Программа развития отрасли это

В работе рассматривается механизм отраслевой кластеризации экономики России, сформулированный в Государственных программах Российской Федерации, финансовое обеспечение реализации обозначенных государственных программ.

Ключевые слова

ОТРАСЛЕВАЯ ПОЛИТИКА, ИННОВАЦИОННЫЕ КЛАСТЕРЫ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РФ, КЛАСТЕРООБРАЗОВАНИЕ, БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ

Текст научной работы

Кластерный подход сегодня находит всё более широкое распространение в документах, носящих системообразующий характер («Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», ФЗ «О промышленной политике»), а также документах программирования экономического развития.

Стратегические ориентиры отраслевого развития формулируются отраслевых стратегиях, а конкретные государственные программы (в т.ч. с увязкой бюджетного обеспечения) выступают инструментами реализации стратегических проектов развития. Так, во многом курс отраслевого кластерного развития формируется в Государственных программах Российской Федерации (рисунок 1).

Павел Билибин, Strategy Partners: наша роль — определить стратегические направления развития отрасли

– Государственные программы РФ, формирующие отраслевые политики кластерообразования

Государственная программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» [1], направленная на интеграцию усилий государства в сфере развития промышленности, создание системных долгосрочных стимулов для повышения конкурентоспособности российских промышленных предприятий на внутреннем и мировом рынке.

Программа развития промышленности ориентирована на решение следующих задач:

  • опережающее создание инновационной инфраструктуры;
  • снятие регуляторных барьеров и формирование условий для коммерциализации инноваций;
  • стимулирование привлечения внебюджетных инвестиций;
  • акцентирование государственной поддержки на стимулировании спроса;
  • обновление технологической базы соответствующих отраслей промышленности;
  • стимулирование научных исследований и разработок;
  • стимулирование экспорта продукции с высокой долей добавленной стоимостью;
  • координация программ технологического развития отраслей промышленности.

Согласно государственной программе Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013 — 2025 годы» [2], основной мерой по повышению уровня производительности труда, созданию новых рабочих мест, модернизации производства, является изменение производственной модели авиационных предприятий — совершенствование организации производства и выведение второстепенных бизнес-процессов на аутсорсинг, в том числе в рамках кластеров. В программе дается перечень участников программы — крупнейших предприятий авиастроения в РФ, развитие которых является важнейшим фактором развития отрасли авиастроения. Это, прежде всего, ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (объединяет крупнейшие авиастроительные предприятия России — «Сухой», «Антонов», «Туполев» «МиГ» и др.), ОАО «Концерн Радиоэлектронные технологии» (производство бортового радиоэлектронного оборудования для военной и гражданской авиации), ФГУП «ЦАГИ имени профессора Н.Е.Жуковского» (крупнейший авиационный научно-исследовательский институт) и др. Именно данные предприятия могут стать центрами отраслевой кластеризации и способствовать формированию эффективной территориальной структуры промышленности, интеграции науки и производства, созданию конкурентных высокотехнологичных кластеров.

Экономика отрасли. Программа развития

Тем или иным образом вопросы кластеризации затрагиваются в формировании следующих задач:

  • развитие кадрового потенциала в авиастроении;
  • продвижение продукции отечественных авиационных предприятий на внутренних и внешних рынках, локализация современных производств ведущих иностранных компаний отрасли и импортозамещение.

Крайне важно, что наличие территориальная близости научно-исследовательских и научно-образовательных организаций с предприятиями промышленности в рамках кластеров обеспечит между ними тесные связи и будет способствовать ускоренному развитию отраслевой науки.

Основы отраслевой кластерной политики в области радиоэлектроники содержатся в Государственной программе Российской Федерации «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности» [3]. Наравне с другими приоритетными направлениями реализации, в программе выделены направления проведения эффективной кластерной стратегии отрасли и создание ряда базовых радиоэлектронных кластеров (рисунок 2).

– Основные направления реализации Государственной программы «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности»

В программе предусмотрена реализация комплекса мероприятий по развитию общеотраслевой инфраструктуры, которая является частью политики по развитию отраслевых кластеров, а также стимулирование инноваций и коммерциализация результатов НИОКР и проектных работ.

Также Программа предусматривает:

  • развитие кластеров радиоэлектронной промышленности в рамках государственной политики развития инновационных кластеров;
  • планирование специфичной для отрасли кластерной инфраструктуры;
  • планирование специфичного научного и кадрового обеспечения;
  • принятие политики отраслевой кластеризации;
  • разработку программ развития кластеров;
  • поддержку реализации кластерных программ.

В Программе дается, но не раскрывается понятие кластерной стратегии отрасли. В теории стратегия — набор правил для принятия решений, которыми необходимо руководствоваться в управленческой деятельности для достижения определенных результатов. Отраслевая кластерная стратегия должна формулировать базисные принципы и направления, на основе которых должно строиться развитие радиоэлектроники. Ключевой проблемой, на решение которой направлена реализация данной программы, является создание современной инфраструктуры, формирование комплексов высокотехнологичных предприятий радиоэлектронной отрасли промышленности, способной создавать конкурентоспособную электронную компонентную базу и радиоэлектронную продукцию на ее основе.

Читайте также:
Было проведено 9 запусков программы при которых в качестве значений переменных s и t

Данная проблема носит системный характер, и от ее решения зависит эффективное обеспечение технологической, технической и информационной безопасности страны, укрепление ее обороноспособности, экономический рост и повышение конкурентоспособности радиоэлектроники, и, в конечном итоге, рост благосостояния граждан.

Основными задачами реализации программы являются:

  • обеспечение отечественных радиоэлектронных средств и систем российской электронной компонентной базой необходимого уровня;
  • техническое перевооружение организаций радиоэлектронной отрасли на основе прогрессивных технологий;
  • создание научно-технического задела по перспективным направлениям разработки и внедрения электронных компонентов, унифицированных узлов и блоков РЭА;
  • опережающее развитие, создание кластерных систем для проектирования и изготовления сложных электронных компонентов, аппаратуры.

Государственной программой «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» на 2013 — 2020 годы [4] обозначается важность технологических платформ — инструментов, направленных на активизацию разработки и внедрения высоких технологий, осуществление их коммерциализации, привлечение ресурсов для проведения НИОКР на основе участия государственно-частного партнерства. В рамках медико-фармацевтической отрасли в настоящее время идет формирование 7 медико-фармацевтических инновационных территориальных кластеров (Московская область — 2, Калужская область — 1, Санкт-Петербург — 1, Томская область — 1, Новосибирская область — 1, Алтайский край — 1).

В ФЦП «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» [5] сформулированы основные цели, задачи и направления развития медицинской и фармацевтической отраслей промышленности, которые объективно занимают особое место в экономической системе любого страны, что обусловливается социальной значимостью производимой продукции, наукоемкостью производства и высокой степенью государственного регулирования.

В целях реализации Программы предполагается структурирование фармацевтической и медицинской промышленности, в том числе на основе использования технологических отраслевых кластеров с механизмом научно-производственной кооперации промышленных предприятий, научно-образовательных и научных организаций [5]. Предполагается создать два центра разработки инновационных лекарственных средств и пять центров разработки высокотехнологичных медицинских изделий, включающих научно-исследовательскую базу, образовательную базу, центры трансфера технологий т.д. На базе центров должны быть сформированы инновационные кластеры. Ключевая роль в их развитии отводится органам государственной власти субъектов РФ, которые на условиях государственно-частного партнерства должны обеспечить создание инфраструктуры, а также эффективно выстроить взаимоотношения предприятий фармацевтической и медицинской промышленности. В связи с этим регионами должны быть определены меры поддержки (льготы, системы консультаций и услуг для резидентов создаваемых кластеров).

В государственной программе «Экономическое развитие и инновационная экономика» (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 №316) [6] формируется концепция межотраслевой кластерной политики в сфере инноваций.

Для создания благоприятной инвестиционной среды предусмотрено развитие особых экономических зон, обеспечивающих привлечение инвестиций, гармонизацию территориального экономического развития и повышение доходности бюджетов всех уровней. Опосредованная поддержка развития предпринимательства предусматривает, прежде всего, создание инфраструктурных объектов — технопарков, бизнес-инкубаторов, центров кластерного развития. Реализация указанных мероприятий осуществляется за счет средств соответствующих региональных и местных бюджетов, а также при поддержке из федерального бюджета. Важное место в программе уделено инновационным территориальным кластерам, как элементу повышения конкурентоспособности промышленности.

Говоря об отраслевой политике кластерообразования, необходимо рассмотреть финансовое обеспечение реализации обозначенных государственных программ (таблица 1).

Государственное финансирование, млн. руб.

Источник: novainfo.ru

Как готовится программа развития отрасли. Разновидность отраслевого «трекинга»

По своей основной профессии я экономист-аналитик. Я собираю цифры в большие таблички и графики, читаю отраслевые журналы, изучаю тренды и делаю на их основе выводы. Отталкиваясь от изученной информации, делаю предположения, как дальше будет развиваться отрасль. Каждые 5 лет мы с коллегами формируем Программу развития отраслевого комплекса предприятий.

Читайте также:
Как установить программу mdf

40 просмотров

Сложность заключается в том, что мы имеем дело не с одним отдельно взятым предприятием, а с целыми отраслями. Здесь представлено много компаний, каждая со своими особенностями, проблемами и возможностями. К примеру, в одной только химической отрасли есть предприятия, которые производят сырьё – пластик, чтобы потом другие предприятия их переработали в готовые товары (тазики, трубы пленки). А есть химические предприятия, которые работают с конечным потребителем – производят моющие средства и многое другое.

И здесь, ответ на вопросы: «В чем сложность?» «В чем ключевая боль?» «Чем мы Вам можем помочь?» — может кардинально отличаться на каждом отдельно взятом предприятии. Получается своеобразный отраслевой трекинг. Подход наш состоит в следующем.

Программа развития отрасли это

Постановление от 15 апреля 2014 года №328. Цели госпрограммы – создание в России конкурентоспособной, устойчивой, структурно сбалансированной промышленности, способной к эффективному саморазвитию на основе интеграции в мировую технологическую среду, разработки и применения передовых промышленных технологий, – индустрии, нацеленной на формирование и освоение новых рынков инновационной продукции, эффективно решающей задачи обеспечения экономического развития и обороноспособности страны.

Документ

Постановление от 15 апреля 2014 года №328

Госпрограмма разработана Минпромторгом России.

Предыдущая редакция государственной программы «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности» (далее – госпрограмма) была утверждена распоряжением Правительства от 29 августа 2013 года №1535-р.

Ответственный исполнитель госпрограммы – Минпромторг России, участники – Минобрнауки, Минфин, Минприроды, Минтруд, Минтранс, Минэкономразвития, Росстандарт, Росжелдор, Роснедра, Роскосмос, госкорпорация «Росатом».

Целью госпрограммы является создание в Российской Федерации конкурентоспособной, устойчивой, структурно сбалансированной промышленности, способной к эффективному саморазвитию на основе интеграции в мировую технологическую среду, разработки и применения передовых промышленных технологий, – индустрии, нацеленной на формирование и освоение новых рынков инновационной продукции, эффективно решающей задачи обеспечения экономического развития и обороноспособности страны.

В государственную программу включены следующие подпрограммы:

— «Сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для пищевой и перерабатывающей промышленности»;

— «Машиностроение специализированных производств (строительно-дорожная и коммунальная техника, пожарная, аэродромная, лесная техника)»;

— «Лёгкая промышленность и народные художественные промыслы»;

— «Ускоренное развитие оборонно-промышленного комплекса»;

— «Силовая электротехника и энергетическое машиностроение»;

— «Развитие системы технического регулирования, стандартизации и обеспечение единства измерений»;

— «Развитие производства композиционных материалов (композитов) и изделий из них»;

— «Развитие промышленности редких и редкоземельных металлов»;

— «Современные средства индивидуальной защиты и системы жизнеобеспечения подземного персонала угольных шахт»;

— «Обеспечение реализации государственной программы»;

— «Развитие инжиниринговой деятельности и промышленного дизайна»;

— «Индустрия детских товаров».

Для создания новых отраслей и рынков в рамках реализации госпрограммы основными являются следующие задачи:

— опережающее создание инновационной инфраструктуры для развития новых отраслей;

— снятие регуляторных барьеров и формирование паритетных условий для вывода на рынок инновационной продукции.

Для развития отраслей промышленности, ориентированных на потребительский рынок, необходимо решение следующих основных задач:

— стимулирование увеличения доли внебюджетных источников финансирования;

— поэтапное сокращение объёмов прямого государственного финансирования отраслей промышленности;

— фокусировка инструментов государственной поддержки на стимулировании спроса.

Поддержка отраслей промышленности, ориентированных на инвестиционный спрос, требует решения следующих основных задач:

— обновление технологической базы соответствующих отраслей промышленности;

— стимулирование научных исследований и разработок, направленных на создание новых технологий и материалов;

— обеспечение для российских компаний равных условий конкуренции на российском и мировом рынках;

— стимулирование экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью с учётом ограничений, предусмотренных правилами ВТО;

— развитие конкуренции, в том числе через поэтапное сокращение доли государства в капитале компаний;

Читайте также:
На чем написать учетную программу

— координация программ технологического развития отраслей промышленности с тенденциями спроса на технологическую продукцию в потребляющих отраслях энергетического и сырьевого сектора экономики.

В сферах технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений требуется:

— создание в Российской Федерации эффективной системы технического регулирования;

— совершенствование национальной системы стандартизации, гармонизация национальных стандартов с международными стандартами;

— обеспечение единства измерений в интересах повышения качества жизни населения и конкурентоспособности экономики;

— недопущение научного и технологического отставания России от признаваемого мирового уровня точности измерений, сохранение метрологического суверенитета России.

Целевые индикаторы и показатели госпрограммы:

— индекс промышленного производства к предшествующему году;

— индекс промышленного производства к 2011 году;

— индекс производительности труда к предшествующему году;

— индекс физического объёма инвестиций в основной капитал к предшествующему году;

— индекс прироста высокопроизводительных рабочих мест к предшествующему году;

— удельный вес затрат на технологические инновации в общем объёме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг организаций промышленного производства;

— доля организаций промышленного производства, осуществляющих технологические, организационные и (или) маркетинговые инновации, в общем количестве обследованных организаций;

— экспорт российских высокотехнологичных товаров;

— внутренние затраты на исследования и разработки по источникам финансирования (бюджетные и внебюджетные средства);

— уровень гармонизации национальных стандартов Российской Федерации с международными стандартами.

Государственная программа реализуется в 2012–2020 годы, в том числе:

первый этап – 2012–2015 годы;

второй этап – 2016–2020 годы.

Общий объём финансирования госпрограммы за счёт федерального бюджета составляет 1 060 159 151,4 тыс. рублей.

Результатами реализации госпрограммы для отраслей, ориентированных на создание новых видов инновационной продукции (композиты, редкие и редкоземельные материалы), будут:

— создание полноценной инфраструктуры, включая пилотные, опытно-промышленные, промышленные предприятия, инжиниринговые компании и центры отработки технологий применения инновационных продуктов и технологий;

— обеспечение локализации в Российской Федерации инновационных производств и исследовательских центров ведущих международных технологических корпораций;

— формирование эффективной системы поддержки спроса;

— создание новых высококвалифицированных рабочих мест.

Результаты реализации госпрограммы для отраслей, ориентированных на потребительский рынок (прежде всего автомобилестроение):

— повышение конкурентоспособности промышленных предприятий;

— расширение ассортимента и значительный рост объёмов выпускаемой продукции;

— значительный рост инвестиций в расширение производственных мощностей;

— совершенствование системы регулирования рынков;

— формирование спроса на квалифицированную рабочую силу в производственном секторе и непроизводственной экосистеме.

Результаты реализации госпрограммы для отраслей, ориентированных на инвестиционный спрос (машиностроение, станкоинструментальная промышленность и другие):

— проведение модернизации технологической базы, значительный приток внебюджетных инвестиций в обновление основных фондов и увеличение производственных мощностей;

— формирование потенциала для развития на мировых рынках за счёт повышения производственной эффективности и энергоэффективности;

— обеспечение роста производительности труда за счёт использования передовых технологий и современного оборудования.

В сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений ожидаются следующие результаты:

— завершение разработки технических регламентов и национальных стандартов, что способствует устранению технических барьеров в торговле путём гармонизации национальных стандартов и классификаторов с международными стандартами, а также увеличению количества разработанных, внедрённых и запатентованных технологий;

— достижение гармонизации национальных стандартов с международными к 2015 году на уровне 50%, к 2020 году – 56,5%;

— обеспечение ежегодного обновления фонда национальных стандартов на уровне, соответствующем мировому, на 10–12%;

— повышение экспорта продукции на 5–7% вследствие применения современных национальных стандартов и средств измерений;

— создание необходимых условий для продвижения инновационной российской продукции и технологий на мировые рынки;

— обеспечение наиболее полного развития потенциала современной российской метрологической инфраструктуры, а также создания эталонов нового поколения.

Работа Правительства:

  • Общие вопросы промышленной политики
  • Государственная программа «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности»
  • Общие вопросы реализации государственных программ и федеральных целевых программ

Источник: government.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru