Программа развития вуза что это

На пути к «ответственному» университету

Как университеты влияют на общество, почему они должны брать на себя ответственность за его развитие в кризисные времена и как им это делать, а также что нужно поменять, чтобы российские вузы выполняли свою «третью миссию», в своей колонке для Indicator.Ru рассказал заместитель руководителя лаборатории «Развитие университетов» Института образования НИУ ВШЭ Олег Лешуков.

2020 год запомнится надолго: каких только проблем и трудностей он уже не принес. Практически все страны мира столкнулись с беспрецедентными вызовами для здравоохранения, экономической и социальной политики, многие отрасли экономики оказались на грани банкротства. В условиях этого кризиса проявилась и особая роль университетского сегмента в обществе.

Многие университеты мира запустили исследовательские программы и прикладные разработки, направленные на борьбу с пандемией, такие как разработка вакцин или изготовление защитных костюмов. Вузы выступили и крупными «мозговыми центрами» для разработки государственных политик и принятия конкретных антикризисных мер. Не случайно, что именно Университет Джонса Хопкинса фактически стал главным агрегатором информации о статистике пандемии в мире.

В чем уникальность защиты программы развития вуза по вхождению в проект «5-100»?

Эпидемиологический кризис влечет за особой и экономическую стагнацию, которая уже приводит к росту безработицы. Вузы и тут не остаются в стороне — пытаясь открывать новые образовательные программы, в особенности программы профессиональной переподготовки или повышения квалификации для взрослых людей, вынужденных менять свою специализацию или профессию. Наконец, студенчество является основной движущей силой многих волонтерских движений. Российские университеты в этой части показали впечатляющие результаты в сравнении с другими странами, поддержав масштабные программы помощи нуждающимся со стороны студентов — пожилому населению, людям из групп риска и так далее.

Очевидно, что кризис проявил неравнодушие университетов к вызовам, которые возникают перед обществом, экономиками стран и регионов. Политику университетов по влиянию на развитие общества и внешней среды принято называть «третьей» миссией («первая» миссия — образование, «вторая» — наука).

В основе такой миссии лежит принцип обеспечения университетами положительного влияния на развитие стран, регионов, городов. При этом каналы такого влияния могут быть самыми разнообразными. Во-первых, вузы платят налоги, являются крупными работодателями, тем самым обеспечивая экономическое развитие городов и регионов. В некоторых регионах РФ доля высшего образования в структуре ВРП составляет более 3%. Пример США говорит о том, что именно университетские системы являются крупнейшими работодателями в нескольких штатах.

Крупнейшие работодатели в каждом из штатов СШA, университетские системы обозначены красным цветом

Во-вторых, вузы обеспечивают развитие человеческого капитала (люди с высшим образованием в РФ в среднем имеют заработную плату на 60% выше, чем работники со средним образованием). Также сильные университеты способны притягивать на территорию региона наиболее талантливых выпускников школ и студентов, большая часть которых впоследствии остается работать в том же городе. В-третьих, вузы обеспечивают научное и инновационное развитие регионов, а также экспертно-аналитическое сопровождение органов региональной власти. Но и это не полный список — вузы реализуют проекты, направленные на пространственное развитие, обеспечивают социально-культурный вклад, проводя открытые мероприятия, лекции и семинары.

Ирина Аржанова о программах развития вузов

Вузы, которые готовы следовать и расширять свою третью миссию, могут быть отнесены к так называемому типу «ответственного» университета (от английского — responsible university). Известно, что готовность брать и нести ответственность — важнейшая компетенция любого эффективного руководителя. Но и успешные организации также отличает готовность быстро реагировать на изменения внешней среды, а еще демонстрировать влияние на развитие общества, экономику, жизни людей. Плотное взаимодействие вуза и региона положительно сказывается на подготовке высококвалифицированных кадров для региональной экономики, а также способствует увеличению научно-технического потенциала территории. Ответственность проявляется не только в подготовке высококвалифицированных кадров, но и в ответе на вызовы развития страны и регионов, решении социальных проблем.

Университет в такой парадигме не просто реагирует на внешние изменения, он пытается их спрогнозировать и предложить конкретные решения.

Университет стремится отвечать на «большие вызовы» (grand challenges), к которым могут относиться важнейшие проблемы современных обществ, такие как экология, изменение климата, здравоохранение, борьба с бедностью и т. д. Очевидно, что для каждого региона и территории перечень таких вызовов будет уникальным — именно над их решением должны работать университеты.

  • Задача расширения третьей миссии может быть прямо институционализирована внутри университета. Например, во многих американских университетах созданы центры по взаимодействию с регионом, которые координируют волонтерские программы, краткосрочные образовательные программы под нужны города, реализуют небольшие аналитические проекты.
  • Форматы краткосрочных образовательных программ и дополнительного профессионального образования могут быть особенно востребованы для повышения человеческого капитала региона. Многие крупные университеты реализуют программы, ориентированные на поддержку благополучия (материального и социального) населения региона (например, программы по финансовому менеджменту, ведению домашнего хозяйства, цифровой грамотности, профилактике здоровья и т. д.).
  • Должны быть оформлены и простимулированы усилия преподавателей, которые готовы работать с внешними партнерами. Так, например, в некоторых университетах Финляндии работа преподавателей по запросу региона (чтение открытых лекций, обсуждение проектов и так далее) прямо учитывается в нагрузке работника. В Технологическом институте Мельбурна разработаны критерии оценки степени вовлеченности НПР в регион. В конце года проводится конкурс, а наиболее «вовлеченный» сотрудник награждается премией.
  • Реализация третьей миссии предполагает, что не только университет становится участником регионального развития, но и представители местных сообществ, бизнеса, органов власти включаются в состав университетского управления.
  • Расширение третьей миссии может приводить и к нарастанию внутренней неоднородности университетов. Это значит, что необходима модернизация управленческих механизмов и организационной структуры вузов, способной эффективно обеспечивать разные виды деятельности университета.
  • Важна и правильная информационная и коммуникационная политика. Практически каждый западный университет, считающий для себя приоритетом задачу развития территорий и регионов, периодически выпускает доклад с оценкой своего вклада в развитие региона. Яркий пример аккуратной работы университета по анализу импакта — доклад Университета Айовы. Подобная прозрачность оказывается обязательным условием для организации эффективной коммуникации университета со всеми заинтересованными сторонами.

К сожалению, анализ исследований свидетельствует о том, что значительная часть региональных систем высшего образования в РФ не в полной мере раскрывает свой потенциал для регионального развития. На исправление этой ситуации частично направлен новый флагманский проект в российской системе высшего образования — Программа стратегического академического лидерства (ПСАЛ). Предыдущий этап развития системы высшего образования особым образом выделял задачу поддержки глобальной конкурентоспособности вузов на мировой арене. Новая программа в первую очередь направлена на обеспечение целей национального развития и поддержку вузов, готовых содействовать развитию своих регионов.

Однако реновация третьей миссии университета требует и развития всей модели управления вузовской сетью. Россия остается страной с уникальной в мировом масштабе централизацией государственного управления университетской системой. Более 90% университетов находится в ведении федеральных органов исполнительной власти, а прямое взаимодействие вузов и региональных органов власти до сих пор имеет нормативные и фискальные барьеры. Такая мера, как нормативное обеспечение возможности софинансирования вузов федерального подчинения из региональных бюджетов, могла бы значительно сократить дистанцию между университетами и регионом для реализации совместных значимых проектов.

В целом широкий набор контрольных и нормативных ограничений, характерных для российской модели управления системой высшего образования, часто приводит к пассивности и консервативности в действиях многих вузов. Жесткий контроль оставляет мало места для институциональной автономности и гибкости. Это особенно четко проявили последствия текущего кризиса, вызванного вирусом.

Многие вузы ожидали прямых указаний от регуляторов, осторожно относились к изменению традиционных процессов жизни университета. А ведь реальное следование третьей миссии также требует выхода университета за рамки традиционной образовательной и научной деятельности, требует экспериментов, поиска новых видов деятельности и партнерств. Как говорил Черчилль, «любой кризис — это новые возможности». Есть надежда, что текущие вызовы продемонстрируют учредителям и самим вузам важность обеспечивать и поощрять проактивное развитие, поиск новых проектов университетами, которые могут обеспечивать развитие регионов и городов.

Совершенно очевидно, что вузы не могут в одиночку обеспечивать комплексное развитие территорий и отраслей экономики. Поэтому текущая государственная политика фактически корректирует свой курс с поддержки развития конкуренции на поддержку коллабораций университетов.

Но в новых условиях важно найти баланс между принципами кооперации и конкуренции в высшем образовании, то, что называется моделью coopetition. В рамках такого подхода университеты и научные организации кооперируются для повышения своих конкурентных преимуществ на отдельных рынках образования и науки (глобальных, отраслевых). Поиск такого баланса требует формирования модели управления университетской cистемой в логике мультиуправления (multigovernance), при которых обеспечивается учет мнений всех стейкхолдеров университетов. Именно в таких условиях в максимальной степени может быть раскрыт потенциал университетской системы для обеспечения регионального развития.

И последнее — инициатива ПСАЛ предполагает поддержку около 100–120 университетов. Но вся вузовская сеть гораздо шире — около 700 государственных и частных университетов, а также примерно 600 филиалов. Конечно, программа стратегического академического лидерства стимулирует кооперацию между вузами.

Это объединяет усилия организаций для синергетического эффекта, а также позволяет не допустить усиления неравенства между университетами. Хватит ли этих усилий для развития всей сети университетов, покажет время. А пока, как мне кажется, модель «ответственного» университета может оказаться актуальной не только для 10–15% университетов — участников программы, но и стать приоритетом для развития многих региональных вузов, максимально приближенных к запросам студентов, горожан, территорий.

Источник: indicator.ru

Программа развития вуза что это

В статье рассматриваются вопросы формирования стратегии развития вуза, обеспечивающей ему конкурентное преимущество на рынке образовательных услуг и позволяющей решать образовательные и экономические задачи.

высшие учебные заведения
стратегия развития
концепция стратегического планирования

Читайте также:
Microsoft visual c 2015 2019 redistributable x86 что это за программа

1. Асаул А.Н., Капаров Б.М. Управление высшим учебным заведением в условиях инновационной экономики / под ред. А.Н. Асаула. – СПб.: Гуманистика, 2007. – 280 с.

2. Хао Сюэ. Принципы формирования инновационной политики вуза в научно-образовательной сфере (на примере высшего профессионального образования России и КНР): автореф. дис. . канд. пед. наук.– М., 2009.

3. Плаксий С.И. Стратегия развития российских вузов в современных условиях. [Электронный ресурс]. – URL: http://pravmisl.ru/index.php?id=512task=view (дата обращения: 04.08.2015).

4. Гуськова Н.И., Краковская И.Н. Реализация инновационной стратегии вуза: программа инвестиций в человеческий капитал // Экономика образования. – 2014. – № 2. – С. 76–80.

5. Скрябина Т.Л. Инновационные процессы как элемент инновационной стратегии вуза // Матер. VII Междунар. науч.-практ. Интернет-конф. «Альянс наук: ученый – ученому» (15–16 марта 2012 г.). [Электронный ресурс]. – URL: http://www.confcontact.com/2012_03_15/pe_skryabina.php (дата обращения: 06.08.2015).

6. Черепанова М.В. Реализация инновационной политики вуза в условиях функционирования системы менеджмента качества: автореф. дис. . канд. эконом. наук. – Новосибирск, 2006.

7. Канапинов С.Б. Формирование инновационной стратегии вуза и оценка ее результативности. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. – Новосибирск, 2012.

8. Гузаиров М.Б., Бадамшин Р.А. Стратегическое партнерство вузов и предприятий – залог успешного инновационного развития региона // Экономика и управление: научно-практический журнал. – 2008. – № 3. – С. 49–55.

Возрастание значимости высшего образования и новые требования, предъявляемые к нему в условиях формирования экономики знаний, вызывают необходимость пересмотра высшими учебными заведениями стратегий своего функционирования и развития.

Целью настоящего исследования является разработка концепции стратегии развития вуза, адекватной вызовам XXI века, способной обеспечить не только их выживание, но также и образовательный и экономический успех.

Результаты исследования и их обсуждения

В условиях рыночной экономики для решения задач адаптации, выживания и развития высшим учебным заведениям необходимо:

– постоянно проводить маркетинговые исследования рынка образовательных услуг и оценивать свое положение на данном рынке;

– прогнозировать развитие рынка образовательных услуг;

– разрабатывать альтернативные варианты своего поведения в условиях изменяющейся внешней среды.

Разработка стратегии развития вуза следует осуществлять на основе следующих концептуальных принципов:

1. Непрерывности образования – постоянное творческое обновление, развитие и совершенствование личности обучаемых на протяжении всей жизни (концепция образования через всю жизнь).

2. Непрерывных инноваций – постоянная разработка новых видов, новых методов и технологий образовательной и научной деятельности.

3. Диверсификации – одновременное внедрение нескольких невзаимосвязанных научно-образовательных продуктов (услуг). Для базового высшего образования характерна горизонтальная диверсификация – одновременное предложение образовательных услуг по многим учебным направлениям, специальностям и специализациям; для дополнительного образования характерна вертикальная диверсификация – развитие различных видов образовательных услуг.

4. Синергии – повышение результативности и качества деятельности вуза благодаря использованию взаимосвязи и взаимоусиления различных видов научной и образовательной деятельности.

5. Приближения образовательных услуг к потребителям – максимально возможный доступ потенциальных потребителей к научно-образовательным продуктам (услугам), предоставляемым вузом (создание филиалов и представительств вузов; организация филиалов кафедр; дистанционное обучение).

6. Управления качеством – ориентация на конечного потребителя, непрерывное совершенствование научно-образовательной деятельности, системное обеспечение качества на всех стадиях жизненного цикла научно-образовательных продуктов (услуг).

7. Формирования портфеля научно-образовательных продуктов (услуг) на основе стратегического анализа.

В основе стратегии высшего учебного заведения должно лежать оптимальное сочетание образования и рыночных отношений. При этом образовательные цели и задачи должны иметь приоритет перед финансово-экономическими и коммерческими. В противном случае рынок образовательных услуг будет, а образование, представляющее собой органическое единство обучения, воспитания, развития молодежи и передачи культуры, исчезнет. В результате большинство цивилизационных ценностей, определяющих качество жизни населения республики, подвергнется секвестру.

В стратегии вузов должны преобладать образовательные парадигмы, отвечающие вызовам XXI века. В противном случае это будет не высшее учебное заведение, а коммерческое предприятие сферы образования.

В то же время стратегия развития вуза, чтобы быть успешной, должна учитывать рыночные реалии, так как современные вузы, независимо от форм собственности, функционируют в конкурентной среде. Для реализации своей стратегии вуз должен ориентироваться на потребителя, обладать эффективным менеджментом, уметь зарабатывать деньги. В противном случае он не решит образовательные задачи, которые для него являются основными.

В условиях глобального экономического кризиса вузы должны стремиться к выживанию через развитие, обеспечивать опережающее образование. Это позволит им не только выстоять в конкурентной борьбе, но и восстановить утраченные в кризис позиции. Следовательно, стратегия развития современного вуза должна быть инновационной, так как инновационно ориентированные организации способны наилучшим образом отвечать как на запросы рынка, так и на действия конкурентов.

Основными факторами, определяющими инновационную активность высших учебных заведений, являются:

– нормативное регулирование и контроль их деятельности государственными органами;

– внедрение в педагогическую практику новейших достижений педагогической и смежных наук;

– исследование образовательных потребностей студентов, пожеланий родителей и работодателей;

– выдвижение ППС инновационных идей, разработка, экспертиза и внедрение инновационных проектов внутри вуза;

– объемы, структура и условия финансирования научных исследований из различных источников;

– инновационный потенциал вуза;

– стратегия взаимодействия с потребителями результатов НИОКР;

– принятые в данном вузе модели и механизмы управления, квалификация административно-управленческого персонала и т.п.

Мы считаем, что основной целью стратегии развития казахстанских высших учебных заведений, стремящихся стать лидерами отечественной системы образования и завоевать достойное место на международном рынке образовательных услуг, должно быть достижение системного, всеобъемлющего, то есть всеобщего качества всех сторон деятельности вуза.

Подобная стратегия была разработана в 1994 году в Московском институте молодежи (с 2003 года – Московский гуманитарный университет – МосГУ), ректор которого И.М. Ильинский является автором идеи разработки и реализации внутривузовского «Госстандарта +», опережающего действующий в стране государственный общеобразовательный стандарт. В настоящее время «формула успеха» данного университета имеет вид: «Госстандарт +» – шаг на пути к новому качеству» [3].

Мы считаем, что казахстанские вузы должны быть студентоориентированными. Это значит, что модернизация, повышение качества всех сторон образовательного процесса должны осуществляться при активном участии студентов и ради них.

Основу концепции студентоориентированного вуза составляет идея о том, что центральной фигурой в сфере образования является потребитель образовательных услуг – студент. Следовательно, вузы обязаны подстраиваться под его потребности и интересы.

Эти потребности не являются чисто субъективными. Они во многом имеют объективный характер. Студенты должны осознавать и активно реализовывать свои потребности и интересы. Это даст им возможность обеспечить их жизнеспособность, личный и общественный успех.

При разработке и реализации стратегии вуза следует уделять внимание развитию стратегического партнерства.

Под стратегическим партнерством в сфере профессионального образования следует понимать договорные отношения вуза со своими партнерами, являющимися потребителями образовательных услуг и результатов НИОКР, реализующими совместно с вузом долгосрочные целевые программы в области образовательной и профессиональной деятельности и участвующими в его развитии.

Целью стратегического партнерства является обеспечение высокого качества профессиональной подготовки специалистов на основе комплексного сотрудничества вуза с заинтересованными организациями путем объединения интеллектуального потенциала, материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

Стратегическое партнерство вуза и организации может осуществляться в следующих формах:

– долгосрочная программа подготовки специалистов для организации;

– создание и развитие базы для проведения производственных, технологических и преддипломных практик студентов;

– проведение совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, привлечение вузовских ученых к созданию и трансферту инновационной продукции;

– создание в вузе современной учебно-исследовательской лабораторной базы;

– целевая подготовка для организаций кадров высшей квалификации;

– создание совместных научно-образовательных и инновационных структур.

Для того чтобы сформулировать основные приоритеты стратегического развития высшего учебного заведения, необходимо предварительно получить обобщенное представление о состоянии внутренней и внешней среды данного вуза. Одним из инструментов, позволяющих решить эту задачу является SWOT-анализ – анализ сильных и слабых сторон, потенциальных угроз и благоприятных возможностей для вуза.

Например, в качестве приоритета своего стратегического развития вуз может избрать преобразование в высшее учебное заведение исследовательского инновационного типа, для которое характерны:

– инновационный подход к обеспечению устойчивого развития вуза;

– активная деятельность на отечественном и международном рынках образовательных услуг и научной продукции.

После определения приоритетов развития вуза необходимо наметить пути их перевода в конкретные показатели, используемые при разработке стратегического плана по следующим базовым функциональным направлениям его деятельности:

– учебное (образовательное) – организация учебного процесса и подготовка студентов по соответствующим образовательным программам и направлениям (в том числе осуществление дополнительного и непрерывного образования);

– научно-квалификационное – обеспечение профессионального роста ППС, подготовка докторов PhD, публикация научных трудов;

– научно-исследовательское – проведение научных исследований, выходящих за рамки квалификационных работ, актуальных для всего научно-образовательного сообщества страны и региона, имеющих значение для национальной и мировой науки;

– воспитательное – формирование и развитие личности обучаемого как носителя ценностей и традиций народа Казахстана;

– интеллектуальное – повышение интеллектуального уровня общества (местного сообщества);

– культурное – повышении уровня общей культуры, как выпускников вуза, так и местного сообщества в целом;

– «ресурсно-стратегическое» – участие вуза в создании «стратегического национального запаса» высококвалифицированных специалистов, то есть в формировании интеллектуальной элиты страны (региона);

– финансово-экономическое – обеспечение финансовых возможностей и материально-технической базы для осуществления деятельности вуза [1].

Выводы

Разработка стратегии развития вуза следует осуществлять на основе принципов: непрерывности образования; непрерывных инноваций; диверсификации; синергии; приближения образовательных услуг к потребителям; управления качеством; формирования портфеля научно-образовательных продуктов (услуг) на основе стратегического анализа.

В основе стратегии высшего учебного заведения должно лежать оптимальное сочетание образования и рыночных отношений. При этом в стратегии вузов должны преобладать современные образовательные парадигмы.

Вузы должны: быть инновационно активными; обеспечивать опережающее образование и всеобщее качество всех сторон своей деятельности; быть студентоориентированными; развивать стратегическое партнерство.

Вуз, стремящийся стать элитным, должен ставить амбициозные цели и последовательно их реализовывать, создавая для этого:

– материально-техническую базу, соответствующую современному уровню развития науки, техники и технологий;

– оптимальные условия для развития способностей студентов в режиме опережающего образования;

Читайте также:
Что за программа my weather

– критическую массу профессионально одаренных преподавателей – личностей, объединенных вокруг миссии и целей развития вуза.

Источник: expeducation.ru

Новые стимулы для развития высшей школы

Глава Минобрнауки России Валерий Фальков — о будущем российской системы высшего образования

Министерство науки и высшего образования РФ запустило программу стратегического академического лидерства «Приоритет-2030», в которую войдут не менее 100 российских университетов. О том, какую поддержку получат вузы, уйдут ли они в цифру и что такое индивидуальные образовательные траектории, “Ъ” рассказал министр науки и высшего образования Валерий Фальков.

Выйти из полноэкранного режима

Министр науки и высшего образования Валерий Фальков

Развернуть на весь экран

Министр науки и высшего образования Валерий Фальков

Фото: Александр Казаков, Коммерсантъ / купить фото

— Чем «Приоритет-2030» будет отличаться от предыдущих программ, направленных на развитие системы высшего образования в стране?

— Отличия, на мой взгляд, принципиальные. Мы проанализировали весь предыдущий опыт: программы по созданию федеральных, национальных исследовательских и опорных университетов и, конечно, проект повышения конкурентоспособности российских вузов «5–100». Взяли оттуда лучшее, учли ошибки.

Если раньше все программы были, скажем так, «бутиковые» — в них, как правило, участвовало максимум 20–30 вузов, то программа «Приоритет-2030» впервые в истории охватит не менее 100 вузов страны, что очень важно. Она будет уникальной и по составу участников. Через «Приоритет-2030» многие отраслевые и региональные университеты смогут получить импульс к развитию и необходимые для этого ресурсы.

У каждой из предыдущих программ были разные показатели. Например, в «5–100» эффективность оценивалась местом, которое вуз занял в рейтинге. На мой взгляд, было уделено чрезмерно много внимания наукометрии. Сейчас мы от этого ушли, так как стало понятно, что рейтинги не самоцель. В «Приоритете-2030» критерии отбора совершенно другие.

Впервые будет учитываться участие вуза в повестке региона, то есть в социально-экономическом развитии субъектов России. Также будут приняты во внимание не только научные, но и культурные, молодежные проекты университетских команд.

— Какие задачи должна будет решать новая программа?

— Она должна помочь вузам, которые ни разу не участвовали в каких-либо госпрограммах, но хотят меняться и развиваться. Им дадут ресурсы, методическую поддержку и возможность хорошей экспертизы. Ведущие университеты, конечно, тоже будут участвовать, их тоже поддержат.

И поскольку и те и другие окажутся в одной программе, между ними возникнут командные отношения. Более опытные начнут помогать тем, кто такого опыта не имеет. Думаю, что это постоянное общение между новичками и лидерами в итоге очень позитивно скажется на всей системе. Вузы, которые поучаствуют в «Приоритете-2030», охватят абсолютное большинство субъектов России.

Для нас важно обеспечить динамичное развитие всей системы высшего образования, а не только маленькой группы вузов. С помощью «Приоритета-2030» мы и эту задачу решим, в том числе посредством конкуренции между университетами. Ведь по условиям программы они должны будут соперничать за право войти в нее.

— Какое будущее ждет те университеты, которые не смогут попасть в эту сотню? Их поглотят крупные вузы?

— «Приоритет-2030» — инструмент развития отрасли, а не сегрегации. Никакой задачи по поглощению или закрытию вузов, которые не смогут войти в программу, не стоит. Наша задача — дать возможность каждому развиваться. А те, кто не попадет в программу сразу, будут пробовать снова.

— Есть ли у «Приоритета-2030» механизмы, которые позволят не потерять региональное высшее образование, оставить там сильных абитуриентов, взаимодействовать с местным бизнесом, чтобы рабочие места ждали выпускников?

— Региональные вузы получат ресурсы на создание лабораторий, трансформацию образовательных программ, улучшение материально-технической базы, переквалификацию преподавателей. Они начнут по-новому работать со студентами и молодыми исследователями. И тогда университет преобразится, станет интересен региональному бизнесу и корпорациям, работающим в субъекте.

Бизнес сегодня заинтересован как в квалифицированных кадрах, так и в актуальных научных исследованиях. Как правило — прикладных. Но если региональный университет обучает студентов не тому, что требуется на рынке труда, то, разумеется, он будет неинтересен бизнесу. На преодоление этих противоречий направлена наша программа.

Вузы должны знать, что происходит в их субъектах, какие тенденции есть в здравоохранении, в сельском хозяйстве, в металлургии, в топливно-энергетическом комплексе. Университет должен готовить высококлассных специалистов в тесной связке с бизнесом и властью.

— Вы посвятили свою диссертацию юридическим тонкостям регулирования политической агитации, легитимности влияния на общество методами социологии и психологии. Любопытнейшая комбинация наук. Как сложился именно такой научный интерес?

— Мне показалось особенно интересным избирательное право. Когда начал в теме разбираться, обнаружил целый блок неурегулированных вопросов. Будучи аспирантом, прошел большую школу, участвовал в разных избирательных кампаниях конца 1990-х, начала 2000-х годов, разобрался в тончайших деталях избирательного права, получил колоссальный опыт выступления в судах, включая Верховный. Тогда в России был период становления избирательного права, и в этой области было очень много нового, живого: яркая предвыборная агитация, часто незаконная, листовки, дебаты разного формата и другое. В те годы я с удовольствием защитил диссертацию по этой теме.

Я благодарен университету, в котором учился, и доволен качеством своего образования. У меня, конечно, были предпочтения по дисциплинам, какие-то я любил больше, другие меньше. Мне кажется, у любого студента формируются определенные предпочтения.

— В вузах появятся индивидуальные образовательные траектории. Что это такое?

— Классическое образование с заранее подготовленным учебным планом, в который невозможно внести изменения на протяжении всех пяти-шести лет обучения, требует разумной корректировки. Появился запрос на индивидуализацию образования со стороны самих студентов, которые хотят участвовать в конструировании своего образовательного пути.

Президент России Владимир Путин поручил проработать возможность предоставления выбора специализации с третьего курса обучения. Фактически это означает переформатирование ставшей уже привычной схемы «4+2» (бакалавриат + магистратура) в «2+2+2». Этот сценарий более гибкий, он снимает один из барьеров для самых перспективных и мотивированных студентов, которые хотят получить уникальное образование. Как правило, они уже имеют цель и примерно представляют, где хотят работать. Это значит, что, например, из 50 дисциплин, которые студенты за пять-шесть лет должны будут изучить, 30 у них будут одинаковые, но 20 будут различаться и делать каждого уникальным специалистом.

Для введения индивидуальных образовательных траекторий университетам предстоит серьезно перестроиться, ведь меняется все: представление о группе, расписание, логистика и многое другое.

Индивидуальные образовательные траектории ни в коем случае не следует доводить до абсурда и предоставлять возможность студенту самому выбирать абсолютно все дисциплины. В идеале университет должен определять содержательное ядро для поступивших на определенное направление, а сам студент после второго курса должен получить возможность менять и корректировать свою подготовку.

— Что именно университетам придется поменять для введения индивидуальных образовательных траекторий?

— Постепенно и последовательно — очень многое. Мы предполагаем, что программа «Приоритет-2030» как раз будет этому способствовать.

В первую очередь нужно поменять подход к студенту, поставить его в центр образовательного процесса. В результате совершенно по-другому будут формироваться расписание и учебный план (которые станут индивидуальными для каждого студента), изменится распределение нагрузки между сотрудниками и преподавателями, работа кафедр. Да весь университет должен стать другим.

Сегодня российские вузы еще работают по системе ХХ века: студент пришел, отучился и ушел. А современный университет должен стать местом, где комфортно. На территории нужны коворкинги, какие-то интересные кафе. Вуз должен быть модным местом с общей атмосферой творчества, где студенты проводят много времени, в том числе вне учебного процесса.

Конечно, без цифровизации все это невозможно. Специфику обучения каждого студента без цифровых платформ учесть нереально. Когда мы учились, расписание для курса было одно и висело на доске на первом этаже университета. Представьте, в вузе учатся 20 тыс. студентов. Значит, для реализации индивидуальных образовательных траекторий нужно подготовить 20 тыс. расписаний.

Также нужно отслеживать заполняемость аудиторий, распределение нагрузки, часы работы преподавателей, логистику и многое другое. Цифра существенно облегчит и ускорит эту работу.

— Если заглянуть в будущее, вузы сохранятся в том виде, к которому мы привыкли, в перспективе хотя бы 20 лет? Или мы все уйдем в цифру?

— В последние годы многие предрекали крах вузов, но этого до сих пор не произошло и, я уверен, не произойдет. Университеты в традиционном виде — надежный социальный институт, без которого общество немыслимо. Они, конечно, сохранятся.

Тем не менее вузы трансформируются и станут другими. Этот процесс уже начался, и после пандемии у нас будет больше смешанного обучения. Благодаря онлайн-обучению мы можем оптимизировать временные затраты. Например, удаленно проводить больше индивидуальных консультаций студентов старших курсов. Такие элементы будут востребованы.

Но ядром университетского образования останется классическое традиционное общение профессора и студента. И чем лучше университет, тем больше там будет такого общения.

— Следите отдельно за успехами родного ТюмГУ?

— Сейчас у меня нет времени специально следить за работой какого-то одного университета. Но иногда, когда в новостях вижу упоминание о ТюмГУ, то глаз, конечно, цепляется, ведь это моя альма-матер.

Беседовала Кира Васильева

  • «Review Цифровизация образования». Приложение №93 от 02.06.2021, стр. 1
  • Кира Васильева подписаться отписаться

Источник: www.kommersant.ru

Программа развития вуза что это

Будьте на связи

644046 , Россия, г. Омск , пр. Маркса, 35

Программа развития университета на 2019-2024 годы

  1. Главная
  2. Программа развития университета на 2019-2024 годы

Программа развития университета на 2019–2024 годы разработана в соответствии с рекомендациями по содержанию, разработке и утверждению программ (стратегий) развития образовательных организаций, подведомственных Федеральному агентству железнодорожного транспорта, утвержденными приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта от 26 сентября 2018 г. № 338.

Источник: www.omgups.ru

Программа развития вуза что это

I. Общие положения

Программа развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова» (далее соответственно — программа, университет) разработана в соответствии с Указом Президента Российский Федерации от 21 октября 2009 г. № 1172 «О создании федеральных университетов в Северо-Западном, Приволжском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах». Университет планируется реорганизовать в форме присоединения к нему государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Якутский государственный инженерно-технический институт», государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Саха государственная педагогическая академия», федерального государственного научного учреждения «Институт региональной экономики Севера», федерального государственного научного учреждения «Институт прикладной экологии Севера», федерального государственного научного учреждения «Научно-исследовательский институт математики при Якутском государственном университете имени М.К.Аммосова» и федерального государственного научного учреждения «Институт здоровья».

Читайте также:
Что за программа 20 процентов возвращаются

Программа направлена на решение стратегических геополитических задач государства, в первую очередь на инновационное развитие Северо-Востока России и Дальневосточного федерального округа в целом. Деятельность университета должна способствовать закреплению и привлечению населения страны в этот стратегически важный регион.

Развитие транспортной, социально-коммунальной и культурно-образовательной инфраструктуры, сохранение и приращение человеческого капитала, освоение природных богатств северо-восточных регионов страны, административно-социальное и промышленное освоение территорий Сибирского и Дальневосточного федеральных округов будут стратегически важными направлениями для усиления общих геоэкономических и геополитических позиций России.

Основные фундаментальные и прикладные научные направления, проводимые в вузовском секторе присоединяемых к университету образовательных учреждений, тесно связаны с проблематикой Севера, Арктики, ее уникальной природной средой, особенностями устойчивого развития социальной сферы, экономики и промышленности региона.

II. Стратегическая цель и направления развития университета в 2010 — 2019 годах

Стратегической целью университета в 2010 — 2019 годах является признание его к 2020 году на российском и международном уровнях современным научно-образовательным и культурным центром Северо-Востока России с развитой инновационной, образовательно-научной и социально-культурной инфраструктурой, осуществляющим качественную подготовку высококвалифицированных кадров, способных обеспечить разработку наукоемких технологий и модернизацию отраслей экономики и социальной сферы региона.

В целях достижения стратегической цели программой предусматриваются следующие направления деятельности университета, определяемые спецификой развития региона и соответствующие требованиям, установленным перечнем приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации и перечнем критических технологий Российской Федерации:

· достижение нового качества университета;

· обеспечение экологической безопасности и технологически эффективного воспроизводства минерально-сырьевой базы, рационального природопользования;

· использование наукоемких технологий и производств в условиях Севера;

· повышение качества жизни на Севере;

· сохранение и развитие культуры народов Арктики;

· аналитическая и кадровая поддержка инновационного социально-экономического развития Северо-Востока России.

Направления развития университета включают в себя 18 проектов (98 мероприятий).

Целевые показатели развития университета приведены в приложении № 1.

Мероприятия программы сгруппированы в соответствии с задачами обеспечения системного комплекса устойчивости и качества функционирования университета.

В рамках направления «Достижение нового качества университета» предусматривается осуществление следующих проектов:

· модернизация образовательного процесса;

· модернизация научно-исследовательского процесса и инновационной деятельности;

· развитие кадрового потенциала и формирование качественного контингента обучающихся;

· модернизация инфраструктуры университета;

· совершенствование организационной структуры университета и повышение эффективности управления.

В рамках направления «Обеспечение экологической безопасности и технологически эффективного воспроизводства минерально-сырьевой базы, рационального природопользования» предусматривается осуществление следующих проектов:

· разработка новых технологий поиска и оценки благородных металлов Северо-Востока России и обеспечение геолого-разведочной отрасли конкурентоспособными специалистами;

· создание научно-образовательного центра инновационных ресурсосберегающих геотехнологий освоения месторождений криолитозоны Северо-Востока России;

· развитие научно-образовательных, кадровых и технологических

· ресурсов для обеспечения экологической безопасности природопользования в экстремальных природно-климатических условиях Северо-Востока России при реализации стратегических проектов освоения региона.

Предусматривается создание комплекса, обеспечивающего магистерскую подготовку, проведение научных исследований и разработку инноваций, а также подготовку кадров высшей квалификации для следующих областей экономики:

· горнодобывающая и перерабатывающая промышленность;

· экология и природные ресурсы.

В рамках направления «Использование наукоемких технологий и производств в условиях Севера» предусматривается осуществление следующих проектов:

· кадровое обеспечение и научное сопровождение развития транспортного комплекса Северо-Востока России;

· энерго-, ресурсосбережение и безопасность в строительстве и жизнеобеспечении на Севере;

· высокопроизводительные информационные вычислительные технологии решения научно-технических задач инновационного развития Северо-Востока России;

· кадровое обеспечение и научное сопровождение развития химико-технологического комплекса по переработке углеводородного и биосырья на Северо-Востоке России.

Диверсификация экономики региона и внедрение результатов научных исследований в виде инноваций на его территории требуют расширения обрабатывающих производств, развития инфраструктурных отраслей экономики и инкубирования высокотехнологичных производственных проектов, которые могут стать основой наукоемкого сектора экономики Севера.

Данное направление включает научно-образовательную и инновационную деятельность в области транспорта, связи, энергетики и строительства.

Создание лидирующих позиций университета и внесение разработанных технологий в экономику региона предусматривается по следующим направлениям:

· добыча, транспортировка, переработка углеводородного и природного сырья — внедрение современных технологий переработки нефти, газа и биосырья для развития химико-технологического комплекса на Северо-Востоке России;

· обеспечение надежности и долговечности автотехники в условиях Севера;

· обеспечение устойчивости и безопасности зданий и сооружений на многолетне-мерзлых грунтах в условиях изменения климата и сейсмической активности;

· внедрение новых биотехнологий для использования уникального природного арктического биосырья в фармацевтике, пищевой промышленности и сельском хозяйстве;

· разработка и внедрение технологий создания морозостойких полимерных композитов антифрикционного и герметизирующего назначения;

· разработка и внедрение высокопроизводительных вычислительных технологий для решения актуальных задач инновационного развития Северо-Востока России.

Направление «Повышение качества жизни на Севере» представлено проектом »Разработка и внедрение здоровьесберегающих и медицинских технологий, обеспечивающих повышение качества жизни населения на Севере».

Особенности климатических и природных условий Севера определяют существенную специфику при организации социальных процессов и таких социально значимых областей жизнедеятельности общества, как здравоохранение, образование и сфера услуг.

Необходимо развивать систему подготовки кадров, научное, научно-методическое и инновационное направление деятельности для обеспечения высокого уровня жизни на Севере.

Деятельность университета в данном направлении включает в себя подготовку кадров в следующих областях:

· здравоохранение и формирование здорового образа жизни населения;

· социальные и здоровьесберегающие технологии обеспечения жизни на Севере.

Особое внимание будет уделено развитию следующих направлений научно-образовательной и инновационной деятельности:

· развитие арктической медицины — проведение фундаментальных и прикладных исследований в области арктической медицины с дальнейшим внедрением методов генетической диагностики, с применением клеточных и биотехнологий, изучением клинических особенностей заболеваний, генетической предрасположенности населения Северо-Востока России к различным заболеваниям и принципов их лечения. Будут разработаны и внедрены инновационные медицинские технологии по наиболее распространенным на Севере заболеваниям, получат дальнейшее развитие

· доступные и эффективные методы телемедицины и дистанционного образования с внедрением их в практическое здравоохранение;

· оказание адаптивно-рекреационной и реабилитационной помощи в условиях Севера;

· разработка и внедрение социально-экономических нормативов и стандартов качества жизни населения региона;

· информатизация социально значимых услуг и технологий Севера.

В рамках направления «Сохранение и развитие культуры народов Арктики» предусматривается осуществление следующих проектов:

· сохранение и развитие языков и культуры народов Северо-Востока России;

· формирование современной практики междисциплинарных гуманитарных исследований и создание культурно-образовательной среды для арктических циркумполярных территорий;

· создание и развитие научно-исследовательского института «Олонхо».

Данное направление является приоритетным в социально-культурном развитии региона и включает в себя научно-исследовательскую, образовательную и просветительскую деятельность в области истории и культуры, многоязычного поликультурного образования, социальной инженерии и культурной политики.

В рамках направления «Аналитическая и кадровая поддержка инновационного социально-экономического развития Северо-Востока России» предусматривается осуществление следующих проектов:

научно-аналитическое, экспертно-консалтинговое и кадровое обеспечение инновационного социально-экономического развития Северо-Востока России;

· создание Арктического инновационного центра и формирование завершенной инновационной цепочки.

· В результате реализации данного направления будет обеспечено функционирование систем:

· непрерывного образования, в том числе ускоренного обучения, переподготовки и повышения квалификации персонала предприятий и организаций, работников органов местного самоуправления с применением информационно-коммуникационных технологий;

· сбора данных аналитической и социологической информации, обеспечивающей мониторинг социально-экономических процессов;

· предоставления государственных услуг с использованием сети Интернет;

· информирования населения о жизнедеятельности региона;

· систематизации и приобщения учащихся, студентов и молодежи к ценностям культурного наследия.

Разработка и принятие стратегий и программ развития региона потребуют постоянного аналитического сопровождения соответствующих мероприятий.

Для этого на базе университета предполагается создать аналитический центр, основными направлениями деятельности которого будут являться:

· анализ и прогнозирование факторов и индикаторов социально-экономического развития региона, аналитическая поддержка принятия управленческих решений для органов государственной власти и муниципальных образований, социально-экономическая экспертиза проектов программ, законодательных актов и прогнозов бюджетов;

· экспертно-консалтинговое сопровождение реализации мегапроектов социально-экономического развития Северо-Востока России;

· информационно-консалтинговая поддержка развития отраслевых комплексов, территориально-производственных кластеров и региональной инфраструктуры с учетом существенного влияния региональных условий.

III. Ресурсное обеспечение программы

Финансовая оценка затрат на реализацию программы

в 2010 — 2019 годах не включает расходы на текущее функционирование университета и предполагает определение объемов финансирования (по этапам развития) в размере 9197 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета — 5000 млн. рублей, за счет средств внебюджетных источников — 4197 млн. рублей.

Объемы финансового обеспечения программы на 2010 — 2019 годы представлены в приложении № 2.

IV. Этапы реализации программы

Реализацию программы планируется осуществить путем выполнения взаимоувязанных по срокам, ресурсам и результатам мероприятий в 3 этапа:

I этап — 2010 — 2011 годы;

II этап — 2012 — 2014 годы;

III этап — 2015 — 2019 годы.

Этапы реализации программы приведены в приложении № 3.

Основная задача I этапа — проведение реорганизации, создание системы стратегического планирования и мониторинга процессов развития как основы динамичного развития университета.

Основная задача II этапа — становление университета как одного из лидеров российского образования: проведение исследований и инновационных разработок общероссийского и мирового уровней, вхождение в список первых 180 университетов рейтинга агентства РейтОР.

Основная задача III этапа — это выход на лидирующие позиции в российском и мировом научно-образовательном пространстве, вхождение в список первых 100 университетов рейтинга агентства РейтОР, вхождение в рейтинг Шанхайского университета.

V. Ожидаемые результаты реализации программы

Университет обеспечит формирование кадрового и научно-инновационного потенциала для комплексного социально-экономического развития Северо-Востока России и станет научно-инновационным центром, обеспечивающим высокий уровень образовательного процесса, исследовательских и технологических разработок в регионе.

Источник: www.s-vfu.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru