Предлагаем образцы программы развития для школы и детского сада с учетом новых требований. Эксперт сделал акцент на новых ФГОС, воспитательной работе и цифровизации, уделил внимание сетевому взаимодействию. В рекомендации – алгоритм подготовки программы, готовые образцы и формулировки. Используйте их, чтобы организовать работу в новых условиях, повысить конкурентоспособность школы и детского сада.
Что включить в программу развития на 2022 год
Внесите в программу развития мероприятия, которые соответствуют грядущим изменениям в законодательстве. Это позволит адаптироваться к новшествам и успешно пройти проверки. Также вы сможете поучаствовать в государственных проектах и получить деньги, которые выделяют на их реализацию.
Мероприятия для детского сада
В детском саду продолжите цифровизацию образовательной среды, которую начали в 2020 году. С марта 2022 года это новая обязанность заведующего по профстандарту – реализовывать проекты в сфере цифровой трансформации детского сада и знать основы цифровизации (приказ Минтруда от 19.04.2021 № 250н).
Программа развития школы в условиях реализации ФГОС
Чтобы выполнить требования профстандарта руководителя, воспользуйтесь Методическими рекомендациями (письмо Минпросвещения от 21.06.2021 № 03-925). Они содержат основные условия цифровизации дошкольного образования.
Запланируйте мероприятия по созданию цифровой образовательной среды. Отразите их в программе развития. Предусмотрите минимум три компонента цифровой среды:
- электронный образовательный контент;
- инфраструктуру электронных средств обучения – интерактивные доски, сенсорные экраны, информационные панели и иные средства отображения информации, компьютеры, программы, серверы, микрофоны, камеры, доступ в интернет;
- информационные системы и технологии – образовательные платформы, ресурсы для онлайн-взаимодействия и др.
При планировании учтите, что электронные средства обучения можно применять только для детей, которым исполнилось 5 лет (п. 2.10.2 СП 2.4.3648-20). Все закупаемое оборудование должно соответствовать требованиям СП 2.4.3648-20, СанПиН 1.2.3685-21 и техническим регламентам.
- «Пакетное обучение сотрудников» для руководителей
- Школа молодого учителя (дополнительные компетенции)
Мероприятия для школы
В школе определите мероприятия, которые помогут внедрить новые ФГОС НОО и ООО с 1 сентября 2022 года. Проверьте также, соответствует ли школа аккредитационным показателям. Проверяющие будут это мониторить с 1 марта.
Внедрите ФГОС–2021
Запланируйте на начало 2022 года разработку новых программ и других методических документов. Проверьте материально-техническую базу – соответствует ли она новым требованиям, поможет ли достичь результатов, которые устанавливают ФГОС–2021. Например, соотнесите оборудование учебных кабинетов с требованиями третьего раздела ФГОС ООО. Перечень обязательного оборудования смотрите в таблице.
Проверьте соответствие школы аккредитационным показателям
Секреты интересного занятия по ФГОС: от плана до реализации
С марта 2022 года будут выдавать бессрочную аккредитацию, а после – проводить мониторинг школ на соответствие аккредитационным показателям. Перечень показателей еще не утвердили, однако Рособрнадзор планирует это сделать до конца 2021 года. Ведомство предлагает заменить оценку соблюдения ФГОС на более конкретные фактические показатели – например, квалификацию и успехи педагогов, успеваемость учеников и т. д. Вероятно, будут использовать фонды оценочных средств, с помощью которых Рособрнадзор уже оценивает универсальные и общепрофессиональные компетенции.
Запланируйте в программе развития мероприятия по подготовке к мониторингу. Например, поручите ответственному следить, когда утвердят аккредитационные показатели для общеобразовательных организаций. Организуйте внутреннюю проверку – соответствует ли школа этим показателям. Если нет, примите меры, чтобы исправить нарушения, иначе школу могут лишить аккредитации (ч. 4 ст.
93.1 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Институт новых технологий в образовании (ИНТехнО) предлагает обучение в любое удобное время. Получите диплом за 2 месяца. Обучение полностью дистанционное. Успейте подать заявку по акционной стоимости!
- Воспитатель в дошкольном образовательном учреждении (организация логопедической работы с детьми дошкольного возраста) 520 часов 3 месяца
- Воспитатель в дошкольном образовательном учреждении (организация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ) 520 часов 3 месяца
- Эффективный руководитель образовательных организаций 250 часов 3 месяца
- Гувернёр-воспитатель. Психологические технологии общения и педагогического сотрудничества с ребёнком в условиях вариативного домашнего образования 328 часов 3 месяца
- Менеджмент в образовании 520 часов 3 месяца
- Детская и семейная психология 250 часов 3 месяца
- Менеджмент в дошкольном образовании 250 часов 3 месяца
- Дошкольная специальная психология и педагогика 250 часов 3 месяца
- Младший воспитатель в дошкольном образовании 250 часов 3 месяца
- Логопедия и психология ребенка в ДОУ 520 часов 3 месяца
- Менеджмент в дошкольном образовании 634 часа 3 месяца
Смотрите полный список программ проф.переподготовки и повышения квалификации ✅здесь
Мероприятия для школы и детского сада
В школе и детском саду запланируйте мероприятия по улучшению условий труда, обновите акты по охране труда. Обсудите с коллегами, в каком формате примите участие в целевой программе «Развитие дополнительного образования детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности». Это позволит получить целевые субсидии. Включите в программу развития мероприятия по усилению антитеррористической безопасности.
Обновите систему охраны труда
С марта 2022 года начнется реформа сферы охраны труда. Для директора и заведующего она принесет новые обязанности, которые закрепили в Трудовом кодексе:
- выявлять, анализировать, оценивать опасности и профессиональные риски;
- реализовывать мероприятия по улучшению условий и охраны труда;
- разрабатывать меры, направленные на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценку уровня профессиональных рисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест;
- обеспечивать работников средствами коллективной защиты;
- учитывать и рассматривать причины и обстоятельства, приведшие к возникновению микроповреждений и микротравм работников, наряду с другими несчастными случаями.
Обсудите с коллегами, как лучше реализовать новые требования в школе и детском саду. Внесите изменения в локальные акты, издайте приказы, которые зафиксируют, как вы выполняете эти требования.
Запланируйте мероприятия по улучшению условий и охраны труда. Отведите на них минимум 0,2 процента суммы затрат, которую рассчитываете для государственного или муниципального задания (ст. 226 ТК). Мероприятия возьмите из типового перечня или придумайте свои, например:
Развивайте дополнительное образование
Запланируйте участие в мероприятиях целевой программы «Развитие дополнительного образования детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности» Минпросвещения реализует ее до 2025 года (распоряжение Минпросвещения от 21.06.2021 № Р-126). Ведомство финансирует:
- реализацию образовательных программ дополнительного образования детей и мероприятия по их развитию;
- стимулирование детей к достижениям высоких результатов в научно-исследовательской, инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности – через премии и участие в региональных мероприятиях;
- создание условий для использования дистанционных образовательных технологий и электронного обучения при реализации дополнительных общеобразовательных программ и др.
Отдельно поддерживают образовательные организации, интегрирующие общее и дополнительное образование на основе историко-культурных ценностей.
Обсудите с педагогами и родителями, какие мероприятия близки вашей организации, какие направления дополнительного образования лучше организовать. Например, создайте кадетские классы, в том числе казачьи, откройте интегрированное отделение «Юный патриот» на базе детского сада и т.д.
Усильте антитеррористическую безопасность
Внесите в программу развития мероприятия, которые позволят усилить безопасность детей, работников и посетителей. Можете ими дополнить антикризисный план, который надо было разработать в мае 2021 года по распоряжению Минпросвещения (письмо Минпросвещения от 11.05.2021 № СК-123/07).
Сначала оцените антитеррористическую защищенность школы и детского сада. Затем вместе с ответственными запланируйте меры, чтобы усилить безопасность и выполнить требования законодательства.
Кому поручить разработку программы развития
Чтобы написать программу развития, создайте рабочую группу. В школе включите в ее состав заместителей директора, учителя по информатике и ИКТ, других учителей-предметников. В детском саду – старшего воспитателя, педагогов дополнительного образования и воспитателей. Привлеките к работе представителей коллегиальных органов образовательной организации. Например, членов управляющего и попечительского советов, совета родителей.
За каждым блоком программы закрепите минимум одного человека. В программу развития должны войти все направления деятельности образовательной организации – реализация основных и дополнительных образовательных программ, охрана здоровья обучающихся, платные образовательные услуги, работа с родителями, организациями-партнерами и другие направления.
Распределите обязанности между членами рабочей группы. При этом учитывайте их интересы и не забывайте стимулировать. Например, для работников будет стимулом дополнительная оплата, а для родителя – возможность участвовать в жизни своего ребенка, создавать условия для его обучения.
Состав рабочей группы, обязанности ее членов и сроки разработки программы утвердите приказом. Используйте готовый образец приказа.
Как разработать проект программы развития
Поручите рабочей группе подготовить проект программы. Структуру определите самостоятельно. Учитывайте требования учредителя – он вправе устанавливать их к структуре и срокам действия программы.
Министерство рекомендует включить в программу развития девять элементов: титульный лист, паспорт программы, информационную справку, основания для разработки программы, основные направления развития организации, мероприятия по реализации программы, механизмы реализации, ожидаемые результаты, критерии и показатели оценки реализации программы.
Титульный лист. Укажите полное название школы или детского сада и период реализации программы развития. Поставьте отметку об утверждении.
Паспорт программы. Впишите полное наименование организации и документы-основания для разработки программы. Укажите сведения о разработчиках, цель, комплексные задачи программы, основные направления развития организации, период реализации. Цель должна быть ясной, точной, измеримой и достижимой.
Напишите порядок финансирования программы – например, средства субсидии на муниципальное задание, целевые субсидии, средства физических и юридических лиц.
Определите целевые индикаторы и показатели успешности, ожидаемые результаты реализации программы. Напишите, как будете контролировать реализацию.
Оформите паспорт в виде таблицы или просто текстом.
Информационная справка об организации. Кратко опишите сведения об организации, учениках и воспитанниках. Охарактеризуйте организационно-педагогические условия, окружающий социум и достижения.
Предложите разработчикам взять сведения из отчета о самообследовании. Можно не указывать информацию детально, а обобщить и дать краткую справку.
Основания для разработки программы развития. Проанализируйте внутренние и внешние факторы развития организации. Определите сильные и слабые стороны, перспективы развития. Результаты представьте в виде таблицы.
Основные направления развития организации. Перечислите направления, по которым планируете развивать школу или детский сад в ближайшие годы. Они должны соответствовать целям и задачам развития.
Мероприятия по реализации программы развития. Укажите мероприятия и их задачи, сроки проведения, ответственных лиц и ожидаемые результаты. Сгруппируйте мероприятия по направлениям развития организации или этапам их реализации. Оформите раздел в виде таблицы.
Механизмы реализации программы. Перечислите способы и приемы, которые будете использовать, чтобы достичь целей программы. Например, проведете анкетирование родителей и работников, привлечете партнеров, внедрите инновационные технологии в образовательный процесс, документооборот и т. д.
Ожидаемые результаты. Опишите результаты, которые планируете получить по итогам реализации программы. Результаты должны быть конкретными и измеримыми, соответствовать поставленным целям и задачам.
Критерии и показатели оценки реализации программы. Сформируйте критерии, по которым будете оценивать успешность реализации программы и достигнутый результат. Укажите их по направлениям развития организации. Критерии оценки обеспечат контролируемость реализации программы, выступят в роли индикативных показателей развития школы и детского сада.
Поручите оформить приложения к программе, если надо подтвердить или проиллюстрировать отдельные положения. Например, можно приложить справки, опросы и анкеты, схемы и графики.
СИТУАЦИЯ
Какой срок действия программы развития
Общих требований к сроку нет. Учредитель вправе устанавливать срок действия программы развития. Как правило, он составляет не менее трех лет.
Проверьте проект программы по ключевым моментам. Используйте для этого памятку. Раздайте ее членам рабочей группы, чтобы они не допускали ошибок при подготовке.
Что проверить в программе развития. Памятка для работников
Как согласовать проект программы развития
Изучите устав образовательной организации – закрепляет ли он за коллегиальным органом полномочие согласовывать программу развития. Если да, рассмотрите проект на заседании и получите согласие. Таким полномочием может обладать, например, управляющий совет.
Согласуйте готовый проект программы развития с учредителем (п. 7 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Направьте ему окончательный вариант и получите письменное подтверждение согласования. Это может быть подписанный гриф «Согласовано» или письмо.
Учредитель вправе издать нормативный правовой акт, который регулирует порядок согласования программы развития. В таком случае согласуйте программу в установленном порядке.
Как утвердить и опубликовать программу развития
Утверждайте программу развития после того, как учредитель согласовал ее. Сделать это можно двумя способами – поставить гриф утверждения на самой программе или издать приказ об утверждении. Смотрите образец приказа.
Разместите документ на сайте образовательной организации или информационном стенде. Закон не устанавливает такого требования, но, если программа будет в свободном доступе, все желающие смогут узнать приоритетные цели и направления развития образовательной организации. Это поможет родителям выбрать школу или детский сад, а партнерам – стратегию взаимодействия с организацией.
Как внести изменения в программу развития
Если срок действия программы развития еще не истек, внесите в нее изменения. Делайте это в том же порядке, в котором утверждали. Издайте приказ и утвердите изменения в виде отдельного документа или примите новую программу.
Утвердите изменения отдельным документом
Если изменения затрагивают небольшую часть программы развития, утвердите их отдельным документом. Поручите ответственному, например заместителю руководителя, подготовить проект.
Внесите проект в повестку заседания органа управления, с которым на основании локального акта или устава нужно согласовать изменения. Учтите или отклоните его замечания по программе. Если не хотите учитывать замечания, поясните причины на очередном заседании коллегиального органа.
Учредитель может установить, что изменения программы развития подведомственного учреждения принимают только с его согласия. В таком случае направьте ему проект изменений и получите заключение. Учтите внесенные правки или объясните, с чем не согласны. Главное, чтобы учредитель согласовал конечный вариант проекта.
Издайте приказ и утвердите изменения. Перечислите их в приказе или отдельном документе – приложении. Принять изменения можно и другим способом – поставить на документе гриф утверждения.
Утвердите новую программу развития
Если меняете большой объем текста, утвердите программу развития в новой редакции или на новый период – это зависит от регионального законодательства. Используйте готовые образцы документа для школы и детского сада на 2022–2025 годы.
Образцы программы развития на 2022–2025 годы
Источник: in-texno.ru
Алгоритм разработки программы развития дошкольного образовательного учреждения
Разработка программы развития – важная задача управленческой деятельности в ДОУ, переходящего в инновационный режим жизнедеятельности. Ее решение предполагает осуществление совокупности взаимосвязанных действий разработчиков, нацеленных на получение «на выходе» программы развития, отвечающей всем предъявляемым к ней требованиям, о которых говорилось выше.
1. Подготовка к разработке программы развития ДОУ предусматривает проведение следующих мероприятий:
- Информирование коллектива ДОУ о целях разработки программы развития, обоснование необходимости и значимости принятого решения, предварительное разъяснение сути задач, решаемых с помощью данного документа;
- Предварительное обсуждение на коллективных собраниях организационной структуры управления проектом по разработке программы развития, распределение ролей и функциональных обязанностей, выявление потенциальных участников проектной команды, подготовка предложений;
- Утверждение на очередном собрании коллектива ДОУ предложений по созданию организационной структуры управления проектом, составу проектной команды, распределению ролей и функциональных обязанностей;
- Подготовка необходимых условий и ресурсов для работы:
- указать наименование и статус ДОУ (для учреждений, менявших наименование, номер, статус, следует отметить наиболее существенные из этих изменений и их даты), важнейшие (с точки зрения разработчиков программы и интересов развития учреждения) этапы истории ДОУ;
- дать краткую вводную характеристику социального окружения ДОУ и описать характер его влияния на образовательное учреждение;
- коротко описать роль ДОУ в социуме, в территориальной образовательной системе;
- указать важнейшие объемные данные ДОУ (количество воспитанников, их групп, видовое разнообразие групп, наличие вариативных форм работы, их видовое разнообразие);
- дать характеристику контингента воспитанников;
- охарактеризовать педагогический персонал ДОУ: общее количество педагогов, соотношение основных работников и совместителей, распределение педагогов по возрасту, стажу, уровню образования, квалификации (с учетом разрядов и категорий по Единой тарифной сетке, наличия педагогов, отмеченных наградами, почетными званиями, имеющих ученые степени, работающих в ДОУ преподавателей вузов, сотрудников НИИ и т.п.);
- дать характеристику действующего программно-методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса;
- описать подходы к диагностике результатов воспитательно-образовательного процесса;
- охарактеризовать состояние здания ДОУ, инфраструктуры воспитательно-образовательного процесса, кабинетного фонда, материальной и финансовой базы ДОУ;
- дать характеристику нормативно-правового и документационного обеспечения работы ДОУ;
- коротко описать систему работы с педагогическими кадрами;
- дать информацию об основных результатах воспитательно-образовательного процесса (в динамике за ряд последних лет), основных результатах инновационных процессов, опытно-экспериментальной работы в ДОУ. По ходу изложения информации в справке желательно использовать графики и диаграммы с краткими комментариями.
- анализ качества реализации воспитательно-образовательного процесса;
- анализ имеющихся в распоряжении ДОУ материально-технических и финансовых ресурсов:
- анализ кадрового состава и условий труда работников:
- анализ организационной среды ДОУ:
- анализ политических, экономических, социальных событий, происходящих в стране/регионе/муниципалитете, которые могут оказать положительное или отрицательное влияние на работу ДОУ:
- анализ микрорайона/муниципалитета, в котором функционирует ДОУ, его образовательной и социокультурной сферы :
- анализ состояния взаимодействия с семьями воспитанников:
- анализ адресуемых ДОУ образовательных потребностей, социального зак аза (требования, предъявляемые к результатам работы ДОУ, к содержанию воспитания и образования, характеру воспитательно-образовательного процесса, условиям пребывания ребенка в ДОУ, комфортности воспитательно-образовательной среды ).
- Кто являлся ранее субъектом выдвижения социального заказа нашему ДОУ; какие группы заказчиков имели место и кем они были представлены?
- Каков был характер требований, предъявляемых заказчиками к нашему ДОУ, и характер их предъявления?
- К чему, прежде всего, предъявлялись требования: к результатам работы ДОУ (каким именно), к содержанию воспитания и образования, характеру воспитательно-образовательного процесса, условиям пребывания ребенка в ДОУ, комфортности воспитательно-образовательной среды?
- Как можно оценить нашу работу по выполнению заказа?
- В какой мере заказчик был удовлетворен работой ДОУ, исполнением заказа?
- Появились ли у нашего ДОУ в последнее время новые заказчики?
- Изменился ли за последнее время характер социального заказа ДОУ и если изменился, то как?
- Как справляется ДОУ с сегодняшним социальным заказом на образование?
- Как оценивает работу ДОУ сам заказчик?
- Как может измениться состав заказчиков нашего учреждения, какие новые группы заказчиков могут появиться?
- Как может измениться характер предъявляемых ДОУ требований и способ их предъявления?
- Какие дополнительные ресурсы понадобятся ДОУ для выполнения нового социального заказа?
- Какие возможности открываются перед ДОУ в связи с выполнением нового заказа?
- формулировка генеральной цели развития;
- формулировки задач (подцелей) по достижению генеральной цели;
- ожидаемые результаты.
- конкретизация каждой задачи стратегии развития ДОУ мероприятиями, необходимыми для ее выполнения;
- определение сроков выполнения задач и ответственных лиц.
- проект сметы расходов на реализацию запланированных мероприятий (приложение 4).
3. Система оценки достижения планируемых результатов реализации стратегии развития ДОУ
Система оценки достижения планируемых результатов представляет собой систему показателей, по которым можно судить о результативности работы по реализации программы развития ДОУ.
Похожие документы:
Приказ № от 2010г Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида №392
Образовательная программа
. г. Жигулевска» Савушкиной Л.В. 2009г. Моисеев А.М. Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения (теория, особенности разработки, практика), 2009г. Белая К.Ю. 300 .
Руководителям муниципальных дошкольных образовательных учреждений Руководителям муниципальных общеобразовательных учреждений Руководителям муниципальных учреждений дополнительного образования детей Руководителям областных государственных образовательных учреждений
Документ
. эффективности деятельности ОУ; образовательная программа учреждения; алгоритм проектирования организационных структур . (ФГОС) дошкольного образования; технология разработки стратегии развития дошкольного образовательного учреждения; проблемный анализ .
Годовой план воспитательно-образовательной работы Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №1 «Ласточка» на 2013 2014 учебный год
Документ
. образовательная программа, реализуемая в дошкольном учреждении, создает благоприятные условия для развития таких важных для дошкольного . : по плану, алгоритму старших воспитателей В . Медицинские сестры Разработка программы физкультурно-оздоровительной .
Программа коррекционной работы образовательного учреждения пояснительная записка
Программа
. образовательном учреждении; Оказание помощи в освоении основной образовательной программы . . Разработка программ индивидуальных траекторий развития, включающих: Программы индивидуальной . со сверстниками в дошкольный период развития. План мероприятий. .
Ежегодный публичный доклад Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №183 городского округа Самара
Документ
. задача разработки Образовательной программы развития для повышения качества дошкольного . включает в себя алгоритм: 1. Сбор информации . и развития дошкольного образовательного учреждения. Как и все государственные образовательные учреждения наш .
- Правообладателям
- Написать нам
Источник: gigabaza.ru