В статье рассматриваются отдельные аспекты территориального развития через реализацию государственных программ. Отмечена необходимость, обусловленная развитием программно-целевого метода управления, в реализации государственных программ с учетом аспектов территориального развития в России на современном этапе.
Указано, что в настоящее время принят ряд нормативных правовых актов, регулирующих вопросы реализации государственных программ в рамках программно-целевого метода управления экономикой с акцентом на особенности территориального развития отдельных регионов страны. Также отмечено, что данная правовая база имеет недостатки, которые создают барьеры для формирования институтов территориального развития отдельных территорий и регионов.
В заключении сделан вывод о том, что имеется бесспорное преимущество применения программно-целевого метода в рамках реализации государственных программ с учетом территориальных особенностей. Однако необходимо обратить пристальное внимание на существующие проблемы с целью достижения наиболее эффективного управления развитием территорий. При этом необходимо учитывать особенности земли как территориального земельного ресурса и использовать полномочия государства как субъекта экономических отношений. Критерием успешности реализации государственных программ развития территорий может стать также показатель роста рыночной стоимости данной территории как земельной собственности.
PriorityFest: Эндаументы как инструмент софинансирования университетских программ развития
региональная экономика
территориальное развитие
государственная программа
государственная политика регионального развития
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 года N 1950-р «Об утверждении перечня государственных программ Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/902246112 (дата обращения: 20.12.2019).
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 32, ст. 4329; 2013, N 43, ст.5557; 2014, N 30, ст.4317; N 48, ст.6877; 2015, N 2, ст.461; N 30, ст.4599; 2016, N 15, ст.2101; N 47, ст.6634; 2017, N 30, ст.4665; 2019, N 25, ст.3253) [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/902228825 (дата обращения: 20.12.2019).
3. Приказ Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, Министерства РФ по развитию Дальнего Востока, Министерства РФ по делам Северного Кавказа от 15 августа 2017 года N 412/127н/243/115 «Об утверждении требований к структуре разделов по опережающему развитию приоритетных территорий и форме предоставления сводной информации по опережающему развитию приоритетных территорий в государственных программах Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/902246112 (дата обращения: 29.12.2019).
Программа развития поставщиков как инструмент локализации закупок
4. Приказ Министерства экономического развития РФ от 16 сентября 2016 г. № 582 «Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/71508802/ (дата обращения: 20.12.2019).
5. Акимова Ю.А., Моисеева И.В. Концептуальное обоснование применения инновационного подхода к оценке эффективности управления государственной собственностью республики Мордовия // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=7353 (дата обращения: 30.11.2019).
6. Бачуринская И.А., Васильева Н.В., Максимов С.Н. Формы управления государственной собственностью в контексте задач инновационного развития // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 11-7. – С. 1391-1394; URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=39845 (дата обращения: 25.12.2019).
7. Звягинцев П.С. Управление государственной собственностью как императив инновационного развития [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/v/upravlenie-gosudarstvennoy-sobstvennostyu-kak-imperativ-innovatsionnogo-razvitiya (дата обращения 15.12.2019).
8. Звягинцев П.С. Управление государственным имуществом: состояние и перспективы [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/v/upravlenie-gosudarstvennym-imuschestvom-sostoyanie-i-perspektivy (дата обращения 15.12.2019).
9. Марголин А. Пути совершенствования методов оценки эффективности государственных программ//Экономическая политика. 2018. Т.13 № 6. С. 54-81; URL: https://cyberleninka.ru/article/n/puti-sovershenstvovaniya-metodov-otsenki-effektivnosti-gosudarstvennyh-programm/viewer (дата обращения: 30.11.2019).
10. Развитие Дальнего Востока и Байкальского региона: обзор за 6 лет (по материалам Минвостокразвития России) [Электронный ресурс]: http://government.ru/info/32207/(дата обращения: 07.10.2019).
Реформирование экономики России и процессы международной экономической глобализации привели к формированию основ и системы стратегического планирования в разрезе программно-целевого метода управления экономикой. Методы стратегического планирования для нашей страны являются инновационными разработками в процессах управления и развития территориями и применяются сравнительно недавно. В связи с чем, на настоящем этапе данные методы требуют внимательного отношения, как в нормативно-правовом, так и в методологическом аспекте.
Методы стратегического планирования применительно к вопросам развития территорий привлекательны как инструмент решения задач и проблем развития территорий по критерию максимальной результативности и эффективности для субъектов управления в условиях внешних возмущающих воздействий и с учетом меняющейся конкурентной среды.
Организация процессов управления на текущий момент строится с помощью государственных программ и проектов, основанных на базе стратегии социально-экономического развития. Данный процесс предполагает последовательную постановку стратегических и тактических целей, а также показателей и критериев достижения данных целей. Показатели и критерии, отражающие степень достижения целей государственной программы могут быть выражены как количественно, так и качественно. Однако, на наш взгляд, количественные показатели более точны и предпочтительней.
В настоящее время нормативно-правовая база разработки государственных программ, с учетом развития территорий сформирована [1–4]. В документах [2, 4] указано, что в государственных программах должны формироваться специальные разделы по опережающему развитию приоритетных территорий – Байкальского региона, Дальневосточного федерального округа, Республики Крым, г. Севастополь, Северо-Кавказского федерального округа, Калининградской области и Арктической зоны Российской Федерации. Данные программы выделены в раздел государственных программ «Сбалансированное региональное развитие». В данном разделе представлены следующие государственные программы: «Социально-экономическое развитие Калининградской области», «Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа», «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации», «Развитие Северо-Кавказского федерального округа», «Социально-экономическое развитие республики Крым и г. Севастополя». Общие сведения о программах данного раздела представлены таблице 1.
Из таблицы видно, что данные программы долгосрочные и почти все рассчитаны на срок до 2025 года. Общая сумма бюджетных ассигнований на данные программы составляет 1 072,0 млрд руб. по данным портала госпрограмм РФ. Однако, видно, что по данным портала госпрограмм и постановлениям существует некоторое расхождение сумм финансирования. Кроме того, если рассматривать соисполнителей и участников данных программ, то можно отметить отсутствие Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
При этом, на наш взгляд, необходимо использовать полномочия государства как субъекта экономических отношений. Функции государства обычно рассматриваются как определенная направленность деятельности для решения основных вопросов социально-экономического развития и удовлетворения разнообразных интересов населения страны.
В указе Президента от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» отмечены как основные четыре вида функций: оказание государственных услуг, контроль и надзор, принятие нормативных правовых актов, управление государственным имуществом. Одной из наиболее важной, на наш взгляд, функцией является управление государственным имуществом, что подтверждается целым рядом документов, принятых на уровне государственного стратегического планирования.
В соответствии со статьей 214 ГК РФ государственной собственностью является «имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации)». Имущество, находящееся в собственности государства, представляет собой основу и императив для функционирования государственного сектора экономики и инновационного развития экономики в целом.
При этом земельная собственность является наиболее важным и дорогостоящим императивом экономического развития. Земля это важнейший природный ресурс, обеспечивающий развитие территорий и характеризующийся как пространством (территорией), так и плодородием почв, существующими водными объектами и полезными ископаемыми и другими характеристиками.
При этом при формировании государственных программ необходимо учитывать как свойства земли, как природного ресурса, так и ее свойства как фактора производства. К свойствам земли как фактора производства относятся как пространственные условия: растительный покров, гидрографическая сеть, так и важнейшее свойство инфраструктура, что достаточно в полной мере учтено при формировании государственных программ по данном направлению.
Однако, критерием успешности реализации государственных программ развития территорий может стать также показатель роста рыночной стоимости данной территории как земельной собственности. Необходимо также обратить внимание на слабую ориентированность целевых программ на инновационное развитие и, возможно, использовать методы инновационного управления. В работах [5,6], проведена работа по анализу форм и методов управления государственной собственностью с позиции инновационного развития экономики и выдвинут критерий управления с позиции анализа эффективности управления отдельными объектами собственности. Однако данные методы пока не нашли своего применения в рамках программ развития территорий. Поскольку государство является собственником (по состоянию на 1 января 2018 года в государственной и муниципальной собственности находилось более 92 % земель РФ, в собственности граждан и юридических лиц менее 8 %) рассчитано по данным таблицы 2, то возможно программы по территориальному развитию необходимо увязывать с программами управления федеральным имуществом в части земельной собственности, с учетом формирования взаимоувязанным показателей развития процессов развития собственности и территорий.
При всем при этом, если рассматривать, например, программу, связанную с Дальневосточным федеральным округом. По материалам Минвостокразвития России утвержден перечень государственных программ, в которых формируются разделы по развитию дальневосточных территорий. На настоящее время сформированы такие разделы в 29 государственных программах.
Основное внимание «дальневосточных» разделов государственных программ сконцентрировано на таких мероприятиях как: развитие сети автомобильных дорог в данном регионе, строительство инфраструктуры для воздушного транспорта, строительство береговых гидротехнических сооружений плавучей атомной теплоэлектростанции в Певеке (Чукотский автономный округ), стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе, строительство объектов здравоохранения, строительство физкультурно-оздоровительных комплексов. Разработаны специальные формы отчета по данным разделам программ с целью отслеживания данных по их реализации и проведения мониторинга.
По данным того же обзора Минвостокразвития, можно отметить, что «…благодаря новой государственной политике и работе институтов развития на Дальний Восток привлечено 3,7 трлн. рублей частных инвестиций в реализацию 1,2 тыс. новых инвестиционных проектов, предусматривающих создание 120 тыс. новых рабочих мест. Введено в действие 100 новых предприятий. Начата реализация 199 приоритетных мероприятий социального развития 9 регионов Дальнего Востока за счёт федерального бюджета. В 2017 году отток населения с Дальнего Востока сократился в 1,5 раза. Демографический прирост населения (естественный и миграционный) впервые зафиксирован в Сахалинской области и Камчатском крае» [10].
Государственные программы Российской Федерации по направлению «Сбалансированное региональное развитие» (направленные на развитие территорий)
Наименование программы и годы ее реализации
Источник: vaael.ru
Программа развития, как инструмент эффективного управления дошкольной организацией
презентация
Этапы защиты Программы развития на конкурсе. Доклад к презентации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Доброе утро! Уважаемые члены экспертного совета! Коллеги!
Происходящие трансформации в системе Российского дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в адекватном общественному развитию и развитию системы образования в целом, изменении.
Основным механизмом повышения качества образования является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным преобразованиям в деятельности дошкольного учреждения
Основным документом, который определяет направления развития, является – Программа развития.
Для разработки Программы развития Учреждения в 2019г.
3. Целевые программы как инструмент социально-экономического развития территорий.
Наиболее распространенной формой планирования в современном мире является государственное программирование, включающая разработку комплексных программ соц.- экон. планирования, разработанных для решения определенных проблем. Программа – это набор взаимосвязанных мероприятий, обеспеченных ресурсами и позволяющих намеченные цели в возможно короткие сроки с относительно меньшими затратами.
Особенности программ: 1).являются наиболее эффективным способом реализации стратегических задач соц.- экон., научно- техн., экологического и регионального развития; обеспечивают концентрацию ресурсов на перспективных направлениях развития. 2).это способ саморегулирования экономики с гос. поддержкой решения крупных социальных проблем. 3).распространяются на период их действия и направлены на стратегию прорыва; обеспечивают дополнительный системный эффект от концентрации лучших ресурсов на узком поле деятельности прорыва.
Среди форм реализации федеральной и региональной политики в настоящее время и в перспективе особое место должно быть отведено разработке и осуществлению федеральных и региональных целевых программ социально-экономического развития регионов. Перечни таких целевых программ, подлежащих проработке, должны определяться при подготовке общероссийских концепций и программ на среднесрочную и долгосрочную перспективу и входить в состав этих документов. Учет регионального аспекта должен стать необходимым звеном в выработке и проведении политики структурной перестройки экономики.
В настоящее время обозначен новый подход в использовании программно-целевого метода путем сокращения числа федеральных целевых программ и концентрации гос. средств на приоритетных направлениях, в частности с учетом геостратегических интересов России (ФЦП «Юг России», «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2010 г.», «Развитие Калининградской области на период до 2010 г.», а также программа «Сокращение различий в уровне социально-экономического развития регионов РФ»).
По характеру реализуемых проблем: социальные, социально- экономические, экономические, политические, научно- технические, оборонные, идеологические, многоцелевые.
По временному промежутку: текущие(до 1 мес.), краткосрочные(до 1 года), среднесрочные(до 5 лет), долгосрочные(от 5 лет).
По уровню значимости результатов: национальные, региональные, отраслевые, на уровне хоз. субъектов.
По форме представления конечных результатов: с качественно определенными показателями, с количественно определенными показателями. и др. классификация
Долгосрочные ЦП разрабатываются органом исполнительной власти, органом м/с и подлежат утверждению соответствующим законодательным органом, представительным органом м/с. Формирование перечня долгосрочных ЦП осуществляется органом исполнительной власти, органом м/с в соответствии с прогнозом социально-экономического развития РФ и прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и определяемыми на основе этих прогнозов приоритетами. Долгосрочная ЦП, предлагаемая к утверждению и финансированию за счет бюджетных средств или средств государственного внебюджетного фонда, должна содержать: технико-экономическое обоснование; прогноз ожидаемых социально-экономических (экологических) результатов реализации указанной программы; наименование заказчика указанной программы; сведения о распределении объемов и источников финансирования по годам; другие документы и материалы, необходимые для ее утверждения. Заказчиком долгосрочной ЦП может быть орган гос. власти или орган м/с для муниципальных ЦП.
Обязательно должен проводиться мониторинг и оценка эффективности целевых программ.
Содержание ЦП(на основании Приказа Минэкономразвития РФ от 2002г. и Постановления Правительства РФ от 1995г.):
1).Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами;
2).Цель, основные задачи и сроки реализации Программы;
3).Система программных мероприятий;
4).Научное, нормативно-правовое и информационное обеспечение Программы;
5).Ресурсное обеспечение Программы;
6).Механизм реализации Программы;
7).Организация управления и контроль за ходом выполнения Программы;
8).Оценка эффективности, социально-экономических и экологических результатов от реализации Программы.
Паспорт программы содержит следующее: наименование Программы, дата принятия решения о разработке Программы, государственный заказчик, государственный заказчик — координатор Программы, основные разработчики Программы, цель и задачи Программы, сроки и этапы реализации Программы, перечень подпрограмм, объемы и источники финансирования Программы, ожидаемые конечные результаты реализации Программы.
Источник: studfile.net