Программа по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа (старшая группа)
Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев рук. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, для будущего овладения письмом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Ташаринский детский сад «Лесовичок»
Решением педагогического совета Заведующий МКДОУ
От « »____________201 г. ________ О.Ю.Волосникова
Протокол № Приказ от « »_____201 г. №
Программа дополнительной образовательной деятельности по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста
Почему развитие мелкой моторики это так важно?
Воспитатель первой кв.категории
- Пояснительная записка
- Актуальность Программы
- Цели и задачи Программы
- Планируемые результаты
- Принципы реализации Программы
- Календарно-тематическое планирование
- Диагностический инструментарий
- Пояснительная записка
Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев рук. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, для будущего овладения письмом.
Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.
Данная программа позволяет не только развивать познавательные процессы, но и реализовывать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить коммуникации с взрослым и со сверстниками на основе совместной деятельности. Развитие мелкой моторики, воображения, познавательных процессов – служит одним из важнейших источников при подготовке детей к начальному школьному обучению. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволяет детям почувствовать свою успешность. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу.
Все, что вы хотели знать о мелкой моторике
Программа направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься, не утомляясь за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.
Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры, максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения. Все игры и задания безопасны для жизни и здоровья детей.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что дети работают с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами, развивают графические навыки: обводка, штриховка, рисование по точкам.
Программа описывает курс по развитию мелкой моторики для детей старшего возраста 5-6 лет. Кружковая работа по данной теме проводится 1 раз в неделю по 25-30 минут. Диагностика проводится 2 раза в год (в сентябре и мае).
Содержание данной рабочей Программы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста построено в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка.
Рабочая Программа составлена в соответствии с основной образовательной Программой дошкольного образовательного учреждения и парциальной Программой художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А.Лыковой.
Целью Программы является создание условий для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством продуктивных видов деятельности.
- Формировать произвольные координированные движения пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развития осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук.
- Формировать практические умения и навыки.
- Знакомить с различными методами продуктивной деятельности.
1. Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
2. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
3. Развивать произвольное внимание, пространственное мышление, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность, фантазию.
4. Развивать речь детей.
- Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, уважение к чужому труду, чувство товарищества)
- Воспитывать внимательность к выполнению заданий, усидчивость, целенаправленность.
- Воспитывать и развивать художественный вкус.
- Планируемые результаты
1.Развитие мелкой моторики и координации пальцев
рук до уровня, соответствующего данному возрасту.
2.Овладение разными видами ручной умелости.
3.Овладение приемами работы с разными инструментами.
4.Творческое применение знакомых техник, приемов и материалов в
5.Умение работать коллективно.
Итоги реализации программы подводятся в форме выставок детских работ, участие в творческих конкурсах различного уровня. Срок реализации Программы -1 год.
- Принципы реализации Программы
- принцип доступности – обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме;
- принцип дифференцированного и индивидуального подхода к ребенку с учетом его психофизических и возрастных особенностей. Данный принцип обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и индивидуальными возможностями, особенностями его развития;
- принцип оздоровительной направленности;
- принцип коммуникативности – создание атмосферы доброжелательного общения детей.
- Календарно-тематическое планирование
В календарно-тематическом планировании по данной теме использованы следующие формы работы:
- массаж пальцев кистей рук;
- пальчиковая гимнастика;
- игры с предметами;
- упражнения для развития тактильной чувствительности пальцев и кистей рук;
- аппликация;
- лепка из пластилина;
- нетрадиционные способы рисования;
- рисование по трафаретам, штриховка, дорисовка;
- работа с ножницами;
- развивающие игры: мозаика, пазлы, игры с прищепками, пуговицами, вкладышами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями.
Цель и задачи занятий
Выявить состояние способности воспроизводить простые действия с реальным и воображаемым предметом.
Выявить способность воспроизводить по подражанию непредметные кистевые и пальцевые позы.
Формирование графических умений и навыков;
1.Развивать мелкую моторику пальцев,
тактильную чувствительность. 2.Воспитывать положительное отношение к дому, в котором живешь.
карандаша между ладонями
3.Раскрашивание силуэтов домиков.
Развитие мелкой моторики пальцев;
1.Учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство
2.Воспитывать аккуратность при работе с пластилином.
2.Игра «Что это?». Определить игрушки на ощупь:
кубик, мяч, пирамидка.
«Мой веселый, звонкий мяч».
Источник: nsportal.ru
Развитие мелкой и крупной моторики у ребенка
Моторные навыки — это основа большинства видов деятельности. Именно они позволяют выполнять нам практически все — от подъема тяжелых предметов до набора текста на клавиатуре, так что вопрос, зачем развивать моторику, не стоит.
Моторные навыки и двигательный контроль начинают развиваться после рождения и будут прогрессировать по мере роста детей, особенно быстро в младшем дошкольном возрасте. Хороший контроль над моторикой также помогает детям исследовать окружающий мир, что может помочь во многих других областях развития.
Существует немало работ, которые посвящены изучению связи между развитием моторики и интеллектуальным развитием. Все движения делятся на две категории: крупная моторика, осуществляемая крупными мышцами тела, и мелкая моторика, выполняемая мышцами кистей рук. Для развития ребенка важно гармоничное развитие обоих типов навыков. Именно поэтому развивающие занятия для малышей так важны.
Как происходит развитие крупной моторики?
Крупная моторика является основой любых движений, необходимых в повседневной жизни. Благодаря работе крупных мышц тела (мышц рук, ног, туловища) выполняются ходьба, стояние и сидение, бег, прыжки; сюда же можно отнести езду на велосипеде, плавание, бросание предметов, удары по мячу, навыки самообслуживания и многое другое.
Именно благодаря хорошо развитой крупной моторике можно достигнуть успехов в освоении более мелких и точных движений. Например, если ребенок будет плохо сидеть, это нарушение станет препятствием к рисованию, другим занятиям для развития и играм за столом. Первое, чему учатся дети раннего возраста, — уверенно держать головку.
Чем чаще мама или папа выкладывают кроху на живот, тем лучше они осваивают этот навык. Дальше им становятся доступны перевороты. Примерно с 2–3 месяцев у детей появляется желание переместить вес своего тела сначала на бок, а затем и на живот. Позднее они осваивают и обратное упражнение — переворот с живота на спину.
Научившись хорошо и быстро переворачиваться, дети раннего возраста знакомятся с миром, лежа на животе. Чем больше свободы они ощущают, тем интереснее им самим осваивать новые навыки крупной и мелкой моторики.
Факт, что дети, которые проводят много времени на полу, быстрее начинают ползать и сидеть, связан с тем, что родители не ограничивают их в движениях и перемещениях из-за страха, что они упадут. И правильно, ведь благодаря таким играм и упражнениям у ребенка появляется возможность познавать мир в полном объеме!
Почувствовав уверенность в своих силах, дети раннего возраста пытаются освоить и изучить новые границы: им хочется перемещаться не только при помощи переворотов, но и ползком. Кто-то начинает этот этап, ползая по-пластунски, кто-то сразу переходит к упражнениям по ползанию на четвереньках.
Точный возраст освоения этого навыка крупной моторики сложно назвать, но в среднем в 6–8 месяцев дети уже умеют ползать. Параллельно с этим тело малыша готовится к освоению сидения — важнейшего навыка, который возможен только в том случае, если мышцы туловища и спины, поддерживающие позвоночный столб, могут обеспечить вертикальное положение.
Примерно к 9 месяцам ребенок самостоятельно садится. Теперь, когда ребенок понял, как вокруг много возможностей для игр и веселых упражнений, его следующая задача — встать.
Ближе к году малыши осознают пользу этого навыка крупной моторики и начинают предпринимать попытки встать у опоры, а чуть позже перестают держаться за нее руками и свободно поворачивают корпус в разные стороны, встают и приседают без помощи взрослых. Научившись этому, дети раннего возраста постепенно начинают делать свои первые шаги.
Хождение — венец развития крупной моторики, то, чего ждут от всех малышей. Ребенок учится контролировать свое тело, находить баланс, развивает координацию — только получив все эти навыки, он начинает ходить. Сначала вдоль опоры, затем — от предмета к предмету.
Чаще всего первые шаги ребенок делает приблизительно в год, но нет повода беспокоиться о нарушениях в развитии и заниматься их коррекцией, если самостоятельная ходьба начнется немного позже. После года начинают появляться и совершенствоваться более сложные, но не менее важные для повседневной жизни навыки крупной моторики — прыжки, бег, катание на велосипеде или самокате, плавание и прочие занятия, очень важные для развития. Нервная система уже готова осуществлять сложные по уровню координации и точности движения.
Как помочь развить крупную моторику?
- С самого раннего возраста выкладывайте кроху на живот: благодаря этому упражнению лучше начинают работать мышцы спины и шеи. Помогайте ребенку учиться переворотам: завлекайте игрушками, ласково зовите к себе.
Как происходит развитие мелкой моторики?
Параллельно с крупной, происходит развитие мелкой моторики. Благодаря тонким и скоординированным действиям мышц кисти (и стопы, кстати, в ряде случаев), мы держим в руках ложку, чистим зубы, пишем, режем ножницами, заплетаем косы и делаем еще огромное множество вещей. Уровень развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста неразрывно связан с такими высшими психическими функциями как внимание, мышление, память, речь, воображение. Формирование, совершенствование и коррекция этих навыков происходят в процессе нашего развития, день за днем.
Движения пальцев рук и ног новорожденного обусловлены врожденными условными рефлексами. Например, если взрослый вложит свой палец с ладошку малыша, он обхватит его (хватательный рефлекс). Дело в том, что это действие совершается неосознанно, рефлекторно, потому что миллионы лет назад было жизненно важно для предков человека — так детеныши обезьян удерживались на шерсти матери.
После 2–3 месяцев ребенок начинает пробовать координировать движения рук и подчинять их зрительному контролю. Теперь он учится осознанно брать и держать в руках предметы, которые его интересуют.
Ближе к 6 месяцам малышу становится доступным перекладывание предмета из одной руки в другую. Следующим этапом развития мелкой моторики становится освоения сначала пинцетного захвата (большим, указательным и средним пальцами), а затем — щипкового (большим и указательным пальцами).
Мелкая моторика стремительно совершенствуется в младшем дошкольном возрасте. С года до двух ребенок начинает не только брать и удерживать предметы, но и изучать их, оценивать их характеристики: форму, размер, вес, текстуру. Позднее ребенок учится методике управления предметами, которые держит в руке (динамический захват), — пробует держать в руке карандаш и рисовать им, орудовать ножницами, собирать мозаики, застегивать пуговицы и т.д.
Как развить мелкую моторику?
На всех этапах становления мелкой моторики, начиная с рождения, родители могут помогать малышу.
- Даже в самом раннем возрасте не стоит задумываться, зачем развивать мелкую моторику, — это полезно всегда. Малышам можно разминать ладошку, массировать кисти рук, играть в пальчиковые игры (например, «Сорока-белобока»). Улыбайтесь малышу, разговаривайте с ним, пойте песенки — эти нехитрые занятия для развития будут не только полезны, но и приятны малышу.
- С рождения вкладывайте в ручку младенца игрушки различных фактур и материалов: дерево, пластик, шерсть, хлопок и т.д.
О том, как сделать игрушки для детей своими руками, читайте в этой статье.
Может ли плохо развитая моторика говорить о нарушениях здоровья?
Все дети индивидуальны, темп развития каждого тоже различен. Нельзя только по одному из навыков (не важно, крупной или мелкой моторики) судить о состоянии здоровья в целом и психики в частности, а тем более начинать их коррекцию. Оценивая уровень развития ребенка, нужно учитывать множество факторов.
Если у ребенка раннего возраста отягощенный анамнез (тяжелая беременность или роды у мамы, недоношенность, инфекции в первые месяцы жизни и прочее), то задержка освоения того или иного навыка крупной или мелкой моторики может свидетельствовать об определенных нарушениях развития. В случае отсутствия факторов риска, скорее всего, более медленное освоение движений связано с индивидуальными особенностями. Но в любом случае, если возникают страхи или вопросы, нужно обращаться к специалистам. Только профессионал может определить проблему и способы ее корреции.
Ссылки на источники:
- https://pathways.org/topics-of-development/motor-skills/
- https://www.inspiro.org.au/blog/improve-your-childs-fine-motor-skills
- https://www.defectologiya.pro/zhurnal/razvitie_melkoj_motoriki_ruk_u_detej_rannego_vozrasta/
- https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2019.02670/full
Источник: www.huggies.ru
Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности «Волшебные пальчики»
Нажмите, чтобы скачать публикацию
в формате MS WORD (*.DOC)
Размер файла: 65.26 Кбайт
дополнительного образования
по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности
Составитель: Грищук Анна Александровна
воспитатель высшей квалификационной категории.
Обоснованность программы; программа, с учётом которой осуществляется реализация и обновление содержания
Цели, задачи программы
Условия реализации программы
Срок реализации программы
Основные направления работы для развития мелкой моторики рук и координации движений
Планируемые результаты освоения программы
Конкретизация требований к планируемым результатам с учетом возрастных возможностей детей
Пояснительная записка
Теоретические обоснования, актуальность программы
Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев рук. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, для будущего овладения письмом.
Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.
Данная программа позволяет не только развивать познавательные процессы, но и реализовывать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить коммуникации с взрослым и со сверстниками на основе совместной деятельности. Развитие мелкой моторики, воображения, познавательных процессов – служит одним из важнейших источников при подготовке детей к начальному школьному обучению. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволяет детям почувствовать свою успешность. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу.
Данная программа направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься, не утомляясь за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.
Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры, максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения. Все игры и задания безопасны для жизни и здоровья детей.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что дети работают с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами, развивают графические навыки: обводка, штриховка, рисование по точкам.
Программа описывает курс по развитию мелкой моторики для детей младшего возраста 3-4 лет. Кружковая работа по данной теме проводится 1 раз в неделю по 15 минут. Всего 32 занятия. Диагностика проводиться 2 раза в год (в сентябре и мае).
Содержание данной рабочей программы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста построено в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка.
Данная рабочая программа составлена в соответствии с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
В основу программы положены принципы:
научной обоснованности и практической применимости;
развивающий характер обучения, основанный на детской активности;
интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
комплексно – тематическое построение образовательного процесса;
единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации, которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника;
Цель: Создание условий для развития речи и формирования графических навыков у детей дошкольного возраста через укрепление мелкой моторики и развитие координации движений пальцев рук.
Формировать произвольные координированные движения пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развития осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук.
Формировать практические умения и навыки.
Обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.
1. Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук;
2. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием;
3. Развивать произвольное внимание, пространственное мышление, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность, фантазию.
4. Развивать речь детей.
Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, уважение к чужому труду, чувство товарищества)
воспитывать внимательность к выполнению заданий, усидчивость, целенаправленность;
воспитывать и развивать художественный вкус.
При решении поставленных задач учтены основные принципы дидактики: возрастные особенности, физические возможности и индивидуально-психологические особенности ребенка 3-4 лет
Организационно-методическая деятельность по реализации программы
Систематический анализ развития мелкой моторики детей с целью последующей психолого-педагогической коррекции.
Создание программно-методического обеспечения педагогического процесса по данной программе, соответствующее современным требованиям дидактики и возрастной психофизической специфике данного контингента детей.
Создание условий для кружковой деятельности.
Объекты программы
Игровой метод (дидактические игры).
Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
Практический – показ способов действий с предметами, эксперимент.
Формы организации деятельности
Принципы комплектования кружка и организации работы
Учет интересов и способностей детей.
Учет психофизических особенностей детей.
Отличительные особенности работы данного кружка:
Работа в кружке «Волшебные пальчики» направлена на всестороннее развитие ребёнка. Методика позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия в кружке отличаются комплексным подходом и направлены на развитие всех необходимых познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики. Подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики, в соответствии с лексической темой; занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения
Формы и режим занятий:
Кружковая работа рассчитана на 1 занятие в неделю. Занятия проводятся в группах (2-4 человека), индивидуально по 15 минут и предполагают использование следующих форм: беседа, дидактическая игра, ролевые, коммуникативные игры, физические упражнения, коллективное творчество, индивидуальная корректировка действий.
2. Основные направления работы для развития мелкой моторики рук и координации движений
Работа кружка включает в себя следующие разделы:
Массаж кистей рук
Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.
Развитие графических навыков
Рисование по трафаретам
Игры и действия с мелкими предметами
Работа с сыпучими материалами (рисование на подносах, выкладывание мозаики).
Работа со шнурками.
Моделирование (счетные палочки, трубочки).
Лепка, изготовление поделок из различных материалов.
В разделе «Пальчиковый игротренинг» дети знакомятся с различными пальчиковыми играми, которые сочетают в себе музыкальное сопровождение, сопровождение художественным словом, гимнастику с учебными предметами. Также проводятся комплексы пальчиковой гимнастики с учебными предметами, направленные на закрепление умения правильно держать карандаш, кисточку, задания на удержание позы кистей рук. Упражнение по удержанию позы могут проводиться на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
В разделе «Ручная умелость» задания помогут улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, знакомятся с техникой рисования пластилином, со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной геометрии, с различными видами аппликации. Выполнение детьми заданий тренирует произвольное внимание, развивает память, логическое мышление, воображение.
В разделе «Графические навыки» дети улучшают координацию движений пальцев и кистей рук, кроме этого ребенок учиться правильно держать карандаш
В разделе «Игры и действия с мелкими предметами» у детей совершенствуются двигательные навыки, развивается моторная координация и оптико-пространственные представления, используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре
В подразделе «Работа с сыпучими материалами» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять напряжение. Повторение этих упражнений способствует развитию внимания, мышления, тактильной памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.
Подраздел «Работа со шнурками» направлен на развитие мелкой моторики рук, совершенствование знаний, умений, навыков детей, развитие психических познавательных процессов, таких как воображение, восприятие, память, внимание, развитие цветовых ощущений, развитие личностных качеств – усидчивости, терпения, умения доводить начатое дело до конца.
В подразделе «Моделирование» подобраны задания для формирования тонких движений рук, развития мускульной и тактильной памяти, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений. Занятие моделированием развивает внимание, память, пространственное мышление.
В подразделе «Лепка, изготовление поделок из различных материалов» используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре. Раздел включает в себя разные виды лепки (пластилин, соленое тесто, налеп), а также изготовление поделок из пластилина, природного и бросового материала.
3. Результатом работы по данной программе должно стать:
Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уровня, соответствующего данному возрасту.
Овладение разными видами ручной умелости.
Овладение приемами работы с разными инструментами.
Овладение нормами этики поведения.
Ожидаемые результаты
К концу занятий в кружке дети должны знать:
некоторые виды бумаги (цветная, картон, гофрированная, салфетка, газета и др.);
свойства бумаги (тонкая, толстая, мягкая, жесткая);
несколько разных способов нанесения краски (кистью, ватной палочкой, губкой и др.);
основные формы штриховки (вертикальная, горизонтальная);
основные правила склеивания;
понятие «конструктор», «мозаика»;
некоторые приемы лепки (шарик, колбаска и др.);
несколько пальчиковых игр в комплексе со стишками.
Должны уметь:
правильно держать кисть, карандаш;
пользоваться клеем, клеенкой и салфеткой;
работать с трафаретами;
заштриховывать предметы двумя способами;
застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки.
4. Календарно-тематическое планирование
В календарно-тематическом планировании по теме «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности» использованы следующие формы работы:
- массаж пальцев кистей рук; пальчиковая гимнастика; игры с предметами; упражнения для развития тактильной чувствительности пальцев и кистей рук; лепка из пластилина; нетрадиционные способы рисования; развивающие игры: мозаика, пазлы, игры с прищепками, пуговицами, вкладышами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями.
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
Зачем и как развивать мелкую моторику
Наверняка вы хотя бы раз в жизни слышали об упражнениях для развития мелкой моторики. В этой статье мы подробно расскажем, с чего начать, с какого возраста лучше начинать занятия, и как мелкая моторика влияет на развитие ребёнка в целом.
Что такое мелкая моторика?
Скоординированное участие нервной и мышечной систем при выполнении мелких и точных действий кистями и пальцами рук — это и есть мелкая моторика. Все движения руками: от самых простых, как удержание ложки в руке, до сложных, как письмо, относятся к мелкой моторике. Все центры мозга взаимосвязаны между собой. Именно поэтому при развитии мелкой моторики через зрительный центр одновременно стимулируется и развитие зон, отвечающих за речь.
Для чего нужно развивать мелкую моторику?
Моторика рук напрямую связана с развитием речи. Если взглянуть на вопрос с точки зрения анатомии, то примерно треть всей площади двигательной проекции коры нашего мозга занята проекцией кистей рук, которая находится рядом с речевой зоной. Исходя из этого, появилось предположение, что тонкие движения пальцев оказывают развивающее воздействие на речевую функцию.
И чтобы научить ребёнка говорить, то стоит заниматься не просто тренировкой его артикуляционного аппарата, но и развивать движения пальцев рук. Кроме того, мелкая моторика взаимодействует с мышлением, воображением, двигательной и зрительной памятью, а также вниманием. Вся будущая жизнь ребёнка будет требовать от него применения точных движений кистей рук и пальцев. Например: рисование, письмо, завязывание шнурков, расстёгивание и застёгивание замков и пуговиц, работа с компьютером. Может показаться, что выполнять всё это легко, но если у ребёнка будет плохо развита мелкая моторика, то ему будет сложнее самостоятельно совершать эти действия.
Когда начинать развивать мелкую моторику?
Начинать развитие мелкой моторики у детей рекомендуется в возрасте восьми месяцев: в этот период пальцы рук уже могут поддаваться активной тренировке. Но в любом случае лучше всегда ориентироваться на особенности вашего ребёнка: если вы видите, что малыш пока не готов к развивающим играм, то не заставляйте его.
Способы развития мелкой моторики
Массаж Массаж подойдёт для развития мелкой моторики как малышам, так и школьникам. Перед тем, как приступать к основным упражнениям, желательно всегда массировать и разогревать ручки. Также можно пощипывать ладони и загибать пальцы. Во время массажа можно рассказывать стихи или просто проговаривать ваши действия.
Спустя время ребёнок научится делать такую разминку самостоятельно. Для массажа можно также использовать подручные средства: мелкие твёрдые игрушки, карандаши, мячики. Выбранные предметы нужно катать между ладоней, просовывать между пальцами и фиксировать в разных положениях. Ёмкости с песком, крупой или маленькими мячиками тоже хорошо подходят для массажа рук.
В такие импровизированные «бассейны» ребёнок может опускать руки, водить ими, перебирать элементы или перемешивать содержимое. Для детей постарше подойдёт пальчиковая гимнастика: отличный способ разогреть руки и подготовиться к занятиям.
Игры с мелкими камешками, пуговицами, бусинками и крупой Такие игры оказывают на организм ребёнка не только развивающее, но и оздоравливающее действие. Важно: играть малыш может только под присмотром кого-то из взрослых, чтобы он случайно не поранился или не съел что-то из этих мелких предметов. Приведём несколько примеров таких игр: Рисунки из крупы.
Возьмите кусочек картона и попросите ребёнка что-то нарисовать на нём, например, облако. После этого нанесите безопасный клей по контуру рисунка и попросите малыша положить на эти линии крупу: горох, фасоль или гречку. Такие игры служат хорошей тренировкой мышц кистей и пальцев. Упражнение с использованием щипцов.
Нужно дать ребёнку щипцы и попросить его складывать в бутылку, имеющую узкое горлышко, бусинки, горошинки и тому подобное. Сортировка мелких предметов. Играть можно по-разному: сортировать предметы по размеру, форме или цвету. Например, возьмите пуговицы и попросите ребёнка их рассортировать по размеру.
«Пальчиковые» игры Это некая инсценировка каких-либо историй с использованием пальцев. Плюс таких игр в том, что начинать играть в них можно в возрасте до года, а по мере взросления усложнять движения пальцев. В «пальчиковых играх» чаще всего используются обе руки, поэтому дети быстрее начинают понимать, что такое «вниз», «вверх», «влево», «вправо» и так далее.
Чтобы такие игры приносили больше пользы, следует попеременно менять напряжение, сжимание и разжимание кистей рук, а также задействовать движения всех пальцев по отдельности. Лепка из глины, пластилина или солёного теста Работа с этими материалами не просто хорошо развивает мелкую моторику, но и воздействует на воображение.
Пластилином удобно обклеивать бутылки, придавая им форму чайников, ваз или кувшинов. Также пластилин можно скатать в формы шариков или колбасок и на картоне выкладывать рисунки. На глине или солёном тесте можно делать отпечатки, надавливая на них игрушками, пуговицами, ладонями или пальцами. Шнуровка Шнуровки бывают деревянные, поролоновые и картонные.
Они отлично стимулируют развитие мелкой моторики, развивают фантазию, тактильные ощущения и логическое мышление. Упражнения с применением дополнительных предметов Главный плюс таких упражнений — они способствуют развитию пространственного воображения. Наиболее популярными считаются следующие игры: Мозаика.
Выберите подходящую для возраста вашего ребёнка мозаику и предложите ему просто вставить элементы мозаики в основу. Затем, когда малыш поймёт принцип игры, можно задавать определённое изображение или форму, чтобы малыш её выкладывал. Счёты. Можно дать задание ребёнку переместить все колечки счётов с одного края на другой.
Счёты можно выбрать с разными по форме колечками, в разных цветах и из разных материалов. Нитки. Суть игры в наматывании ниток на различные предметы. К примеру, можно взять фигурки животных и попросить малыша обмотать их, чтобы придать им необычную окраску. Болты и гайки.
Вам понадобятся крупные болты и гайки. Попросите малыша сначала накрутить гайки на болты, а затем раскрутить их. Прищепки. Задача в таких играх простая — прицепить прищепки на верёвку, картон или другую основу. Можно усложнить процесс: на основу и прищепки приклейте карточки с изображениями животных, а ребёнок пусть цепляет прищепки к тем животным, которых вы назовёте.
Важные правила в процессе развития мелкой моторики
- Занятия должны напоминать ребёнку игру, а не скучный урок. В ходе игры разговаривайте с малышом, придумывайте забавные истории или сказки.
- Занятия должны быть систематическими. Выберите подходящее время, в которое вы будете заниматься. Даже на прогулке можно помассировать ребёнку руки, насобирать интересных камушков или слепить что-то из песка.
- Разговаривайте с малышом во время занятий, разыгрывайте сценки и не ограничивайте его в проявлении фантазии.
- Показывайте, что и вам процесс игры приносит неимоверное удовольствие.
- Не заставляйте. Дайте ребёнку выбрать: может, сейчас он хочет рисовать, а не лепить из пластилина.
- Выбирайте игры, основываясь на возрасте вашего ребёнка.
- Пробуйте разные способы развития мелкой моторики. Чем больше, тем лучше!
- Разграничивайте виды игр — не занимайтесь всем и сразу.
- Никаких замечаний и критики!
- Следите за временем: не пересиживайте и не переутомляйте ребёнка. Выберите оптимальный промежуток времени исходя из режима дня малыша.
Источник: advance-club.ru