С 1 января действуют новые особенности труда и отдыха водителей автомобилей. Нормы утвердил Минтранс России Приказом № 424 от 16 октября 2020 г. Они обязательны для исполнения всеми юрлицами и ИП, которые самостоятельно управляют автомобильным транспортом.
С 1 января действуют новые особенности труда и отдыха водителей автомобилей. Нормы утвердил Минтранс России Приказом № 424 от 16 октября 2020 г. Они обязательны для исполнения всеми юрлицами и ИП, которые самостоятельно управляют автомобильным транспортом.
Что нужно знать о новых нормах отдыха для водителей с 2021 года
Новые нормы труда и отдыха применяют для организации работ транспортного персонала. Обратите внимание на шесть ключевых положений.
- Обеденный перерыв может составлять не менее 30 минут, но не более 2-х часов. Рекомендовано предоставлять его в середине рабочего дня. Порядок и длительность обеденного перерыва устанавливают в правилах внутреннего трудового распорядка.
- Специальный перерыв при непрерывном вождении водитель обязан сделать не позднее, чем через 4 часа 30 минут управления автомобилем. Его продолжительность — не менее 45 минут. Специальный перерыв можно делить на части: 15 и 30 минут.
- Прочие перерывы. Если рабочий день больше 8 часов допустимо предоставление 2-х перерывов суммарной продолжительностью не более 2-х часов. Каждый из них не может быть менее 30 минут.
- Междусменный отдых не должен быть менее двойной продолжительности предшествующей ему смены (рабочего дня). При совокупном учете междусменный отдых не может быть менее 11 часов. Отклонения от нормы допустимы в следующих случаях:
- до 9 часов, но не более 3-х раз во временном отрезке между окончанием одного еженедельного отдыха и началом следующего;
- дробление времени отдыха на 2 и более части, первая из которых составляет не менее 3-х часов, а последняя не менее 9 часов.
- Водители, работающие в составе экипажей, часы отдыха дробить не могут. Они обязаны использовать его в количестве не менее 9 часов по окончании ежедневного периода.
- Разделение рабочего дня (смены) на части может осуществляться с согласия водителя. С согласия водителей рабочий день (смена) может быть разделен на части. В данном случае суммарное время перерывов между частями рабочего дня (смены) не может превышать:
- для водителей, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении — 3 часа;
- для остальных водителей — 5 часов.
Что включает в себя рабочее время водителей
Помимо времени управления автомобилем, рабочее время водителя включает в себя:
Режим труда и отдыха с AntiBAG #18
- время ремонта автомобиля, выполняемое водителем самостоятельно;
- время стоянки в ожидании погрузочно-разгрузочных работ, ожидание посадки и высадки пассажиров;
- время специальных перерывов для отдыха;
- время подготовки автомобиля перед выездом и обслуживание после выезда;
- время предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, а также время следования от рабочего места до места проведения медосмотра и обратно;
- время иных работ, не связанных с управлением автомобилем, и иное время, предусмотренное трудовым договором, локальным актом и законодательством РФ;
- время простоев не по вине водителя.
Обратите внимание, что время, в течение которого водитель находится во время движения автомобиля в составе экипажа и не управляет автомобилем, как и время охраны груза, по новым нормам рабочим временем не считается.
На кого не распространяются новые нормы:
Законом предусмотрены порядка семи категорий водителей, на которых новые нормы не распространяются. Среди них:
- Водители аварийно-спасательных и пожарных автомобилей.
- Водители легковых автомобилей службы ведомственной охраны.
- Водители, занятые перевозками в пределах территории предприятия.
- Водители, осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и местного самоуправления.
- Водители, занятые на международных перевозках.
- Водители автомобилей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
- Водители-военнослужащие при исполнении обязанностей военной службы.
Как контролируется соблюдение норм водителями в 2021 году
Согласно Приказу Минтранса РФ № 438 от 26.10.2020 Контролировать режим работы и отдыха водителей предполагается по тахографу. Такими устройствами необходимо оснащать:
- автобусы;
- грузовые автомобили с разрешенной массой более 3,5 тонн.
За соблюдением норм будут следить проверяющие органы: Роспотребнадзор, Роструд, ГИБДД. А за нарушения предусмотрены санкции в виде штрафов:
- для водителя — от 1500 до 2000 руб.;
- для должностных лиц нанимателя — от 7000 руб. до 10 000 руб.;
- для ИП — от 15 000 до 25 000 руб.;
- для организаций — от 20 000 руб. до 50 000 руб.
Такие нормы предусмотрены частью 3 ст. 11.23 КоАП РФ.
Источник: www.finkont.ru
Режима труда и отдыха водителей
При организации перевозки груза (особенно если груз надо было доставить «еще вчера») всегда есть соблазн гнать машину без остановки, покрывая за день максимально возможное расстояние и забывая при этом, что беспилотники пока еще не стали нормой дорожной жизни и за рулем по-прежнему сидит обычный человек с обычной склонностью уставать и засыпать от усталости. И что такой водитель, борющийся с сонливостью и теряющий концентрацию, неизменно превращается в угрозу для всех участников дорожного движения. Да, некоторое время может везти и угроза может оставаться только угрозой, но рано или поздно она все равно обернется реальным серьезным дорожно-транспортным происшествием, где в лучшем случае пострадают только автомобили, а в худшем…
Благо, в сфере грузоперевозок есть специальные законодательные акты. (нормы режима труда и отдыха водителей), призванные избавить транспортные компании от такой «рачительности» и «забывчивости». И хотя они порой содержат в себе противоречия и недосказанности, а проверить абсолютно каждого находящегося в рейсе водителя не представляется возможным, контроль за соблюдением рабочего времени за рулем становится все строже.
В Европе только водитель, находящийся в пути в то время, как давно уже должен отдыхать, может получить штраф, составляющий четверть его заработка (его наниматели, естественно, в разы больше). А систематические «фокусы» с тахографом обойдутся ему даже в тюремное заключение. По крайней мере, в 2013-м году водителя из Шотландии постигла именно такая участь — 6 месяцев тюрьмы и, как следствие, крест на работе перевозчиком.
Использование тахографа во внутрироссийских грузоперевозках
В России, правда, до недавнего времени сфера внутренних автомобильных грузоперевозок оставалась мало подвластной контролю со стороны компетентных органов. Несмотря на наличие разработанных норм режима труда и отдыха водителя, проверить их действительное выполнение на практике было практически нереально. Во-первых, не все автомобили, осуществляющие грузоперевозки, требовалось в обязательном порядке оснащать тахографами, а во-вторых, теми тахографами, которые находились на борту транспортного средства (а они были аналоговыми), можно было легко манипулировать и без особого труда подделывать выдаваемые ими сведения.
Однако несколько лет назад ситуация начала меняться. 13-го февраля 2013-го года Министерство транспорта РФ издало Приказ №36, который обязал оборудовать тахографами все грузовые автотранспортные средства грузоподъемностью свыше 3,5 тонн. С 1-го апреля 2014-го года в отношении грузовых автомобилей, не оборудованных тахографами, начал действовать Кодекс об административных правонарушениях. А с 1-го июля 2016-го года в число транспортных средств, не оборудованных тахографами, вошли и те, у которых на борту были установлены аналоговые аппараты.
То есть теперь и во внутрироссийских грузоперевозках нельзя обойтись без тахографа, причем без его цифровой (именно цифровой! которую сложно вскрыть и которая исключает возможность корректировки записанной информации) модели. Иначе — штраф:
- гражданам — от 1 000 до 3 000 рублей;
- должностным лицам — от 5 000 до 10 000 рублей.
Законодательство, регламентирующее режим труда и отдыха водителей
Если говорить непосредственно о самих законодательных актах, то при применении их положений всегда нужно учитывать: какой именно вид грузоперевозки осуществляется. Водитель, находящийся в международном рейсе, должен придерживаться международных правил — Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР). Причем даже въезжая на территорию России, он все равно продолжает подчиняться требованиям ЕСТР.
Если же он выполняет доставку груза в пределах границ России, то целиком зависит от норм Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (Приказ Министерства транспорта РФ от 20.08.2004 №15).
И да, между этими документами есть разница. Хотя бы в том, что главная забота ЕСТР — не дать водителю засидеться за рулем, установив для него нормы непрерывного управления автомобилем и нормы отдыха, а отечественное положение пытается еще согласовать эти нормы с требованиями Трудового кодекса.
Поэтому в ЕСТР, например, говорится о продолжительности управления, а в отечественном документе, помимо нее, — еще и о рабочем дне. Получается даже «забавно»: для стандартного рабочего дня лимит рабочего времени устанавливается в 8 часов, а продолжительность управления автомобилем в течение этого рабочего дня — в 9 часов.
Чтобы понимать: в рабочее время водителя, помимо времени управления автомобилем, также входит:
- время специальных перерывов для отдыха в пути и на конечных пунктах;
- время проверки автомобиля перед рейсом и после него; время проведения медицинского осмотра водителя;
- время стоянки в местах погрузки и разгрузки; время простоев (не по вине водителя);
- время проведения работ по устранению неисправностей автомобиля (если они не требуют разборки механизмов);
- время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах (засчитывается не менее 30 процентов времени);
- время присутствия на рабочем месте, когда автомобилем управляет другой водителей (при отправлении в рейс нескольких водителей) (засчитывается не менее 50 процентов времени).
В общем, даже при рабочем дне, не включающем в себя погрузку/разгрузку и полностью состоящем из управления автомобилем, налицо некоторое противоречие: в течение периода ежедневной работы (смены) управлять автомобилем можно 9 часов, в то время как «нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов». Больше всего, конечно, такое противоречие затрудняет бухгалтерский учет. Но оно же мешает и практике, особенно если речь идет о международных автомобильных грузоперевозках и подчинении нормам ЕСТР: российские водители, пытаясь втиснуть свой рабочий день в требования Трудового кодекса, уступают европейским перевозчикам, которым на управление автомобилем дается 9 часов в день, а на рабочую смену вообще (куда входит погрузка/разгрузка, простои, паузы и пр.) — 13 часов.
Суммированный учет рабочего времени
Впрочем, если говорить об учете рабочего времени во внутрироссийских грузоперевозках, то предусматривается ежедневный и суммированный учет. Последний допускается в том случае, когда по условиям работы не может быть установлена нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени (что актуально для длительных междугородних перевозок), и, как правило, охватывает учетный период в один месяц. Однако продолжительность рабочего времени за учетный период все равно не должна превышать нормального числа рабочих часов.
То есть: если учетный месяц включает в себя 21 рабочий день, то водитель в течение этого месяца должен работать не более 168 часов (21 × 8). И еще помнить при этом, что «продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 10 часов».
Что еще важно: при суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем может быть увеличено до 10 часов. Но! Не более двух раз в неделю и при условии, что суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не превышает 90 часов.
Кстати, рабочее время водителя может быть увеличено до 12 часов: в том случае, если водитель не успевает доехать до отведенного места отдыха (ведь ночевать на обочине дороги запрещается!). Однако злоупотреблять этим обстоятельством и уж тем более ссылаться на него, когда тебя остановили для проверки, пытаясь скрыть умышленное нарушение законодательства, точно не стоит: сотрудники ГИБДД или Ространснадзора прекрасно осведомлены об имеющихся по маршруту автомобиля местах для отдыха и их загруженности.
Нормы отдыха
Если еще говорить об отличиях между ЕСТР и отечественным Положением, то они предусматривают разную интенсивность движения. Так, согласно ЕСТР, водитель может непрерывно управлять автомобилем в течение 4,5 часов, после чего должен сделать перерыв на 45 минут. Этот перерыв, кстати, можно разбить на два, но при условии, что один из перерывов длится не менее 30 минут, а продолжительность непрерывного вождения составляла менее 4,5 часов.
Однако при внутрироссийских перевозках водитель может непрерывно находиться за рулем только в течение 4 часов, после чего он должен сделать обязательную паузу минимум на 15 минут. После возобновления движения перерывы в 15 минут можно устанавливать не более чем через каждые 2 часа.
Что интересно, эти перерывы в 15 минут входят в рабочее время водителя. А вот отдых водителя включает в себя:
- перерыв для отдыха и питания (не менее 30 минут, но не более двух часов): кстати, если водитель делает остановку для такого отдыха, то дополнительный перерыв в 15 минут ему в это время не предоставляется, а при продолжительности рабочего времени более 8 часов, перерывов для отдыха и питания должно быть два;
- ежедневный (междусменный) отдых;
- еженедельный непрерывный отдых (выходной).
- Ежедневный (междусменный) отдых должен быть как минимум в 2 раза больше продолжительности рабочей смены до него, при этом в него также входит перерыв на отдых и питание. То есть: если водитель отработал с 8 до 17 часов (+ 1 час на обед), отдых между сменами для него составляет не менее 15 часов и выйти на работу он может уже на следующие сутки в 8 часов утра.
Однако при суммированном учете рабочего времени междусменный отдых может длиться 12 часов, а при междугородних перевозках — 11 часов. Максимум (!) три раза в течение недели он может быть сокращен до 9 часов. Однако при условии, что до конца следующей недели водитель получит дополнительный отдых, соответствующий тому количеству часов, которые он недоотдыхал.
Кроме того, при междугородних перевозках (и суммированном учете рабочего времени) разрешается делить междусменный отдых на два-три отдельных периода, только один из периодов все равно должен быть не менее 8 часов подряд, сокращать суммарное время отдыха нельзя (в сумме оно равняется минимум 12 часам), а потратить эти периоды необходимо в течение 24 часов.
Еженедельный непрерывный отдых либо следует за междусменным отдыхом, либо непосредственно ему предшествует (что важно, междусменный отдых в еженедельный не включается!) и составляет как минимум 42 часа.
При суммированном учете рабочего времени выходные (они же — еженедельный непрерывный отдых) могут устанавливаться в любые дни недели, но их число должно соответствовать количеству полных недель в учетном месяце.
Два и более водителей в рейсе
Если же доставка груза действительно очень срочная, а проехать к пункту назначения нужно немалое количество километров, то лучший способ законным образом осуществить такую грузоперевозку — направить в рейс двух (или даже больше) водителей. Тем более что российским законодательством предусматривается такая возможность: единственное — автомобиль должен быть оборудован спальным местом для водителя.
Главное — помнить: водителю, который непосредственно не управляет автомобилем, рабочие часы все равно «начисляются» (не менее 50 процентов от того времени, когда за рулем находился напарник). А потому получается: если «нормальная продолжительность ежедневной работы (смены)» одного водителя составляла, например, восемь часов, то второй, вышедший на замену, сможет «крутить баранку» не дольше четырех часов.
Штрафы за нарушения
За несоблюдение режима труда и отдыха в соответствии с Кодексом об административных нарушениях РФ (статья 11.23) штрафом карается непосредственно сам водитель — от 1 000 до 3 000 рублей. Наказание для должностных и юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей этой статьей пока не предусмотрено. Единственное, есть общая статья (5.27) «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права», которая за нарушение трудового законодательства предусматривает штраф:
- для должностных лиц — от 1 000 до 5 000 рублей;
- для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1 000 до 5 000 рублей;
- для юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей.
- Кроме того, как уже упоминалось выше, штраф предусмотрен и за то, что автотранспортное средство, осуществляющее грузоперевозку, не оборудовано тахографом или если этот тахограф не исправен.
Проверять же соблюдение водителями режима труда и отдыха при внутрироссийских перевозках имеют право следующие контролирующие органы:
- ГИБДД;
- Ространснадзор;
- Федеральная служба по труду и занятости.
Источник: trans.ru
Ежедневный учёт рабочего времени водителей: периоды, оформление, особенности ведения
Контролировать водителей организация может с помощью различных систем по управлению ресурсами — ERP-систем. Однако такие системы всё же не умеют учитывать реальное время труда и отдыха водителей, не распознают статус водителя. Зато с этой задачей поможет справиться программа по цифровизации автопарка компании. Разберёмся, как системы автоматизации помогают вести учёт работы водителей в организации.
- отмечать выходы и невыходы сотрудника на работу;
- учитывать время начала и завершения смены;
- отслеживать треки машин;
- измерять количество потраченного топлива и другие параметры.
Какие периоды рабочего времени водителей нужно учитывать
График водителя составляется на месяц и должен включать время управления автомобилем, выходные, обед и специальные перерывы на отдых. По закону водитель может работать не более сорока часов в неделю. Длительность рабочего дня регулируется приказом Минтранса 15. При пяти рабочих днях ежедневная смена не должна превышать восьми часов, при шести ― семи. Кроме того, рабочим временем считаются специальные остановки: медосмотр, стоянка при погрузке или выгрузке, при ожидании пассажира, поломка транспорта и т.д.
Режим отдыха
В графике работы водителя необходимо предусматривать перерывы на отдых: обед и выходные. У водителей междугородников должно быть несколько пятнадцатиминутных перерывов. Первый после трех часов работы, последующие ― через каждые два часа.
Период управления автомобилем
В течение смены этот период не должен превышать девяти часов. Если водитель перевозит пассажиров по горной местности в габаритном транспорте длиной свыше 9,5 метров, то не больше восьми часов. При суммированном учете времени возможно увеличение смены до 10 часов, но не чаще двух раз в месяц. Приказ № 170 гласит о том, нельзя управлять транспортным средством более 56 часов в неделю.
В некоторых отраслях можно установить водителю 12-часовую рабочую смену. К числу организаций, где такое возможно, относятся:

- Аварийно-спасательные, пожарные, инкассаторские службы;
- Органы власти различного уровня;
- Производственные объекты или карьеры;
- Предприятия ЖКХ, медицинские учреждения, службы связи.
Схема работы водителя
Ненормированный рабочий день
Ненормированный рабочий день можно установить только водителям легковых автомобилей. И хотя продолжительность дня может быть любой, в неделю водитель может работать не больше сорока часов. Привлекать дополнительно можно и до начала, и после окончания рабочего дня. При этом работник не может прийти на смену позже, или уйти раньше, чем она закончится. Учтите, что подобный режим должен носить эпизодический характер.
85% компаний совершают эти 7 ошибок по управлению автопарком. 
Узнайте, есть ли они у вас

Как оформить учет рабочего времени водителей документально
Чтобы соответствовать нормам 91 статьи ТК РФ работодатель обязан вести учет рабочего времени. Так он сможет контролировать сотрудников, следить за соблюдением графика и правильно начислять заработную плату за фактически отработанное время. Чтобы правильно оформить рабочие смены сотрудника используется унифицированные формы № Т-12 или № Т-1314.
Если в организации введен суммированный учет рабочего времени, то составляется график сменности на весь учетный период. Работодатель должен быть уверен, что число рабочих часов соответствует установленным нормам.

Унифицированная форма № Т-12
График сменности
Помимо указанных документов, основанием для начисления заработной платы водителю является путевой лист, который действителен только один день (смену). Исключение составляют случаи, когда рабочая поездка водителя может занять более чем одни сутки.
Штрафы и ответственность за нарушение режима рабочего времени
Основными причинами штрафа на предприятии может быть отсутствие графика сменности или нарушение трудового распорядка водителя. Суммы штрафов прописаны в статье 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Должностным лицам назначается выплата в размере от 1 000 до 5 000 руб.
• Предпринимателям — от 1 000 до 5 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
• Юридическим лицам — от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
• Если должностное лицо ранее уже подвергалось административному наказанию по этой статье, ему грозит дисквалификация на срок от одного года до трех лет.
Какой бывает учет рабочего времени водителей
Существует два метода учета рабочего времени: суммированный и ежедневный. Ежедневный учет используется, когда водитель работает в режиме сорокачасовой рабочей недели. Например, с 9 до 18 часов пять дней в неделю. Если продолжительность смены нельзя ограничить восемью часами в день, то применяется суммированный учет.
Суммированный учет рабочего времени водителей
Суммированный учет рабочего времени водителей вводится по решению работодателя, если длительность производственного процесса превышает допустимый максимум или необходимо эффективнее использовать оборудование. При введении суммированного учета времени необходимо установить продолжительность учетного периода, норму рабочих часов, и график работы.
Ежедневный учет рабочего времени водителей
Ежедневный учет рабочего времени устанавливается, как правило, когда продолжительность рабочего времени не изменяется и составляет одинаковую величину.
Управление рабочим временем водителей: где вести учет 
Управление рабочим временем водителей нужно осуществлять грамотно. Ответственный за автопарк сотрудник должен понимать, сколько водителей и в какое время вышли на смену, во сколько закончат работу, на каком автомобиле работает каждый подчинённый и где находится. Собирать эти данные вручную и заносить в таблицы и отчёты — трудозатратно, долго и не гарантирует точности. Ускорить и упростить этот процесс можно с помощью систем автоматизации.
Учёт рабочего дня водителя
Чтобы спланировать и распределять рабочие поездки в компании, ответственный за автопарк сотрудник должен понимать, сколько водителей и в какое время вышли на смену, во сколько закончат работу, на каком автомобиле работает каждый подчинённый и где находится. Собирать эти данные вручную и заносить в таблицы и отчёты — трудозатратно, долго и не гарантирует точности. Ускорить и упростить этот процесс можно с помощью систем автоматизации.
Учёт рабочего времени водителей с помощью ERP-систем
Многие учётные системы созданы специально для управления автопарком и надзора за водителями. Они позволят отказаться от заполнения отчётов вручную и постоянных звонков по телефону, а также дают другие возможности для учёта рабочего времени водителей. Например, такие системы в режиме реального времени могут идентифицировать водителя, отмечать время начала работы, составлять путевые листы и отслеживать передвижение машин, автоматизировать связь диспетчера с водителем. Также ERP-системы предоставляют возможности аналитики данных: переводят показатели в таблицы и диаграммы, рассчитывают эффективность сотрудников и процессов и автоматически отправляют руководителю регулярные отчёты.

Пример таблицы в ERP-системе
Учёт времени работы водителей с помощью комплекса для цифровизации корпоративных поездок
Учётные системы позволяют собирать и анализировать данные по автомобилям компании, но не дают представления о том, как на самом деле проходит рабочий день водителя и не позволяют в полной мере контролировать работника. Более важно понимать, что водители действительно выполняют задания и не ездят по своим делам, что поездки распределяются по сотрудникам равномерно и справедливо. Это важно для того, чтобы сократить холостой пробег автомобилей и излишние траты топлива, уменьшить амортизацию автопарка и в конечном счёте сократить расходы компании.
Программный комплекс для цифровизации корпоративных поездок умеет показывать статус водителя: выполняет он поездку или свободен, или скоро освободится. Весь километраж, пройденный за день, делится на промежутки по каждой рабочей поездке. У диспетчера или заведующего автопарком и у руководителя есть точная информация о том, что делал водитель в определённой точке города и где он будет в определённое время.

Например, юриста компании необходимо везти в суд в 11:00. Эту поездку будет совершать водитель Иван на Volkswagen Jetta. Программный комплекс рассчитывает оптимальный маршрут и определяет, что поездка займёт 20 минут. Значит, в 11:20 Иван на Volkswagen освободится в районе здания суда. В 11:30 из налоговой, которая находится рядом со зданием суда, нужно везти бухгалтера в офис.
Программа видит, что в это время и в этом районе будет свободен Volkswagen Jetta и направляет заявку от бухгалтера именно водителю Ивану, а не любому свободному сотруднику.
(Иллюстрация принципа работы систем автоматизации и цифровизации автопарка)
Комплекс «ТМ: Корпоративные поездки» повышает эффективность рабочего дня водителя, исключает простои и холостой пробег автомобилей. Теперь водитель не закреплён за одним сотрудником, ему не обязательно дожидаться, пока юрист разберётся со своими делами в суде, и не нужно возвращаться в гараж компании. Автомобиль может продолжить выполнять заявки от других сотрудников, а юриста из суда заберёт другой водитель, который будет свободен в нужное время в этом районе.
Также программный комплекс позволяет дисциплинировать водителя. После завершения поездки он не сможет уехать или уйти по своим делам, он будет знать, что скоро придёт следующая заявка. Любое перемещение автомобиля без заявки будет считаться нарушением рабочего графика.
Учет водителей на предприятии
Необходимо не только учитывать рабочее время водителей, но и анализировать их поведение на дороге и предотвращать возможные обманные действия нечестных сотрудников. Для этого ERP-системы и программы цифровизации автопарка предлагают GPS-мониторинг автомобилей и интеграцию с модулями связи и с различными приборами для отслеживания технического состояния автомобиля.
Учет водителей и их местоположения с помощью систем автоматизации
Системы автоматизации подключаются к GPS-модулям, установленным в машинах, и отслеживают местоположение автомобилей в режиме реального времени. Есть возможность записывать трек и передавать все данные о поездке. GPS-мониторинг также позволяет выявлять нарушения ПДД. Если водитель превысит допустимую скорость, данные об этом поступят систему.
Также программное обеспечение для автопарков умеет интегрироваться с приборами учёта уровня топлива, датчиками заправки и слива топлива, датчиками давления в шинах. Если показатели отклоняются от нормы, система уведомит водителя и диспетчера, что необходимо сервисное обслуживание.
В системах автоматизации и цифровизации, например, в комплексе «ТМ: Корпоративные поездки», предусмотрена и двусторонняя связь с водителем. С помощью программы диспетчер или ответственный за автопарк может рассылать уведомления водителям — сразу всем или по отдельности — и звонить им, при этом нет необходимости набирать номер телефона, это происходит автоматически.

Учет водителей в программном комплексе «ТМ: Корпоративные поездки»
В программном комплексе для цифровизации корпоративных поездок разработано удобное мобильное приложение для водителей. Его использует каждый водитель для работы с заявками. Приложение передаёт GPS-координаты в программу в режиме реального времени. Диспетчер или ответственный за автопарк сотрудник видят на карте, где находятся автомобили.
В приложении водитель отмечает начало и завершение поездки. Это позволяет контролировать статус водителя и выявлять случаи, когда водитель использует автомобиль в личных целях.
Например, водитель Иван на Volkswagen Jetta довёз юриста в суд. В своём приложении он должен был нажать на кнопку Завершить, чтобы освободиться и принимать новые заявки. Но Иван захотел съездить в магазин неподалёку. Он не завершил поездку в приложении по адресу назначения, чтобы система считала его занятым, и в это время съездил по своим делам. Однако диспетчер обязательно увидит в программе несоответствие маршрута в заявке реальному пути и даже сможет проанализировать, как часто у водителя Ивана возникают такие несоответствия.
«ТМ: Корпоративные поездки» поможет выявлять не только нарушения ПДД, но и случаи неаккуратного вождения. Чтобы водители не относились к машинам автопарка компании безответственно, можно отслеживать их стиль вождения на определённых участках дорог, например, следить за скоростью на железнодорожных переездах или на дорогах, где много «лежачих полицейских».
Учёт труда и отдыха водителя
Учитывать время труда и отдыха водителей позволяет программный комплекс «ТМ: Корпоративные поездки». В мобильном приложении водитель может выставить состояние «На обеде», когда ему необходимо уйти на перерыв. С этим состоянием система не будет предлагать ему заказы в течение времени, отведённого на отдых. Диспетчер или заведующий автопарком будет понимать, что водитель не просто стоит в одной точке на карте и не принимает заявки, а у него перерыв, будет знать, во сколько перерыв начался и через сколько минут закончится. На основе этих данных можно эффективнее распределять заявки и сократить холостой пробег.
Например, водитель Иван на Volkswagen Jetta завершил поездку в районе здания суда и решил сделать перерыв на обед. В приложении выставил состояние «На обеде» с 11:30 до 12:30. В 12:20 бухгалтер компании освободился из налоговой, которая рядом с судом, и сделал заявку на поездку.
Свободных машин поблизости нет, и заявку может принять сейчас только водитель Пётр на Kia Cerato, который находится за 10 км от бухгалтера. Но диспетчер в программе видит, что через 10 минут с обеда выйдет водитель Иван, ему выполнить заявку гораздо удобнее. Диспетчер отправляет уведомление бухгалтеру о том, что машину нужно подождать, и направляет заявку водителю Ивану. Так компания избегает расходов на 10 км холостого пробега.

Читайте о других возможностях, которые дает автоматизация автопарка в наших статьях.
Источник: tmcorp.pro
