует преодолению и предотвращению этнических конфликтов и закладывает основы для движения к обществу «гармонии разнообразия» различных культур.
В школы Российской Федерации поступает большое количество детей из семей переселенцев ближнего и дальнего зарубежья.
При проведении занятий непременно должны соблюдаться следующие методические требования:
- создание условий обучения, способствующих формированию внутренней и внешней активности обучаемых (положительный микроклимат, индивидуальный подход к детям с учётом их психических особенностей и т.д.);
- поэтапное предъявление учебного материала (сначала задания на аудирование, затем репродуктивные упражнения);
- многократное повторение учебного материала с опорой на наглядность;
- комплексное предъявление материала, представляющего различные аспекты языка в речевых образцах;
- обеспечение положительной мотивации (интерес к происходящему на занятии, значимость учебного содержания, его актуальность для обучаемых);
- выделение учителем для каждого урока речевой учебной задачи и определение системы упражнений, позволяющих успешно её решить;
- формирование общеучебных умений и навыков, с помощью которых осуществляется последующая учебная деятельность.
Образовательные: направлены на обучение детей способам усвоения общественного опыта, овладение русским языком и введение в активный словарь русских слов, развитие познавательной активности, развитие коммуникативных умений учащихся, расширение знаний учащихся об окружающем мире, формирование положительного отношения к учебе.
Воспитательные : направлены на решение вопросов социализации и адаптации, повышения самостоятельности, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении, воспитание положительных личностных качеств.
Коррекционные : направлены на компенсацию отставания в речевом развитии, накоплении и увеличении словарного запаса, развитие позитивных качеств с тем, чтобы заложить основы дальнейшего продвижения в учении, учитывая индивидуальные особенности и возможности каждого ребёнка.
- Корректировка и развитие навыков произношения и интонирования речи.
- Развитие навыков чтения, говорения, слушания и письма.
- Освоение грамматической базы русского языка.
- Освоение лексики, обеспечивающее общение в рамках обозначенных тем бытового характера, а также овладение лексикой основных предметов базового плана начальной школы, обеспечивающей включение ребенка в процесс обучения.
- Освоение культурно-страноведческой информации, необходимой для адаптации ребенка к новым условиям жизни (формирование фоновых знаний).
Главные принципы, лежащие в основе занятий по данному курсу:
- Принцип учета возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития.
- Принцип оптимистического подхода (создание ситуации успеха).
- Принцип поэтапного формирования умственных действий.
- Принцип практической направленности изучаемого материала.
- Принцип связи обучения с жизнью (опора на жизненный опыт ребёнка).
Формы работы учащихся на занятиях:
- коллективные;
- групповые;
- индивидуальные.
Особое внимание уделяется совершенствованию имеющегося словарного запаса и умению пользоваться вновь усвоенными словами в речевой практике.
- Общая характеристика курса
Материал программы рассчитан на освоение его в краткосрочный период.
Программа занятий предусматривает взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности (аудированию, говорению, чтению и письму) на основе усвоения содержания учебного материала и активизации речевой деятельности.
На каждом занятии должны решаться коммуникативные и познавательные задачи с опорой на расширение и уточнение круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности; формирование навыков связной устной речи: возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно.
Среди речевых упражнений приобретают большое значение словарные, композиционные (анализ и составление рассказов простейшего вида) упражнения. Разнообразная работа со словом, словосочетанием, предложением, связным текстом дает детям возможность понять сферу употребления изучаемых грамматических единиц и тем самым повышает уровень их умственного и речевого развития.
Особую значимость приобретает направленность программы на развитие личности младшего школьника, его мировоззрения, творческих способностей, умение слушать и контролировать свою и чужую речь, а также формирование в процессе обучения доброго, уважительного отношения к человеку, организацию активной речевой деятельности учащихся. Разработанная программа создает основу для развития речи школьников.
Для определения уровня знаний по данному курсу, используются индивидуальная и фронтальная устные проверки.
Фронтальный опрос проводится как беседа, в которой участвуют учащиеся группы. Учитель готовит серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы.
Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.
Программа курса «Русский язык как иностранный» предназначена для детей-мигрантов младшего школьного возраста и рассчитана на 24 часа.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность добра : осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения : понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии : осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины : осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи: понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества : осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма : осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества : осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
II.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
- осознание роли языка и речи в жизни людей;
- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, потребность в чтении;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составление простейших моделей);
- развитие дикции , устранение дефектов речи (работа со звуковыми моделями);
- строить рассуждения.
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы .
1. Учащийся должен уметь вести диалог-расспрос с целью получения информации по заданной теме применительно к речевой ситуации. К концу курса количество стимулирующих реплик должно быть в пределах 6-8. Диалог-расспрос ведется без подготовки.
2. Учащийся должен уметь устно воспроизводить прослушанное в виде монолога-воспроизведения .
Показателем сформированности умения является соответствие логике изложения и заданной степени свернутости текста.
3. Учащийся должен уметь строить и продуцировать самостоятельное монологическое высказывание на определенную тему с опорой на вербальные и невербальные средства.
1. Учащийся должен уметь записывать под диктовку отдельные слова, словосочетания и небольшие тексты по предъявленному ранее материалу. (Диктант) .
Согласно приоритету коммуникативной направленности обучения, в первую очередь, у детей формируются навыки активного и психологически свободного общения на русском языке и умения ориентироваться в изменяющейся языковой ситуации. У учащихся формируются навыки для реализации следующих коммуникативных задач:
-вступать в коммуникацию, знакомиться с кем-либо, представляться или представлять другого, здороваться, прощаться, обращаться к кому-либо, благодарить, извиняться, отвечать на благодарность и извинения, просить повторить;
-задавать вопрос и сообщать о факте или событии, лице, предмете, о качестве, принадлежности предмета, о событии, действии, времени и месте действия его причине;
-выражать желание, просьбу, предложение, приглашение, согласие или несогласие, отказ;
-выражать своё отношение.
-на уроках в школе;
-на перемене в школе;
-на улицах города;
-на спортивной площадке;
-в разговоре по телефону.
Элементарное речевое общение осуществляется в устной и письменной форме в рамках следующей тематики: 1.Школьная жизнь (в школе, в классе, на уроке, после уроков)
2. Город (на улице, в транспорте, в музее, в театре)
3. Жилище (двор, дом, квартира, комната)
4. Дома (семья, родственники, работа по дому, приём гостей)
5. Мой день (распорядок дня, любимые занятия)
6. Время года (погода, природа осенью, зимой, весной и летом)
7. Продукты питания (покупка продуктов в магазине и на рынке)
8. Растительный мир (дикие растения, культурные растения).
12. Животный мир (птицы, рыбы, насекомые, дикие звери и их детёныши, домашние животные и их детеныши). 13. Мои друзья (портрет, характер, увлечения).
По конкретным видам речевой деятельности формируются следующие умения:
-умение понять на слух информацию, содержащуюся в монологическом высказывании: определить основную и дополнительную информацию, вычленить смысловые части (тип текста: сообщение, повествование, описание в рамках, изученных тем с учётом лексико-грамматического материала данного уровня);
Говорение (в рамках перечисленных тем): Монологическая речь :
-умение отвечать на вопросы;
-умение ставить вопросы;
-умение адекватно реагировать на реплики собеседника;
-умение инициировать диалог в соответствии с коммуникативной ситуацией и общепринятыми и социально обусловленными нормами речевого этикета.
Фонетика. Алфавит. Соотношение звуков и букв. Слово и слог. Гласные и согласные звуки. Согласные звуки. Глухие и звонкие согласные. Позиционные изменения гласных в безударном положении.
Ударение и ритмика. Контраст ударных и безударных слогов по длительности и напряженности. Интонация. Интонация, ее составные компоненты. Функции интонации в речи.
Интонационное оформление различных коммуникативных типов высказываний.
Морфология. Обучаемый должен освоить и использовать во всех видах речевой деятельности следующие грамматические формы. Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные существительные. Род и число имен существительных.
Местоимение Значение, формы изменения и употребление местоимений.
Имя прилагательное Полные прилагательные (новый, синий, большой). Согласование полных прилагательных с существительными в роде и числе и падеже.
Имя числительное Употребление числительных в сочетании с существительными.
Служебные части речи Предлоги (в, о, на, после, с, до, к, из, у), союзы и союзные слова (и, или, а, но, потому что, поэтому, что, чтобы, если, где, куда, который), частицы (не, даже).
Синтаксис Виды простого предложения Повествовательные: Вопросительные: Побудительные/
Графика. Орфография. Пунктуация.
Источник: nsportal.ru
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Русский язык как иностранный» 1-4 классы
![]()
- беседа;
- практическая работа;
- исследование (индивидуальное и групповое);
- -экскурсия (посещение предприятий, научных учреждений, музея, парка, различных выставок);
- заочное путешествие;
- инсценирование;
- виртуальная экскурсия;
- экологический проект;
- экологическая акция;
- ролевая игра.
- игровая деятельность;
- познавательная деятельность;
- проблемно-ценностное общение;
- досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
- художественное творчество; трудовая (производственная) деятельность; туристско-краеведческая деятельность.
Тематическое планирование 1 класс
| № | Тема занятия | Кол-во ч. |
| 1. | Введение. Будем знакомы! Правила поведения в школе. | 1. |
| 2. | Учимся вежливости. Употребление в устной речи различных форм приветствия, знакомства, прощания, просьбы, благодарности, отказа. | 2 |
| 3. | Соотнесение предмета и слова, его названия по теме «Транспорт», «Игрушки», «Предметы домашнего обихода», «Школьные принадлежности». | 2 |
| 4 | Постановка ударения в словах, с использованием картинок, бытовых ситуаций. | 3 |
| 5. | Один – много. Образование формы множественного числа простых предметов (имён существ.). | 3 |
| 6. | Чего не стало? Образование форм множественного числа предметов (имён существительных), используя серии предметных картинок по «Фрукты», «Овощи», «Транспорт», «Животные», «Школьные | 3 |
| 7. | Назови животных. Названия детёнышей диких и домашних животных. | 2 |
| 8. | Сколько чего? Согласование числительных с названиями предметов (именами существ.). | 2 |
| 9 | Соотнесение действия и слова, его названия. используя предметные картинки с выраженным действием предмета. | 3 |
| 16-20 | Предмет и его действие на темы: «Городская улица», «Детские игры», «В школе». | 3 |
| 21-25 | Слова-обобщения, обобщающие понятия к различным группам предметов: животные, профессии, растения, транспорт, посуда, инструменты, игрушки, | 3 |
| 26-30 | Слова, называющие признаки предметов. по форме, размеру, цвету, материалу. | 3 |
| 31 | Учим стихи наизусть, Заучивание четверостиший (А.Барто, Ю.Тувима, С.Маршака). | 2 |
| 32 | Обобщение по пройденному материалу | 1 |
Источник: kopilkaurokov.ru