В настоящее время наблюдается возрастание роли русского языка в мире. Это связано с активным участием России в международной жизни от науки до искусства, от торговли до борьбы с терроризмом, от туризма до образования.
Где преподают русский язык в РУДН?
Институт русского языка
Обучение русскому языку как иностранному и общеобразовательным предметам иностранных слушателей, планирующих получать высшее образование на русском языке в РУДН или других вузах России.
Кафедра Русского языка №1
Брагина Марина Александровна / Кандидат филологических наук, доцент
Кафедра Русского языка №2
Куновски Марина Николаевна / Кандидат филологических наук, доцент
Кафедра Русского языка №3
Поморцева Наталья Владимировна /
Кафедры основных факультетов и институтов
Кафедра русского языка и методики его преподавания
Шаклеин Виктор Михайлович / Заведующий кафедрой — доктор филологических, академик РАЕН, профессор
Кафедра русского языка и межкультурной коммуникации Факультета гуманитарных и социальных наук (ФГСН)
Лекция Н.В. Кулибиной «Практический курс преподавания РКИ»
Обучение русскому языку иностранных студентов ФГСН всех специальностей Программа «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации». Разработка авторским коллективом кафедры (В.П. Синячкин, В.В. Дронов и А.В. Тряпельников) цикла учебников для преподавания русского языка детям в условиях отсутствия языковой среды
Синячкин Владимир Павлович / Заведующий кафедрой — доктор филологических наук, профессор
Кафедра русского языка Медицинского института
Обучение российских и иностранных студентов Медицинского и Аграрно-технологического институтов РУДН дисциплинам «Русский язык как иностранный», «Русский язык и культура речи», «Риторика», «Межличностное общение и коммуникации». Обучение ведется на русском и английском языках.
Куриленко Виктория Борисовна / Заведующая кафедрой – кандидат педагогических наук, доцент
Кафедра русского языка Юридического института
Обучение иностранных студентов русскому языку.
Воробьев Владимир Васильевич / Заведующий кафедрой — доктор филологических наук, профессор
Поддержка изучения русского языка за рубежом
Преподаватели института русского языка регулярно проводят в центрах и школах дополнительного образования за рубежом.
Семинары методической поддержки для учителей русского языка.
Авторский семинар «Мамина школа» для родителей детей-билингвов, изучающих русский язык в условиях отсутствия языковой среды.
Авторский коллектив факультета разработал уникальные тесты для определения уровня владения русским языком у детей-билингвов. Тесты проводятся в школах дополнительного образования в Великобритании, Италии, Франции и Македонии. По результатам тестирования выдается сертификат образца РУДН.
Авторский коллектив факультета разработал уникальные тесты для определения уровня владения русским языком у детей-билингвов. Тесты проводятся в школах дополнительного образования в Великобритании, Италии, Франции и Македонии. По результатам тестирования выдается сертификат образца РУДН.
Как начать преподавать русский как иностранный?
1 октября 1960 года открыл свои двери первый факультет РУДН — подготовительный
Сейчас он называется Факультет русского языка и общеобразовательных дисциплин (ФРЯиОД). На всех остальных факультетах университета занятия начались только через год, в 1961, потому что иностранным студентам нужно было выучить русский язык, чтобы они могли учиться и понимать преподавателей.
Именно с подготовительного факультета началась история преподавания русского языка как иностранного. Была основана кафедра русского как иностранного (РКИ), где разработали методику преподавания русского языка как иностранного. Именно эта методику сейчас используют для обучения иностранцев русскому языку.
Преподаватели РУДН обучали русскому языку космических специалистов из Афганистана, Болгарии, Вьетнама, Индии, Кубы, Монголии, Сирии и других стран, принимавших участие в полетах по программе «Интеркосмос»
Для обучения применялись уникальные авторские разработки преподавателей РУДН, в том числе М.Л. Новиковой. Космонавты занимались по самому известному в мире учебнику С.А. Хаврониной и А.И. Широченской «Русский язык в упражнениях», а также по учебникам ведущих издательств в области РКИ;
Институт русского языка — один из главных центров обучения иностранных студентов в России по программам предвузовской подготовки
Институт русского языка до сих пор является одним из главных центров обучения иностранных студентов в России по программам предвузовской подготовки. Подготовка ведется не только по русскому языку, но и по общеобразовательным дисциплинам. В течение одного года иностранцы изучают русский на таком уровне, чтобы не только общаться на этом языке, но и обучаться в вузе вместе с носителями языка.
Институт русского языка — начальная ступень адаптации и изучения русского языка для иностранных студентов. В институте подготовлено более 20 тысяч иностранных учащихся. Каждый год в институте обучается более 700 студентов из 150 зарубежных стран. Институт готовит студентов к обучению по 62 направлениям и специальностям.
Процесс обучения русскому языку как
иностранному в институте русского языка
Обучение проводится в группах по 8-10 человек на занятиях по русскому языку и по 16-20 человек не занятиях по обществознательным предметам.
Источник: www.rudn.ru
Кафедра русского языка как иностранного
На кафедре РКИ ведётся преподавание русского языка по следующим программам:
— русский язык как иностранный (уровни А1 — С2);
— русский язык как неродной (второй родной);
— спецкурсы по русскому языку, культуре и истории РФ, теории и практике русского перевода, языку средств массовой информации;
— подготовка к тестированию в системе ТРКИ;
— подготовка по дополнительной образовательной программе «Теория и практика преподавания русского языка как иностранного».
Преподаватели кафедры — высококвалифицированные специалисты, в том числе кандидаты и доктора наук, авторы учебных пособий и мультимедийных курсов по русскому языку.
Изучение русского языка предполагает знакомство с историческими, национальными, культурными особенностями России. Мы предлагаем культурную и экскурсионную программу для наших студентов: организуем посещение театров, концертов, выставок и музеев, а также экскурсии по Москве и городам Золотого кольца России.
Студенты, обучающиеся по программам бакалавриата и магистратуры, активно участвуют в научной жизни кафедры: пишут курсовые и дипломные работы, публикуют тезисы докладов и статьи, участвуют в студенческой конференции «Русский язык: на перекрёстке культур», которая проводится на факультете ежегодно.
Перспективы развития кафедры иностранных языков
СТРАТЕГИЯ
развития кафедры иностранных языков
на 2018-2022 г.
В связи с последними требованиями законодательства к организации образовательного процесса в вузе и новым направлениям развития СПбГИКИТ, кафедре иностранных языков необходимо обеспечить подготовку квалифицированных кадров для киноиндустрии, обладающих знаниями и компетенциями в области иноязычной профессиональной и межкультурной коммуникации. Кроме того, кафедре иностранных языков следует создать единую образовательную платформу в области преподавания иностранных языков, обеспечивающую преемственность и условия для непрерывного обучения для обучающихся всех уровней профессионального образования.
В условиях интеграции Российской Федерации в мировое сообщество актуальной задачей современной высшей школы становится разработка концепции языкового образования, ориентированной на владение специалистом одним или двумя иностранными языками.
Особенно остро сейчас стоит вопрос о языковой подготовке специалистов кино отрасли, то есть специалистов, призванных создавать и развивать отечественную киноиндустрию. Кроме того, для реализации принципа «образование на протяжении всей жизни» кафедре необходимо предусмотреть возможности реализации дополнительных программ обучения, в том числе для специалистов второго звена.
Все вышеуказанное предполагает пересмотр работы кафедры в настоящий период, обновление учебно-методических материалов, повышение квалификации сотрудников кафедры для создания стратегического преимущества и оказания качественных образовательных услуг. Это обуславливает необходимость разработки новых моделей, программ и технологий подготовки специальности к инновационной деятельности.
Основные направления стратегии развития кафедры:
1. Модернизация образовательной деятельности кафедры
Целью стратегического направления развития является обеспечение качества образования в области иностранного языка, позволяющего выпускнику университета быть конкурентоспособным на современном рынке труда в социальной сфере. С каждым годом все больше и больше ВУЗов вводят иностранный язык в качестве одного из вступительных на многие специальности. Кроме того, государственные стандарты ФГОС 3++ требуют от выпускников вузов (бакалавриат) способности осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной форме на иностранном(ых) языке(ах). Это означает:
-своевременный пересмотр тематического плана рабочих программ дисциплин кафедры и большая ориентация преподавания иностранного языка на реалии киноиндустрии;
-обновление учебно-методической базы преподавания иностранных языков (в том числе посредством электронной информационно-образовательной среды);
— повышение квалификации сотрудников кафедры в соответствии с требованиями потенциальных работодателей киноотрасли.
В связи с вышеизложенным предлагается:
— при приеме студентов на все специальности и направления подготовки ввести тестирование по иностранному языку;
— предоставить студентам возможность выбора изучения второго иностранного языка (английский, немецкий, французский, китайский, японский, финский и т.д.);
— разработать системы взаимодействия с отечественными и зарубежными ВУЗами;
— активизировать включение студентов-иностранцев в общественную жизнь кафедры и университета (проведение конференций, олимпиад, конкурсов и выставок на иностранных языках);
— внедрить в образовательную практику новые научные знания и прогрессивные методы обучения;
— повысить квалификацию профессорско-преподавательского состава;
-постоянно обновлять основные и дополнительные образовательные программы по русскому и иностранным языкам в соответствии с требованием рынка труда;
— разработать электронные образовательные ресурсы на иностранных языках по всем дисциплинам кафедры;
— принимать участие в разработке и реализации различных программ международного взаимодействия студентов в ВУЗе.
Для этого предполагается:
а) организовать дополнительные занятия с одаренными студентами по дисциплинам кафедры;
б)привлекать студентов к творческим и научным мероприятиям, организуемых кафедрой;
в)осуществить реализацию дополнительных образовательных программ на кафедре иностранных языков;
г)организовать семинары, мастер-классы с привлечением зарубежным специалистов киноиндустрии;
д)проводить учебно-методические семинары для преподавателей кафедры.
2. Научная работа.
Состояние науки в вузе – главный фактор, определяющий как работу по подготовке научно-педагогических кадров, так и качество подготовки специалистов и бакалавров (магистров). Главной целью научных разработок является обеспечение условий развития инновационной деятельности преподавателя.
Научная концепция кафедры – система внедрения менеджмента качества на основе изучения методологических основ обучения, развития мониторинга качества обучения, привлечения новых технологий лингводидактики, а именно: профессионально-ориентированных методик (деловые языки, иностранные языки для специальных целей (LSP), методики развития автономного обучения, личностно-ориентированные методики.
Одним из важных направлений научной работы кафедры является теоретическое обоснование и практическое внедрение в учебный процесс важных методических, межкультурных и психолого-педагогических аспектов обучения иностранному языку, способствующих личностно-ориентированному профессиональному развитию будущего специалиста киноотрасли. ри личностно-ориентированной системе процесс обучения организуется как равно партнерское сотрудничество преподавателя и студента, требующее от преподавателя создания комфортной учебной среды, психологической атмосферы, в которой получают возможности для удовлетворения важные социально-психологические потребности студента в признании, уважении, внимания со стороны преподавателя и других студентов группы. Результаты научной работы кафедры отражаются в научно-методических публикациях, в выступлениях преподавателей кафедры на научно-практических конференциях разного уровня, внедрении научных разработок кафедры в учебный процесс.
3. Учебно-методическая деятельность
Учебно-методическая работа кафедры должна быть направлена на выполнения требований ФГОС 3++, обновление и расширение использования учебных материалов, размещенных в электронной информационно-образовательной среде. Учитывая требования создания доступности получения образовательных услуг, кафедра должна организовать доступ обучающихся к учебным материалам по дисциплинам кафедры, обеспечить возможность самообучения и самоконтроля для студентов.
4. Организационно-методическая работа.
Сотрудникам кафедры следует внедрять новые формы обучения при сохранении хорошо зарекомендовавших себя традиционных форм обучения. Это:
· Активные методы обучения иностранному языку;
· Интенсивные формы обучения;
· Использование ролевых и деловых игр;
· Составление компьютерных обучающих и тестирующих программ;
· Организация учебного материала в виде модулей; участие в модульно-рейтинговой системе оценки знаний студентов;
· Возможность асинхронного обучения и по индивидуальному учебному плану (особенно для студентов-иностранцев);
· Возможность новых форм отчетности студентов
Кроме того, следует для обеспечения эффективности учебного процесса своевременно пересматривать формы и методов контроля знаний обучающихся:
–Текущий контроль;
– Итоговый (сессионный) контроль качества подготовки;
– Контроль сдачи задолжностей;
–Контроль остаточных знаний.
5.Воспитательная деятельность кафедры.
Создание воспитательного пространства влечет за собой возникновение качественно новых ресурсов, развивающихся на основе конструктивной деятельности его субъектов, что предполагает реализацию комплекса принципов.
Направленность воспитательной работы на сохранение и укрепление психического, духовного и социального благополучия студентов и преподавателей кафедры.
Открытость целей, содержания и форм образовательно-воспитательного процесса и свобода выбора, позволяющие каждому студенту и преподавателю самореализоваться через инвариативные, вариативные и персонифицированные элективные и факультативные программы и курсы, через широкое сотрудничество кафедры с другими воспитательными и культурными учреждениями, общественными, самодеятельными организациями, через широкое самоуправление студентов и преподавателей.
Педагогическую поддержку самовоспитания личности студентов и преподавателей.
Результатом практики создания парадигмы педагогической поддержки студентов является совместное проведение конференций, олимпиад, «Недели иностранного языка» и «Недели русского языка», различных конкурсов, совместные посещения культурно-досуговых мероприятий и т. д., где общение происходит на иностранном языке.
6. Укрепление и расширение инфраструктуры кафедры:
— расширение материально-технической базы по использованию объектов инфраструктуры (сохранение аудиторного фонда кафедры русского и иностранных языков, приобретение интерактивных досок, компьютерной техники, проектора, возможность проведения занятий с использованием Интернет- ресурсов. Особое внимание уделяют использованию интернет — технологий на уроках иностранного языка;
— приобретение необходимой учебной и научной литературы;
— создание учебно-методической базы по изучению культуры и традиций тех стран, язык которых преподается на кафедре;
-организация и проведение научных конференций, семинаров, презентаций и других мероприятий с участием аспирантов;
— поддержка и развитие кадрового потенциала (приглашение носителей языка и ведущих специалистов из других стран для краткосрочных курсов);
— стажировка преподавателей кафедры в ведущих отечественных или зарубежных ВУЗах.
Источник: www.gikit.ru