Программа развития венгера что это

Концепция развивающего обучения Л.А. Венгера

Л. А. Венгером была разработана теория развития восприятия ребенка («Восприятие и обучение», 1969), послужившая основой для проведения цикла исследований сенсорных способностей («Генезис сенсорных способностей», 1976) и разработки целостной системы сенсорного воспитания детей («Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников», 1973; «Воспитание сенсорной культуры ребенка», 1988) (три последние-под ред. Л. А. Венгера).

В конце 60-х гг. под руководством Л. А. Венгера началось изучение вопросов диагностики умственного развития детей. Результаты этой работы, представленные в сборнике «Диагностика умственного развития дошкольников « (1978), явились принципиально новым словом в изучении этой проблемы.

Эти исследования дали возможность уже в 80е гг. перейти к созданию теории и практики развития познавательных способностей ребенка. Л. А. Венгер опирался на положение Л. С. Выготского об опосредованном характере высших психических функций. Им была выдвинута и подтверждена в лонгитюдных экспериментах оригинальная гипотеза о наглядном моделировании как основной форме опосредствования мыслительной деятельности ребенкадошкольника. Результаты этой работы, отраженные в сб. «Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания» (1986), сделали возможным создание целостных программ умственного развития детей, развивающих игр и занятий («Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста», 1989).

Венгрия. Интересные факты

Теория развития способностей стала естественной основой для изучения проблемы умственной одаренности в дошкольном детстве, которой Л. А. Венгер занимался в последние годы жизни.

Леонид Абрамович был не только ученым исследователем, но и создателем целой научной школы. В русле его идей выполнен ряд докторских диссертаций под его руководством защищено около 50 кандидатских.

Л. А. Венгер постоянно представлял достижения нашей науки за рубежом, был организатором и участником многих международных психологических конференций.

Обладая редким талантом оратора и лектора, Л. А. Венгер блестяще выступал с лекциями в нашей стране и за рубежом. В течение многих лет его с восторгом слушали студенты МПГУ им. В. И. Ленина, где он вырастил не одно поколение дошкольных работников

Александр Владимирович Запорожец оставался для Л.А. Венгера учителем на всю жизнь. Он во многом определил подход Л.А. Венгера к пониманию развития ребенка. Этот подход представлял собой разработку культурно-исторической теории Л.С. Выготского.

Л.А. Венгер полагал, что детское развитие обусловлено освоением системы средств психической деятельности, которые человечество вырабатывает в процессе своего становления. Познавательные способности стали выступать как прижизненно сложившиеся системы оперирования психическими средствами. Безусловная заслуга Л.А. Венгера заключается в том, что он теоретически разработал, детально описал и экспериментально исследовал развитие познавательных способностей детей-дошкольников.

Технология проектирования программы развития образовательной организации

Главная особенность научно-исследовательской деятельности Л.А. Венгера состояло в том, что он не позволял бездоказательно что-либо утверждать. Все положения его теории основывались на многочисленных экспериментальных проверках. Это качество он прививал и своим сотрудникам. Все заседания лаборатории проводились Л.А.

Венгером с большим эмоциональным подъемом. Он не могу равнодушно относится к любому результату, полученному в ходе исследования — часами обсуждались варианты интерпретаций и возможные направления дальнейших экспериментов.

Одна из самых замечательных идей Л.А. Венгера связана с поиском ключевого средства умственного развития детей дошкольного возраста. Ему удалось не только описать это средство, но и разработать целостную программу развития дошкольников. В качестве такого средства выступили наглядные модели, а основная линия познавательного развития была связана со становление способности к наглядному моделированию. Эта идея позволила решить целый ряд серьезных проблем практического порядка — понять специфику индивидуальных особенностей познавательного развития детей-дошкольников (в том числе специфику детской одаренности); создать осмысленную систему диагностики детского развития, которая позволяет определять конкретные пути коррекционной работы; выстроить систему подготовки практического психолога для детских дошкольных учреждений.

Источник: studwood.net

Характеристика и анализ программы «Развитие».

Программа разработана коллективом сотрудников Учебного центра Л. А. Венгера, опубликована в 1994 г. В основу программы, как указывают авторы, заложены два теоретических положения.

Первое положение — это теория А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития, перехода от утилитарного понимания дошкольного детства к его гуманистическому пониманию. Установка «на самоценность» подразумевает отсутствие какого бы то ни было насилия над ребенком, навязывания ему чуждых его интересам и склонностям видов деятельности и форм обучения.

Читайте также:
Приложение messenger что это за программа на Андроид

Жизнь ребенка может быть полноценной при условии, если он чувствует себя не просто опекаемым, а «созидателем», открывающим для себя что-то новое, приобщающимся к миру взрослых. Согласно этой теории основной путь развития ребенка — это амплификации развития, т. е. его обогащение, наполнение наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности.

Второе положение — это концепция Л. А. Венгера о развитии способностей, которые понимаются как универсальные действия ориентировки в окружающем с помощью специфических для дошкольников средств решения задач. Основным при этом является построение и использование образов, соответствующих фиксированным в человеческой культуре формам отображения свойств предметов и явлений, их связей и отношений.

В процессе восприятия это образы, соответствующие сенсорным эталонам — общепринятым образцам внешних свойств (формы, цвета, величины и др.). В процессе наглядно-образного мышления и воображения это образы, соответствующие различным видам наглядных моделей (схемам, чертежам, планам и т. п.).

В основе программы — личностно ориентированная модель воспитания, которая предполагает создание отношений сотрудничества и партнерства между взрослыми и детьми. Цель программы — развитие умственных и художественных способностей детей дошкольного возраста (3-7 лет). «Развитие» является комплексной программой, включающей все основные направления познавательного и художественного развития ребенка. Основные разделы программы: «Сенсорное воспитание», «Ознакомление с художественной литературой и развитие речи», «Конструирование», «Развитие элементарных математических представлений», «Ознакомление с пространственными отношениями», «Подготовка к обучению грамоте и обучение грамоте», «Изобразительная деятельность», «Развитие игровой деятельности». Кроме этих основных разделов в программе есть дополнительные — «Режиссерская игра», «Художественное конструирование», «Выразительное движение». Занятия по этим разделам могут проводиться в зависимости от желания детей и воспитателя.

Программа разработана для четырех возрастных групп: младшей, средней, старшей и подготовительной.

Дети младшей группы занимаются самыми важными для их возраста видами деятельности — игрой, конструированием, рисованием. Кроме того, воспитатель читает им стихи, сказки, беседует о прочитанном. Большое внимание уделяется занятиям по сенсорике, на которых малыши, играя в дидактические игры, незаметно для себя овладевают такими свойствами окружающих предметов, как цвет, форма и величина.

В средней группе дети продолжают заниматься конструированием, рисованием и художественной литературой, но при этом решают более сложные задачи. Появляются новые виды занятий — по природе, математике и ориентировке в пространстве. Ориентировка в пространстве играет важную роль в развитии детей средней группы, поэтому малыши занимаются ею два раза в неделю. Занятия обычно проходят в форме интересных игр.

В старшей и подготовительной группах продолжаются такие занятия, как конструирование, рисование, ознакомление с произведениями художественной литературы, природой, ориентировка в пространстве, математика, однако появляются и новые виды — грамота и логика. Занятия по математике и грамоте носят не только узкопрагматический характер (научить чтению и счету), но и общеразвивающий: дети пробуют проводить звуковой анализ слова, сравнивать числа между собой и т. д. Особое место занимает ознакомление с логическими отношениями — с помощью специальных приемов и средств (картинки, рисунки, схемы) ребята узнают о простейших логических операциях.

В работе по программе предусмотрено также свободное время для проведения занятий по музыке и физической культуре. К программе разработан целый ряд психолого-педагогической и методической литературы.

40. Инновационные процессы в детском саду. Структуры, источники, проблемы, инновационных процессов.

Понятие инновации (ин) впервые появилось в исследованиях 19 в и означало введение некоторых элементов одной структуры в другую.Педагогические инновационные процессы стали предметом изучения ученых с кон.50-х гг. Инновация с лат. «новый».Инновация – целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые элементы (нововведения).Новшество – новое средство, программы, технологии.Инновация-процесс введения нового.

Прогрессивно то, что эффективно. В целом ин.деятельность принимается как комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию, распространению новшеств.

Признаки новизны:-новизна м.б. абсолютная-новое пренципиально, неизвестно.- относительная-частная, местное, условное.-псевдоновизна-оригинальная (стремление сделать не лучще, а иначе. Часто встречается в практике)-изобретательские мелочи.

Проблема инноваций.

Норма имеет большое значение, т.к. она м.б. в системе, а новизна не стоит на месте позволяет развиваться. Современные исследователи, которые занимаются инновациями выделяют структуры инновационного подхода:1. предметно-феноменологический (микроуровень новшества)2. макроуровень или взаимодействия

Микроуровень новшества-предметно-феноменологический: рождение новых идей, сам процесс создания новшества, экспериментальное принятие новшества (доработка), распространение новшества (внедрение), господство новшества когда оно перестает быть таковым (теряет новизну), сокращение масштабов применения новшества.

Классификация новшеств.

1. По уровню инновационного потенциала (формализованная шкала): построение известного в другом виде — формальная новизна (фактическое отсутствие нового) — условная новизна; повторение известного с несущественными изменениями: частная новизна;

Читайте также:
Программа лояльности тинькофф блэк что это

уточнение, конкретизация уже известного; дополнение известного существенными элементами; создание качественно нового объекта.2. По массовости: единичные; массовые.3. По масштабу: частные; модульные; системные.4. По новизне: абсолютно новые; относительно (субъективно) новые.5. По типу возникновения: стихийные; целенаправленные.6.

По типу новшества: материально-технические; социальные (педагогические).7. По характеру возникновения:внешние (заимствования, инициируемые органами управления); внутренние (ноу-хау).8. По инновационному потенциалу:модификационные (изменение существующего); комбинаторные (сочетание элементов прежнего); радикальные (принципиально новые).

9. По характеру нацеленности на будущее: оперативные; стратегические.10. По отношению к существующему: замещающие; открывающие; отменяющие;· ретровведение.11. По характеру получаемых результатов: ожидаемые (плановые); случайные (неплановые).12. По своевременности: своевременные; несвоевременные; актуальные; нацеленные на будущее.13. По завершенности: завершенные; незавершенные.14.

По процессу освоения: легко осваиваемые;трудно осваиваемые.

Структуры инновационных процессов:

1. деятельностная структура включает в себя всю совокупность компонентов деятельности. Мотивы по которым доу вступает в процесс.

Цели, задачи, способы, результаты инновационных процессов.2. субъектная структура включает в себя и нновационную деятельность всех субъектов развития дс (завед, педогог, воспитатели, родители)3. уровневая структура отражает взаимодействие образовательных структур на уровне района, города, федерации. Необходимо взаимодействие всех уровней образования.4. структура жизненного цикла – особенностью инновации является цикличность: возникновение, старт, рост, освоение, фантазия, рутинизация, кризис, исчерпание возможностей.5. управленческая, предполагает взаимодействие 4 видов управления деятельности: планирование, организация, руководство, контроль.6.диагностический.выявить потребности родителей, уровень детей, материальные возможности дс, педагогический процесс, квалификацию воспитателей.7. прогностический.

Новшество как бы примеряется к данному доу.8. организационный. Создаются все необходимые условия, покупаются учебные пособия, литература, кадры создаются.9. практический. Этап внедрения. Постепенно, надо делать срезы, сравнительный анализ.10. обобщающий, систематизирующий (как дети готовы к школе) – одна из целей дс.Все структуры взаимосвязаны и последовательны.

Источники инноваций: потребности страны, региона, муниципальный заказ. Директивно-нормативные документы. Педагогическая практика. Научные работники, методисты. Педагогические журналы, сми.

Оценка новшеств. Параметры:Актуальность. Инновация должна быть для улучшения, а не просто так.результативность нововведения. Творческий потенциал (должна работать эффективно). Методическая разработанность новшества.

Возможность потенциальных участников (подготовка, переподготовка кадров). Баланс интересов педагогов (кому то нравится, кому то нет). Время необходимое для освоения нововведения. Финансовые затраты. Организационные условия.нормативно-правовое обеспечение.

Привлекательность идей (чтобы нравилось большинству).Готовность педагога к внедрению инноваций.Личность педагога должна быть готова к изменению в обществе, переменам в будущем. Педагогу необходимо: творческое мышление, сотрудничество с другими людьми, способность к личностному росту, умение преодолевать препятствия, раскрепощение личности, готовность к конструктивному обсуждению проблем, умение высказать свою точку зрения., осознанность отношения, открытость обществу, не бояться быть «белой вороной».

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 9077 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник: studopedia.net

Программа «Развитие» (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Н.С. Баренцева и др.)

Программа «Развитие» разработана сотрудниками Учебного центра Л. А. Венгера.

В ее основу, как указывают авторы, заложены два теоретических положения.

Первое – это теория А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития, перехода от утилитарного понимания дошкольного детства к его гуманистическому пониманию. Установка на «самоценность» подразумевает отсутствие какого бы то ни было насилия над ребенком, навязывания ему чуждых его интересам и склонностям видов деятельности и форм обучения. Жизнь ребенка может быть полноценной при условии, если oн чувствует себя не опекаемым, а «созидателем», открывающим для себя что-то новое, приобщающимся к миру взрослых. Согласно этой теории основной путь развития ребенка – это амплификации развития, т. е. его обогащение, наполнение наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности.

Второе – это концепция Л. А. Венгера о развитии способностей, которые понимаются как универсальные действия ориентировки в окружающем с помощью специфических для дошкольников средств решения задач. Основным при этом является построение и использование образов, соответствующих фиксированным в человеческой культуре формам отображения свойств предметов и явлений, их связей и отношений. В процессе восприятие – это образы, соответствующие сенсорным эталонам, общепринятым образцам внешних свойств (формы, цвета, величины и др.). В процессе наглядно-образного мышления и воображения они соответствуют различным видам наглядных моделей (схемам, чертежам, планам и т.п.). В основе программы «Развитие» — личностно-ориентированная модель воспитания, которая предполагает создание отношений сотрудничества и партнерства между взрослыми и детьми.

Цель: развитие умственных и художественных способностей ребенка, а также развитие специфических видов деятельности дошкольника.

В задачи программы входит развитие:

  • сенсорных способностей и усвоение символов, являющихся предпосылкой последующего развития познавательных и творческих, интеллектуальных способностей ребенка; развитие эмоциональной отзывчивости на средства художественной литературы, живописи, музыки;
  • способностей к наглядному моделированию;
  • элементов логического мышления.
Читайте также:
Dr web light что за программа

Развитие у детей характерных для их возраста способностей проявляется в умении самостоятельно анализировать ситуацию, создавать идею будущего продукта и план ее реализации, в развитии децентрации.

Программа «Развитие» разработана для четырех возрастных групп: младшей, средней, старшей и подготовительной.

Технология программы «Развитие» требует установления новых взаимоотношений взрослых с детьми на основе личностно-ориентированной модели воспитания, предполагает использование новых форм и методов. Развивающее обучение характеризуется самостоятельным поиском ребенка в решении различных проблем, осмысленным усвоением знаний, формированием активности, самостоятельности.

Источник: psylist.net

Программа «Развитие»

Программа «Развитие»

Что же касается развития личности ребенка, то наиболее значимые качества определяются в основном не специальными воздействиями, а общим характером взаимоотношений ребенка со взрослыми и другими детьми. Поэтому определяющим в этом отношении мы полагаем реализацию личностно-ориентированной модели воспитания, предполагающей уважение к ребенку, создание доброжелательной атмосферы сотрудничества детей в группе, ориентацию детей на общечеловеческие ценности. Развитие же собственной активной позиции у ребенка обеспечивается предоставлением ему инициативы в самых разных видах деятельности, и, прежде всего в игре.

Таким образом, программа состоит из следующих разделов:

  1. Сенсорное воспитание (этот раздел направлен на развитие восприятия ребенка на основе культурных средств).
  2. Ознакомление с пространственными отношениями (в ходе занятий, отнесенных к этому разделу, дети учатся использовать для ориентировки наглядные модели и составлять такие модел, например, составлять карту и самостоятельно отмечать на ней дорогу от детского сада к дому).
  3. Развитие элементов логического мышления (данный раздел посвящен оперированию простейшими классами).
  4. Развитие элементарных математических представлений (на занятиях этого раздела дети знакомятся с основными количественными отношениями).
  5. Овладение основами первоначальной грамоты (раздел посвящен изучению звукового анализа слова, умению правильно ставить ударение и т.д.).
  6. Ознакомление с художественной литературой и развитие речи (в ходе занятий данного раздела дети учатся строить свой собственный рассказ, рассказывать по плану, а также знакомятся с литературой).
  7. Конструирование (на занятиях, относящихся к этому разделу, дети учатся конструировать по схеме, что способствует развитие пространственных представлений, необходимых в дальнейшем для освоения математики).
  8. Развитие экологических представлений (на этих занятиях дети получают представления о живой и неживой природе, особенностях растений и животных).
  9. Изобразительное искусство (на занятиях дети обучаются композиции, рисунку, умению выражать свое отношение графические образы).
  10. Игра (этот раздел посвящен свободной творческой игре, которая развивает произвольность и межличностные отношения).
  11. Режиссерская игра (занятия, включенные в данный раздел, посвящены игре по сценарию, разыгрыванию сюжетов; дети учатся сопровождать действия словом и выражать голосом действия персонажа).
  12. Художественное конструирование (на занятиях дети учатся строить композиции на разные темы, обучаясь при этом использовать сенсорные эталоны; при этом необходимое в ходе занятий преобразование объектов развивает мышление детей).
  13. Выразительное движение (на занятиях этого раздела дети учатся передавать язык жестов и мимику).

К достоинствам программы можно отнести ее четкую выстроенность, детальную проработанность учебного материала, обеспеченность каждого занятия конкретным развернутым планом работы, учебно-методическими и наглядно-дидактическими пособиями.

Программа направлена на развитие всех познавательных способностей, что способствует успешному обучению детей в школе. Заметим, что к 2002 году по программе «Развитие» занималось более 3000 детских садов и более 10000 педагогов-дошкольников прошли по ней профессиональную подготовку.

Источник: www.veraksa.ru

Программа развития венгера что это

Детский центр венгера

МОСКВА «НОВАЯ ШКОЛА» 1994

докт. психол. наук, научный руководитель; О. М. Дьяченко, докт. психол. наук; Е. Л. Агаева, канд. психол. наук; Я. Ф. Астаськова, науч. сотр.; Р. И. Бардина, канд. психол. наук; В. В. Брофман, канд. психол. наук; А И. Булычева, канд. психол. наук; Я. А Бурлакова, науч. сотр.; Я. С. Баренцева, канд. пед. наук; Н. Б. Венгер, канд. психол. наук; Я. С. Денисенкова, канд. психол. наук; Н. А Короткова, канд. психол. наук; Т. В. Лаврентьева, канд. психол. наук; И. В. Маврина, науч. сотр.; Н. Я. Михайленко, докт. пед. наук; Л. Н. Павлова, канд. пед. наук; В. В Холмовская, канд.

Публикация подготовлена Н. С. Баренцевой и О. М. Дьяченко.

Данная публикация знакомит читателей с основными направлениями работы по программе «Развитие» с детьми от трех до семи лет.

Специфика программы заключается в ее ориентации на развитие умственных способностей и творчества в дошкольном детстве.

Источник: pedlib.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru