Формы и способы психолого-педагогического сопровождения должны быть педагогически целесообразны и соответствовать идее программы, ее целям и задачам.
Сопровождая ребенка в период его жизни в детском лагере, педагоги и психологи, находящиеся рядом с ним стараются создать условия для формирования психологически здоровой личности. Формы и методы, используемые нами достаточно разнообразны, и зависят от возрастных особенностей детей.
Возраст детей | Задачи работы |
Старший дошкольный | — овладение ребенком пространством человеческих отношений; — формирование «эмоциональной грамотности». |
7- 9 лет | — приобретение детьми навыков социального взаимодействия с группой сверстников; — развитие у детей навыков самоконтроля и саморегуляции; — усвоение детьми моральных норм, ценностей, правил поведения; — формирование «эмоциональной грамотности»; — содействие ребенку в поиске ресурсов в типичных трудных ситуациях. |
10 лет | — развитие у ребенка навыков сотрудничества со сверстниками; — формирование умения правильно относиться к успехам и неудачам; — формирование уверенности в себе. |
11-12 лет | — формирование интереса к другому человеку как к личности; — развитие интереса к себе; — формирование у детей навыков самоанализа; — развитие и укрепление чувства взрослости; — развитие навыков личностного общения в группе сверстников. |
13-14 лет | — формирование у детей умения ставить перед собой цели и достигать их; — овладение способами регуляции поведения, эмоций. — формирование умения строить равноправные отношения со сверстниками; — формирования умения понимать причины собственного и чужого поведения; — развитие гибкости как способности человека применять большое количество разнообразных способов поведения; — развитие у ребенка позитивного отношения к себе. |
Логика развития лагерной смены. Образ вожатого.
Работа выстраивается на трех уровнях:
1. Уровень общелагерных мероприятий.
2. Уровень отрядных мероприятий.
3. Уровень малых групп:
А) кружковая деятельность;
Б) занятия с психологом по различным программам.
В ходе практической реализации целей и задач используются различные группы методов:
· Метод воздействия на чувства, сознание (эмоциональное заражение, подражание, пример, внушение, погружение);
· Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (совещание, беседа, лекция, диспут, практические занятия);
· Методы изучения конкретной ситуации (наблюдение, анализ, социологические исследования, тестирование, анкетирование);
· Методы прогнозирования возможных воспитательных последствий (моделирование, причинно-следственный анализ изучаемых процессов).
Примеры форм и методов реализации программы:
· Работа с детьми и подростками в условиях социально-психологического тренинга;
· Организация тематических дней и сюжетно-ролевых игр;
танец на закрытие лагерной смены
· Включение в различные виды деятельности игр, обучающих занятий;
· Проведение интеллектуальных, творческих игр;
· Организация деятельности коллектива для подготовки, составления и проведения игровых и конкурсных программ;
· Организация работы кружков художественного и прикладного творчества;
· Организация отрядных и общелагерных спортивных соревнований;
· Проведение спортивных турниров;
· Проведение подвижных игр и занятий на воздухе.
7. Сроки реализации программы (продолжительность образовательного процесса, этапы)
По срокам выделяют следующие типы программ:
· долгосрочные программы, рассчитанные на реализацию в течение ряда лет; создаются с учетом этапов развития оздоровительного лагеря.
· краткосрочные программы реализуются в течение небольшого отрезка времени (оптимальный период – лагерная смена).
Подробное описание содержания каждого этапа программы необходимо для того, чтобы представитель административной группы, отрядный или внеотрядный педагог представляли, что и когда необходимо делать в ходе реализации программы.
Описание содержания этапов включает:
· задачи и предполагаемые результаты каждого этапа;
· основную смысловую доминанту или как развивается педагогическая идея программы на данном этапе;
· описание развития игровой модели программы (запуск игровой модели, поддержание интриги и др.), какие происходят события;
· описание деятельности, осуществляемой в отряде и лагере, что происходит с подростком;
· какие появляются внеотрядные объединения, каким образом они появляются, что происходит на их уровне;
· название и задачи всех ключевых дел программы.
Необходимо остановиться на особенностях каждой составляющей данного раздела.
Каждый этап может иметь особое название. Оно должно перекликаться с названием программы, игровой моделью, быть понятно участникам.
При представлении этапа следует обозначить количество дней, в течение которых данный этап реализуется.
Задачи этапов соответствуют:
· задачам программы в целом (они их детализируют, иногда дублируют);
· основным задачам организационного, основного и итогового периодов смены;
· содержательным особенностям вашей программы на данном этапе.
Предполагаемые результаты этапа должны быть согласованы с задачами этого же этапа. На каждом этапе необходимо указать форму проводимых занятий и их режим.
8. Ожидаемые результаты и способы их определения.
Сформулированная цель педагогической программы воплощается в конкретных прогнозируемых результатах, которые достигаются в процессе реализации содержания программы. Степень достижения результатов можно каким- либо образом оценить, и эта оценка (в числе прочих) будет свидетельствовать о результативности реализации программы.
Предполагаемый результат является следствием поставленных задач, он может выходить из одной задачи или из комплекса задач. Результат должен быть раскрыт авторами максимально конкретно относительно знаний, умений, которые приобретает ребенок; личностных качеств, которые развиваются в ребенке, ценностных отношений, в которые включается подросток.
Итак, предполагаемый результат программы- это ее реализованные задачи.
В словарях понятие «критерий» определяется как основной признак, на основании которого производится оценка. В качестве критерия могут выступать лишь такие специфические признаки исследуемого явления, которые отвечают следующим требованиям:
· критерий должен быть объективным (не предвзятым, показывающим реальную ситуацию);
· им может быть лишь наиболее существенный, устойчивый и повторяющийся признак;
· критерий должен отвечать требованию необходимости (возникает закономерно, без него не обойтись) и достаточности (данного критерия достаточно, чтобы сделать выводы);
· он должен позволить оценить свойства, характеристики рассматриваемого объекта (в нашем случае программы).
Критериями оценки качества реализации программы могут являться те аспекты, которые свидетельствуют о ее результативности, позитивном восприятии программы ее участниками, о качестве деятельности, организуемой для детей и педагогов.
Можно определить следующие критерии оценки качества реализации программы:
· уровень достижения заявляемых в программе результатов,
· уровень удовлетворенности подростков от участия в программе,
· качество организуемой деятельности.
Естественно, что тремя вышеназванными критериями не ограничивается оценка качества реализации программы. Авторы программы могут включать в данный раздел другие необходимые им критерии, по которым можно оценивать качество административного и социально-психологического сопровождения программы, качество ресурсного обеспечения (в том числе и кадрового) и т.д.
Источник: cyberpedia.su
ТИПОЛОГИЯ ПРОГРАММ
Существует несколько типов программ, в основе их дифференциации лежат различные критерии: направленность, продолжительность, инновационность и т. д. Рассмотрим группы программ по их направленности (комплексные и профильные) и по продолжительности (долгосрочные и краткосрочные).
Первая группа программ:
– комплексная – программа разноплановой деятельности лагеря, объединяющая различные направления отдыха, оздоровления и воспитания детей в условиях детского оздоровительного лагеря;
– профильная (специализированная) – программа с одним генеральным (ведущим, основным) направлением деятельности. Такими, к примеру, являются спортивные, экологические, краеведческие программы или социально-педагогические проекты лагерных смен для детей-инвалидов.
Подчеркнем, что такое разделение достаточно условно, так как и в смене для детей-инвалидов, и в обычном лагере ребята будут играть, участвовать в различных мероприятиях, гулять в лесу, купаться, заниматься физкультурой, но только все это будет происходить с учетом возможностей детей.
Вторая группа программ (долгосрочные и краткосрочные):
– долгосрочные програмы, рассчитанные на реализацию в течение ряда лет; создаются с учетом этапов развития оздоровительного лагеря.
– краткосрочные программы реализуются в течение небольшого отрезка времени (оптимальный период – лагерная смена).
Следует упомянуть и о таких группах программ, как авторские и адаптированные (заимствованные). Опыт убеждает, что сейчас наиболее распространенными являются авторские, т. е. разработанные командой лагеря для себя. Такая программа должна иметь оригинальную идею, нетрадиционный подход к организации жизнедеятельности детей и взрослых в лагере.
В то же время набирают популярность и адаптированные программы, заимствованные (с согласия автора) у коллег, но переработанные с учетом конкретных условий своего лагеря. Списать программу можно, но работать, если она не осмыслена и не «перекроена» под себя, под свои возможности, нельзя. Как нет двух одинаковых лагерей, так и не может быть двух идентичных программ их деятельности.
Источник: helpiks.su
Презентация на тему Проект. Программа организации отдыха детей
Цель организации отдыха детей и подростков в учреждениях отдыха и оздоровления состоит в укреплении физического и психологического здоровья ребенка, расширении его кругозора и развития творческих способностей, получении навыков общения и
- Главная
- Педагогика
- Проект. Программа организации отдыха детей
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1Проект – программа организации отдыха детей
Котова Светлана Сергеевна, к.п.н. доцент,
заместитель директора
Института ППО;
Слайд 2
Цель организации отдыха детей и подростков в
учреждениях отдыха и оздоровления
состоит в укреплении физического
и психологического здоровья ребенка, расширении его кругозора и развития творческих способностей, получении навыков общения и приобретения
новых друзей, познании
и приобщении
к природе.
Слайд 3
Проект-программа деятельности является важнейшим стратегическим документом, отражающим
систему работы ДОЛ и определяющим цель и
Программа – структурированное описание основной психолого-педагогической идеи и шагов по ее реализации.
Слайд 4 Типология программ
Существует несколько типов программ, в
основе их дифференциации лежат различные критерии: направленность,
продолжительность, инновационность и т.д.
• комплексная — программа разноплановой деятельности лагеря, объединяющая различные направления отдыха, оздоровления и воспитания детей в условиях детского оздоровительного лагеря;
• профильная — смена в лагере с одним ведущим типом деятельности, в которой принимает участие определенная категория детей, участвующих в специально организованной деятельности, например, смена для детейинвалидов, одаренных детей, туристов, экологическая, экономическая и т.п.;
Слайд 5 Типология программ
• долгосрочная – программа рассчитана
на реализацию в течение ряда лет; создается
с учетом этапов развития оздоровительного лагеря;
• краткосрочная – программа реализуется в течение небольшого отрезка времени (оптимальный период – лагерная смена).
Программы ДОЛ могут быть как:
авторскими (разработанными отдельными педагогическими коллективами для своих лагерей); так и
адаптированными (позаимствованные у коллег, но переработанные, с учетом конкретных условий лагеря).
При этом любая программа деятельности ДОЛ должна быть актуальной, целостной, прогностичной, реальной и оригинальной.
Слайд 6Требования к программам детского лагеря
свойство программы быть нацеленной, ориентированной на решение
наиболее важных в сложившихся условиях для оздоровительного лагеря проблем (учет требований времени, региона, родителей, детей и т.п.).
Целостность — это требование к программе объединить в единую систему все действия: от выдвижения целей до описания предполагаемого результата деятельности ДОЛ.
Прогностичность — свойство программы работать на перспективу, отражать в своих целях и планируемых действиях не только то, что есть сегодня (популярно, востребовано), но и предполагаемые изменения, новые требования к деятельности лагеря.
Реальность — требование к программе быть выполнимой, оптимальной для потенциала (творческого, материального и т.п.) конкретного ДОЛ.
Оригинальность — качество программы отражать специфику лагеря, его своеобразие, нетрадиционный подход к решению поставленных проблем.
Слайд 7Структура программы детского лагеря
Структура программы деятельности
ДОЛ может быть представлена различными компонентами, но
основными структурными элементами являются:
Слайд 8Структура программы может выглядеть следующим образом:
1.
Пояснительная записка.
Здесь указывается полное наименование программы,
ее авторство, дата разработки.
Важная составляющая пояснительной записки – актуальность программы (варианты ее выявления – либо через осмысление опыта уже проделанной работы, ее анализа; либо через результаты небольших исследований потребностей детей, педагогов). Кроме того, в данном разделе указывается имеющийся опыт работы в данном направлении.
Слайд 92. Адресаты программы (участники).
Описание контингента участников,
для которого предназначена данная программа (пол, возраст,
особенности участия, требования к участникам), а также назначение объекта программы (тип объединения, на который она рассчитана).
Слайд 10
3. Цель программы.
Цель может быть сформулирована
в виде одной идеи, или же, ее,
возможно, сформулировать, охватывая следующие уровни целеполагания:
цели, определяемые социальными потребностями;
цели собственно педагогической деятельности;
цели объекта – определяются потребностями, интересами самих детей.
Слайд 11 4. Задачи программы.
Задачи могут быть
сформулированы в двух видах:
задачи общие на
весь период деятельности;
задачи по периодам (этапам) деятельности в динамике.
Достаточное количество задач – от 3 до 7.
Задачи должны быть конкретными, реальными, достижимыми.
На практике это означает, что каждую из поставленных задач важно сформулировать таким образом, чтобы:
• было ясно, чего конкретно за данный период следует добиться в деятельности лагеря;
• для ее решения имелись реальные возможности;
• ее действительно можно было решить (достигнуть) за тот срок, на который она рассчитана.
Слайд 125. Содержание программы.
Дается описание основных форм
описание основных мероприятий и видов деятельности.
Структурировать их можно либо по видам организации (индивидуальные, групповые, массовые), либо по направлениям деятельности: спортивное, оздоровительное, познавательное, творческое, нравственное, правовое и т. п.
Слайд 136. Структура организации деятельности.
Дается описание структуры
организации деятельности в процессе реализации программы, ее
управление, система подчиненности, внутренняя и внешняя иерархия (отряды, группы, команды). Отдельный раздел может быть посвящен организации органов самоуправления.
Слайд 147. Кадры программы.
Указываются кадры, специалисты, необходимые
для реализации программы, их функционал, подчиненность, предварительная
подготовка.
Хорошим дополнением раздела служит описание работы с кадрами в процессе реализации педагогической программы, а также после ее реализации (анализ).
Слайд 158. Необходимые условия реализации.
Обеспечение реализации программы
выписывается на двух уровнях:
информационно-методическое обеспечение;
необходимая
Слайд 169. Результаты программы.
Ожидаемые результаты программы для
участников в случае реализации данной программы, ее
социальный эффект.
На данный раздел следует обратить особое внимание, — именно он содержит основные смыслы необходимости реализации данного проекта.
Желательно, чтобы результаты перекликались с задачами программы и ее актуальностью (проблемы, над решением которых работают авторы программы). Как минимум, они не должны противоречить им.
Слайд 1710. Критерии эффективности программы.
Этот раздел необходим
для определения соответствия качества деятельности в рамках
программы, определенному стандарту, приводящему к достижению поставленной цели. Диагностический инструментарий реализации программы позволяет оценить, на основе выделенных критериев, качество организации деятельности ДОЛ.
Этот раздел позволяет в последующем проанализировать воспитательно-образовательную и оздоровительную деятельность лагеря, выявить положительные и отрицательные моменты и на основе этого вносить необходимые коррективы и изменения в деятельность ДОЛ.
Слайд 18Возможные направления программ:
профильные программы интеллектуальных, экологических,
экономических, творческих, лидерских и тому подобных, смен,
реализуемые в зимний период;
программы в сфере отдыха и оздоровления подростков, обеспечивающих нравственное воспитание, развитие разносторонних способностей и интересов детей и подростков в различных видах деятельности, реализуемые в летний период;
специальные программы образовательных блоков (клубы, встречи, мастерские, лаборатории, часы здоровья и т.д.), различных детских объединений (центры, отряды, группы, органы самоуправления и т.д.).
Источник: thepresentation.ru