Программа развития детского сада что это

История создания программ для детских садов. Принципы построения программы, её структура

Необходимость создания программы детского сада возникла в связи со становлением системы дошкольного образовании в России. Основные указания по организации, содержанию и методам работы дошкольных учреждений были даны дошкольным отделом Наркомпроса в 1919 г. в специальной «Инструкции по ведению очага и детского сада».

Для улучшения качества дошкольного воспитания большое значение имело создание научно обоснованной программы работы детского сада. Первый проект Программы был выпущен Народным комиссариатом просвещения РСФСР в 1932 г. Этот документ состоял из разделов, соответствующих видам детской деятельности: общественно-политическое воспитание, трудовое воспитание, музыкально-двигательное воспитание, изобразительная деятельность, математика, грамота. В нем была сделана попытка определить задачи и объем работы с детьми в детском саду. Появление «Программы» способствовало упорядочению работы дошкольных учреждений, большей направленности и обогащению содержания деятельности педагогов-воспитателей.

Программа развития детей BINNY. Современная методика развития детей. Франшиза детского сада Binny

Первая «Программа работы детского сада» вышла в 1934 году.

В 1938 году было опубликовано «Руководство для воспитателей детского сада», содержавшее методические указания по разделам работы с детьми.

В 1959 году появился новый вид дошкольного образовательного учреждения — ясли-сад, где, по желанию родителей, дети могли воспитываться с двух месяцев до семи лет. Это было вызвано необходимостью совершенствования организации работы дошкольных учреждений и, в частности, установления преемственности в воспитании детей раннего и дошкольного возраста. Создать программу было поручено Академии педагогических наук РСФСР совместно с Академией медицинских наук СССР.

В 1969 г. была выпущена усовершенствованная «Программа воспитания в детском саду», учитывающая требования, связанные с переходом школы на новые программы начального обучения.

В конце 80-90-х гг. активно осуществлялась разработка вариативных программ дошкольного образования разными научными коллективами страны. Были разработаны и изданы следующие программы дошкольного образования.

«Радуга» (1989) – программа разработана в лаборатории дошкольного воспитания НИИ общего образования Министерства общего и профессионального образования РФ под руководством Т.Н. Дороновой.

«Детство» (1991) – программа была создана научным коллективом кафедры дошкольной педагогики РГПУ им А.И.Герцена под руководством В.И.Логиновой, Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Н.А.Ноткиной.

«Развитие» (1994) – программа была создана в лаборатории способностей и творчества Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО. Руководили авторским коллективом Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко.

«Истоки» (1995) – Центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, руководители – Л.А. Парамоноа, С.Л. Новосёлова и др.

Программа рекомендована к использованию в Москве и Московском регионе.

Рабочая программа воспитания в детском саду

«Программа воспитания и обучения в детском саду» (2004) – программа является доработанным и обновлённым вариантом российской «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой (1985). Руководители – М.А.Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова и др.

Перечисленные программы дошкольного образования являлись комплексными и включали все основные направления развития ребёнка. Они ориентированы на светский характер воспитания и принцип личностно-ориентированного взаимодействия. Содержание программ ориентировано на общемировую и национальную (российскую) культуру и включает развитие речи ребёнка, знакомство с основами естественно-научных знаний, физическое, художественно-эстетическое развитие. Наряду с комплексными программами появилось большое количество парциальных программ, включающих одно или несколько направлений развития ребёнка.

В 2004г. вышла новая Программа обучения и воспитания в детском саду.

Одно из её преимуществ состоит в том, что во всех видах детской деятельности на каждом возрастном этапе первостепенное внимание уделяется развитию творческих способностей детей, их индивидуальности.

Идеологической основой программы стали важнейшие этические принципы Конвенции «О правах ребёнка», что соответствует современным нормам воспитания и развития ребёнка.

Программа «От рождения до школы» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ (ООП).

Главной задачей, стоящей перед авторами Программы, является создание программного документа, помогающего педагогам организовать образовательно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС и позволяющего написать на базе Примерной программы свою ООП.

Источник: studopedia.ru

ДЕТСТВО-ГИД

Реализация национального проекта «Образование» в ДОУ

12 февраля, 2020 admin

Реализация национального проекта «Образование» в ДОУ

Уважаемые коллеги!

Как Вы знаете, в соответствии с задачами из Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» был разработан национальный проект «Образование».

Полномасштабная реализация этого проекта началась в январе 2019 года.

Читайте также:
Программа триз что это такое

Одной из задач национального проекта является: «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций»

Предполагается реализация 4 основных направлений развития системы образования:

  1. Обновление содержания образования.
  2. Создание необходимой современной инфраструктуры.
  3. Подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации.
  4. Создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой.

В рамках нацпроекта «Образование» будут реализованы 10 федеральных проектов:

Задача проекта: внедрение в российских школах новых методов обучения и воспитания, современных образовательных технологий, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предмету «Технология».

2. Проект «Успех каждого ребенка».

Задача проекта: формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.

3. Проект «Поддержка семей, имеющих детей».

Задача проекта: создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет и реализация программ психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье.

4. Проект «Цифровая образовательная среда».

Задача проекта: создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.

5. Проект «Учитель будущего».

Задача проекта: внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50% учителей общеобразовательных организаций.

6. Проект «Молодые профессионалы» (повышение конкурентоспособности профессионального образования).

Задача проекта: модернизация профессионального образования, в том числе с помощью внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ.

7. Проект «Социальные лифты для каждого».

Задача проекта: формирование системы профессиональных конкурсов, дающей гражданам возможности для профессионального и карьерного роста.

8. Проект «Новые возможности для каждого».

Задача проекта: формирование системы, в рамках которой работники смогут непрерывно обновлять свои профессиональные знания и приобретать новые профессиональные навыки, в том числе компетенции в области цифровой экономики.

9. Проект «Экспорт образования».

Задача проекта: увеличение в два раза числа иностранных граждан, обучающихся в вузах и научных организациях, а также реализация комплекса мер по их трудоустройству.

10. Проект «Социальная активность».

Задача проекта: создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере волонтерства.

Наиболее актуальными для системы дошкольного образования являются проекты:«Современная школа», «Успех каждого ребенка»,«Поддержка семей, имеющих детей», «Учитель будущего», «Цифровая образовательная среда», «Социальная активность».

Для реализации задач федеральных проектов необходимо:

заведующему:

— разработать и локальные нормативные акты;

— обеспечить координацию и контроль деятельности структурных подразделений, педагогических и других сотрудников детского сада;

— обеспечить (в пределах своих полномочий) результативность и эффективность использования бюджетных средств, а также средств, поступающих из других источников;

— обеспечить достаточную информированность членов коллектива о задачах ДОО в рамках нацпроекта и состоянии дел при их выполнении;

старшему воспитателю:

— создать научно-методические и организационные условия по реализации федеральных проектов;

— организовать комплекс методических мероприятий, направленных освоение педагогами профессиональных компетенций по решению задач федеральных проектов;

педагогам и специалистам ДОУ:

— создать психолого-педагогические условия для решения задач федеральных проектов;

— обогатить развивающую предметно-пространственную среду в группе (ДОУ) по всем направлениям проектов;

— разработать учебно-методические комплекты по реализуемым проектам;

— разработать и провести образовательные мероприятия, способствующие выполнению задач проектов;

— вовлечь родителей в образовательный процесс с целью обучения, воспитания и развития своих детей в рамках национального проекта «Образования».

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.

Головина Бэла Геннадьевна,

доцент, кандидат педагогических наук,

Опубликовано в рубрике Нацпроект «ОБРАЗОВАНИЕ»

Источник: detstvogid.ru

Программа развития детского сада что это

Резолюция по итогам общественного обсуждения проекта Федеральной образовательной программы дошкольного образования

15 ноября 2022 года состоялось широкое общественное обсуждение проекта федеральной образовательной программы дошкольного образования (далее – обсуждение, заседание). В обсуждении приняли участие: представители федеральных и региональных органов власти, члены Общественной палаты Российской Федерации, члены Общественных палат субъектов, ученые и практики дошкольного образования, эксперты Международной педагогической академии дошкольного образования, Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации, Российская академия образования и другие участники.

Всего в обсуждении проекта федеральной образовательной программы дошкольного образования (далее – ФОП ДО) приняли участие 2164 человека.

Вводная часть

Поворотной точкой в развитии дошкольного образования является введение единой Федеральной образовательной программы (Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»). В случае принятия проекта Федеральной образовательной программы дошкольного образования, представленного на официальном сайте для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения ситуация может разворачиваться как в позитивном, так и в негативном ключе.

Читайте также:
Amd noise suppression что это за программа в автозагрузке

Участники заседания общественного обсуждения проекта Федеральной образовательной программы дошкольного образования подчеркивают, что единая федеральная программа действительно необходима для обеспечения единого образовательного пространства, объединения страны на базе российских традиционных ценностей, постановки четких целей и задач перед воспитателями и руководителями дошкольного образования.

Обсуждаемый проект Федеральной образовательной программы дошкольного образования (далее – проект программы или ФОП) вызывает нарекания как в части несоответствия правоприменительной практике федерального законодательства в сфере дошкольного образования (включая Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ), так и в части структуры и содержания указанного документа, противоречащего основам дошкольной педагогики и психологии, а также низкого качества текста указанного документа (использованию терминов, не закрепленных как в нормативно-правовой, инструктивно-методической базе дошкольного образования, так и в отечественной практике дошкольного образования).

Концептуально

По целеполаганию

  1. Цель ФОП противоречит национальной цели указа президента Российский Федерации: «Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций». Отличия: вместо «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности» включено «всестороннее развитие и воспитание ребенка…». То есть вместо «гармоничного развития», что означает в гармонии с собой, социумом, природой, с учетом индивидуальных возможностей, дается обобщенное понятие: «всестороннее развитие», а воспитание социальной ответственности из целей ФОП исключено совсем.
  2. Цель и задачи ФОП ДО разбалансированы, задачи сформулированы нечетко и противоречиво.
  3. Есть важные задачи, которые не обозначены в ФОП ДО, например, воспитание уважения к Российской армии, к защитникам Родины; традиционное гендерное воспитание; воспитание в детях социальной ответственности, умения поступиться личными интересами ради общественных и др.

По содержанию

Экономика

  1. Проект программы не содержит раздела о материально-техническом обеспечении программы, финансово-экономическом обосновании ввода и реализации ФОП (отсутствуют финансовые условия реализации программы, не ясна судьба пособий, которые уже широко используются практиками).
  2. Введение ФОП без опоры на действующие в настоящее время программы подразумевает замену УМК, переоснащение образовательной среды дошкольных организаций, обучение сотрудников, что ведет к неоправданным дополнительным расходам.
  3. Программа не подкреплена учебно-методическим комплектом.

Федеральный календарный план воспитательной работы

Состояние текста и общая готовность документа

  1. Документ представлен с ошибками, текст неполный (есть пропуски целых смысловых фрагментов), не имеет содержания и глоссария.
  2. В тексте документа присутствует нечеткое и противоречивое использование терминов, допускается путаница в таких важных понятиях, как «воспитание», «обучение», «образование», «развитие», идет противопоставление «воспитания» и «образования»; в одних смысловых блоках используются разные похожие термины, например «нравственно-волевые качества», «морально-волевые качества». Неясно, что подразумевается под этими понятиями и в чем разница между ними. И так далее.
  3. Проект требует научного и литературного редактирования, уточнения формулировок, в том числе их проверки на соответствие Закону «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО и так далее.

Выводы

Единая Федеральная образовательная программа необходима для создания единого образовательного пространства, объединения страны на базе российских традиционных ценностей, постановки четких целей и задач перед воспитателями и руководителями ДОО. Однако принять предложенный проект Федеральной образовательной программы дошкольного образования (далее – ФОП ДО) означает разрушить сложившуюся систему дошкольного образования, не предложив взамен нового цельного программного документа для выстраивания новой системы.

Федеральная программа должна быть лучшей, а по факту она уступает по качеству большинству ныне существующих программ, которые имеют прочную научную основу и прошли многолетнюю практическую апробацию.

Проект ФОП ДО не может быть утвержден в имеющейся редакции и требует существенной переработки, начиная с целеполагания и целевых ориентиров, до описания процедур контроля качества реализации ФОП ДО, обеспечения соответствия формулировок ФОП ДО положениям Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС дошкольного образования, а также положениям возрастной и педагогической психологии, дошкольной педагогики.

По мнению академика А. Г. Асмолова, проект программы противоречит национальной государственной политике России по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей и не в полной мере учитывает этнокультурное разнообразие России.

Учитывая высокую государственную значимость обсуждаемого документа, участники рекомендуют Министерству просвещения Российской Федерации доработать проект Федеральной образовательной программы дошкольного образования и представить доработанный документ на повторное экспертное и общественное обсуждение.

Дополнительные рекомендации:
  1. Предоставить разработчикам дополнительное время на доработку единой Федеральной образовательной программы дошкольного образования, так как на создание качественной новой образовательной программы требуется 3–5 лет.
  2. На переходный период на основе действующих документов (ФГОС ДО, Примерная программа, основные авторские программы) разработать максимально мягкий вариант ФОП, с минимальной регламентацией, четко обозначив нравственные ориентиры, задачи воспитания и дать возможность дошкольным организациям продолжать работать по своим программам.
  3. Привлечь к доработке программы профессионалов, имеющих опыт разработки подобного рода документов (ФГОС ДО, Примерная программа, ведущие авторские программы).
  4. Направить новый проект ФОП на экспертное и общественное обсуждение.
  5. Инициировать разработку новой Рабочей программы воспитания, соответствующей основам дошкольной педагогики и психологии, и поставить вопрос об исключении из реестра примерных программ действующей Рабочей программы воспитания ДО.
  6. Выйти с законодательной инициативой в Госдуму РФ о внесении поправок в ФЗ «Об образовании в РФ» с целью более полного учета специфики дошкольного образования.
Читайте также:
Нрк в рабочей программе что это
В резолюции учтены предложения участников дискуссии:

Асмолов Александр Григорьевич, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Веракса Николай Евгеньевич, доктор психологических наук, профессор, ректор Московской международной академии дошкольного образования (МПАДО), почетный профессор Гётеборгского университета, главный редактор журнала «Современное дошкольное образование»

Винер-Усманова Ирина Александровна, председатель Координационного совета по поддержанию и развитию норм здорового образа жизни у российских граждан ОП РФ, Герой труда Российской Федерации

Габышева Феодосия Васильевна, доктор педагогических наук, профессор, председатель постоянного комитета Государственного собрания (Ил Тумен) Республики Саха (Якутия) по науке, образованию культуре, СМИ и делам общественных организаций

Губанова Наталья Федоровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального и дошкольного образования ГОУ ВО МО «Государственный социально-гуманитарный университет»

Данилина Татьяна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики, информатики и естественно-научных дисциплин в дошкольном и начальном образовании, заместитель заведующего ЧУ ДО «Детский сад “Замок Детства”», с/п Совхоз имени Ленина, Московская область

Дорофеева Эльфия Минимулловна, директор по инновациям Московской международной академии дошкольного образования (МПАДО), президент Ассоциации развития качества дошкольного образования

Кожевникова Виктория Витальевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии семьи и детства ФГБОУ ВО РГГУ, научный руководитель Ассоциации Фрёбель-педагогов

Комарова Ирина Ильинична, кандидат исторических наук, проректор Московской международной академии дошкольного образования (МПАДО), член координационного совета при ОП РФ по здоровьесбережению нации

Круглова Лариса Юрьевна, доктор педагогических наук, директор бизнес-школы «Столица», почётный работник общего образования РФ

Кудрявцев Владимир Товиевич, доктор психологических наук, профессор дирекции образовательных программ Московского городского педагогического университета и кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства» Московского государственного психолого-педагогического университета

Латыпова Расиля Эльдусовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и начального общего образования ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан»

Новикова Галина Павловна, доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор, академик Международной академии наук педагогического образования и Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка, ученый секретарь отделения «Педагогика и методика дошкольного и начального образования» МАНПО

Омарова Патимат Омаровна, член совета учителей-блогеров при Минпросвещения России, декан факультета специального (дефектологического) образования ДГПУ, профессор

Плахотников Сергей Владимирович, психолог, педагог, почетный работник общего образования

Слепцова Ирина Федоровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры адаптивного образования ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления»

Степина Марина Николаевна, эксперт Общероссийского профсоюза образования

Сугак Жанна Петровна, эксперт ассоциации «Наше детство», кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории проектирования культурно-исторических моделей образования МГПУ

Твардовская Алла Александровна, кандидат психологических наук, зав. кафедрой дошкольного образования Казанского федерального университета

Тищенко Алексей Сергеевич, кандидат экономических наук, эксперт РАНХИГС

Третьяков Андрей Леонидович, доцент кафедры дошкольного образования Московского государственного областного университета

Федосова Ирина Евгеньевна, кандидат экономических наук, директор АНО ДПО «Национальный институт качества образования»

Юдина Елена Георгиевна, кандидат психологических наук, профессор, заведующая кафедрой Московской высшей школы социальных и экономических наук

Источник: vogazeta.ru

В новом году утвердят программу развития инженерного образования

До конца текущего года Министерство просвещения России планирует создать рабочую группу по вопросам развития инженерного образования. Предполагается, что уже в начале 2023 года она утвердит концепцию новой комплексной программы.

Глава Минпросвещения РФ Сергей Кравцов в разговоре с журналистами РИА Новости сообщил, что новая концепция развития будет включать в себя комплекс мер, в частности оборудование, профориентацию со стороны вузов, а также привлечение профессорско-преподавательского состава. Главная задача – предоставить школьникам, которые интересуются точными науками, возможность посещения вузов и знакомства с их научной базой. Отмечается, что ранее глава Минпросвещения РФ Сергей Кравцов предложил ввести для поступающих на инженерные специальности три обязательных профиля для сдачи ЕГЭ: физика, математика и информатика. Данная инициатива была высказана им на совместном совещании Минобрнауки и Минпросвещения по теме инженерного образования и преподавания физики. Участники встречи обсудили вопросы профориентации и подготовки кадров для оборонно-промышленного комплекса.

Ранее сетевое издание «Учительская газета» сообщало, что Минобрнауки РФ совместно с ректорами вузов разработали новую концепцию преподавания физики в школах. Глава ведомства Валерий Фальков отметил, что выпускники все реже выбирают физику для сдачи ЕГЭ. Кроме того, в последнее время наметилась тенденция снижения среднего балла при сдаче экзаменов по данному профилю. Новая концепция поможет привлечь внимание к популяризации физики как системообразующего предмета для инженерно-технического образования, а также повысить качество преподавания этой дисциплины в школах.

Источник: ug.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru