В Республике Татарстан существует оперативные структуры неотложной и консультативной квалифицированной медицинской помощи (НПКП) по обеспечению своевременной квалифицированной помощи, которые охватывают всю территорию республики. Предварительный анализ показал, что имеется необходимость внедрения современных информационных систем [6], включая, создание единой электронной базы данных с целью логистического управления анализа службы НПКП.
Цель исследования: разработать программный алгоритм функционирования Региональной медицинской информационная системы в структуре НПКП.
Задача исследования: главенствующими критериями деятельности НПКП должны стать временны́е стандарты её обеспечения.
Ключевые слова: автоматизированное рабочее место врача, информационные технологии, региональные медицинские информационные системы.
I.F. Shigapov 1 , R.F. Baikeev 2
1 CRН of Aznakaevo city of Ministry of Health Care of Republic of Tatarstan, 2 Kazan State Medical University
АРМ врача поликлиники
REGIONAL MEDICAL INFORMATION SYSTEM IN THE STRUCTURE OF URGENT AND ADVISORY SKILLED MEDICAL CARE
Abstract
In the Republic of Tatarstan are functioning the operational structures of an urgent and advisory skilled medical care service (UASMC) to ensure the timely qualified assistance to the patients that encompass the entire territory of the republic. The analysis showed that there is a need for the introduction of modern information systems [6], in particular, the creation of a single electronic database for the purpose of logistic management analysis of UASMC.
Goal of study: to elaborate a software algorithm of functioning of regional medical information system in structure of UASMC.
Objectives: the primacy of the UASMC’s criteria activities should be temporary standards of its software.
Keywords: workstation physician, information technology, regional health information systems.
Введение
Вопрос курации пациентов с различной нозологией охватывает следующие аспекты:
I. Наследственно-биологические особенности человека.
II. Социально-бытовые условия его жизни.
III. Уровень квалификации специалиста на непрофильном или специализированном диспансерном наблюдении, или текущем врачебном приеме.
IV. Организационно-правовое обеспечение его медицинской курации.
Настоящее исследование направлено на улучшение организационного обеспечения медицинской курации целевого пациента системы НПКП.
Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, информационные технологии (ИТ) — это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительная техника и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами ИТ требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их внедрение должно начинаться с создания математического обеспечения, моделирования, формирования информационных хранилищ для промежуточных данных и решений.
Обучение РМИС N2O Поликлиника
Современное состояние медицины характеризуется интенсивным внедрением ИT – технологий в структуру организаций (СОЗ) здравоохранения. Данный факт объясняется 2 причинами: 1. Наличием самих ИT – технологий. 2. Положительным эффектом их внедрения в СОЗ, выражающимся в улучшении количественных экстенсивных и интенсивных показателей курации пациентов и снижении заболеваемости в популяции в целом. Особенностью отраслевых ИТ является то, что ключевым является создание именно алгоритма функционирования ИТ, который решает целевые вопросы ее создания. Программное и техническое обеспечение определяется на стадии его технической реализации.
Цель исследования: разработать вариант алгоритма функционирования Региональной медицинской информационной системы (РМИС) в структуре НПКП Республики Татарстан, способного оптимизировать ее работу.
Материалы и методы исследования.
Анализ официальных постановлений, приказов, методических руководств и иных отчетных документов, регламентирующих деятельность неотложной и плановой консультативной помощи по Республике Татарстан, а также ИТ и профессиональных ресурсов ее обеспечивающих, как в Республике Татарстан, так и согласно международного опыта.
Результаты и их обсуждение
Алгоритм функционирования НПКП РТ структурирован по следующему принципу: I. Правовая база на уровне МЗ РТ по вопросам функционирования НПКП. II. Иерархия специалистов при курации пациента в структуре НПКП. III. Техническое обеспечение специалистов НПКП IV.
Компьютерное программное обеспечение системы НРКП.
Содержательная часть правовых документов МЗ РТ отражает необходимость в постоянном улучшении работы медицинских учреждений Республики Татарстан в целом и неотложную и плановую консультативную помощь в частности [6] и ее изменение должно коснуться таких аспектов как дополнительное финансирование и повышение степени конфиденциальности информации о конкретном пациенте в процессе ее трансакции по информационным каналам системы НПКП.
Касательно РКБ, ИТ нашли свое внедрение в 2007-2012 годах, когда в головном отделении НПКП, ГАУЗ РКБ МЗРТ на базе ранее созданного ситуационного центра, согласно приказа №848–п от 24.10.2012 разработан комплексный технологический план по активации работ в системе телесвязи с реанимационными отделениями ЦРБ РТ и внедрена РМИС “Витакoр”. Система построена с учетом поддержки международных или принятых в РФ стандартов (openEHR, HL7 и иных) для управления, хранения, обмена и коллективной работы с медицинской информацией в электронном виде. Система имеет модульную архитектуру, обеспечивающую достаточные возможности для масштабирования, повышения производительности и расширения функциональных возможностей.
Однако и РМИС “Витакoр” имеет свои ограничения: 1. Ограничена возможность передачи изображений МРТ и РКТ по каналам связи непосредственно, оперативно. Для этого существует отдельный архив данных изображений, который удобен для использования в условиях стационара, но не службы НПКП. 2. Система несовместима с информационной системой функционирующей в МЗ РТ.
Главенствующим является cвоевременное поступление информации именно к высококлассному специалисту. В связи с этим осознается необходимость передачи информации в любую точку РТ, страны, а в идеале и мира.
Необходимо объединиться, в этой части, различным клиникам с целью создания базы данных по отдельным нозологиям. При этом всякая клиника сталкивается с серьезной проблемой в части хранения информации. Например, объем информации генерируемой 1 пациентом кардиологического отделения составляет более 1 GB, что включает данные 3 электродной ЭКГ или 12 электродной ЭКГ и другие «витальные» сигналы, параметры. Например, размер 640∙480 пиксель в рамках RGB в формате DICOM составляет 1 МВ, а 15 минутное ЕСНО исследование занимает около 25 GB [2, 4].
Решением проблемы может быть применение стратегии outsourcing по хранению изображений. Как пример такой стратегии может быть концепция сервис хранения в компьютерном «облаке». Такой подход решает как соотношение объема информации и цены ее сохранения, так и ее использования [1, 3, 5].
Существующий центр телемедицины функционирует в отрыве от рмис “Витакoр”, которая функционирует в РКБ с 2007 года.
Предлагаемый алгоритм РМИС нпкп предлагается к внедрению с целью автоматизации деятельности медицинских учреждений в части НПКП в рамках профильных информационных систем, которые уже функционируют в ЛПУ МЗ РТ и РКБ МЗ РТ и может быть адаптирована к деятельности иных регионов РФ (рис. 1).
Рис. 1 – Назначение РМИС НПКП
РМИС НПКП (Рис. 2,3) — модульная система, создаваемая для решения задач медицинского учреждения любого уровня.
Все логические процессы проходят на «ядре» системы. Таким образом, бизнес-логика отделена от баз данных, что обеспечивает безопасность. Комбинация технологий подлежащего курации или уже курируемого позволяет достичь максимальной эффективности и быстродействия, а так же применять «терминалы» на автоматическом рабочем месте врача (АРМ) и работать с системой через Web-интерфейс в каждой из ЦРБ РТ.
Рис. 2 – Компоненты РМИС НПКП.
Требования к эргономике и технической эстетике рмис НПКП:
Простой, выполненный в едином стиле, интуитивно понятный интерфейс для быстрого вызова профильного специалиста из НПКП службы.
Использование электронной справки, всплывающих подсказок, горячих клавиши т.д.
Возможность полной настройки состава меню для отдельных групп пользователей администратором системы.
Определение прав доступа к информации. Гибкая система настройки, позволяющая ограничивать пользователей на просмотр, редактирование и выполнение определенных действий в системе.
Соответствие законодательству в области защиты персональных данных. Защита информации от несанкционированного доступа.
Использование актуальной нормативно-справочной информации: ведение и обновление собственных справочников и классификаторов. Редактирование шаблонов первичной медицинской документации
Соответствие требованиям Минздрава России, ФФОМС к информационным системам, применяемым при создании региональных проектов автоматизации учреждений здравоохранения.
Рис. 3 – Схема работы с центральной (единой) базой РМИС-НПКП
Электронный паспорт пациента (ЭПП) – главный протокольный информационный документ РМИС-НПКП. Вся медицинская информация, необходимая для дежурного врача службы НПКП, заносится в электронный паспорт [6] врачом, инициирующим вызов специалиста-консультанта из головного учреждения, в частности РКБ МЗ РТ. Передача его по системе РМИС НПКП обеспечивает доступ информации о целевом пациенте НПКП к специалисту консультанту в течение нескольких минут.
Назначение модуля АРМ врача — автоматизация деятельности врачебного персонала ЦРБ. Модуль обеспечивает:
- ведение персонифицированного учета вызовов НПКП;
- просмотр списков пациентов, курируемых и курирование НПКП;
- просмотр профессиональных параметров врачей, обратившихся к службе НПКП;
- доступ к электронным паспортам пациентов;
- формирование электронного паспорта пациента;
- доступ к медицинским справочникам;
- формирование и печать отчетов.
Требования к модулю АРМ врача рмис НПКП:
- простое, быстрое и точное заполнение электронного паспорта пациента;
- сотни шаблонных форматов для описания статуса пациента в части синдрома состояния целевого пациента, инструментального, лабораторного обследования;
- ввод результатов обследования;
- освобождение от составления любых вторичных документов;
- электронное оповещение заведующего отделением НПКП РКБ о необходимости вызова бригады НПКП.
Ожидаемые преимущества рмис нпкп:
- Масштабируемость системы – возможность использования системы от уровня РТ на все регионы РФ и мира.
- Обширный перечень функциональных возможностей.
- Гибкость и легкость настройки системы.
- Поддержка терминального режима для автоматизированных рабочих мест, в т.ч. возможность работы со службой НПКП РКБ в режиме on-line.
- Возможность организации информационного взаимодействия между территориально удаленными медицинскими учреждениями.
Консультации с разработчиками ныне функционирующей системы «Витакарта» подтвердили возможность адаптации предложенного алгоритма функционирования Региональной медицинской информационной системы в структуре НПКП Республики Татарстан, в ее структуру, что будет способствовать оптимизации ее работы.
С позиции менеджмента организации неотложной и плановой консультативной помощи, разработанный алгоритм способен осуществить стратегическое управление материальными, технологическими потоками в процессе закупки, снабжения, перевозки и хранения материалов, деталей и готового медицинского оборудования, а главное обеспечить своевременное появление квалифицированного специалиста, экипированного техническими и лекарственными средствами, у «постели больного» или его консультации независимо от локализации события.
Литература
- Agrawal, D., Das, S., Abbadi, A. In Big data and cloud computing: current state and future opportunities. Proceedings of the 14th International Conference on Extending Database Technology, Uppsala, Sweden, 22–24 March 2011. — ACM Digital Library: New York, NY, USA, 2011.
- Karson, T.H., Zepp, R.C., Chandra, S., Morchead, A., Thomas, J.D. Digital storage of echocardiograms offers superior image quality to analog storage, even with 20: 1 digital compression: results of the Digital Echo Record Access Study. // Am. Soc. Echocardiogr. – 1996. — № 9. – P. 769–778.
- Langer, S.G. Challenges for data storage in medical imaging research. // Digital Imaging. – 2011. — № 24. – Р. 203–207.
- Sable, C. Digital echocardiography and telemedicine applications in pediatric cardiology. // Pediatr. Cardiol. – 2002. — № 23. – Р. 358-369.
- Teng, C.C., Mitchell, J., Walker, C., Swan, A., Davila, C., Howard, D., Needham, T. A medical image archive solution in the cloud. — Softw. Eng. Serv. Sci., – Р. 431–434.
- Шигапов И.Ф., Ягудин Р.И., Байкеев Р.Ф. Состояние неотложной и консультативной квалифицированной медицинской помощи по Республике Татарстан // Практическая медицина. – 2013. — №1-2(69). – С. 141-147.
References
- Agrawal, D., Das, S., Abbadi, A. In Big data and cloud computing: current state and future opportunities. Proceedings of the 14th International Conference on Extending Database Technology, Uppsala, Sweden, 22–24 March 2011. — ACM Digital Library: New York, NY, USA, 2011.
- Karson, T.H., Zepp, R.C., Chandra, S., Morchead, A., Thomas, J.D. Digital storage of echocardiograms offers superior image quality to analog storage, even with 20: 1 digital compression: results of the Digital Echo Record Access Study. // Am. Soc. Echocardiogr. – 1996. — № 9. – P. 769–778.
- Langer, S.G. Challenges for data storage in medical imaging research. // Digital Imaging. – 2011. — № 24. – Р. 203–207.
- Sable, C. Digital echocardiography and telemedicine applications in pediatric cardiology. // Pediatr. Cardiol. – 2002. — № 23. – Р. 358-369.
- Teng, C.C., Mitchell, J., Walker, C., Swan, A., Davila, C., Howard, D., Needham, T. A medical image archive solution in the cloud. — Softw. Eng. Serv. Sci., – Р. 431–434.
- Shigapov, I.F., Yagudin R.I., R.F. Baikeev. State of emergency and counseling of qualified medical assistance in the Republic of Tatarstan // Practical Medicine. — 2013. — №1-2 (69). — 141-147.
Источник: research-journal.org
Программа рмис в медицине что это
Адрес: 663091, г. Дивногорск,
Колл-центр: +7 (39144) 6-73-73
Приемная: +7 (39144) 6-72-00
Факс: +7 (39144) 6-72-07
- ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ
- Пациенту
- Запись на прием к врачу
- о нас
- Вакансии
- Новости
- Платные услуги
- Актуальная информация
- Профсоюз и охрана труда
- Ваши отзывы
- Противодействие коррупции
- Документы
- Карта сайта
- ПОИСК
Автоматизация — наш друг.
Различными медицинскими учреждениями повсеместно вводится система РМИС. В данной статье мы попытаемся объяснить, что она из себя представляет и зачем она нужна.
В мире научно-технический прогресс не стоит на месте: вопросы об автоматизации производства и создании электронных баз данных были решены на западе не так давно. Настал черед и нашей страны. Для того чтобы повысить качество и скорость оказываемых услуг повсеместно вводились новые технологии и программное обеспечение.
Одним из направлений информатизации стало и здравоохранение. По данным статистики за 2012 год почти 50% россиян были недовольны тем, что приходится бегать с бесчисленными бумажками из одних подразделений больниц в другие, а чтобы сделать копии нужных выписок необходимо тратить и время, и деньги. Для решения такого рода проблем и была начата программа внедрения РМИС – региональная медицинская информационная система. Эта система была разработана для повышения качества и оперативности предоставляемых медицинских услуг. А также для создания единого электронного информационного пространства — базы данных, которая в свою очередь повлечёт за собой увеличение скорости работы с информацией и даст возможность, как медицинской организации, так и пациенту быстро находить необходимую информацию.На законодательном уровне было решено, что необходимо заниматься внедрением повсеместно, чтобы все государственные медучреждения смогли формировать единую базу данных.
![]() |
Какие возможности? Начнём с того, что система направлена на ускорение процесса записи в амбулаторные карты и возможность сэкономленное время тратить на осмотр пациента. Далее за счёт того, что информационное поле у учреждений будет одно, они смогут легко контактировать друг с другом и с системой ОМС. В перспективе освоения РМИС, пациенту за счёт этой системы будет возможно: • обратиться в центр выписки льготных рецептов и быстро выписать рецепт, даже если он утерян; • просмотреть, распечатать и сохранить персональные диагностические изображения в Центральном архиве медицинских изображений; • получить информацию о результатах рассмотрения и исполнения заявок на оказание высокотехнологичной медицинской помощи; • также посмотреть, распечатать результаты своих обследований сколько угодно раз. |
Так должны решиться самые проблемные места взаимодействия поликлиники и пациента: очереди в регистратуре, проблема потери амбулаторных карт и/или выписок, а также рецептов, проблема не понимания почерков и многие другие.
Пациент при проведении диагностического исследования за свой счёт сможет получить результат в виде распечатанного снимка или попросить сохранить изображение в его электронную медицинскую карту (ЭМК). Если он подписал соглашение об информационном обмене, это изображение будет доступно медицинскому учреждению, если нет, то он вправе сам распечатывать (показывать) изображение, где это необходимо. Разработчики программы утверждают, что в перспективе РМИС сможет взаимодействовать с системой электронной подписи. Это в свою очередь будет давать возможность специалистам подписывать документы в электронном варианте.
Но пока оценивать общий эффект от автоматизации процессов в работе медучреждений пока рано. Росстат на данный момент демонстрирует высокие показатели положительного впечатления от введения данной системы – 59% пациентов отмечают положительную динамику в улучшении и облегчении посещения поликлиник.
Что касается внедрения РМИС в КГБУЗ «Дивногорская межрайонная больница», то на сегодняшний день закончен монтаж локальной вычислительной сети, кабинеты оборудованы необходимой оргтехникой. Произведен переход на высокоскоростные каналы доступа к сети Интернет, завершена настройка серверов для работы в защищенной сети. На рабочие места врачей устанавливаются компьютеры для работы. Ввод в работу системы РМИС начался с подразделений стационара. Мы надеемся, что дальнейший переход работы на электронную систему поможет в улучшении качества и скорости оказания медицинских услуг. | ![]() |
Источник: www.mbuzdcgb.ru
Требования к государственным ИС
в сфере здравоохранения субъектов РФ,
медицинским ИС,
ИС фарморганизаций
2019: Минздрав опубликовал требования к ГИС в сфере здравоохранения
25 июня 2019 года стало известно, что Министерство здравоохранения РФ опубликовало приказ, № 911н `Об утверждении требований к государственным информационным системам в сфере здравоохранения субъектов РФ, медицинским информационным системам медицинских организаций и информационным системам фармацевтических организаций` [1] .
Приказ содержит требования к функциональности перечисленных типов информационных систем. Например, указывается, что содержащаяся в них данные подлежат защите в соответствии с действующим законодательством посредством ряда организационных и технических мер.
В частности, их программно-технические средства должны располагаться на территории РФ и иметь российское же происхождение: приказ ссылается на постановление Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 1236, которое запрещает закупки обеспечения, происходящего из иностранных государств, для для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Кроме того, эти средства должны быть сертифицированы ФСБ или ФСТЭК на предмет наличия в них программно-аппаратных систем защиты информации — антивирусных и криптографических; а также средств защиты от несанкционированного доступа и неправомерных манипуляций, в том числе, изменения и удаления данных.
Также подразумевается бесперебойное круглосуточное функционирование этих ИС, за исключением времени, необходимого на работы по обслуживанию. Его суммарная длительность, в соответствии с документом, не должна превышать 4 часов в месяц. Правда, оговаривается возможность «перерывов, связанных с обстоятельствами непреодолимой силы».
В обязательном порядке предусматриваются резервное копирование медицинской документации в электронном виде и возможность её восстановления из резервных копий.
Приказ описывает сразу несколько типов информационных систем, но все они должны иметь возможность размещения информации в единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения и взаимодействовать друг с другом.
указывает Дмитрий Гвоздев, генеральный директор компании «Информационные технологии будущего»
Что касается требований к отдельным категориям информационных систем, то фактически приказ описывает ключевую функциональность, которая должна присутствовать в каждой из них. Так, например, информсистемы медицинских организаций должны обеспечивать информационную поддержку принятия управленческих решений в организации, а выполнять функции электронной регистратуры, поддерживать ведение электронной медицинской карты пациента, способствовать оказанию «медицинской помощи с применением телемедицинских технологий» и проведению профилактических мероприятий.
В свою очередь, посредством информационных систем для фармацевтических компаний должен обеспечиваться учёт рецептов и отпуска лекарственных препаратов и медицинских изделий, а также «формирование учетных, отчетных и иных документов, характеризующих деятельность фармацевтической организации» по оптовой и розничной торговле лекарственными средствами, их хранению, перевозке и изготовлению.
Приказ вступает в силу с 1 января 2020 года.
2016: Рекомендации Минздрава по созданию региональных медицинских информационных систем, РМИС
В конце июня 2016 года министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова подписала документ, описывающий методические рекомендации для региональных медицинских информационных систем (РМИС). В документе, опубликованном на портале оперативного взаимодействия участников ЕГИСЗ, изложены базовые рекомендации к функциям РМИС, ее составу, подходам к проектированию, а также определены цели и задачи системы как одного из уровней регионального сегмента ЕГИСЗ.
Согласно рекомендации Минздрава, при разработке РМИС должны учитываться такие базовые принципы, как совместимость медицинских ИТ-систем, использование SaaS-решений, информационная безопасность и защита данных в соответствии с законодательством РФ, интеграция с компонентами электронного правительства и универсальной электронной картой.
Минздрав опубликовал рекомендации для региональных МИС
Также должно обеспечиваться максимально возможное сохранение существующих систем медицинских организаций, а разработка РМИС должна осуществляться на конкурентной основе.
Минздрав рекомендует строить РМИС на программной платформе, обеспечивающей интеграцию и совместную обработку данных, получаемых от различных источников. «Сквозная» система сбора данных должна базироваться на основе информационной совместимости при использовании единых справочников и стандартов обмена.
В составе РМИС рекомендуется использование подсистем, обеспечивающих ведение нормативно-справочной информации региона, учет демографических показателей и ресурсов здравоохранения, запись к врачу через интернет, ведение стандартов лечения, организацию скорой помощи и сервисов телемедицины, учет профилактических осмотров населения и др.
По мере развития РМИС, согласно рекомендациям Минздава, должна проходить три этапа, отличающихся функциональностью: минимальный, базовый и расширенный. К первому относятся такие необходимые компоненты, как электронная регистратура, ведение паспортов медицинских организаций, регистра медработников и оборудования.
Расширенная функциональность обеспечивает автоматизацию клинических и специализированных медицинских направлений (служба переливания крови, неотложная медицинская помощь, санитарно-эпидемиологическая работа и т.д.).
Основные технические рекомендации к РМИС следующие: используемые в работе системы программное обеспечение и оборудование должны обеспечивать непрерывное функционирование РМИС с производительностью, достаточной для быстрой обработки пользовательских запросов, а также обеспечивать высокую надежность работы системы путем исключения потери данных и длительного простоя из-за отказа оборудования, поддержание резервирования и восстановления данных на любой момент времени в течение одного дня и в любой технологической точке.
Кроме того, ИТ-инфраструктура РМИС должна работать постоянно, поддерживать «горячее» резервирование необходимых компонентов системы и включение дополнительных аппаратных возможностей без остановки и перерыва в работе системы, балансировать нагрузки между серверами и перераспределять их в случае выхода из строя компонентов, обеспечивать совместимость операционных сред, технической инфраструктуры и прикладных приложений, а также содержать систему резервного копирования с использованием трехуровневой системы хранения.
При этом к аппаратному обеспечению РМИС не должны предъявляться специфические требования, ограничивающие использование компьютерного парка каким-либо конкретным производителем.
Рекомендации Минздрава к коммуникационному оборудованию заключаются в том, что эти устройства должны обеспечивать необходимую скорость передачи данных и использовать протокол TCP/IP в качестве базового протокола сетевого и межсетевого взаимодействия.
От программного обеспечения РМИС требуется функциональная достаточность (полнота), надежность (в том числе восстанавливаемость и наличие средств выявления ошибок), адаптируемость, модифицируемость, масштабируемость и удобство эксплуатации.
Системное программное обеспечение (операционные системы, СУБД, сервера приложений и т. д.) должно быть от различных производителей, пригодно для работы на рабочих местах пользователей РМИС, совместимо с другими участниками информационного взаимодействия и защищено от взлома. В случае включения в состав РМИС функций, реализующих экспорт документов в форматы офисных пакетов, должна быть обеспечена поддержка форматов свободно распространяемого ПО, говорится в документе.
Более подробно о методических рекомендациях Минздрава к функциям РМИС можно узнать из этого документа [2] .
Смотрите также
Источник: zdrav.expert