Дошкольное детство — время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально-практическим путем, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство.
Развитие речи детей — одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители.
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и в средней школе.
Уровни речевого развития детей одного возраста бывают различными. Особенно ясно эти различия выступают именно в среднем дошкольном возрасте. Работа по воспитанию звуковой культуре речи должна включать формирование правильного произношение звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности. У детей среднего дошкольного возраста важно сформировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка.
Развитие речи средняя группа
В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов, обозначающих свойства и качества предметов, действия с ними, их функциональные признаки. Наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе, что обусловлено рядом факторов, в том числе и средой, в которой живет, воспитывается и обучается ребенок. Вместе с тем у детей наблюдается особая чувствительность, восприимчивость к звукам речи, вот почему этот возраст очень важен для обучения элементам грамоты. Дети овладевают практически правильным произношением всех звуков родного языка. У них формируется осознание своих произносительных умений.
Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.
Удовлетворять потребность детей в речевом общении – одна их важнейших педагогических задач.
Цель: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности детей, развитие фонематического слуха.
Задачи:
— развивать умение говорить и слушать;
— развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих;
— обогащать активный и пассивный словарь;
— развивать звуковую культуру речи детей;
— развивать умение анализировать звуковую сторону устной речи.
— развивать артикуляционный аппарат;
— совершенствовать интонационную выразительность речи;
— способствовать развитию графических навыков,
— формировать навыки самоконтроля и самооценки,
— развивать мелкую моторику;
— воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
🧠 Чистоговорки, бормоталки, логопедические карточки для детей. Развитие речи у малышей. Сборник
Пути и методы реализации:
1.Правильный образец педагога.
2.Пальчиковая гимнастика, словесные подвижные игры, считалки, потешки.
3. Рисование пальцем, кистью, мелом, карандашом.
4. Выкладывание ритмических рисунков (семена, крупа, палочки и т.д.) по образцу и на слух.
5. Показ слов, стихов, сказок, загадок руками.
6. Артикуляционная гимнастика в сочетании с упражнениями для рук.
7. Правильный подбор мебели, освещения.
8. Гимнастика для глаз.
9. Динамические паузы (чередование нагрузки и отдыха).
10. Смена деятельности на занятии, соблюдение регламента.
2019 / 2020 уч. год СЕНТЯБРЬ ОКТЯБРЬ НОЯБРЬ ДЕКАБРЬ ЯНВАРЬ ФЕВРАЛЬ МАРТ АПРЕЛЬ МАЙ
Источник: centrideia.ru
Рабочая программа по развитию речи для всех групп детского сада
Срок реализации: 4 года
Содержание
1. Пояснительная записка . 3
2. Учебно-тематический план . 6
2.1. II младшая группа (2 год обучения). 7
2.2. Средняя группа (3 год обучения) . 9
2.3. Старшая группа (4 год обучения) . 11
2.4. Подготовительная группа (5 год обучения). 13
3. Календарно-тематический план . 16
3.1. II младшая группа . 33
3.2. Средняя группа . 59
3.3. Старшая группа . 90
3.4. Подготовительная группа . 119
4. Требования к уровню подготовки воспитанников . 150
5. Критерии и методы оценки знаний и умений, представлений уровня освоения воспитанниками содержания программы. 152
6. Список используемой литературы . 166
7. Список средств обучения . 167
7.1. II младшая группа . 172
7.2. Средняя группа . 179
7.3. Старшая группа . 184
7.4. Подготовительная группа . 190
1. Пояснительная записка
Данная рабочая учебная программа по развитию речи детей 3-7 лет разработана для условий детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно – эстетического развития воспитанников, работающего по комплексной программы «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайловой и др.
Основная цель программы: ознакомление и приобщение детей 3 – 7 лет к развитию речи в условиях детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно – эстетического развития воспитанников.
Основные задачи:
• способствовать развитию познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи
• пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность.
Сроки реализации программы 4 года:
• второй год обучения-2 мл.группа (3-4 года)
• третий год обучения- средняя группа (4-5 лет)
• четвертый год обучения –старшая группа(5-6 лет)
• пятый год обучения -подготовительная к школе группа (6-7 лет).
Количество занятий со 2 младшей группе по подготовительную группу – 36.
Длительность непосредственной образовательной деятельности в соответствии с возрастом детей: 2мл.гр.-15 мин., средняя гр.-20 мин., старшая гр.-25мин., подг.гр.-30мин.
Организация детской деятельности по развитию речи осуществляется на занятиях, развлечениях, мини викторинах.
Национально- региональный компонент реализуется на занятиях, начиная со 2 младшей группы (в соответствии с тематикой занятий) через использование коми фольклора, сказок, рисование иллюстраций.
Развитее речи осуществляется через проговаривание отдельных звуков, разучивания потешек, закличек, стихов, проговаривания скороговорок, перессказывание сказок и рассказов.
По каждому возрасту, программа предусматривает свои параметры знаний умений и навыков.
Задачи воспитания и развития детей младшей группы:
1. Стимулировать эмоциональное содержательное общение ребенка со взрослыми
2. Развивать умение понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность.
3. Стимулировать желание вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.
4. Развивать умение отвечать на вопросы, используя форму простого предложения или высказывания из 2—3 простых фраз.
5. Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о людях, предметах, объектах природы ближайшего окружения, их действиях, ярко выраженных свойствах и качествах.
6. Развивать умение воспроизводить ритм речи, звуковой образ слова, правильно пользоваться речевым дыханием.
7. Развивать умение использовать в речи правильное сочетание прилагательных и существительных в роде, падеже.
8. Учить использовать речевые формы вежливого общения: здороваться, прощаться, благодарить, выражать просьбу, знакомиться.
Задачи воспитания и развития детей средней группы:
1. 1.Стимулировать развитие инициативности и самостоятельности ре¬бенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками, использование в практике общения элементов описательных монологов и объяснитель¬ной речи.
2. Развивать ситуативно-деловое общение со сверстниками во всех видах деятельности.
3. Развивать связную монологическую и диалогическую речь.
4. Развивать словарь детей посредством знакомства детей со свойствами и качествами объектов, предметов и материалов и выполнения обследовательских действий.
5. Развивать умение чистого произношения сложных звуков род¬ного языка, правильного словопроизношения.
6. Развивать словарь детей посредством знакомства детей со свойствами и качествами объектов, предметов и материалов и выполнения обследовательских действий.
7. Развивать умение использовать вариативные формы приветствия, прощания, благодарности, обращения с просьбой; умение использовать вежливые формы обращения к незнакомым людям: детям и взрослым.
Задачи воспитания и развития детей старшей группы:
1. Развивать связную монологическую речь: учить детей составлять повествовательные рассказы по игрушкам, картинам, из личного и коллективного опыта.
2. Стимулировать и развивать речевое творчество детей.
3. Развивать умение участвовать в коллективных разговорах.
4. Развивать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей.
5. Развивать умение замечать ошибки в речи сверстников и добро¬желательно исправлять их.
6. Стимулировать желание самостоятельно выполнять основные правила речевого этикета.
Задачи воспитания и развития детей подготовительной группы:
1. Развивать умение строить общение с разными людьми: взрослыми и сверстниками, более младшими и более старшими детьми, знакомыми и незнакомыми людьми.
2. Развивать умение пользоваться антонимами, синонимами, многозначными словами; понимать при восприятии художественной литературы и использовать в собственной речи средства языковой выразительности — метафоры, образные сравнения, олицетворения.
3. Развивать самостоятельное речевое творчество, учитывая индивидуальные способности и возможности детей.
4. Расширять представления детей о содержании этикета людей разных национальностей.
5. Развивать умение осознанного выбора этикетной формы в зависимости от ситуации общения, возраста собеседника, цели взаимодействия.
Данная программа предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Эффективность освоения детьми программы определяется в соответствии с промежуточными и итоговыми результатами освоения детьми содержания ОО «Коммуникация» раздела «Развиваем речь и коммуникативные способности детей».
Диагностический инструментарий освоения детьми ОО «Коммуникация» разработан на основе методических рекомендаций Н.Б. Вершинина «Комплексная диагностика уровней усвоения программы «Детство» под редакцией В. И. Логиновой». Диагностика проводится со 2 младшей группы (в конце учебного года) по подготовительную группу (в начале и в конце учебного года).
Список литературы:
1. Г.Я. Затулина «Конспекты занятий по развитию речи. Первая младшая группа. Учебное пособие. – М., Центр педагогического образования, 2008. – 160с.
2. Г. Я. Затулина. Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Средняя группа. Москва : Центр педагогического образования, 2007. – 144 с.
3. Г. Я. Затулина Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Старшая группа». Учебное пособие. М., Педагогическое общество России, 2007 – 167с.
4. Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Кн. для воспитателя дет. сада. – 2 – е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1989. – 111с.
5. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада: Пособие для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1983. – 144с.
6. Конспекты занятий по обучению пересказу Л. Лебедева (подготовительная группа)
7. Лебедева Л.В. — Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. М., Центр педагогического образования, 2009.
8. Петрова Т.И., Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. Младшая и средняя группы. М.: Школьная Пресса, 2004. – 128с.
9. Развитее речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: ТЦ СФЕРА, 2007. – 144с.
10. Развитие речи. Тематическое планирование занятий. Авт. сост. В. Ю. Дьяченко и др. – Волгоград: Учитель, 2007 – 238с. (подготовительная группа)
11. Т. М. Бондаренко — Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ – Воронеж: ТЦ «Учитель» 2005 – 666с.
12. Удивительные истории Л.Б. Белоусова. Детство-пресс. Год выпуска: 2003
13. ДМ № 3.1 «Детские забавы»
14. ДМ № 19
Источник: kladraz.ru
Речевое развитие в средней группе детского сада — нормы и особенности
С точки зрения педагогики и психологии, овладение ребёнком речью — это многоуровневый и даже в чём-то загадочный процесс, требующий последовательной и целенаправленной работы всех педагогических кадров детского сада. В частности
- воспитателя (для включения программных компонентов развития речи в каждодневные занятия);
- логопеда (для коррекции дефектов, связанных с произнесением звуков);
- психолога (для диагностики и устранения внешних трудностей овладения речью, например, если малыш замкнут, отстранён от других детей и взрослых).
Требования ФГОС к уровню овладения речевыми навыками заключаются в
- расширении запаса слов активного (то есть постоянно используемого) и пассивного (то есть не так часто употребляемые слова, но с известным малышу значением) словаря;
- выработке речевого навыка для успешного общения, то есть для того, чтобы понимать и быть понятым;
- отработке интонации и произнесения звуков с целью узнавания и использования, чтобы понимать не только смысл слов, но и эмоциональную окраску целых высказываний, то есть всё тонкости речи;
- совершенствовании навыка воспринимать информацию на слух (это помогает выстраивать причинно-следственные связи в полученной информации, а также развивает логику и образное мышление);
- развитии связной монологической и диалогической речи.
Эти требования реализуются в наборе специальных приёмов обучения, которые предполагают живое общение детей между собой, а также с воспитателем (родителями):
- пересказ прочитанного;
- заучивание стихотворений;
- обсуждение картинок по разным темам (например, животные в разные времена года);
- ролевые игры (например, «У врача», «Дочки -матери») и т.д;
- театрализация (постановки утренников, сказок и пр.);
- подготовка проектов, стенгазет в группе и т.д.
Развитие речи в средней группе ДОУ
Развитие навыков общения и речи, которое включает в себя обогащение словарного запаса и выработку четкого произношения, считается одной из основных задач для дошкольников.
Занятие по речевому развитию
Обратите внимание! Для правильного речевого развития у детей в средней группе воспитатели проводят колоссальную работу. Она базируется на комплексе специальных упражнений и методических приемов, направленных на совершенствование речевых навыков и формирование высокой культуры и вежливости речи.
Для развития речи в средней группе ДОУ используются различные направления:
- углубляются знания и представления детей об окружающих предметах;
- дети знакомятся с деталями и названиями частей вещей;
- изучаются слова, обозначающие свойства предметов и явлений;
- пополняется словарный запас в сфере профессий;
- изучаются слова, обозначающие отношения между людьми;
- дети учатся выражать собственные мысли сложноподчиненными предложениями, которые грамматически правильно оформлены.
Для решения поставленных задач в средней группе воспитатель должен ответственно подходить к процессу и целенаправленно вести занятия.
Требования ФГОС по речевому развитию
Все образовательные учреждения, независимо от того государственные они или частные, должны ориентироваться на определенные программные требования, которые указаны в ФГОС.
Что касается речевого развития дошкольников, то требования следующие:
- постоянно должен обогащаться словарный запас;
- ребенок должен в соответствии с возрастом владеть речевыми навыками;
- должен расширяться звуковой и интонационный диапазон выразительности речи;
- развиваться умение воспринимать звуки на слух и при этом слышать, идентифицировать и при наличии ошибок, исправлять их;
- развиваться умение слушать и запоминать сюжетную линию;
- формироваться логически последовательная и осмысленная речь;
- навыки пересказа и обыгрывания диалогов;
- ребенок должен обучаться эмоциональной передаче смысла и чтению стихотворения наизусть с выразительностью;
- должна проводиться работа по расширению кругозора дошкольников о предметах, свойствах, явлениях и понятии системы координат;
- вводится в лексикон обобщающие понятия;
- проводиться обучение совершенствованию грамматического построения предложений.
Обратите внимание! Все обучающие занятия должны проводиться воспитателем так, чтобы они одновременно включали в себя решение поставленных задач и игровые моменты. Только в таком случае детей можно будет заинтересовать и добиться желаемых результатов.
Направления речевого развития (ФГОС ДО)
Возрастные психологические особенности детей средней группы ДОУ
Средний дошкольный возраст в плане развития является продолжением раннего возраста. В этот период дети осваивают мир постоянных вещей, овладевают культурой речи, а также происходит формирование и становление психологического восприятия.
В среднем возрасте дети продолжают активно развивать речь, способность к замещению, мышление и воображение. С помощью речи воспитанники средней группы выражают свои эмоции и делятся впечатлениями.
Обратите внимание! Происходит стремительное развитие запоминания информации и удерживание ее в памяти, а также усиливается способность к концентрации внимания.
Как правило, в этом возрасте в детских садах воспитатели проводят специальные плановые занятия по развитию речи. Они предусмотрены специальными образовательными стандартами. Но, несмотря на это, педагогическая работа в данном направлении, не ограничивается определенными рамками. Самое главное, чтобы при подборе инструментов воспитатель должен учитывать все возрастные особенности своих воспитанников.
Шаблоны логопедических характеристик на детей разного уровня для ПМПК
Методические средства
Перед педагогом в рамках требований речевого развития стоят серьезные задачи, которые вынуждают подходить к процессу вдумчиво, ответственно и в соответствии с определенными стандартами.
Основные педагогические приемы
Каждое занятие по развитию речи в средней группе должно быть основано на определенном педагогическом приеме. В настоящее время выделены три основные группы приемов развития речи в дошкольном учреждении. Это словесные приемы, наглядные и игровые.
Их суть заключается в следующем:
- Обучение рассказу по сюжетным картинкам.
- Ежедневное чтение художественной литературы, которая предусмотрена образовательной программой.
- Проведение работы с детьми в формате беседы.
- Применение игровых технологий.
- Систематическое и ненавязчивое повторение нового слова.
- Мотивирование на выполнение учебного плана.
Обратите внимание! Кроме выполнения перечисленных выше педагогических приемов, воспитатель обязательно должен организовывать для воспитанников физкультминутки. Они тоже являются частью учебного плана и помогают формировать у детей серьезное отношение к физической культуре.
Игры по речевому развитию
К пяти годам дети должны научиться правильно, произносить все звуки. Добиться цели можно благодаря ежедневной дыхательной гимнастике.
Дидактические игры по «Развитию речи»
А сформировать грамматически правильную речь можно благодаря играм и упражнениям:
- «Больше-меньше».
- «Назови ласково».
- «Чья игрушка».
- «Продолжи предложение».
- «Какой».
Оборудование речевого уголка
Чтобы стимулировать самостоятельность и неформально игровое общение с детьми согласно требованиям ФГОС должна быть создана эстетически привлекательная, комфортная и специальная предметно-развивающая обстановка, в которой дети не будут бояться, а наоборот чувствовать себя легко и непринуждённо.
Важно! Речевой уголок лучше всего располагать удаленно от игровой зоны в хорошо освещенном месте. Он обязательно должен быть оборудован дидактическими и наглядными пособиями, а также необходимыми материалами, которые используются воспитателем во время занятий.
Таблица: заполнение речевого уголка по разделам
Раздел | Содержание |
Грамота | Схемы слов, предложений и соответствующие игры («Сложи слово», «Подбери слово»), ребусы и кроссворды. |
Связная речь | Сюжетные картинки, «Играем в профессии», «Угадай по описанию». |
Грамматика | Игры «Назови ласково», «Один-много». |
Лексика | Картинки, лото, пазлы. |
Звукопроизношение | Игровые упражнения, игры на автоматизацию звуков. |
Дыхание | Дудочки, пузырьки, шары для надувания. |
Мелкая моторика | Карандаши, пазлы, мозаика, волчки. |
Фонетический слух | Игры на дифференциацию звуков. |
Артикуляционная гимнастика | Картинки, комплексы упражнений, методическая литература. |
Высшие психические функции | Домино, разрезные картинки. |
Обратите внимание! Помимо всего прочего специалисты рекомендуют иметь в речевом уголке книгу Ушаковой «Развитие речи» В ней подробно рассмотрены все проблемы развития речи детей средней группы, подобраны методические рекомендации и составлены конспекты занятий.
Варианты планирования занятий
Рассматривание игрушек, игры и т.д. – важная часть планирования занятий по речевому развитию детей
Это интересно. Известный итальянский педагог, философ и гуманист Мария Монтессори говорила: «Разговаривайте с ребёнком как можно больше обо всём и везде — дома, на улице, в дороге. Ваши разговоры, рассказы и обсуждения важнее любого методического пособия».
Для того чтобы развитие речи ребёнка было гармоничным и эффективным, воспитатель должен правильно спланировать занятия — элемент программы, который структурирует использование разных видов деятельности (чтение, декламация, игры, инсценировки), призванные решить определённые задачи образования дошколят.
Существует три вида планирования.
- Комплексное. В него входят наглядные (экскурсии, рассматривание игрушек, картинок с последующим обсуждением и выполнением заданий), практические (игры, инсценировки) и обучающие методы (чтение, заучивание, пересказ) речевого развития.
- Перспективное. Это планирование, которое конкретизирует задачи образования в определённый период, основываясь на уровне развития группы и отдельных ребят. Таким образом, можно успешно знакомить всех детей с окружающим миром, воспитывать культуру общения.
- Интегрированное. Применяется для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. Планирование ведётся по 4 направлениям: развитие, коррекция, социализация (то есть навыки общения с окружающими людьми), творчество.
Полезная литература
Рекомендации Госстандарта, касающиеся развития речи, позволяют методистам разрабатывать методические пособия, которые пригодятся в работе воспитателя средней группы при составлении планирования.
- Васильева М.А., Гербова В.В. «Комплексные занятия в средней группе д/с»
- Генинг М. Г., Герман Н. А. «Воспитание у дошкольника правильной речи»
- Гербова В.В. «Занятия по развитию речи в детском саду»
- Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду: Наглядно-дидактическое пособие: Для занятий с детьми 4–6 лет»
- Кислова Т.Р. «По дороге к азбуке», ч.1 и 2»
Наиболее полными считаются рекомендации Валентины Викторовны Гербовой — кандидата педагогических наук, автора нескольких практических пособий по методике речевого развития детей детсадовского возраста. Однако в рекомендациях Госстандарта не идёт речь о слепом копировании описанных методов и приёмов — воспитатель может использовать на своё усмотрение те или иные формы для реализации целей развития речи у малышей средней группы.
Занятие развитие речи в средней группе
Планирование занятий должно выполняться согласно методическим рекомендациям.
Занятия по сказкам
Структура занятия
Каждое занятие должно проводиться по определенной схеме:
- Организационная вводная часть — характеризуется мотивирующим и стимулирующим характером. Основной задачей воспитателя на данном этапе является настрой детей на работу и пробуждение в них интереса в теме.
- Практическая часть — воспитатель устанавливает задачи, объясняет суть задания.
- Активная работа — происходит выполнение детьми задания в совокупности со словесной оценкой деятельности воспитанников.
- Подведение итогов — целью педагога является обращение внимания детей на результат.
Программы по развитию речи в ДОУ в соответствии с ФГОС
Источник: konspektiruem.ru