Программа ревизии может содержать следующие разделы

Документальная ревизия (иногда, просто ревизия, от лат revisio — «повторно смотрю») — это наиболее полная форма последующего финансового контроля. Под документальной ревизией понимают систему контрольных действий по проверке законности и обоснованности хозяйственных операций ревизуемой организации, правильности их отражения в бухгалтерском учёте и отчётности.

  • 1 Документальная ревизия как форма хозяйственного контроля
  • 2 Основные задачи документальной ревизии
  • 3 Классификация документальных ревизий
  • 4 Полномочия ревизионных органов
  • 4.1 Нормативная база
  • 4.2 Права ревизора
  • 4.3 Ревизор не имеет права
  • 5.1 Подготовка документальной ревизии
  • 5.2 Планирование документальной ревизии
  • 5.3 Программа документальной ревизии
  • 6.1 Первоочередные контрольные действия
  • 6.2 Методы ревизионного контроля
  • 6.3 Рабочая документация ревизора
  • 7.1 Ревизия основных средств
  • 7.2 Ревизия кассы
  • 7.3 Ревизия финансовых вложений
  • 7.4 Ревизия расчётов
  • 7.5 Ревизия хозяйственных договоров
  • 7.6 Ревизия внешнеэкономической деятельности
  • 7.7 Ревизия определения и распределения прибыли
  • 8.1 Ревизия организации розничной торговли
  • 8.2 Ревизия в строительстве
  • 8.3 Ревизия на автотранспортных предприятиях
  • 8.4 Ревизия бюджетного учреждения
  • 8.5 Ревизия в коммерческом банке

Документальная ревизия как форма хозяйственного контроля

Цель документальной ревизии — осуществление контроля за соблюдением законодательства при осуществлении хозяйственных операций, за их обоснованностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утверждёнными нормами, нормативами и сметами. Суть ревизии — проверка путём применения методов финансового контроля по документированной учётно-экономической информации ряда вопросов, контролируемых в обязательном порядке руководством, собственниками хозяйствующего субъекта, государственными органами.

Разработка основной образовательной программы начального общего образования на основании ФГОС и ФОП

Основные задачи документальной ревизии

  • Проверка соблюдения финансовой дисциплины,
  • Выявление злоупотреблений, условий их возникновения, выработка мероприятий по предупреждению злоупотреблений,
  • Проверка исполнительской дисциплины и оценка эффективности действий управленческого персонала организации,
  • Исследование системы внутреннего контроля, повышение эффективности её функционирования.
  • Проверка правильности организации и постановки бухгалтерского учёта.
  • Проверка законности хозяйственных операций.
  • Контроль обеспечения сохранности имущества.
  • Выявление случаев незаконного расходования, списания средств (материальных и денежных).
  • Проверка доброкачественности первичных учётных документов и правильности бухгалтерских записей,
  • Проверка правильности определения прибыли и её распределения,
  • Проверка полноты и своевременности расчётов с персоналом,
  • Проверка полноты и своевременности расчётов с государственным бюджетом.

Задачи документальной ревизии в укрупнённом виде можно поставить в соответствие трём основным направлениям финансового контроля:

ФОП дошкольного образования. Проектируем содержательный раздел программы ДОО

  1. Контроль соответствия деятельности ревизуемого объекта нормативным актам (в том числе, локальным).
  2. Контроль достоверности бухгалтерского учёта и отчётности.
  3. Контроль эффективности использования ресурсов и управления капиталом.

Классификация документальных ревизий

  • Документальная ревизия может быть полной или частичной, то есть охватывающей одну или несколько сторон деятельности ревизуемого объекта.
  • Документальная ревизия может быть сплошной, выборочной или комбинированной. При сплошной ревизии изучению подвергаются все первичные документы. При выборочной ревизии для проверке подвергается часть документов, выбранная случайно или по принципу существенности. При комбинированном подходе документы одних типов (например, кассовые ордера) изучаются сплошным порядком, документы других типов (например, путевые листы) рассматриваются выборочно.
  • Документальная ревизия может быть бухгалтерской — проводимой только специалистами-финансистами — или комплексной — с привлечением более широкого круга специалистов (например, экономистов, товароведов, технологов, кадровиков)
  • Документальная ревизия может быть плановой (назначенной в соответствии с планом контрольно-ревизионной работы проверяющего органа) или внезапной.
  • Документальная ревизия может быть, наконец, первичной, дополнительной или повторной. Первичная ревизия проводится контролирующим органом впервые по данным вопросом в проверяемом периоде. Дополнительная ревизия назначается в целях уточнения выводов первичной ревизии, поиска дополнительной информации по рассмотренным вопросам; обычно проводится той же ревизионной группой. Повторная ревизия назначается в целях контроля качества первичной ревизии, проводится по тем же вопросам заново другим составом ревизионной группы. Назначение повторной ревизии также возможно в случае наличия аргументированных возражений проверяемых лиц против выводов первичной ревизии.

Полномочия ревизионных органов

Нормативная база

Ревизор — это ответственный представитель органа, проводящего документальную ревизию. В советское время права и обязанности ревизора определялись:

  • «Положением о ведомственном контроле за финансово-хозяйственной деятельностью объединений, предприятий, организаций и учреждений», утверждённым постановлением Совета министров СССР от 02 апреля 1981 года № 325,
  • Типовой инструкцией Министерства финансов СССР от 14 сентября 1978 года № 85 «О порядке проведения комплексных ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности производственных объединений (комбинатов), предприятий и хозяйственных организаций, проводимых контрольно-ревизионным аппаратом министерств и ведомств».

В настоящее время единых, принимаемых централизованно нормативно-правовых актов по организации контрольно-ревизионной работы в Российской Федерации нет. Полномочия ревизионных органов могут определяться:

  • при государственном и ведомственном финансовом контроле — нормативными актами соответствующих министерств и ведомств, полномочных осуществлять такой контроль,
  • при корпоративном и внутреннем контроле — уставами соответствующих служб внутреннего контроля и другими локальными нормативными актами хозяйствующих субъектов.

Специалистами в области организации ревизионного контроля рекомендуется предусматривать следующие права и полномочия ревизора в процессе документальной ревизии.

Права ревизора

  • Проверять фактическое наличие товарно-материальных ценностей у материально-ответственных лиц, требовать проведения инвентаризации.
  • Требовать от руководителей и должностных лиц предоставления всех распорядительных (приказы, распоряжения, указания) и первичныхдокументов, протоколов совещаний, регистров учёта, форм отчётности.
  • Требовать устных и письменных объяснений работников организации, справок по вопросам, возникающим в ходе ревизии. Допустимо ставить вопросы в письменной форме.
  • Опечатывать или изымать сомнительные документы в целях обеспечения их сохранности (при этом целесообразно изъятый документ заменить на копию с отметкой о том, кто, когда и на каком основании изъял подлинный документ и где он теперь находится).
  • Требовать оформления запросов контрагентам от имени ревизуемой организации по вопросам, возникающим в процессе ревизии; проведения сверок взаиморасчётов; предоставления копий документов.
  • Осматривать объекты строительства, территорию, склады и другие помещения, в необходимых случаях опечатывать сейфы, кассы и кассовые помещения, склады, кладовые, архивы, другие места хранения товарно-материальных ценностей и документов.
  • Привлекать для проведения ревизии специалистов из сторонних организаций.
  • Привлекать работников ревизуемой организации к выполнению заданий по ревизии.
  • При выявлении признаков преступлений передавать на месте материалы ревизии следственным органам, требовать от руководства немедленного отстранения от работы лиц, допустивших такие злоупотребления.
  • Пользоваться помещениями, средствами связи и транспорта ревизуемой организации для организации ревизионных мероприятий.
  • Принимать и рассматривать заявления и жалобы работников ревизуемой организации.
  • Самостоятельно определять методы проведения ревизии.

В процессе ревизии ревизор имеет право использовать все методы документальной и фактической проверки (за исключением контрольной закупки). Ревизор несёт уголовную ответственность за сокрытие обнаруженных ревизией фактов хищений и других преступных действий работников проверяемой организации.

Ревизор не имеет права

  • Оказывать давление.
  • Употреблять обвинительные суждения.
  • Угрожать наказанием.
  • Давать оценку действиям должностных лиц.
  • Высказывать предположения.
  • Участвовать в увеселительных мероприятиях сотрудников ревизуемой организации; допускать неделовые отношения.
  • Привлекать на роль экспертов сотрудников ревизуемой организации.
  • Требовать документы, не относящиеся к предмету ревизии.
  • Распространять конфиденциальные сведения (разглашать коммерческую тайну).
  • Превышать установленные сроки проведения ревизии.

Планирование и подготовка к проведению документальной ревизии

Подготовка документальной ревизии

Подготовительный этап включает в себя:

  • Издание приказа о проведении ревизии.
  • Определение состава ревизионной группы и сроков проведения ревизии (как правило, не более 45 суток).
  • Составление и утверждение плана ревизии.
  • При необходимости — снятие копий с отчётных документов, находящихся в вышестоящей организации (государственном органе). Возможна ситуация, когда организация представляет в вышестоящий орган один вариант отчётности, ревизору же показывает другой.

Планирование документальной ревизии

Любое мероприятие финансового контроля должно сопровождаться обязательным документированием, то есть отражением полученной информации в документации, составленной в соответствии с требованиями контролирующего органа. Материалы контрольных мероприятий являются источником информации о законности финансово-хозяйственной деятельности проверяемой организации. В состав документации входит:

  • Планирующие документы.
  • Рабочие документы.
  • Копии документов проверяемой организации.
  • Объяснения, пояснения и заявления сотрудников проверяемой организации.
  • Итоговые документы.
Читайте также:
Программа сливки ак барс отзывы

Планирование контрольного мероприятия должно проводиться в соответствии с общими принципами организации контроля, а также в соответствии со следующими частными принципами:

Программа документальной ревизии

Конкретные вопросы ревизии определяются программой ревизии, утверждаемой руководителем органа, назначившего ревизию. Программа ревизии может содержать следующие разделы:

  1. Цель ревизии — является ревизия полной или частичной; если ревизия частичная, то какие вопросы подлежат проверке, какие структурные подразделения проверяются.
  2. Состав ревизионной группы.
  3. Сроки проведения ревизии.
  4. Вопросы подлежащие проверке — направления финансово-хозяйственной деятельности организации (например, проверка кассы; проверка операций с основными средствами, проверка исполнительской дисциплины и проч.). При этом по каждому вопросу определяется:
    • в какие сроки вопрос должен быть проверен,
    • кто конкретно из состава ревизионной группы несёт ответственность за данный вопрос,
    • какие методы документальных и фактических проверок планируется использовать,
    • какой способ проверки предполагается — сплошной или выборочный; если выборочный, то каков принцип выборки.
    • Формы документального оформления ревизии — образцы рабочих документов, справок ведомостей, запросов и т. п.

    На основании полученных заданий члены ревизионной группы составляют рабочие планы проведения проверок порученных им участков деятельности ревизуемой организации, утверждаемые руководителем ревизионной группы. Начальник контрольно-ревизионного подразделения совместно с руководителем ревизионной группы до начала ревизии проводит инструктаж ревизоров, где акцентирует их внимание на те вопросы и участки, которые требуют более тщательной проверки.

    На проведение ревизии всем участвующим в ней работникам выдаётся специальное удостоверение, кроме этого работники контрольно-ревизионных органов должны иметь постоянные служебные удостоверения установленного образца.

    Проведение документальной ревизии

    Первоочередные контрольные действия

    Непосредственно в начале ревизии необходимо осуществить следующие действия:

    1. Опечатывание кассы и тех мест хранения товарно-материальных ценностей, где планируется внезапная проверка их наличия.
    2. Предъявление документов руководителю организации, знакомство его с ревизионной группой.
    3. Ознакомление с актом предыдущей ревизии и проверка выполнения предложений по нему.

    Методы ревизионного контроля

    Основная статья: Методы финансового контроля

    Непосредственно проверка финансово-хозяйственной деятельности ревизуемой организации в соответствии с программой ревизии заключается в следующем:

    • Проверка учредительных, регистрационных, плановых, бухгалтерских учётных и отчётных документов по форме и содержанию в целях определения их доброкачественности, установление законности и правильности хозяйственных операций.
    • Проверка фактического соответствия совершённых операций данным первичных учётных документов.
    • Проверка достоверности отражения проведённых операций в регистрах бухгалтерского учёта; сопоставление учётных записей с данными первичных учётных документов; проверка подсчётов в регистрах учёта и формирования отчётной информации.

    С учётом изучения данных, программа документальной ревизии может быть откорректирована в ходе её проведения.

    Руководитель ревизуемой организации обязан создать надлежащие условия для работы ревизионной группы, обеспечить помещениями, средствами связи и оргтехники, транспортом. При отказе предоставить ревизионной группе требуемые документы, чинении иных препятствий не позволяющих проводить ревизию, руководитель группы сообщает об этом в орган, назначивший ревизию для принятия мер. При отсутствии или запущенности бухгалтерского учёта ревизор составляет об этом акт и вправе приостановить ревизию до восстановления учёта.

    При выявлении признаков серьёзных злоупотреблений ревизор вправе составить промежуточный акт, который может служить основанием для возбуждения уголовного дела, не дожидаясь окончания ревизии. Все данные, отражённые в таком промежуточном акте, впоследствии включаются в основной акт ревизии.

    Рабочая документация ревизора

    Под рабочей документацией ревизора подразумеваются документы, описывающие использованные ревизором процедуры и их результаты (в основном, это касается методов фактического контроля). Эти документы должны иметь следующие реквизиты:

    Практика показывает, что невыполнение формальных требований по оформлению контрольных процедур может явиться основанием для отказа рассмотрения их результатов в судебном порядке. Таким образом ревизия не достигнет своей основной цели — не обеспечит доказательной информацией.

    Материалы каждой ревизии в делопроизводстве контрольно-ревизионного органа должны представлять собой отдельное дело под соответствующим номером.

    Источник: xn--h1ajim.xn--p1ai

    Подготовительный этап в проведении ревизионной проверки

    1. Предварительное ознакомление с материалами, характеризующими деятельность объекта; принимаются акты предыдущих проверок и другие материалы, изучается отчетность предприятия, анализируется другая информация, в частности анонимная.

    2. Составление программы ревизии, индивидуальных планов. Программа составляется таким образом, чтобы проверить узкие места в деятельности предприятия. Программа ревизии должна быть едина для всех ревизоров. На основании программы готовится рабочий план проведения ревизий для каждого исполнителя. В ходе ревизии в рабочий план могут вноситься изменения.

    3. Решаются организационные вопросы ревизии, ее вид. Ревизия назначается приказом, в котором указывается объект контроля, срок, период ревизии, фамилия ревизора.

    Рассмотрим каждый пункт подробнее.

    1. В процессе предварительного изучения документов и подготовки программы проведения ревизии (проверки) проверяющие определяют наличие и комплектность представленных материалов ревизуемой организации (документов бухгалтерского учета и отчетности, учреди­тельных, регистрационных, плановых и других документов). При этом принимаются к ревизии (проверке) подлинные документы, соответст­вующие нормам и стандартам, установленным законодательством Российской Федерации.

    В случае неудовлетворительного состояния бухгалтерского учета в ревизуемой организации или отсутствия необходимых документов ру­ководство контрольно-ревизионного органа вправе принять и напра­вить в правоохранительный орган материалы для принятия мер к должностным лицам, ответственным за ведение бухгалтерского учета, а также мотивированное решение о приостановлении проведения ре­визии (проверки) до полного восстановления бухгалтерского учета.

    По итогам предварительного изучения документов и в рамках по­становления (требования) о проведении ревизии (проверки) кон­трольно-ревизионным органом составляется программа проведения ревизии (проверки), которая согласовывается с лицом, вынесшим по­становление (требование) о ее назначении, и утверждается руковод­ством контрольно-ревизионного органа.

    При согласовании программы проведения ревизии (проверки) уточняются вопросы, относящиеся к компетенции контрольно-ре­визионного органа, круг должностных и материально ответственных лиц ревизуемой организации, присутствие которых необходимо при производстве ревизии (проверки), а также специалистов (экспертов) других ведомств и организаций, привлечение которых необходимо для проведения проверок и экспертиз, дачи заключений по вопро­сам, не входящим в компетенцию контрольно-ревизионных ор­ганов.

    Кроме того, необходимо изучить практический опыт ревизующего органа по аналогичным программам проверки. Как правило, в аудиторских фирмах накапливаются материалы всех реви­зий.

    Нужно внимательно просмотреть материалы предыдущих реви­зий данной организации. Материалы ревизий должны храниться в про­веряемой организации. По этим материалам необходимо определить основные вопросы, поднятые ревизией, а также характер и формы вскрытых недочетов и нарушений, что поможет ревизорам обнару­жить аналогичные нарушения и недочеты при осуществлении дан­ной ревизии.

    Ценную информацию можно получить из объяснительных за­писок к отчетам, которые составляют службы и подразделения орга­низации.

    Для участников ревизии подбираются систематизированный перечень действующих законодательных нормативных актов, нормы естественной убыли и выхода продукции, необходимые инструктив­ные материалы.

    2. Конкретные вопросы ревизии определяются программой (переч­нем) основных вопросов ревизии. Программа ревизии включает ее те­му, период, который должна охватить ревизия, перечень основных объектов и вопросов, подлежащих ревизии, и утверждается руководи­телем контрольно-ревизионного органа.

    Составлению программы ревизии и ее проведению должен пред­шествовать подготовительный период, в ходе которого участники ревизии обязаны изучить необходимые законодательные и другие нор­мативные правовые акты, отчетные и статистические данные, другие имеющиеся материалы, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность подлежащей ревизии организации. Программа ревизии содержит следующие разделы:

    • вопросы, подлежащие проверке;

    • средства и условия, необходимые для проведения ревизии;

    • сроки и место исполнения;

    • состав участников ревизии;

    • формы документального оформления ревизии.

    Программа разрабатывается на основе действующего инструктив­ного материала и опыта, накопленного ревизующим органом. Про­грамму утверждает начальник ревизующего органа или заказчик.

    В разделе «Цель ревизии» формулируются главные задачи ревизии, например: Анализ финансового состояния акционерного общества. Влияние дебиторской и кредиторской задолженности на финансово-хозяйственную деятельность предприятия и расчеты с бюджетом. Проверка законности и эффективности использования внеоборотных активов. Перечисляются объекты ревизии, например акционерное общество, его дочерние предприятия и филиалы. Часто в данном раз­деле приводится перечень структурных подразделений организации.

    Читайте также:
    Программа mhdd подробная инструкция по использованию

    В разделе «Вопросы, подлежащие проверке» перечисляются направ­ления финансово-хозяйственной деятельности организации, напри­мер, в программе могут быть перечислены внеоборотные активы: ос­новные средства, капитальные вложения, ценные бумаги, вложения в уставный капитал, оборудование к установке.

    Ревизия финансово-хозяйственной деятельности организации проводится путем осуществления:

    • проверки учредительных, регистрационных, плановых, отчет­ных, бухгалтерских и других документов по форме и содержанию в це­лях установления законности и правильности произведенных опе­раций;

    • проверки фактического соответствия совершенных операций
    данным первичных документов, в том числе по фактам получения и
    выдачи указанных в них денежных средств и материальных ценностей, фактически выполненных работ (оказанных услуг) и т.п.;

    • организации процедур фактического контроля за наличием и
    движением материальных ценностей и денежных средств, правильно­
    стью формирования затрат, полнотой оприходования продукции, дос­товерностью объемов выполненных работ и оказанных услуг, в том
    числе с привлечением в установленном порядке специалистов других

    организаций, обеспечением сохранности денежных средств и матери­альных ценностей путем организации проведения инвентаризаций, обследований, контрольных запусков сырья и материалов в производ­ство, контрольных анализов сырья, материалов и готовой продукции, контрольных обмеров выполненных объемов работ, экспертиз и т.п.;

    • проверки достоверности отражения произведенных операций в
    бухгалтерском учете и отчетности, в том числе соблюдения установленного порядка ведения учета, сопоставления записей в регистрах
    бухгалтерского учета с данными первичных документов, сопоставле­ния показателей отчетности с данными бухгалтерского учета, арифметической проверки первичных документов;

    • проверки использования и сохранности бюджетных средств,
    средств государственных внебюджетных фондов и других государственных средств, доходов от имущества, находящегося в государственной собственности;

    • проверки в необходимых случаях организации и состояния
    внутреннего (ведомственного) контроля.

    В разделе «Средства и условия, необходимые для проведения ревизии» содержится перечень оргтехники, средств связи, доставки, условия проживания, время работы и др.

    Руководитель ревизуемой организации обязан создавать надлежа­щие условия для проведения участниками ревизионной группы (кон­тролером-ревизором) ревизии — предоставить необходимое помеще­ние, оргтехнику, услуги связи, канцелярские принадлежности, обес­печить машинописными работами и т.п.

    В случае отказа работниками ревизуемой организации предоста­вить необходимые документы либо возникновения иных препятст­вий, не позволяющих проведению ревизии, руководитель ревизион­ной группы (контролер-ревизор), а в необходимых случаях руководи­тель контрольно-ревизионного органа сообщает об этих фактах в орган, по поручению которого проводится ревизия.

    В разделе «Сроки и место исполнения» указывается время начала и окончания ревизии, промежуточные контрольные сроки, место рас­положения объектов ревизии.

    В разделе «Состав участников ревизии» дается перечень лиц, допу­щенных к проведению ревизии. Отдельно может быть составлен пере­чень лиц; имеющих допуск к конфиденциальной информации.

    Комплексная ревизия предусматривает участие в ней специали­стов по технологии производства, планированию, снабжению, сбыту, финансам, учету и т.д. Руководитель ревизии обеспечивает правиль­ную расстановку сил на месте, следит за полнотой и качеством про­верки отдельных участков объекта, оказывает участникам ревизии практическую помощь в работе, руководит оформлением материалов ревизии, представительствует в соответствующих службах и организа­циях.

    Состав участников ревизии оформляется постановлением государ­ственного органа или приказом по организации, которым устанавли­вается также срок ревизии.

    Участники ревизионной группы (контролер-ревизор), исходя из программы ревизии, определяют необходимость и возможность при­менения тех или иных ревизионных действий, приемов и способов получения информации, аналитических процедур, объема выборки данных из проверяемой совокупности, обеспечивающего надежную возможность сбора требуемых сведений и доказательств.

    В разделе «Формы документального оформления ревизии» приводятся образцы описей, актов, ведомостей, форма итогового акта ревизии.

    Программа ревизии в ходе ее проведения с учетом изучения необ­ходимых документов, отчетных и статистических данных, других ма­териалов, характеризующих ревизуемую организацию, может быть из­менена и дополнена в ходе ревизии.

    На основе программы составляется план реви­зии, который привязан к специфике конкретной организации, струк­туре ее управления, географическому расположению имущества, гра­фику работы. Поэтому план составляется на месте ревизии.

    План ревизии должен обладать определенными характеристи­ками.

    Действенность. В плане должны содержаться точные указания на исполнителей, сроки ревизионных мероприятий. Такой план по­зволяет контролировать эффективность работы ревизоров.

    Конкретность. Вопросы программы, подлежащие проверке, в пла­не конкретизируются до такого вида, чтобы можно было определить срок выполнения и назначить исполнителей. Например, программой предусмотрено проверить состояние хранения готовой продукции; вопрос программы в плане может быть отражен следующим образом.

    1.Проверить обеспеченность организации складскими помеще­ниями и их состояние.

    2.Выявить нарушения в движении первичных документов и за­
    полнении регистров бухгалтерского учета.

    3.Проверить соблюдение установленного порядка складирова­ния готовой продукции.

    4.Выявить факты порчи готовой продукции на складах.

    5.Выявить факты хранения готовой продукции вне складов.

    6.Выявить факты хранения неучтенной продукции.

    Реальность. План выверяется с точки зрения реальных возмож­ностей выделенных для ревизии людей и материальных ресурсов. В нем предусматривается возможность привлечения к ревизии допол­нительных ресурсов. Например; нельзя провести инвентаризацию крупного склада без привлечения рабочих, по мере пересчета пере­носящих ценности в помещении.

    Гибкость и мобильность. В ходе ревизии план совершенствуется, дополняется, уточняется. Если бы план, составленный в начале реви­зии, оставался неизменным и не корректировался по мере выявления фактов нарушений и злоупотреблений, ревизия не могла бы быть ус­пешной. Иногда план, даже тщательно продуманный, приходится пере­страивать после проверки отдельных фактов.

    Внесение в план изме­нений должно быть обоснованным и обусловливаться конкретными фактами. Выявление каких-либо фактов может вызвать необходимость проверки новых обстоятельств, не предусмотренных ранее ни про­граммой, ни рабочим планом, более углубленного рассмотрения ра­нее изученных вопросов. План корректируется до тех пор, пока по каждому выявленному факту не будут собраны материалы, дающие верное представление об изучаемых явлениях.

    3. Состав участников ревизии оформляется приказом по органи­зации, которым устанавливается также срок ревизии. Ревизоры гото­вят проект приказа генерального директора о начале работы ревизи­онной группы. В приказе содержится фраза об обязательном содей­ствии всех работников организации проведению ревизии. Каждый ревизор должен иметь копию приказа. Приходя на место ревизии, он обязан предъявлять копию приказа и по просьбе проверяемого – до­кументы, удостоверяющие его личность.

    Подготовка ревизоров к ревизии завершается инструктивным совещанием, которое проводит руководитель ревизии. На этом сове­щании руководитель ревизии имеет возможность нацелить участни­ков ревизии на основные вопросы, которые необходимо решить, дать ревизорам ряд практических советов по организации работы на мес­те ревизии, их личному поведению во время ревизии, выслушать каж­дого участника ревизии и ответить на его вопросы.

    На совещании проверяется готовность ревизоров к ревизии. Если выяснится, что участники ревизии плохо знают необходимые нормативные материалы, недостаточно глубоко изучили информацию, характеризующую деятельность намеченного к ревизии объекта, нуж­но отложить ревизию. Лучше приступить к ней позже, а до этого бо­лее тщательно подготовиться.

    Следующий шаг в процес­се организации ревизии – это непосредственное знакомство с объек­том ревизии. Для успеха ревизии немаловажное значение имеет ознакомле­ние со структурой управления организации, данные о которой могут содержаться в приказах по основной деятельности или в документах совета директоров. Изучая структуру управления, необходимо понять общую систему субординации в организации, взаимодействие ее учет­ного и финансового органов, службы сбыта и снабжения, роль колле­гиальных органов управления (совета директоров, правления и др.)

    С опытным работником организации нужно пройти по цехам и складским помещениям, посетить службы и отделы. В ходе предва­рительного обследования организации ревизор должен вникнуть в тех­нологию работы, территориальное расположение мест хранения и от­грузки материальных ценностей.

    Во время знакомства с организацией необходимо выяснить, ка­кие контролирующие службы у нее созданы (ревизионная комиссия, отдел ревизии и анализа, отдел внутреннего аудита и пр.).

    На предприятии, на видном месте, вывешивается объяв­ление о проведении ревизии и месте расположения реви­зионной группы.

    Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

    Источник: studopedia.ru

    Программа ревизии может содержать следующие разделы

    Подготовка и планирование ревизий .

    alt

    Планирование ревизии осуществляется по этапам. Выделяют два основных этапа:

    Читайте также:
    4 каково назначение программы assistant choice

    1. Разработка программы

    2. Разработка плана

    Программа ревизии. Задание на ревизию дает заказчик. Заказчиками могут быть: администрация организации, собственник организации, государственные органы.

    Получив задание, ревизоры разрабатывают программу ревизии, которая основывается на действующем инструктивном материале и опыте, накопленным ревизующим органом. Программу утверждает начальник ревизующего органа или заказчик. В разделе «Цель ревизии» формируется главная задача проверки, например, анализ финансового состояния АО, проверка законности и эффективности использования внеоборотных активов и т.д. Здесь же перечисляются объекты ревизии, например, АО, его дочерние предприятия и филиалы.

    В разделе «Вопросы, подлежащие проверки» перечисляются направления хозяйственной деятельности предприятия. Например, могут быть перечислены внеоборотные активы по составляющим.

    В разделе «Средства и условия, необходимые для проведения ревизии» содержатся перечень орг. техники, средств связи и доставки, условия проживания.

    В разделе «Сроки и место исполнения» указывается время начала и окончание ревизии, промежуточные контрольные сроки, месторасположение объектов ревизии.

    В разделе «Состав участников ревизии» дается перечень лиц, допущенных к ее проведению. Отдельно может быть составлен перечень лиц, имеющий допуск конфиденциальной информации.

    В разделе «Формы документов оформления ревизии» приводятся образцы описей, актов, ведомостей, формы итогового акта ревизии.

    Недостаточно продуманная программа может привести к бессистемной проверке документов и случайному выявлению нарушений.

    На основе программы составляется план ревизии, который привязан к специфике конкретной организации. Как правило, он составляется на месте ревизии. План ревизии должен обладать определенными характеристиками:

    1. Действенность – в плане должны содержаться точные указания исполнителей и сроки ревизионных мероприятий. Такой план позволяет контролировать эффективность работы ревизоров.

    2. Конкретность – вопросы программы, подлежащие проверке, в плане конкретизуются до такого вида, чтобы можно было определить срок выполнения и назначить исполнителя. Например, программой предусмотрено проверить состояние хранения ГП. Вопрос программы в плане в самом общем виде может быть детализирован следующим образом:

    1. обеспеченность организации складскими помещениями и оценить их состояние;

    2. выявить нарушения в движении первичных документов и заполнении регистров учета;

    3. проверить соблюдение установленного порядка складирования ГП;

    4. выявить факты порчи ГП на складах;

    5. выявить факты хранения ГП вне складов;

    6. выявить факты хранения неучтенной ГП;

    3. Реальность — сопоставление плана с обеспеченностью людьми и материальными ресурсами. Например, нельзя провести инвентаризацию крупного склада силами ревизующей группы без привлечения рабочих;

    4. Гибкость и мобильность. В ходе ревизии план совершенствуется, дополняется и уточняется – выявление каких-либо фактов может вызвать необходимость проверки новых обстоятельств, не предусмотренных ранее ни планом, ни программой.

    Предварительна подготовка ревизии – этот процесс также проходит поэтапно. При подготовке сначала решаются методические вопросы, затем организационные, после чего происходит ознакомление с объектом ревизии.

    Методические вопросы — необходимо изучить опыт ревизующего по аналогичным программам проверки. Вместе с тем следует внимательно просмотреть материалы предыдущей ревизии. По этим материалам следует определить основные вопросы, поднятые ревизией, характер вскрытых недочетов и сопоставить эту информацию с результатами текущей проверки. При формировании методического обеспечения подбирается систематизированный перечень нормативных актов, норм естественной убыли и выхода продукции, иные инструктивные материалы

    Организационные вопросы. Составляется список необходимой оргтехники, пломбираторов, печатей, штампов и др. Разрабатываются макеты объяснительных записок, заявлений, запросов, двух журна­лов: журнала регистрации вопросов и ответов и журнала входящих и исходящих документов. Если в программе не были предусмотрены бланки документального оформления ревизии, то они разрабатыва­ются во время подготовки ревизии.

    Подбираются участники ревизии. Комплексная ревизия преду­сматривает участие в ней специалистов по технологии производства, планированию, снабжению, сбыту, финансам, учету и т.д. Руководи­тель ревизии обеспечивает правильную расстановку сил на месте, сле­дит за полнотой и качеством проверки отдельных участков объекта, оказывает участникам ревизии практическую помощь в работе, руко­водит оформлением материалов ревизии, представительствует в со­ответствующих службах и организациях.

    Состав участников ревизии оформляется приказом по органи­зации, которым устанавливается также срок ревизии. Ревизоры гото­вят проект приказа генерального директора о начале работы ревизи­онной группы. В приказе содержится фраза об обязательном содей­ствии всех работников организации проведению ревизии. Каждый ревизор должен иметь копию приказа. Приходя на место ревизии, он обязан предъявлять копию приказа и по просьбе проверяемого — до­кументы, удостоверяющие его личность.

    Подготовка ревизоров к ревизии завершается инструктивным совещанием, которое проводит руководитель ревизии. На этом сове­щании руководитель ревизии имеет возможность нацелить участни­ков ревизии на основные вопросы, которые необходимо решить, дать ревизорам ряд практических советов по организации работы на мес­те ревизии, их личному поведению во время ревизии, выслушать каж­дого участника ревизии и ответить на его вопросы.

    Ознакомление с объектом ревизии. Следующий шаг в процес­се организации ревизии — это непосредственное знакомство с объек­том ревизии.

    Для успеха ревизии немаловажное значение имеет ознакомле­ние со структурой управления организации, данные о которой могут содержаться в приказах по основной деятельности или в документах совета директоров. Изучая структуру управления, необходимо понять общую систему субординации в организации, взаимодействие ее учет­ного и финансового органов, службы сбыта и снабжения, роль колле­гиальных органов управления (совета директоров, правления и др.)

    В ходе предварительного знакомства следует уяснить себе систему документооборота. Первый документ, который требуется про­честь,— номенклатура дел, в которой представлена информация о со­держании документов, накапливающихся в отделах организации. Необ­ходимо проанализировать порядок создания, регистрации и доведения до исполнителей распорядительных документов (приказов, распоря­жений). Следует ксерокопировать приказы о создании инвентариза­ционных, ревизионных комиссий, приказы с образцами подписей материально ответственных лиц, распорядителей денежных ресурсов.

    С опытным работником организации нужно пройти по цехам и складским помещениям, посетить службы и отделы. В ходе предва­рительного обследования организации ревизор должен вникнуть в тех­нологию работы, территориальное расположение мест хранения и от­грузки материальных ценностей.

    Во многих организациях бухгалтерия создана по одному прин­ципу: в ней выделяются отделы реализации, материальный, произ­водственный, расчетный. В отделе реализации накапливаются сведе­ния о готовой продукции организации, ее поступлении из подразде­лений (цехов) и отгрузке покупателям. В материальном отделе аккумулируются данные о закупках сырья и материалов, их движении.

    В производственном отделе собираются сведения о затратах на про­изводство, фактические калькуляции. В расчетном отделе определя­ются размеры заработной платы, начислений и удержаний. Важно установить, в каком отделе ведутся расчеты по кассе, расчетному и ва­лютному счетам, ценным бумагам, в том числе векселям, кто и как оформляет взаимозачеты.

    Во время знакомства с организацией необходимо выяснить, ка­кие контролирующие службы у нее созданы (ревизионная комиссия, отдел ревизии и анализа, отдел внутреннего аудита и пр.).

    Для обобщения результатов комплексной ревизии организации составляется акт, в котором отражаются выявленные ревизии недостатки в работе и нарушения. Акт является юридическим документом, форма содержания его регулируется ведомственными документами. Однако, как правило, общими для всех актов ревизии является следующие особенности: обычно акт состоит из вводной и описательной частей, а при необходимости дополняется специализированными предложениями к акту.

    Вводная часть содержит следующие реквизиты:

    1. формулировка темы ревизии;

    2. дата и место составления акта ревизии;

    3. проверяемый период и сроки проведения ревизии;

    4. указание того, кто в проверяемый период имел право первой подписи и является главным бухгалтером;

    Указанная информация не является исчерпывающей и может содержать другие сведения, относящиеся к предмету ревизии.

    1. проверяемый период;

    2. дата и номер документа;

    3. наименование нарушенного законоположения (статья, пункт);

    5. фамилия, инициалы и должность виновного лица.

    Ведомость подписывается ревизующим и главным (старшим) бухгалтером ревизуемого предприятия.

    Приложение к акту ревизии может содержать промежуточные акты (акт инвестиций кассы, выборочной инвентаризации ТМЦ и т.д.)

    Акт ревизии подписывается руководителем ревизионной группы, руководителем и главным бухгалтером ревизуемого предприятия, а в необходимых случаях руководителем и главным бухгалтером, ранее работавшими на данным предприятии, к периоду работы которых относиться выявленные нарушения.

    Также рекомендуем другие статьи:

    Источник: ecouniver.com

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Загрузка ...
    EFT-Soft.ru