Программа развития доу что это такое

Комплексная программа «Развитие»

Комплексная программа «Развитие» (далее Программа) – это программа, которая была разработана в 1994 году коллективом сотрудников Учебного центра Л. Венгера.

Авторами Программы являются Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Н.С. Варенцов и другие. Основой Программы, по утверждению авторов, являются два теоретических положения.

Теоретическая основа Программы

Основа Программы представлена двумя теоретическими положениями.

Первое теоретическое положение Программы – это теория А.В. Запорожца о самоценности дошкольного детства.

В соответствии с данной теорией, дошкольный возраст является благоприятным периодом для полноценного и всестороннего развития ребенка. В связи с чем, современная педагогика должна осуществить переход от утилитарного понимания и отношения к дошкольному детству, к его гуманистическому пониманию и восприятию.

Решим твою учебную задачу всего за 30 минут
Попробовать прямо сейчас

Самоценность дошкольного детства подразумевает отсутствие какого-либо насилия по отношению к ребенку, навязывание ему чуждых идей, мнений, интересов и склонностей; помещение его в какие-либо рамки и шаблоны. Задачей педагога и родителя является учет потребностей и возможностей ребенка.

Технология проектирования программы развития образовательной организации

Дошкольное детство только тогда будет полноценным, когда окружающие ребенка взрослые (родители и педагоги) создадут такие условия, при которых ребенок будет чувствовать себя не только опекаемым, но и «созидателем», который открывает для самого себя что-то новое, тем самым постепенно приобщается к миру взрослых.

Таким образом, в соответствии с данной теорией основным путем полноценного развития ребенка дошкольного возраста является амплификация его развития, то есть постоянно обогащение и наполнение наиболее значимыми для ребенка способами и формами деятельности.

Второе теоретическое положение Программы представлено концепцией развития способностей ребенка, как универсальных действий, необходимых для продуктивного существования в рамках современного общества, решения разнообразных практических и жизненных проблем. Автором концепции является Л.А. Венгер.

Подобрали для написания работы по теме «Комплексная программа «Развитие»»
Готовые курсовые работы и рефераты
Консультации эксперта по предмету
Помощь в написании учебной работы

В основе данной теории заложено построение и последующее использование образов, каждый из которых соответствует фиксированным в человеческой культуре формам отображения свойств предметов и явлений, их взаимоотношению друг с другом. Данные образы, в процессе восприятия, соответствуют общепринятым образам внешних свойств, таких как цвет, размер, форма, величина и т.д. В процессе наглядно-образного воображения и мышления данные образы будут соответствовать разным видам наглядностей (схемы, макеты, чертежи, планы, графики и т.д.).

Модель воспитания в соответствии с Программой

Основной моделью воспитания детей дошкольного возраста, в соответствии с Программой является личностно-ориентированная модель.

Программа развития ДОУ № 32

Определение 2

Личностно-ориентированная модель воспитания направлена на установление между воспитателем и воспитанниками взаимоотношений, основанных на сотрудничестве и партнерстве.

Цель Программы – развитие у детей дошкольного возраста (от 3-х до 7-ми лет) умственных и художественных способностей.

Программа «Развитие» является комплексной программой, которая включает в себя все основные направления художественного и познавательного развития детей дошкольного возраста.

Структура Программы представлены следующими размерами:

  • Ознакомление с художественной литературой и развитие речи
  • Сенсорное воспитание
  • Развитие элементарных математических представлений (РЭМП)
  • Конструирование
  • Подготовка к обучению грамоте и обучение грамоте
  • Ознакомление с пространственными отношениями
  • Развитие игровой деятельности
  • Изобразительная деятельность

Дополнительными разделами Программы являются:

  • Художественное конструирование
  • Режиссерская игра
  • Выразительное движение

По дополнительным разделам занятия проводятся воспитателем в зависимости от желания и потребностей детей и самого воспитателя.

Содержание Программы по возрастам

Комплексная программа «Развитие» была разработана для четырех возрастных групп:

  • Младшая группа
  • Средняя группа
  • Старшая группа
  • Подготовительная группа
  • Содержание Программы для младшей группы предполагает организацию занятий с детьми в соответствии с их возрастными особенностями и потребностями. В соответствии с этим основными видами деятельность являются: игра, конструирование, рисование. Воспитатель группы, осуществляя работу с детьми читает им стихи и сказки, обсуждает прочитанное, в форме беседы. Большое внимание уделяется проведению занятий, направленных на развитие сенсорики. С этой целью проводят разнообразные дидактические игры, в процессе которых ребенок овладевает свойствами окружающих предметов (форма, цвет, размер, величина и т.д.).

В средней группе ДОУ, в соответствии с Программой, дети продолжают заниматься рисованием и конструированием, а также чтением художественной литературы. Однако, воспитательно-образовательные задачи, стоящие перед воспитателем, значительно усложняются. Среди новых занятий, которые появляются в средней группе, — математика, ориентировка в пространстве, занятия по природе. Очень важным является занятие по ориентировке в пространстве, поэтому его в средней группе проводят два раза в неделю. Основной формой занятий являются интенсивные игры.

В соответствии с Программой в старшей и подготовительной группах продолжаются такие занятия, как рисование, конструирование, природа, ориентировка в пространстве, знакомство с произведениями художественной литературы, математика. Среди новых, появляются такие занятия как логика и грамота.

Занятия по математике и грамоте направлены на получение элементарных знаний по чтению и счету. На занятиях детей учат не только считать и читать, но и сравнивать числа между собой, осуществлять не сложный звуковой анализ слов и т.д. Одно из важнейших мест в процессе обучении занимает знакомство с логическими отношениями, которое осуществляется с помощью специальных средств и приемов. Дети посредством специальных картинок, рисунков и схем узнают о простейших логических операциях.

Замечание 1

В работе по Программе предусмотрено также свободное время для проведения занятий по музыке и физической культуре. К Программе разработан целый ряд психолого-педагогических и методических пособий.

Источник: spravochnick.ru

Программа развития дошкольной образовательной организации
статья на тему

№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части установления компетенции образовательной организации (п. 7 ч. ст. 28) является разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации.

Программа развития рассматривается как инструмент органа управления, необходимый для привлечения ресурсов для решения значимой проблемы. С управленческой точки зрения Программа развития является основой принятия оперативных управленческих решений в повседневной деятельности образовательного учреждения.

Как документ Программа развития (далее – Программа ) может быть определена как главный стратегический управленческий документ дошкольной образовательной организации, выстроенный с учетом программно-целевого или проектно — целевого управления, направленный на инновационное развитие конкретной образовательной организации. Программа носит среднесрочный характер и ее действие рассчитано на 4-5 лет. Программа является документом прямого действия. От документов концептуально-доктринального характера Программа отличается наличием описания четко и детально спланированных действий (мероприятий), сроков их осуществления, ответственных исполнителей и необходимых ресурсов.

Программно-целевой подход в управлении – это подход, при котором руководитель ориентируется на достижение конечного результата в логике поэтапных действий: формирование целей, разработка адекватной «исполняющей» программы, реализация «управляющей» программы. В логике программно-целевого подхода на практике реализуется последовательность: входные параметры, процесс их преобразования, конечные результаты, которые не всегда могут быть определимы. Программно-целевой подход помогает увязать поставленные цели с имеющимися ресурсами и всегда направлен на поддержание действующих систем.

Проектно – целевой подход – направлен всегда на развитие в целом системы, обязательное условие – уникальный результат. Деятельность структурирована и никогда не повторяется, результат всегда определен. Планирование осуществляется на среднесрочный или долгосрочный период, цель конкретно измерима.

Задачи Программы развития

Программа как документ и источник информации ориентирована на решение следующих главных задач:

  • зафиксировать и включить в контекст внешней среды существующее состояние и перспективы развития образовательной организации, выявить возможности и ограничения, угрозы и риски, достижения и инновационный потенциал исполнителей, а также проблемы, дефициты и недостатки.
  • определить и описать образ желаемого будущего состояния образовательной организации, то есть сформулировать ее стратегические и конкретные цели развития.
  • определить и описать стратегию и конкретный план действий, обеспечивающих достижение спланированных желаемых результатов и достижение целей.

Функции Программы развития:

  • нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
  • целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в образовательной организации;
  • определения перспектив развития образовательной организации;
  • процессуальную, то есть определяет логическую последовательность мероприятий по развитию образовательной организации, организационные формы и методы, средства и условия процесса развития;
  • оценочную, то есть выявляет качественные изменения в образовательном процессе посредством контроля и мониторинга хода и результатов реализации Программы.
Читайте также:
Samsung scan ocr program что это за программа

Каким образом происходит процесс подготовки, разработки, утверждения и реализации Программы развития? В каждой дошкольной образовательной организации должны быть разработаны локальные акты: приказ о создании творческой группы по разработке Программы развития, Положение о порядке разработки и утверждения Программы. В соответствии с данными локальными актами Программа проходит ряд этапов:

  • отбор проблем для программной разработки;
  • принятие решения о разработке Программы и ее формировании;
  • экспертиза и оценка программы;
  • утверждение Программы;
  • управление реализацией Программы;
  • контроль хода выполнения Программы.

Составление Программы развития – это творческая задача, решение которой предполагает опору на инновационные процессы в образовании. Поэтому её можно рассматривать как модель совместной деятельности педагогического коллектива, определяющую исходное состояние, образ желаемого будущего, последовательность действий по переводу образовательного учреждения от поддержания действующей системы до развития, анализ возможных затруднений и проблем, их решение.

На сегодняшний день не существует единого плана, единой структуры Программы развития. Структура Программы определяется Положением конкретной образовательной организации. Главное в Программе – описание перехода от сегодняшнего состояния к желаемому. Программа – это обоснование необходимости перехода от современного состояния к будущему и перечень мер, обеспечивающих этот переход, а также ресурсов.

При разработке Программы развития дошкольной образовательной организации необходимо учесть следующее:

  • переход на реализацию федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
  • основные направления модернизации системы дошкольного образования Российской Федерации и региональные, муниципальные компоненты развития системы образования;

— изменение развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО;

  • сохранение и укрепление здоровья дошкольников;
  • развитие самостоятельности дошкольной образовательной организации;
  • совершенствование содержания и технологий построения управления образовательным процессом в дошкольной образовательной организации;
  • кадровая политика в сфере дошкольного образования;
  • развитие системы оценки качества дошкольного образования.

Титульный лист (ссылка на принятие соответствующим органом управления и утверждение руководителем образовательной организации).

Паспорт Программы развития дошкольной образовательной организации – разработчик, основания для разработки Программы развития (определение нормативно-правовой базы), цель и основные задачи программы, сроки реализации программы, финансовое обеспечение программы и др.

Раздел 1. Информационная справка о дошкольной образовательной организации — историческое становление и традиции дошкольной образовательной организации; краткая информация со всей необходимой статистикой; место и роль дошкольной образовательной организации в районе, области; характеристика образовательной организации, контингента воспитанников, кадрового состава педагогов и других работников образования (без оценки качества работы); номенклатура оказываемых образовательных услуг; характеристика основных результатов образовательной организации (профессиональные и творческие конкурсы и т.д.); краткая вводная характеристика социального окружения образовательной организации и описание характера его влияния на образовательную организацию; характеристика образовательного сообщества; характеристика инновационных процессов (без оценки качества), основные направления; внешние связи дошкольной образовательной организации, включая связи с наукой; характеристика системы управления; характеристика бюджета, материальной базы, оборудования.

Раздел 2. Аналитическое обоснование Программы развития дошкольной образовательной организации – анализ состояния и прогноз тенденций изменения внешней среды дошкольной образовательной организации; анализ состояния и прогноз тенденций изменения внутренней среды дошкольной образовательной организации (анализ состояния и эффективности образовательного процесса, воспитательной, педагогической, методической и инновационной работы); описание проблем и причин порождающих проблемы.

Раздел 3. Концепция желаемого будущего состояния дошкольной образовательной организации — методологические основы концепции – миссия, видение, философия, основополагающие идеи организации жизнедеятельности дошкольной образовательной организации, основные положения концепции, модель выпускника, модель педагога; концепция общего качества дошкольной образовательной организации и образующих его важнейших системных свойств (качеств) дошкольной образовательной организации; концепция качества жизни участников образовательного процесса и др.

Раздел 4. Стратегия, этапы, цели и задачи перехода к новому состоянию дошкольной образовательной организации — стратегические императивы – основные направления преобразования в дошкольной образовательной организации, прогноз изменений в социальном заказе, основанный на данных объективного исследования; прогноз основных тенденций развития окружающего социума и требований к состоянию дошкольной образовательной организации, иерархия тактических целей и задач; стратегический план действий по реализации Программы развития ( этапы реализации Программы).

Раздел 5. Механизмы реализации Программы развития дошкольной образовательной организации — описание функционально – динамической модели механизма реализации Программы развития ; система и механизмы управления образовательной организацией в новых условиях и др.

Например: Стратегия развития организации определяет совокупность реализации приоритетных направлений, ориентированных на развитие организации. Эти направления определены подпрограммами: «Система оценки качества образования в ДОО», «Здоровый дошкольник» «Взаимодействие с семьями воспитанников», «Педагогические кадры ДОО», обеспечивающими участие в реализации Программы коллектива организации, родителей (законных представителей) воспитанников, социума. Подпрограммы взаимосвязаны между собой стратегической целью и отражают последовательность тактических мероприятий.

Основные задачи программы:

  1. Организовать системную работу по реализации ФГОС дошкольного образования (Подпрограмма «Реализация ФГОС ДО»).
  2. Повысить конкурентоспособность ДОО путем предоставления широкого спектра качественных образовательных, информационно-просветительских услуг разным категориям заинтересованного населения, включения в практику работы новых форм дошкольного образования (Подпрограмма «Система оценки качества образования в ДОО»).
  3. Совершенствовать систему здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности в организации, с учетом индивидуальных особенностей дошкольников (Подпрограмма «Здоровый дошкольник»).
  4. Повышать качество работы с родителями воспитанников. Содействовать повышению роли родителей в образовании ребенка раннего и дошкольного возраста (Подпрограмма «Взаимодействие с семьями воспитанников»).
  5. Обеспечить эффективное, результативное функционирование и постоянный рост профессиональной компетентности стабильного коллектива организации (блок «Кадровый потенциал»).

Раздел 6. Ресурсное обеспечение Программы развития дошкольной образовательной организации — нормативно-правовое обеспечение (положения, правила, должностные обязанности, инструкции, приказы и т.д.); научно-методическое обеспечение (комплексно-целевые программы, целевые проекты, программы информационно-аналитической деятельности, системы критериев, показателей, индикаторов, мероприятия и т.д.); программно-методическое обеспечение (банк методических материалов, актуального, инновационного педагогического опыта, авторских образовательных программ, календарно-тематического планирования и т.д.); информационное обеспечение (банки, программы информационно-аналитической деятельности, сайт и т.д.); кадровое обеспечение (подбор кадров, повышение квалификации, участие в семинарах, конференциях, педагогических чтениях, подготовка экспертов, стажировка, консультирование и т.д.); организационное обеспечение (циклограммы управленческой деятельности, планов работы структурных подразделений, профессиональных объединений педагогов и т.д.); мотивационное обеспечение (положение о распределении стимулирующей части ФОТ, критерии оценки результативности профессиональной деятельности педагогов, система мероприятий по повышению мотивации субъектов образовательного процесса в отношении инновационных преобразований); материально-техническое обеспечение (оснащение оргтехническими средствами, приобретение программного обеспечения, установка локальной сети, учебно-методических и наглядных пособий и т.п.).

Раздел 7. Ожидаемый результат и оценка социально-экономической эффективности реализации Программы развития дошкольной образовательной организации — ожидаемые конечные результаты реализации Программы; краткое описание показателей и индикаторов, позволяющих провести оценку, анализ и мониторинг эффективности реализации программы развития; сроки и формат предоставления информации, отражение возможности оценить продуктивность реализации Программы развития в соответствии с установленными в ней показателями результативности через систему мониторинга; характеристика устойчивости Программы развития, указание возможных рисков и мер их преодоления. Ожидаемые результаты могут быть представлены в виде целевых индикаторов (в % соотношении по годам реализации Программы развития).

Используемый набор индикаторов (характеристик) может быть изменен и дополнен разработчиками по результатам первичного среза.

Таким образом, Программа развития дает возможность руководителям и педагогическим командам дошкольных образовательных организаций найти свой подход к переходу от сегодняшнего состояния к желаемому и модернизировать образовательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.

  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ в редакции на 01.09.2016 г.-М.:ТЦ Сфера, 2017.-192 с.
  2. Постановление Правительства Белгородской области от 18 февраля 2013 г. №44-пп «Об утверждении Стратегии действия в интересах детей в Белгородской области на 2013-2017 годы»
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования-М.: Центр педагогического образования, 2014.-32с.

Источник: nsportal.ru

Реализация образовательной программы дошкольного образования

Для дошколят

Реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования ДОУ в соответствии с ФГОС

Ольга Кабанкова

Реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования ДОУ в соответствии с ФГОС

Главными целями любого дошкольного образовательного учреждения являются обеспечение доступности, повышение качества и эффективности дошкольного образования.

Методическая служба в ДОУ относится к управленческой деятельности, т. к. призвана направлять работу педагогического коллектива на решение задач образовательной программы. Поэтому грамотная организация методической службы невозможна без знания основных особенностей и закономерностей управленческой деятельности

Понятие качества образования многогранно, включает не только качество образованности и уровень развития воспитанников, но и качество воспитательно-образовательного процесса – педагогического мастерства, образовательной предметно-развивающей среды.

Процесс организации методической работы, как и любой управленческой деятельности, цикличен, представляет собой совокупность связанных между собой стадий, составляющих законченный круг развития.В каждом цикле методической работы можно выделить несколько направлений: педагогический анализ, планирование, организация, контроль, регулирование и коррекция.

Читайте также:
Программа один эс что это

Педагогический анализ позволяет мне оценить педагогический процесс,

выявить причины, определяющие уровень воспитательно-образовательной работы. На основе проведенного анализа вырабатываются рекомендации по совершенствованию педагогического процесса в ДОУ.

По результатам наблюдений за работой воспитателей и специалистов я выявила, что основным методом работы педагогов с детьми (как того и требует программа)

является педагогика сотрудничества, когда воспитатель и ребенок общаются и действуют
«на равных»
. Педагоги
обращают особое внимание на создание проблемных ситуаций, экспериментально- поисковой и строительно-конструктивной деятельности, в которой ребенок может ярко проявить себя, выразить свое истинное отношение к тем или иным явлениям. Широко используются ими и игровые методы, активизирующие самостоятельность и инициативу ребенка, его творческие способности. Учитывая актуальность реформирования Российского образования, изменения и совершенствования содержания образования, форм и методов обучения, деятельность детского сада № 65 комбинированного вида направлена в первую очередь на повышение качества образования, доступность и эффективность.
За текущий учебный год в рамках открытого просмотра педагогического процесса проведена непосредственно образовательнаядеятельность по темам:

«Знаменитый утенок Тим»

«Развитие мелкой моторики и творческих способностей детей в процессе познавательно-исследовательской деятельности», дети старшего дошкольного возраста изучали свойства бумаги.

«Путешествие в страну музыкальных инструментов»

средний
дошкольный возраст.
«В гостях у золотой рыбки»

младший
дошкольный возраст.
Мастер-класс «Квиллинг»

, который проводили дети подготовительной к школе группы и их воспитатель. Мастер-класс проходил в стенах ОГИ.

Артикуляционная гимнастика в группе компенсирующей направленности.

При организации образовательного процесса были учтены принципы интеграции образовательных областей.

В результате образовательной деятельности у детей получаются вот такие шедевры.

Приоритетными направлениями работы детского сада являются театрализованная деятельность детей дошкольного возраста и приобщение детей к истокам русской народной культуры Подмосковья в условиях городского детского сада. Накоплен большой опыт, созданы костюмы, как сценические, так и фольклорные, сшитые по всем канонам русского народного костюма. Работа ведется систематически, 2 раза в год по этим направлениям работает школа передового педагогического опыта.

Педагогический коллектив, понимая значение игровой деятельности в жизни дошкольников, уделяет особое внимание её развитию. В группах имеются специально оборудованные уголки для сюжетно – ролевых игр, театральные зоны. Игры переходят в праздники. В детском саду прошел КВН по правам ребенка, праздник встречи с летом, Масленица, в гости приходил сотрудник ГИБДД, День защитника отечества дети с родителями встретили спортивным состязанием, а мамы в свой праздник не прочь были поучаствовать в веселых играх детей.

В нашем детском саду 2 года работает творческая группа. Целью деятельности творческой группы является создание условий для профессионального общения педагогов, развития их творческой активности, формирования и совершенствования профессиональных умений и навыков. В начале учебного года разрабатывается план работы. Это конкурсы для воспитателей, родителей, детей. Участие в конкурсах не является обязательным, но за участие дается сертификат на уровне ДОУ, который учитывается при аттестации.Вашему вниманию представлены конкурсы: «Украшение группы к Новому году»

, номинация
«Необычные елки»
;
«Рождественская звезда»(поделки детей с родителями)
;
«Огород на подоконнике»
.

Специалисты ДОУ регулярно проходят курсы повышения квалификации, за последние пять лет на одного педагога в среднем приходится 191,6 часов курсовой подготовки, что составляет 88,7% от необходимой нормы. Выстроенная таким образом работа с кадрами, обеспечила непрерывное образование педагогов, их творческий рост, способствовала созданию атмосферы психологического комфорта в коллективе. Работа педагогического коллектива строилась в рамках основных направлений деятельности учреждения в соответствии с Уставом, в соответствии с поставленными задачами реализуемых программ.

В результате правильно построенного на основе педагогического анализа образовательного процесса, созданных условий и знания технологий, дошкольное учреждение систематически и объективно отслеживает динамику развития детей. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения общеобразовательной программы показывает устойчивую положительную динамику. По сравнению с прошлым учебным годом показатель успешности детей вырос в среднем на 1,2%.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

Цели и задачи реализации Программы

Определяются в соответствии с ФГОС ДО, Уставом ДОО.
Цели реализации Программы:создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

•Могут быть дополнены целями коррекционно-развивающей работы

Задачи реализации программы определятся на основе п. 1.6 ФГОС дошкольного образования:

•Могут быть дополнены в соответствии с целями реализации парциальных образовательных программ и коррекционно-развивающих программ (в соответствии с Уставом)

Принципы и подходы к формированию Программы

•Формулируются на основе ФГОС ДО п.1.4.

•Могут быть дополнены принципами и подходами авторской комплексной образовательной программы и парциальных образовательных программ, при условии их непротиворечивости и отсутствия дублирования.

Значимые для разработки Программы характеристики

Место расположения дошкольной образовательной организации, особенности здания и прогулочной площадки, их влияние на организацию образовательной деятельности.

Характеристика национально-культурных особенностей, социального окружения, влияющих на организацию образовательной деятельности.

Сведения о группах, функционирующих в дошкольной образовательной организации (количество функционирующих групп, наполняемость, направленность групп (общеразвивающая, компенсирующая, оздоровительная или комбинированная направленность), количество групп разной направленности)

Сведения о родителях как участниках образовательных отношений (характеристика благополучия / неблагополучия семей на момент создания программы, образовательных запросов родителей на момент создания программы).

Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста (указываются основные возрастные психолого-педагогические характеристики, их значимость для реализации Программы)

Планируемые результаты освоения Программы

1 вариант оформления.

Конкретизируются в соответствии с возрастными группами на основе целевых ориентиров ФГОС ДО

2 вариант оформления.

Конкретизируются в соответствии с возрастными группами на основе образовательных областей ФГОС и с учетом целевых ориентиров ФГОС ДО

Пример образовательной области познавательное развитие.

Пример. Социально-коммуникативное развитие (3-4 года)

  • Ребенок участвует в совместных действиях с воспитателем
  • Договаривается о совместных действиях со сверстниками, вступает в парное взаимодействие по поводу игрушек, игровых действий
  • Сохраняет преобладающее эмоционально-положительное настроение в детском саду
  • Эмоционально откликается на ярко выраженное эмоциональное состояние близких взрослых и сверстников
  • Использует формы приветствия, прощания, просьбы и благодарности
  • В самообслуживании требуется небольшая помощь взрослых
  • Подражает трудовым действиям взрослых
  • Показывает на картинках способы безопасного и потенциально опасного использования предметов

Сетевая форма реализации образовательной программы дошкольного образования

необходимым элементом сети дошкольных образовательных учреждений является система информирования родителей, иных заинтересованных лиц по вопросам, связанным с особенностями различных видов учреждений дошкольного образования, а также система организации и координации консультационной и методической помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому;

необходимо обеспечить возможности для сохранения и развития сети так называемых «ведомственных детских садов», созданных различного рода организациями для нужд «своих работников»;

необходимо установление норм, исключающих возможность перепрофилирования помещений детских садов под иные объекты, за исключением случаев крайней необходимости

сетевое взаимодействие образовательных учреждений понятие сущность, особенности организации Сеть — это конструкция, которая такую синхронизацию обеспечивает. Основу сети, как конструкции, составляют:

Система отношений (включая управление, распределение/присвоение ответственности, отношений собственности, предметов ведения, регламентов принятия решений, схемы финансирования);

Распределённость работ по участникам сети;

Нормативно-правовое и организационно-техническое обеспечение.

Основные типы сетей, в том числе, в образовании, выстроены по отношению к базовому процессу и продукту/результату их деятельности.

Можно выделить следующие типы организационного оформления сетевого взаимодействия:

спонтанные, не структурированные связи в едином ценностно-смысловом поле;

внутренние сети, имеющие как иерархические, так и горизонтальные связи;

динамические сети, возникающие усилиями некоторого «системного интегратора», держащиеся на договорных началах и решающие конкретные задачи.

Для решения отраслевых, территориальных задач адекватно устройство сетей по типу внутренних. Для решения задачи образовательной политики, реализации ИОП более продуктивными считаются динамические сети с разнотипными ресурсными узлами. Типология относительно форм сетевого взаимодействия.

Сегодня в практике сетевого взаимодействия можно выделить следующие формы:

Сетевые образовательные программы.

Сетевые экспериментальные, аналитические, мониторинговые исследовательские программы.

Сетевые структуры (организации) в образовании. Под сетевыми образовательными программами

понимается содержательное и организационное обеспечение реализации индивидуального (группового) образовательного маршрута в соответствии с образовательным заказом. На практике сегодня сетевой подход к образовательным программам характеризуется взаимодействием разных типов учреждений и структур, обеспечивающим образовательный заказ и распределение функций и полномочий при реализации программ. Например, выделяются структуры, занимающиеся анализом образовательных потребностей, консолидацией образовательных ресурсов, разработкой нового типа услуг, их маркетингового сопровождения и т.д.
Сетевые проекты
являются одной из распространенных форм деятельности сети. Под конкретные задачи и проблемы, возникает соорганизация держателей разнотипных ресурсов и планомерная совместная деятельность с распределением труда для достижения конкретных результатов.

Читайте также:
Что за программа стоит на сдаче экзамена

Задачи развития территории (решения социокульткурных задач) с привлечение ресурсов системы образования могут быть решены именно за счет такой формы организации деятельности. Сетевые образовательные события – концентрированная образовательная форма, представленная в практике Школами, Академиями, Ассамблеями, конференциями, фестивалями и т.д.

Такие мероприятия проводятся усилиями ряда организаций и позволяют адекватно соединять целый комплекс задач (например, задачи образовательной политики, формирования профессионального сообщества, проявления инновационного потенциала, разнопозиционной экспертизы инновационных разработок и т.д.) Сетевые экспериментальные, аналитические, мониторинговые исследовательские программы, как форма деятельности сети возникли в ответ на задачу разработки и внедрения программ изменения содержания образования на федеральном и региональном уровне. Широкомасштабные эксперименты потребовали серьезного анализа потенциала для разработок, результатов апробации. Программы возникли как «сверху», так и инициативно. Разработка и реализация такой программы удерживается за счет разработнических семинаров, наличия единых информационных каналов, мероприятий по презентации и экспертизе результатов, общей инструментальной базы. В Новокузнецке создана сеть педагогических работников: джимайл.ком, там необходимо создать акаунт, зайти в сообщество дошколенок.

Источник: konspektiruem.ru

Разработка программы развития ДОО.

В результате стратегического планирования создается программа развития организации, в которой определяется ее исходное состояние и потенциал окружения, миссия и стратегические цели и вырабатывается стратегия дальнейшего ее преобразования. В соответствии с Законом «Об образовании в РФ» к компетенции образовательной организации относится разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации.

Программа развития ДОО – это система управленческих действий по достижению желаемой модели учреждения, предполагающая активность всех участников педагогического процесса, направленную на повышение качества воспитания и обучения в ДОО. Программа развития дошкольного учреждения является нормативным документом.

Требования к Программе развития ДОО:

•Актуальность (программа должна быть ориентирована на решение важнейших проблем конкретной ДОО);

•Прогностичность (способность программы соответствовать изменяющимся требованиям и условиям, в которых она будет реализовываться);

•Рациональность (получить максимально полезный результат);

•Реалистичность (программа должна соответствовать возможностям кадрового потенциала, материально-технической базы ДОО и т.д.);

•Целостность (способность программы обеспечивать полноту и согласованность действий всех сотрудников для достижения поставленных целей);

•Контролируемость (возможность программы определять конечные и промежуточные цели).

Подготовка к разработке программы развития ДОУ предусматривает проведение следующих мероприятий:

-Информирование коллектива ДОУ о целях разработки программы развития, обоснование необходимости и значимости принятого решения;

-Предварительное обсуждение на коллективных собраниях структуры программы, распределение ролей и функциональных обязанностей, подготовка предложений;

-Подготовка необходимых условий и ресурсов для работы: издание внутреннего распоряжения, проведение тренингов при необходимости и др.

Алгоритм разработки программы:

1) Изучение документов, определяющих госполитику в сфере образования федерального уровня, требований государства а также в сфере образования регионального и муниципального уровней и пр.

2) Определение миссии ДОО.

3) Формулировка цели деятельности ДОО.

4) Формулировка задач (подцелей) деятельности образовательного учреждения.

5) Выполнение анализа ситуации (возможностей или ресурсов) для достижения задач и целей.

6) Поиск, отбор концептуальных идей, инновационных механизмов, способствующих задач.

7) Планирование работ, направленных на создание необходимых (недостающих) ресурсов.

8) Планирования графика выполнения работ.

9) Определение ответственных за выполнение работ.

10) Определение механизмов управления программой.

11) Оформление программы.

12) Экспертиза (самоэкспертиза) программы.

Этапы написания программы:

1. Аналитический этап

2. Прогностический этап

3. Этап планирования деятельности

Структура программы развития ДОО:

1) Паспорт программы (сроки реализации, нормативная база, значимость, проблемы, основные задачи, разработчики, ожидаемые результаты и др.)

2) Информационная справка о ДОО

3) Анализ деятельности ДОО (введение, актуальность и др.)

4) Концепция программы развития

5) Программные мероприятия (мероприятия по достижению целей программы)

6) Управление программой развития (планы работы, мониторинг, диагностика, ответственные лица за выполнение программы)

15. Годовой план работы дошкольной образовательной организации.

Годовой план работы на учебный год является важнейшим локальным актом дошкольного учреждения. Он в полной мере должен соответствовать Федеральному закону «Об образовании в РФ», требованиям ФГОС ДО, федеральному и муниципальному законодательству и основываться на современных достижениях педагогического менеджмента, дидактики, психологии и т. д.

Годовой план работы дошкольного учреждения – это целеустремленная программа действий коллектива дошкольного учреждения, доведенная до необходимой конкретизации по содержанию, времени, исполнителям, организационным формам и путям ее реализации.

Основные разделы годового плана работы ДОУ:

•Введение. Краткая характеристика ДОУ (основные технические сведения об учреждении, характеристика материальной базы, обеспеченность педагогическими кадрами, укомплектованность групп).

•I раздел. Анализ работы за прошедший учебный год: состояние здоровья воспитанников; заболеваемость детей в течение года и др.; результаты выполнения образовательной программы ДОУ по направлениям; оценка итоговых результатов освоения образовательной программы в подготовительной к школе группе, готовность к обучению в школе; аттестация и повышение квалификации педагогов; анализируется система взаимодействия с родителями воспитанников; анализируются итоги административно-хозяйственной работы и оцениваются материально-технические и медико-социальные условия пребывания детей в ДОУ. Для ДОУ компенсирующего и комбинированного вида включается еще один раздел — анализ результатов коррекционной работы.

•II раздел — Планирование годовых задач должны логически вытекать из тех проблем, которые выявились в ходе анализа реализации Образовательной программы и Годового плана в текущем учебном году. В годовых планах работы определяются основные задачи по направлениям деятельности и мероприятия по достижению этих задач.

•III раздел — Научно-методическое и кадровое обеспечение образовательного процесса: повышение квалификации и профессионального мастерства педагогов и педагогическая работа с педагогами.

•IV раздел – Система внутреннего мониторинга: планируются разные виды и формы контроля

•V раздел — Взаимодействие в работе с семьей, школой и другими организациями: работа по повышению педагогической компетентности родителей

•VI раздел — Административно-хозяйственная работа: работа по укреплению материально-технической и финансовой базы ДОУ: ремонт, оснащение и пополнение предметно — пространственной среды, и др.

•Приложение (режимы дня и занятий, разные планы и др.)

Форма написания плана годового плана может быть самой различной: календарной (разбитой по месяцам), цикличной (содержать определенную цикличность форм работы), текстовой (иметь текстовое описание содержания), табличной (иметь табличную форму написания), блочно – схематичной (разбитой на определенные блоки работы).

Этапы составления годового плана:

1. Анализ итогов работы на предстоящем этапе (комплектование групп, доп. услуги, техническая база, кадровое обеспечение и др.)

2. Определение основных целей на последующий период планирования

3. Определение мероприятий, позволяющих достичь поставленной цели

4. Обсуждение и утверждение плана на заседании Совета организации.

16. Организационная структура управления дошкольной образовательной организацией.

Организационная структура управления в дошкольном учреждении представляет собой совокупность всех его органов с присущими им функциями.

В структуре ДОО можно выделить 3 уровня иерархии:

•На 1-ом уровне управления находится заведующий д/с, которая осуществляет руководство и контроль за деятельностью всех структур. Указания и распоряжения заведующей обязательны для всех участников образовательного процесса.

•2-ой уровень — Старший воспитатель, заместитель по АХЧ, ст. медсестра, которые взаимодействуют между собой. Управление происходит через распределение обязанностей между административными сотрудниками.

•3 – ий уровень — Воспитатели, муз. руководитель, специалисты дополнительного образования, обслуживающий персонал. Они управляют детьми и их родителями.

Педагог – психолог осуществляет управление всеми уровнями (от заведующей до детей).

Требования к организационной структуре:

•Определение целей и стратегии развития

•Гибкость и мобильность структуры, т.к. не существует единой правильной структуры.

Характеристики организационной структуры:

-Разделение труда и специализация

-Связи между частями и их координация: вертикальные связи (связи подчинения) и горизонтальные связи (связи согласования), формальные и неформальные связи.

-Масштаб управления и контроля. Масштаб – количество людей, которые могут эффективно быть объединены единым руководством. Типы управляемости: узкий масштаб (4-5 чел.) и широкий масштаб (8-15 и более чел.).

-Иерархия организации – определение системы подчинения одних сотрудников др.

-Централизация и децентрализация (где принимаются решения). При централизации – на высшем уровне, при децентрализации – на нижнем уровне.

-Дифференциация и интеграция – характер отношений между подразделениями.

Последнее изменение этой страницы: 2019-05-18; Просмотров: 422; Нарушение авторского права страницы

lektsia.com 2007 — 2022 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.048 с.) Главная | Обратная связь

Источник: lektsia.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru