Программа развития воспитательной компоненты что это
Человек обучается всю сознательную жизнь. Предметом профессионального обучения является формирование знаний, умений, навыков. Воспитательный компонент при реализации профессионального обучения в нормативных документах отсутствовал.
Статья посвящена проблеме организации процесса воспитания при освоении программ профессионального обучения и необходимости включения задач воспитания в составляющие части программ профессионального обучения. В ней раскрываются возможности реализации воспитательного компонента через урочную и внеурочную деятельность.
Предложены формы, методы деятельности педагога, подходы к отбору материала для урока с целью реализации воспитательного компонента. Возможность воспитания обучающихся посредством внеурочной деятельности авторы статьи видят в организации их деятельности через создание на сайте учебного центра страниц (витрин) с соответствующим контентом. Контент внеурочной деятельности подбирается в соответствии с возрастными особенностями, профессиональным интересом, потребностями контингента группы, а также актуальности проблем, стоящих в данный период в обществе. В статье предложен макет примерной рабочей программы воспитания (далее – РПВ) и календарного плана воспитательной работы (далее – КПВР) и его содержательная составляющая. Авторами разработаны и сформулированы личностные результаты программы воспитания при реализации профессионального обучения, которые базируются на приоритетных традиционных ценностях.
Программа развития воспитательной системы школы: структура, содержание,
профессиональное обучение
воспитательный компонент
программа воспитания
личностные результаты
воспитывающее обучение
1. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007310075 (дата обращения: 18.05.2022).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/273_FZ-ob-obrazovanii/ (дата обращения: 18.05.2022).
3. Демченко С.О. Профессионально-педагогическая компетентность преподавателя специальных дисциплин как признак (черта характера) личности // Вестник Черкасского университета. Черкассы. 1998. № 8. С. 3–9.
4. Степанов П.В., Селиванова Н.Л., Круглов В.В., Степанова И.В., Парфенова И.С., Шустова И.Ю., Черкашин Е.О., Мирошкина М.Р., Тихонова Т.Н., Добровольская Е.Ф., Попова И.Н. Воспитание в современной школе: от программы к действиям: методическое пособие / Под ред. П.В. Степанова. М.: ФГБНУ «ИСРО РАО», 2020. 119 с.
5. Ильин Е.Н. Искусство общения. М.: Народная Асвета, 1987. 110 с.
6. Вагнер И.В. Реализация субъектного подхода к оценке результатов реализации программы воспитания в общеобразовательной организации // Международный научно-исследовательский журнал. 2018. № 12 (66). Ч. 1. С. 103–106.
Особенности рабочей программы воспитания в школе
Согласно статье 12 обозначенного выше закона к основным образовательным программам относятся и программы профессионального обучения: программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих (ст. 2, п. 9; ст. 12, п. 3. ФЗ-273) [2]. Следовательно, воспитательный компонент также должен стать неотъемлемой частью образовательного процесса в профессиональном обучении.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» «…рабочие программы воспитания и календарные планы воспитательной работы являются обязательными структурными компонентами основной образовательной программы образовательной организации. Воспитание должно стать составной частью всех образовательных программ» [1].
В связи с этим сегодня обусловлена необходимость обновления системы образования: разрабатываются новые профессиональные стандарты, утверждаются новые ФГОС. На основе обновлённых профстандартов разрабатываются новые программы профессионального обучения, в которые должны войти РПВ и КПВР. Образовательные программы профессионального обучения разрабатываются в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов, утвержденными министром образования и науки Российской Федерации от 22.01.2015 № ДЛ-1/05вн. Макеты и содержательная составляющая РПВ и КПВР для программ профессионального обучения отсутствуют.
Цель исследования – разработка воспитательного компонента программы профессионального обучения как необходимого условия для подготовки разносторонне развитого конкурентоспособного профессионала.
Задачи исследования:
− разработка содержательной составляющей рабочей программы воспитания (РПВ) и календарного плана воспитательной работы (КПВР) для программ профессионального обучения;
− разработка достижений личностных результатов программы воспитания профессионального обучения.
Материалы и методы исследования
Анализ научной и научно-методической литературы по проблеме формирования воспитательного компонента образовательного процесса в профессиональном обучении; анализ основной образовательной программы, учебного плана, рабочих программ дисциплин направления подготовки «Штукатур» КГБПОУ «Алтайский архитектурно-строительный колледж», а также общепринятые методы исследований – сравнительный, аналитический и др.
Результаты исследования и их обсуждение
Чаще всего профессиональное обучение реализуется в организациях, которые осуществляют образовательную деятельность в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в форме самообразования. Профессиональное обучение нацелено на получение разновозрастными лицами, отличающимися уровнем образования и культуры, менталитетом, социальным статусом, профессиональных компетенций для работы с определённым оборудованием, технологиями, программными и иными профессиональными средствами.
Объём времени, выделенный на освоение содержания профессионального образования, ограничен. Экономическая действительность текущего периода диктует ускоренное освоение профессиональных видов деятельности, технологий; отсюда в приоритете находятся краткосрочные программы. Поэтому калька модели РПВ и КПВР со школьных и средних профессиональных образовательных организаций неприемлема. Однако в профессиональном обучении реализация воспитательного компонента также возможна как через урочную работу, так и через организацию внеурочной деятельности.
В действительности обучение всегда несет воспитательный компонент. Воспитательный компонент естественным образом интегрируется, согласно структуре профессиональной компетентности по С.О. Демченко, в культурно-профессиональную компетентность специалиста, реализующего образовательную программу [3].
Работа по воспитанию преподавателем проводится главным образом в течение урочного занятия. Урок обладает уникальными ресурсами и потенциалом оказывать влияние на формирование качеств личности обучающихся. «Функции образования и воспитания становятся намного шире и важнее, чем только обучение, подготовка человека к какому-либо виду трудовой деятельности. Происходит утверждение личностно ориентированного подхода, при котором образование выступает как достояние, как некая «интеллектуальная копилка» личности. А также становится важным, чтобы в процессе обучения выпускник не только овладел бы определённым профессиональным видом деятельности, но и продолжил саморазвитие и реализацию личностного потенциала, приобщился к культурным ценностям» [4].
При разработке макетов РПВ И КПВР профессионального обучения за основу взяты «Методические рекомендации для профессиональных образовательных организаций по разработке рабочей программы по воспитанию и рабочего календарного плана воспитательной работы», предложенные институтом изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования. Проект РПВ имеет следующую структуру: паспорт примерной рабочей программы, личностные результаты реализации программы воспитания, планируемые личностные результаты в ходе реализации программы обучения, оценка освоения обучающимися программы обучения, требования к ресурсному обеспечению воспитательной работы, календарный план воспитательной работы.
Особенность современного образования – это ориентация не только на освоение содержания, но и на конечный результат. На достижение целей образовательных программ напрямую влияют сформулированные в них личностные результаты. Теперь акцент образовательного процесса переносится не только на освоение знаний, умений и навыков, но и на достижение личностных результатов. Поэтому на этапе разработки программы необходимо продумывать, какими формами и средствами будут достигнуты результаты обучения и воспитания, устанавливать целевые ориентиры (показатели) личностных результатов обучающихся.
В табл. 1 представлены личностные результаты реализации программы воспитания. При их формулировании мы ориентировались на приоритетные базовые ценности, раскрывающие понятие «воспитание» в Федеральном законе от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»» [1].
В табл. 2 приведены несколько примеров форм и содержания деятельности в рамках дисциплин программ профессионального обучения (подготовки, переподготовки, повышения квалификации) «Штукатур» для реализации личностных результатов.
Данную форму таблицы мы предлагаем взять за основу при разработке календарного плана воспитательной работы.
Структура воспитательного компонента в профессиональном обучении выглядит так: диагностика личностного развития обучающегося – постановка целей и задач воспитания – определение содержания воспитания – выбор форм, методов и средств воспитания – анализ результатов воспитания. Реализация воспитательного компонента в рамках дисциплины осуществляется путем тщательного отбора его содержания (важности, актуальности, подбора интересных, захватывающих фактов и т.д.), совершенствования структуры урока, краткости и яркости изложения, организации общения, использования активных и интерактивных форм проведения занятий. Создаваемая педагогом ситуация, содержащая воспитательный компонент, пройдет «выстрелом» через учебный процесс с максимальной результативностью в развитии личности обучающегося. Воспитательный компонент должен включать применение технологий обучения, содержания материала по учебной дисциплине, форм и методов организации познавательной деятельности для осуществления становления патриотических, гражданских, нравственных, трудовых и других качеств личности; сориентирован на формирование правильного отношения к общечеловеческим ценностям, востребованным в обществе.
Личностные результаты реализации программы воспитания профессионального обучения
Личностные результаты реализации программы воспитания
Код личностных результатов реализации программы воспитания
Стремящийся к саморазвитию духовно-нравственных ценностей, проявляющий патриотическое и национальное самосознание, основанное на традициях многонациональной культуры, демонстрирующий уважение к людям труда, активную гражданскую позицию, в том числе на условиях добровольчества, соблюдающий нормы правопорядка через высокопроизводительный труд и осознание его ценности
Соблюдающий правила здорового и безопасного образа жизни, сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях, заботящийся о защите окружающей среды
Способный искать и находить необходимую информацию, используя разнообразные технологии ее поиска для решения возникающих в процессе производственной деятельности. Стремящийся к формированию личностного и профессионального конструктивного «цифрового следа», демонстрируя в том числе антикоррупционное поведение, экономическую и финансовую культуру, соблюдая собственную и чужую «цифровую» безопасность
Планируемые личностные результаты в ходе реализации программы обучения
Источник: top-technologies.ru
Доклад «Развитие воспитательной компоненты в условиях реализации ФГОС»
В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее – ФГОС) в основную образовательную программу школы в обязательном порядке должна быть включена программа воспитания и социализации обучающихся, построенная на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, образование.
Указанная программа должна быть направлена на:
— освоение обучающимися норм и правил общественного поведения;
— обеспечение усвоения обучающимися нравственных ценностей;
— приобретение начального опыта нравственной, общественно значимой деятельности;
— формирование у обучающихся личностных качеств, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учётом правовых норм, установленных российским законодательством;
— приобретение знаний о нормах и правилах поведения в обществе;
— формирование позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации;
— формирование способности противостоять негативным воздействиям социальной среды.
— выбор варианта поведения.
Министерством образования и науки Российской Федерации разработана Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе (далее — Воспитательная компонента), являющейся составной и неотъемлемой частью программы воспитания и социализации обучающихся и предусматривающей расширение и конкретизацию ее содержания.
На основе данной программы коллективом нашей школы бала разработана программа развития воспитательной работы в условиях ФГОС.
Целью Программы является укрепление и развитие воспитательного потенциала в социокультурном пространстве Российской Федерации на основе взаимодействия систем общего и дополнительного образования.
- формирование единого воспитательного пространства в школе, путем использование воспитательного потенциала содержания изучаемых учебных дисциплин — как основных, так и дополнительных образовательных программ — в целях личностного развития школьников, формирования положительной мотивации к самообразованию, а также ориентации на творческо-практическую внеурочную деятельность;
- обеспечение условий для позитивной социализации подрастающего поколения его духовно-нравственного становления, способного реализовать свой личностный потенциал в интересах общественного и личностного прогресса.
- обеспечение комплексной профилактики негативных явлений в детской среде: безнадзорности, наркомании, алкоголизма, преступности, проституции и т.п.; разработка и научно-методическое обеспечение эффективных механизмов профилактики девиантного поведения и позитивного влияния на детей групп риска;
- реальное обеспечение прав детей в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка;
- формирование в школе позитивного информационного пространства детей; повышение ответственности за транслируемые детям ценности, идеалы, образцы норм поведения и образа жизни; расширение возможностей информационного обмена в детской среде, информационного обеспечения процесса воспитания, внедрение новых коммуникационных технологий в воспитательный процесс;
- обеспечение условий для стимулирования педагогов инновационной и инициативной деятельности в области воспитания;
- реализация комплекса мер, обеспечивающих повышение профессионального уровня воспитательной деятельности педагогов школы, укрепление ее кадрового потенциала, социального статуса.
- Подготовка проектов нормативно-правовых актов и разработка механизмов межведомственного взаимодействия для реализации Программы.
- Анализ воспитательной деятельности школы, выявление проблем.
- Определение приоритетных направлений развития воспитательной работы.
- Разработка модели воспитательной системы, программ воспитательной деятельности, определение концептуальных положений.
- Проведение семинаров, конкурсов, олимпиад и иных массовых мероприятий, организация работы пришкольного оздоровительного лагеря в рамках реализации Программы.
- Внедрение и комплексное использование в воспитательном процессе современных технологий.
- Реализация модельных представлений о воспитательной системе.
- Реализация воспитательных и комплексно-целевых программ и проектов.
- Совершенствование воспитательного пространства и содержания воспитания.
- Сбор данных мониторинга воспитательного процесса.
- Оформление модели выпускника на компетентностной основе.
- Повышение квалификации и переподготовка кадров.
- Информационно-аналитическая деятельность.
- Мониторинг эффективности Программы.
- Корректировка тактических задач по каждому из приоритетных направлений.
- Конкретизация целей воспитательной системы в соответствии с требованиями общества, усиление духовно-нравственной и гражданско-патриотической составляющих целеполагания.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ КОМПОНЕНТЫ МОУ СОШ №9 ст. АЛЕКСАНДРОВСКОЙ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ:
— Гражданско-патриотическое; — Нравственное и духовное воспитание; — Воспитание положительного отношения к труду и творчеству; — Интеллектуальное воспитание: — Здоровьесберегающее воспитание; — Социокультурное и медиакультурное воспитание; — Культуротворческое и эстетическое воспитание; — Правовое воспитание и культура безопасности; — Воспитание семейных ценностей; — Формирование коммуникативной культуры; — Экологическое воспитание.
Также в рамках реализации программы развития предусмотрен ряд мероприятий: В сфере гражданско-патриотического воспитания: — организация межпоколенческого взаимодействия; — организация краеведческой деятельности; — организация профориентационной работы; — организация туристско-экскурсионной деятельности; — организация работы школьных музеев; — организация экологического всеобуча. В сфере нравственного и духовного воспитания: — организация нравственного просвещения; — организация приобщения к культурам народов Российской Федерации; — организация формирования культуры толерантности; — организация формирования активной жизненной позиции обучающихся.
В сфере воспитания положительного отношения к труду и творчеству: — организация знакомства со спецификой различных профессий; — организация повышения мотивации к обучению; — организация дополнительного образования детей в контексте внеурочной деятельности. В сфере интеллектуального воспитания: — организация развития техносферы в образовательных учреждениях; — организация повышения мотивации к научным исследованиям; — организация выявления, поддержки и развития творческих способностей обучающихся.
В сфере здоровьесберегающего воспитания: — организация профилактики вредных привычек и различных форм асоциального поведения; — развитие здорового образа жизни и социального здоровья обучающихся; — развитие условий для занятий физической культурой и спортом. В сфере социокультурного и медиакультурного воспитания: организация предупреждения социальной агрессии и противоправной деятельности; — организация интернационального воспитания; — организация профилактики экстремизма, радикализма, нигилизма, ксенофобии и др.
В сфере культуротворческого и эстетического воспитания: — организация деятельности творческих объединений, проведение творческих конкурсов; — развитие эстетического воспитания; — создание условий для посещения музеев, выставок и др. В сфере правового воспитания и культуры безопасности: — организация повышения правовой грамотности обучающихся; — создание условий деятельности органов ученического самоуправления; — обеспечение физической, информационной и психологической безопасности обучающихся. В сфере формирования коммуникативной культуры: — организация повышения уровня межкультурной коммуникации; — создание условий для безопасной коммуникации; — организация риторической компетентности обучающихся; — создание условий для развития школьных средств массовой информации. В сфере экологического воспитания: — организация повышения уровня экологической культуры обучающихся; — создание условий для развития школьных живых уголков, биологических и экологических лабораторий; — созданий условий формирования благоприятной и безопасной среды обитания.
Гражданско-патриотическое воспитание
Цель: создание условий для формирования ответственного отношения к своей семье, обществу, людям, гражданско-патриотической компетентности, приобретение опыта участия в общественной жизни, гражданских инициативах, социально значимых проектах.
Нравственное и духовное воспитание
Цель: создание условий для развития внимательного и чуткого отношения к людям, культуры поведения, чувства долга и чести, уважения человеческого достоинства, приобщения к общечеловеческим ценностям.
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству
Цель: создание условий для воспитания добросовестного, ответственного, дисциплинированного человека – труженика, формирование позитивного отношения к труду, воспитание трудолюбия, развитие трудовых навыков
Интеллектуальное воспитание
Цель: создание условий дляразвития умственного потенциала школьников, формирования современного мышления и коммуникаций, самостоятельности, способности применения полученных знаний в различных сферах деятельности (проектной, исследовательской и т.д.).
Здоровьесберегающее воспитание
Цель: создание условий для формирования у учащихся понимания ценности здоровья, освоение норм и образцов здорового образа жизни, обеспечение правильного физического развития, включенность детей и подростков в занятия современными видами спорта. Социокультурное и медиакультурное воспитание
Цель: создание условий для развития социального партнерства и толерантного отношения друг к другу, приобретение опыта участия в социально значимых проектах.
Культуротворческое и эстетическое воспитание
Цель: создание условий для формирования способности к эмоциональному восприятию прекрасного, формирования аккуратности, эстетического вкуса, раскрытия потенциала каждого ребенка во внеурочное время с предоставлением возможности реализовать себя посредством какой-либо деятельности, организация культурного досуга учащихся.
Правовое воспитание и культура безопасности Цель: создание условий для формирования глубокого понимания конституционного права, политических и правовых событий в обществе и государстве, ознакомление с законами государства, с культурой безопасности. Воспитание семейных ценностей
Цель: создание условий для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся; формирования у детей и родителей позитивных семейных ценностей; преодоление негативных тенденций в воспитании учащихся в отдельных семьях. Формирование коммуникативной культуры
Цель: Создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за её пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах. Экологическое воспитание
Цель: создание условий для воспитания бережного и уважительного отношения к природе, развития творческих способностей, интереса к окружающему миру, расширения кругозора учащихся.
- ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ КОМПОНЕНТЫ
- Разработка перечня мер и мероприятий по формированию воспитательной компоненты в общеобразовательном учреждении.
- Обеспечение необходимых условий для реализации Программы.
- Разработка нормативной базы, обеспечивающей развитие воспитательной компоненты в общеобразовательном учреждении.
- Совершенствование организационно-управленческих форм и механизмов развития воспитательной компоненты в общеобразовательном учреждении.
- Разработка комплекса мер по совершенствованию дополнительного образования и ученического самоуправления.
- Организация межведомственного взаимодействия систем общего и дополнительного образования.
- Профилактика асоциального поведения детей, правонарушений и других негативных явлений за счет максимальной занятости детей в дополнительном образовании, внеурочной деятельности.
- Развитие системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических и управленческих работников общеобразовательного учреждения для реализации мероприятий Программы.
- Обеспечение информационной поддержки Программы.
- Укрепление материально-технического базы общеобразовательного учреждения для реализации Программы.
- Проведение мониторинга эффективности реализации комплекса мер по развитию воспитательной компоненты в общеобразовательном учреждении.
- Показатели и индикаторы реализации Программы
Источник: videouroki.net
Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях Методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации. — презентация
Презентация на тему: » Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях Методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации.» — Транскрипт:
1 Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях Методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации
2 Актуальность программы Воспитание в общеобразовательной организации — создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач.
3 Актуальность программы Воспитательная деятельность Воспитательная деятельность — компонент педагогического процесса в каждом общеобразовательном учреждении, охватывающий все составляющие образовательной системы школы, что направлено на реализацию государственного, общественного и индивидуально-личностного заказа на качественное и доступное образование в современных условиях. Воспитательный компонент Воспитательный компонент — самостоятельное направление, которое основывается на ряде принципов и отвечает за формирование «воспитательной системы», «воспитывающей среды», «воспитательного потенциала обучения», «воспитательной деятельности», и т.д Позитивная модель поведения — Позитивная модель поведения — способна обеспечить условия для нормальной адаптации и адекватного развития личности в обществе, в государстве, в мире.
4 Актуальность программы низкий уровень этического, гражданско-патриотического, культурно-эстетического развития межэтнической и межконфессиональной напряженности, дискриминационного поведения детей и подростков, агрессивности, другим негативным тенденциям, проявляющимся в подростковой и молодежной среде.
5 Цель Программы Укрепление и развитие воспитательного потенциала в социокультурном пространстве Российской Федерации на основе взаимодействия систем общего и дополнительного образования
6 Задачи Программы 1. Разработка перечня мер и мероприятий по формированию воспитательной компоненты. 2. Обеспечение необходимых условий для реализации Программы. 3. Разработка нормативной базы на уровне субъектов Российской Федерации, с учетом региональной специфики в соответствии с государственной политикой в области образования.
4. Совершенствование организационно-управленческих форм и механизмов развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях. 5. Организация межведомственного взаимодействия систем общего и дополнительного образования с привлечением органов государственной власти.
6. Разработка комплекса мер по развитию новых общественных организаций, деятельность которых связана с интересами детей и молодёжи. 7. Развитие системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических и управленческих работников системы общего и дополнительного образования. 8. Обеспечение информационной поддержки Программы.
9. Укрепление материально-технического базы общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей. 10. Проведение мониторинга эффективности реализации комплекса мер по развитию воспитательной компоненты.
7 Целевые группы Программы дети молодежь, работники образования и социальной сферы, представители общественных объединений, государственные и муниципальные служащие, родители и члены семьи.
8 Основные принципы на основе качественно нового представления о роли и значении воспитания с учетом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного опыта; -включает формирование разнообразных воспитательных систем, стимулирование разнообразия воспитательных стратегий и технологий, повышение эффективности взаимодействия учебной и внеучебной деятельности, установление и поддержание баланса государственного, семейного и общественного воспитания; учитывает принцип гуманистической направленности, устанавливает равноправное партнерство между всеми участниками образовательной деятельности; соблюдает принцип личностной самоценности; учитывает принцип культуросообразности; основывается на принципе личностно-значимой деятельности; учитывает принцип коллективного воспитания; соблюдает принцип концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетентности личности; учитывает необходимость создания дополнительных условий для социализации детей с ВОЗ и мигрантами; опирается на природосообразность и природоспособность; опирается на принцип целостности; основывается на принципе вариативности воспитательных систем; сохраняет преемственность в воспитании; осуществляется на основе государственно-общественного управления воспитанием; соблюдает принцип демократизма; опирается на принцип толерантности, признания наличия плюрализма мнений; учитывает духовную составляющую жизни ребенка; предполагает применение воспитывающего обучения как использование воспитательного потенциала содержания изучаемых учебных дисциплин; основывается на принципе ориентации на социальные установки;
9 Современное состояние воспитания Позитивные тенденции реализуются инновационные проекты культурно-исторической направленности и духовно-нравственного содержания, основанные на ценностях традиционных религий; получает дальнейшее развитие система защиты прав детей; совершенствуются социально-педагогическая и психологическая служба общеобразовательных учреждений; наблюдается повышение социального статуса педагога; осознается необходимость сохранения преемственности ценностей и целей воспитания в определении фундаментального ядра содержания образования. Социальные проблемы потребность в высоком качестве человеческого ресурса социально-экономического развития и отсутствие действенных механизмов решения этой задачи; становление гражданского общества и несформированность гражданской позиции взрослых; необходимость интеграции субъектов образования, консолидации действий представителей экономической, политической и культурной сфер региона и отсутствие необходимых условий для их взаимодействия в решении практических проблем; потребность в преодолении разрыва между процессом обучения и воспитания в обеспечении целостности педагогического процесса и отсутствие соответствующих четких положений в стандартах образования, определяющих качество образования через качество не только обучения, но и воспитания; потребность в педагоге как активном носителе провозглашаемой системы ценностей, актуальной для укрепления современного российского государства, и несовершенство подготовки таких специалистов на этапе вузовского и послевузовского образования.
10 Основные направления реализации Программы Нормативно-правовое — разработка нормативной базы на региональном уровне с учетом региональной специфики и этнокультурного многообразия России в соответствии с государственной политикой в области образования. Организационно- управленческое — организация межведомственного сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей, в том числе физкультурно-спортивных, культурно — досуговых и других ; Создание региональных (координационных (опорных) центров по организации, проведению и мониторингу воспитательной деятельности.
Кадровое — разработка программ подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров на основе потребностей рынка труда. Обобщение лучшего педагогического опыта, развитие банка лучших инновационных практик; внедрение позитивного опыта реализации Программы. Информационное — организация информационной поддержки мероприятий.
Мониторинговое — направлено на создание системы организации и проведения мониторинга и экспертизы эффективности реализации комплекса мер по реализации Программы. Финансовое – организация финансовой поддержки реализации Программы. Материально-техническое — обеспечение оснащения, необходимого для развития воспитательной деятельности в системе общего и дополнительного образования.
11 Содержание Программы мероприятия по разработке механизма и принципов мониторинга эффективности реализации воспитательных программ, проведения анализа воспитательной компоненты учебно-воспитательных комплексов и программ, изучения и обобщения передового опыта воспитательной деятельности мероприятия по подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации педагогических кадров, мероприятия, направленные на повышение уровня компетентности родительской общественности в вопросах воспитания и взаимодействия с общеобразовательными учреждениями в организации и проведении воспитательной деятельности. мероприятия информационно-просветительской направленности, нацеленные на привлечение внимания к вопросам воспитательной деятельности. мониторинг мероприятий, связанных с обеспечением образовательных учреждений современным оборудованием, учебной и методической литературой, оснащением кружков и секций, в т.ч. приобретение музыкальной аппаратуры, спортивного оборудования и инвентаря, оборудования для школьных библиотек, фото и видеостудий, оснащения школьных музеев.
12 Основные направления организации воспитания и социализации учащихся : Гражданско-патриотическое Духовно-нравственное Воспитание положительного отношения к труду и творчеству: Интеллектуальное Здоровьесберегающее Социокультурное и медиакультурное Культуротворческое и эстетическое Правовое воспитание и культура безопасности Воспитание семейных ценностей Формирование коммуникативной культуры Экологическое
13 Ожидаемые результаты создание системы непрерывной воспитательной работы и социализации, включающей в себя соответствующие государственные и общественные структуры, осуществляющие комплекс мероприятий, направленных на формирование установок, основанных на гражданских и демократических ценностях и правосознании; выработка и реализация последовательной государственной политики в области воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации и механизмов ее осуществления; закрепление в содержании образования таких ценностей как патриотизм, духовность, нравственность, права человека, инициативное и активное участие в жизни общества, уважение к истории и культуре народов Российской Федерации, ответственность, толерантность, мир, отказ от насилия, межкультурный диалог и т.п.; создание условий для ресурсного обеспечения стабильной деятельности системы воспитательной работы в ОУ Российской Федерации.
14 Показатели и индикаторы реализации Программы Обеспечено: создание и внедрение новых программ воспитания и социализации обучающихся в общеобразовательных учреждениях; внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов, систем и технологий воспитания и социализации; внедрение процедур независимой экспертизы воспитательной деятельности и процесса социализации обучающихся; рост удовлетворенности обучающихся и их родителей условиями воспитания, обучения и развития детей в образовательных учреждениях; повсеместная доступность для детей различных ППМС помощи и поддержки в трудной жизненной ситуации; поддержка региональных комплексных программ воспитания и социализации и стимулирование взаимодействия системы образования и культуры в целом, всех типов образования в рамках совместных проектов и программ развития с активным привлечением родителей учащихся и представителей общественности; подготовка и переподготовка кадров по приоритетным направлениям воспитания и социализации детей и молодежи; формирование сети экспертно-аналитических и сертификационных центров оценки и сертификации программ воспитания и социализации; повышение показателей активности всех целевых групп, позволяющей обеспечить новые уровни взаимодействия их друг с другом, привлечение к сотрудничеству специалистов из учреждений культуры, спорта и др.; кооперирование учреждений общего образования с внешней; внедрение механизмов государственной поддержки, обеспечивающей эффективное финансирование; внедрение и поддержка механизмов и моделей социального партнерства; воспитание ценностного самосознания высоконравственной, творческой, компетентной личности; интеграция усилий заинтересованных социальных институтов во взглядах и позициях на воспитание; обеспечение качества воспитательного процесса на основе развития воспитательного потенциала основного и дополнительного образования, в том числе дистанционных; развитие социальной активности и гражданской ответственности посредством профилактики отклонений в поведении несовершеннолетних, включения их в разнообразные социально востребованные сферы деятельности и актуальные проекты; обеспечение роста социальной зрелости учащихся, проявляющегося в осознанном выборе здорового образа жизни, развитии талантов и способностей, в сознательном профессиональном самоопределении, ориентации на саморазвитие и самосовершенствование. Сформирован дополнительный вектор на инновационное развитие образования с усиленной воспитательной компонентой в общеобразовательных учреждениях.
Источник: www.myshared.ru
Воспитательный компонент образовательной программы дошкольного образования
На дошкольные образовательные учреждения в современных условиях развития возлагаются социальные задачи – обучать и воспитывать поколение детей, которое будет определять прогресс российского общества в новом столетии. Для этого необходимо сформировать модель педагогического процесса, повышающую качество обучения и воспитания дошкольников, рассмотреть и проанализировать основные направления воспитательной работы и их взаимодействие в ДОУ.
Проблему воспитания подрастающего поколения изучали великие русские педагоги Н. К. Крупская, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, А. Н. Леонтьев, В. А. Сухомлинский, Н. Н. Поддьяков, Д. С. Лихачёв и др. Основы теории дошкольного воспитания в России были заложены крупнейшими русскими педагогами 60-х годов XIX века.
Содержание и методы работы детских садов подробно разрабатывались видными деятелями дошкольного воспитания — А. С. Симонович, Е. Н. Водовозовой, Е. И. Конради и др. Согласно взглядам отечественных педагогов В. И. Максаковой, В. А. Караковского — воспитание всесторонне развитого ребенка является одним из основных этапов формирования его личности. В настоящее время педагогическая наука занята поиском новых методологических оснований, переоценкой достижений предшественников, разработкой теоретических концепций, ориентированных на реальные проблемы образовательной практики.
Следует подробнее изучить понятие воспитания, которое рассматривается многими науками (философия, социология, педагогика, психология и др.). Но даже в рамках одной науки нет единого подхода к его определению, так как оно объемно, многоаспектно и многозначно.
В словах, обозначающих понятие «воспитание», в латинском языке «educatio», в немецком языке «erziehung», мы находим корень, общий с глаголами вести, тянуть (ducere, ziehen); в русском языке исходное значение этого слова обусловлено корневой частью: «воспитание» — это вскармливание, питание ребенка, неприспособленного к жизни и совершенно беспомощного при рождении. Первоначально в русском языке это слово полностью соответствовало своему исходному значению (Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона). Ж. Ж. Руссо считал, что на ребенка воздействуют три фактора воспитания : природа, люди и общество, поэтому задача воспитателя — гармонизировать действие этих факторов. В воспитании молодого поколения участвуют все, кто окружает его, с чем и с кем он общается, что видит и слышит. В добавление к этому возникло организованное воспитание, осуществляемое опытными людьми.
В. А. Сухомлинский под воспитанием понимал «многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления – и тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает». В настоящее время, воспитание — это целенаправленная, содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной человека. Российская педагогическая энциклопедия рассматривает воспитание как «процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к производственной, общественной и культурной деятельности, тесно связанный с образованием и обучением».
— целенаправленность, наличие образца, как социально-культурного ориентира;
— соответствие хода процесса социально-культурным ценностям как достижениям исторического развития человечества;
— присутствие определенной системы организуемых влияний.
В дошкольной педагогической системе выделяют умственное, нравственное, трудовое, физическое и художественно-эстетическое воспитание, но в последнее время акцентируется внимание также на экологическом и правовом воспитании.
Умственное воспитание — это планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для разностороннего развития, адаптации к окружающей среде, формирование познавательных процессов, умение применять усвоенные знания в деятельности. Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя. Задачи умственного воспитания решаются средствами обучения и образования (бытовая, игровая, продуктивная, трудовая деятельность детей, а также произведения духовной и материальной культуры).
Нравственное воспитание — целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества, общества; формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения, нравственных чувств и отношений. Основой нравственного воспитания является мораль.
Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты». Средствами эстетического воспитания являются : эстетика быта, природа, искусство, художественная деятельность.
Физическое воспитание – организованный педагогический процесс, направленный на создание условий, способствующих достижению хорошего здоровья, физического и двигательного развития ребенка. Под воздействием физического воспитания происходит усвоение основ физической культуры и гармоничное развитие личности. Организация физического воспитания осуществляется посредством занятий физическими упражнениями дома, в детском саду, в спортивных секциях. Она предполагает наличие контроля зарежимом учебных занятий, труда и отдыха и врачебно-медицинской профилактики заболеваний подрастающего поколения.
Трудовое воспитание — это воспитание сознательного отношения и склонностей к труду как основной жизненной потребности через формирование привычки к труду. Задачи трудового воспитания — помочь ребенку в овладении трудовой деятельностью, развитие личности ребенка в труде. Средствами трудового воспитания являются : собственная трудовая деятельность ребёнка, ознакомление с трудом взрослых, а также художественные средства.
Экологическое воспитание основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле. Оно ориентирует человека на бережное отношение к природе, ее ресурсам и полезным ископаемым, флоре и фауне. Цель экологического воспитания дошкольников заключается в том, чтобы помочь ребёнку осознать себя активным субъектом природы. Средствами экологического воспитания в ДОУ выступают наблюдения за явлениями природы, труд в природных уголках и др.
Правовое воспитание предполагает знание своих прав и обязанностей и ответственность за их несоблюдение. Оно ориентировано на воспитание уважительного отношения к законам и Конституции, правам человека и на критическое отношение к тем, кто их нарушает. К средствам правового воспитания в ДОУ относятся беседы, дидактические игры, встречи с работниками правовых служб и др.
Рассмотренные направления воспитания тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга, имеют самостоятельное теоретико-методологическое значение и создают целостную систему воспитания. Направления воспитательной работы разнообразны по содержанию и форме, где основной выступает игровая деятельность.
Нами было проведено исследование с целью изучения организации воспитательной работы на базе филиала «Звёздочка» МБДОУ «Первомайский детский сад». Коллектив детского сада работает по основной общеобразовательной программе, разработанной на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования : «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Также в работе используются парциальные программы : «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной; «Наш дом — природа» Н. А. Рыжовой; «Радость творчества» О. А. Соломенниковой. Одним из приоритетных направлений деятельности ДОУ является охрана жизни и укрепление здоровья детей. Для его реализации в ДОУ оборудованы спортивный зал, физкультурные уголки в группах, сенсорная комната психологической разгрузки. Успешно осуществляется программа «Здоровое детство», разработанная коллективом ДОУ совместно с медицинской сестрой.
Мы проанализировали опыт организации воспитательной работы ДОУ и выявили, что основными направлениями работы, на наш взгляд, выступают физическое, нравственное, умственное, художественно — эстетическое.
Публикации по теме:
Презентация «Календарно-тематический план рабочей общеобразовательной программы дополнительного образования» Уважаемые коллеги! В продолжении темы своей рабочей программы по дополнительному образованию «РЕЧеЦВеТИК» предлагаю календарно-тематический.
Наличие дидактических материалов в соответствии с реализуемой образовательной программой дошкольного образования Одним из требований ФГОС ДО являются требования к созданию психолого – педагогических условий для реализации основной образовательной Программы.
Особенности основной образовательной программы ДОУ компенсирующего вида В соответствии с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, которые учитывают.
Отчет о реализации основной образовательной программы за 2018–2019 учебный год. Часть 2 Взаимодействие с родителями Вся работа в группе проводится в тесном контакте с родителями. Мы используем различные способы вовлечения.
План составления образовательной программы дошкольного образования в условиях ДОУ компенсирующего вида Аннотация: статья адресована руководителям, педагогам ДОО компенсирующего вида, где все имеющиеся возрастные группы – для детей с ограниченными.
Презентация «Разработка и реализация адаптированной образовательной программы в ДОО компенсирующего вида» Выступление на региональном научно-практическом семинаре по проблеме реализации ООП ДО для детей с ОВЗ в условиях ДОО компенсирующего вида.
Проектирование основной образовательной программы ДОУ Предоставляю доклад выступления на педагогическом совете ДОУ, которое поможет вам грамотно спроектировать структуру основной образовательной.
Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4–5 лет Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4-5 лет. Савельева Марина.
Воспитательный потенциал поликультурного образования в начальной школе ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Н. А. Колганова Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение,.
Выступление на общем родительском собрании «Представление рабочей программы образовательной деятельности» С вступившим в силу Законом об образовании в Российской Федерации, изменились требования не только к Вам, уважаемые родители, но и к нам.
Источник: www.maam.ru