Развитие творческих способностей младших школьников / Л. В. Агеева, Н. А. Шелякина, Е. А. Астафьева [и др.]. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 79-82. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/12227/ (дата обращения: 12.07.2023).
Программа развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования «Гармония».
«Творческая личность», «творческий подход», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление творчества». Эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма, высокой квалификации, одним из основных критериев при выявлении лучшего среди лучших. Ведь именно способность к творчеству и созиданию мы в первую очередь считаем атрибутом одаренности, таланта, гения.
Программа развития одаренных детей дошкольного возраста «Креативные самоцветы»
В дошкольном возрасте проявляется специальная одаренность, признаками которой являются особые способности к определенному виду деятельности. Как правило, способности делятся на общие и специальные.
Развитие творческих способностей младших школьников на основе ТРИЗ
Общие способности: наблюдательность, творческое воображение, хорошая память важны для многих видов деятельности. Специальные способности играют важную роль в конкретных видах деятельности: музыкальной, художественной, литературной.
Общие способности образуют две группы: познавательные и практические.
Ведущее место в структуре познавательных способностей занимает способность создавать образы, отражающие свойства предметов, их общее строение, соотношение основных частей и ситуаций. К таким способностям относят сенсорные, интеллектуальные и творческие. Сенсорные способности связаны с восприятием ребенком предметов и их признаков.
Они составляют основу умственного развития малыша. Сенсорные способности формируются с 3-4-х лет. Дети знакомятся с разновидностями каждого признака и систематизируют их, когда, например, овладевают представлениями о цветах, феноменах родного языка, эталонах геометрических форм.
Основой развития интеллектуальных способностей является не только уровень и глубина интеллекта ребенка, но и его своеобразие. Характерной чертой детей со значительными интеллектуальными способностями является их чрезвычайная познавательная активность — повышенная потребность в новых впечатлениях, в умственной нагрузке.
Важную роль в жизни человека играют способности к практической деятельности. К этой категории относятся организаторские и конструктивно — технические способности.
Организаторские способности дошкольников особенно ярко проявляются и интенсивно развиваются во время игровой деятельности. Дети с такими способностями чаще других выступают инициаторами игр, помогают найти каждому роль, наблюдательны, практичны, коммуникабельны.
Дошкольный возраст — благоприятный период для развития конструктивно — технических способностей. К ним относятся пространственное видение, пространственное воображение, умение представлять предмет в целом и частями согласно плану, схеме, описанию. Детское конструирование — это процесс создания конструкций, в которых предполагается взаимное расположение частей и элементов, способы их сочетания.
Развитие творческих способностей детей в условиях ДОУ| Видеолекции | Инфоурок
Дошкольное детство создает благоприятные условия для формирования специальных способностей. Очень рано начинают развиваться музыкальные способности, которые являются достаточно многогранными. К ним относятся способности воспринимать музыку, чувствовать выразительность, непосредственно и эмоционально откликаться на нее, оценивать красивое в музыке и движении, ритмичную выразительность, проявлять музыкальный вкус в пределах возможностей этого возраста. Особого внимания заслуживает способность детей выразительно, непринужденно, ритмично двигаться под музыку.
В дошкольных учреждениях для воспитания одаренных детей необходимо использовать индивидуальные программы с учетом особенностей детей, их наклонностей и интересов. Эти программы должны отражать междисциплинарный, развивающий характер обучения, главные идеи познания, а не совокупность конкретных фактов; способствовать развитию различных типов мышления, исследовательских умений, навыков самоорганизованности; совершенствовать средства общения и взаимодействия с людьми.
Именно поэтому возникла необходимость создания программы для работы с одаренными дошкольниками, которая предусматривает работу с детьми, педагогами учреждения и родителями детей.
Цель развивающей-коррекционной программы:
— развитие творческих и интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста;
— создание у дошкольников положительного эмоционального настроя и умения освобождаться от напряжения, скованности;
— обучение коммуникативному и невербальному поведению.
Создать положительный эмоциональный настрой.
Формировать у детей навыки эффективного общения.
Усовершенствовать зрительную, слуховую, тактильную память, мышление, сосредоточенность и концентрацию внимания.
Развивать творческие способности и воображение.
Обучать приемам саморелаксации, снятие психомышечного напряжения.
1. Диагностика одаренности осуществляется в три этапа:
1.1. Анкетирование воспитателей старших групп.
1.2. Анкетирование родителей.
1.3. Диагностика развития зрительной и слуховой памяти, мышления, внимания дошкольников, методика «Творческая оригинальность» по Симановскому А. Е.
2. Проведение коррекционно — развивающих занятий.
3. Повторная диагностика после проведения занятий.
Участники: программа разработана для детей 5-6 лет, занятия следует проводить один раз в неделю, в индивидуальной или групповой форме, оптимальное количество — 8 детей.
Общее время: количество занятий — 10, продолжительность — 30 минут.
Формы работы: коррекционно — развивающие занятия состоят из упражнений и игр (метод игровой коррекции ролевой игры: психогимнастика, песочная терапия, арт-терапия: рисование; музыкотерапия; творческие рассказы).
Источник: psichologvsadu.ru