Календарно-тематическое планирование по русскому языку как иностранному/неродному «Занимательный русский язык» рассчитан для обучения детей-мигрантов в начальной российской школе. У курса коммуникативная направленность, чтобы сформировать навыки активного и свободного общения на русском языке. Курс поможет учащимся достичь необходимого уровня владения русским языком для успешной учебной деятельности в российской школе.
Календарно-тематическое планирование занятий с учащимися 1 классов (РКН)
Тема занятия
Лексическая тема
Кол-во часов
Времена года. Месяцы.
Звуки речи. Способы их образования. Органы речи. Речевые и неречевые звуки.
Проверка и уточнение представлений о схеме собственного тела и тела человека, стоящего напротив.
Направления в пространстве
Развитие навыков определения направлений в пространстве, графическое воспроизведение направлений.
Уточнение и систематизация знаний об основных единицах времени и их последовательности (части суток, дни недели, месяцы, времена года).
Урок №1 «Знакомство»|Онлайн школа русского языка в помощь иностранным детям, изучающим русский язык
Текст и предложение
Дифференциация понятий «текст» и «предложение». Предложение как единица речи. Выделение из текста предложения.
Предложение и слово
Дифференциация понятий «предложение» и «слово». Составление предложений по картинкам.
Дифференциация понятий «слово» и «слог». Определять количество слогов в слове.
Практическое овладение учащимися понятием «ударный слог». Выделение в слове голосом одного из слогов. Подбор слов к схемам.
Распространение простого предложения определением
Согласование имени существительного с именем прилагательным. Правильное употребление окончаний прилагательных.
Практическое овладение учащимися многозначностью слов. Прямое и переносное значение слов.
Род имен существительных
Человек. Игрушки. Посуда.
Согласование существительных с местоимениями мой, моя, моё.
Единственное и множественное число существительных
Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа. Числительные один, одна.
Практическое овладение учащимися подбором антонимов.
Практическое овладение учащимися подбором синонимов.
Предлоги, обозначающие местоположение
Закрепление знаний о предлогах, их написании и значении. Практическое употребление предлогов в речи.
Предлоги, обозначающие направление
Закрепление знаний о предлогах, их написании и значении. Практическое употребление предлогов в речи.
Суффиксальное образование слов
Образование уменьшительно-ласкательных существительных при помощи суффиксов. Детеныши животных.
Образование прилагательных от имен существительных
Практическое овладение учащимися преобразовывать имена существительные в прилагательные.
Слова, обозначающие действия предметов
Закрепление знаний о словах-действиях. Подбор глаголов к существительным, постановка вопросов к глаголам.
Составление рассказа по картинке, серии сюжетных картин
My family. First words in Russian. Моя семья. Русский язык как иностранный для детей
Составление плана связного высказывания. Определение темы, главной мысли, последовательности частей рассказа.
Согласование количественных числительных с существительными
Практическое овладение согласованием количественных числительных с существительными.
Составление рассказа повествовательного характера по картинному плану
Составление плана связного высказывания. Определение темы, главной мысли, последовательности частей рассказа.
Гласные буквы и звуки
Закрепление знаний о гласных первого и второго ряда.
Парные согласные звуки и буквы их обозначающие
Закрепление и практическое применение знаний о парных согласных.
Правописание слов с парными согласными в конце слова
Соотносить произношение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным.
Всегда твердые согласные звуки и буквы Ш, Ж, Ц
Выделять данные звуки из слов, характеризовать их. Правило жи-ши. Установить, что в слогах же, ше, це – е.
Всегда мягкие согласные Ч, Щ
Правило ча-ща, чу-щу. Звуко-слоговой анализ слов с данными согласными.
Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков
Обозначение ь мягкости согласных в конце слова.
Практическое овладение учащимися различать проверяемые и непроверяемые орфограммы.
Практическое овладение учащимися различать и подбирать родственные слова.
Безударные гласные в корне
Практическое овладение учащимися подбирать проверочные слова, использовать правило при написании слов с безударной гласной в корне.
Последовательный пересказ с опорой на картинки и схемы
Деление текста на части. Последовательность частей текста. Составление плана связного высказывания.
Пересказы описательного и повествовательного характера
Особенности текста-повествования и текста-описания. Тема и главная мысль текста и его частей. План пересказа.
Краткий пересказ. Составление плана пересказа.
Кратко пересказывать повествовательный текст, определять последовательность частей текста.
Творческий пересказ по обозначенному началу рассказа
Формировать умение определять и раскрывать тему текста, собирать материал по теме, точно употреблять слова в речи, определять последовательность частей текста.
Творческий пересказ по обозначенному концу рассказа
Поездка за город
Формировать умение определять и раскрывать тему текста, собирать материал по теме, точно употреблять слова в речи, определять последовательность частей текста.
Творческий пересказ по обозначенной середине рассказа
Формировать умение определять и раскрывать тему текста, собирать материал по теме, точно употреблять слова в речи, определять последовательность частей текста.
Викторина по итогам учебного года
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
Рабочая программа по курсу «Русский язык как иностранный»
В настоящее время одной из особенностей контингента учащихся школ является значительное число детей с билингвизмом (двуязычием), которые испытывают трудности на начальном этапе обучения. Рабочая программа по курсу «Русский язык как иностранный» имеет целью оказание помощи обучающимся с билингвизмом и профилактику обусловленных этим трудностей в обучении.
Рабочая программа по курсу «Русский язык как иностранный» составлена в соответствии с образовательной программой начального общего образования МБОУ СОШ № 9 и следующими нормативными правовыми документами:
Законом РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. N 3266 – 1. Последнее обновление: 27.12.2009 г.
Федеральным законом о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации (принят государственной Думой 21 июня 2002 года, одобрен Советом федераций 10 июля 2002 года).
Приказом Департамента образования о работе групп по изучению русского языка как иностранного.
Положением образовательного учреждения «О рабочей программе педагога».
Рабочая программа ориентирована на использование методических пособий для учителя:
Власова Н.С. Методика преподавания РКИ детям. Учебник для преподавателей русского языка в нерусскоязычной семье. Екатеринбург, УрГУ им. А. М. Горького, 2008.
Акишина А.А., Каган О.Е. Учимся учить: для преподавателя русского языка как иностранного. 2-е изд. испр. и доп. М.: Рус. яз. Курсы, 2002.
Хавронина С.А., Широченская А.И. Русский в упражнениях. М.,Изд. «Прогресс», 1969.
Программа рассчитана на 62 часа.
В настоящее время одной из особенностей контингента учащихся, посещающих общеобразовательные учреждения, является значительное число детей с билингвизмом (двуязычием). Это обусловлено как происходящими в последнее десятилетие миграционными процессами, так и исторически сложившимся национальным составом региона.
Большинство детей с билингвизмом испытывают те или иные трудности на начальном этапе обучения. Для преодоления этих трудностей нужна дополнительная помощь педагогов или других специалистов: психологов, логопедов, медиков, социальных педагогов. Наличие нарушений в звуковом оформлении речи, лексико-грамматическом строе, фонематическом восприятии у двуязычных детей препятствуют успешному усвоению учебного материала и требуют специальной помощи педагогов.
Программа по изучению русского языка как иностранного рассчитана на двуязычных учащихся 1 – 4 классов и имеет целью оказание помощи обучающимся с билингвизмом и профилактику обусловленных этим трудностей в обучении.
Основные задачи курса:
обогащение и уточнение словарного запаса учащихся;
формирование навыков словообразования и словоизменения;
обучение правильному грамматическому оформлению предложений;
формирование связной речи;
развитие фонематического восприятия;
развитие внимания к языковым явлениям, памяти, мышления;
формирование навыков общения на русском языке;
воспитание толерантности и взаимоуважения в условиях межнационального общения.
В содержании программы реализован ведущий для данной категории детей принцип коммуникативной направленности обучения неродному языку. Структура программного материала предусматривает последовательное усложнение грамматических форм речи, постепенное накопление словаря и соответствующие лексико-грамматическому материалу игры – диалоги.
Программа предполагает погружение иноязычных детей в русскоязычную среду, обучение общению на русском языке в типовых ситуацияхи включает в себя два раздела, определяющие изучаемые грамматические и лексические темы. Такая структура позволяет реализовывать лексико-грамматический подход к материалу, который является основным при изучении русского языка как иностранного и способствует расширению словарного запаса при одновременной работе над различными грамматическими категориями. На итоговых занятиях в 3 – 4 классах программой предусмотрено использование методики расширения «семантических полей» слов.
Основной формой организации работы в рамках данной программы является занятие, на котором предполагается использование игровых методик, групповых форм работы, взаимообучения. Для формирования навыков письменной речи наряду с объяснительными диктантами запланировано проведение различных видов работ: орфографических минуток, словарных, зрительных и предупредительных диктантов, письмо по памяти. Программой предусмотрены и виды работ по развитию связной речи и навыков говорения. Разнообразие видов работ способствует мотивации к обучению, предотвращает утомление, способствует развитию орфографической зоркости.
В ходе реализации программы осуществляются межпредметные связи непосредственно с уроками русского языка, с уроками литературного чтения, окружающего мира.
Основными критериями оценки эффективности курса являются следующие показатели: успешность в усвоении школьной программы (особенно по русскому языку), отзывы педагогов и родителей.
- Акишина А.А., Каган О.Е. Учимся учить: для преподавателя русского языка как иностранного. – 2-е изд. испр. и доп. М.: Рус. яз. Курсы, 2002.
- Ахраменкова Л.А. К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: рус. яз. 2-4: пособие для учащихся. М: Просвящение, 2007.
- Власова Н.С. Методика преподавания РКИ детям. Учебник для преподавателей русского языка в нерусскоязычной семье. Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. ун-та им. А. М. Горького, 2008.
- Логопедия в школе: Практический опыт/ Под ред. В.С.Кукушина. – М.:ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д, 2005.
- Хавронина С.А., Широченская А.И. Русский в упражнениях. М.,Изд. «Прогресс», 1969.
Календарно-тематическое планирование занятий с учащимися 1–4 классов
Авторизуйтесь на сайте, чтобы скачать файл
5 из 5 звезд
(голосов: 4, сумма баллов: 20)
- Любовь Маленьких
- 13 февраля 2013
- 24765
- 4
Получайте бонусные рубли за вашу активность!
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
Одноклассники
Похожие публикации
Авторизуйтесь на сайте , чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Ирина Владимировна 13.02.2013 в 21:02 +1
Уважаемые коллеги!Затронутая вами тема очень актуальна. Действительно, этому способствуют миграционные процессы,происходящие в нашей стране.Спасибо,что помогаете детям справиться с языковыми трудностями,преодолеть барьеры в общении. Удачи!
Ирина Николаевна 14.02.2013 в 21:31 +1
Уважаемые коллеги! Налицо кропотливая, серьёзная работа. Программа предполагает успешное освоение русского языка детьми, для которых он является иностранным. Она проверена на практике?
Любовь Маленьких 16.02.2013 в 16:07 +1
Спасибо, Ирина Николаевна, мы работаем первый год. Надеемся на успех.
Олеся Викторовна 20.02.2013 в 06:19 +1
Уважаемые Лилия Дмитриевна и Любовь Александровна. Вы действительно затронули серьезную тему. Таким деткам сложно, им нужна помощь.У меня в классе есть мальчик, с которым дома говорят на родном языке, как же ему трудно!Удачи вам в вашем деле. +5. Приглашаю к себе на страничку познакомиться с моим опытом.
Источник: www.o-detstve.ru
УЧЕБНИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНОФОНОВ
— О. А. Новиковская Логопедическая грамматика для малышей. Пособие для занятий с детьми 2-х — 4-х лет
— О. А. Новиковская Логопедическая грамматика для детей 6 — 8 лет
— Е. В. Новикова Логопедическая азбука. В двух частях
— Один — много. Наглядно-дидактическое пособие. Грамматика в картинках. 3-7 лет
— Н. Федотова Не фонетика — песня!
12 — 16 лет
— Л. Л. Вохмина, И. А. Осипова Русский класс http://www.rus-lang.ru/books/103
— Е. А. Хамраева, Э. И. Иванова Давайте познакомимся http://www.drofa.ru/cat/product4915.htm
— Т. М. Балыхина, С. И. Ельникова Продолжаем знакомство. Русский язык как иностранный. Уроки дружбы
http://www.labirint.ru/books/291368/
— Е. Корчагина Приглашение в Россию. Наш адрес — www.ru http://www.avita.ee/17719 http://www.avita.ee/shop/14475
http://www.russianedu.ru/magazine/archive/viewdoc/2006/3/5714.html
— А. Л. Бердичевский Контакты
http://books.academic.ru/book.nsf/61021241/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BA%D1%82%D1%8B.+%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B8%D0%BA
Аудиоприложение: http://www.zlat.spb.ru/catalog5_12_467.html
— Ю. Ю. Тюрина Всё в порядке! http://www.zlat.spb.ru/catalog5_2_419.html
— Синёва О. В., Шорина Т. А. Человек, его характер, мир: изучаем играя Сборник сценариев лингвистических игр. Адресовано иностранцам старше 10 лет II (продвинутого) уровня владения языком. В условиях российских общеобразовательных школ пособие можно использовать в коррекционном курсе для изучающих русский язык как неродной. Пособие снабжено подробным методическим комментарием.
— Ключ (издан в Будапеште. Учебник из двух частей. Много диалогов. Одни и те же персонажи. Темы текстов все подростковые)
— Голоса https://www.gwu.edu/~slavic/golosa/audio/audio1-5e.htm
Линии УМК для всех возрастов
— Н. Власова Русский язык как иностранный https://sites.google.com/site/russkiyaz/Home/ucebniki
— Е. В. Какорина, Л. В. Костылёва, Т. В. Савченко, О. В. Синёва, Т. А. Шорина Русский язык: от ступени к ступени
http://www.etnosfera.ru/magazin/uchebnye-i-metodicheskie-posobiya-po-russkomu-yazyku-i-sotsiokulturnoj-adaptatsii/uchebno-metodicheskij-komplekt-russkij-yazyk-ot-stupeni-k-stupeni-v-shesti-knigakh-izd-2-e-detail
— Т. М. Балыхина Линия учебно-методических комплексов «Русский язык как иностранный» для 5-11 классов. Изд-во «Дрофа».
Игры
— П. М. Баев Играем на уроках русского языка http://www.twirpx.com/file/1260813/
— Т. Б. Клементьева Играй и запоминай русские слова! http://www.twirpx.com/file/1422542/
— Е. Н. Барышникова, А. А. Денисова Чебурашка и его друзья. Пособие по развитию речи с использованием мультфильмов
— Смотрим весёлый Ералаш http://hosting.umons.ac.be/php/centrerusse/ru/?p=1839
Тесты
— О. Каленкова, Т. Феоктистова Методические материалы для тестирования детей-инофонов по русскому языку
http://www.labirint.ru/books/462173/
— Тест по русскому языку как неродному для школьников. Первый финиш. Элементарный уровень
— Русский язык: повседневное общение для школьников
http://www1.pushkin.edu.ru/publ/sertifikaciya/ekzameny/obrazcy_testov/14-1-0-75
— Тесты по РКИ (для детей мигрантов) http://imc.admsurgut.ru/win/download/2026/
— Обучение второму языку http://www.russkiymir.ru/education2/russian-world-to-children/bilingvy/119138/
— Современные подходы к обучению русскому языку как неродному
https://www.youtube.com/watch?v=-EKHLOoLQBclist=PLPCZa4DrmlmhmTZXXStdp7Qk_NdqwWf—
— Русский язык без границ. Сборник материалов по итогам Международного совещания директоров школ с преподаванием на русском языке. Москва, 12 — 16 апреля 2005 года.
— Д. Колесова, А. Харитонов Игра слов. Во что и как играть на уроке русского языка
http://www.pedknigi.ru/books/7608340.html
— Джой Оливьер ELI Иллюстрированный словарь. Русский язык http://www.twirpx.com/file/238811/
Полезные сайты:
— Russian as a Foreign Language for Children (handout drafts) http://assagames.com/nas/rus/
— Russian for kids. Petralingua. Online languages for children
http://www.petralingua.com/foreign-languages/online-russian-for-kids.php
— Многоязычные дети http://www.multilingual-kids.de/index.html
— Уря!ру http://urya.ru/
— Hello-World http://hello-world.com/languages.php/?language=Russianhttps://marjulia.livejournal.com/151358.html» target=»_blank»]marjulia.livejournal.com[/mask_link]