Программа развития библиотеки как информационно библиотечного центра

2. Нормативно–правовая база разработки программы 1. Закон РФ «Об образовании».
2. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации.
3. Положение о школьной библиотеке.
3. Заказчик программы Администрация МБОУ «Эгинская СОШ»
4. Разработчик программы Малькова Я.Е. – библиотекарь, Слепцова Е.Н.-замдиректора по ВР

5. Стратегическая цель программы

Тактическая цель программы Повышение эффективности использования информационных ресурсов участниками образовательного процесса: обучающимися, педагогическими работниками, родителями ( иными законными представителями) обучающихся (далее — пользователями), доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно–информационных ресурсов школы на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях.
Создание в школе информационно–библиотечного центра.
6. Задачи
1. Создание современных ресурсных фондов библиотеки.

Информационно-библиотечный центр школы — реальность и перспективы развития


2.Пополнение библиотечного фонда художественной и учебной литературой; информационными ресурсами на бумажных и электронных носителях, Интернет– ресурсами.
3. Расширение и укрепление материально–технической базы библиотеки: дооснащение средствами, которые позволят внедрить информационные технологии, обеспечивающие свободный и равный доступ участников образовательного процесса к информации.
4. Включение библиотеки в локальную сеть школы.
5. Автоматизация библиотечных процессов.
6. Формирование информационной культуры учащихся, активизация познавательной деятельности и читательской активности.
7. Включение библиотеки в локальную сеть образовательного учреждения.
8. Создание раздела «Библиотека» на сайте образовательного учреждения.
9. Работа по внедрению программ «Электронной библиотеки».
7. Основные направления программы
1. Создание единого информационного пространства.
2. Кооперация и интеграция деятельности школьной библиотеки с различными партнёрами.

8. Ожидаемые результаты реализации программы
1. Оснащение библиотеки образовательного учреждения современным оборудованием.
2. Овладение заведующей библиотекой образовательного учреждения новыми информационными технологиями.
3. Увеличение библиотечного фонда.
4. Обеспечение учеников и учителей свободным доступом в Интернет.
5. Увеличение читательской активности.
6. Создание условий для самообразования учащихся и педагогов.
7. Повышение качества методической работы педагогических работников.
9. Источники финансирования программы Финансирование мероприятий программы осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных средств.
10. Сроки и этапы реализации программы Программа рассчитана на 2017–2020 гг.
1 этап – разработка программы – ноябрь 2017 г.
2 этап – реализация и корректировка программы – 2017–2020 гг.
3 этап – подведение итогов, корректи

Переход школьной библиотеки в статус школьного информационно-библиотечного центра

Оценить 890 0

Источник: www.prodlenka.org

Программа развития библиотеки МБОУ СОШ №9
материал ( класс) на тему

Программа развития библиотеки как информационно-библиотечного центра.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №9

632125 г.Татарск, Новосибирской области, ул.Интернациональная, 17а

Директор МБОУ СОШ №9

(приказ №__ от __.__.2015 г.)

развития библиотеки МБОУ СОШ №9

как информационно-библиотечного центра

Осипенко Юлия Геннадьевна

  1. Паспорт программы……………………………………………………………………………………………3
  2. Обоснование Программы …………………………………………………………………………………..6
  3. Анализ состояния школьной библиотеки…………………………………………………………….8
  4. Цели и задачи Программы……………………………………………………………………………..10
  5. Основные направления Программы развития школьной библиотеки………………..11
  6. Программные мероприятия по развитию библиотеки………………………………………14
  7. Необходимые ресурсы и источники финансирования…………………………………………18
  8. Текущий контроль и оценка результатов……………………………………………………. 19
  9. Ожидаемые результаты…………………………………………………………………………………..21
  10. Используемая литература…………………………………………………………………………….22

Программа развития школьной библиотеки как информационно-библиотечного центра

Основание для разработки Программы

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

Концепция развития информационного общества в РФ

Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации

Концепция развития библиотек в образовательных учреждениях РФ до 2020 года

Введение нового ФГОС для начального общего образования и основного общего образования

Основные разработчики Программы

Педагог-библиотекарь МБОУ СОШ №9

Осипенко Юлия Геннадьевна

Администрация, педагоги, учащиеся, родители, общественность, организации, вовлечённые в сотрудничество со школой.

Сроки и этапы реализации Программы

1. Формирующий этап – разработка программы: сентябрь 2015 – май 2016 гг.

2. Основной этап – реализация и корректировка программы: июнь 2016 – май 2018 гг.

3. Рефлексивно-обобщающий этап – подведение итогов, корректировка, перспективы: июнь 2018 – август 2019 гг.

Создание на основе существующей библиотеки МБОУ СОШ №9 информационно-библиотечного центра, способного стать базой:

* развития информационной культуры личности;

* инновационной и проектной деятельности участников образовательного процесса;

* консультационным центром эффективного использования новых информационных ресурсов участниками образовательного процесса.

1. Создание на базе школьной библиотеки и компьютерного класса информационно-библиотечного центра школы.

2. Совершенствование материально-технической базы центра.

3. Оказание качественных библиотечно-информационных услуг с учётом реализации ФГОС на ступенях НОО и ООО.

3. Повышение эффективности ресурсного (информационного) обеспечения урочной и внеурочной деятельности участников обучения через новые формы его организации.

Читайте также:
Программное обеспечение информационных технологий это все программы

4. Организация взаимодействия с педагогическим коллективом и родителями в области развития читательской компетентности школьников.

1. Создание единого информационного пространства.

2. Формирование информационных ресурсов и реорганизация доступа к ним.

3. Кооперация и интеграция деятельности центра с различными партнёрами.

4. Развитие социальной направленности работы центра.

5. Привлечение в информационно-библиотечный центр новых пользователей.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

1. Повышение качества организации библиотечно-информационного обслуживания читателей.

2. Обеспечение широкого доступа учащихся, преподавателей и родителей к глобальным информационным ресурсам.

3. Улучшение комплектования и обеспечение безопасности фондов информационно-библиотечного центра.

4. Повышение читательской компетентности детей и подростков.

5. Укрепление материально-технической базы.

6. Повышение уровня ИКТ-компетентности сотрудников центра.

7. Обеспечение реализации прав и равных возможностей для пользователей центра:

* на пользование актуальной и достоверной информацией оперативно, неоднократно и бесплатно;

* на доступ и приобщение к ценностям отечественной и мировой культуры;

* на интеллектуальный досуг в безопасных, комфортных условиях;

* на предоставление свободного бесплатного доступа в Интернет для эффективного поиска информации, дополнительного образования, в том числе дистанционного;

* на организацию и поддержку различных форм межнационального культурного обмена и сотрудничества, обеспечивающих рост взаимопонимания и взаимоуважения различных наций и народностей;

* на организацию совместной работы обучающихся и педагогов.

Система контроля исполнения Программы

Мониторинг, анализ документов, наблюдение, анкетирование, портфолио библиотеки и библиотекаря, рецензии, аналитические справки.

Быстротекущий процесс информатизации всего общества и поиск библиотеками своего места в этом процессе определяют необходимость инновационных изменений в их деятельности. В настоящее время библиотеки становятся не просто хранителями печатных и других материалов, но информационными системами, создающими определённые информационно-библиотечные ресурсы.

В Федеральной программе развития образования, новых ФГОС отражается явный социальный заказ на воспитание и формирование будущих успешно-активных, компьютерно-грамотных и информационно-культурных в целом участников информационного общества. Массово, с достаточно высоким уровнем ресурсного обеспечения и заданной заказчиком (в данном случае государством) степенью эффективности реализует данный заказ только новая современная система образования.

Школа, будучи базовым элементом образовательной системы, достаточно гибко адаптируется к новому вектору развития, вовлекая в этот процесс всех субъектов учебного процесса и предъявляя требования к их новым свойствам. В то же время субъекты учебного процесса обладают собственным потенциалом свойств, приобретённых в процессе саморазвития. Успешность деятельности и достижение заданного результата системой школьного обучения будет зависеть, в том числе, от направления развития школьной библиотеки, которая, чтобы существовать далее, должна быть реорганизована в школьный информационно-библиотечный центр. В связке «Образовательная система — Школа — Школьная библиотека» школьная библиотека не должна и не может оставаться в стороне от развития и саморазвития. Внешняя среда определяет вектор развития школьной библиотеки как информационного центра.

Миссия библиотеки. Информационно-библиотечный центр МБОУ СОШ №9 предоставляет информационную поддержку образовательной, воспитательной, научно-исследовательской деятельности школы на основе традиционных и продвижения информационно-библиотечных и коммуникационных технологий. Центр даёт возможность пользователям получать информацию и идеи, имеющие фундаментальное значение для успешной деятельности в нашем сегодняшнем мире, который всё больше строится на информации и знаниях. А также вооружает обучающихся навыками непрерывного самообразования и развивает воображение, помогая им стать ответственными гражданами.

Основные цели информационно-библиотечного центра – удовлетворение потребностей школьников в духовном и интеллектуальном росте, самопознании и самообразовании; интеграция учащихся в социокультурную среду общества через чтение, обеспечение открытости центра для всех пользователей: учащихся, учителей и родителей, создание равных прав и возможностей для детей всех социальных слоев общества, обладающими разными интеллектуальными и физическими возможностями; обеспечение доступа пользователя к объективной и всесторонней информации о мире в доступной и безопасной для него форме.

Одной из основных функций информационно-библиотечного центра является информационная функция, осуществление которой предполагает формирование, систематизацию информационных ресурсов и организацию доступа к ним. Обеспечить её можно только при использовании информационно-коммуникационных технологий в обслуживании обучающихся, учителей и родителей. Современная школьная библиотека в новых условиях предполагает интеграцию функций информационного и культурного центров в интересах инновационного образовательного процесса, то есть:

— приобщение школьников к чтению как основному виду познавательной деятельности и форме проведения досуга, содействие сохранению и развитию русского языка как национального достояния и средства межнационального общения;

— содействие получению навыков непрерывного самообразования и повышения уровня информационной культуры, то есть получению знаний, умений и навыков в области поиска, анализа, переработки информации, создания и распространения новой информации.

Читайте также:
Какие программы читает телевизор

Источник: nsportal.ru

Стратегия развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года

Стратегия развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 г. утверждена Правительством РФ в 2021 г. и направлена на комплексное развитие библиотечного дела, модернизацию библиотечной системы страны, сохранение и пополнение библиотечных фондов, расширение свободного и равного доступа граждан к информации, совершенствование подготовки библиотечных кадров, а также на внедрение информационных технологий, научного и методического обеспечения деятельности библиотек.

Приведем некоторые выдержки из этого документа.

Мировые тенденции развития библиотечного дела

Развитие библиотек в мире на ближайшее десятилетие определяется Декларацией «Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 г.», принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 25 сентября 2015 г.

Сегодня в мире 320 тысяч публичных библиотек и более миллиона парламентских, национальных, университетских, научных и исследовательских, школьных и специальных библиотек, сотрудники которых делают все возможное, чтобы информация и навыки, необходимые для ее использования, были доступны каждому, что крайне необходимо в цифровую эпоху.

  • поддерживается обращение граждан к качественной и разнообразной информации;
  • продвигаются универсальная грамотность, включая медийную и информационную, и навыки цифровой грамотности;
  • заполняются пробелы в доступе к информации;
  • предоставляется место для реализации государственных программ и сервисов;
  • развивается цифровая инклюзивность;
  • предоставляется доступ к мировому культурному наследию.

По экспертным оценкам, российская библиотечная система насчитывает более 100 тыс. библиотек. Более 40 тыс. единиц составляют библиотеки сети образовательных организаций всех уровней. Суммарный объем всех библиотечных фондов ежегодно увеличивается и уже достиг значения 1 млрд 700 млн единиц хранения. Общий охват библиотечным обслуживанием населения страны составляет 36%.

В последние десятилетия российские библиотеки в своей деятельности столкнулись с технологическими и общественными вызовами:

  • бурное развитие ИТ-технологий, повлекшее за собой беспрецедентный рост потоков информации, быстрое развитие способов ее производства и распространения, а также многообразие форматов ее использования;
  • переход страны на инновационную модель социально-экономического развития;
  • усиление роли некоммерческого сектора в создании культурного продукта и оказании услуг в сфере культуры, а также появление новых форм партнерства;
  • передача ответственности за поддержку и развитие общедоступных библиотек на региональный и муниципальный уровни.
  • В условиях кардинальных технологических перемен, процессов глобализации и беспрецедентного роста объемов информации библиотеки являются незаменимым социально-коммуникативным институтом, призванным обеспечить возможности для самореализации и развития личности.

Статистика фиксирует устойчивую положительную динамику посещений библиотечных сайтов, где функционируют электронные каталоги, виртуальные справочные службы. Библиотеки ведут активную работу в социальных сетях.

Тем не менее развитие библиотек в стране идет на фоне ряда негативных тенденций.

  1. Недофинансирование библиотек на комплектование фондов. Число новых поступлений в государственные и муниципальные библиотеки страны сократилось за 20 лет на 20,3%. Обновляемость фонда снизилась до 1,9%. При этом спрос на библиотечные документы высок и стабилен, что подтверждается показателями по книговыдаче, которые даже в этих условиях с начала нынешнего тысячелетия увеличилась на 53%, но в настоящее время из-за отсутствия новых книг имеет тенденцию к снижению.
  2. Неудовлетворительная материальная база. Признание зданий библиотек аварийными или требующими капитального ремонта искусственно сдерживается.
  3. Недостаточный уровень информатизации библиотек. Наблюдаются существенное отставание библиотек страны в области развития информационно-коммуникативных и внедрения современных цифровых технологий и, как следствие, недостаточно качественный уровень информационно-библиотечного обслуживания пользователей.
  4. Сокращение времени работы библиотек.
  5. Сокращение количества библиотек. Последние 20 лет сеть библиотек в стране находится в состоянии неизменного сокращения. За указанный период количество общедоступных библиотек уменьшилось почти на 30%. Произошло значительное сокращение количества научных, научно-технических и других ведомственных библиотек.
  6. Необходимость привлечения молодых кадров. Кадровый потенциал общедоступных библиотек стремительно стареет. Численность сотрудников старше 55 лет составляет 26,2%. Самой малочисленной по численности является группа специалистов до 30 лет — 7,2%, что тормозит преобразование библиотек в современные, востребованные всеми группами населения, прежде всего молодежью, социально-культурные центры.
  7. Отсутствие единой государственной системы сбора статистических сведений о состоянии библиотечного дела в стране в целом. Государственная статистическая форма, фиксирующая библиотечную деятельность (6-НК), полностью собирается лишь в системе общедоступных библиотек в ведении Минкульта. Ведомственные и отраслевые сети библиотек представлены в ней неполно или вообще отсутствуют.

Цель Стратегии — создать условия для устойчивого развития библиотечной сети страны, что в свою очередь позволит реализовать права граждан на свободный доступ к информации, их приобщение к культурным ценностям, практическим и фундаментальным знаниям, творческую самореализацию.

Читайте также:
Как установить программу с диска через биос

Для это необходимо решить следующие задачи:

  • создание системы требований и нормативов по обеспечению развития и модернизации библиотек;
  • запуск федеральных ведомственных и региональных проектов, позволяющих решить ключевые проблемы деятельности библиотек, в том числе проблемы комплектования и сохранности библиотечных фондов;
  • проведение мониторингов и исследований по проблемам организации и развитию деятельности библиотек;
  • создание и развитие информационно-коммуникационных систем и платформ федерального, регионального и корпоративного уровней;
  • формирование профессиональных стандартов и компетенций, подготовка и переподготовка кадров библиотечной отрасли;
  • формирование системы научной и методической поддержки деятельности библиотек всех уровней и ведомственной принадлежности.

Развитие основных направлений библиотечного дела

1. Модернизация библиотечной системы

Реализация указанного направления предусматривает:

  • преодоление межведомственных барьеров в планировании, управлении и организации деятельности библиотек;
  • обеспечение соблюдения требований доступной среды для людей с особенностями развития, формирование инклюзивного библиотечного пространства;
  • обеспечение специализированного обслуживания;
  • распространение опыта модернизации общедоступных библиотек среди библиотек различных ведомств и учреждений.

Фонды в библиотеке должны не только храниться, но и приумножаться. Комплектование библиотек является стабильным механизмом поддержания отрасли книгоиздания. За счет полноценного комплектования книжных фондов библиотек книжный рынок может вырасти на 10%.

Реализация указанного направления предусматривает:

  • развитие и сохранение библиотечных фондов при обеспечении целевой государственной поддержки комплектования фондов библиотек;
  • координацию деятельности библиотек всех типов и ведомственной принадлежности по изучению, сохранению, формированию и продвижению совокупного библиотечного фонда;
  • развитие Национальной электронной библиотеки;
  • реализацию ведомственного проекта по обеспечению сохранности библиотечных фондов.

С одной стороны, библиотеки остаются хранителями накопленных знаний в традиционном бумажном формате, с другой — стремительно развивающиеся процессы цифровизации требуют от библиотек разработки и внедрения принципиально новых форматов хранения и методов работы с ними.

Следствием цифровой трансформации библиотек должны стать:

  • перевод основных процессов, обеспечивающих жизнедеятельность библиотек, на цифровые технологии;
  • формирование цифровой среды библиотеки, ориентированной на потребности разных групп населения;
  • выравнивание ситуации по активности и уровню цифровизации библиотек по сравнению с другими учреждениями культуры и науки;
  • формирование у IT-сообщества отношения к библиотеке как к равноправному и перспективному партнеру, встраивание библиотек в цифровую среду.

Реализация указанного направления предусматривает:

  • глубокую цифровую трансформацию деятельности библиотек;
  • создание и развитие национального цифрового библиографического ресурса;
  • разработку государственных цифровых систем и цифровых платформ для совместной работы библиотек всех уровней;
  • объединение библиотечных, архивных и музейных информационных ресурсов в единое национальное цифровое культурное пространство на основе связанных данных;
  • обеспечение развития информационной инфраструктуры для равного доступа пользователей библиотек к государственным услугам, информации о культурной, духовной, научной, экономической жизни общества, пространству знаний в электронной среде в том числе с использованием возможностей электронного правительства и Национальной электронной библиотеки.

По специальности «Библиотековедение» обучаются в 57 государственных образовательных организациях среднего профессионального образования. Обучение по направлению подготовки высшего образования — бакалавриата осуществляется в 48 вузах.

Последовательное развитие информационно-коммуникационных и цифровых технологий, внедрение их в практику работы библиотек неизбежно повлечет замену части традиционных форм работы библиотекаря.

Это предполагает, с одной стороны, расширение спектра профессий, необходимых для обеспечения жизнедеятельности библиотеки в условиях цифровой экономики, с другой — приоритетное развитие общекультурной, творческой, коммуникативной составляющих библиотечной профессии и, как следствие, усиление гуманитарной подготовки и переподготовки библиотечных специалистов, работающих непосредственно с пользователями.

В настоящее время существует определенный разрыв между требованиями интенсивно меняющейся библиотечной практики, развитием новых услуг и форм обслуживания пользователей и имеющимися профессиональными компетенциями сотрудников библиотек.

5. Научное и методическое обеспечение деятельности библиотек

Результативность научной и методической деятельности библиотек напрямую зависит от четкого представления о векторах развития современной библиотеки.

Исследовательская деятельность является, с одной стороны, самостоятельной областью деятельности библиотек, с другой это необходимая часть их научной, методической и практической деятельности. Разнообразие факторов, влияющих на состояние библиотечного дела, требует проведения исследований самого различного характера. Одновременно библиотеки являются активными участниками научно-исследовательской деятельности.

Положительные тенденции в развитии научной и методической деятельности во многих регионах страны сдерживаются рядом факторов, таких как:

  • недостаточная степень разработанности современных подходов к исследовательской и методической работе в условиях быстрого развития цифровых технологий;
  • дефицит кадров, способных выполнять сложные методические и исследовательские задачи;
  • недостаточное финансирование методических мероприятий и, как следствие, их резкое сокращение.

Рекомендуем к прочтению:

Источник: lala.lanbook.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru