Переход к рыночной экономике в России привел к изменению муниципального менеджмента, которые заключаются в том, что доказавшие свою результативность методы и приемы коммерческого менеджмента переносятся на практику муниципального управления. Наиболее яркими примерами этого являются стратегическое управление муниципальным образованием (МО). Стратегическое управления муниципальным образованием — это процесс управленческой деятельности органов местного самоуправления по обеспечению устойчивого социально-экономического развития в долгосрочной перспективе [7, c.82].
Система стратегического управления муниципальным образованием представляет собой часть общего управления и включает в себя следующие составные части: получение, анализ и оценка необходимой информации; выработка и принятие решений и организация их выполнения; анализ полученных результатов и внесение корректировок в ход дальнейшей работы. Указанные составные части в отличие от текущего управления нацелены на решение глобальной задачи управления.
Николаевский район формирует программу развития на перспективу
Помимо определения видения, миссии и целей каждая стратегическая программа включает в себя характеристику потребности в ее разработке, описание места программы в общей или функциональной стратегии, формулировки общей цели и целей подсистем, описание взаимосвязей подсистем и ресурсов, необходимых для реализации программы и т.д. Задача стратегических программ: привести к росту потенциала муниципального образования, обеспечить его конкурентными преимуществами на региональном, федеральном и международном уровнях. А также реально изменить в лучшую сторону уровень и качество жизни населения. Целью курсовой работы является исследование стратегии развития МО на примере Одинцовского муниципального района.
Глава 1. Методологические основы стратегического планирования развития муниципальных образований
Необходимость стратегического планирования МО
Для того, чтобы добиться качественного повышения управленческой деятельности необходимо наряду с решением оперативных, тактических задач разработать стратегию развития муниципального образования. Стратегия (от греч. strategia — вести войско) представляет собой набор правил, которыми руководствуются при принятии управленческих решений. В стратегическом планировании важное место отводится анализу перспектив, выяснению тех тенденций, опасностей, возможностей, а также отдельных чрезвычайных ситуаций, которые способны изменить сложившиеся тенденции.
Стратегическое планирование и управление развития территории муниципального образования обеспечивает единство действий, осуществляемых на разных уровнях системы управления, и степень мобильности, отвечающую темпам изменений среды деятельности муниципального сообщества. Чтобы достичь такого единства, нужно сформировать систему представлений, обладающих двумя основными характеристиками: а) достаточно высокой степенью общности, необходимой для того, чтобы она могла непротиворечиво вместить в себя вопросы и представления, возникающие и работающие на различных уровнях управления, существующих в территориальной организации местного сообщества, с одной стороны, и представления об условиях и обстоятельствах, в которых происходит ее деятельность, с другой; б) возможностью превращать эти представления в понимание того, какие конкретные действия надо осуществлять на разных уровнях управления [12, c.136].
Программа развития районной образовательной системы Пушкинского района Санкт-Петербурга
муниципальное образование стратегическое планирование
Стратегический план развития муниципального образования — управленческий документ, который содержит взаимосвязанное изложение таких вопросов, как:
1) цели развития муниципального образования;
2) пути достижения поставленных целей;
3) потенциальные возможности муниципального образования, реализация которых позволяет достичь успехов;
4) методы организации движения по избранным направлениям;
5) ресурсы, необходимые для достижения поставленных целей;
6) способы использования ресурсов [15, c.97].
Такой план позволяет органам местного самоуправления, населению и другим организациям действовать совместно, предвидя и опережая основные изменения в структуре занятости, технологии производства и территориальной среды. Он создает новые инструменты, направляющие и стимулирующие развитие муниципального образования. Стратегический план — это документ не только местной администрации, но и всех других субъектов муниципальных правоотношений. Он представляет собой инструмент стратегического партнерства, механизм определения и осуществления эффективных стратегий во всех сферах жизни муниципального образования. Это работа по формированию представлений о смысле и назначении деятельности территориальной организации местного сообщества и превращению этих представлений в ориентиры, необходимые для осуществления конкретной управленческой работы по достижению социально значимых целей развития территории муниципального образования.
Ключевой исходной точкой стратегического планирования является формирование представлений о смысле и назначении организации местного самоуправления. Эти представления оформляются в ключевых инструментах стратегического планирования — миссии и целях. В миссии формулируются фундаментальные представления о смысле жизнедеятельности местного сообщества. Цели могут быть с учетом этого самыми разными: увеличение доходов населения, эффективное управление муниципальной собственностью, освоение новых рынков, изменение имиджа и др.
Чтобы перейти к стратегическому планированию прежде всего необходимо понимание необходимости изменений, осознание того, что наряду с оперативным — тактическим управлением и планированием важно и стратегическое. Такое осознание подчас является результатом анализа допущенных просчетов в выборе направлений развития или организации управления, последствий увлечения краткосрочными проектами.
Таким образом, формируется собственное понимание содержания стратегического управления. От характера и глубины понимания зависит чрезвычайно много. Так, часто под стратегическим управлением понимается разработка концепции или сценариев развития, выделение перечня основных проблем и путей их решений, иногда — четкий план действий. Понимание формирует набор субъектов стратегического управления и способы организации взаимодействия между ними.
После достижения определенного понимания и в зависимости от него формулируются принципы стратегической деятельности и определяются приоритеты развития, которые, как правило, должны быть связаны с повышением качества жизни населения. В связи с тем, что качество жизни — характеристика относительная и сравнительная, анализ проблем и состояния муниципального образования проводится на основе сравнения его базовых характеристик с другими. В рамках этой работы формируется установка на усиление сильных сторон, и превращение слабых сторон в сильные. Следует особо выделить проблемы в реализации вопросов местного значения, которые находят наибольшую поддержку населения. Для этого используются различные опросы, социологические исследования [17, c.22].
Необходимо формирование установки на длительную работу, связанной прежде всего с признанием того, что изменения будут происходить медленно, постепенно. Но отдельные мероприятия стратегической программы должны выстраиваться таким образом, чтобы жители регулярно видели результаты — небольшие социальные приращения в каждый промежуток времени.
Нельзя забывать о продвижении таких изменений в социальной среде. Одновременно с этим следует выявлять силы и факторы, противодействующие стратегическим переменам. На пути любых планов возникают препятствия. Не являются исключением и стратегические планы, особенно если они затрагивают экономические интересы, способны повлиять на прибыль и доходы.
Выработка политики по отношению к возможности использования внешних консультантов обусловлена тем, что всегда существует дилемма между приглашением консультантов, получением внешней помощи и опорой на собственные силы. Обычно оптимальна ориентация на комбинацию внутренних и внешних интеллектуальных ресурсов. При отборе внешних консультантов следует оценить тип предоставляемых услуг, предусматривают ли они передачу современных методов управленческой работы и обучение им местного персонала.
Наконец, осуществляются определенные изменения в системе управления. Это может быть в отдельных случаях связано с изменением и территориальной организации местного самоуправления. Как орган управления процессом разработки и управления стратегическим планом обычно создается постоянно действующая рабочая комиссия. Следует использовать административные рычаги, закрепляя ответственность за реализацию отдельных мероприятий за конкретными подразделениями и руководителями.
Таким образом, разработка стратегического плана муниципального развития состоит из следующих этапов:
1) анализ ресурсов и условий развития;
2) составление прогноза;
3) формирование концепции развития муниципального образования;
4) обсуждение концепции;
5) разработка целевых программ по стратегическим направлениям;
6) сведение целевых программ в стратегический план с оценкой затрат, потребностей в привлечении средств и эффекта от реализации;
7) разработка графика выполнения стратегического плана с указанием исполнителей;
8) обсуждение и утверждение стратегического плана [16, c.33].
Разработка стратегии развития муниципального образования
Местное самоуправление призвано решать задачи жизнедеятельности населения, имея непосредственный контакт с ним, ощущая его насущные проблемы, местные власти должны управлять портфелем вопросов местного значения, не забывая при этом о задачах стратегического управления. До недавнего времени самой популярной стратегией, озвучиваемой органами местного самоуправления, была стратегия выживания, хотя на самом деле успешность работы отдельных муниципальных образований свидетельствует об активной позиции и развитии.
О том, насколько эффективна действующая стратегия, судить можно по количественным и качественным результатам деятельности конкретного муниципального образования. На практике нет ни одной социальной системы и организации, не имеющей действующей стратегии. Это не означает, что все они разрабатываются и имеют конкретный образ. Руководство организаций, не говоря уже о рядовых работниках, порой даже не знает, какую стратегию в данный период времени имеет его организация.
Для разработки стратегии развития необходимо сформулировать действующую стратегию и оценить ее. Оценка стратегии с качественной точки зрения заключается в целостности и ее внутренней согласованности (системности), а также обоснованности и соответствии реальной ситуации. Количественные результаты проявляются в фактическом состоянии социально-экономического положения МО, что находит свое подтверждение в данных статистической отчетности. Результативность действующей стратегии зависит от социальной активности населения, притока инвестиций, а также содержания функциональных составляющих стратегии: рациональность каждой составляющей стратегии (политик, проектов и программ), последние действия администрации, субъектов бизнеса и местного сообщества [8, c.63].
Стратегии развития муниципального образования — это важнейший элемент, в котором формируются окончательные выводы о целях социально-экономического развития территории, факторах и механизме его достижения, а также о методах управления этим развитием. Выводы делаются с учетом новых тенденций и особенностей социально-экономического развития региона, страны и муниципального образования. В основу концепции должны быть положены разработка альтернативных стратегий и их оценка, выявление приоритетных направлений развития муниципального образования, анализ ресурсов развития, а также конкурентные преимущества муниципального образования.
На основе концепции стратегииразвития муниципального образования формируется план конкретных стратегических действий, представляющий собой вектор развития муниципального образования и имеет следующий порядок формирования:
• стратегический анализ муниципального образования;
• разработка и оценка сценариев развития на основе эталонной и действующей стратегий;
• выработка философии развития муниципального образования, включающая в себя определение видения, миссии, целей и задач муниципального образования;
• определение подходов и методов разработки стратегических планов и действий [5, c.189].
Ключевые звенья концепции развития муниципального образования — это определение его видения, миссии, целей и задач, то есть то, что называют философией развития. При стратегическом управлении важно помнить о так называемой иерархической структуре стратегии, которая заключается в следующем: то, что на высшем уровне управления считается средством достижения каких-либо целей, на более низких уровнях оказывается целью. Из этого следует, что стратегия, разработанная для организации в целом, выступает в качестве цели по отношению к структурным подразделениям организации. На основании указанной цели и разрабатываются функциональные стратегии (политики) структурных подразделений, которые, в свою очередь, являются целями отдельных более мелких подразделений организации или отдельных работников.
Исходя из выше сказанного, определяются основные подходы и методы разработки стратегии развития муниципального образования. При отсутствии стратегии как документа предпринимаются попытки выделения факторов, характеризующих деятельность муниципального образования. Это необходимо для того, чтобы затем выдвинуть гипотезу о содержании возможно действующей стратегии. При этом проводится анализ как внутренних, так и внешних параметров муниципального образования. В качестве критериев выбора стратегии используются сильные стороны и внешние возможности, цели и все виды ресурсов.
Содержание стратегии должно соответствовать варианту развития, который носит пессимистичный, реалистичный или оптимистичный характер. Каждый из них, в свою очередь, предполагает несколько видов стратегии. На разных этапах развития муниципального образования эти варианты могут изменяться, комбинироваться и дополнять друг друга.
Такой подход во многом предопределяет эффективность формирования стратегии развития муниципального образования. Для того чтобы стратегия дала импульс социально-экономического развития с первых шагов ее разработки, целесообразно оценивать эффективность механизма разработки стратегии на стадии именно ее разработки, обсуждения или принятия.
Самый простой способ такой оценки эффективности — экспертная оценка. Опытный эксперт или группа экспертов, анализируя все этапы разработки стратегии, все изложенные выше факторы и т.д. выскажут замечания и предложения, дадут свою оценку.
Чем больше будет привлеченных со стороны экспертов, чем опытнее они будут, тем выше вероятность исключения ошибок или исправления их до стадии реализации стратегии. Как правило, на такую работу у муниципальных образований не хватает средств. Поэтому в качестве экспертов выступают местные специалисты, руководители предприятий, представители различных групп сообщества, депутаты и т.д. В любом случае эксперты как местные, так и приглашенные используют единую методику оценки эффективности формирования стратегии. Эффективность механизма формирования стратегии — это отношение качества стратегии к затратам на ее разработку.
Следует подчеркнуть, что привлечение экспертов обязательно при многокритериальной оценке эффективности сложных, многоцелевых организаций, каковыми являются муниципальные образования, и стратегии которых уже на стадии разработки связаны с достижением целого набора взаимосвязанных показателей, формирующих их образы (профили). С определением данного образа связаны методы изучения профиля (их ещё называют методы перечня критериев). Суть этих методов состоит в том, что рассматривается соответствие объектов исследования каждому из установленных критериев и по каждому критерию даётся оценка, которая может быть представлена графически.
Стратегию или ее составные части вовремя можно поправить и не допустить ненужного расходования финансовых, материальных, интеллектуальных и прочих ресурсов муниципального образования. Стоит сказать, что характер деятельности муниципальных образований, различные условия и исходные данные, их различные цели, а также неоднозначные подходы и способы их достижения, предопределяют специфику разработки стратегий. А это значит, что система оценочных критериев для конкретного муниципального образования носит строго индивидуальный характер.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Развитие района
Развитие района — комплекс мероприятий по улучшению уровня жизни на территори района. Есть два схожих, но разных направления, которые не следует путать: урбанистика и, собственно, развитие территорий.
Урбанистика — это наука о развитии городских систем, их взаимодействии между собой и с жителями: об общественных пространствах, о взаимодействии транспортной и пешеходной сети, о доступности города для пешеходов и инвалидов, и т.д. В целом это можно назвать благоустройством, однако урбанистика объясняет не только как сделать город более удобным для его жителей, но и как просто, но эффективно организовать их досуг, сделать среду более безопасной, что сокращает отток жителей, повышает коммерческую и туристическую привлекательность, стоимость недвижимости, в некоторой степени способствует созданию рабочих мест. В России этим занимаются, например, Илья Варламов, Аркадий Гершман, КБ «Стрелка». Есть неплохая подборка из 20 правил урбанистики.
Развитие территорий же само по себе — это мероприятия по созданию устойчивого поселения. Устойчивое поселение — это населённый пункт, который может существовать на одном месте неограниченно долго. Устойчивость делится на экономическую, демографическую, экологическую и социальную.
Это значит, что населённый пункт должен иметь свою экономику и не зависит от внешних дотаций, рождаемость должна компенсировать смертность и отток жителей, окружающая среда должна быть использована бережно и с учётом возможностей возобновляемости, и поселение должно быть устойчиво к социальным потрясениям — финансовым кризисам, революциям. В современном мире устойчивость как основной принцип заложена в цели организации экопоселений, однако обычные города и деревни далеко не всегда устойчивы фактически и ещё реже создаются с этой целью. Например, все моногорода, рабочие посёлки из этого определения сразу выпадают. Развитием территорий в России занимается более-менее серьёзно всего один человек: Глеб Тюрин.
Развитие в Себеже
В последние годы было выполнено несколько работ по благоустройству города. Самое заметное — благоустройство себежской набережной, визитной карточки города. Было обновлено асфальтовое покрытие, расчищена от тростника прибрежная полоса, установлен фонтан. В 2018 году дополнительно был благоустроен сквер, установлены тренажёры, обновлена беседка.
Сделано много ошибок, но в целом набережная, безусловно, стала выглядеть гораздо лучше, чем ещё 5 лет назад, туристическая привлекательность её повысилась, соответственно и польза для города возросла. Курс на создание общественного пространства виден и заслуживает похвалы.
Каких-либо попыток экономического развития города или региона в целом — именно как территории — нет. Наоборот, в городе постоянно открываются новые и новые сетевые магазины, которые в условиях высокой конкуренции наводняют рынок низкокачесвтенной дешёвой продукцией, подрывая здоровье местных жителей, и откачивают деньги, кое-как заработанные местными жителями, в свои головные регионы. Для поддержки местной экономики следовало бы ограничить присутствие сетевых организаций и поощрять местное мелкое предпринимательство и производство, механизмы для этого существуют.
Альтернативные взгляды
24 сентября 2010 года была опубликована программная статья по развитию района партии «Яблоко» в поддержку Сергея Семёнова на предстоящих выборах главы района. Программа затрагивала большей частью социальные вопросы. В плане экологии было предложено строительство пункта сортировки отходов и их вывоза за пределы района, а экономическое развитие сводились к потребкооперации и привлечению инвестиций в животноводство. В целом программа популистская, самую главную проблему — надостаток рабочих мест — не затрагивала, и делала район ещё более зависимым от внешних дотаций.
Общие перспективы
В целом, краеугольным камнем развития или хотя бы сохранения существующих территорий является экономическая устойчивость. Без рабочих мест жителям не помогут ни образование, ни медицина, ни хорошие дороги. При наличии же работы с достойной зарплатой жители получают возможность использовать независящие от бюджета платные медицинские и образовательные услуги, даже строить дороги. Соответственно в любой программе развития района экономика должна быть на первом месте.
По мнению экспертов, сельскую местность спасёт только локальная малая экономика, взаимодействие множества мелких предпринимателей. Большая экономика, в частности — сельское хозяйство и производство, давно идут по пути автоматизации и сокращения издержек, и если и придут в район, то поднимут приток налогов, но усилят депопуляцию и приведут к социальной катастрофе. Малая же экономика во многих странах обеспечивает до 60% ВВП, с большой экономикой не конкурирует, и нашему району следует двигаться в этом направлении — других просто нет. Глеб Тюрин развернул эту мысль в 15-минутном выступлении на «Федеральном сельсовете».
Некоторые варианты развития
Сельское хозяйство в районе вполне можно развивать, но оно вряд ли будет эффективно в классическом виде. Зерновые культуры в целом не слишком прибыльны, создают много операционных расходов, как и любые однолетние культуры. Многолетние культуры не требуют постоянных расходов — только на закладку плантации, а урожай приносят каждый год.
Например, в Себеже и окресностях люди успешно выращивают грецкий орех. В нашем климате при хорошем уходе он даёт 25-30 кг плодов с дерева, или около 10 кг ядра. При розничной цене около 500 р/кг одно дерево приносит 5000 р в год. При рекомендуемой схеме посадки 10×10 м с 1 га орехового сада можно получать около 500 тысяч рублей в год, при цене земли порядка десятков тысяч рублей и налогов около сотни рублей в год за гектар.
Кроме того, между деревьями в качестве нижнего яруса можно эффективно выращивать однолетние культуры, а при правильном формировании штамба через несколько десятков лет, когда сад выйдет из возраста плодоношения, можно заготовить много очень ценной и дорогой древесины. Такой комбинированный подход называется «агролесоводство»; для крупномасштабного промышленного использования он не очень удобен, а для мелкого фермерства подходит идеально. Применим он не только к орехам, но и к любым многолетним культурам, желательно только чтобы они были не скоропортящимися и поддавались первичной переработке прямо на месте.
Животноводство, в целом, всегда было менее прибыльно и более затратно, чем растениеводство. Первичную переработку мяса в небольшом хозяйстве произвести гораздо сложнее, чем плоды растений. У молока и яиц прибыльность крайне низкая, а сыры сложны в производстве, требуют отточенных навыков и недешёвого оборудования, хотя при правильном подходе могут быть выгодным производством.
Туризм — потенциальная золотая жила для всего Себежского края. Он богат лесами и озёрами, находится на пересечении двух важных магистралей — Москва-Рига и Минск-СПб, транспортная доступность для туристов высока. Природа не испорчена промышленностью, есть что показать.
К сожалению, сейчас местные жители видят только один способ привлечения туристов: сдать им домик с баней, в идеале — на берегу озера. Такого добра навалом в 50, а может и в 10 км от Питера и Москвы. При минимальном сотрудничестве можно организовать более комплексную туристическую программу на любой вкус: пешие походы, конные прогулки, водные, велосипедные и автомобильные экскурсии.
Направление может быть рекреационно-развлекательным, образовательно-познавательным, спортивным. Экскурсии в научные отделы нацпарков, на лесопилки, в рыбные и охотничьи хозяйства всегда нарасхват в таких делах. Бывают тематические экскурсии, например, Владимир Бумаков проводит их по местам боевой славы себежского укрепрайона. В процессе гостей неизбежно придётся размещать, привозить-отвозить, кормить. Кроме экскурсий возможна организация семейных лагерей под отпуск или каникулы (именно семейных, чтобы обойтись без бюрократи, связанной с ответственностью за детей).
Некоторые советы по развитию туризма можно почерпнуть из статьи Ирины Родионовой.
В качестве примеров можно посмотреть как эстонцы вполне успешно организовали туристическую тропу по болотам, протяжённостью около 300 км.
Источники информации
- Урбанистика в Википедии
- Устойчивое развитие в Википедии
Текст путеводителя доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike. Разрешено копирование в любом объёме и влюбом виде, при указании ссылки на первоисточник.
Источник: sebezh-gid.ru
Программа развития района
Наименование (название) средства массовой информации:
Официальный сайт Администрации Краснопартизанского муниципального района Саратовской области.
Учредитель: Администрация Краснопартизанского муниципального района Саратовской области.
Главный редактор Латовина Елена Сергеевна
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-74413 от 23 ноября 2018 года
(выписка из реестра зарегистрированных средств массовой информации от 29.11.2018 г.,
утвержденная Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор).
Форма периодического распространения: сетевое издание.
Источник: adminkmr.ru