Структура программы развития образовательной организации (00) (В. Сериков): аналитическая часть (анализ состояния образования, характеристика достижений, характеристика затруднений и нерешенных проблем, обобщенная справка о состоянии ОО); концептуально-прогностическая часть (концепция, планируемые нововведения, результаты, план действий); ресурсное обеспечение программы развития; приложения (диагностический инструментарий).
Структура программы развития ОО (М. Поташник), актуальность темы; новшества в управляющей системе школы; партисипатив- ность (вовлечение работников в решение проблем, управление); анализ ресурсной базы; кадровые ресурсы; материальные ресурсы; финансовые ресурсы; научно-методические ресурсы; резервное время;
Структура программы развития О О (В. Лазарев), проблемы, на решение которых ориентирована программа; новшества, за счет которых решаются проблемы; проект желаемого будущего (совокупность новшеств); стратегия осуществления изменений; цель программы; план действий; инновационные проекты осуществления частных изменений; ресурсное обеспечение программы; кадровое обеспечение программы; экспертиза программы [14; 19; 33].
Проектирование программы развития ОО: проблемы и пути решения спикер: Тулухеева С.Ц.
Компонентный состав программы представлен:
- • противоречием — это несоответствие между желаемым и действительным состоянием учебно-воспитательного процесса школы. Требования к формулировке противоречий:
- — реальность, т.е. брать для работы противоречия, которые можно решить педагогическими средствами и в рамках школьных возможностей;
- — позитивность — разрешение противоречий должно способствовать положительному преобразованию практики;
Требования к формулировке проблемы: актуальность проблемы (возможность влияния на результаты учебно-воспитательного процесса, наличие объективных средств, условий для решения проблемы).
Проблема может формулироваться в виде:
- 1) проблемной ситуации (описание ситуации конкретного образовательного учреждения, в которой обнаружены отрицательные признаки процесса, требующие решения);
- 2) проблемного вопроса (вопрос, поставленный относительно возможности исследовать тот или иной предмет познания; выражается вопросительным предложением, в котором фиксируется предмет исследования, часто начинается со слов «каковы», «как», «в какой мере» и т.п.);
- 3) проблемной задачи (обозначение предполагаемого результата исследования; проблема формулируется как обыкновенная цель, например «определение комплекса условий. »).
Выявленные проблемы должны не просто констатироваться, но получать объяснение, позволяющее понять их причины, прогнозировать, что может произойти, если проблема не будет устранена в будущем.
Концепция — формулировка видения.
Видение — сложившийся в нашем сознании идеальный образ желаемого будущего, достижение которого возможно только при самых благоприятных внутренних и внешних условиях — образ наиболее совершенного состояния школы.
Программы развития образовательного учреждения
Цель — это желаемый результат деятельности, достигнутый в пределах некоторого интервала времени.
Цель — более общая формулировка того, что мы хотим получить в результате реализации программы. Обычно касается нового качества, которое мы хотим получить по окончании программы. Важно, чтобы цель, которая сформулирована в программе, была понятна всем участникам программы, четко сформулирована.
Требования к постановке целей: реалистичность, посильность, достижимость; контролируемость; однозначность, обобщенный вид конечного продукта исследования; проверяемость, в отдельных случаях диагностируемость; определенность во времени; операцио- нальность (распределение на задачи); отсутствие неоднозначных выражений и понятий; отсутствие специальных (профессиональных) терминов; соответствие заявленной проблеме.
Задачи — это конкретизированные или более частные цели; желаемый результат деятельности, достижимый за намеченный интервал времени и характеризующийся набором количественных данных и параметров этого результата.
Требования к представлению задач программы: формулировка в виде заданий по достижению определенных результатов к определенному сроку; результаты должны быть измеримы (как правило, в цифрах); набор задач необходим и достаточен для достижения цели; задаче поставлен в соответствие набор мероприятий; набор мероприятий необходим и достаточен для решения задач.
Критерием успешности разработки всей программы является ее результат. Именно ожидаемый результат определяет цель программы, так как цель и результат взаимосвязаны. Формулируя цель, нужно сразу определить возможные результаты. При этом, чем конкретнее результаты (точнее сформулированные), тем понятнее становится цель программы и тем легче она будет реализовываться. Необходимо понять, в чем конкретно они будут измеряться: где их будет видно, насколько они изменят ситуацию в обучении.
Основные ошибки разработчиков: ожидаемые результаты представлены не но всем выделенным направлениям, не соответствуют конкретным задачам; описание ожидаемых результатов не содержит описания индикаторов, позволяющих оценить меру их реального достижения; отсутствует порядок внутреннего мониторинга результатов реализации программы; ожидаемые результаты сводятся к описанию сути проводимых мероприятий, без указания их существенных количественных и качественных характеристик.
Для того чтобы достичь результата, запланированного в программе развития образовательного учреждения, необходимо осуществлять мониторинг предпринимаемых стратегических инициатив на основе сбалансированной системы критериев, показателей и индикаторов.
Критерии задают лишь общее направление оценки (например, достижение целей, удовлетворение групп потребителей, приобретение и развитие ресурсов и т.д.), поэтому их требуется конкретизировать через показатели. Показатели бывают количественными (статистика, частота, коэффициенты и т.д.) и качественными (изменения в подходах, поведении, навыках, представлениях, свойствах, уровне понимания и т.д.). Показатели, в свою очередь, конкретизируются через индикаторы, которым присваиваются целевые значения (как правило, в динамике).
Одной из основных проблем разработки системы мониторинга является подбор адекватных показателей.
При разработке системы мониторинга необходимо соблюдать следующие правила: жизнеспособную систему мониторинга удастся разработать не сразу, а только после неоднократных уточнений и корректировок; система мониторинга станет действующим механизмом только в том случае, если предусмотреть процедуру ее внедрения в существующий бюджетный процесс (поэтому столь важно обратить внимание на разработку финансового плана в полном соответствии с целями и задачами программы развития 00).
План действий — главная часть программы развития, поскольку ради нее необходимы были все предшествующие части. План представляет собой систему мероприятий, предусматривающую порядок, последовательность, сроки и средства их выполнения. Обычно это матрица, в колонках которой даются конкретные ответы на вопросы: «Что?», «Как?», «Когда?», «Где?», «Кто?», «Сколько средств?».
Тщательная разработка плана — залог его успешного исполнения. При разработке плана должны быть четко отражены следующие вопросы: в чем будет заключаться преобразование; какие способы решения задач будут подвергаться проверке; какие параметры педагогического процесса будут выбраны для изменений; как будут отслеживаться выбранные параметры; какие методы получения и обработки информации будут применяться; с чем будет сопоставляться результат, достигнутый в процессе реализации программы; как будет оформляться и оцениваться результат; подготовка методического обеспечения; подготовка диагностического инструментария.
Требования к представлению мероприятий программы: одно мероприятие — одна задача; для каждого мероприятия указаны источники финансирования; для каждого мероприятия указан объем финансирования (в целом и по годам).
При разработке финансового плана программы развития ОО определяются: целевые ориентиры и приоритетные задачи развития учреждения, доходная часть, структура расходов, отражающая приоритетные направления расходования финансовых средств, обеспечивающих достижение поставленных целей.
Таким образом, в организации программы развития главное — согласованность ее элементов:
- 1) цель и результат программы должны быть взаимосвязаны и отражать друг друга;
- 2) согласование целей и задач программы. Составляя программу, необходимо обязательно сразу проектировать ожидаемые результаты по каждому отдельному действию и соотносить эти результаты с поставленными целями и задачами.
Именно внутренняя согласованность программы — одно из важнейших условий ее успешной реализации.
Источник: studme.org
Программа развития образовательной организации — стратегический документ управления
прог рам мы ра зви тия б ез учет а гото внос ти ко лле кти ва на сов мес тную д еят ель нос ть .
В процессе разработки программы субъекты образовательного процесс а
выявляют собственную позицию по отношению к происходящим изме нениям в
социальном к онтексте, анализир уют потенциал разв ития своей образ овательной
организации в новых условиях и б ерут на себя ответст венность за новые цели
развития и сп особы их до стижения.
Раз раб отка пр ограм м ы разв ити я ориен тир ова на на решен ие след ующих зад ач,
опре де ляю щих с тра те гию раз вит ия обр аз ова тел ьно й ор га низ ации :
1. Оп ред ели ть а кту ал ьный уров ень раз вит ия об раз оват ел ьно й орг ани зац ии,
выя вит ь точ ки рост а, конкур ент ные преи муще ств а, а так же кл юче вые пробл емы ,
опре де ляе мые ди на мико й о бра зов ате ль ного за каз а.
2. С форми ров ать пе рспе ктив но е виде ни е обра зов ате л ьной орган из аци и,
жел ае мые пара мет р ы ее стр укту ры и функц ио нир ован ия, отв ечаю щие потреб но стя м,
цен нос тям и воз мож нос тям об раз ова тел ьно й орг ани зац ии и социум а,
орие нт иров ан ный име нно на это обра зов ате ль ное уч режд ени е во все й его
уник аль но сти .
3. Раз работ ат ь мех аниз м перех ода от достиг нут ого сост оя ния образ ов ате ль ной
орга ни заци и к ж ела емо му буд уще му.
Нек ачес тв енн ое ре шен ие лю бой из указа нных зада ч или отсут ств ие
необ хо дим ой свя зи ме жду их реше ни ями неиз беж но при вод ит к серь езн ым
нед оста тка м , как в стр укту ре, так и в сод ержа нии програ мм ы разв ития и
нев озм ожн ост и ее э фф ект ивн ой реал иза ции .
Исс лед ован ия по стра те гиче ск ому управ лен ию [1, 3] выделяют основ ны е
тре бов ани я к п рог рамм е р азв ити я:
1. Стр ате ги чно сть прог рамм ы – движ ение от общ его и конце пту аль ног о к
конк ре тике , отка з от пре ждев ре мен ной де тал из ации пр огра мм ных ре шени й.
2. Пол нот а и целостн ос ть про гра ммы – нали чие сис тем ног о образ а
обр азо ват ель ной орган иза ции , отра ж ение в прог рамм е на прав ле ний ра зви тия
осно вн ых под сис тем о браз ова тел ьно й орг аниз аци и и св язе й м ежд у н ими.
3. Прор або тан нос ть про грам мы – подр обн ое и дет ал ьное осмы сле ние
пла нир уем ых нов овв еде ний.
4. Ресур сн ая обес пе чен но сть прог рамм ы – оцен ка объем а нео бхо дим ых
рес урс ов и пл ан оме рны е дейс тви я п о их пол учен ию и испо ль зов анию .
5. Упр авля емо сть прог рам мы – на лич ие пост оян ног о управ ле нчес ко го
сопр ов ожд ени я р азр абот ки и реа лиз аци и.
6. Кон тро лир уем ос ть про грам мы – нал ичие макс им аль но воз мож ной
точ ност и и оп ер аци она ль ност и ц еле й, за дач , р убе жей, о рие нт иров .
7. Чу вст вит ельн ос ть к сбоя м и гиб кос ть про грам мы – налич ие
пром еж уто чны х и конт ро ль ных точ ек для вне сен ия в случа е необх од имос ти
опер ат ивны х кор рек тиро вок .
8. Откр ытос ть про гра ммы – про дум анн ост ь сис те мы инфор ми ров ания
уча стни ков о браз ов ате ль ного пр оцес са и соци аль ных парт нер ов обр азов ат ел ьно й
орга ни заци и, во змо жно сть ко рре кци и д ейс тви й п рог рамм ы.
9. Прив лек ател ьно сть пр огр а ммы – здор ова я ам би циоз но ст ь ц еле й, я снос ть
воз мож ных по сле дс тви й.
10. Ин тегр ир ую щая, конс олид иру ющая напр авле нн ость прог рамм ы по
отн оше нию к обр азов ат ель ной орга низ аци и и ее соц иал ьны м партн ерам , спос об ност ь
Wow ле кат ь чле нов сообщ ест ва в раз раб отк у прог рамм ы с при нят ием на себя част и
отв етс тв еннос ти за вы полн ен ие п рог рам м ы.
11 . Ин ди вид уал ьно сть пр огр амм ы – ее со отве тс тви е специ фик е
обр азо ват ель ной орга низа ции , ее колл ектив а, нацел енн ость на решен ие акт уал ьны х
для не е п роб лем пр и ма ксим ал ьном уч ет е и от раже нии ее ос обе нно сте й.
12. Автор ск ий хара кт ер доку ме нта – ра зра бот ка прог рамм ы с мак сим аль ным
прив ле чен ием су бъе кт ов образ ов ате ль ного пр оцес са и с оци ал ьн ых п артн еро в.
13. Ин фор мати вн ость прог рамм ы – пол нота стру ктур ы и содер жате ль нос ть
опис ан ия н ов овв еде ний.
Стру кт ур а пр огр амм ы раз вит ия долж на о бес печ ить пол нот у, це лос тн ост ь и
ее з аве рше нност ь и сод ер жат ь:
1. Вв еден ие (кра тк ую ан нота цию п рог рам мы) .
2. Инф орм аци онн ую с прав ку об об раз ова те льн ой о рган из аци и .
3. Бл ок анал ит ичес ког о и п рогн ост ичес к ого об осн ован ия пр ог рамм ы.
4. Кон цеп туа льн ый бл ок
5. Блок стра тег ии и такт ики пере во да обра зов ате ль ной орга низа ции в нов ое
сос тоян ие .
6. Инф рас тру кту рны й б лок пр огра мм ы
7. Ре зул ьта тив ный бл ок прог рам мы .
Основные этапы разработки программы разви тия и их ожидаемые
результаты:
Название этап а
Ожидаемые резул ьтаты этапа
Подготовительн ый этап
Готовность р азработчик ов и ресурсов к
началу работы над программо й
Принятие решения о
необходимости и ср оках
подготовки программы
Определение ответственнос ти за
разработку программы, планирова ние
работы и системы стимулирован ия и
Создание и запуск системы
управления проектом по
разработке п рограммы
Определение ответственнос ти за
разработку программы, планирова ние
работы и системы стимулирования и
Организация ра бочих групп
по разработке программы,
их обучение и обеспеч ение
Готовность разработчиков к д ействиям
Подготовка необхо димых
ресурсов и материалов,
создание условий для
Готовность условий и ресурс ов
Поиск дополнитель ных
ресурсов, обучение членов
рабочих гру пп
Полная гот овность к работ е
Основной этап – этап
разработки программы как
Готовность перв ого варианта программы
Анализ состояния и про гноз
тенденций изменения
внешней среды
образовательн ой
организации
Данные анализа и прогноза. Вывод ы о
динамике внешней среды и ее влиянии на
образовательн ую организацию в
перспективе
Анализ состояния и про гноз
тенденций изменения
образовательн ых
потребносте й социального
Данные анализа и прогноза. выводы о
специфике и динамике образовательных
потребносте й и социальн ого заказа
Анализ состояния и про гноз
тенденций изменения в
ресурсном обеспечен ии
образовательн ой
организации
Данные ан ализа и прогноза. Соотнесение
нового заказа и ресурсных возможностей
образовательн ой организации по его
выполнению
Успешность проектирова ния программы развития зависит от первого этапа
работы над программо й. На п одготовительн ом этапе д олжна б ыть созда на система
управления проектом разработки программы. О на создается для того, чтобы на всем
его прот яжении обесп ечивать управленческое сопрово ждение работы: ее
планирование, организацию р абочих групп и к оординацию их взаим одействия и
информационн ых потоков, ресурсное о беспечение, мотивацию и стимулировани е
авторов программ ы, их обучение и инструктирование, контроль хода,
промежуточны х и конечн ых результатов работ ы.
Таким образом, программа развития образовательн ой организации является
управленческим документ ом, который должен п ридать процес су изменен ий в ее
деятельности целенаправленный хара к тер устойчивого р азвития. Устойчивость
развития означает совпадени е векторов развития социального окружения и развития
самой образов ательной организац ии.
Про грам ма раз вит ия позво ляе т пол учит ь не тол ько реа лис тич ную и
эфф ект ивн ую стра те гию разв ити я, но и сущ ест вен но разв ива ет субъ ек тов
обр азо ват ель ног о пр оцес са , заст авл яет с прин ципи ал ьн о иных пози ций оце нить
про йде нн ый обра зо ват ел ьной органи за цией путь разв ития , ее акт уаль ное и жел ае мое
сос тоян ие , а т акже пу ти, к нем у в едущ ие .
Источники и л итература :
1. Федеральный з акон от 29.12.2012 №273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
[Электронный документ]// Конс ультантПлюс. – Код доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения — 01.03.2018).
2. Менеджмент в образовании/ Под редакцией С.Ю.Трапицына. — М., Юрайт, 2018. – 413 с.
3. Моисеев А., Мои сеева О. Основы стратегического управления школой: учеб.пособие. М.:
Центр педагогического образования, 2008. — 355 с.
4. Программно — целевое управление развитием образования: опыт, п роблемы,
перспективы. М.: Педагогическое общество России, 1999. С.21 -22.
Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Получить код —>
Педагогика — еще материалы к урокам:
- Картотека тематических бесед с детьми в 1-й младшей группе
- Исследовательский проект «История возникновения русских фамилий»
- Мониторинг предметных результатов учащегося начальной школы
- Проект «Организация образовательной деятельности по робототехнике»
- Сценарий новогоднего праздника «Новогодний бал у царя Гороха»
- Картотека театрализованных игр в первой младшей группе
Предметы
Алгебра
Английский язык
Биология
География
Геометрия
ИЗО
Информатика
История
Литература
Математика
Музыка
МХК
Начальная школа
ОБЖ
Обществознание
Окружающий мир
ОРКСЭ
Педагогика
Русский язык
Технология
Физика
Физкультура
Химия
Экология
Похожие материалы
- 29-10-2019, 15:39 Презентация «Современный методический кабинет дошкольной
- 15-06-2019, 14:30 Современные ориентиры развития дошкольной образовательной организации
- 30-03-2019, 14:11 Методы управления образовательной организацией в условиях реализации
- 19-11-2018, 12:11 Методические рекомендации по организации образовательной работы с
- 24-08-2017, 10:39 Презентация «Этапы разработки инновационного проекта в
- 19-02-2017, 19:28 Управление введением ФГОС в дошкольной образовательной организации
- 1-09-2015, 15:32 Мотивация как фактор развития ИКТ-компетентности преподавателей
- 21-07-2015, 12:38 Доклад на практической конференции «Совершенствование системы
Источник: uchitelya.com
Презентация, доклад на тему Алгоритм проектирования программы развития ОУ
Программа развития – это документ, на основании которого осуществляется целенаправленная работа по развитию образовательной организации , являющийся основным инструментом управления инновационной деятельности организации и основным фактором успешности процесса его развития.
- Главная
- История
- Алгоритм проектирования программы развития ОУ
Слайд 1 БПОУ ОО «Орловский технический колледж» Алгоритм проектирования программы развития образовательной организации (педагогические чтения)
Выполнила Ю.И.Бородина
![]()
Слайд 2Программа развития – это документ, на основании которого осуществляется целенаправленная работа
по развитию образовательной организации , являющийся основным инструментом управления инновационной деятельности организации и основным фактором успешности процесса его развития.
![]()
Слайд 3Программа развития должна обеспечить для ОО:
снижение степени неопределенности при принятии стратегически
важных решений;
наиболее эффективное использование имеющихся ресурсов
определение оптимальных внутренних и внешних условий эффективного функционирования;
систему управленческих решений по переходу в новое качественное состояние
![]()
Слайд 4Алгоритм работы над программой развития ОО:
Этап 1 Формирование команды
Этап 2 Изучение
стратегических документов
Этап 3 Аналитико–прогностическая деятельность
Этап 4 Составление карты движения
Этап 5 Разработка разделов программы
Этап 6 Экспертиза
Этап 7 Согласование программы развития
![]()
Слайд 5Этап 1 Формирование команды Условия эффективности работы команды
состав не более 10 человек;
имеются
специалисты во всех необходимых областях;
изначально нет неразрешимых конфликтов;
члены команды выражают желание работать в проекте;
работа ведется единой командой от начала и до окончания проекта;
подчинение непосредственно руководителю проекта
![]()
Слайд 6Этап 2 Изучение стратегических документов
Изучение стратегических документов, на основании которых будет
разрабатываться программа развития образовательной организации: законы, постановления Правительства РФ, указы и распоряжения, приказы министерств и ведомств.
![]()
Слайд 7Этап 3 Аналитико–прогностическая деятельность Для разработки программы необходимо:
Определить цель разработки программы;
Выделить ключевую
проектную идею;
Провести анализ сильных и слабых сторон- имеющихся и отсутствующих ресурсов;
Выстроить предполагаемую управленческую модель изменений и поэтапный план;
Разработать измерительные критерии и показатели диагностики новых образовательных результатов обучающихся, оценки деятельности педагогов, реализации образовательных отношений;
Определить риски и и мероприятия по их минимизации;
Разработать финансовый план
Провести анализ предыдущей программы развития
![]()
Слайд 8Этап 4 Составление карты движения При разработке программы развития целесообразно определить:
временной
отрезок, на который будет рассчитана программа
явления, события которые могут повлиять на образовательный процесс организации в этот промежуток времени;
к какому результату могут привести эти влияния
что необходимо сделать, чтобы увеличить положительное влияние этих факторов;
что необходимо сделать, чтобы противодействовать отрицательному
![]()
Слайд 9 Этап 5 Разработка разделов программы 5.1 сбор информации и проблемный анализ состояния
образовательной организации
составление информационной справки об организации;
аналитическое обоснование программы;
SWOT-анализ системных изменений;
SWOT-анализ потенциала развития ОО;
![]()
Слайд 105.2. формулирование концепции нового образа организации и выработка стратегии достижения конечных
ценностные приоритеты развития ОО;
инновационная идея развития ОО (профессиональное обоснование замысла результата развития ОО и пути решения этого замысла ) ;
концептуальная модель программы развития ОО( новые подходы к содержанию образования, структуре и организации образования, к воспитательной работе, к профессионализму кадров и т.д.);
Стратегия, этапы, цели и задачи перехода к новому состоянию образовательной организации.
![]()
Слайд 115.3 Разработка плана действий (перечня мероприятий) по реализации программы развития
обработка информации
о необходимых ресурсах и сроках по всем направлениям деятельности ОО
установление очередности действий;
определение ответственных
![]()
Слайд 125.4 определение ожидаемых конечных реализации программы развития Реализация программы должна дать следующие
результаты:
![]()
Слайд 13Этап 6 Экспертиза программы развития На данном этапе необходимо произвести оценку:
полноты программы
развития, наличие всех структурных частей;
целостности (согласованность проблем, целей, задач, способов их реализации);
![]()
Слайд 14Этап 7 Согласование программы развития
Программа развития ОО является результатом коллективного труда,
и этот документ должен оцениваться как внутри организации, так за ее приделами.
Вначале Программу представляют на Методическом совете, Педагогическом совете, общем собрании, Управляющем совете. После каждого этапа представления в Программу могут вноситься изменения.
После окончательного оформления Программа развития представляется на согласование учредителю.
Только после завершения всех этих этапов программа готова к реализации.
![]()
Слайд 15ВАЖНО!
не существует единого канона написания программы развития ОО;
в программе развития каждой
ОО лежит индивидуальный подход к решению именно ее проблем и поиск их решений;
программа развития – документ управления, его делает административная команда;
написать программу по силам каждой ОО, но главное ее выполнить
Источник: shareslide.ru