Программа развития оу что это

Программа развития образовательного учреждения дополнительного образования, ее общая характеристика.

Программа развития учреждения дополнительного образования детей – это важнейший стратегический документ образовательного учреждения, переходящего в инновационный режим деятельности и принявшего за основу программно-целевую идеологию развития.

Соответственно, программа развития представляет собой документ перспективного плана, определяющий общую стратегию позитивных изменений образовательного учреждения как целостной системы на определенный период времени, фиксирующий основные параметры нового, более совершенного качественного состояния данного учреждения, а также сроки и способы его достижения.

Структура программы развития учреждения дополнительного образования детей может быть представлена следующими разделами:

Характеристика учреждения или информационная справка (паспорт) учреждения.

Аналитическое обоснование программы: описание образовательных интересов, потребностей детей, родителей, социума, оценка состояния педагогического процесса и условий для его развития; выделение проблем, на которые направляются усилия по их разрешению.

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОУ

Концептуальные основы программы: приоритеты дополнительного образования; философия образования, цель и задачи образовательной деятельности учреждения.

Учебный план учреждения, регламентирующий образовательный процесс.

Описание особенностей организации образовательного процесса, преемственности уровней содержания образования, форм организации деятельности, педагогических технологий, системы промежуточной и конечной аттестации детей.

Описание инновационных процессов в учреждении и экспериментальной деятельности.

Психолого-педагогическое и методическое обеспечение реализации в учреждении образовательных программ дополнительного образования детей.

Управление реализацией программы через мониторинг Сегодня создание программы развития стало обязательным атрибутом практически каждого учреждения дополнительного образования детей. Сам этот процесс инициируется органами управления образования, требованиями к аттестации и аккредитации учреждения. Практику, сложившуюся в разработке документов подобного рода можно считать далеко не однозначной и представить в виде нескольких вариантов.

Обоснование структуры программы развития н е является чем уж очень сложным. Логично, если состоит из таких частей как:

— определение исходных способов осмысления настоящей и будущей ситуации в учреждении;

— констатация положения дел в учреждении, с указанием сильных и слабых сторон (может быть проблем),

— выделение приоритетов в развитии (направлений в которых развитие будет стимулироваться)

— обозначение путей и способов развития, промежуточных состояний — результатов действий на тех или иных этапах развития.

Исходные положения для анализа настоящей и будущей ситуации в учреждении представляют собой теоретические основы (системный или деятельностный или личностный подход), идейные приоритеты (своего рода кредо педагогического коллектива), наиболее важные нормативные документы, определяющие перспективы развития.

«Что такое Программа развития школы и с чем ее не надо путать»

Значительно менее очевидным представляется содержательные компоненты, те, которые представлены как в анализе исходной ситуации, так и среди приоритетов и промежуточных состояний. Нам представляется уместным выделить три основных содержательных компонента:

— состояние дел внутри учреждения, перспективы и барьеры развития,

— состояние и перспективы взаимодействия учреждения с окружающей средой,

— состояние и перспективы управления деятельностью учреждения.

Первый компонент « Состояние дел внутри учреждения, перспективы и барьеры развития » включает такие характеристики как: контингент обучающихся, педагогический коллектив, дополнительные образовательные программы. Вот эти три составляющие и будут объектами анализа и программирования развития.

В аналитической части программы целесообразно достаточно основательно рассмотреть состав обучающихся в учреждении. Здесь следует обратить внимание на поло-возрастную структуру (то есть сколько детей какого возраста и пола посещает занятия в учреждении), на то как изменяется состав в течение года.

Общей тенденцией, сложившейся в УДОД является значительное омоложение контингента, то есть увеличение доли дошкольников, при значительном сокращении числа старшеклассников. Оценивать такие обстоятельства можно по-разному, но в целом пропорциональность различных возрастных групп: дошкольники, младшие школьники, учащиеся 5 – 8 классов и старшеклассники – показатель стабильности жизнедеятельности детских объединений.

Конечно, здесь надо иметь в виду разницу в поколениях, есть много и малочисленные возрастные когорты. Причины различные и объективные и субъективные: открыли (закрыли) общеобразовательную школу, пришел на работу (ушел из учреждения) интересный педагог.

В аналитической части программы развития, вполне можно показать в каких детских объединениях возрастная структура оптимальная, где и вследствие чего возникают проблемы. В любом случае оценка положения вещей важнее простой констатации. Поэтому если объединений, где занимаются старшеклассники в учреждении мало, то вряд ли на данный факт не следует обратить внимание. Конечно, отмечая недостаток числа старшеклассников, нужно помнить, что данная проблема связана с характером деятельности, предлагаемой школьникам. Если на сегодняшний момент в учреждении нет объединений, ориентированных на работы со старшим школьным возрастом, разумно отнести проблему к разряду стратегических.

Кроме характеристики обучающихся, о внутреннем положении дел в учреждении дополнительного образования говорит кадровая ситуация. Для отражения положения дел с кадрами педагогов дополнительного образования существуют вполне формальные признаки — квалификационные характеристики:

-уровень и характер образования (среднее, высшее; педагогическое или иное),

— опыт работы в системе дополнительного образования,

— награды, звания и проч.

Кроме квалификации достаточно важно оценить перспективы педагогического коллектива на 5- 7 лет, спрогнозировать возможность ухода (на пенсию, на другую работу, и т.п.) и пополнения новыми работниками. педагогический коллектив можно определить как относительно молодой (тогда как правило существует проблема с квалификацией), достаточно зрелый и квалифицированный (возможна проблема с мотивацией труда), стареющий (необходимость обновления). Хорошим ресурсом для развития организации может считаться благоприятный микроклимат в педагогическом сообществе учреждения.

Перейдем к программам деятельности детских объединений («дополнительным образовательным программам»). В аналитической части стоит обратить внимание на такие атрибуты успешного учреждения как:

— наличие эксклюзивных программ, существенно отличающихся по содержанию от аналогичных или значительно превосходящих их по качеству;

— разнообразие программ, соответствие число реализуемых профилей – статусу учреждения;

— число программ, рассчитанных на 4 года и более,

— сопряженность реализуемых программ со специальностями в учреждениях профессионального образования (начального, среднего, высшего),

— сохранность контингента (процент обучающихся, занимающихся в детском объединении длительное время – более 4 лет),

— результаты реализуемых программ (число выпускников, продолживших обучение по профилю детского объединения, количество победителей в различного рода конкурсах, соревнованиях).

2. Структура кадров в системе дополнительного образования. Структура кадров складывается исходя из специфической возможности и практической безграничности дополнительно­го образования детей. Главной особенностью этой структуры является «незакрытый список специальностей», так как с воз­растанием потребности в дополнительном образовании детей расширяется ее сфера деятельности. Условно можно разделить всех работников, занятых в системе дополнительного образова­ния детей, на четыре группы.

Первая группа — это лица, осуществляющие образователь­ный процесс в непосредственном контакте с детьми: педагоги дополнительного образования детей и педагоги-организаторы. Именно эта категория — наиболее массовая и востребованная во всех видах образовательных учреждений: детских садах, школах, гимназиях, лицеях, колледжах и училищах.

Читайте также:
Для чего нужна компиляция программы

Вторая группа — это методисты, предметом деятельности которых является научно-методическое обеспечение образова­тельного процесса и самих кадров системы. Некоторые функ­ции методической деятельности входят в обязанности всех спе­циалистов системы первой и высшей квалификационной кате­гории, в том числе управленцев.

Третья группа — администрация, или, иначе, управленцы. Иерархия управления в учреждениях дополнительного образо­вания детей выстраивается в соответствии с моделью самого уч­реждения, его структурой. Наиболее типичен вариант: руково­дители среднего звена — заведующие отделами, лаборатория­ми, клубами, студиями, секторами; директора УДОД и их заместители; руководители районных, городских и региональ­ных структур, главные специалисты. Специфика руководителей «среднего звена» заключается в том, что, с одной стороны, они руководят взрослым коллективом, являются администра­тивными лицами, а с другой стороны, они же — руководители детских коллективов. Как правило, эти руководители совмеща­ют свои должности с должностями педагогов дополнительного образования детей и педагогов-организаторов.

Четвертая группа — это специалисты профильных напра­влений.

Как уже отмечалось выше, направления деятельности на­столько широки и разнообразны, что в образовательный про­цесс или его обеспечение включаются люди самых разных про­фессий. Так, например, в художественных видах творчества это хормейстеры, балетмейстеры, концертмейстеры, звукооперато­ры, костюмеры и т.д. Если в технических направлениях совре­менные компьютерные технологии составляют подавляющее большинство, то для обслуживания техники необходимы про­граммисты, наладчики, инженеры, лаборанты. Если в распо­ряжении детей есть актовый и театральный зал, то не обойтись без режиссера, художника-оформителя и т.д.

Необходимость расширения штатного расписания зависит от уровня развития коллектива, его задач и предоставленной ма­териально-технической базы.

По всем должностям, независимо от того, в каком виде обра­зовательного учреждения они осуществляются, имеются типо­вые тарифно-квалификационные характеристики.

Билет № 13.

Источник: megalektsii.ru

Как написать программу развития образовательного центра в условиях проектно-целевого управления системой образования?

Патрикова Т. С. Как написать программу развития образовательного центра в условиях проектно-целевого управления системой образования? // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1346–1350. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96187.htm.

Аннотация. В статье изложены методические рекомендации по написанию программы развития образовательного центра с учетом новых подходов к управлению образовательной организацией. Представлен шаблон программы развития, и рассмотрены наиболее распространенные ошибки в стратегическом планировании перехода образовательной системы центра в режим развития.

Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи

Как написать программу развития образовательного центра вусловиях проектноцелевого управления системой образования

Аннотация.Встатье изложены методические рекомендации по написанию программы развития образовательного центра с учетом новых подходов к управлению образовательной организацией. Представлен шаблон программы развития и рассмотрены наиболее распространенные ошибки встратегическомпланированииперехода образовательной системы центра в режим развития.Ключевые слова:образовательный центр, программа развития, программноцелевой подход,проектноцелевой подход,проектный менеджмент, концепция желаемого будущего, результаты реализации программы, показатели (индикаторы) эффективности реализации программы развития.

Ожидаемыми результатами реализации национальной доктрины образования в Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. №751 г. Москва «О национальной доктринеобразования в Российской Федерации») должны стать качествои доступностьобразования, а также рост эффективностирасходов на системуобразования в целом. Именно три эти позиции стали основополагающими критериями оптимизации сети общеобразовательных организаций Тульской области.

Дополнительным критерием выступил уровень организации и финансовых затрат по управлению образовательными учреждениями.В соответствии с федеральным законом от 29.12.2012 № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся (центр дошкольного образования и т. д.)[1]. Таким образом, с учетом того, что в Российской Федерации установлены следующие уровни общего образования –дошкольное образование, начальное образование, основное общее образование и среднее общее образование, –были предложены следующие механизмы интеграции:горизонтальная (укрупнение образовательных учреждений одного уровня образования);вертикальная (интеграция образовательных учреждений различных уровней образования).Приведенные выше основания позволили создать в Тульской области общеобразовательные организации с особой, новой для системы образования, организационной структурой, –центры образования. Существует ошибочное суждение, что главной целью такой оптимизации является желание организаций, осуществляющих управление в сфере образования, сэкономить на зарплате руководящих работников, так как их число при оптимизации, безусловно, сокращается. В связи с этим, прежде чем описывать современные подходы к проектированию программы развития образовательного центра, необходимо четко довести для всех участников образовательного процесса истинные причины оптимизации сети общеобразовательных организаций.

В связи с этим, обращаем внимание на то, что создание центров образования предполагает следующие эффекты:на муниципальном уровне:реализация принципов непрерывности и преемственности образования;развитие методического и ресурсного обеспечения системы образования;развитие дистанционного обучения;трансляцияопыт успешных управленческих команд, функционирующихв сфере образования, способствующаяраспространению инновационных образовательных практик и улучшению качества образования.на уровне организации:повышение эффективности деятельности организации;оптимальное использование имеющихся кадровых, материальнотехнических и иных видов ресурсов (например, концентрация ресурсов для профильных классов; повышение эффективности использования имущества за счет оказания платных образовательных услуг и т. д.);возможность создания грамотной и эффективной управленческой команды;возможность развития служб сопровождения (методическая служба, психологопедагогическая служба и т. п.);созданиеединогостандартаоказания услуг;развитие профильного обучения;повышение профессионализма педагогических работников.на уровне субъектов образовательного процесса (обучающихся, родителей):повышение доступности качественного образования;обеспечение приемственностидошкольного и общего образования (подготовка дошкольников к освоениюпрограммы начальной школы);вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования;развитие горизонтальной и вертикальной мобильности обучающихся, за счет предоставления им возможности перехода с одного образовательного уровня на другой, и изменения образовательной траектории в пределах одного уровня образования;обеспечение более быстрой адаптации обучавшихся при переходе с одного уровня образования на другой;учет способностей и профессиональныхинтересовобучающихся (профильные классы);расширение возможностей использования материальнотехнической базы.Таким образом, программа развития образовательного центра предполагает взаимосвязанное решение трех крупных задач:1.Провести аналитическое обоснование программы за счет анализа и фиксации конкретной ситуации, в которой находиться образовательная системы, что позволяет определить точку отсчета для дальнейшего развития системы.2.Описатьстратегическую концепцию желаемого будущего состояния системы, то есть датьразвернутый ответ на вопрос «какими мы хотим стать в обозримом будущем».3.Определить тактику программноцелевого подхода обеспечения перехода образовательного центра в режим развития.В связи со всем вышеперечисленным на кафедре профессионального образования и менеджмента ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО» в целях развития профессиональной компетентности руководящих работников центров образования был разработан шаблон программы развития (рис.1).

Рис.1.Шаблон программы развития центра образования

В конце 2014года Правительством Российской Федерации была принята Федеральная целевая программа развития образования на 2016 –2020 годы (далее –ФЦПРО). Концептуальной основой данного документа стал проектноцелевой метод решения приоритетных задач социальноэкономического развития России в области образования и молодежной политики.Проектноцелевой подход в рамках реализации ФЦПРО в отличие от классического программноцелевого подхода предполагает:1.Использование механизмов реализации проектов на конкурсной основе (в том числе на основеположенийФедерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»), что в перспективе позволит достичь более высокого уровня мотивации и ответственности всех участников проектной деятельности.2.Использование при решении вопросов комплексной модернизации образования возможностей проектного управления.3.Использование преимуществ программного проектирования образовательного процесса и современных образовательных технологий[3].В связи с этим представляется целесообразным проведение на муниципальном и региональном уровнях конкурсов программ развития образовательных организаций.

Читайте также:
Что за программа двж

В целях научнометодической поддержки участников таких конкурсов кафедрой профессионального образования и менеджмента были разработаны методические рекомендации «Стратегическое управление развитием образовательного центра», ключевым компонентом которых стал шаблон программыразвития образовательного центра.Шаблон программы развития состоит из семи основных разделов:1. Паспорт программы.2. Информационная справка об образовательном центре.3. Аналитическое обоснование программы.

4. Концепция желаемого будущего.5. Стратегический план реализации программы.6. Ресурсное обеспечение программы.

7. Ожидаемый результат и оценка социальноэкономической эффективности реализации программы.7.1 Ожидаемые конечные результаты реализации программы.7.2 Краткое описание показателей индикаторов эффективности реализации программы.Данная структура программы подчинена предложенной нами модели стратегического управления развитиям образовательного центра. Стратегическое управление развитием образовательной системы образовательного центра–это высокопрофессиональная управленческая деятельность со своей собственной структурной специализацией[2].Модель отражает шестьосновных этапов стратегического управления. Эти этапы представляют собой пошаговую процедуру действий замкнутого круга стратегического цикла (Рис. 2).

Рис. 2Стратегический цикл управления ОЦ

Существенным недостатком программ развития, достойным отдельного упоминания, является раздел, посвященный целеполаганию, в котором может присутствовать 510 целей, и 1520 задач. С точки зрения проектного управления очевидно, что цель у программы развития должна быть одна, задач, решение которых позволит ее достичь, может быть много, но увлекаться не стоит. В качестве рекомендации мы предлагаем разработчикам ограничиться десятью задачами, под каждую из которых можно разработать отдельную подпрограмму, что значительно упростит оценку программы развития при мониторинге показателей (индикаторов) ее эффективности.Еще одним часто встречающимся недостатком проанализированных нами программ развития стало либо полное отсутствие аналитического обоснования программы и замена его чисто информационной справкой об образовательной организации без какоголибо анализа ее деятельности, либо анализ лишь текущего состояния образовательной системы, без рассмотрения сильных и слабых сторон в ретроспективе. Чаще всего при проведении анализа деятельности образовательной организации применяют методикиPESTанализаиССВУанализа(SWOTанализа).Дляоптимизациианалитическогоразделапрограммы,намибылапредложенаобъединеннаяформадляфиксированияаналитическихданных,рисковиперспективразвитияобразовательнойорганизации(таблица1).Критерии,приведенныевтаблице,представленывкачествепримера.Каждаяобразовательнаяорганизациясамостоятельноопределяетзначимыедляееразвитиявнешниеивнутренниефакторы.Таблица1Аналитическоеобоснованиепрограммыразвития

№ п/пКритерийСитуация в ОЦПерспективы(возможности)Риски (угрозы)

Анализ актуального уровня развития в динамике за три предыдущих года:201320142014201520152016

Увеличение, проживающих в районе, детей с особыми образовательными потребностями (с ограниченными возможностями здоровья, из семей, у которых русский язык не родной, из неполных семей и т. д.)

Рост рынка дополнительных образовательных услуг

Несоответствие между диапазоном предлагаемых специальностей и профессий в ОО и запросами регионального рынка труда

Источник: e-koncept.ru

Программа развития оу что это

Подробности Категория: Стратегия развития образовательного учреждения Опубликовано: 11 июня 2017 Просмотров: 2944

Программа развития образовательного учреждения дополнительного образования детей — важнейший стратегический документ учреждения, переходящего в инновационный режим жизнедеятельности и принявшего за основу программно-целевую идеологию развития.

Программа развития учреждения — это документ, представляющий целостную модель совместной деятельности всего педагогического коллектива учреждения и определяющий:

  • исходное состояние системы;
  • образ желаемого будущего состояния этой системы;
  • состав и структуру действий по переходу от настоящего к будущему.

Структура данного документа, его объем во многом зависят от выбора образовательным учреждением цели своего развития, желания показать себя как уникальное явление в образовательной системе города, региона, от возможностей сделать это убедительно и качественно.

Разработка Программы развития образовательного учреждения дополнительного образования детей требует от разработчиков серьезного и квалифицированного подхода к анализу ситуации в социуме внутри учреждения, прогнозированию пути развития и его экспертной оценки. Поэтому программа развития — это результат организованной работы многопрофильной команды учреждения.

Сам процесс разработки Программы развития стимулирует более точную постановку цели и критериев достижения этой цели УДОД.

Основные этапы разработки Программы развития и их ожидаемые результаты.

Подготовительный этап.

Создание авторского коллектива единомышленников.

Принятие решения о необходимости и сроках подготовки Программы развития. Принятие решения, его оформление и доведение до педагогического коллектива УДОД. Создание и запуск системы управления проектом разработки Программы развития.

Создание структуры управления проектом, распределение ролей и функциональных обязанностей, начало работы по управленческому обеспечению и сопровождению разработки Программы развития. Организация рабочих творческих групп по созданию Программы развития, их обучение и обеспечение

Основной этап разработки Программы развития

Составление информационно-статистической справки исходного состояния УДОД по всем параметрам и аспектам деятельности. Многообразный и объемный материал представляется в наглядных схемах, таблицах, диаграммах, графиках, что поможет разработчикам сразу определить сферы развития учреждения (данные анализа и прогноза. Готовность соответствующего фрагмента Программы развития).

Проблемно-диагностический анализ состояния, содержания и результатов образовательно-воспитательной деятельности УДОД. Выделение проблем и их структурирование с целью определения наиболее важной, определяющей миссию учреждения и зависимых, соподчиненных ей других (Структурированный перечень основных проблем УДОД).

Анализ условий (кадровое, нормативно-правовое, про­граммно-методическое, научно-методическое, материально-техническое, финансовое, мотивационное обеспечение). Что в существующих условиях повлияло на дефекты образовательно-воспитательного процесса (данные анализа и прогноза. Готовность соответствующего фрагмента Программы развития).

Разработка и формулирование Концепции (концептуального проекта) желаемого будущего состояния образовательно-воспитательного процесса в УДОД. (Структурированный перечень основных проблем УДОД. Концепция нового состояния УДОД).

Разработка стратегии перехода к новому состоянию УДОД. (Стратегия, основные направления, этапы и задачи перехода к новому состоянию УДОД).

Конкретизация целей ближайшего этапа развития УДОД. Формулировки целей ближайшего этапа развития УДОД.

Разработка плана действий по реализации Программы развития УДОД. Конкретный план действий.

Первичное редактирование полученного текста. Готовность первого варианта текста Программы развития.

Этап экспертизы, подведения итогов и принятия решений.

Принятие решения о переходе к выполнению программы развития УДОД.

Оценка Программы развития в УДОД, внесение коррективов. Внесение поправок в текст Программы развития.

Передача программы развития на независимую внешнюю экспертизу, оценка Программы экспертами. Экспертное заключение. Внесение поправок в текст Программы развития УДОД.

Организация обсуждения Программы развития на заседании Педагогического Совета УДОД.

Утверждение Программы развития директором, как нормативного документа.

Передача Программы развития на официальную экспертизу. Представление и защита Программы развития. Итоговое решение о Программе развития и переходе к ее выполнению, о финансировании Программы развития.

Структура программы развития учреждения

Каждый педагогический коллектив системы ДОД выраба­тывает свои определенные требования, подходы к структу­рированию своего учреждения. Но специалисты Управления дополнительного образования и воспитания детей Минобра­зования России в качестве рекомендаций предлагают проек­тировщикам наиболее распространенный подход к структу­рированию важнейшего стратегического документа Программы развития УДОД.

1. Пояснительная записка к Программе развития УДОД содержит:

1.1. Аналитический блок, включающий информацион­ную справку об учреждении дополнительного образования детей (краткая история развития УДОД, материально-техническое обеспечение УДОД, наличие педагогических кадров, наличие контингента обучающихся).

1.2. Анализ социального заказа в адрес УДОД (по­требности детей, родителей, социума на дополнительные образовательные услуги).

1.3. Анализ состояния и проблем УДОД (особенности образовательного процесса, методическое обеспечение образовательного процесса, управление УДОД).

2. Концептуальный блок

2.1. Философско-методологическая основа осуществ­ления образовательно-воспитательного процесса в УДОД.

Читайте также:
Программа imessage что это

2.2. Цель и задачи деятельности УДОД.

3. Блок практической реализации:

3.1. Реорганизация образовательной системы.

3.2. Изменения в культурно-досуговой деятельности.

3.3. Обновление методической работы.

3.4. Кадровое и финансовое обеспечение Программы развития.

3.5. Модернизация управленческой системы.

3.6. Этапы осуществления реализации Программы раз­вития.

3.7. План действий педагогического коллектива УДОД по реализации Программы развития.

Источник: neobionika.ru

Программа развития оу что это

Ключевые слова: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ; РУКОВОДИТЕЛЬ; КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ; ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ; EDUCATIONAL ORGANIZATION; MANAGER; DEVELOPMENT CONCEPT; DEVELOPMENT PROGRAM.

Аннотация: Руководитель образовательной организации принимает решение о том, в каких направлениях необходимо развиваться образовательной организации. В этом заключается назначение концепции развития образовательного учреждения, которая имеет свои особенности разработки. Поэтому важно определить функции руководителя при создании концепции образовательной организации.

Современным образовательным учреждениям необходимо адаптироваться к существующим условиям функционирования, поскольку все они осуществляют деятельность в рыночной экономике. Возрастает конкуренция и нужно уметь использовать инструменты, которые помогут эффективно осуществлять деятельность на рынке.

Одним из таких инструментов является Программа развития, которая включает в себя долгосрочные планы образовательного учреждения, а также способы их достижения. Часть Программы развития – Концепция. Она состоит из нескольких составных элементов, которые необходимо создавать последовательно. При этом немаловажным вопросом становится то, кто данную концепцию разрабатывает, как при этом задействуется персонал, и какова роль руководителя. Поэтому в данной статье будет рассмотрена роль руководителя в разработке концепции развития образовательного учреждения.

Программа развития должна включать обязательные элементы:
– титульный лист – содержит гриф утверждения, слова «Программа развития», полное наименование образовательной организации, гриф согласования, место и год составления;
– паспорт программы – включает ответственных исполнителей, участников, цели, задачи, основные направления, этапы и сроки реализации, объемы и источники финансирования, ожидаемые результаты;
– характеристику текущего состояния образовательной организации;
– концептуальную модель развития образовательной организации;
– основные направления стратегических изменений образовательной организации;
– ресурсное обеспечение программы развития;
– основные мероприятия программы развития с указанием сроков их реализации;
– механизм реализации программы развития;
– предполагаемые результаты реализации программы развития [1].

Концепция – это часть программы развития образовательной организации, которая содержит его основополагающие ценности, миссию всей системы, ее отдельных подразделений, цели и основные задачи в приоритетных направлениях развития.

Итак, основными элементами концепции являются:
— основополагающие ценности,
— миссия всей системы, отдельных подразделений,
— направления развития,
— цели, задачи.

Миссия организации (школы) – смысл, основное назначение ее существования [2, с.82].

Руководитель должен быть задействован на всех этапах разработки концепции.
На первом этапе руководитель образовательной организации должен:

1. Провести анализ следующих показателей:
— качество знаний, умений, навыков;
— уровень здоровья;
— используемые методы преподавания, общее качество преподавания;
— качество воспитательной работы;
— работа с кадрами: начиная от поиска, заканчивая обучением в процессе осуществления деятельности;
— материально-техническая база;
— внешние связи образовательного учреждения;
— внутренний психологический климат среди сотрудников, особенности социальной среды;
— наличие заказа на образование.

Отметим, что анализировать можно с помощью различных методов, в том числе с помощью балльных оценок и системы взвешенных показателей.

2. Вторым шагом является обдумывание, формулирование основной идеи развития образовательной организации. Разработка концептуальных основ.
3. Третий шаг – выявление элементов концепции, их функций. Пример: в рамках концепции организации обучения элемент концепции – мотивация обучения, функции – выработка понимания у обучающихся для чего они обучаются, что они получат в итоге.
4. Четвертый этап – разработка системы приемов по каждому элементу концепции. Пример приема в рамках названной выше концепции: разработка принципов стимулирования труда преподавателей.

Данные этапы являются подготовительной работой для создания концепции образовательной организации. Данные части общего процесса разработки руководитель может выполнять как сам, так и с привлечением персонала. Это необходимо для того чтобы руководитель ознакомился с мнением педагогического административного персонала, соотнес его с желаемым результатом и разработал концепцию с учетом существующего несоответствия.

Далее можно приступить к конкретным этапам разработки концепции.

Целью первого этапа разработки концепции развития признается определение основополагающих ценностей организации.

На втором этапе разработки концепции необходимо сформулировать миссию образовательной организации, его отдельных подразделений.

Третий этап характеризуется выбором направлений развития образовательной организации.

Четвертый этап направлен на постановку целей и задач.

Важно отметить, что все цели, задачи, так же как и миссия должны быть объяснены коллективу, чтобы каждый сотрудник работал не только для достижения общей цели, но и понимал, для чего ему это нужно, что будет способствовать личной заинтересованности и проявлению инициативы.

Далее необходимо приступать к разработке Программы в целом.

Для того чтобы разработать Программу развития руководителю рекомендуется привлечь администрацию образовательного учреждения. Затем следует создать рабочую группу, в которую войдут наиболее компетентные, опытные преподаватели. По возможности необходимо получить консультацию преподавателей вузов, ученых, поскольку это поможет создать такую концепцию, в рамках которых обучение учащихся будет адаптировано под требования современных образовательных организаций профессионального образования.

Эффективным признается деление рабочей группы на подгруппы, где каждая подгруппа отвечает за свою часть Программы, затем обсуждает ее с другими подгруппами в процессе доработки. Таким образом создается проект Программы.

Проект Программы выносится на педагогический совет, обсуждается и дорабатывается.

Программу с учетом корректировок необходимо выносить на расширенное заседание педагогического совета (с участием родительского комитета). Затем следует этап получения рецензий от руководителей других образовательных учреждений, представителей местного комитета образования. После этого Программу направляют на заключительную экспертизу, которую осуществляют преподаватели вузов, ученые.

На этапе утверждения Программы руководителю необходимо соотнести необходимую структуру управления, организационную структуру с существующей. Чаще всего существующая не соответствует, необходимо выделять специальную целевую структуру, которая будет осуществлять управление ходом реализации программы. Это необходимо поскольку зачастую существующие структуры могут справляться с реализацией программы (дополнительными заданиями) только в стабильных условиях. В случаях, когда возникают нестандартные ситуации, весь процесс ложится на руководителя.

Отметим, что для эффективной реализации программы руководителю необходимо четко ставить задачи, определять временные рамки выполнения тех или иных заданий, а контролировать ход работы рекомендуется с помощью периодических заседаний с участием всех ответственных лиц.

Таким образом, при разработке концепции развития образовательного учреждения руководителю необходимо создать базис концепции, привлечь сотрудников на конкретных этапах ее разработки, в дальнейшем наладить работу по созданию всей Программы развития организация: начиная с создания рабочих групп, заканчивая осуществлением текущего контроля за ходом реализации программы.

Список литературы

  1. Ладнушкина, Н.В, Ярцева, В.М. Как разработать программу развития образовательной организации // Система образования. Режим доступа: URL: https://vip.1obraz.ru. 20.11.2018.
  2. Яшина Г.А., Сиденко А.С. Разработка миссии образовательной организации в условиях создания школ-комплексов // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 8-3. – С. 82-84.

Источник: novaum.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru