Наступил исторический момент, когда многие школы выполнили свои среднесрочные программы развития и приступили к разработке новых. Что такое программа развития? Обязательно ли ее разрабатывать? Для чего она нужна? Что важно помнить при разработке программы развития школы сегодня?
Пожалуй, самый свободный и креативный документ образовательной организации, не имеющий жестких нормативных рамок, – это программа развития. Уточним, что Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определено, что образовательная организация самостоятельно разрабатывает нормативные документы, регламентирующие порядок организации образовательной деятельности, в том числе и программу развития.
В соответствии с п. 7 ч. 3 ст. 28 ФЗ-273 определено, что «к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности» относится «разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации». Поэтому любая образовательная организация обязана разрабатывать и реализовывать программу развития на среднесрочный период.
Программа развития школы
По существу, этот содержательно значимый документ не только отражает область исполнения компетенций и ответственности школы, но и выступает механизмом проектирования образа будущего организации и управления ее развитием. Очевидно, поэтому он не должен быть скучным, многотомным, тяжеловесным и сложным.
Прочитав его, любой человек, в том числе ученик и родитель, должен понять, к чему стремится школа, какова стратегия развития школы и тактика выполнения. И в то же время программа развития – документ, содержащий основные компоненты анализа, прогнозирования, планирования, поэтапного исполнения и управления развитием образовательной организацией на среднесрочный период.
Каков сегодня этот период? В наше стремительное время изменений сложно управлять временем, взяв курс на пятилетку. Давайте посмотрим в сторону федеральных и региональных программ развития, их среднесрочных периодов и соотнесем свои планы с этими сроками.
Согласитесь, что программа развития разрабатывается на основе анализа государственных документов, регламентирующих развитие образования в стране на долгосрочный и среднесрочный периоды. Следовательно, при ее написании команде разработчиков надо многое почитать и изучить, понять, как и куда движется все образование в мире, стране и городе.
Очевидно, что программу развития должна разрабатывать целая команда школьных работников, членов родительского и ученического сообществ, социальных партнеров школы, ведь ее разработке предшествует глубокий и всесторонний анализ результатов деятельности образовательной организации, динамики результатов и качества образования, итогов отчета самообследования, анализа рынка образовательных услуг конкретного района, программ его социально-экономического развития. В анализ включаются также результаты реализуемых образовательных программ, обобщение опыта педагогов, результативных и нерезультативных образовательных практик, анализ материально-технических и кадровых ресурсов организации.
Программы развития образовательного учреждения
Необходимо также изучение интересов, запросов и образовательных потребностей детей, их родителей или законных представителей. Компоненты анализа могут и должны расширяться и углубляться в зависимости от особенностей и условий каждой конкретной школы.Программа развития должна содержать концептуальное обоснование новой модели развития образовательной организации, соотнесенной с государственной и региональной стратегией развития образования.
Что это значит? Невозможно выстроить логику развития, не ориентируясь на три ключевых фактора: международные тренды развития образования, тенденции развития образования в стране и программу регионального развития образования.
Следовательно, при разработке программы развития надо обязательно ориентироваться по крайней мере на два ключевых документа: постановление Правительства РФ от 23 мая 2015 г. №497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы» и текст ФЦПРО. Для московских школ особенно важной выступает государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012-2018 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)».
Почему? Потому что именно региональная программа развития создает мощный целевой поток развития, и двигаться надо в русле преобразований и по течению. Ну разве можно идти против ясного и прозрачного принципа развития «Каждому москвичу – хорошая школа, отвечающая его потребностям, недалеко от дома»?
Ежегодно на официальных сайтах размещаются информационные и отчетные материалы о ходе реализации государственной программы «Столичное образование», по которым можно видеть, как работают инструменты развития системы образования в целом. Именно глубокое погружение в чтение и анализ программы «Столичное образование» и хода ее реализации позволяют понять, как необходимо выстраивать собственную программу развития.
Каковы векторы развития столичного образования? Сохранение доступности образования, повышение его качества, укрепление материально-технической базы, улучшение условий труда и статуса педагога, повышение эффективности деятельности, развитие государственно-общественного управления, повышение информационной открытости.
Очевидно, что это практически осязаемые реалии сегодняшнего дня московского образования. Значит, результативно работают механизмы реализации программы развития на городском уровне. Давайте заглянем на официальный сайт и прочитаем отчет о ходе выполнения программы.
Механизмы, которые позволили выстроить логику изменений и развития столичного образования: удовлетворение образовательных потребностей семьи, новая логика финансового обеспечения, распределение управленческих функций между учредителем и образовательными организациями. Ключевой работник – педагог, непосредственно осуществляющий образовательный процесс.
Ключевая структура – коллектив школы, который учится работать самостоятельно и ответственно. Снятие межведомственных барьеров, открывшее московским школьникам вузы, музеи, театры, технопарки. Эффективный учебный план, позволивший использовать субботу для индивидуального образовательного маршрута каждого ученика.
Городская система дополнительного образования в открытом доступе через онлайн-регистрацию на портале госуслуг. Механизмы контроля качества образования: независимые диагностики МЦКО, независимые общегородские и общероссийские рейтинги, результаты олимпиад всех уровней, внутренние механизмы контроля качества и реализации ВСОКО.
На городском уровне каждый учитель имеет возможность профессионального роста: процедуры аттестации, повышение квалификации, профессиональное развитие через конкурсные проекты педагогического мастерства. Таким образом, ясно, что курс столичной системы образования – на массовое качество образования.
Перечисленные выше механизмы развития системы образования города не для общей риторики, а для ясности понимания, что нелогично для школьной программы развития изобретать велосипед и плыть против течения. Движение вперед будет результативным, если все будут смотреть и двигаться в одном направлении.
Ведь программа развития школы на среднесрочный период должна быть реалистична и выполнима, за нее надо отчитываться. В соответствии с нормативными требованиями отчет о программе развития должен быть отражен в ежегодном публичном докладе образовательной организации, это отражено в документе Минобрнауки России от 28.10.2010 №13-312 «О подготовке публичных докладов».
Многие московские школы, имеющие «лица необщее выраженье», именно через программу развития раскрывают свою самобытность и неповторимость, уникальность и яркость, развивая те сильные направления деятельности, в которых стали лидерами. Школьные программы развития реализуются в режиме самофинансирования, согласования, одобрения и поддержки управляющими советами.
В системе образования предусмотрен механизм финансирования особых социально значимых для города мероприятий школы, которые могут стать локомотивом развития общегородских проектов развития. Ясность понимания, куда, зачем, с кем и как двигаться и развиваться, что хотим получить в результате, должна быть отражена в школьной программе развития.
Ошибочно полагать, что программа развития должна отражать задачи по реализации ФГОС, по непосредственной организации образовательного процесса. Не путайте и не смешивайте – осуществление образовательной деятельности отнесено к компетенции, обязанности и ответственности образовательной организации и по закону, и по уставу!
Программа развития отражает образ приближения будущего школы, пружину развития, которая сделает вас лидером образовательного сообщества. В программе развития должны быть сформулированы цели и задачи развития, основные принципы и механизмы реализации программы.
На основе анализа результатов деятельности и выявленных проблем должны быть определены точки роста и основные направления развития. Последовательность реализации замысла коллектива организации раскрывается в «дорожной карте» реализации программы, которая не только поэтапно раскрывает планирование деятельности организации по исполнению мероприятий программы, но и конкретные формы работы, сроки и участников исполнения. Безусловно, в программе развития должны быть заложены ожидаемые результаты, риски и целевые показатели, которые должны быть сопоставимы и коррелируемы. Программа развития – это не набор мероприятий, дублирующий план работы школы, и не спутник основных образовательных программ, это проектирование образа будущего организации, реализуемого в настоящем.
Источник: ug.ru
Программа развития школы
Программа развития школы – это нормативный документ, составляемый на основании анализа текущего состояния образовательного учреждения и желаемой будущей модели.
Современные российские реалии предполагают необходимость реформировать систему образования в школах. Каждой программой развития образовательных учреждений должен устраняться определенный объем проблем, в их числе:
- создание системы дополнительных образовательных услуг, в том числе платных;
- ежегодное ухудшение состояния здоровья детей, что влияет на их академические успехи;
- родители учащихся недостаточно включаются в процессы управления школой, они характеризуются низким самосознанием и незаинтересованностью в участии в любой управленческой форме;
- педагогическому труду необходима интенсификация, поэтому большинство учителей в школах должны повысить квалификацию и освоение информационно-компьютерных технологий.
Чат педагогов
в Telegram
Обменивайся опытом и материалами с другими студентами и преподавателями!
Программа развития школы предполагает интеграцию усилий всего педагогического состава, так как программу должны разрабатывать не только представители администрации образовательного учреждения, но и заместитель директора, медсестра, педагог-психолог и учителя-предметники.
К ключевым задачам программы развития школы относят:
- сохранить и систематически повышать качество учебно-воспитательного процесса;
- рационально использовать время и ресурсы;
- развивать программную и материально-техническую базу;
- разрабатывать и внедрять инновационные учебно-воспитательные технологии;
- помогать ученикам школы в их самореализации;
- привлекать родителей учеников в решению вопросов управления ОУ и взаимодействовать с ними.
Программа развития школы на 2019-2024 годы
Планирование на срок 3-5 лет дает возможность внедрить в учебно-воспитательную деятельность инновационные педагогические технологии и передовой опыт. В ходе разработки программы развития школы, должны учитываться интересы школьников и ряд основных запросов их родителей, современные социальные тенденции, а также наличие инноваций педагогического процесса и профессиональные возможности педагогического коллектива.
«Программа развития школы»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Учащихся необходимо вовлекать в новые типы деятельности, для чего в обновленных нормативных моделях должны быть учтены спортивные и творческие мероприятия, кружки, которые должны помочь школьникам в приобретении необходимого эмоционально-чувственного опыта, освоении новых навыков и знаний, раскрытии собственных талантов и осуществлении профессиональной ориентации.
Принято выделять три этапа реализации нормативной модели:
Рекомендации по разработке программы развития школы на 2019-2024 года
Написание программы развития образовательного учреждения следует за сбором информации о нем, выполнением проблемного анализа, формированием концепции обновления нормативной модели, планированием задач и планированием действий. Перед тем как начать разрабатывать программу развития школы, должно быть предпринято несколько основных шагов:
- Подготовительный этап: администрацией школы создается положение о программе развития школы, в котором регламентирован алгоритм создания и утверждения документы, внесение изменений в него, характер участия учредителя и других участников образовательной деятельности. Всем участникам необходимо понимать, что их нужно привлекать к реализации программы, поэтому им не надо ставить потенциально нереальные цели и задачи.
- Основной этап – проектная группа работников принимает на себя обязанности разрабатывать школьную программу развития. Они обсуждают концепцию программы, распределяя задачи и функциональные обязанности. Для моделирования образа будущей школы, нужно дать ответы на три вопроса:
- качества, необходимые выпускникам, чтобы стать успешными;
- каким образом для этого необходимо изменить образовательный процесс;
- какая система ценностей должна быть сформирована у педколлектива для претворения этого в жизнь.
- Заключительный этап – предполагает определение необходимых для работы ресурсов. Материальное обеспечение, необходимое, чтобы реализовать программу, зависит от субсидии, выделенной учредителем, но должен быть составлен финансовый план, в котором учтены риски, возможности экономии и поиск дополнительных источников финансирования. Программу развития необходимо согласовать с учредителем, чтобы ознакомить его с перспективами развития образовательного учреждения. После согласования текста документа директором школы утверждается программа развития грифом утверждения или соответствующим приказом. После этого программный документ вывешивают на информационном стенде для общего ознакомления или на официальном сайте школы.
Источник: spravochnick.ru
Научная электронная библиотека
При экспертизе программы развития школы следует учитывать, что ее стороны и элементы должны быть подчинены конечным целям, ради достижения которых программа разрабатывается и реализуется. Программа должна отражать: этапы перехода к обновленной школе; сгруппированные направления в условиях (материальных, кадровых, программно-методических и т.д.), содержании, формах, методах осуществления учебно-воспитательного процесса по этапам реализации программы; задачи первого этапа реализации программы – сформулированные желаемые результаты по каждому направлению изменения состояния школы; оценку наличия необходимых ресурсов.
Программа развития должна представлять системное представление о перспективах деятельности образовательной организации на определенный период времени. Она необходима тому образовательному учреждению, которое намерено провести системные преобразования, затрагивающие его основные структурные подразделения. Программа развития как раз и определяет общую стратегию позитивных изменений школы как целостной системы на конкретный период, фиксируя основные параметры нового, качественно более совершенного состояния данного учреждения, а также сроки и способы его достижения.
Образовательная программа школы, в отличие от программы развития, являющейся документом перспективного планирования, дает функциональный срез жизнедеятельности учреждения, процесса функционирования его образовательной системы. Образовательная программа отражает содержательную сторону деятельности учреждения, его возможности, подкрепленные характеристикой условий его существования. Она констатирует достигнутый уровень развития школы, давая представление о ней как о целостной системе, работающей во взаимосвязи всех ее структурных компонентов. В этом принципиальное отличие образовательной программы от программы развития.
В методических рекомендациях В.С. Лазарева и М.М. Поташника предлагается технология подготовки программы развития, включающая семь основных процедур:
● подготовку информационной справки о школе;
● проблемный анализ школы;
● формирование концепции новой школы;
● разработку стратегии и задач перехода к новой школе;
● определение целей первого этапа построения школы;
● разработку плана действий;
Авторы ориентируют руководителей школ на полную реконструкцию школы как образовательного учреждения, затрагивающую все компоненты деятельности, все структуры, их части, связи, звенья, участки.
В системе общего среднего образования функцию проектирования выполняет Программа развития школы – некий идеальный образ будущего учреждения, который коллектив и его руководитель хотели бы создать. Это система стратегических, философских, организационных, методических, педагогических идей, которые должны воплотить в жизнь педагоги, основываясь на ценностях, заложенных в школьном Уставе.
Программа как стратегический школьный документ представляет собой обобщенную, но достаточно технологичную цель – модель педагогической системы. Программа – документ творческий, разрабатываемый с учетом конкретных условий и конкретного педагогического коллектива каждой школы, поэтому программу следует разрабатывать с максимальным привлечением всех участников образовательного процесса: педагогов, учеников, родителей, представителей Муниципального образования, общественности.
Программы развития образовательной организации:
1. Указать полное название и местонахождение образовательного учреждения.
2. Обладает ли цель данной программы развития школы:
а) основным свойствам:
● определенностью всех характеристик результата, существенных для его максимального соответствия потребностям;
● контролируемостью ожидаемого результата;
● реальностью (соответствием возможностям);
● побудительностью (соответствием мотивам субъекта деятельности).
б) приемлемыми формулами целей: удачное составленное заявление о целях содержит следующие четыре элемента:
● глагол действия или достижения;
● единственный и поддающийся измерению результат; дату завершения; издержки в виде усилий и ресурсов. В качестве примера, приведем модель заявления о целях: обеспечить (глагол действия или достижения), (единственный результат) к дате (она должна быть реальной) путем (усилие, используемые ресурсы).
3. По разделу Информационная справка о школе определить возможности реализации идеи преобразования школы по следующим данным:
● статистические данные о школе;
● режим работы школы;
● состояние материально-технической базы;
● характеристика условий для внеурочной воспитательной работы;
● краткие сведения об истории, традициях, наследии школы;
● характеристику контингента учащихся (по полу, социальному составу семей, национальности, здоровью, успешности в учебе и другим, важным для целей школы параметрам);
● наличие творческих контактов с учеными, научными центрами, вузами, ИПК;
● краткие итоги учебно-воспитательного процесса за последний учебный год по ступеням, параллелям, классам или циклам предметов и динамика результатов за последние 2–3 года, а также другие данные анализа учебно-воспитательного процесса и его
результаты;
● наиболее сильные стороны и яркие достижения школы.
● характеристика управляющей системы.
Все эти данные должны быть собраны, систематизированы и подвергнуты анализу соответствия (несоответствия) тем целям и задачам, которые возникли перед школой в связи с реформированием.
4. По итогам анализа проблем деятельности школы определить требуется ли в данной школе изменения в новых социально-экономических условиях. Анализ проблем деятельности школы заключается в выявлении проблем и несоответствий поставленным целям и задачам развития. Продуманные цели и образ желаемого результата, соотнесенные с конкретными условиями, помогут ответить на вопрос: что нужно предпринять, что изменить и улучшить, чтобы поставленные цели были выполнены, а результат оказался тем, каким планировался?
По определенной схеме проводится:
● Анализ учебно-воспитательного процесса включает: анализ содержания курсов (углубить, исключить); методики преподавания (включение заданий творческого характера и т.д.); установления интегративных связей между предметами; введения новых курсов: экономика, правоведение и т.д. (в сравнении с имеющимися условиями);
● Анализ условий предполагает выявление недостатков условий, приведших к возникновению недостатков учебно-воспитательного
процесса, и результатов (в сравнении с целями и полученными результатами).
5. Направления и задачи перехода к новой школе.
Для каждого этапа реализации Программы развития школы должны быть разработаны направления и задачи действий. Такими направлениями могут быть: обновление содержания образования; укрепление материально-технической базы; освоение новых педагогических технологий; формирование здорового образа жизни; реализация дополнительного образования и т.д. Задачи разрабатываются для каждого направления программы.
Разработка плана действий:
Раздел, в котором представлена структура будущих действий, является главным в Программе развития образовательного учреждения. План действий целесообразно представить в виде таблицы, которая содержит следующие графы:
● направления и задачи;
Программа развития школы должна содержать описание:
● новой организационной структуры в виде органиграммы – графической модели, отражающей элементы организационной системы управления;
● новый перечень функций всех субъектов управления;
● новые механизмы управления.
Заключительный этап практического занятия рекомендуем провести в форме публичной презентации доклада и последующим обсуждением результатов экспертизы Концепции и Программы развития образовательного учреждения.
Рефлексия: Сформулируйте свои личностные приращения по теме (виды деятельности, благодаря которым достигнуты эти результаты).
Источник: monographies.ru