Программа развитие цели и задачи

Наше муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 153 «Олеся» городского округа Тольятти работает по программе «Развитие» Л. А. Венгера в течение 15 лет. Программа образовательной работы с детьми дошкольного возраста «Развитие» является комплексной и рекомендована Министерством общего и профессионального образования РФ.

Публикация «Работаем по программе „Развитие“» размещена в разделах

  • Развитие ребенка. Материалы для педагогов
  • Темочки

Основным направлением программы является развитие способностей ребёнка. О. М. Дьяченко предложила разделить способности на две большие группы. Деление это условно, но эффективно с точки зрения разграничения средств, используемых детьми при решении задач разных классов

Первая группа – способности к познанию действительности, позволяющие ребёнку с помощью таких средств, как схемы, модели, вычленить существенные для решения задачи наглядные, объективные связи между предметами, то есть обобщить свой познавательный опыт.

4. Цель и задачи исследования, гипотеза

Вторая группа – способности, позволяющие ребёнку передать отношение к действительности с помощью обозначения символическими средствами смысла ситуации. Эти средства дают возможность дошкольнику обобщить и выразить свой эмоциональный познавательный опыт.

Цели и задачи направлены на развитие умственных и художественных способностей ребенка, а также развитие специфических видов деятельности дошкольника. Особое внимание направлено на формирование у дошкольников способов решения познавательных и творческих задач, детской индивидуальности: учитываются темп развития и деятельности отдельных детей, их предпочтения.

Психологическое сопровождение обязательное условие для реализации этой программы.

Развивающая среда необходима для реализации задач программы «Развитие» Стратегия и тактика построения развивающей среды нацелена на содействие становлению ребенка как личности.

Развивающие занятия активизируют сотрудничество детей друг с другом. Занятия построены таким образом, что предусматривают взаимодействие детей (распределение ролей, материала, функций и отдельных действий). Усвоение материала происходит через сенсорные эталоны, наглядно-образные и знакомые модели (карты, схемы, т. д. предметы – заместители).

Вначале каждого занятия ставится игровая мотивация, только затем идет учебная мотивация. Перед детьми ставится система последовательно усложняющихся задач. Материал подбирается по сложности. Основной акцент программы сделан не на то, какой фактический материал дается детям, а на то, как он дается.

Воспитатель в той или иной форме задает проблемную ситуацию, вместе с детьми открывая способ ее разрешения. Взаимодействие воспитателя с детьми носят характер диалога и активного сотрудничества.

Программа «Развитие» разработана для четырё х возрастных групп: младшей, средней, старшей, подготовительной. Во всех возрастных группах рекомендовано проведить занятий в подгруппах численностью 8-10 человек. Особое внимание уделяется детям пропустившим занятие или не усвоившим предыдущий материал. Большинство занятий проводится в свободной форме: дети могут ходить по группе, работать стоя за столами, сидя за столами или на ковре.

«Проектирование программы воспитания для дошкольной образовательной организации»

Младшая группа — основными средствами являются сенсорные эталоны Дети занимаются игрой, конструированием, рисованием. Кроме того, воспитатель читает им сказки, стихи, беседует о прочитанном. Большое внимание уделяется занятиям по сенсорике, на которых малыши, играя в дидактические игры, незаметно для себя овладевают, такими свойствами окружающих предметов, как цвет, форма, величина.

Средняя группа — наглядные модели пространственных отношений типа плана или чертежа (формирование пространственных отношений). Дети продолжают заниматься конструированием, рисованием и ознакомлением с произведениями художественной литературы, но при этом решают более сложные задачи: появляются новые виды занятий – знакомство с природой, математика и ориентировка в пространстве. Занятия обычно проходят в форме интересных игр с применением условных заместителей.

Читайте также:
Программа русский 9 подготовка к огэ

На примере интегрированного занятия для средней группы по разделу «Ознакомление с художественной литературой и развитие речи» на тему — «Пересказ русской народной сказки «Репка» с применением условных заместителей» я хочу рассказать структуру самого занятия:

1. Создается игровая мотивация – дети пришли в театр.

2. Педагог загадывает загадки о героях сказки. Дети их отгадывают.

3. Создается учебная мотивация – дети учатся пересказывать текст сказки используя условные заместители.

4. Затем проводится физ. Минутка (дети отдыхают).

5. После чего проводится игра – драматизация по данной сказке.

6. Знакомим детей с пословицами и поговорками о репе.

7. Вспоминаем, что можно приготовить из репы и предлагают попробовать репу на вкус.

Второе интегрированного занятия для средней группы по разделу «Изобразительное искусство» на тему- «Деревья и кустарники» построено следующим образом:

1. Педагог загадывает загадки о деревьях и кустарниках. Дети их отгадывают.

2. Создается игровая мотивация – в гости к детям пришел Мишка.

3. Создается учебная мотивация – дети разбираются какое растение называется деревом, а какое кустарником; сравнивают их. Затем дети учатся рисовать дерево и куст.

4. Затем проводится физ. Минутка (дети отдыхают).

5. дети дарят рисунки гостю и обсуждают, что у них получилось, а что нет.

Выстраивается серия занятий, которые проводятся несколько раз: с разными условными заместителями. ( Например: для сказки «Репка» можно использовать как геометрические фигуры, так и полоски разной длины. А в занятиях по изо. деятельности: разный материал для рисования (пастель, сангина, гуашь, карандаш и т. д.)

Программа нацеливает педагога на работу в режиме проектирования. Такая работа предполагает, прежде всего, самостоятельный анализ педагогом ситуации: определение, на каком уровне находятся дети данной группы, как они «входят» в программу и т. д. Затем выстраиваются стратегия и тактика воспитательно-образовательного процесса. Открываются перспективы для творческой деятельности педагогов по программе и осуществления основной задачи развития личности ребенка.

Развивая способности детей, педагог тем самым помогает им быть успешными в разных видах деятельности (в изобразительной, в театральной, в музыкальной деятельности и т. д.) ; сам педагог проходит путь развития, совершенствуясь профессионально и личностно. При этом он сам активно участвует в деятельности детей, как на занятиях, так и вне занятий.

Данная программа закладывает общий фундамент развития ребенка и готовят его к любой школьной программе, обеспечивая успешность обучения, не устанавливая тесных рамок. Инновационные направления в образовании ребенка имеют перспективное и приоритетное значение для начального этапа в школьном обучении. Дети, занимавшиеся по программе «Развитие» к концу дошкольного возраста обладают рядом достижений, необходимых для успешного обучения в школе

Педагогическая диагностика по данной программе проводится в течении всего года по определенному графику. Авторами программы предусмотрены диагностические занятия по всем разделам программы, которые входят в учебный процесс. ( Например: Диагностика по разделу «Сенсорному воспитанию» для младшей группы проводится пять раз в год, а по разделу

Читайте также:
Самый первый выпуск программы время

«Обучение грамоте» в средней группе один раз в год)

Программно-методическое обеспечение включает в себя:

Программа «Развитие» (для каждой возрастной группы); планы занятий к программе «Развитие» (для каждой возрастной группы); «Педагогическая диагностика» (теоретический и практический материал); Пособия позволяют и дают возможность определить продвижение детей в освоении программы.

Публикации по теме:

Мастер-класс Т. И. Суворовой

Мастер-класс Т. И. Суворовой Мастер -класс Т. И. Суворовой. В музыкальном образовании детского сада одним из основных видов деятельности являются музыкально- ритмические.

Образовательные области «Здоровье и Безопасность» Я работаю по программе Логиновой В. И. «Детство». Согласно новому документу ФГТ программа включает в себя 10 образовательных областей, одна.

  • Развитие ребенка. Материалы для педагогов
  • Темочки

Источник: www.maam.ru

Программа «Развитие»
презентация

Программа «Развитие» под руководством доктора психологических наук Л.А. Венгера (Л.А. Венгер , О.М. Дьяченко, Н.С. Баренцева) Разработана в Институте дошкольного образования и семейного воспитания РАО.

Основа программы «Развитие» — личностно-ориентированная модель воспитания, которая предполагает создание отношений сотрудничества и партнерства между взрослыми и детьми . Основная идея программы заключается в том, что дошкольное детство — уникальный период в жизни человека.

Авторы подчеркивают, что на ребенка ни в коем случае нельзя давить, навязывая чуждые дошколенку школьные формы обучения. А стоит, опираясь на данные малышу от природы способности, формировать у него в игре представления об окружающем мире. Особое внимание авторы Программы уделяют умственному и художественному развитию малышей.

Авторы программы сосредоточили внимание не на содержательной стороне сообщаемого детям материала (конкретных знаниях , умениях и навыках) , а на способах овладения этим материалом, организации деятельности детей по его усвоению ,что имеет первостепенное значение для развития способностей.

Цель и задачи программы развитие познавательных и творческих, интеллектуальных способностей ребенка; развитие комплексных элементов логического мышления, способов решения познавательных и творческих задач; развитие сенсорных способностей и усвоение символов развитие эмоциональной отзывчивости, развитие способностей к наглядному объектному моделированию, развитие умения самостоятельно анализировать ситуацию, создавать идею будущего продукта и план ее реализации; развитие ребенка как Личность. развитие специфических видов деятельности дошкольника ,

Способы дошкольного обучения 1.Вначале каждого занятия ставится игровая мотивация, только затем идет учебная мотивация 2.Перед детьми ставится система последовательно усложняющихся задач. Материал подбирается по сложности. 3.Основной акцент программы сделан не на то, какой фактический материал дается детям, а на то, как он дается. 4.Воспитатель в той или иной форме задает проблемную ситуацию, вместе с детьми открывая способ ее разрешения. 5. Деятельность детей друг с другом и взаимодействие воспитателя с детьми носят характер диалога и активного сотрудничества

Разделы обучения Игра Режиссерская игра Ознакомление с художественной литературой и развитие речи Художественное конструирование Конструирование Выразительное движение Формирование представлений об окружающем мире и о себе Изобразительная деятельность Овладение основами первоначальной грамоты (подготовка к обучению грамоте ) Развитие экологических представлений Ознакомление с пространственными отношениями Ознакомление с природой Формирование элементарных математических представлений

Развитие экологических представлений Дети знакомятся с живой и неживой природой, с особенностями растений и животных начинают осознавать первые простые закономерности (смена времен года, изменения в природе в зависимости от наступившего сезона) знакомятся с природой ближнего окружения , с различными природными зонами, экосистемами и эволюцией жизни на Земле. У детей закладываются основы экологической культуры, усваиваются основы последующего успешного освоения школьных программ (география, биология, природоведение, экология).

Читайте также:
Указатели в языке с понятие указателя описание указателя в программе

Ознакомление с природой дается через усвоение простейших форм символизации .а так же через чтение детям художественной литературы и ее обсуждение.

Источник: nsportal.ru

Программа «Развитие»

Программа «Развитие»

Что же касается развития личности ребенка, то наиболее значимые качества определяются в основном не специальными воздействиями, а общим характером взаимоотношений ребенка со взрослыми и другими детьми. Поэтому определяющим в этом отношении мы полагаем реализацию личностно-ориентированной модели воспитания, предполагающей уважение к ребенку, создание доброжелательной атмосферы сотрудничества детей в группе, ориентацию детей на общечеловеческие ценности. Развитие же собственной активной позиции у ребенка обеспечивается предоставлением ему инициативы в самых разных видах деятельности, и, прежде всего в игре.

Таким образом, программа состоит из следующих разделов:

  1. Сенсорное воспитание (этот раздел направлен на развитие восприятия ребенка на основе культурных средств).
  2. Ознакомление с пространственными отношениями (в ходе занятий, отнесенных к этому разделу, дети учатся использовать для ориентировки наглядные модели и составлять такие модел, например, составлять карту и самостоятельно отмечать на ней дорогу от детского сада к дому).
  3. Развитие элементов логического мышления (данный раздел посвящен оперированию простейшими классами).
  4. Развитие элементарных математических представлений (на занятиях этого раздела дети знакомятся с основными количественными отношениями).
  5. Овладение основами первоначальной грамоты (раздел посвящен изучению звукового анализа слова, умению правильно ставить ударение и т.д.).
  6. Ознакомление с художественной литературой и развитие речи (в ходе занятий данного раздела дети учатся строить свой собственный рассказ, рассказывать по плану, а также знакомятся с литературой).
  7. Конструирование (на занятиях, относящихся к этому разделу, дети учатся конструировать по схеме, что способствует развитие пространственных представлений, необходимых в дальнейшем для освоения математики).
  8. Развитие экологических представлений (на этих занятиях дети получают представления о живой и неживой природе, особенностях растений и животных).
  9. Изобразительное искусство (на занятиях дети обучаются композиции, рисунку, умению выражать свое отношение графические образы).
  10. Игра (этот раздел посвящен свободной творческой игре, которая развивает произвольность и межличностные отношения).
  11. Режиссерская игра (занятия, включенные в данный раздел, посвящены игре по сценарию, разыгрыванию сюжетов; дети учатся сопровождать действия словом и выражать голосом действия персонажа).
  12. Художественное конструирование (на занятиях дети учатся строить композиции на разные темы, обучаясь при этом использовать сенсорные эталоны; при этом необходимое в ходе занятий преобразование объектов развивает мышление детей).
  13. Выразительное движение (на занятиях этого раздела дети учатся передавать язык жестов и мимику).

К достоинствам программы можно отнести ее четкую выстроенность, детальную проработанность учебного материала, обеспеченность каждого занятия конкретным развернутым планом работы, учебно-методическими и наглядно-дидактическими пособиями.

Программа направлена на развитие всех познавательных способностей, что способствует успешному обучению детей в школе. Заметим, что к 2002 году по программе «Развитие» занималось более 3000 детских садов и более 10000 педагогов-дошкольников прошли по ней профессиональную подготовку.

Источник: www.veraksa.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru