Программа развития образовательного учреждения выстроена в логике программно-целевого подхода, на основе проблемно-ориентированного анализа внутренней и внешней среды образовательного учреждения и направлена на разрешение ключевых проблем школы, требующих неотложного решения в ближайшее время, а также на модернизацию ресурсных возможностей, прежде всего кадровых, информационных, материально-технических и временных, которыми она обладает.
08 апреля 2021 Мельникова Ю.В.
Содержимое публикации
Программа развития общеобразовательного учреждения.
Управление образовательным учреждением невозможно представить себе без документов, отражающих его основные решения. Стратегическую триаду современной школы формируют образовательная программа, несущая в себе текущие, реализуемые образовательные стратегии; программа развития, в которой дается среднесрочная стратегия школы; и публичный доклад, информирующий общественность о том, насколько удается выполнять свои стратегические планы.
Программа развития образовательной организации
Главной в этой триаде документов является программа развития образовательного учреждения.
Это важнейший стратегический документ школы, переходящей (перешедшей) в инновационный режим жизнедеятельности и принявшей за основу программно-целевую идеологию развития. Программа может рассматриваться как особая разновидность общешкольного плана работы.
Данный документ в обязательном порядке должен содержать аналитическое обоснование, постановку конкретных целей и задач, выбор средств их достижения, планирование важнейших действий, акций, мероприятий, событий, обеспечивающих достижение намеченного в установленные сроки, определенность последовательности этих действий, ответственных исполнителей и т.п. Программы развития также способствуют преодолению неопределенности, упорядочению совместной деятельности и т.д.
В то же время имеются достаточно существенные отличия от традиционного плана работы общеобразовательного учреждения. Это связано, прежде всего:
1) со стратегическим характером программы развития, ее преимущественной направленностью на решение наиболее важных, судьбоносных, предопределяющих общие направления жизнедеятельности школы и школьного сообщества стратегических задач; программы развития при всей желательной детализации предполагаемых действий акцентируют внимание именно на вопросах стратегического значения и на выработке общей стратегии их решения;
2) с ярко выраженной инновационной направленностью данного документа (в то время, как обычный общешкольный план основное внимание уделяет вопросам обеспечения стабильности текущего функционирования школы); можно сказать, что программа развития есть стратегический план осуществления основных нововведений в образовательном учреждении;
3) с направленностью на будущее, на реализацию не только актуальных, но и перспективных, ожидаемых, прогнозируемых образовательных потребностей, социального заказа на образование;
4) с опорой на идеологию системного, программно-целевого подхода в управлении;
Технология проектирования программы развития образовательной организации
5) с использованием при разработке этого документа специальной и достаточно жестко структурированной технологии и т.д.
Программа развития рассматривается как потенциально мощный и действенный инструмент, обеспечивающий гарантированный, результативный, экономичный и своевременный переход школьного сообщества в новое качественное состояние, и одновременно – инструмент, обеспечивающий управление им.
При этом такой документ предполагает взаимосвязанное решение трех крупных задач:
1. Зафиксировать достигнутый уровень жизнедеятельности ОУ и тем самым определить точку отсчета для дальнейших шагов к развитию (это, в свою очередь, предусматривает фиксацию и констатацию существующего положения дел, выявление достижений школы и ее конкурентных преимуществ, а также ключевых проблем на данном этапе в свете меняющихся потребностей и задач).
2. Определить желаемое будущее состояние образовательного учреждения, параметры его строения и функционирования, соответствующие потребностям, ценностям и возможностям школы и социума (важно иметь в виду: речь идет не об идее идеальной школы вообще или некоторого ее типа, а о концепции будущего состояния именно конкретного учебного заведения).
3. Определить стратегию и тактику перехода от достигнутого состояния школы к желаемому будущему.
Недостатки в решении любой из них или недостаточная связь между их решениями с неизбежностью приводят к существенным дефектам программы и невозможности ее эффективной реализации.
Нельзя не отметить, что даже попытки осуществления всех этих задач в определенной системе (пусть не всегда и не с первого раза удачные) оказываются весьма полезными для управленческого профессионализма организаторов разработки программ и педагогических коллективов – ведь многие из этих вопросов заставляют совершенно по-новому посмотреть на пройденный школой путь, ее нынешнее состояние, желаемое будущее и пути, к нему ведущие.
Чтобы разработать Программу развития образовательного учреждения необходимо последовательно ответить на следующие вопросы:
1. Что мы хотим изменить? Что не устраивает в получаемых образовательных результатах учащихся? (Цель).
2. Что хотим достичь и через какие изменения образовательного процесса, образовательной среды? (Ключевая проектная идея).
3. Что для этого у нас есть и что потребуется? (SWOT-анализ сильных и слабых сторон — наличных и отсутствующих ресурсов).
4. Как мы это будем изменять? Что будем делать? (Предполагаемая управленческая модель изменений и поэтапный план).
5. Как мы будем оценивать достижение поставленных целей? (Измеримые критерии и показатели диагностики новых образовательных результатов учащихся, оценки деятельности учителя, реализации образовательного процесса).
6. Что может нам помешать в достижении целей? Как это можно предупредить? (Риски и мероприятия по их минимизации).
7. Какие финансовые средства для реализации Программы развития потребуются? (Финансовый план).
С управленческой точки зрения Программа является основой принятия оперативных управленческих решений в повседневной деятельности образовательного учреждения.
Действия на каждом этапе процесса принятия управленческого решения представлены в таблице:
Этапы принятия управленческого решения при разработке программы развития ОО
Сбор информации о возможных проблемах
Наблюдение за внутренней средой организации
Наблюдение за внешней средой
Выявление и определение причин возникновения проблемы
Описание проблемной ситуации
Выявление организационного звена, где возникла проблема
Оценка ее важности
Выявление причин возникновения проблемы
Формулирование целей решения проблемы
Определение целей организации
Формулировка целей решения проблемы
Обоснование стратегии решения проблемы
Детальное описание объекта
Определение области изменения переменных факторов
Определение требований к решению
Определение критериев эффективности решения
Разработка вариантов решения
Декомпозиция задачи на подзадачи
Поиски идей решения по каждой подзадаче
Построение моделей и проведение расчетов
Определение возможных вариантов решения по каждой подзадаче и подсистеме
Обобщение результатов по каждой подзадаче
Прогнозирование последствий решений по каждой подзадаче
Разработка вариантов решения всей задачи
Выбор лучшего варианта
Анализ эффективности вариантов решения
Оценка влияния неуправляемых параметров
Корректировка и согласование решения
Проработка решения с исполнителями
Согласование решения с функционально взаимодействующими службами
Подготовка рабочего плана реализации
Реализация рабочего плана
Внесение изменений в решение в ходе реализации
Оценка эффективности принятого и реализованного решения
Основные этапы разработки Программы развития и ожидаемые результаты (основа «дорожной карты»).
Подготовительный этап.
Готовность разработчиков и ресурсов к началу работы над программой (результаты).
Принятие решения о необходимости и сроках подготовки программы.
Принятие решения, его оформление и доведение до всего коллектива.
Создание и запуск системы управления проектом по разработке программы.
Определение и распределение ответственности за разработку программы, планирование работы, запуск системы стимулирования и контроля.
Работа по выявлению, учету и вовлечению в работу возможных партнеров внутри и вне школы.
Расширение числа разработчиков программы и её исполнителей.
Организация рабочих групп по разработке программы, их обучение и обеспечение ресурсами.
Готовность разработчиков к действиям.
Подготовка необходимых ресурсов и материалов, создание условий для работы.
Готовность условий и ресурсов.
Поиск дополнительных ресурсов, дополнительный инструктаж для сотрудников.
Полная готовность к работе.
Основной этап: этап разработки программы как документа.
Готовность первого варианта программы.
Подготовка аннотации и введения к программе.
Аннотация и введение к программе.
Описание объективных биографических данных о школе: история школы, современное состояние, констатация достигнутого уровня развития.
Информационная справка о школе.
Анализ состояния и прогноз тенденций изменения внешней среды школы.
Данные анализа и прогноза. Выводы об условиях жизнедеятельности школы и влияниях среды на школу в будущем.
Анализ состояния и прогноз тенденций изменения социального заказа школе.
Данные анализа и прогноза. Выводы об исходном социальном заказе.
Анализ состояния и прогноз тенденций изменения в ресурсном обеспечении школы.
Данные анализа и прогноза. Соотнесение нового заказа и ресурсных возможностей школы по его выполнению. Выводы о социальном заказе, принимаемом к исполнению.
Анализ и оценка достижений школы.
Данные анализа и оценки. Вывод о главных достижениях школы за годы и достоинствах, лежащих в их основе.
Анализ и оценка инновационной среды и потенциала школы. Прогноз отношения к изменениям со стороны работников школы и её партнеров.
Данные анализа и оценки. Выводы о возможностях развития школы, «точках роста», о силах поддержки изменений в школе и силах сопротивления новому. Действия руководителя школы по расширению сил поддержки нововведений в школе. Расширение базы для успешного развития школы.
Проблемный анализ состояния дел в школе.
Система ключевых проблем в школе и их причин.
Разработка образа желаемого будущего состояния школы и её результатов.
Концепция нового состояния школы как общего желаемого результата инновационных процессов в школе.
Разработка и описание стратегии перехода школы в новое состояние.
Области, направления, способы, этапы и задачи перехода школы в новое состояние.
Конкретизация целей ближайшего этапа развития школы.
Формулировка целей ближайшего этапа для образовательной и других подсистем школы.
Разработка и описание плана действий по реализации идей программы.
Конкретный и контролируемый план действий.
Сборка и первичное редактирование текста программы.
Готовность первого варианта программы.
Этап экспертизы, подведения итогов и принятия решений.
Утверждение программы и принятие решения о переходе к её выполнению.
Оценка и первичная коррекция программы развития в школе.
Внесение изменений и поправок в первый вариант текста.
Передача программы на независимую внешнюю экспертизу, оценка программы экспертами.
Получение заключений независимых внешних экспертов, и корректировка программы в случае необходимости по результатам этих заключений.
Информирование коллектива о ходе работы, организация обсуждения и утверждения программы.
Согласованное понимание целей программы и работ, которые надо выполнить. Согласование (утверждение) программы развития органом государственно-общественного управления школой. Принятие и утверждение программы школьным коллективом.
Передача программы на согласование и официальную экспертизу. Представление и защита программы руководством школы. Принятие решений по программе.
Итоговое решение об утверждении программы и переходе к её выполнению, о дополнительном финансировании и поддержке программы органами управления.
Представленный вариант «дорожной карты» разработчики программы развития самостоятельно дополняют полями «сроки» и «ответственные (или исполнители)».
Какие отклонения от сути наблюдаются особенно часто?
1. Программа не воспринимается как план работы с присущей ему четкостью, ясностью, конкретностью и определенностью. Продолжается ее смешение с концепцией (которая, действительно, в отличие от описываемого документа не обязательно предполагает наличие конкретного плана действий).
2. Авторы программ торопятся «прописать» частные нововведения, не разрабатывая сначала общего, стратегического замысла осуществления преобразований в школе.
3. Крайне редко разработчикам удается сформулировать ожидаемые требования к завтрашней школе, спрогнозировать перспективный социальный заказ на результаты ее деятельности. А это означает, что программа не становится прогностическим документом.
4. Наряду с инновациями в программах развития часто присутствуют «сюжеты», касающиеся текущего функционирования школы, что в данном случае является избыточной информацией.
5. Значительное число программ не основывается на современном – системном понимании школы как особой разновидности социальной организации. Поэтому изложение в них действий и мероприятий носит бесструктурный и бессистемный, сумбурный характер.
6. Многие разработчики пока усвоили, скорее «букву», чем «дух» программно-целевой идеологии управления развитием, не поняли суть программы как целевой и комплексной.
Краткие итоги:
Программа развития образовательного учреждения выстроена в логике программно-целевого подхода, на основе проблемно-ориентированного анализа внутренней и внешней среды образовательного учреждения и направлена на разрешение ключевых проблем школы, требующих неотложного решения в ближайшее время, а также на модернизацию ресурсных возможностей, прежде всего кадровых, информационных, материально-технических и временных, которыми она обладает.
Программа должна быть нацелена на удовлетворение завтрашнего социального заказа, в ней должны быть учтены направления развития муниципальной системы образования.
Задачи Программы развития определяют веер проектов, которые будут реализованы. Представлены ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые показатели реализации Программы. Программа развития ставит перед собой именно ту цель и те задачи, которые коллектив реально может решить, на основе имеющихся ресурсов. Она управляема, контролируема, открыта.
В Программе развития необходимо сосредоточиться на изменении правовых, организационных, финансовых, управленческих и материальных условий обеспечения образовательного процесса в направлении повышения качества, доступности и эффективности.
В ходе процесса разработки Программы руководитель выявляет собственную позицию к происходящим изменениям в социальном контексте, анализирует потенциал развития своего образовательного учреждения в новых условиях и берет на себя ответственность за новые цели развития и способы их достижения.
Источник: www.art-talant.org
Перспективный план развития ОУ
Нажмите, чтобы скачать публикацию
в формате MS WORD (*.DOC)
Размер файла: 51.04 Кбайт
Муниципальный управленческий конкурс
«Перспективный план развития
на 2019-2024 годы».
Выполнила: Кокшарова Е.С.,
учитель начальных классов МАОУ СОШ №2,
1 квалификационной категории.
Сам облик школ, как по форме, так и по содержанию
должен значительно измениться.
Мы получим реальную отдачу, если учиться
в школе будет увлекательно и интересно.
РАЗДЕЛ I. Паспорт программы развития
МАОУ СОШ №2 на 2019 – 2024 годы
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»
Документы, послужившие основанием для разработки
Конституция Российской Федерации; —
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; —
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» 2018-2025гг, утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 22.01.2019) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».
Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года (утверждена Постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 № 751);
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена Постановлением Правительства РФ от 17.02.2008 662-р);
Кокшарова Елена Сергеевна, учитель начальных классов
Создать на базе школы, в рамках образовательного процесса, условия для получения качественного, конкурентоспособного образования, способствующего социальной адаптации в обществе
1.Обеспечить развитие профессиональной компетентности педагогического коллектива с учетом современных тенденций в системе образования. 2.Совершенствовать методы, технологии обучения, способствующие формированию практических умений и навыков анализа информации, самообучению; формировать исследовательские умения и навыки у обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности с целью предоставления им оптимальных возможностей для получения универсального образования.
3.Развивать систему поддержки талантливых детей 4.Сохранять и укреплять здоровье школьников, систематизировать работу по обеспечению социальнопсихолого-педагогического сопровождения.
5. Развивать школьную инфраструктуру
6. Рост доли внебюджетного финансирования школы из различных источников.
7. Оптимизация управления школой как результат высокого уровня управленческого состава и творческой инициативы педагогов.
Сроки и этапы организации программы
2019 год– 1 этап – аналитико-организационный анализ результатов выполнения предыдущей программы, внесение корректив, прогноз развития на следующие 5 лет.
2019 -2023 – 2 этап – внедренческий – реализация программы развития МАОУ СОШ №2; промежуточный анализ реализации программы развития, реализация всех направлений программы развития школы.
2024 – 3 этап – обобщающий – анализ и обобщение результативности и эффективности реализации программы, обозначение дальнейших перспектив развития МАОУ СОШ №2
Исполнители Программы (подпрограмм, проектов и основных мероприятий)
Творческие группы педагогических работников
Объем и источники финансирования
Бюджетные (муниципальный бюджет) и внебюджетные средства
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
За период реализации программных мероприятий ожидается:
1. Обеспечение 100% обучающихся доступности качественного образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта;
2. Повышение уровня образовательной информации, ее качества, прозрачности и доступности для всех заинтересованных сторон;
3. Расширение социального партнерства;
4. Открытие и эффективное функционирование в школе инклюзивного образования детей с разными возможностями.
5.Повышение доли учащихся, победителей в предметных и межпредметных олимпиадах, конкурсах и соревнованиях;
6. Развитие системы дополнительного образования как условия развития талантливых детей, расширение (обновление) перечня образовательных услуг;
7. Расширение единой образовательной информационной среды в учебной, педагогической и управленческой деятельности школы, где ведущую роль играют информационно-коммуникационные технологии.
8. Переход на критериальное оценивание по уровням освоения материала в начальной школе
Система организации контроля
Ежегодно будет проводиться самообследование МАОУ СОШ №2, результаты его доводятся до сведения педагогического коллектива на итоговом педагогическом совете (август). Отчет о результатах самообследования размещается на сайте школы. На основе анализа осуществляется тактическое планирование на следующий учебный год.
РАЗДЕЛ II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предполагается, что в процессе реализации программы развития на 2019-2024 гг. могут появляться новые, позитивные непрогнозируемые в настоящее время эффекты, которые будут отслеживаться в период осуществления Программы и фиксироваться в ходе управленческого анализа.
Информационная справка о школе.
В нашей школе получили развитие следующие направления:
1. Работа с кадрами
2. Повышение качества образования
3. Совершенствование воспитательной системы
4. «Одарённые дети»
5. Совершенствование инфраструктуры
Высококвалифицированный стабильный учительский коллектив творчески решает поставленные перед ним задачи. В школе работает 51 педагог. Высшая категория – 15 человек, 1 категория – 23 человек, соответствие – 4, без категории – 6; 1 совместитель, 2 человека – в декретном отпуске.
В школе работают объединения:
Школьная служба медиации
Школьные творческие объединения (ОФП, Любята, Шахматы, Художники, школьный хор, Творческие ручки)
Миссия школы: реализация гуманистической парадигмы образования; проектирование и формирование личности школьника, его духовно-нравственной культуры, интеллектуального развития, ценностных ориентаций, способности к самореализации и гармоничному взаимодействию с социумом; создание условий для воспитания личности, заинтересованной в собственном развитии, со сформированной жизненной позицией.
Настоящая Программа разработана в соответствии с основными положениями Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Федеральной Программой развития образования, Законом «Об образовании в Российской Федерации». Программа составлена на основе анализа имеющихся условий и ресурсного обеспечения с учетом прогноза о перспективах их изменений.
В настоящее время основными направлениями школьного образования являются:
Переход на ФГОС II поколения
Развитие учительского потенциала
Развитие школьной инфраструктуры
Сохранение и укрепления здоровья школьников
Поддержка и развитие одаренных детей
Сегодня образ выпускника школы становится ориентиром для проектирования процессов и условий получения образовательных результатов, главным инструментом развития школы и педагогического коллектива. В концепции обозначено в качестве приоритета школьной системы образования формирование следующих ключевых компетентностей учащихся, адекватных социально-экономическим условиям:
• готовность к разрешению проблем,
• готовность к самообразованию,
• готовность к использованию информационных ресурсов,
• готовность к социальному взаимодействию,
Концепция программы развития МАОУ СОШ №2 представляет собой образовательное учреждение, в котором реализуются образовательные программы начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования. Основными условиями результативности развития образовательного учреждения являются обеспечение высокого уровня профессионализма педагогов и насыщенности образовательной среды, позволяющей достигать обучающимся максимальных результатов с учетом их субъективных характеристик.
Результативность избранной стратегии развития образовательного учреждения зависит от реализации следующих организационно-педагогических принципов:
принципа расширение образовательного пространства обучающихся благодаря учету многообразия их интересов и образовательных потребностей;
принципа преемственности ценностей, целей, содержания, форм и методов образовательной деятельности на всем протяжении образовательного маршрута обучающихся, включающего начальное общее образование, основное общее образование и среднее общее образование, который объединяет урочную и внеурочную деятельность, дополняемую дополнительными общеобразовательными общеразвивающими программами;
принципа комплексного сопровождения участников образовательных отношений; принципа прироста самостоятельности обучающихся и их ответственности за получаемые результаты образовательной деятельности;
принципа максимальной доступности образовательных ресурсов любому участнику образовательных отношений;
принципа максимальной эффективности взаимодействия участников образовательных отношений на уроках и в ходе внеурочной деятельности.
Я считаю, что для достижения заявленной миссии образовательного учреждения необходимо реализовать один из следующих проектов.
РАЗДЕЛ II I . РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА.
«Особые дети».
Актуальность. Напряженный ритм жизни школьников на фоне низкой двигательной активности порождает дисбаланс как интеллектуальной, так и эмоциональной сферы. Работа нервной системы в подобном режиме ведет к повышенному напряжению. Если устойчивость организма снижается, и негативные факторы внешней среды начинают оказывать свое разрушающее действие, то возникают различные психосоматические расстройства (нарушение сна, снижение аппетита, снижение работоспособности, невротические расстройства). В процессе адаптации организма к условиям внешней среды целесообразно владение методами, направленными на восстановление сил; что, в свою очередь, является психопрофилактикой, и актуально для различной возрастной категории.
Цель проекта – создание специальных образовательных условий для получения детьми с ограниченными возможностями здоровья качественного образования, необходимого для их адаптации и максимально возможной интеграции в общество.
Задачи проекта:
1. Разработать паспорт образовательной услуги и программное обеспечение образовательного процесса.
2. Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение развития особых детей
3. Разработать модель взаимодействия с родителями и социумом.
4. Создать на базе школы комнату для релаксации.
Основные проектные действия:
1. Формирование банка нормативно-правовых документов федерального, регионального, муниципального уровней, регламентирующих введение и реализацию деятельности ОУ в связи с введением инклюзивного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
2. Организация рабочей группы, обеспечивающей психолого-педагогическую сопровождение особых детей в ОУ
3. Повышение квалификации педагогов в связи с введением ФГОС ОВЗ
4. Оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по вопросам введения ФГОС обучающихся с ОВЗ
5. Оснащение специальным, в том числе учебным, релаксационным, реабилитационным, компьютерным оборудованием, специальной учебной литературой, наглядными пособиями для организации коррекционной работы и обучения детей-инвалидов.
Ожидаемые результаты проекта:
Открытие и эффективное функционирование в школе инклюзивного образования детей с разными возможностями.
1. Повышение работоспособности детей с ОВЗ, снятию напряжения, снижению уровня тревожности.
2. Позитивные изменения в характере детско-родительских отношений.
3. Возникновение родительского сообщества по обмену опытом, трансляция его в СМИ, на сайте школы.
4. Повышение профессиональной компетентности педагогов в работе с детьми с разными возможностями.
Управление программой развития:
предполагает выполнение следующих управленческих функций:
— анализ проблем развития образовательного учреждения и определение перспектив их решения;
— организация временных творческих групп, ориентированных на разработку и реализацию отдельных проектов и мероприятий программы развития;
— мониторинг процесса и результатов выполнения программы развития.
Программа должна быть принята на заседании педагогического совета школы и утверждена приказом директора. Оперативное управление ходом реализации программы осуществляется администрацией школы и педагогическим советом. Система контроля реализации направлений развития, представленных в данной программе, включает в себя:
— мониторинговые исследования и аналитические отчеты о динамике реализации проекта «Особые дети» программы развития;
— самообследования образовательной организации и отдельных ее структурных подразделений;
— разработку методических рекомендаций, обмен опытом
— инновационные проекты и их презентация на различных уровнях управления образованием;
— организацию и проведение семинаров, круглых столов с участием педагогов и других участников образовательных отношений;
— анализы результатов мониторинга развития личностного потенциала обучающихся.
В ходе контрольных процедур выявляется динамика изменения качественных показателей состояния образовательного учреждения и вносятся необходимые коррективы в программу развития и различные планы, ориентированные на ее реализацию.
Отчетность о реализации программы развития представляется ежегодно.
Подпроект «Комната релаксации – путь к созданию комфортной
среды для особых детей в МАОУ СОШ №2»
Актуальность.
Комната релаксации являет собой помещение, оборудованное по специальному проекту. Пребывания в этой комнате ребенок не воспринимает как лечение или обязанность. Для него это игра, веселая и интересная.
Множество разных ярких приспособлений, которые взрослым помогут войти в расслабленное состояние, у детей могут вызывать неподдельный интерес, все оборудование в этой комнате абсолютно безопасно. Комната релаксации будет сочетать в себе множество направлений терапии, применяемых в психологической практики, которые оказывают благоприятные разносторонние ощущения и воздействия на психическое и эмоциональное состояние ребенка. Особое значение стоит уделить снятию внутреннего, мышечного напряжения, понижению уровня тревожности, повышению работоспособности – именно этих показателей удастся добиться благодаря инновационному проекту по созданию комнаты релаксации.
Уникальность комнаты релаксации:
Специализированное оборудование компании The Fantastic World Snoezelen сертифицировано , предусматривает работу с обучающимися с ОВЗ, детьми-инвалидами. Противопоказанием к посещению комнаты релаксации: является глубокая стадия умственной отсталости.
Сочетает в себе комплекс средств по направлению «терапия»:
Сомато — сенсорная терапия
Вся работа будет реализовываться во взаимосвязи со специалистами школы, для учета физического развития: с медицинским работникам школы — при построении индивидуальных коррекционных маршрутов, с психологом – для отслеживания динамики психолого-физиологических преобразований, динамики результата, с логопедом (для обучающихся с ОВЗ, имеющих нарушение речи).
Ввиду того, что в нашей школе обучаются дети с ОВЗ и дети-инвалиды различных категорий (данные приведены в таблице), то оснащение в комнате релаксации будет учитывать эти особенности. Хочется отметить и тот факт, что приток детей, имеющих особые образовательные потребности, в нашу школу растет.
Информация по обучающимся с ОВЗ, детям-инвалидам
(на 01.03.2019 год в МАОУ СОШ №2)
Количество обучающихся с ОВЗ
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
Программа развития образовательной организации это что
Глава I. Теоретические аспекты написания программы развития
образовательного учреждения …………………………………………………5
1.1. Программа развития образовательного учреждения: сущность, структура . . 5 1.2. Основные подходы к разработке программы развития в научной литературе ……………………………………………………………………….. 11
Глава II. Технология разработки программы развития образовательного
учреждения……………………………………………………………………….17
2.1. Алгоритм разработки программы развития образовательного учреждения …………….. ………………………………………………………………………17 2.2. Методические рекомендации по разработке программы развития дошкольного образовательного учреждения …………………………………. .31
Заключение……………………………………………………………………….40
Глава I. Теоретические аспекты написания Программы развития
образовательного учреждения
1.1. Программа развития образовательного учреждения: сущность,
структура
Программа развития существенно отличается от тра диционного плана работы школы. Эти отличия связаны, прежде всего, с ее ярко выраженной ин- новационной направленностью. В то время как обычный общешкольный план основное внимание уделяет вопросам обеспечения текущей работы школы, программа развития выступает в качестве стратегического плана осуществления основных нововведений в образовательном учреждении.
Программа развития
– документ, требующий большой аналитической работы. Программа развития рассматривается как потенциально мощный и действенный инструмент, обеспечивающий гарантированный, результативный, экономичный и своевременный переход школьного сообщества в новое качественное состояние, и одновременно – инструмент, обеспечивающий управление им. При этом такой документ предполагает взаимосвязанное решение трех крупных задач [20]: 1. Зафиксировать достигнутый уровень жизнедеятельности ОУ и тем самым определить точку отсчета для дальнейших шагов к развитию (это, в свою очередь, предусматривает фиксацию и констатацию существующего положения дел, выявление достижений школы и ее конкурентных преимуществ, а также ключевых проблем на данном этапе в свете меняющихся потребностей и задач). 2. Определить желаемое будущее состояние образовательного учреждения, параметры его строения и функционирования, соответствующие потребностям, ценностям и возможностям школы и социума (важно иметь в виду: речь идет не об идее идеальной школы вообще или некоторого ее типа, а о концепции будущего состояния именно конкретного учебного заведения). 5
3. Определить стратегию и тактику перехода от достигнутого состояния школы к желаемому будущему. Недостатки в решении любой из них или недостаточная связь между их решениями с неизбежностью приводят к существенным дефектам программы и невозможности ее эффективной реализации.
Поэтому при разработке программы необходимо использовать специальную и достаточно жесткую структурированную технологию. Лазарев В.С., Поташник М.М. в технологии разработки программ выделяют семь процедур [26]: Подготовку информационной справки о школе; Проблемный анализ состояния школы; Формирование концепции новой школы; Разработку стратегии и задач перехода к новой школе; Определение целей первого этапа построения новой школы; Разработку плана действий; Экспертизу программы В программе Развития выделяют вспомогательные и основные элементы.
Вспомогательные: 1. Оформление титульного листа. 2. Краткую аннотацию документа. 3. Информационную справку о школе. 4. Приложения.
Основные разделы структуры программы [26]: 1. Аналитико-прогностическое обоснование: данные об анализе и прогнозе изменений внешней среды и социального заказа школы; данные об анализе состояния и тенденции изменения школьной системы, достигнутых результатах, сильных сторонах, конкурентных преимуществах; результаты проблемно-ориентированного анализа школы; совокупность приоритетных проблем школы. 2. Концепция желаемого будущего состояния школы. 6
3. Стратегия и тактика перехода (перевода) школы в желаемое состояние. В целом Структура программы развития ОУ представляет собой (М.М. Поташник, В.С. Лазарев) [26] Информационная справка о школе (информация об исходном состоянии школы) Проблемно ориентированный анализ (обосновывается выделение определённого перечня проблем развития) Концепция новой школы Стратегический план перехода к новой школе (описание приоритетных направлений действий через комплекс нововведений в соответствии с концепцией, а также последовательность их реализации по этапам) Цели реализации программы План действий по достижению поставленных целей Ресурсное обеспечение программы развития Организационный механизм управления реализацией программы Моисеев А., описывая традиции программно-целевого управления и опыт разработки и реализации программ развития в российских образовательных учреждениях, говорит в пользу такой структуры этого документа [15]: 1. Введение. 2. Информационная справка о школе. 3. Блок аналитического и прогностического обоснования: анализ состояния и прогноз тенденций изменения: – образовательных потребностей, адресуемых школе, социального заказа; – значимой для ОУ внешней социальной среды; – ресурсных возможностей внешней среды школы в свете нового социального заказа; анализ и оценка: 7
– достижений, передового опыта, конкурентных преимуществ образовательного учреждения за период, предшествовавший нынешнему инновационному циклу развития; – инновационной обстановки в школе, инновационного потенциала коллектива, потенциальных точек роста; первичный прогноз восприятия возможных новшеств в школьном сообществе, вероятного сопротивления изменениям; проблемно-ориентированный анализ состояния школы, ее ключевые проблемы и их причины. 4. Концепция (концептуальный проект) желаемого будущего состояния образовательного учреждения как системы: система ценностей школы, ее кредо, школьная философия, принципы жизнедеятельности, утверждаемые и воплощаемые в ходе преобразований; описание: – миссии конкретного учебного заведения, его главных функций по отношению к учащимся и их развитию, социуму (в частности, к муниципальной образовательной системе), собственному персоналу; – моделей выпускников (в связи с созданием в школе ряда траекторий движения в общем образовательном пространстве); отнесение ОУ к тому или иному типу и виду, исходя из его миссии и моделей выпускника; концепция: – новой образовательной системы, включающая характеристику главных свойств образовательного процесса и среды, их направленности, описание подходов к содержанию, технологии, структуре и организации образования (в обучении и внеучебной воспитательной работе); 8
– школьного сообщества, его важнейших свойств и характеристик, социально-психологического климата и организационной культуры в новой школе; – ресурсов, необходимых для жизнеобеспечения и функционирования новой школы, и систем ресурсообеспечивающей (финансовой, материально- технической, кадровой, программно-методической, исследовательской, нормотворческой, информационной и др.) деятельности и внешних связей; – обновленной управляющей системы школы с характеристикой ключевых свойств управления, его функций (содержания), технологий (логики, методов, средств, инструментов), организационных форм и структуры. 5. Стратегия и тактика перехода (перевода) школы в новое состояние: – стратегия перехода, основные направления, этапы, задачи осуществления инноваций и достигаемые рубежи; – описание конкретных целей на первых шагах цикла развития; – конкретный (тактический и оперативный) план действий по реализации программы; – управление реализацией программы. 6. Приложения. Опыт образовательных учреждений, которые стали победителями конкурсного отбора в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование», конкурсов «Лучшая школа России», показывает, что во всякой программе развития должны присутствовать следующие структурные компоненты: 1. информационная справка о школе или анализ актуального состояния образовательного учреждения; 2. анализ состояния и прогноз тенденций изме нения социального заказа, адресуемого образовательному учреждению; 9
3. описание миссии, целей и задач развития об разовательного учреждения; 4. разработку концепции будущего состояния школы; 5. проведение проблемно ориентированного анализа путей развития образовательного учреждения; 6. планирование деятельности по реализации целей и задач развития образовательного учреждения; 7. оценка развития образовательного учреждения. В целом, на сегодняшний день структура программы развития ОУ выглядит следующим образом [11]: Паспорт программы развития (наименование программы; разработчики программы; цель и задачи программы; целевые показатели (индикаторы) реализации программы; сроки и этапы реализации программы; объёмы и источники финансирования; ожидаемые конечные результаты реализации программы).
Характеристика проблем, на решение которых направлена программа (на основе проблемно ориентированного анализа). Цель и задачи программы, целевые показатели и индикаторы эффективности реализации программы. Обоснование ресурсного обеспечения программы. Механизм реализации, организации управления и контроля за ходом реализации программы. Критериальная база эффективности реализации программы и способ оценки планируемых результатов. Перечень мероприятий программы (в табличном варианте) 10
1.2. Основные подходы к разработке программы развития в научной
Глава II. Методические рекомендации по разработке программы
развития образовательного учреждения
2.1. Алгоритм работы над программой развития образовательного
2.2. Методические рекомендации по разработке программы
развития дошкольного образовательного учреждения
В каждом дошкольном учреждении должен быть документ, который определяет стратегию развития конкретного учреждения с учётом его специфики. Таким документом является программа развития ДОУ.
Программа развития дошкольного учреждения наряду с Уставом служит основой для лицензирования, аттестации, аккредитации, изменения бюджетного финансирования, организации платных образовательных услуг в соответствии с социальным заказом родителей (законных представителей). Программа развития ДОУ — это система управленческих действий по достижению желаемой модели учреждения, предполагающая активность всех участников педагогического процесса, направленную на повышение качества воспитания и обучения в ДОУ. Программа развития является нормативным документом при переходе ДОУ к новому виду, регламентирующим процесс перевода ДОУ из фактического состояния на качественно новый уровень развития. Программа развития является своего рода точкой отсчета, началом содержательного перехода в активный режим поиска, промежуточный на пути от режима функционирования к режиму развития. Поэтому её нужно рассматривать как модель совместной деятельности педагогического коллектива, определяющую: исходное состояние дошкольного образовательного учреждения; образ желаемого будущего (качественно новое состояние системы — концепция ДОУ); последовательность действий по переводу ДОУ от настоящего к будущему — качественно новому состоянию. 30
Вопрос определения актуальных проблем и перспектив развития ДОУ становится наиболее важным, поэтому для написания программы развития необходимо ответить на ключевые вопросы: — Что мы хотим получить в результате? (новый образ ДОУ) — Насколько инновации соответствуют насущным потребностям и возможностям ДОУ, удовлетворяют детей, родителей, педагогов, способствуют достижению устойчивых, высоких показателей? — К какому конкретному сроку, возможно, достигнуть результата? — Какие действия для этого нужно осуществить? — Кто должен осуществлять запланированные действия? — Когда будут осуществляться действия? Основные требования к программе развития: смоделировать действительно жизнеспособный проект, который будет отвечать принципам: — Актуальность — свойство программы быть ориентированной на решение наиболее важных проблем для будущей системы дошкольного воспитания конкретного детского сада. — Прогностичность (учет сегодняшних и завтрашних условий). — Рациональность (взаимосоответствие цели, задач, содержания, технологий и результата). — Реалистичность свойство программы обеспечить соответствие между желаемым и возможным. — Целостность — свойство программы, обеспечивающее согласованность связи между действиями — Чувствительность к сбоям: свойство программы своевременно обнаруживать отклонения реального положения дел от предусмотренного программой. Чувствительность к сбоям тем выше, чем более детализирована программа. Для подготовки программы создается рабочая группа (авторский коллектив) из числа педагогов детского сада. 31
Программу развития можно разрабатывать по разным технологиям, но рекомендовано включать следующие структурные компоненты: • Титульный лист (приложение) • Паспорт Программы • Информация о ДОУ • Проблемно-ориентированный анализ состояния образовательного процесса • Концепция будущего учреждения и разработка стратегии развития ДОУ (совокупность мер по обновлению ДОУ в результате развития инновационных процессов); • Разработка мероприятий реализации программы /план действий/ (на мероприятия может отводиться разный промежуток времени). 1. Паспорт Программы/таблица/ 2. Информационная справка Информационная справка включает информацию о деятельности образовательного учреждения за последние годы /указываются даты лицензирования, аккредитации образовательного учреждения. В информационной справке используются таблицы! (Выполнено. ; получены результаты. ). Укомплектованность кадрами (возрастная, квалификационная). Материально-техническая оснащенность образовательного процесса (помещения, кабинеты, наличие компьютеров, и т.д.). Динамика воспитанников (количество детей…) и т.д. Информационная справка о дошкольном образовательном учреждении/пример/ 1. Общие сведения • Полное название (с указанием типа, вида) и адрес учреждения (юридический адрес, фактический адрес, телефоны, факс, e-mail, .www) • Заведующая (ФИО) • Приоритетное направление в образовательной деятельности 32
• Краткая историческая справка • Проектная мощность и реальная наполняемость •Перечисление помещений и сооружений ДОУ 2. Учредители 3. Учредительные документы • Устав утвержден • Регистрационное свидетельство о государственной аккредитации: Серия __________ Регистрационный № ____ дата ________ г. • Лицензия: Серия ______ Регистрационный № _____ дата ________г. 4. Структура ДОУ (общее количество групп, количество специализированных групп, сведения о наполняемости групп). 5. Кадровый потенциал ДОУ • Общие сведения: Всего сотрудников — …, из них административный состав — … человек, педагогический персонал — … человек, учебно- вспомогательный персонал — … человек, обслуживающий персонал — … человек. • Сведения о педагогических кадрах (образовательный ценз, квалификационная категория, педагогический стаж) (Приложение 3). Воспитатели: Специалисты: 6. Социальный статус семей: • Рабочие • Служащие • Военнослужащие • Безработные • Частные предприниматели • Опекуны • Полные семьи – • Неполные семьи – • Малообеспеченные семьи – • Многодетные семьи (Приложение 4) 7. Анализ социальной ситуации развития. 33
Заключение
В настоящее время идет активный процесс обновления содержания, организации форм и методов образования. Это требует аналитико- прогностической работы со стороны руководителей и всех субъектов образовательного процесса, заинтересованных в инновационном развитии.
Такая деятельность приводит к пониманию необходимости разработки своей, характерной только для данного учебного заведения программы развития. Программа развития – это стратегический документ образовательного учреждения, который усиливает, прежде всего, конкурентные позиции конкретного образовательного учреждения на рынке образовательных услуг, определяет вектор движения ОУ. Программа развития носит ярко выраженную инновационную направленность; является моделью инновационной деятельности, направленной на решение проблем развития ОУ; это достаточное сложное, но необходимое средство управления. Школы и другие образовательные учреждения самостоятельно определяют структуру данного документа, закладывая в него те содержательные единицы, которые необходимы в контексте заявленных задач и направлений развития. В основе технологии разработки программы развития лежат позиции, заложенные М. М. Поташником [18], А. И. Моисеевым[14.15], В. В. Лазаревым [11]. В технологии разработки программ выделяют семь процедур: • Подготовку информационной справки о школе; • Проблемный анализ состояния школы; • Формирование концепции новой школы; • Разработку стратегии и задач перехода к новой школе; • Определение целей первого этапа построения новой школы; • Разработку плана действий; 38
• Экспертизу программы В целом можно констатировать: технология разработки образовательной программы общеобразовательного учреждения предусматривает рациональное расчленение на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией, выбор оптимальных средств и методов их выполнения. Составляя рекомендации по написанию программы развития для дошкольного образовательного учреждения, рассмотренная технология была взята за основу. Методические рекомендации направлены на создание такой программы развития дошкольного образовательного учреждения, которая поможет: выразить целенаправленность образовательного процесса в учреждении; определить себя как живой единый организм; создать целостную педагогическую систему, где каждый элемент, часть, сохраняя свою особенность, работает вместе с другими в слаженном ритме. Таким образом, цель исследования — описание технологии разработки программы развития образовательного учреждения в современных условиях – достигнута, заявленные задачи решены. 39
Источник: pedrazvitie.ru