Правовое регулирование стратегического развития муниципального образования в сфере ЖКХ
Определение 1
Стратегическое развитие муниципального образования в сфере ЖКХ – это урегулированная положениями конституционного, федерального и регионального законодательства, а также актами местного нормотворчества система действий, реализуемых органами публичного управления федерального, регионального и местного уровней в целях установления приоритетных целей и задач государственной политики в области развития ЖКХ.
Развитие муниципалитета в области ЖКХ представляет собой часть политики государства, реализуемой на федеральном, региональном и местном уровнях посредством формирования системы правового регулирования стратегического развития ЖКХ и организации реализации программных документов по развитию ЖКХ.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Таким образом, на местном уровне приоритетные направления развития ЖКХ на конкретный период определяются правовыми документами, утвержденными исполнительными органами на федеральном, региональном уровне, а также актами нормотворчества в области ЖКХ, принятыми на местном уровне.
Обязанности жкх. Должностные обязанности жкх
Основные направления стратегического развития муниципального образования в сфере ЖКХ
На сегодняшний день на федеральном уровне действует программный документ, предусматривающий основные направления стратегического развития в сфере ЖКХ в стране, который разработан в соответствии с конституционными положениями, положениями специального федерального законодательства, регулирующего стратегическое планирование в стране, а также установленными в указе главы государства по регулированию обеспечения населению повышенного качества ЖКХ целевыми задачами и показателями развития.
В качестве стратегических целей государственной политики в рассматриваемой области управления программный документ называет следующие:
- выявление приоритетных направлений развития ЖКХ, постановка целей и задач государственного управления в области ЖКХ;
- выработка и внедрение в систему общественных отношений в области ЖКХ ориентиров относительно перспектив развития отрасли для нужд инвесторов потребителей жилищно-коммунальных ресурсов;
- разработка и регламентация главных мероприятий, которые позволят реализовать цели, провозглашенные в концепции, и достичь показателей, установленных главой государства в качестве ориентиров для развития отрасли.
«Стратегическое развитие муниципального образования в сфере ЖКХ»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
При этом документе подчеркивается, что реализация программного документа напрямую связана с макроэкономической конъюнктурой, в том числе динамикой изменения цен, в частности, и в области ЖКХ, уровнем ставок по кредитованию населению, уровнем доходов, а кроме того, социальной и политической средой и уровнем социально-экономического развития регионов и муниципалитетов.
Что такое ЖКХ?
В качестве основных ориентиров развития отрасли программным документом называются следующие:
- формирование активного и ответственного отношения к участию в управлении ЖКХ у собственников квартир, которые наделены законодательством необходимым правовым статусом для урегулирования вопросов управления ЖКХ на уровне своего дома и имеют реальные возможности для реализации прав, образующих такое правовой статус;
- вовлечение активных предпринимателей в сферу ЖКХ, формирование условий конкуренции и благоприятного инвестиционного климата в отрасли;
- обеспечение роста энергетической эффективности ЖКХ.
Развитие отрасли на региональном уровне напрямую связывается с приоритетными направлениями развития региона в целом – такими, как:
- устойчивое и динамичное социально-экономическое развитие региона, в том числе инженерной инфраструктуры;
- обеспечение роста качества жизнедеятельности населения региона;
- повышение эффективности деятельности государственных и муниципальных служащих для более полного обеспечения прав личности.
В сфере ЖКХ исходя из общих целей социально-экономического развития региона ставятся следующие частные задачи:
- формирование благоприятных условий жизнедеятельности населения при учете требований энергетической эффективности и энергосбережения;
- обеспечение роста эффективности услуг газоснабжения.
Мероприятия стратегического развития муниципального образования в сфере ЖКХ
Реализация финансирования мероприятий по развитию ЖКХ на уровне муниципального образования требует аккумуляции ресурсов и усилий органов публичного управления всех уровней, в том числе:
- привлечение к строительству и реконструкции объектов коммунального хозяйства ресурсов федерального, регионального и местного бюджетов, а также ресурсов внебюджетного характера, прежде всего, частных инвестиций;
- поддержка частных инвесторов посредством предоставления бюджетных средств для реконструкции и строительства объектов коммунального хозяйства;
- восстановление и привлечение ресурсов частного инвестирования в качестве капитальных вложений в ЖКХ.
ЖКХ муниципального образования следует развивать по таким основным направлениям:
- реализация деятельности по улучшению среды проживания населения в жилищном фонде, включая решение задач повышения эффективности управления многоквартирным домом, осуществления капитального ремонта имущества, находящегося в общей собственности собственников квартир дома, в частности, обновления лифтового хозяйства, переселения населения из аварийных домов;
- повышение эффективности поставки коммунальных ресурсов;
- формирование общей информационной системы ЖКХ, которая сделает отрасль открытой и доступной, как для инвесторов, так и для потребителей жилищно-коммунальных ресурсов.
При этом стратегия развития всегда должна ориентироваться на соблюдение баланса интересов всех субъектов жилищно-коммунальных правоотношений. До сведения всех участников жилищно-коммунальных правоотношений в доступной и четкой форме должны быть донесены их права и обязанности в сфере ЖКХ и пути их реализации. Кроме того, должны быть обеспечены социально-экономические предпосылки для развития отрасли.
Источник: spravochnick.ru
Впервые принята долгосрочная стратегия развития ЖКХ
Председатель Правительства РФ утвердил Стратегию развития строительной отрасли и ЖКХ до 2030 года с прогнозом до 2035 года. В ней определены задачи по сокращению административных процедур, цифровизации процессов, обновлению инфраструктуры ЖКХ и льготных ипотечных программ для кредитования населения.
Ожидается, что благодаря вышеперечисленным задачам сроки реализации строительных проектов уменьшатся, а количество нового жилья, сданного в эксплуатацию, на конец 2030 года будет составлять не менее одного миллиарда квадратных метров в год. При этом качество и безопасность новостроек должны оставаться на высоком уровне.
В сфере ЖКХ особое внимание должно быть уделено инфраструктуре. В отдалённых от города территориях необходимо построить новые водопроводные сети для обеспечения населения качественной и чистой питьевой водой из централизованных источников. Сейчас показатель качества воды составляет 86,5%, за восемь лет планируется повысить его до 99%.
В деревнях и сёлах жители ещё активно используют уголь или мазут в качестве энергоресурсов для отопления помещений. В планах увеличить спрос на сжиженный природный газ внутри страны. За счёт этого отдалённые газовые сети обеспечат энергобезопасность таким территориям.
Зампред Правительства РФ Марат Хуснуллин отметил, что подобная долгосрочная Стратегия разработана впервые и должна оправдать себя. «Для обеспечения высоких темпов строительства жилья и инфраструктуры в рамках мероприятий «Нового ритма строительства» планируется сократить не менее чем в два раза к 2030 году количество документов, сведений, материалов и согласований строительства, чтобы от выбора земельного участка до начала эксплуатации построенного объекта было не более 100 действий. Мы активно эту работу ведём и будем дальше продолжать», – подчеркнул Марат Хуснуллин.
Источник: roskvartal.ru
Программа развития жкх это
Эту тему раскрывает постоянный автор портала ЕРЗ.РФ Дмитрий ГОРДЕЕВ (на фото ниже), заместитель генерального директора Ассоциации «ЖКХ и Городская среда», член Экспертного совета Комитета Госдумы РФ по жилищной политике и ЖКХ, эксперт Рабочей группы по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере строительства и ЖКХ. С любезного согласия Дмитрия Павловича мы перепечатываем его статью, опубликованную в февральском номере журнала «ЖКХ эксперт: экономика и право».
Фото: www.kmvinform.ru
Минстрой России практически год готовит проект Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2035 года (далее — Стратегия). В апреле 2019 г. была создана межведомственная рабочая группа (далее — МРГ), которая обсуждала в подгруппах различные подходы и предложения. 24 октября 2019 г. Минстрой России направил в федеральные органы исполнительной власти текст проекта Стратегии на 82-х листах.
29 октября 2019 года министр провел завершающее заседание МРГ, на котором были розданы Основные положения проекта Стратегии на 10 листах. Несмотря на то что полный текст Стратегии видели не все участники МРГ, проект был в целом одобрен. Текст, дорабатываемый по результатам согласования с ведомствами, в декабре 2019 — январе 2020 года для ознакомления практиков и экспертов не размещался.
Думаю, что такая возможность была и есть. Потребность в этом объективно высока. Закрытость не способствует улучшению качества любого проекта документа. Тем более — Стратегии!
Попытаемся, насколько возможно, проанализировать предложенные проектом Стратегии (по состоянию на начало ноября 2019 года) подходы, применительно к сфере управления многоквартирными домами.
Фото: www.politobzor.net
Автор высказывает свою субъективную позицию, не претендуя на истину в последней инстанции. С оценкой текущей ситуации и основных проблем ЖКХ в рассматриваемой сфере согласиться трудно. В проекте названы такие проблемы, как отсутствие сформированного института собственников жилья, низкая мотивация эффективного управления, ответственности и заинтересованности в результате, отсутствие сформированной культуры потребления и оплаты жилищно-коммунальных услуг, неактуальность существующих технических норм и правил. Но, забегая вперед, скажу, что меры по устранению этих проблем в Стратегии не намечены.
Такие проблемы в жилищной сфере, как сложность процедур созыва и проведения общих собраний собственников, избыточное регулирование оформления результатов собраний, отстранение собственников помещений в МКД от ответственности за состояние общего имущества, переложение ответственность за это на организации, управляющие МКД, подмена органами власти собственников помещений в МКД в вопросах контроля за состоянием общего имущества, доминирование системы жалоб и предписаний контрольно-надзорных органов, неумение управляющих организаций (УО) готовить и предлагать собственникам необходимый перечень услуг и работ по управлению, содержанию и ремонту и экономически обоснованную соразмерную заказанным работам плату, повсеместное применение муниципальных виртуальных фиксированных ставок платы и др. проблемы — в проекте Стратегии не указаны.
Основная цель в рассматриваемом тексте Стратегии сформулирована, как «обеспечить предоставление гражданам Российской Федерации доступных и качественных жилищных и коммунальных услуг». Это достаточно общие слова. Представляется более правильной цель — кардинальное улучшение технического состояния МКД, повышение их энергоэффективности и уровня комфортности за счет ответственного управления общим имуществом собственниками и привлеченными профессиональными исполнителями или созданными объединениями собственников.
Почему ключевые задачи реализации Стратегии в проекте не охватывали сферу управления многоквартирными домами? Представляется, что для устранения имеющихся проблем, как минимум, необходимо обозначить такие задачи, как создание условий для:
• повышения активности и ответственности собственников, повышения их роли как коллективного заказчика профессиональных услуг и работ на рынке;
• развития конкуренции на рынке услуг и работ по управлению, содержанию и ремонту МКД, повышению качества оказываемых услуг и выполняемых работ;
• привлечения инвестиций в капитальный ремонт и энергоэффективную модернизацию МКД.
Фото: www.gov-murman.ru
По данным ГИС ЖКХ на 31 декабря 2018 г. к началу 2019 г. выдано и действует 17 995 лицензий управляющих организаций.
В тексте Стратегии одной из основных проблем направления «Управление жильем» названо недовольство граждан качеством услуг по содержанию общего имущества. Наверное, это считается проблемой потому, что от граждан поступает много жалоб в органы государственной власти, органы местного самоуправления, приемные региональных центров общественного контроля в сфере ЖКХ. Конечно, чиновникам получать жалобы и обращения не очень нравится. Жалоб много несмотря на наличие органов государственного жилищного надзора, введение в 2015 г. лицензирования деятельности управляющих организаций.
Но эта проблема — следствие, а не причина. А причины представляются следующими. Собственники помещений в МКД не являются полноценным коллективным заказчиком услуг и работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества. Они не имеют правосубъектности.
У них нет возможности аккумулировать свои платежи в качестве общих денежных средств на общем счете для оплаты услуг и работ по факту их исполнения с учетом своевременности и качества. Они не могут без чрезмерных усилий принимать решения на своих общих собраниях, в частности, по внесению изменений или расторжению договоров управления МКД. К сожалению, в Стратегии не предусматриваются меры по устранению этих причин.
В Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК РФ) с 1995 г. реализована концепция индивидуальной собственности на помещения в МКД и общей собственности на общее имущество, а институт кондоминиума, включающего, в частности, МКД, отсутствует. Предпосылок и шансов поменять эту концепцию, видимо, нет. В каком виде в Стратегии видится ревизия норм ГК РФ в отношении принадлежности многоквартирного дома как объекта недвижимости? Ответа в Стратегии — нет.
Фото: www.zhek.biz
Будут ли просто в составе кондоминиума перечислены помещения, находящиеся в индивидуальной собственности, земельный участок и другое общее имущество? Как было в комплексе недвижимого имущества в кондоминиуме в Федеральном законе от 15.07.1996 №72-ФЗ «О товариществах собственников жилья» (эта конструкция экономически и юридически от существующей в России содержательно почти не отличается).
Или, как в Финляндии, будет предложена система квартирных акционерных обществ (КАО), которые владеют многоквартирным домом и зачастую также земельным участком под ним, а в собственности «владельца квартиры» находятся акции, дающие ему право на владение определенной квартирой? Или, как у нас, были «дома ЖСК» с паями в частной собственности? У этих вариантов есть очень много положительных сторон (в частности, в ЖСК или КАО — единый субъект владения домом), но их «проходимость» — минимальна.
Фото предоставлено компанией Брусника
Такая, на первый взгляд, «невыгодность» компенсируется в последующем отсутствием контроля со стороны собственников помещений за выполнением управляющей организацией обязательств по соблюдению качества, перечня, материалов и периодичности выполняемых услуг и работ, возможности на следующий срок обратиться в орган местного самоуправления за установлением для дома муниципальных ставок.
Фото: www.23kvartiri.ru
Такие предписания не основываются на обязательствах управляющих организаций по согласованным договорам управления МКД, не подкреплены ни заказом необходимых услуг и работ, ни адекватным размером платы. Практически такая же ситуация имеется в отношении ТСЖ и жилищных кооперативов.
Представляется, что этот блок нужно формулировать в Стратегии не просто взывая к публичному регулированию и к ограничению размера платы, а исходя из рыночных начал экономики многоквартирного дома.
Фото: www.pbs.twimg.com
Именно такое регулирование в совокупности с неадекватными размерами административных санкций делает сферу управления многоквартирными домами не привлекательной для частного бизнеса, особенно малого и среднего, который мог бы действительно обеспечить реальную конкуренцию на рынке, а значит, разнообразие предложений по качеству и цене капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
В Стратегии нужен набор мер по созданию экономических условий для повышения качества состояния многоквартирных домов, повышения ответственности собственников помещений.
В абсолютном большинстве МКД имеется многосубъектная долевая собственность на общее имущество. Это влечет необходимость принятия собственниками помещений совместных решений по вопросам управления домами на своих общих собраниях. Но процедуры созыва и проведения таких собраний сильно осложнены.
Формат данной статьи, к сожалению, не позволяет более подробно остановиться на таком важном блоке, как совершенствование подходов по упрощению процедур созыва и проведения общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме. Этот и многие другие аспекты управления многоквартирными домами, в том числе альтернативная целевая модель рынка управления МКД, способствующая стабильному развитию этой сферы и росту качества жилищно-коммунальных услуг более подробно изложены в подготовленной группой экспертов альтернативной редакции Стратегии. Она размещена на сайте Ассоциации «ЖКХ и Городская среда».
Следует также напомнить читателям, что параллельно с подготовкой к утверждению Правительством Российской Федерации Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2035 года Минстрой России взаимодействует с рабочей группой по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
Эта рабочая группа сформирована при Правительстве РФ вместе с другими 40 рабочими группами для подготовки предложений по реформе контрольно-надзорной деятельности. В частности, предполагается подготовка законопроектов и принятие постановлений, которые установят новое регулирование сферы ЖКХ, включая, естественно, и управление многоквартирными домами. Это новое регулирование должно вступить в силу с 1 января 2021 года. С текущей информацией по деятельности данной рабочей группы можно ознакомиться по данной ссылке.
Фото: www.urbaneconomics.ru
Скоро рабочая группа будет рассматривать последнюю редакцию проекта Стратегии, которую обещал представить Минстрой.
Дмитрий ГОРДЕЕВ, заместитель гендиректора Ассоциации «ЖКХ и Городская среда», член Экспертного совета Комитета Госдумы РФ по жилищной политике и ЖКХ, эксперт Рабочей группы по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере строительства и ЖКХ
Источник: erzrf.ru