Программа развития дополнительного образования это

Что сподвигло? Развитие дополнительного образования детей требовалось давно. Та модель, которая зародилась во времена СССР («ученики после школы должны ходить на кружки, чтобы было меньше времени на ерунду»), уже давно изжила себя. Дети должны быть заинтересованы, а не заниматься, потому что кому-то это надо.

Чего ожидать? В 2022 году была разработана новая концепция дополнительного образования, которая учла все просьбы педагогов и родителей. Согласно ей, к 2030 году кружки будут практически полностью модернизированы, программы пересмотрены, а педагоги стимулированы.

  1. Традиционная модель дополнительного образования детей в России
  2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
  3. Трудности в допобразовании, которые должна решить концепция
  4. Планы на дополнительное образование детей
  5. Потенциальные риски

Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
айти, дизайн или маркетинг.
Бесплатно от Geekbrains

Традиционная модель дополнительного образования детей в России

Формирование традиционной модели пришлось на время индустриализации. Советская система образования выстраивалась с учетом социальных и социокультурных ценностей и в прямом смысле слова толкала учеников к активному развитию, познанию и пониманию искусства, к проявлению (пусть даже минимальному) инженерных творческих способностей.

Концепция развития дополнительного образования до 2030 года: сценарии действий для профессионалов

Таким образом осуществлялось восполнение физических дефицитов. Форма занятий тоже соответствовала времени. Это были кружки, в которых дети учились социальной организации и коллективной работе (как на реальном производственном предприятии).

По завершении периода «индустриализации» и «культурной революции» (1970-1980 гг.) дополнительное образование утратило свою культуртрегерскую функцию, которая трансформировалась в функцию социальной услуги. Суть её состояла в том, что «Дети должны быть под присмотром и заниматься делом, которое им не будет вредно, а скорее всего, полезно».

Кружок продолжил своё существование в качестве базовой основы, потому что в нём дети оставались под присмотром и приучались к социальной дисциплине. Так было до развала СССР и потом вплоть до 2010-х годов.

Если говорить об особенностях традиционной модели, то главным тут было категорическое неприятие перемен, то есть никаких амбиций и строгие ультиматумы во всём. Тут можно было ожидать лишь капитального ремонта здания или расширения его площади (за счет соседней постройки), чтобы получить возможность охватить ещё больше детей для занятий.

Еще одна черта – это возведение для осуществления дополнительного образования абсолютно однотипных строений без учета территориальных особенностей регионов, в которых проживают дети.

Для вас подарок! В свободном доступе до 09.07 —>
Скачайте ТОП-10 нейросетей, которые помогут облегчить
вашу работу
Чтобы получить подарок, заполните информацию в открывшемся окне

Опять же, одинаковыми были и занятия, а именно – кружки по танцам, сольфеджио, музыке, боксу и проч. При этом совершенно не принимались во внимание некоторые ценные (с педагогической точки зрения) особенности определенных территорий и поселений, имеющих своё уникальное производство, некие исторические ценности, малоизученные, редкие природные ресурсы и т. п.

Концепция развития дополнительного образования до 2030 года

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года

Современная программа развития дополнительного образования детей прописана до 2030 года и утверждена правительством. При этом предполагается её двухэтапная реализация: с 2022 по 2024 годы, и затем – с 2025 по 2030-й.

В программе упоминается ряд мероприятий, которые уже выполнены в данном направлении. Это:

  • Проект приоритетной направленности «Доступное дополнительное образование для детей», проект федерального масштаба «Успех каждого ребёнка» (который является частью национального проекта «Образование»).
  • Проект федерального уровня «Культурная среда» (он является частью проекта национального масштаба «Культура»).

По сути, в новом документе излагаются меры, которые уже начали осуществляться. Тут же указывается, что целевая модель развития допообразования на сегодняшний день сформирована в 72 регионах, и она будет распространена в России повсеместно до 2024 года.

Вот какие задачи она в себя включает:

  • в рамках развития региональных систем дополнительного образования детей формирование сети образовательных центров муниципального масштаба;
  • использование систем персонального учета и обеспечения финансирования допообразования;
  • пересмотр сути образовательных программ с целью их обновления;
  • подготовка и применение максимально доступной и отвечающей запросам детей модели допообразования;
  • подключение навигаторов допообразования по регионам.

Под региональными навигаторами тут подразумеваются сайты, предоставляющие информацию о программах общеобразовательного назначения (в тех или иных субъектах РФ). А также имеются в виду структуры, которые будут воплощать эти программы в жизнь. На подобных ресурсах можно найти программы, оптимально подходящие для конкретного ребенка, есть возможность регистрации и персонификации.

В качестве индивидуального финансирования предусмотрено вручение специальных сертификатов (родителям), которые можно будет засчитывать в качестве оплаты за допобразование. Действие сертификата не будет касаться учреждений из сферы искусства (художественные, музыкальные школы и т. п.).

К слову говоря, занятия искусством занимают второе место по востребованности среди прочих направлений (это данные Мониторинга экономики образования, проведенного недавно НИУ ВЩЭ).

Трудности в допобразовании, которые должна решить концепция

Проблем тут немало, и в концепции они упоминаются. Среди прочих это:

  • отсутствие эффективных инструментов, чтобы принимать во внимание индивидуальные потребности детей, несоответствие между этими потребностями и социально-экономическими региональными особенностями при подготовке содержания и форм допобобразования;
  • проблемы с доступностью инфраструктуры допобразования для особенных детей, в частности, для ребят, чьи возможности ограничены по причинам, связанным со здоровьем;
  • слабое задействие потенциальных возможностей допобразования в смысле развития у детей функциональной грамотности и уровня компетенции, которые позволили бы России попасть в топ-10 стран по уровню образования для школьников и активно развивать основные важные направления научно-технической деятельности;
  • недостаточное привлечение негосударственных организаций;
  • несовпадение между темпами обновления материально-технических средств, методик и состава программ обучения в допобразовании; отставание преподавателей от современных экономических, культурных, спортивных, технологических, социальных темпов развития.

В качестве главных целей можно выделить: формирование благоприятных условий, чтобы дети развивали и реализовывали свои личностные качества, раскрывали свои природные наклонности. Еще одна важная цель — воспитание нравственности, чувства социальной ответственности.

Обозначены и задачи, выполнение которых должно привести к намеченным целям. В частности, это:

  • выстраивать воспитательный процесс с учетом сформировавшихся в России социальных, культурных и духовно-нравственных государственных и общественных устоев; воспитывать у ребят патриотизм, чувство гражданского долга, солидарности и единства;
Читайте также:
Почему программа пропускает cin

Узнай, какие ИТ — профессии
входят в ТОП-30 с доходом
от 210 000 ₽/мес

Команда GeekBrains совместно с международными специалистами по развитию карьеры подготовили материалы, которые помогут вам начать путь к профессии мечты.

Подборка содержит только самые востребованные и высокооплачиваемые специальности и направления в IT-сфере. 86% наших учеников с помощью данных материалов определились с карьерной целью на ближайшее будущее!

Скачивайте и используйте уже сегодня:

Александр Сагун - исполнительный директор Geekbrains

Александр Сагун
Исполнительный директор Geekbrains

Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023

Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда

Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере

Только лучшие телеграм-каналы, каналы Youtube, подкасты, форумы и многое другое для того, чтобы узнавать новое про IT

ТОП 50+ сервисов и приложений от Geekbrains

Безопасные и надежные программы для работы в наши дни

Получить подборку бесплатно
Уже скачали 21541

  • по максимуму задействовать в образовании и воспитании культурное и природное народное наследие;
  • вырабатывать преемственность и непрерывность в развитии допообразования (это касается и высшего, среднего профобразования);
  • как можно раньше начинать организовывать занятия по профориентации;
  • подключать к процессу вовлечения ребят в научную деятельность педагогов из ВУЗов, колледжей, научных институтов.

Планы на дополнительное образование детей

Вот что тут планируется к выполнению:

  • Внести изменения и обновления в инфраструктуру детского дополнительного образования.
  • Больше привлекать вузы и колледжи к развитию учреждений дополнительного образования детей, в частности, к участию в подготовке и реализации новых учебных программ.
  • Активнее приобщать к данному процессу негосударственные организации.
  • Организовать: секции технологического направления для подготовки будущих учёных, инженеров, специалистов по современным технологиям; клубы и лиги спортивной направленности (при школах) для приучения к здоровому образу жизни. Развивать при школах музеи, медиацентры, театральные кружки и т. п.
  • Систематически проводить детские творческие фестивали, конкурсы, конференции научно-практической направленности (для детей-инвалидов и сирот тоже).
  • Школам засчитывать результаты, полученные в процессе получения дополнительного образования (разработать для этого специальный механизм).
  • Активно и систематически отыскивать, развивать и поддерживать талантливых ребят по регионам.

Только до 6.07
Скачай подборку материалов, чтобы гарантированно найти работу в IT за 14 дней
Список документов:

ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains

20 профессий 2023 года, с доходом от 150 000 рублей

Чек-лист «Как успешно пройти собеседование»

Чтобы зарегистрироваться на бесплатный интенсив и получить в подарок подборку файлов от GeekBrains, заполните информацию в открывшемся окне

  • Шире задействовать самые действенные возможности взаимодействия основного и дополнительного образования (в частности, имеются в виду упомянутые на августовском заседании президиума Горсовета школы полного дня).
  • В дополнительных общеобразовательных программах больше внимания уделять воспитательным моментам (с опорой на исторические, национальные, духовные, нравственные культурные традиции и ценности народов России).

Детальный план действий для начального этапа уже разработан, и он охватывает описанные выше цели. В частности, намечен переход всех регионов до 2024 года на индивидуальное финансирование с выдачей сертификатов 25 % детей (не меньше), а к 2030 году — 30 % (не менее). Средства на это будут выделяться из федерального бюджета. Число мест в учреждениях образования планируется увеличивать с целью предоставления больших возможностей ребятам, желающим получить дополнительные знания.

О том, как семья должна участвовать в процессе обучения, говорилось в очередном выпуске информационного бюллетеня НИУ ВШЭ, который назывался «Мониторинг экономики образования». Касательно допобразования специалисты выяснили, что на факультативные занятия ходят 78 % учеников. Из них 38,5 % — исключительно вне школы, а 23,3 % — и в школе, и за её пределами.

Ранее проводимые исследования показали, что 92 % родителей готовы платить за допобразование своих чад. А кто-то из подростков и сам старался накопить для этого достаточные суммы. В современных экономических условиях картина может поменяться, и со временем станет ясно, как именно.

Потенциальные риски

Существуют специальные региональные «навигаторы», то есть платформы с доступом к всевозможным кружкам, секциям, курсам, большая часть которых финансируется за счет федеральных и бюджетных средств.

В целом всё удобно и просто, однако многие родители остались недовольны тем, как функционирует «навигатор». Оставлять личные данные детей (это требуется при регистрации) тоже согласен далеко не каждый.

Не всё гладко и с подбором кадров, персонала. Чтобы вдохновить детей и подростков на дополнительные занятия музыкой, спортом, художественным искусством и т. п., требуются хорошие профессионалы, и платить им следует соответственно. Однако не факт, что это будет выполнено в полной мере.

Источник: gb.ru

Программа развития дополнительного образования в образовательной организации, реализующей дополнительные общеразвивающие программы

Основные идеи, определяющие развитие дополнительного образования:

идея создания условий вариативности и предоставления широкого спектра образовательных услуг как пространства возможностей и выбора;

увеличение охвата дополнительным образованием детей (в том числе детей, проживающих в сельской местности, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей с ограниченными возможностями здоровья);

идея дополнительного образования как образовательной траектории, позволяющей ребенку выстраивать собственную стратегию самореализации в современных условиях;

создание современной инфраструктуры системы дополнительного образования детей, укрепление материальнотехнической базы;

идея сохранения единого образовательного пространства в сфере образования, культуры, спорта, молодежной политики.

обновление содержания, технологий и форматов дополнительного образования детей для удовлетворения индивидуальных запросов и решения задач социального и технологического развития территорий, повышения качества образования;

формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости и всеобщности;

Принципы, определяющими развитие организации дополнительного образования:

формирование механизмов преемственности образовательных траекторий в дополнительном и профессиональном, высшем образовании, трудовой карьере человека;

— регионализация – организация деятельности с учетом региональных (муниципальных) социально-экономических, географических, культурно-демографических и других условий;

совершенствования моделей формирования культуры безопасного образа жизни, развития системы психолого-педагогического и социального сопровождения обучающихся;

— межведомственность реализации Программы, межотраслевой характер, направленность на всех субъектов предоставления услуг дополнительного образования детей, позволяющие проводить единую политику в сфере дополнительного образования и воспитания детей;

развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений с различными учреждениями и организациями;

— гуманизация – создание максимально благоприятных условий для развития интеллектуального, творческого потенциала ребенка как уникальной личности, признание самоценности детства;

разработку и реализацию моделей развития техносферы деятельности учреждения дополнительного образования в исследовательской, инженерной, технической, конструкторской направленности.

Читайте также:
Установить программу на компьютер программу для скачивания музыки

— конкурентоспособность – формирование таких образовательных программ, объединений, систем, которые способны к динамичным и конструктивным изменениям, мобильной смене деятельности, ориентированной на востребованность услуг и создание необходимого продукта деятельности;

— открытость – участие общественных некоммерческих организаций, бизнес-структур, семьи, других социальных институтов в обеспечении каждому ребенку максимально благоприятных условий для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей.

Паспорт Программы

Этапы и сроки реализации

1 этап – подготовительный 2021-2022гг.

Целевые индикаторы и показатели

2 этап – основной 2022-2023гг.

Средства субсидии на выполнение государственного задания Средства целевых субсидий

3 этап – заключительный (результирующий) 2023-2024гг.

Средства от приносящей доход деятельности

Доля детей в возрасте от 6 до 17 лет, охваченных дополнительным образованием — 82%

Ожидаемые результаты реализации

Охват детей деятельностью центров выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, технопарков «Кванториум» и центров «IT-куб» — 15%

Повышение качества и результативности образовательного процесса.

Доля детей, у которых выявлены выдающиеся способности и таланты -0,71%

Удовлетворенность учащихся и родителей новой архитектурой образовательных и сопутствующих услуг.

Доля детей, обучающихся в 5-9 классах, принимающих участие в экскурсиях по историко-культурной, научно-образовательной, патриотической тематике, а также в детских культурно-патриотических круизах — 10%

Вхождение учреждения в топ — 100 образовательных учреждений.

Процент обновления материально-технической базы — 82%

Создание и развитие детско-взрослого образовательного сообщества.

Доля обучающихся по образовательным программам, направленными на раннюю профессиональную ориентацию «Билет в будущее» — 49%

Обеспечено проведение открытых онлайн-уроков, направленных на раннюю профориентацию и реализуемых с учетом опыта цикла открытых уроков «Проектория» -15%

Доля детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы, в том числе с использованием дистанционных технологий -80%

Организована подготовка педагогов дополнительного образования -100%

Созданы технологические кружки (для подготовки нового поколения технологических лидеров, инженеров и ученых) -10%

Проблемный анализ текущего состояния развития Анализ условий и организации образовательного процесса Уровень квалификации педагогического коллектива. Анализ кадрового состава показывает, что 76% педагогов имеет высшее образование, среднее профессиональное –15%. Данные свидетельствуют о высоком образовательном и профессионально уровне сотрудников. Анализ педагогического коллектива по квалификационной категории показывает, что на сегодняшний день 82,1% педагогических кадров имеют квалификационные категории: Их них 36% - высшая категория, 42% - 1 категория. Педагогический коллектив пополняется молодыми специалистами, что способствует обновлению педагогических кадров. Материально-техническая база Материально-техническая база учреждения является достаточно оснащенной ( Национальный проект «Образование» Федеральные проекты «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Точка роста», цифровая образовательная среда ). Учебных кабинетов – 8 Спортивных залов – 3 Тренажерных залов - 2 Основные проблемы учреждения: низкая скорость интернета.

Проблемный анализ текущего состояния развития

Анализ условий и организации

образовательного процесса

  • Уровень квалификации педагогического коллектива.

Анализ кадрового состава показывает, что 76% педагогов имеет высшее образование, среднее профессиональное –15%.

Данные свидетельствуют о высоком образовательном и профессионально уровне сотрудников.

Анализ педагогического коллектива по квалификационной категории показывает, что на сегодняшний день 82,1% педагогических кадров имеют квалификационные категории:

Их них 36% — высшая категория, 42% — 1 категория.

Педагогический коллектив пополняется молодыми специалистами, что способствует обновлению педагогических кадров.

  • Материально-техническая база

Материально-техническая база учреждения является достаточно оснащенной ( Национальный проект «Образование» Федеральные проекты «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Точка роста», цифровая образовательная среда ).

Учебных кабинетов – 8

Спортивных залов – 3

Тренажерных залов — 2

Основные проблемы учреждения: низкая скорость интернета.

Проблемный анализ текущего состояния развития

  • Анализ условий и результатов программы профориентации и профессионального самоопределения обучающихся

Доля обучающихся, охваченных профориентационными мероприятиями – 98%.

Доля обучающихся 10-11 классов общеобразовательных организаций, принявших участие в конкурсах профориентационной направленности (от общего количества обучающихся 10-11 классов в %) – 36%

Доля обучающихся, принявших участие в проекте «Билет в будущее» – 10%

Доля обучающихся 11 классов общеобразовательных организаций, определившиеся с выбором профессии и дальнейшей траектории обучения – 84%

Доля выпускников 11 классов, поступивших в высшие учебные заведения по профилю обучения ОО (от общего количества выпускников 11 классов в %) – 54%.

Количество договоров о взаимодействии общеобразовательных организаций с высшими учебными заведениями в области профессиональной ориентации школьников – 3.

Количество договоров о взаимодействии общеобразовательных организаций с учреждениями дополнительного образования в области профессиональной ориентации школьников – 2.

Количество договоров о взаимодействии общеобразовательных организаций с учреждениями/предприятиями в области профессиональной ориентации школьников – 4.

  • Анализ условий и результатов развития кадрового потенциала организации

Педагогический коллектив пополняется молодыми специалистами, что способствует обновлению педагогических кадров.

Разработаны и реализуются программа «Наставничество», положение о поощрении.

Результаты и материалы на муниципальном уровне (публикации, открытые мероприятия, обучающие семинары, конференции и т. п.) Обучающий семинар для педагогов района Заседания РМО Ноябрь-декабрь 2021г. Курсы повышения квалификации в форме стажировки (18 часов)

Результаты и материалы

на муниципальном уровне

(публикации, открытые мероприятия, обучающие семинары, конференции и т. п.)

Обучающий семинар

для педагогов района

Заседания РМО

Ноябрь-декабрь 2021г.

Курсы повышения квалификации в форме стажировки (18 часов)

Взаимодействие с организациями-партнерами Знакомство с «Ожившим рисунком» Экскурсия для ребят дошкольного возраста в интерактивный музей Игры на интерактивном полу

Знакомство с

«Ожившим рисунком»

для ребят дошкольного возраста в интерактивный музей

интерактивном полу

Результаты и материалы на областном уровне (публикации, открытые мероприятия, обучающие семинары, конференции и т. п.) « Образовательный экспресс» по теме «Инновационное развитие современной школы: практика, проблемы, перспективы» Стажировочная площадка Сборник статей Межмуниципальная конференция учителей технологии Карсунского, Тереньгульского, Мелекесского, Сенгелеевского, Вешкаймского районов Заседание областного Совета ветеранов

Результаты и материалы

на областном уровне

(публикации, открытые мероприятия, обучающие семинары, конференции и т. п.)

« Образовательный экспресс» по теме «Инновационное развитие современной школы: практика, проблемы, перспективы»

Стажировочная площадка

Межмуниципальная конференция учителей технологии

Карсунского,

Тереньгульского, Мелекесского, Сенгелеевского, Вешкаймского районов

Заседание областного

Совета ветеранов

Результаты и материалы на всероссийском уровне (публикации, открытые мероприятия, обучающие семинары, конференции и т. п.) Методический семинар «Научный экспресс» с участием депутата Государственной Думы Кононова В. Вручение Благодарственных писем за вклад в инновационное образование

Результаты и материалы

на всероссийском уровне

(публикации, открытые мероприятия, обучающие семинары, конференции и т. п.)

Методический семинар

«Научный экспресс»

с участием депутата Государственной Думы

Вручение Благодарственных писем за вклад в инновационное образование

Проблемный анализ текущего состояния развития

Анализ результатов реализации

дополнительных общеразвивающих программ

Педагогическим коллективом реализуется 20 дополнительных образовательных программы по следующим направлениям образовательной деятельности

  • «Знакомство с робототехникой», «Объемное моделирование 3D ручкой», «3D лаборатория», «Школа журналиста», «Вундеркинд», «Химическая лаборатория»,
  • «Физическая лаборатория», «Биологическая лаборатория»
  • Проблема: в связи с недостаточностью финансирования некоторые программы реализуются во внеурочной деятельности

Название направления

Число объединений

Количество детей в них

Количество программ

Характеристика образовательных программ

3 Реализуется в рамках внеурочной деятельности (вн/д)

2 Реализуется в рамках внеурочной деятельности (вн/д)

Экспериментальная

Источник: kopilkaurokov.ru

Программа развития учреждения дополнительного образования детей

Одним из важных инструментом в программно-целевом управлении образованием, в систематическом развитии его качества является стратегическое планирование. Осознанное, целенаправленное управление развитием образования — это не только требование времени, но и важнейший критерий профессиональной компетентности руководителей образовательных учреждений, всего его коллектива.

В соответствии с Типовым положением «Об учреждении дополнительного образования детей», директор учреждения планирует, организует и контролирует образовательный процесс, отвечая за качество и эффективность работы учреждения и разделяя эту ответственность с субъектами самоуправления учреждением.

Особо надо подчеркнуть, что программа развития — не просто важный управленческий документ, но это необходимый ин струмент самоидентификации учреждения, его самоопределения и, одновременно, форма фиксации всей системы новшеств,

осваиваемых в конкретном учреждении.

Программа развития — это и «ключ к образовательному росту и развитию и желание управлять процессом перемен. Мы должны рассматривать изменение как комнату неожиданностей, в которой проблемы открывают новые перспективы, ища определенной поддержки: где решения принимаются снизу вверх и сверху вниз, где коллегиальность и индивидуализм вместе составляют продуктивное взаимодействие сил» .

Читайте также:
Ipad 2 программы как установить

Работа над программой развития активизирует коллективную мыследеятельность и помогает отвечать на вопросы: «Зачем существует учреждение?», «Для кого оно существует?», «Есть ли у нас какие-либо конкурентные преимущества по сравнению с другими учреждениями?», «В чем наши достоинства и недостатки?».

Сегодня в системе дополнительного образования детей про цесс работы по созданию программ развития приобретает все большую интенсивность. Показательно, что программное управление развитием дополнительного образования детей начинает складываться одновременно на трех уровнях, внутри учрежденческом, муниципальном, региональном.

Программа развития учреждения — документ, представляющий единую, целостную модель совместной деятельности всего коллектива учреждения и определяющий: исходное состояние системы (зафиксированный достигну тый уровень жизнедеятельности учреждения и проблемный анализ состояния); образ желаемого будущего состояния этой системы; состав и структуру действий по переходу от настоящего к

Структура данного документа, его объем во многом зависят от выбора учреждением цели своего развития, желания пред ставить себя как уникальное явление в образовательной систе ме города, региона, федерации, от осознания реальных возможностей сделать это убедительно и качественно. Поэтому одними из важных требований к программам развития учреждений дополнительного образования детей являются:

1 Карстанъе П., Ушаков К. Управление в образовании. — М., 1995. С. 35.

индивидуальность, ее соответствие специфике учреждения, соответствие его культуре, традициям, особенностям взаимодействия в коллективе и пр.; реалистичность и реализуемость, основанные на обязательном просчете всех возможностей, ресурсов.

Несмотря на многообразие видов учреждения дополнительного образования детей, огромный разброс в исходных ситуациях (точки отсчета), сложилась типовая структура программы развития. В нее обязательно включаются следующие основные блоки: Информационная справка о деятельности и потенциале учреждения (краткий исторический очерк; сведения об организационно-правовом статусе, о творческих детских объединениях, кадровом составе, программно-методическом, материальном, техническом и др. обеспечении жизнедеятельности). Систематизированный анализ сведений о состоянии и тенденциях развития: внешней среды (информация о микросоциуме, его специфических особенностях, об источниках социального заказа; данные социологического исследования социального состава, уровня, интересов и потребностей основных заказчиков на дополнительное образование, степени их удовлетворения; определение своего места в ряду других учреждений образования и дополнительного образования детей на территории; описание сложившегося взаимодействия, сотрудничества с другими учреждениями и организациями, работающими с детьми и молодежью, органами управления образованием.

На его основе — определение тенденций возможного совершенствования, развития форм и направлений взаимодействия); среды самого учреждения (результатов и условий педагогической деятельности, достоинств, недостатков образовательного процесса, его всестороннего обеспечения). Концепция будущего учреждения.

Полнота ее содержания зависит не только от интересов, выбора позиции разработчиков, но и от уровня их компетентности в программно-целевом управлении.

Начало концептуального самоопределения связано с четкостью в понимании основных идей и ценностей системы дополнительного образования детей. Логическим продолжением его является обоснованные формулировки базовых ценностей,

миссии, модели выпускника данного учреждения. Значимым этапом самоопределения, заключающим предыдущий путь, становится создание концепции образовательной системы учреждения^^ параметры концепции обязательно выражают главное в дополнительном образовании детей — право свободного выбора, добровольность взаимодействия, поддержку и содействие индивидуальной траектории образования. Этапы перехода учреждения в новое состояние (тактика реализации программы).

В данном блоке программы развития, кроме описания конкретных этапов перехода учреждения в новое состояние, конкретизации направлений развития, формулируются операциональные цели в соответствии со спецификой дополнительного образования детей.

Цель — не просто образ желаемого результата, а образ результата: с фиксированным временем его получения; соотнесенного с возможностями его получения к требуемому сроку (реалистичного); мотивирующего субъект действовать в направлении его достижения; операционально определенного, т. е. заданного так, что всегда можно сравнить фактический результат с желаемым.

Неоперационально поставленные цели не имеют смысла в управлении. Формулировки типа: «обеспечить удовлетворение возрастающих потребностей», «повысить социальную активность» , «повысить качество образования» — псевдоцели, неоперационально определенные.

При определении целей необходимо учитывать следующее: главным основанием постановки целей должны послужить результаты анализа имеющихся потребностей и проблем, анализ наличных возможностей, средств, ресурсов; цели должны быть актуальными; цели должны быть напряженными, но реальными, т. е. находиться в зоне ближайшего развития потенциала тех, кто их будет исполнять; цели должны быть конкретными (включая определение уровня желаемого результата и сроков его достижения), чтобы можно было четко определить достигнуты ли они; цели должны иметь мотивирующий, стимулирующий, побуждающий характер; цели определяются в конечном счете базовыми ценностями дополнительного образования (но и образования в целом) и не должны вступать с ними в противоречие; цели совместной деятельности должны быть известны всем ее участникам, поняты ими и осознанно приняты к исполнению; тактические, оперативные, ситуативные цели должны подчиняться стратегическим и долгосрочным; цели должны быть открытыми и гибкими, допускать обоснованную корректировку.

Решение о разработке программы развития учреждения дополнительного образования детей принимается всем коллективом и администрацией и хорошо, если оно согласуется с учредителями, вышестоящими органами управления. Необходимость такого согласования вытекает из признания учреждения как открытой социальной системы, многочисленными «нитями» связанной с окружающей действительностью, взаимодействующей с ней и оказывающей на нее свое влияние.

Известно, что существование и развитие учреждений дополнительного образования всегда предопределялось прежде всего запросами семьи, интересами различных категорий детей и подростков. Существуя на добровольной основе, учреждения дополнительного образования всегда должны были считаться с этими интересами и потребностями. Но эта зависимость может стать и «прокрустовым ложем» для учреждения, если только следовать за ней, абсолютно подчиняться ей. Мода, стихия общественного мнения, его приоритетов влияют на увеличение числа «желающих» изучать иностранные языки, заниматься бальными танцами или спортом, играть на фортепиано, но уменьшает число желающих заниматься техническими видами творчества.

Функции образовательного учреждения несводимы к функциям обслуживания населения. Образование — фактор развития личности и общества. Поэтому учреждения дополнительного образования обязаны изучать состав обучающихся детей для определения тех групп, которые не составляют контингент учреждения, анализировать динамику численности детей в группах разного профиля для своевременного определения причин угасания или возрастания интереса.

Современный педагогический потенциал учреждений дополнительного образования детей значительно шире, чем потребности родителей и детей, подверженных моде. Но он может быть

Стратегия развития учреждения разрабатывается и для того, чтобы повысить его конкурентоспособность и максимально увеличить привлекательность для потребителей.

Разработка программы развития учреждения связана с серьезной и сложной работой, и процесс ее создания — это результат организованной, слаженной работы одной, но многопрофильной команды.

Источник: uchebnikfree.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru