В Градостроительном кодексе РФ (1998) указаны два типа градостроительных документов: планировочные документы – результат проектирования и градорегулирующие документы, определяющие порядок землепользования. На практике выделяется программный документ (программа развития территории). Он определяет основные направления градостроительной политики, цели, сроки преобразования территории, ресурсы и механизмы реализации. На уровне стратегического планирования программа подкрепляется схемой развития территории. На уровне оперативного планирования вырабатывается целевая программа развития территории, сопровождаемая схематичным планом.
Целевая программа в градостроительстве – система локальных мероприятий, объединенных общей целью и механизмом финансирования. Целевая программа служит заданием для разработки градостроительной концепции.
Формирование программы развития должно быть основано на детальных предпроектных исследованиях, цель которых выявление особенностей застройки и работа с местным населением. Целевые программы являются оперативным планом развития локальной городской территории. Развитие территории включает три основных последовательных этапа, каждому из которых соответствуют специфические градостроительные материалы и документы (табл. 3).
Майкл Мехаффи. Лекция «Новая программа развития городов: версия ООН»
Градостроительные документы нового типа
Этапы градостроительной деятельности по преобразованию жилой застройки
Концепция и программа развития территории
Планы градостроительного развития («физическое планирование»)
Территориальные правила и нормы, карты, схемы, планы зонирования и районирования, рекомендации по проектированию и стандарты градорегулирования
Систематизацию проблем градостроительной деятельности на всех этапах необходимо проводить по пяти направлениям градостроительной политики. При формировании системы жизнедеятельности реализуется определенная социальная программа, отвечающая общим целям социально-экономического развития и ресурсам территории.
Программа развития оценивается с позиций направления хозяйственной деятельности, потребностей населения и экономических требований. Оценка производится с помощью количественных показателей, т. е. экономических обоснований. Однако такие цели, как создание оптимальных условий развития производства, обслуживания и отдыха населения, создание эстетически полноценной среды и защиты окружающей природы трудно выразить и сопоставить в количественных показателях. Поэтому в градостроительной практике дополнительно используют методы экспертной оценки, ранжирование и балльные оценки.
2.2. Функционально-градостроительный анализ территории. Программа развития городов (пгр)
При составлении социально-функциональной программы общественные потребности увязывают с ресурсами территории и исходной ситуацией. Ресурсы оценивают как условия для строительства (качество площадки, оценка предполагаемых затрат), как ресурсы производства и потребления и как условия создания благоприятной среды обитания (наличие полезных ископаемых, энергетических и водных ресурсов, климатические условия).
Программы развития городов и районов: детали и подробности
Сложно измерить социальную полезность ресурсов, необходимую для выбора оптимального направления хозяйственного освоения и использования. В первую очередь проводят сопоставление ценности экономических ресурсов развития промышленного производства с ценностью рекреационных или «экологических» ресурсов и определяют параметры развития производства и регулирования пределов давления на природный комплекс.
Экономические требования обычно не составляют специальный раздел обоснования, поскольку содержатся в нормативных документах. Исключение составляют обоснования показателей предельно допустимых плотностей освоения территории и уровня хозяйственной активности с точки зрения сохранения устойчивости природного комплекса.
К общим и устойчивым социальным требованиям относятся нормы расчета потребления городских земель, санитарно-гигиенические нормы и т. д. В последнее время ужесточаются санитарно-гигиенические нормы, вводятся природоохранные нормативы. Одна из задач нормирования – определение норм потребления земельных участков для разных видов хозяйственной деятельности: определяется необходимое и достаточное количество земель для реализации заданных функций. Нормирование связано с комплексной оценкой общественных потребностей и ресурсообеспеченности каждого норматива. Динамичность общественных процессов и оценок определяет необходимость постоянной корректировки и развития норм. Значительные различия условий по регионам и городам требуют соответствующей дифференциации нормативов.
Комплексная программа развития разрабатывается в виде конкретных программ или положений СНиП. Выбор программы функционального использования требует знания общественной ценности того или иного вида деятельности и представления об эффективности использования в процессе этой деятельности тех или иных ресурсов территории. Важным разделом анализа и оценки является определение требований к комплексности и сбалансированности функциональных процессов, осуществляемых на территории. Пример – требования к формированию экономически и экологически связанных хозяйственных комплексов в масштабе города или региона (территориальной группировки производств с целью обеспечения завершенных технологических и хозяйственных циклов, создания условий для формирования безотходного, энергосберегающего производственного комплекса, сбалансированности хозяйственных, ресурсосберегающих и природных процессов).
Программа развития города включает несколько разделов. Первый раздел – демографический прогноз (определение сферы влияния города и его роста, размещения производственных зон, организации обслуживания населения, типологии жилья). Второй раздел – определение перспектив экономико-производственного развития города. Третий раздел – определение перспектив развития непроизводственной сферы (основа решений по организации жилых комплексов, общественных центров и зон отдыха). Четвертый раздел – экономическая программа (задачи создания благоприятных условий труда, быта и отдыха горожан с учетом санитарно-гигиенического состояния городской среды).
Данные по социальному развитию (в том числе уровень благоустройства) разрабатываются на основе балансов потребления создаваемых и естественных благ. Программа развития конкретного города зависит от того, к какой классификационной группе он относится. Соответственно, необходимо ввести общую типологию городов. Урбанизированные территории делят на следующие классы:
- Город достаточно крупный и «старый». Характер его среды определяется многопрофильностью. Старая и новая застройка, промышленность и обслуживание представляются мозаичной картиной с большим числом «оттенков» и размеров составляющих его частей.
- Крупный город – «жилая слобода» к промышленному гиганту. Как правило, бифункциональный город со стандартным набором жизнеобеспечивающих и управляющих функций.
- Малый город, выполняющий функцию управления сельской округой. При этом «старый» и «новый» город, как правило, противостоят друг другу и не соединяются в функциях.
- «Квазигородское», слободское по характеру поселение (ПГТ или станция). Базируется на функциях обслуживания, мелкого производства и управления. Пространственное образование лишено формы, относится к классу монотонных, мелкоячеистых решеток.
- упорядочение «мозаики» для повышения ценности фрагментов;
- увеличение многообразия и мелкоячеистости структуры территории для повышения ценности ее наиболее значимых фрагментов;
- достижение единства «половин» города, перенос ценностных характеристик с целью повышения общей ценности территории;
- привнесение организующего начала за счет увеличения перепада между перспективными фрагментами среды и «фоном».
Источник: studfile.net
Разработка Мастер-плана
Мастер-план – это расширение существующих механизмов градостроительного развития функцией воспроизводства запроса на содержательное наполнение элементов планировочной структуры.
Развитие жилого фонда должно быть увязано с обеспечением жителей рабочими местами. Проекту технопарка или производственного кластера необходимо наличие профильных трудовых ресурсов, а также привлечение независимых предприятий, решающих инфраструктурные задачи.
Для развития городского МСБ (малого и среднего бизнеса) необходимы особые условия, которые по крайней мере нивелируют подавляющее организационное преимущество крупного бизнеса.
Для развития систем расселения постиндустриального уклада (аналогов Кремниевой долины) необходимо присутствие на проектируемой территории центров воспроизводства знаний, качественных образовательных проектов, специализированных венчурных фондов, множества разнообразных инициативных городских проектов.
Решение комплексных задач развития далеко выходит за привычные рамки территориального планирования, при этом остается в области градостроительного проектирования.
Для комплексного развития территории в составе проекта необходимо определить общественные механизмы, которые фокусируют на проектируемой территории активность множества независимых интересантов и синхронизируют их действия.
Мастер-план предусматривает определенную реакцию социальных (общественных) систем на проектируемые действия и не может быть реализован директивными указаниями. У нас отсутствуют рычаги принуждения людей к определенным действиям, поэтому вероятность проектируемых событий нельзя принимать за 100%. Методы планирования теряют всякий смысл.
Градостроительное проектирование, которое решает задачи комплексного развития территорий, можно определить как социо-территориальное стратегирование, а предмет деятельности как эмерджентную социо-территориальную систему.
Стратегирование
Стратегирование (реализация стратегии) – такой подход в проектировании, при котором вероятность проектируемых событий принимается менее 100%.
При таком подходе исследуются и используются события разной вероятности, выраженные в виде сценариев.
При планировании вероятность проектируемых событий принимается за 100%.
Мастер-план
Это проект в области социо-территориального стратегирования, в котором:
- Определен образ цели развития территориального субъекта;
- Определены значимые пространственные характеристики элементов антропогенного ландшафта;
- Определено содержательное наполнение элементов антропогенного ландшафта;
- Определены общественные механизмы, обеспечивающие это содержательное наполнение.
Очевидно, что сама по себе застройка территории объектами определенного функционального назначения не приведет автоматически к их ожидаемому наполнению, если эта застройка не производится в удовлетворение существующего спроса.
Поэтому общественные механизмы, обеспечивающие воспроизводство спроса, приобретают критически важное значение. При этом их буквальное формирование невозможно. У нас нет возможности построить горожан в шеренги и направить их действия в том направлении, которое считаем светлым будущим,
Мастер-план или Генеральный план
В профессиональном сообществе не утихают споры о необходимости разработки Мастер-плана при том, что есть утвержденные Градостроительным кодексом РФ механизмы градостроительного развития в форме Генерального плана.
Внесем ясность. В чем принципиальные отличия Мастер-плана от Генерального плана? Почему ведущие эксперты и органы федеральной власти на протяжении долгих лет так настойчиво внедряют новые подходы к градостроительному развитию?
Источник: artpot.ru
Программа развития города это
Как формируется Индекс инфраструктурной обеспеченности
В систему вводятся данные о транспортной системе, размещении жилой застройки и рабочих мест, размещении и загруженности социальной инфраструктуры, общественных пространств, культурно-досуговых, спортивных и коммерческих объектов.
Система делит город на квадраты размером 250х250 метров. Для каждого квадрата формируется индекс по 12 категориям инфраструктуры (например, школы, парки, магазины). Для различных категорий индекс рассчитывается по-разному. Скажем, для школ и детских садов учитывается численность населения в ячейке, их доступность и количество предлагаемых мест. Для озелененных пространств вычисляется суммарная площадь зеленых зон, находящихся в пределах буфера радиусом 1000 м. Для культурно-досуговой инфраструктуры и рабочих мест учитывается количество объектов, попавших в зону транспортной доступности, и т.д.
Каждый показатель оценивается по шкале от 0 до 100. В системе можно посмотреть как индекс каждой из 12 категорий в выбранном квадрате (например, доступность школ), так и сводный индекс по всем показателям. Сводный индекс составляется на основе степени важности каждой из 12 категорий инфраструктуры для жителей.
В настоящий момент проводится опрос жителей Ижевска и Завьяловского района. Поэтому для каждой местности Индекс будет уникальным. Уже сейчас видно, что самыми важными объектами инфраструктуры для жителей Ижевска являются школы. Поэтому доступность школ сильнее всего влияет на Индекс инфраструктурной обеспеченности всего Ижевска.
С Индексом можно работать в различных интерфейсах: в виде карт, таблиц и графиков, можно посмотреть общий отчет или выгрузить информацию об интересующей территории. В методику заложена возможность обновления: при появлении новых инфраструктурных объектов или изменении демографической ситуации Индекс будет пересчитываться, следовательно, будут вноситься изменения и в стратегию, и в генплан.
Сбор данных и формирование Индекса инфраструктурной обеспеченности подразумевает плотную работу с жителями: люди смогут принимать участие в онлайн-опросах и влиять на Индекс, а следовательно, на изменения в генеральном плане города. Система действует и в обратную сторону: наблюдая за Индексом, жители смогут оценивать обоснованность тех или иных решений властей о развитии города.
Это, собственно, ключевое отличие инструмента, предложенного «Новой землей», от Индекса качества городской среды, разработанного в 2018 году КБ «Стрелка». Тот индекс преследовал очень схожие цели: анализируя инфраструктуру — от дорог и жилья до парков и школ — выявить «болевые точки» большинства российских городов (всего на 2019 год был подсчитан Индекс для 1114 населенных пунктов). Отсутствие возможности при таких масштабах задачи работать точечно и прицельно, отдельно с каждым районом и его жителями, компенсировалось учетом большого числа показателей-«индикаторов», включая, к примеру, количество вывезенных твердых коммунальных отходов на душу населения (для оценки экологической ситуации), количество сервисов в городе, способствующих повышению комфортности жизни маломобильных групп населения или долю жителей города в возрасте старше 14 лет, имеющих возможность участвовать в принятии решений по вопросам городского развития с использованием цифровых технологий, в общей численности городского населения в возрасте старше 14 лет. Но в силе заключалась и слабость: затрудненность оперативного обновления по используемым параметрам сделали перерасчет Индекса качества городской среды как минимум проблемным, а сам инструмент — плохо применимым для постоянного мониторинга.
Индекс инфраструктурной обеспеченности представляется в этом смысле более гибким и понятным, а интеграция в него мнения горожан, которая необходима, когда речь идет и о стратегических шагах, — более простой и эффективной. Кроме того, если методику масштабируют и на другие города, это, с одной стороны, позволит своевременно (и согласованно с жителями) актуализировать генпланы, а с другой — поможет увязать стратегии пространственного и социально-экономического развития городов, поскольку от качества инфраструктуры зависит их конкурентоспособность за качественные кадры. То есть в какой-то степени — может стать локальной заменой мастер-плану (производство которого очевидно дороже).
Для наглядности в этой статье мы приводим несколько выдержек из исследования «Новой земли» по Ижевску и общие выводы.
Объект исследования: плотность населения центра Ижевска (рис. 1)
Территория города делится на изолированные части железной дорогой, промышленными зонами и рекой Иж. Река Иж разделяет город на Заречную (западную) и Нагорную (восточную) части. В пределах установленных границ компактная часть города окружена с севера и северо-запада лесами лесопарковой зоны.
В Ижевске средняя плотность населения на территориях с многоэтажной застройкой составляет 1040 чел. на ячейку, средняя плотность населения на территориях с застройкой ИЖС — 84 чел. на ячейку.
Основные районы с высокой плотностью населения сконцентрированы в Нагорной части — это районы Северный (до 2500 чел. на ячейку) и Северо-Западный (до 2300), Центральный (до 2200), Южный (до 2700), Восточный (до 2000), Буммаш (до 2800), Автопроизводство (до 2700) и Аэропорт (до 2000). В Заречной части высокая плотность населения сконцентрирована в районе Строитель (до 2600 чел. на ячейку).
В целом при расчете плотности на сетку размером 250 м отчетливо видны районы, занятые многоквартирными жилыми домами (МКД), и районы с ИЖС. Население распределено по территории города неравномерно. Районы, находящиеся в центральной части города и имеющие крайне низкую плотность населения, — Культбаза, Карлутский и Ипподром (в среднем около 500 чел. на ячейку), — окружены районами с высокой плотностью, что создает проблемы для развития транспортной, социальной и инженерной инфраструктуры города.
Границы ядра агломерации будут уточнены по результатам анализа данных мобильных операторов.
Объект исследования: обеспеченность общественным транспортом в Ижевске (рис. 2)
По данным, опубликованным на официальном сайте Администрации Ижевска в разделе открытых данных, на сегодняшний день в Ижевске существует 518 остановок общественного транспорта. Реальное количество остановок общественного транспорта было уточнено по открытым данным Яндекс.Карт: в Ижевске — 660, в Завьяловском районе — 255. Были построены 500-метровые изохроны доступности по графу пешеходной сети от каждой из остановок и рассчитано количество домохозяйств внутри изохрон доступности.
Около 35% всех домохозяйств Ижевска не попали в радиус доступности остановок общественного транспорта (12% от всех многоквартирных домов и 47% — от всей индивидуальной жилой застройки). В Завьяловском районе 87% всех домохозяйств не попали в радиус доступности (46% от всех МКД и 88% — от ИЖС).
Таким образом, Ижевск имеет довольно развитую сеть общественного транспорта, покрывающую около 65% жилой застройки города. Практически полностью охватывая многоквартирную жилую застройку, она доступна только для менее чем половины индивидуального жилого строительства. Среди районов с плохой транспортной доступностью можно отметить микрорайоны Люлли, Шунды, Новые Парники, Липовая Роща, Пазелы, Новоорловский и Нагорный (преимущественно с индивидуальной жилой застройкой).
Объект исследования: возраст жилой застройки в Ижевске (рис. 3)
Общее количество многоквартирных домов в городе — 3411 с общей площадью 12190,4 тыс. м2 (89% от общей площади жилых помещений). Общая площадь индивидуального жилого строительства, в свою очередь, составляет 1379,7 тыс. м2 (10% от общей площади). По данным, опубликованным на сайте администрации Завьяловского района, на его территории расположено 68 объектов многоквартирной застройки общей площадью 10547,96 м2.
Большая часть микрорайонов Ижевска дифференцирована по времени застройки: «хрущевки» нередко соседствуют с многоэтажными домами 1970-80-х годов или с современными жилыми комплексами. Наиболее активное жилищное строительство в Ижевске велось в брежневскую эпоху. Дореволюционные и раннесоветские здания сконцентрированы вдоль улиц Ленина, Советской и Горького.
Новое жилье строится точечно по всему городу. Крупные жилые массивы построены к северу от Воткинского шоссе (ЖК «Столичный»), а также в микрорайоне Восточный (по ул. Архитектора П.П. Берша).
Объект исследования: общеобразовательные школы Ижевска (рис. 4)
По состоянию на декабрь 2018 года в Ижевске фактически существует 107 школ (98 наименований). Общее количество проектных мест в существующих школах — 60531 ед., фактическое количество учащихся — 73552 чел. Согласно местным нормативам градостроительного проектирования муниципального образования, минимально допустимый уровень обеспеченности объектами школьного образования составляет 97 мест на 1000 жителей, т.е. нормативное количество мест в школах Ижевска — 62947. Таким образом, нормативный дефицит в школах Ижевска составляет 2416 мест, а фактический — 13021 место (из этого можно сделать вывод о заниженности нормативного показателя).
Для школ в Ижевске были построены радиусы доступности. Согласно Региональным нормативам градостроительного проектирования Удмуртской Республики, расчетный показатель максимально допустимого уровня территориальной доступности учреждений школьного образования составляет 500 м. Для более реалистичного представления о доступности школ были построены изохроны по графу пешеходных связей. По данным домов, попадающих в границы этих изохрон, было вычислено количество населения, проживающего на расстоянии 500 и менее метров от школы.
Более 240 тыс. населения Ижевска (36% от общего числа) проживает вне такой зоны доступности. 33,6% населения из проживающего в многоквартирных жилых домах Ижевска и 68,9% населения из проживающего в ИЖС находится вне зоны пешеходной доступности хотя бы одной школы.
Только 25,4% населения Ижевска проживает в границах пешеходной доступности двух и более школ.
Итоговый индекс Ижевска (рис. 5)
Индекс менее 10 баллов в Ижевске имеют 5% ячеек с многоквартирными домами районе и 19% ячеек с ИЖС. Из этих территорий те, где плотность населения сравнительно высокая, могут считаться проблемными и требуют улучшений в первую очередь. На схеме отмечены те ячейки, где индекс ниже 10 и численность населения превышает 100 чел. (таких в Ижевске 53 ед.)
Индекс большинства ячеек с ИЖС Ижевске (64%) составляет от 10 до 15 баллов, что свидетельствует о низком уровне обеспеченности инфраструктурой и говорит о том, что эти территории сравнительно схожи с Завьяловским районом. Еще для 17% ячеек с ИЖС индекс превышает 15 баллов; максимальный индекс для ячеек с ИЖС в Ижевске составляет 24 балла, но это исключительная ситуация для застройки ИЖС на границе с районами многоквартирных домов.
Индекс ячеек с многоквартирными домами распределяется следующим образом: приблизительно равные доли приходятся на оценку от 10 до 15, от 15 до 20 и от 20 до 25 баллов (26%, 27% и 27% соответственно), еще 12% ячеек с многоквартирными домами имеют оценку выше 25 баллов, и только 3% — выше 30 баллов. Максимальный индекс для ячеек с МКД в Ижевске составляет 32 балла. Максимальная оценка — у ячеек в Центральном районе Ижевска; сразу за ними в рейтинге находятся территории микрорайона «Аэропорт».
Отдельно выделяются территории для потенциального освоения в Ижевске — ячейки без населения, но с индексом выше 20 (таких в городе 80). Эти ячейки при работе над Стратегией пространственного развития необходимо отфильтровать, исключив озелененные территории, ЗОУИТ и территории, занятые нежилой застройкой. Но в целом тенденция выявляется уже сейчас: это ячейки, находящиеся на границах районов с многоквартирными домами. Освоение таких ячеек не требует больших вложений благодаря уже существующей инфраструктуре и способствует более компактному развитию города.
P.S. Презентация Индекса инфраструктурной обеспеченности Ижевска состоялась в рамках программы «Городские практики» — серия просветительских интенсивов для профессионалов в сфере комплексного развития городов России. Программа состоит из лекций, дискуссий и практических упражнений, которые знакомят участников с ключевыми составляющими городского планирования, формируют сообщество профессионалов в городе и расширяют их экспертизу. В Ижевске программа «Городские практики» организована совместно с правительством Удмуртской Республики и Центром развития дизайна и городской среды УР.
Источник: prorus.ru