Теоретический подход к данной проблеме основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников, сформулированных в трудах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.А. Леонтьева, Ф.А. Сохина, А.М.
Шахнаровича. В общем виде их взгляды на природу языковых способностей и развитие речевой деятельности можно представить следующим образом:
речь ребенка развивается в результате генерализации языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности;
язык и речь рассматриваются как ядро, находящееся в центре различных линий психического развития — мышления, воображения, памяти, эмоций;
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы развития речи у старших дошкольников ……………………………………………………………………………………. 6
Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………………………………………. 6
Общая характеристика речи детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………11
Методы и средства развития речи у старших дошкольников……….17
Задержка речевого развития у детей/зпрр/задержка речи у детей/медгуру/онр
Глава 2. Анализ программы по развитию речи дошкольников и исследование особенностей речевого развития детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………………. 25
2.1. Анализ программы по развитию речи дошкольников …………………. 25
2.2. Описание процесса исследования развития речи у детей старшего дошкольного возраста …………………………………………………………..28
2.3. Анализ результатов исследования развития речи у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………. 30
Заключение…………………………………………………………………. 33
Список литературы …………………
Источник: www.myunivercity.ru
Программа речевого развития это
Парциальная программа «Развитие речи дошкольников» рекомендована Министерством просвещения РФ и используется в практике дошкольного образования России около 20 лет. Программа проработана в соответствии с ФГОС ДО и содержит разделы:
теоретические основы, основные задачи развития речи дошкольников, развитие речи в разных возрастных группах, педагогические условия развития речи дошкольников.
Программа полностью обеспечена методическими и дидактическими материалами: конспектами, рабочими тетрадями, диагностикой, наглядными пособиями. Может быть интегрирована в комплексную программу От рождения до школы.
Скачать прайс-лист программы
Узнать больше о программе
Здравствуйте, уважаемые пользователи!
Рады привествовать вас на странице сайта, посвященной «Программе развития речи дошкольников» Оксаны Семеновны Ушаковой.
Задержка речевого развития это не диагноз?
Команда издательства приложила много усилий, чтобы структурировать наполнение программы и облегчить работу педагогам детских садов, использующих программу в своей работе. При возникновении вопросов по применению пособий издательства «ТЦ Сфера» мы готовы оказать максимальную поддержку и методическое сопровождение в реализации программы.
Оксана Семеновна Ушакова — доктор педагогических наук, профессор, заведующий лабораторией развития речи и творческих способностей Учреждения РАО «Институт психолого-педагогических проблем детства», академик МАНПО, автор программы «Развитие речи детей дошкольного возраста».
Источник: tc-sfera.ru
Вариативная программа «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через мнемотехнику »
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. В связи с этим, актуальным становится необходимость совершенствования современных методов и приёмов, использование более эффективных научно-обоснованных путей развития речи у детей дошкольного возраста. Одним из таких методов является метод мнемотехники.
Габченко Нина Григорьевна
Содержимое разработки
Содержание:
1. Пояснительная записка
- Нормативно-правовые документы
- Актуальность
- Цели и задачи программы
- Планируемые результаты реализации программы
- Новизна программы
Мнемотаблица
При первом знакомстве с таблицей в форме игры «Угадай, что нарисовано», знакомим детей с новой для них информацией, разбираем всё, что нарисовано в каждом квадрате. Поясняющий текст располагаем с обратной стороны листа. Текст необходимо чётко соотносить с изображением.
Используя таблицы при заучивании стихотворений, облегчается и ускоряется процесс запоминания и усвоения текстов. Дети легко вспоминают картинки и их последовательность, затем легко припоминают слова. При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов я тоже использую мнемотаблицы.
Сначала беседуем с детьми по тексту, отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. При описании объектов в таблице используется значок цвета, формы, действия с предметом, размера, частей и материала.
Повторное рассматривание мнемотаблиц использую исходя из интереса детей, желания беседовать, рассказывать или пересказывать текст, по какой либо схеме. Если дети затрудняются, помогаю им в перекодировке информации или установлении последовательности. В процессе работы у детей появился ярко выраженный интерес к мнемотаблицам.
После развивающей деятельности с использованием мнемотаблиц, дети к концу первого года обучения могут составлять коротенькие рассказы, сказки, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета с небольшой помощью воспитателя. Самым продуктивным является этап самостоятельного использования мнемотаблиц, когда дети в самостоятельной деятельности рассказывают знакомые произведения или придумывают свои рассказы.
В данной работе я затронула только определённую деятельность детей по развитию речи. Мнемотехнику можно использовать практически во всех видах деятельности, т. к. она многофункциональна. На основе мнемотехники мною созданы дидактические игры: «Кто спрятался? », «Угадай предмет», «Расскажи кукле сказку» и др.
Придумывая модели к играм нужно придерживаться следующих требований: 1. Таблица должна отображать обобщённый образ предмета 2. Раскрыть сущность в объекте. 3. Замысел по созданию таблицы обсуждается с детьми, чтобы она была им понятна. Символы обозначают слова. Например, «знак вопроса» или контурное изображение объекта – дети называют предмет или объект.
«Цвет» — дети рассказывают о цвете предмета по цветовому пятну. «Геометрические фигуры» — форма объекта. «Рука» — какой предмет на ощупь или действие с ним. «Человек» — для чего объект нужен человеку, каким образом человек о нём заботится или как человек его использует. «Части объекта» — из каких частей состоит объект.
По мере необходимости можно использовать и другие символы. Очень полезно использовать мнемотаблицы для описания сезонных явлений.
2.1. Календарно — тематическое планирование занятий. (Методическое сопровождение в Приложении 1)
Сентябрь.
1.Тема : «Игрушки»
Задачи: Формировать способность составлять описательный рассказ об игрушке с использованием мнемотаблиц. Совершенствовать умение правильно называть предметы, их отдельные части, качества.
2.Тема: Пересказ р. н. сказки «Репка»
Задачи: Формировать умение перекодировать и воспроизводить информацию с мнемотаблицы. Уточнить и закрепить правильное произношение звука –а-.
Октябрь
3.Тема: Беседа «Фрукты»
Задачи: Уточнить качественные признаки фруктов, создать условия для формирования умения употреблять эти слова в активной речи в правильной грамматической форме, формировать умение описывать фрукты, используя мнемотаблицы.
4. Тема: Заучивание стихотворения В. Мировича «Листопад»
Задачи: Формировать способность выразительно рассказывать стихотворение, используя мнемодорожку. Упражнять в подборе определений к заданному слову.
5. Тема: «Одежда»
Задачи: Способствовать умению составлять небольшой рассказ с помощью воспитателя, используя мнемотаблицу. Самостоятельно перекодировать некоторые слова. Учить правильно называть предметы одежды, называть действия, использовать прилагательные, обозначающие цвет. Закрепить произношение зв. _п_, -пь-.
Ноябрь.
6. Тема: Пересказ «Курочка Ряба»
Задачи: Формировать способность воспроизводить текст с помощью мнемотаблицы, составлять предложения из 2-3 слов, произношение звука –м-, -мь-.
7. Тема: Описание посуды. Задачи: Формировать умение детей составлять описательный рассказ о посуде, используя мнемотаблицу. Формировать умение правильно называть отдельные предметы посуды. Формировать представления об их функции.
З. К. Р –с-.
8. Тема:«Сочиняем сказку»
Задачи: Формировать умение составлять небольшой рассказ по схеме, соблюдая последовательность, умение согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе. Использовать в речи предлоги за, под, перед.
9.Тема: «Встречаем гостей»
Задачи: Формировать умение составлять вместе со взрослым рассказ, используя мнемотаблицу. Закреплять знания о работе повара.
10.Тема: Заучивание ««Мыши водят хоровод»
Задачи: Формировать умение запоминать текст с помощью мнемотаблиц. Соотносить слова и значок его изображающий. Тренировать память детей.
Декабрь
11. Тема: Составление описательного рассказа «Котёнок»
Задачи: Формировать умение детей составлять короткие описательные рассказы о явлениях природы, используя схему. Подбирать глаголы, обозначающие действие. Закреплять умение соотносить слово с действием, которое оно обозначает.
12. Тема: Заучивание Воронько «Пирог»
Задачи: Формировать умение перекодировать информацию по схеме, запоминать текст. Соотносить слова и знаки.
13. Тема: Составление рассказа «Ёлка»
Задачи: Формировать умение детей составлять описательный рассказ. Упражнять в согласовании существительных, прилагательных, местоимений в роде, числе, падеже. Активизировать в речи детей прилагательные.
- Большакова Т. В. Учимся по сказке. — Спб, 2005.
- Ефименко Л. Н. Формирование речи у дошкольников. -М. :Дрофа, 1985.
- Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи//Логопед. М., 2008.-№4.-С. 102-115.
- Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возрастаСанкт-Петербург. — Детство-Пресс, 2010.
- Поташко И. А. Использование мнемотаблиц в развитии первичных естественно-научных представлений у дошкольников. //Дошкольная педагогика. М, 2006.- №7.- С. 18-22.
- Широких Т. Т. Учим стихи-развиваем память//Ребёнок в детском саду. -2004.-№2.-С. 59-62.
Тема:
Тема:
Тема:
Тема:
Тема:
Тема:
Тема:
Тема:
Тема:
Тема:
Тема:
Тема:
Тема:
Тема:
Тема:
Тема:
Тема:
Тема:
Тема:
Тема:
Приложение 2. Диагностика развития речи детей младшего дошкольного возраста. 1. Словарный запас ребёнка. (Дидактические игры, упражнения, вопросы)
1. Дидактическая игра «Назови, что покажу».
Материал: предметные картинки с изображением посуды, одежды.
Содержание диагностического задания:
Воспитатель показывает ребёнку картинки и просит их назвать.
— А теперь назови все предметы одним словом (воспитатель показывает предметы посуды) .
— Что это?
Затем показывает картинки предметов одежды и просит назвать одним словом.
— Что это?
Затем воспитатель предлагает показать части предметов.
Например:
— Покажи носик у чайника.
— Покажи крышку.
-Что есть у платья? (Рукава, воротник, карманы, пуговицы.)
И т. п.
2. Дидактическое упражнение «Каждой вещи своё место. «
Материал: предметные (мелкие) картинки с изображением одежды, обуви, фруктов, овощей, птиц. Крупные картинки с изображением шкафа, обувной полочки, вешалки для головных уборов, дороги, корзинки, грядки, деревьев.
Содержание диагностического задания:
Воспитатель предлагает ребёнку внимательно рассмотреть картинки и поместить каждую картинку на свое место.
Инструкция.
«Сложи всю одежду в шкаф».
«Поставь обувь на полочку».
«Повесь головные уборы на вешалку».
«Расставь посуду на столе».
«Помести мебель в комнату».
«Расположи машины на дороге».
«Положи фрукты в корзину».
«Посади овощи на грядку».
«Посади птиц на деревья».
3. Дидактическая игра «Когда это бывает?»(Показ сюжетных картинок с изображением частей суток)
Воспитатель просит ребенка показать, где день, а где ночь.
Вопросы:
— Когда мы играем?
— Когда мы кушаем?
— Что мы делаем ночью?
Критерии оценки
1 балл — допускает ошибки в назывании предметов. Не различает существенные детали и части предметов. Путает название частей суток.
2 балла — все предметы называет правильно, определяя назначение предмета, но не называет обобщающего слова. Правильно различает и называет контрастные части суток с помощью наводящих вопросов.
3 балла — все предметы называет правильно, определяет назначение предмета; понимает, различает и называет существенные детали и части предметов. Знает обобщающее слово. Различает и называет части суток.
2. Уровень сформированности грамматической стороны речи. (Дидактические игры, упражнения, вопросы)
1. Дидактическая игра «Чего не стало? «.
Материал: предметные картинки.
Содержание диагностического задания:
Воспитатель предлагает рассмотреть и запомнить ряд из 3-4 картинок. После чего воспитатель предлагает ребенку закрыть глаза, чтобы убрать одну из картинок. Ребенок должен ответить на вопрос: «Чего не стало? «
2. Упражнение «Прятки».
Материал: мелкая игрушка.
Содержание диагностического задания:
Воспитатель прячет игрушку и просит назвать место, куда спрятал игрушку.
Например: в шкаф, за спину и т. д.
3. Дидактическая игра «Кто это? «
Материал: предметные картинки с изображение одного и нескольких животных и их детенышей.
Содержание диагностического задания:
Воспитатель показывает картинки и задает вопрос: Кто это?
Утка — утенок — утята.
Заяц — зайчонок — зайчата.
Критерии оценки
1 балл — не справляется с заданиями. Допускает большое количество ошибок даже при активной помощи взрослых.
2 балла — ребенок правильно употребляет в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей. Неверно употребляет в речи существительные множественного числа в родительном падеже. Путает пространственные предлоги.
3 балла — ребенок правильно употребляет в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей, и форму множественного числа в родительном падеже. Понимает предлоги в, под, на, за, около.
- Высокий уровень — 8-9 баллов.
- Средний уровень — 6-7 баллов.
- Низкий уровень — 3-5 баллов.
Результаты мониторинга
Источник: videouroki.net