Программа развития способностей это

На протяжении нескольких столетий в научной среде была распространена точка зрения, согласно которой, если человек обладает определенными экстраординарными способностями, то они обязательно найдут проявление в соответствующих видах деятельности (в художественном творчестве, научных изысканиях и т. д.). На этом основании даже получил распространение афоризм «Талант всегда пробьется».

Однако исследования последних лет полностью опровергли данную точку зрения. Одаренность, высокий уровень развития определенных способностей могут существовать, лишь пребывая в непрерывном движении, разностороннем развитии. Образно говоря, задатки и способности человека – это своеобразный сад, который требует регулярного ухода. Талант не может существовать в застое и самоудовлетворенности, он требует критичности по отношению к себе, стремления к самосовершенствованию.

Многие человеческие способности развиваются с первых дней жизни субъекта. В последующем, их развитие прекратится лишь тогда, когда человек перестанет работать над собой, то есть они могут сохраниться до последних дней жизни.

Развитие способностей

Этапы развития способностей

Процесс развития способностей условно может быть поделен на несколько этапов. На первых из них идет подготовка анатомо-физиологической основы будущих способностей, на других – формируются задатки небиологического плана, а впоследствии достигают соответствующего уровня необходимые способности. Перечисленные процессы могут проходить не только последовательно, представляя собой определенные стадии, но и параллельно, в том числе взаимодействуя друг с другом.

Рассмотреть и проанализировать данные этапы возможно лишь на примере тех способностей, которые в своей основе имеют ярко выраженные анатомо-физиологические предпосылки, хотя бы в элементарной форме присутствующие с рождения.

Первичный этап развития подобной способности построен на созревании требуемых для нее органических структур или формировании на их основе нужных функциональных органов. Данный этап протекает, как правило, в период дошкольного детства, который охватывает возраст от рождения до 6–7 лет. Сам этап характеризуется совершенствованием работы всех анализаторов, развитием и функциональной дифференциацией отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и органов движения, прежде всего рук. Таким образом, на данном этапе создаются благоприятные условия для становления у ребенка общих способностей, уровень развития которых выступает основой для последующего формирования специальных способностей.

Этап формирования специальных способностей также активно протекает уже в период дошкольного возраста, ускоренными темпами продолжаясь в школе, в особенности в начальных и средних классах. Первое время развитию данных способностей помогают различные сюжетно-ролевые и интеллектуальные игры, рисование. Именно игры дают ребенку тот необходимый толчок, в результате которого происходит формирование двигательных, конструкторских, организаторских, художественно-изобразительных и иных творческих способностей. Игры, построенные на творчестве, в дошкольном детстве играют особую и незаменимую роль в формировании специальных способностей у детей. Впоследствии на их развитие оказывают влияние учебная и трудовая деятельность.

Программа развития экстрасенсорных способностей

Не менее важной чертой формирования способностей у детей является их комплексность, выражаемая в одновременном совершенствовании нескольких взаимно дополняющих друг друга способностей. Сформировать до определенного уровня какую-либо одну способность, не повышая уровня других, связанных с ней способностей, практически невозможно. Например, такая способность, как тонкие и точные движения рук, сама по себе является особенной, но она оказывает влияние и на развитие других способностей, где данные навыки также смогут найти применение. Способность оперировать идеальной, правильно поставленной и грамотной речью может быть рассмотрена отдельно, как вполне самостоятельная. Однако именно она выступает частью комплекса, являясь умением, которое органично проявляется в интеллектуальных, межличностных, многих творческих способностях, обогащая их.

Деятельность, направленная на развитие способностей

Многообразие и разноплановость видов деятельности, к которым одновременно приступает человек, – важнейшие условия комплексного и многоаспектного развития его способностей. В связи с этим многие исследователи предлагают отдельно рассматривать основополагающие требования, предъявляемые к деятельности, направленной на развитие способностей, и человеку, ее осуществляющему. Данные требования кратко могут быть сведены к следующему:

  • творческий характер деятельности;
  • оптимальный уровень ее сложности для субъекта;
  • мотивированность личности;
  • положительный эмоциональный настрой в процессе и по окончании.

Таким образом, если деятельность ребенка будет носить творческий характер, она будет мотивировать его на сложные мыслительные операции, в связи с чем сама по себе уже может быть рассмотрена как средство проверки и развития способностей. Такая деятельность должна всегда быть связана с созданием чего-либо ранее неизвестного, открытием нового знания, обнаружением в самом себе новых возможностей. В дальнейшем это сможет стать сильным и действенным стимулом к занятиям ею, к приложению необходимых усилий, направленных на преодоление возникающих трудностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов.

Если выполнение деятельности находится в зоне оптимальной сложности, то есть граничит с пределом возможностей ребенка, она обязательно влечет за собой развитие соответствующих способностей, реализуя то, что было названо Л. С. Выготским зоной потенциального развития. Деятельность, которая не находится в пределах данной зоны, практически не влияет на развитие способностей. Если деятельность предполагает выполнение достаточно простых операций, она способствует реализации и поддержанию на прежнем уровне уже имеющихся способностей. Если деятельность сложна, она становится практически невыполнимой, что также не может привести к формированию новых навыков или умений.

Читайте также:
Что такое практико ориентированная программа

Стимулирование интереса к выполнению деятельности посредством мотивирующих факторов связано с превращением цели соответствующей деятельности в актуальную потребность человека. В рамках теории социального научения особо подчеркивался тот факт, что приобретение и закрепление у человека принципиально новых форм поведения возможно лишь путем научения, которое не может быть организовано без соответствующего подкрепления мотивацией. Формирование и развитие способностей также являются результатами научения, и чем сильнее мотивационные мотивы, тем быстрее будет продвигаться развитие.

Характеризуя эмоциональный настрой, можно сказать, что на его присутствие влияет чередование успехов и неудач в деятельности, которая развивает способности человека. При этом настрой будет положительным лишь в том случае, если за неудачами (они не исключены, если деятельность входит в зону потенциального развития) обязательно будут следовать эмоционально подкрепленные успехи. Особенно важно, чтобы успехов было больше, чем неудач.

Важным моментом развития человеческих способностей является их компенсируемость, причем это относится даже к тем способностям, для успешного развития которых необходимы врожденные физиологические задатки. А. Н. Леонтьев показал, что определенного уровня развития музыкального слуха можно добиться и у тех людей, ухо которых с рождения не очень хорошо приспособлено для обеспечения звуковысотного слуха (такой слух традиционно рассматривается как задаток к развитию музыкальных способностей). Если с помощью специальных упражнений научить человека интонировать звуки, то есть воспроизводить их частоту с помощью сознательно контролируемой работы голосовых связок, то в результате резко повышается звуковысотная чувствительность и человек оказывается в состоянии различать звуки разной высоты гораздо лучше, чем он делал до этого. Правда, такое различение происходит не на тональной, а на тембральной основе, но результат оказывается одним и тем же: обученный подобным образом индивид демонстрирует почти такой же музыкальный слух, какой характерен для людей, имеющих чувствительный с рождения к высоте звука орган слуха.

Определение

Таким образом, способности – это индивидуально-психологические особенности, являющиеся условием успешного осуществления определенной деятельности. Именно деятельность является первой пробой способностей и условием их развития. Способности обнаруживаются в быстроте, глубине, прочности овладения способами деятельности и их выполнения.

Источник: spravochnick.ru

Программы по развитию способностей «Я все могу»

Программа «Я все могу» составлена педагогом-психологом Ковалевой В. И. на основе — Воскобович В. В., Харько Т. Г. Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет. СПб., 2007.

Интеллектуальное развитие дошкольников – одна из основных задача в образовании. Развитие ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют осваивать новое —

Публикация «Программы по развитию способностей „Я все могу“» размещена в разделах

  • Развитие ребенка. Материалы для педагогов
  • Темочки

Однако в практической работе данному вопросу уделяется незначительное количество времени. Это снижает временные рамки формирования логических операций у дошкольников и отодвигает процесс становления словесно-логического мышления на начало школьного обучения.

Актуальность разработки программы «Я все могу» обусловлена поиском путей совершенствования процесса математической подготовки к обучению детей саршего дошкольного возраста. Необходимость работы в данном направлении обосновывается потребностью подготовки детей к школе, заказом родителей и педагогов.

Последнее время акценты делались на работу с детьми, имеющими трудности в усвоении программы. Дети же, имеющие высокий уровень познавательных способностей, оставались без должного внимания. Разработанная программа позволит устранить этот недостаток.

Программа направлена на овладение детьми 5-7 лет умений сравнивать и обобщать группы предметов по нескольким признакам, находить сходство и отличие в этих группах предметов. Дети учатся выявлять зависимости между предметами по количеству, расположению и другим признакам. Содержание программы способствует развитию мышления, самостоятельности, инициативности, творческого воображения. Математическая грамотность, развитое логическое и креативное мышление – это залог успешного обучения выпускника детского сада в школе.

Но зачем логика маленькому дошкольнику? Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить.

Этапы формирования умственных действий:

1. Ориентировочный – знакомство детей с тем, как и в каком порядке надо действовать, что делать и с чего начинать. Основной акцент ставится на методы и способы выполнения действия, задается структура и последовательность выполнения его (показ и объяснение).

2. Этап выполнения действий в материальной форме. Практическое освоение действий с реальными объектами или их заместителями: схемами, моделями, изображениям (практическое выполнение детьми действий).

3. Этап выполнения действий в форме внешней (громкой речи) работа без опоры на реальные предметы, последовательность и способы выполнения проговариваются вслух (перенос из наглядно-действенного плана в речевой – внутренний).

4. Выполнение действий без озвучивания – «про себя».

Для формирования логического мышления у дошкольников лучше всего использовать «стихию ребенка» — игру, а так же принципы личностно-ориентированного подхода.

Цель программы — овладение детьми дошкольного возраста на элементарном уровне приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности. Выравнивание стартовых условий будущих первоклассников к началу обучения в школе.

• формировать у детей умение осуществлять последовательные мыслительные операции — анализ и сравнение групп предметов (фигур, выделять и обобщать признаки, сопоставлять, устанавливать их отличия на графическом изображении таблицы;

• развивать пространственное мышление ребенка на основе конструктивного характера; развивать умение ориентироваться на листе бумаги, его творческое воображение, чувство цвета и формы, а также мелкую моторику рук;

• развивать сенсорные способности детей дошкольного возраста, их пространственные представления, сообразительность, умение анализировать сложную форму и воссоздание ее из частей;

Читайте также:
Как установить программу квик

• формирование позитивного отношения к освоению логики; развитие интеллектуального, эмоционального, социально-личностного компонента.

В основе программы кружка «Умники и умницы» лежит увлекательный математический материал, который представлен дидактическими играми, математическими развлечениями, заданиями, упражнениями конструктивного характера — моделирование, аппликация.

Эти задания интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата. Головоломки могут быть геометрическими, арифметическими и направленными на игру фантазий и творчества детей.

Основой занятия являются упражнения конструктивного характера на формирование геометрических представлений, на развитие пространственного мышления и творческого воображения детей.

Программа кружка построена на основных принципах и методических приемах, которые решают современные образовательные задачи с учетом запросов будущего.

Принципы проведения занятий:

• цикличность построения занятий,

• развивающий и воспитательный характер проведения заданий.

• поддержка ребенка в ситуации неудачи;

• анализ игровой ситуации расширение кругозора;

• создание ситуации успеха постепенное усложнение задачи;

• демонстрация опыта в целях познавания свойств предметов, отношений;

• анализ образцов поведения сказочных героев.

• прием антропоморфизма (очеловечивание предметов);

• прослушивание тематических аудиозаписей, сказок, звуков природы;

• тематический просмотр видеозаписей;

• эффект неожиданности, непривычности задания, игры, решения, поощрения

• движение к открытию комплимент благодарность.

Организационно-методическое обеспечение программы

(возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп).

Программа кружка «Умники и умницы» разрабатывалась для детей среднего дошкольного возраста.

Для успешного освоения содержания программы численность детей в группе не должна превышать 10 человек.

Дополнительную платную образовательную услугу посещают воспитанники младших групп по запросам родителей.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, 4 раз в месяц. Количество занятий рассчитано с учетом рождественских каникул. Длительность занятия – 20 минут

Оценка эффективности реализации кружковой деятельности проводится на основе:

• данных планового мониторинга уровня математического развития детей в МБДОУ (сентябрь и май);

• бесед с воспитанниками и их родителями;

• проведение консультаций для родителей

Ожидаемые результаты освоения программы

(с учетом личностных особенностей развития детей) :

Высокий уровень: ребенок владеет основными логическими операциями. Умеет:

• мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам;

• способен объединять и распределять предметы по группам. Свободно оперирует обобщающими понятиями. Умеет мысленно делить целое на части и из частей

• формировать целое, устанавливая между ними связь. Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать. Может при помощи суждений делать умозаключения;

• способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы;

• владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.

• ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация.

• умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов, но не всегда видит все их существенные признаки.

• умеет объединять предметы в группы, но испытывает трудности в самостоятельном распределении их по группам, т. к. не всегда оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями.

• ребенок не всегда видит закономерности в явлениях, но способен составить описательный рассказ о них. Затрудняется самостоятельно делать умозаключения. Ребенок имеет достаточный словарный запас.

• способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребенок чаще всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив.

• умеет работать в паре, но испытывает трудности при работе в микрогруппах.

• ребенок не владеет такими логическими операциями, как обобщение, классификация, систематизация. Иногда может устанавливать сходство и различие предметов, но не всегда видит все их существенные признаки.

• не умеет объединять предметы в группы, т. к. не оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями.

• ребенок не видит закономерности в явлениях, не способен составить описательный рассказ о них. Не способен делать умозаключения. Ребенок не имеет достаточного словарного запаса.

• не способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребенок чаще всего невнимателен и неусидчив. не умеет работать в паре, испытывает трудности при работе в группе.

Для кружка разработан перспективно-тематический план с сентября по май месяц включительно.

В работе кружка используются различные игры и развлечения :

Игры с блоками Дьенеша

Игры с палочками Кюизенера.

Игра «Найди отличия»

Игры на развитие мышления.

Упражнения на развитие памяти.

Проводить рефлексивный анализ собственной учебной деятельности, выявлять проблемы учебной деятельности, переформулировать проблемы в цели;

Работать в разных учебных позициях: ученик, учитель, критик, оценщик, оратор и др.

Стремление к самосовершенствованию;

Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая в себя: социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Сформированные УУД: Замечать проблему, самостоятельно определять цель, формулировать промежуточные задачи.

Оценивать собственную работу по критериям, самостоятельно разрабатывать критерии оценки, использовать разные системы оценки (шкалы, линейки, баллы, проценты).

Адекватно выполнять рефлексивную и прогностическую самооценку. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей и товарищей, родителей и других людей.

Составлять собственную карту знаний на этапе планирования хода изучения нового материала, анализировать продвижение в материале по карте знаний с целью выявления достижений и трудностей.

Прогнозировать результат решения теоретической учебной задачи.

Самостоятельно планировать деятельность, следовать составленному плану.

Понимать значение работы над устранением ошибок.

Находить и исправлять ошибки, выделять причины ошибок.

Читайте также:
Прекращена работа программы Microsoft bootstrapper

Подбирать задания на устранение пробелов в знаниях.

Различать способ и результат действия

Сформированные УУД: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Использовать разные средства информационного поиска (книга, словарь, энциклопедия, взрослый человек).

Осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации в т. ч. инструментов ИКТ.

Грамотное построение устной и письменной речи.

Выполнять рефлексивный анализ учебной деятельности.

Извлекать информацию из прослушанных и прочитанных текстов.

Самостоятельно создавать алгоритм действий.

Обобщать и выделять общность для целого ряда или класса единичных объектов.

Владеть общим рядом приемом решения задач.

Выдвигать собственные гипотезы, обосновывать и доказывать правильность своего выбора.

Понимать, читать, преобразовывать знаковую модель, различать символы, замещаемой предметной действительности.

Использовать разные географические средства.

Замечать проблему, формулировать ее в самостоятельной деятельности, намечать способы решения проблем поискового и творческого характера.

Сформированные УУД: Эффективно сотрудничать в паре, группе и классе. Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя в т. ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения.

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в т. ч., несовпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Уметь формулировать свое мнение и позицию.

Высказываться, убеждать, доказывать, уступать.

С помощью вопросов выяснять недостающую информацию.

Брать на себя инициативу в осуществлении совместного действия.

Анализировать результаты собственного действия относительно общей схемы деятельности, устанавливать отношения других участников деятельности к собственному действию.

Выполнять рефлексию своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий.

Составлять внутренний план действий.

Возможность оснований оценки одного и того же предмета;

Относительность оценок или выборов других людей;

5.2. Технология составления программы развития психодинамических способностей

Психодинамические способности — это способности точно и быстро воспринимать, перерабатывать информацию и адекватно реагировать в процессе двигательной деятельности. В основе этих способностей лежат познавательные процессы — восприятие, внимание, память, мышление и воображение, а также координационные способности человека.

Виды и свойства психических процессов

  • Зрительное Скорость
  • Слуховое Объем
  • Мышечное Точность
  • Произвольное Объем
  • Непроизвольное Устойчивость
  • Зрительная Объем
  • Слуховая Скорость запоминания
  • Двигательная Точность воспроизведения
  • Образное Объем переработки информации
  • Наглядно-образное Скорость переработки информации
  • Наглядно-действенное Адекватность принятия решения
  1. Недостаточный уровень развития познавательных процессов (восприятия, внимания и т.д.).
  2. Недостаточный уровень развития собственно-координационных способностей.
  3. Отрицательное физическое состояние (утомление, травма, предболезненное состояние).
  4. Неадекватное психическое состояние (стресс, сильные положительные эмоции).
  5. Отрицательные внешние факторы (шум, плохое освещение).
  6. Монотонность задания.

Последовательность действий студента при разработке программы развития психодинамических способностей:

  1. Из плана-графика (УИРС №1) выписать общую задачу.
  2. Определить виды и свойства познавательных процессов, которые нужно совершенствовать.
  3. Проанализировать и оценить все существенные факторы, которые могут прямо или косвенно отрицательно сказаться на уровне познавательных процессов во время двигательной деятельности.
  4. Выбрать способы измерения исходного и достигнутого уровня развития данного вида способностей, критерии оценки.
  5. Определить количественные требования.
  6. Определить психодинамические способности, позволяющие нейтрализовать воздействие отрицательных факторов.
  7. Определить частные задачи.
  8. Определить средства и методы адекватные частным задачам.
  9. Определить количество занятий, на которых будет осуществляться развитие данной способности.
  10. Составить программу по следующей форме:

Учебно-исследовательская работа № 4.2. Программа развития психодинамических способностей

Выполнено студентом: Ф.И.О., курс, группа Общая задача: Развивать психодинамические способности для обеспечения рациональных действий на уроках гимнастики Контрольное испытание: игра «Пятнашки мячом» Критерий оценки: количество «запятнанных» за 1 мин. Количество занятий: 10

Частные задачи Средства и методические приемы
1 Проверить исходный уровень развития психодинамических способностей. См. контрольное испытание. Соревнование на личное первенство класса.
2 Развивать способность точно воспринимать зрительную информацию в условиях помех. а) игра «Запрещенное движение»; б) упражнения в движении со сменой заданий по разным зрительным сигналам.
3 Развивать способность точно воспринимать звуковую информацию в условиях повышенного эмоционального фона. а) игра «Класс»; б) упражнения в движении со сменой заданий по разным звуковым сигналам; в) игра «Воробьи, вороны».
4 Развивать способность точно определять параметры движения при большом количестве объектов восприятия. а) игра «Пятнашки»; б) игра «Четыре мяча».
5 Развивать способность точно воспринимать нервно-мышечные ощущения для сохранения заданного положения тела и его частей. а) упражнения для сохранения правильной осанки; б) выполнить движение с поворотами на точно определенное количество градусов с заданной амплитудой (с открытыми и закрытыми глазами).
6 Развивать способность точно воспринимать и воспроизводить заданные движения. Игра в парах «Зеркальное отражение»
7 Развивать способность точно воспринимать и сохранять направление движения при вестибулярной нагрузке. а) ходьба, бег с оборотами, с изменением направления, с закрытыми глазами. Выполняется по линии или по ориентиру; б) игра «Задним ходом».
8 Развивать способность точно воспринимать и воспроизводить временные параметры движений. а) прыжки на короткой скакалке. Задания: 1. 30 прыжков за 30 мин. 2. Прыжки 15, 20, 30 с. Сначала дается команда к началу и окончанию действия, затем – только к началу. б) игра «Минутка».
9 Совершенствовать концентрацию внимания на фоне шума. «Пятнашки по линиям»
10 Совершенствовать зрительную память на фоне утомления. В конце урока назвать последовательность 5-6 ОРУ, показанных учителем в начале урока.
11 Проверить и оценить достигнутый уровень развития психодинамических способностей. См. контрольное испытание и критерии оценки. Устное оценивание: Отлично – более 5 «запятнанных» игроков Хорошо – 3-4 игрока Надо еще потренироваться – 2 и меньше

Источник: studfile.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru