Авдеев, В. С. Анализ и управление рисками при разработке стратегии развития территории / В. С. Авдеев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 565-568. — URL: https://moluch.ru/archive/114/30125/ (дата обращения: 10.07.2023).
Анализ и управление рисками при разработке стратегии развития территории
В статье проводится анализ рискообразующих сфер на уровне территории. Обосновываются объективные и субъективные факторы, влияющие на интегральный показатель риска. Предложена основа классификации регионального риска.
Ключевые слова: управление рисками, структура рисков, стратегическое планирование.
Analyses of risk creating spheres on the regional level. Objective and subjective factors influencing the integral risk indicator are grounded. Regional risk classification base is offered.
Keywords: risk management, risk structure, strategic planning.
Становление рыночных отношений в России, неотъемлемой частью которых является конкурентная борьба за все виды ресурсов, от материальных до интеллектуальных, потребовало от местного сообщества осмысленного подхода к определению наиболее перспективных направлений развития территорий.
24 09 21 семинар Программа воспитания новые возможности и возможные риски
Результатом поиска такого рода направлений является, как правило, создание некоторого программного документа, обозначающего траектории развития субъекта на средне- и долгосрочную перспективу. Видимой тенденцией последнего времени при разработке подобных программ становится весьма четкое позиционирование места конкретного субъекта во внешней среде, причем именно в аспекте ее конкурентных преимуществ. В связи с этим стратегическое планирование и управление как реальные инструменты обеспечения развития сложных систем, к которым, несомненно, относится регион, с точки зрения увязки текущих задач с глобальными целями приобретают все большую актуальность.
В соответствии с поставленными стратегическими целями, будет логичным при выработке направления развития любой сложной системы попытаться определить угрозы и опасности, мешающие достижению запланированного результата, и конкретные риски, которые могут реализоваться на любой из траекторий развития.
В Концепции национальной безопасности России выделяются стратегические угрозы национальной безопасности России в следующих сферах жизнедеятельности государства: экономической, социальной, международной, оборонной, ресурсной, экологической. Данные угрозы создают опасность для жизненно важных сфер общества, и их реализация может существенно повлиять на устойчивое развитие страны в целом.
Необходимо заметить, что относительно трактовки понятия «опасность» в научной среде нет однозначного мнения. Так, в целом опасность определяется как потенциальный источник возникновения ущерба.
В более конкретном смысле под термином «опасность» понимается ситуация в окружающей среде (природной и социальной), в которой при тех или иных условиях (случайного или детерминированного характера) возможна реализация нежелательных событий различного характера [1]. Таким образом, опасность представляет собой ситуацию, в которой могут возникнуть явления или процессы, способные наносить материальный и нематериальный ущерб, поражать людей, разрушительно действовать на окружающую среду.
Программа воспитания: новые возможности и возможные риски
Мерой опасности является риск. Риск —это опасность, но опасность предполагаемая, известная. Отличие понятия «угроза» от понятия «риск» состоит в том, что угроза представляет собой предпосылку опасности, в то время как риск является конкретным, определенным выражением опасности. Исходя из этого для предотвращения негативных последствий, к которым может привести та или иная опасность, нужно изучить меру опасности, т. е. риск.
Нынешнее экономическое и политическое состояние России диктует необходимость использования новых подходов в государственном управлении, учитывающих реализацию рисков в различных сферах жизнедеятельности. Ряд исследователей приводят данные по выделению стратегических рисков и оценке их значимости для обеспечения национальной безопасности России в следующих сферах жизнедеятельности государства: политической, экономической, социальной, природно-техногенной, научно-технической [2].
Вместе с тем помимо стратегических рисков в масштабах страны существуют также стратегические риски, действующие в отношении входящих в состав России территориальных образований. Сходным в подобного рода рисках является то, что они напрямую касаются органов региональной и местной власти и самоуправления в части обеспечения функционирования жизненно важных сфер мерами безопасности и средствами устойчивого развития территорий. Среди стратегических рисков существуют общие для всех субъектов этого уровня. В то же время каждому субъекту Российской Федерации, области, городу, району, поселению присущ свой особый комплекс проблем, обусловливающий специфику обстановки и приоритеты угроз [3].
Такого рода риски можно считать системными, т. е. взаимосвязанными друг с другом, так как реализация одного из них влечет, как правило, реализацию других рисков. Поэтому при анализе конкурентоспособности субъекта необходимо использовать комплексный подход, представляющий собой изучение рисков в различных сферах с учетом их корреляции и возможной кумуляции.
Региональный срез оценки конкурентоспособности позволяет выделить следующие сферы жизнедеятельности региона, в отношении которых целесообразно проводить анализ присущих им рисков: социальная, экономическая, политическая, природно-климатическая, экологическая и организационно-управленческая. Величина и вес в интегральном показателе одного и того же риска для различных регионов будут различны. Следовательно, субъекты Федерации также можно классифицировать, объединяя в группы по значимости однотипных рисков. Кроме того, регионы России различаются по исходным условиям оценки, затрагивающим жизненно важные сферы.
В настоящее время известно несколько подходов к классификации регионов. Согласно теории регионов, макроэкономический подход включает четыре парадигмы: регион-квазигосударство, регион-квазикорпорация, регион-рынок, регион-социум. Данный подход основан на том, что практически все субъекты РФ могут рассматриваться в указанных выше аспектах.
Однако, по мнению ученых, использования отмеченных парадигм недостаточно для учета специфики регионов и определения базового уровня того или иного риска. Как следует из задач перестройки инструментов проектно-программного управления экономикой страны и регионов, традиционная ставка только на развитие производственных факторов, производства, занятости и доходов неэффективна, поскольку не ведет к росту региональной конкурентоспособности и устранению региональных диспропорций [4]. Министерство регионального развития и торговли РФ разработало свой подход к классификации регионов, согласно которому все регионы России делятся на регионы —локомотивы роста, опорные регионы и депрессивные регионы. В особую группу выделены специальные регионы —территории со сложной политической обстановкой, низким уровнем развития экономики, высокой безработицей [5]. Целесообразность применения такого подхода обусловлена постановкой различных задач стратегического развития перед разными регионами, так как некорректно ставить одинаковые задачи развития перед всеми субъектами Федерации, так же как и сравнивать между собой регионы, имеющие различные возможности социально-экономического развития.
Тип региона позволяет определить его исходное место в классификации рисков и негативных факторов, оказывающих влияние на развитие конкретной территории России.
Эффективность системы оценки риска и управления им во многом обусловлена классификацией (структурой) уровней и видов риска. Для определения базового уровня риска используются, как правило, те параметры, которые изначально выделены как рискообразующие факторы.
Анализ тенденций и траекторий развития региона позволяет выявить приобретенные факторы риска, которые вместе с рискообразующими определяют некоторый интегральный уровень риска, в свою очередь являющийся параметром для сравнения данной территории с другими регионами, имеющими сходные базовые условия. Таким образом, формирование единой классификации рисков позволяет произвести их полный иерархический учет при расчете как интегрального риска территории, так и риска отдельной сферы. Целью классификации является учет и идентификация рисков, оказывающих влияние на развитие территории. Дальнейшая детализация конкретного риска проявляется в определении факторов и негативных событий, воздействующих на реализацию того или иного риска (рис.1).
Рис. 1. Структура регионального риска
Построение структуры рисков для такого региона, как Удмуртия, требует определения базовой составляющей классификации, в основе которой лежит принадлежность региона к группе депрессивных регионов, характеризующихся высоким уровнем экономического потенциала, значительной долей промышленности, высокой квалификацией трудовых ресурсов, однако в силу низкой конкурентоспособности профилирующих отраслей эти регионы теперь отличаются глубоким спадом производства, высокой безработицей, низкими доходами населения. Так, например, из-за того, что рентабельность удмуртских нефтяных компаний является не очень высокой, им приходится контролировать свои расходы, в том числе и денежное довольствие сотрудников. В результате большая часть молодых специалистов нефтедобывающего сектора, получив необходимый опыт работы, переходит на работу в другие нефтяные компании России, где более высокая заработная плата [6].
Отнесение Удмуртской Республики к числу депрессивных регионов возможно ввиду ее соответствия ряду условий, сформулированных Министерством регионального развития и торговли РФ. Согласно предлагаемой Концепции социально-экономического развития регионов Российской Федерации, в качестве основных критериев выделения «проблемных» регионов могут быть: однородность структуры экономики депрессивной территории в каждом МО, входящем в состав данной территории(схожая отраслевая структура, уровень ее развития, состояние основных производственных фондов и т. п.); многократный (в 3 и более раза) спад производства в основной отрасли экономики данной территории, происшедший в течение последних 12 лет; значительное (более чем на 1/4) отставание от средних по РФ в течение последних 3 лет показателей безработицы (в процентах от занятости экономически активного населения) и соотношения денежных доходов и величины прожиточного минимума населения [7].
В связи с этим к базовому уровню риска будут относиться природно-экологические, социально-демографические и техногенно-производственные риски. Природно-экологические риски определяют ограничения освоения территории, социально-демографические дают представление о трудовом потенциале, а техногенно-производственные оценивают уровень производства, его оснащенность наукоемкими технологиями.
К числу приобретенных рисков будут относиться риски из таких сфер, как экономическая, политическая, организационно-управленческая. Заметим, что в ряде случаев определенные нами риски базового уровня могут являться и приобретенными. Однако, как правило, при разработке программ социально-экономического развития территории речь идет о среднесрочной перспективе.
За три-пять лет изменить в целом, например, уровень оснащения производства практически нельзя. В связи с этим данный параметр и будет рассматриваться в числе базовых. Такой подход может относиться и к факторам демографии, так как изменить за небольшие сроки демографическую ситуацию невозможно. Однако при определении стратегических целей на долгосрочную перспективу (десять и более лет) при планировании результатов развития можно учитывать вероятность изменения базовых параметров. Понятно, что тогда и базовый уровень риска будет также изменяться.
Подобное структурирование рисков дает возможность распределить их по однородным кластерам, что позволяет применять конкретные методы анализа, оценки рисков и управления ими.
1. Иванова С. С., Морозова Я. С. Управление рисками при разработке стратегии развития территории (:Фотинские чтения 2015) (http://elibrary.ru/item.asp?id=23890428)
2. Иванова С. С., Шакмакова Е. С. Методы снижения рисков при проведении конкурсных процедур в строительстве (http://elibrary.ru/item.asp?id=23902265)
3. Човушян Э. О., Сидоров М. А. Управление риском и устойчивое развитие. М., 2002; Петренко И. Н. Принципы построения классификации негативных факторов безопасности // Управление риском. 2005. № 3. С. 6–9.
4. Дубовских Ю. А., Мун Д. В. Управление рисками и комплексное страхование регионов // Управление риском. 2005. № 3. С. 2–6.
5. Светник Т. В. Стратегическое управление экономикой региона. Иркутск, 2007.
6. Мохначев С. А., Мохначева Е. С. Тенденции кластеризации в социально-экономическом развитии региона // Регионология.2009. № 3. С. 93–100.
7. Программа социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010–2014 годы. Ижевск, 2009.
Основные термины (генерируются автоматически): риск, регион, базовый уровень риска, национальная безопасность России, базовый уровень, высокая безработица, долгосрочная перспектива, региональное развитие, региональный риск, стратегическое планирование.
Источник: moluch.ru
6. Описание рисков реализации программы и способов их минимизации
Реализация программы связана с различными рисками, обусловленными как внутренними факторами и зависящими от ответственного исполнителя, соисполнителей и участников программы (организационные риски), так и относящимися к внешним факторам (риски изменения законодательства, экономические риски и риски финансового обеспечения). Комплексная оценка рисков, возникающих при реализации мероприятий программы, приведена в таблице:
Изменения федерального и регионального законодательства в сфере реализации муниципальной программы
Невозможность реализации ряда основных мероприятий и мероприятий муниципальной программы, не достижение заявленных результатов.
Осуществление мониторинга изменения федерального и регионального законодательства с оценкой возможных последствий. Актуализация нормативно-правовых актов администрации городского округа «Город Чита» в сфере реализации муниципальной программы.
Ухудшение общей экономической ситуации в Российской Федерации, которая оказывает влияние на развитие экономики в городском округе «Город Чита».
Ухудшение показателей деятельности негосударственного сектора, вследствие чего не достижение запланированных результатов реализации муниципальной программы.
Осуществление мониторинга экономической ситуации в городском округе «Город Чита» для последующей оценки возможных последствий при реализации муниципальной программы. Своевременная актуализация программы.
Риск недостаточной обеспеченности финансовыми ресурсами мероприятий муниципальной программы
Невозможность реализации ряда основных мероприятий и мероприятий муниципальной программы, не достижение заявленных результатов.
Мониторинг и оценка эффективности программных мероприятий с целью возможного перераспределения средств внутри муниципальной программы.
Несвоевременное принятие управленческих решений в сфере реализации муниципальной программы
Нарушения сроков выполнения мероприятий муниципальной программы, не достижение запланированных результатов деятельности.
Оперативное реагирование на выявленные недостатки. Назначение ответственных исполнителей, организация текущего контроля и мониторинга хода выполнения мероприятий муниципальной программы
Дополнительной мерой по снижению рисков является контроль при реализации каждого конкретного мероприятия. Меры по минимизации остальных возможных рисков, связанных со спецификой цели и задач программы, будут приниматься в ходе оперативного управления реализацией программы.
- Законодательство
- Федеральные нормативно-правовые акты
- Краевые нормативно-правовые акты
- Муниципальные нормативно-правовые акты
- Публичные консультации в отношении проектов муниципальных НПА и действующих муниципальных НПА
- Нормативно-правовые акты в области санитарно-эпидемиологического благополучия
- Паспорт программы
- 1. Характеристика текущего состояния сферы реализации программы
- 2. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации программы
- 3. Перечень основных мероприятий программы
- 4. Перечень показателей конечных результатов программы
- 5. Финансовое обеспечение программы
- 6. Описание рисков реализации программы и способов их минимизации
- Подпрограмма «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику городского округа «Город Чита»
- Подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства на территории городского округа «Город Чита»
- Приложения № 1 и № 2
- Деньги
- Муниципальная финансовая поддержка
- Краевая финансовая поддержка
- Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработного гражданина
- Кредитование малого и среднего предпринимательства
- Извещения о конкурсах (аукционах) на право аренды (приобретения) муниципального имущества
- Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества
- Информация о проведении обучающих семинаров для субъектов малого и среднего предпринимательства
- Корпорация развития Забайкальского края
- Фонд развития промышленности Забайкальского края (микрокредитная компания)
- Региональный центр инжиниринга
- Союз «Забайкальская Торгово-промышленная палата»
- Центр «Мой бизнес»
- Ассоциации и Союзы Читы
- Услуги для бизнеса, предоставляемые в КГАУ «МФЦ Забайкальского края»
- О Совете
- Состав Совета
- Работа совета
- 2018 год
- 2017 год
- 2016 год
- 2015 год
- 2014 год
- 2013 год
- 2012 год
- 2011 год
- 2010 год
- 2009 год
- 2008 год
- 2019 год
- 2020 год
- 2021 год
- 2022 год
- 2023 год
- Календарный план выставок-ярмарок
- Ярмарки выходного дня
- Инвестиционный уполномоченный
- Нормативные правовые акты
- Льготы для инвесторов, реализующих инвестиционные проекты
- Льготы для инвесторов, реализующих инвестиционные проекты
- Льготы для инвесторов, реализующих инвестиционные проекты — на китайском языке (中文)
- 2014 год
- 2015 год
- 2016 год
- 2017 год
- 2018 год
- 2019 год
- 2023 год
- Нормативные документы
- Характеристика земельного участка
- Новое в законодательстве
- Разъяснения законодательства
- Решения межведомственной комиссии по охране труда
- План работы МВК по охране труда
- Решения краевой межведомственной комиссии по охране труда
- Перечень органов и организаций для направления извещения о групповом несчастном случае (тяжелом несчастном случае, несчастном случае со смертельным исходом) *
- Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях
- Формы документов необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве
- Постановление администрации городского округа №230 от 27.09.12 г. «Об утверждении Порядка участия представителя администрации городского округа «Город Чита» в расследовании несчастных случаев на производстве»
- Форма сообщения о страховом случае, утвержденная приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 24.08.2000 № 157 «О создании в Фонде социального страхования Российской Федерации единой системы учета страховых случаев, их анализа и определе
- Практический обзор несчастных случаев на производстве, произошедших в организациях городского округа «Город Чита» в I полугодии 2018 года
- Сведения о состоянии производственного травматизма в организациях городского округа «Город Чита» за 2017 год
- Практический обзор несчастных случаев на производстве, произошедших в организациях городского округа «Город Чита» в II полугодии 2018 года
- Сведения о состоянии производственного травматизма в организациях городского округа «Город Чита» за 2018 год
- Практический обзор несчастных случаев на произв-ве, произошедших в организациях городского округа «Город Чита», расследованных во II полугодии 2019 года
- Сведения о состоянии производств-ого травматизма в организациях городского округа «Город Чита» за 2019 год
- Практический обзор несчастных случаев на производстве, произошедших в организациях городского округа «Город Чита» в I полугодии 2020 года
- Сведения о состоянии производственного травматизма в организациях городского округа «Город Чита» за 2019 год
- Практический обзор несчастных случаев на производстве, произошедших в организациях городского округа «Город Чита» во II полугодии 2020 года
- Сведения о состоянии производственного травматизма в организациях городского округа «Город Чита» за 2020 год
- Реестр аккредитованных организаций
- Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда
- В помощь руководителю
- Методические рекомендации по охране труда для руководителей малых предприятий
- Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 20 декабря 2012 г. N 03-03-06/1/707
- Выполнение работ на высоте – на особый контроль!
- Уважаемые работодатели!
- Вниманию руководителей и специалистов по охране труда!
- Методические рекомендации “О финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев
- РЕЗОЛЮЦИЯ ОТРАСЛЕВОГО СОВЕЩАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
- Приказом Минтруда России от 19.02.2016 № 74н внесены изменения в Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденные приказом Минтруда России от 24 июля 2013г. № 328н
- Составлен перечень базовых требований трудового законодательства
- Разработано типовое положение о системе управления охраной труда (СУОТ)
- Методические рекомендации по организации охраны труда в строительстве (2017)
- Вниманию граждан города Читы!
- Методические рекомендации и Методика апробации системы добровольного внутреннего контроля (самоконтроля)
- Ограничения на труд женщин пересмотрены
- О проведении инструктажей по охране труда в отношении лиц, участвующих в производственной деятельности по гражданско-правовому договору.
- Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19)
- Рекомендации по организации работы вахтовым методом в условиях сохранения рисков распространения COVID-19
- ВНИМАНИЕ! В 2020 году за счет ФСС можно возместить затраты на мероприятия по борьбе с коронавирусом.
- Уважаемые работодатели! Вебинар
- Приглашение для участия во Всероссийской олимпиаде для специалистов по охране труда — 2019
- Всероссийская неделя охраны труда 2020 года
- Конкурс на лучшую организацию работы по охране труда за 2019 год
- Итоги I этапа регионального конкурса на лучшую организацию по охране труда за 2019 год
- КОНКУРС НА ЛУЧШУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ РАБОТЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ЗА 2020 ГОД
- Извещение о конкурсе
- Ежегодный мониторинг состояния и условий охраны труда за 2018 год
- Извещения о проведении конкурсов
- 2013 год
- 2014 год
- 2015 год
- 2016 год
- 2017 год
- 2018 год
- 2019 год
- 2020 год
- 2021 год
- 2022 год
- Организация бизнеса
- Начинаем бизнес
- В помощь налогоплательщику
- Бизнес-инструкции
- Регистрация бизнеса online
- Бизнес — навигатор
- Права юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки
- Меры поддержки в условиях санкций
- Меры государственной поддержки в АПК
- Аналитическая информация по основным показателям деятельности предприятий Читы
- Основные показатели деятельности предприятий
Источник: www.mbchita.ru
Возможные риски реализации Программы развития школы
В процессе реализации Программы могут возникнуть риски, связанные:
· с неверно выбранными приоритетами развития;
· с дисбалансом в реализации различных целей и задач;
· с переоценкой перспектив и ошибочностью прогнозов.
Результаты поэтапной реализации обсуждаются на педагогических советах, отражаются в публичном докладе школы, самообследовании школы.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Рекомендуем для прочтения:
Крымская война 1853-56 гг. ее причины, этапы, итоги ПРИЧИНЫ Причины войны заключались в противоречиях между европейскими державами на Ближнем Востоке.
Правоохранительная деятельность таможенных органов Правоохранительная деятельность является одной из функций таможенных органов.
Понятие и виды интеллектуальных прав Интеллектуальные права — субъективные права, признаваемые законом на результаты интеллектуальной деятельности и средства.
Классификация питательных сред При приготовлении питательных сред необходимо учитывать потребность культивируемых микроорганизмов в различных элементах питания.
Порядок эксплуатации центробежного насоса Всасывающий трубопровод. Особое внимание следует обратить на герметичность всасывающего трубо- провода.
Источник: studopedia.ru