отдыха с учетом возраста, состоя ния здоровья и особенн остей личности.
Рационально построенный режим сп особствует оптим аль ной
работоспосо бности, предупреждает утомл ение, укре пляет здор овье.
Режим дня считается правильным, если в нем предусмотрено достаточн о
времени для всех видов деятельности ребенка, в соответствии с гигиеническим и
требованиями.
В режиме дня современны х школьников, по данным много численных
исследований, отмечаетс я снижение продолжительности ночного сна до 5 — 7
часов, недостаточ ность пребыва ния на свежем воздухе (до 1 часа), низкая
двигательная активность и значительное увеличе ние продолжитель ности времени
работы с к омпьютером и просмотра тел епередач (д о 3 — 6 часо в).
Цель работы:
Изучение орган изации режима дн я школьников.
• по знаком иться с гигиен ическими т ребованиям и к правил ьной организац ии
режима дня;
• пр едложить рекоменда ции по составле нию реж има дня.
Дети в порядке: Развитие. Режим. Питание.
Программа проек та :
1. Изучение л итературы п о теме «Ре жим дня школь ников».
2. Изучить треб ования к п равильной организации р ежима дня.
3. Составить рек омендации п о составле нию режима д ня.
Основная ч асть
Школьные годы – важнейший период жизни человека. Это период
интенсивног о роста и совершенств ования организма, развития высшей
нервной деятельн ости, форм ирования основных ч ерт харак тера.
Строгое соблюдение режим а дня необходимо для здоровья и
правильног о развития шк ольника. Благодаря со блюдению режима
обеспечивается в ысокая ра ботоспос обность в тече ние дня.
Основными эле ментами ре жима дня ш кольника являются:
— пребывание на открыт ом воздухе (п рогулки);
— воспитательная и учебная деят ельность;
— игровая деятель ность и занятия по соб ственному выб ору (чтение, зан ятие
музыкой, рис ованием и друг ой творческ ой деятель ностью, спо рт);
— самообслуживани е, пом ощь семье;
— приемы пищи ;
— личная гигиена.
Основным гигиеническ им принципом построени я рационального режима
дня является ег о строгое выпол нение, не допустим ость частых изм енений,
постепенность перехода к новому ре жиму воспитан ия и об учения.
Рационально построенный и организованный режим является важным
фактором, обе спечивающим своевремен ное и гарм оничное фи зическое и
психическое развитие школьников. Режим дня обеспечивает о птималь ный
уровень работоспо собности, а также предупрежда ет развитие у томления и
повышает общую с опротивля емость о рганизма.
Сон обеспечивает полное функциональ ное восстановление всех систем
организма. Физиологическ ая потребность во сне детей р азного возраста з ависит
от осо бенности их нервной системы и со стояния здоровья. По лноценн ый ночной
сон важен для школьников, так как из вестно, что именно в эт от период
происходит перевод информации из кр атковреме нной (оперативной) памяти в
Режим дня ребенка в 1 год: как правильно организовать? Мой день с ребенком.
долговременн ую, что является необход имым условием для осуществления
учебной деятельности и пси хического развития. Время отхода ко сну в
зависимости от возраста и класса обучения рекомендуетс я в пределах от 20:30 до
22:30 часов.
Продолжительн ость сна у детей
Продолжительн ость
11 — 12 лет
12 — 14 лет
14 — 17 лет
Систематическое н едосыпание может вызвать истощение нервной си стемы,
снижение работоспосо бности и ослабление защитных сил организма.
Потребность детей в сне зависит от возраста, состояния здоровья и фи зическ ого
развития ребенка, а также от фи зических и пси хических нагрузок. Если есть
привычка ложиться и вставать в одно и то же время, то человек быст ро засыпает в
установленные часы. Немаловажным является и устранение различных
раздражителей (свет, музыка, разговоры), которые резко нарушаю т
полноценн ость сна. Перед сном следует проветривать по мещение, а еще лучше
приучить себя спать круглый год при открытой форточке. Подъем следует
проводить всегда в одно и то же время — не позднее 7 час ов. Ср азу же
необходимо выполнить у треннюю гигиеническую гимнастику. Утрен няя
гимнастика ускоряе т переход организм а от сна к бодрствованию, с оздает бодрое и
жизнерадостное настроение.
1.2. Пребыв ание на откры том воздухе (прогулки)
Пребывание на открыт ом возд ухе (пр огулки ) — наиболее э ффективны й вид
отдыха, о бусловле нный повышенным н асыщением крови ки слород ом,
восполнением ультрафиолетовой недостаточности, позволяющий обес печить
закаливание организма и увеличени е двигательной активности. Пребывание на
воздухе для школьника желательно раздел ить на несколько частей: до
приготовления уроков, после них и перед сном. Общая продолжитель ность
активного отдыха на воздухе меняется по возрастным группам: в младшем
школьном — 3- 3,5 ча са, в среднем — 2,5 — 3 часа, в старшем — 2- 2,5 часа.
1.3. Учебная дея тельность.
При построен ии рациональ ного режима занятий сл едует учит ывать
биоритмы функциони рования организм а ребенка. У бо льшинства здоровых детей
наибольшая возбу димость коры головного мозга и работос пособность
определяются в утренний период — с 8:00 до 12:00 часов и вечерний — с 16:00 до
18: 00 часов.
Режимные момент ы
Возраст, лет
Учебные заняти я и доп.заняти я
Дом.задания
В соответствии с периодами подъема и сп ада активности должен строиться
и режим обучения школьника. Основными составляющим и режима должны быть
школьные занятия, ко торые регламентируются учебным планом, и домашние
занятия по по дготовке к урокам.
Желательно приготовление уроков начинать в одно и то же время и
сохранять такой же режим занятий, ка к и в школе, т.е. через каждые 45 минут
делать короткие перерывы на отдых. Важно отмет ить и рациональ ное
чередование д еятельности, подразум евающее смену одного ее вида другим
принципиальн о отл ичающимся по характеру воздейств ия на орган изм. В эт ом
случае каждый н овый реж имный моме нт превращаетс я в с воеобразный от дых.
1.4. Занятия в к ружках, секци ях и отдых по с обственному вы бору
Занятия в кружках, секциях и отдых по собственному выбору способствуют
формированию у детей положительных эмоций, индивидуальных склонносте й и
развитию творческ их способностей. Необход имо обязательно давать ребенку
время для свободных занят ий п о собстве нно му выбо ру (чтен ие лите ратуры,
занятие музык ой, рисованием, с портом, общественн ой работой).
Ежедневно свободное время ученики могут проводить сообразно своим
интересам, занимат ься любимым делом. Шко льники посв ящают своё свободное
время чтению ли тературы, любимым занятия м, просмот ру телевизионн ых
передач. Подобный отдых доставляет удовольствие, вызывает положительные
эмоции, снимает п сихологич еское нап ряжение.
Учащийся может в свободное время заниматься в кружк ах и спорт ивных
секциях (однако н е р екомендуется у частие более чем в дву х круж ках), для
младших школь ников оно должно составлять 1 — 1,5 часа, для средних и старших
школьников — 1, 5- 2,5 часа.
Для тренир овок в режиме дня о тводится определенное время. Лучше все го
тренировочны е занятия для школь ников проводить в 10—12 или в 15— 18 часов.
1.5. Работа на к омпьютере и п росмотр телепередач.
Необходим о помнить, что просмотры телевизора и р абота на компьютере
создают условия для значительной нагрузки зрительног о ан ализатора. Следует
воспитывать в детях привычку делать перерывы в работе на компьютере: каждые
15 — 20 минут для младш их и 20 — 25 минут для старших шк ольников. Об щее время
просмотра теле передач и работы за компью тером не должно превышать 1,5 часа
для младших шк ольников и 2 часа для школь ников сред них классов.
К сожалению, часто приходится наблюдать, как дети и подростк и в ущерб
учебным занят иям или сну слишк ом много време ни проводят у т елевизора ил и
компьютера. Следств ием этого являет ся нарастающее утомление и снижение
работоспосо бности. Поэтому необходи мо ограничивать время просмотра
телевизионных передач и работы на к омпьютере.
1.6. Время на с амообслужив ание
Время на самообс луживание, по мощь семье также должно выделяться в
режиме дня. Как дома, так и в школе учащиеся могут и должны оказывать
посильную помощь в уб орке помещений, уборке посуды, поливке р астений,
уходу за младшими детьми и др. Обучени е самообслужив анию и привлечение к
общественно полезному труду необходимо начинать с п ервых лет пребывания в
Продолжительн ость такой р аботы у учащихся 1 -4- го классов д олжна
составлять не более 30 минут, 5 -8- го классов — 40 минут , 9 — 11 — го классов — 1,5
часа. Ко всем видам труда учащиеся могут быть допущены лишь с учетом их
состояния зд оровья.
1.7. Приемы пи щи и личная гиги ена
Приемы пищ и и л ичная гиги ена явля ются обязатель ными ко мпонентами
режима детей любого возраста. В понятие р ежим питания входит строгое
соблюдение времени приемов пищи и интервалов между ними, п равильно е
распределени е к оличества и качества пищи по приемам. П ри несоблюдении
интервалов между приемами пищи нарушается нормальная желудочная секреция,
снижается аппетит. Школьники без отклон ений в состоя нии здоровья д олжны
принимать пищу 4 — 5 раз в день с интервалом в 3,5 — 4 часа. Ужинать ре бенок
должен за 1 — 1,5 часа до сна, а непосредственн о п еред сном по лезно выпить стакан
молока или кеф ира.
Пища должна включать известное количество воды, белков, жиров,
углеводов, витаминов, мин еральных веществ, микроэлементов. Рациональное
питание включает в себя и соблюдение режима пита ния, а также правил ьное
распределени е пищи по калорийности в течение дня с обеспечением высок ого
уровня усвоени я пищевы х продуктов.
Определенн ое место в режиме дня следует отве сти меропр иятиям по лич ной
гигиене (уход за телом, за волос ами, зубам и), закаливаю щим процеду рам
(воздушным, в одным, комби нированным), утренней гиг иенической гимна стике.
Необходим о ежедневно мыть ноги на н очь, чаще менять носки,
просушивать о бувь. Следу ет систематически следить за ногтями рук и ног. Уход
за полостью р та и зубами также немаловажный фактор. Скапл ивающиеся
частички пищи во рту, а также больные зубы —благоприятная почва д ля развития
вредных бакте рий и частая причина нарушений работ ы желудоч но — кишечного
тракта. После каждого п риема пищи необходимо полоск ать ро т теплой водой,
перед сном и утром чистить зубы пастой или зубным пор ошком. Два раза в го д
следует проход ить проф илактически е осмотры у зубного вр ача.
Рекомендаци и по составлению распоряд ка дня школьн ика:
• Начните день с утренней зарядки, которая облегчает переход от сна к
бодрствованию и позволяет организм у активно включ иться в работу. Ее
продолжительн ость в зав исимости от в озраста – от 10 д о 30 минут.
• После утренней зарядки переходите к водным процедурам – утреннее
умывание, еже дневный д уш.
• Обязательно завтракайте, причем завтрак должен быть горячим и дов ольно
плотным, составл яя четверть от суточ ной потр ебности ребе нка.
• Вернувшись из школы, Вы должны пообе дать и обязате льно отдо хнуть.
Послеобеде нный отдых – 1- 1,5 часа, без чтения книг и просмотра
телевизора.
• Оп тимальн ым врем енем для приготовления уроков служит период с 16 до
18 часов, соответствующий физиологи ческому ритму наилучшего усвоения
информации. Начинать выполнение домашнег о задания рекомендует ся с
наименее тяжёлых пр едметов, переход я к более сложным. Максимальная
продолжительн ость периода работоспособ ности составляет 30 — 40 минут,
после чего след ует провод ить 15 — минутные перерывы.
• Уроки готовьте в тишине, исключите шум, разговоры, музыку. Из — за шума
значительно быстр ее наступает утомляемость , возникает добавочная
нагрузка на м озг.
• 1,5 — 2 часа сво бодного времени используйте д ля занятий по инте ресам.
Оптимальная длительность просмотра телепередач – не более 1,5 часов 2 — 3
раза в неделю.
• Находитесь на свежем воздухе д остаточное колич ество времени. Лучшими
считаются подвижные иг ры на свежем воздухе, дающие хороший
оздоровительн ый эффект, и за нятия спортом – плавание, лыжный спорт,
велоспорт, волейбол, б аскетбол, футбол, танцы и другие в зависимости от
желания и спосо бностей. Особенно важно пребывание на улице вечер ом
перед сном.
• Сп ите не менее 9 — 10,5 часов. Важно всегда ложиться и вставать в одно и то
же время, тогда будет обеспечено и быстрое засыпан ие и легкое
пробуждение/
• Перед сном обязате льно следует у мыться, п очистить зубы, п омыть ноги и
хорошо провет рить комнат у.
• Если Вы занимаетесь во вторую смену, делать уроки вечером не следует,
домашнее задан ие нужно гот овить через 30 минут после завтрака.
Заключение
По ходе работы над проектом, я выяснил, что такое режим дня и его
составляющие, ка к его правильн о организовать .
Составил реком ендации п о составлению распорядка дня.
В дальнейшем я хочу исследовать режим дня учеников 5 классов и сравнить
его с гигиеничес кими требованиям и.
Таким образом, можно сделать выво д, что со блюдение рационал ьного
режима дня дет ьми способствует укреплению и улучшению состояния их
здоровья, а также повышению эффективност и учебной и воспитательной
деятельности.
Примерный режим дня у чащихся, занимающихся в 1 — ю смену
(начало заня тий в 8.00)
• Подъем 7.00.
• Утренняя зарядка, в одные проце дуры, уборка постели, туал ет 7.00 -7.20.
• Утренний завтрак 7.20 -7.40.
• Дорога в школу или утре нняя прог улка до начала з анятий в школе 7.4 0 -8.00
• Занятия в школе 8.00 -13.00.
• Горячий завтрак в школе около 10 ч.
• Дорога из школы ил и прогулка по сле заняти й в школе13. 00 -13.30.
• Обед 13.30 -14.00.
• Послеобеденный от дых 14.00 -14.30
• Прогулка или игры на воздухе и спортивные за нятия 14. 30 -16.00.
• По лдник 16.00 -16.15.
• Приготовление домашни х заданий 1 6.15 -17.30.
• Прогулки на свежем в оздухе 17.30 -19.00.
• Ужин и свободные занят ия 19.00 -20.00.
• Приготовление ко с ну 21.00 -21.30.
• Сон 22.0 0 -7.00.
Список литер атуры
1. А.А. Силаев, О.Л. Попова. Гигиенические аспекты организации режима дня
школьников: Практика педиат ра, Гигие на. Май,2 008
2. Кардашенко В.Н. и др. Гигие на де тей и подр остков: Учебник. — М.:
Медицина, 1 989.
3. Ю.В.Науменко, И.В.Федос кина. Моё зд оровье. – М.: Глобус, 2008
4. Сохранение, укрепление и восстановление индивидуального здоровья детей.
Методические рекомендации. – Ку рган: ИПК РО, 2003
Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Получить код —>
Начальная школа — еще материалы к урокам:
- Проект «Волшебный мир бумаги»
- Технологическая карта урока «Т. Жанұзақов атындағы орта мектебі» 1 класс
- Технологическая карта урока «Сөйлем дегеніміз не? Диалог Сөйлем дегеніміз не? Диалог» 2 класс
- Программа «Правила дорожного движения» 1 класс
- Тематическое планирование уроков литературного чтения 1 класс по программе (В.Г. Горецкого)
- Рабочая программа по ритмики 2 класс ОВЗ Айдарбекова 2019-2020 учебный год
Предметы
Алгебра
Английский язык
Биология
География
Геометрия
ИЗО
Информатика
История
Литература
Математика
Музыка
МХК
Начальная школа
ОБЖ
Обществознание
Окружающий мир
ОРКСЭ
Педагогика
Русский язык
Технология
Физика
Физкультура
Химия
Экология
Похожие материалы
- 22-12-2018, 10:40 Единый орфографический режим
- 4-11-2018, 09:33 Конспект урока «Режим труда и отдыха. Укрепление и охрана здоровья
- 30-06-2018, 12:53 Режим дня лагеря
- 5-01-2016, 12:47 Презентация «Питание и режим рек»
- 20-09-2015, 10:44 Памятка «Режим дня»
- 19-08-2015, 17:42 Режим дня школьника
- 18-08-2015, 10:20 Режим дня
- 7-08-2015, 09:53 Презентация «Режим дня»
Источник: uchitelya.com
Распорядок дня в ДОУ: организация и пример
Проходит время, ваш малыш подрастает, и вот уже скоро он пойдёт в детский сад. Многие родители интересуются, как проходит день у ребёнка в детском саду, чем он занимается в течение дня, каково его расписание. Чтобы маленькие дети могли легче адаптироваться к новым для них условиям, приучать к распорядку лучше заранее. Некоторым это покажется лишним, но чёткие временные рамки важны для здоровья детей, их самочувствия, физического развития, нормального развития нервной системы, предупреждения развития заболеваний желудочно-кишечного тракта и переутомления.
- Организация режима дня
- Время свободной деятельности
- Режим питания в детском саду
- Тихий час
- Пример распорядка дня в обычном ДОУ
Организация режима дня
Режим дня ребёнка в детском саду – это чёткая организация времени малыша на занятия, приём пищи, сон, игры.
Если ежедневно придерживаться определённого времени на различные виды деятельности, детский организм привыкнет к этому и впоследствии будет заранее настраиваться на еду, сон, активные игры, учёбу. Это повышает детскую работоспособность.
Знаете ли вы? Все успешные люди соблюдали определённый ежедневный порядок действий, выделяя строгое время на работу, еду, чтение газет, прогулки, развлечения, сон и т. д.
Чтобы малыши не уставали от однообразия, вид деятельности чередуется (учёба – игра, прогулка – еда, активные – спокойные игры и т. д.).
Обязательным элементом режима дня в детском саду являются занятия, то есть обучение.
Они проводятся согласно расписанию в первой и второй половине дня в таком количестве:
- В группах ясельного возраста (до 3 лет) – до 10 занятий в неделю не больше 10 минут каждое.
- В группах младшего возраста (до 4 лет) – до 11 занятий в неделю не больше 15 минут каждое.
- В группах среднего возраста (до 5 лет) – до 12 занятий в неделю не больше 20 минут каждое.
- В группах старшего возраста (до 6 лет) – до 15 занятий в неделю не больше 25 минут каждое.
Процесс обучения включает такие виды занятий:
- физическое воспитание;
- познавательное развитие;
- музыка;
- развитие речи;
- художественно-эстетическое развитие;
- математическое развитие.
На познавательных занятиях дети знакомятся с окружающим миром – предметами, растениями, животными, явлениями природы, проходят патриотическое воспитание.
Узнайте, как развивать и чему учить ребенка в 2, 3, 4, 5, 6 лет.
На музыкальных занятиях малышам дают послушать музыкальные произведения, поиграть на музыкальных инструментах, учат петь и танцевать.
На занятиях по развитию речи дошкольников учат правильно выговаривать слова, ставить ударения, строить полные предложения, знакомят их с литературой. На занятиях по художественно-эстетическому развитию ребята занимаются рисованием, лепкой из пластилина, составлением фигур из бумаги.
На занятиях по формированию первичных математических навыков малыши изучают цифры, геометрические фигуры, понятия «много – мало», «большой – маленький», «высокий – низкий» и т. д.
Дополнительные занятия (кружки) проводят во второй половине дня. В летний период занятия не проводятся.
Знаете ли вы? Учёные установили, что лучшее время для работы – с 9 до 12 и с 16 до 18 часов.
Время свободной деятельности
Свободная деятельность детей в детском саду на самом деле не совсем таковая, потому что полной свободы им никто не предоставляет, всё происходит под контролем и по направлению воспитателя. К этому периоду относится время до и после занятий, приёма пищи, сна. В это время ребята могут играть, рисовать, бегать, прыгать, лепить и т. п. Воспитатель контролирует возникновение конфликтов, учит детей взаимодействию, следит за активностью, не допускает шумных игр перед сном, может организовать коллективные игры.
Во время игр на площадке воспитатель следит также за безопасностью.
Игры на улице и в помещении являются обязательным элементом программы детского сада. Они развивают физическую, психическую активность, творческие способности, умение приходить к взаимному соглашению, не конфликтуя при этом, самостоятельность, инициативность.
Узнайте, как вести себя с ребенком при кризисе трех и семи лет.
На улице дошкольники должны гулять 2 раза в день – перед обедом и перед уходом из детского сада. Для детей ясельной группы допускается только дневная прогулка. Уважительной причиной для отмены прогулок может быть дождь, мороз больше -15°С, ветер больше 10 м/с.
Режим питания в детском саду
Питание детей в детском саду также происходит по распорядку, это способствует привыканию организма к временным рамкам приёма пищи. В результате, когда подходит время еды, желудок начинает выделять соки, у дошкольника пробуждается аппетит.
Опоздание в этом вопросе приводит к тому, что голодный малыш становится раздражительным, а при кормлении раньше времени у него отсутствует аппетит.
Организация питания в детском саду построена на соблюдении четырёхчасового перерыва между приёмами пищи. Это отвечает трём кормлениям: завтрак, обед и полдник соответственно в 8.00, 12.00 и 16.00. Это оптимальное время для того, чтобы малыш успел проголодаться, но не был голодным.
Важно! Каждый день в меню включаются овощи, мясо, каши, сливочное, растительное масло, молоко, хлеб, и не меньше 1 раза в неделю дети получают рыбу, яйца, творог, сыр.
Распорядком дня предусмотрено не только время еды в детском саду, но и время на подготовку к ней (мытьё рук), соблюдение культуры приёма пищи: не сутулиться и не разваливаться за столом, не спешить, не набивать полный рот, не баловаться за столом, правильно держать ложку и вилку, вытирать рот не руками, а салфеткой. На завтрак детям предлагают молочную кашу (крупы ежедневно меняются) или макароны с молоком, хлеб, намазанный маслом (иногда с кусочком сыра), чай (иногда какао), перед прогулкой дают фрукты или сок.
Согласно режиму дня, до сна детей в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) кормят обедом, который обязательно включает суп, второе (изделия из мяса с гарниром), салат, компот.
Ознакомьтесь, как влияют на развитие ребенка методики Глена Домана, Монтессори, Николая Зайцева.
После дневного сна малышей снова кормят — это может быть творожная запеканка, творожный пудинг или творожники, рыба с гарниром, яйцо с картофелем или овощное рагу. Пьют обычно чай или компот.
Время от времени детям также дают пить молоко или кисломолочные напитки.
Тихий час
Время для тихого часа в детском саду настаёт с 13.00 и заканчивается в 15.00. В этот период нервная система дошкольника отдыхает. Невыспавшиеся ребята капризничают, становятся агрессивными и непослушными. Для того чтобы сон был спокойным, а малыши легче засыпали, им читают сказку, комнату хорошо проветривают.
Важно! Ребята ни в коем случае не остаются во время сна одни, в помещении обязательно присутствует воспитатель или его помощник.
Никакие мероприятия в детском саду не проводятся за счёт сна, это недопустимо.
Для того чтобы детям в детском саду легче было просыпаться и включаться в активную деятельность, после тихого часа может проводиться зарядка. Начинается она ещё в постели как небольшая разминка, потягивания, вдохи-выдохи, лучше под музыку. Постепенно дети переходят на пол, маршируя, далее следует умывание.
В развитии и воспитании ребенка вам важно знать, что делать с гиперактивностью ребенка — советы психолога, как научить ребенка правилам и особенностям правильного счета, об особенностях гимнастики для глаз для дошкольников, о развитии речи ребенка 4 лет.
Пример распорядка дня в обычном ДОУ
Режим дня подлежит обязательному рассмотрению на педагогическом совете и утверждается заведующей на каждый учебный год в первых числах сентября.
Примерный режим дня в детском саду:
7.30 – 8.00 Открытие, прибытие детей, свободное время.
8.00 – 8.15 Зарядка.
8.15 – 8.45 Подготовка к завтраку, завтрак.
8.45 – 9.00 Свободное время.
9.00 – 9.40 Занятия согласно программе ДОУ.
9.40 – 10.00 Свободное время, сборы на прогулку.
10.00 – 12.00 Игры на улице.
12.00 – 12.45 Гигиенические процедуры, подготовка к приёму пищи, обед.
12.45 – 13.00 Подготовка ко сну.
13.00 – 15.00 Дневной сон.
15.00 – 15.20 Подъём, зарядка, гигиенические процедуры.
15.20 – 16.00 Свободное время, подготовка к приёму пищи.
16.00 – 16.30 Полдник.
16.30 – 17.00 Занятия, кружки согласно программе ДОУ.
17.00 – 18.00 Игры на улице.
18.00 Приход родителей за детьми, уход домой.
Это примерный распорядок, он может отличаться в разных учреждениях, в него вносятся коррективы в зависимости от времени года (тёплый или холодный период), но основные элементы – занятия, приём пищи, сон, прогулки, свободное время — обязательно должны присутствовать, независимо от населённого пункта или формы собственности детского сада.
Организация режима дня в детском саду соответствует возрасту ребёнка и на основе упорядоченности и неизменности приучает его к порядку, аккуратности, самостоятельности и организованности.
А эти качества, безусловно, пригодятся вашему ребёнку во взрослой жизни, поэтому очень важно применять режим и вне стен учреждения.
Источник: agu.life
Режим дня и его значение для дошкольников
Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня. Постоянное время еды, сна, прогулок, игр и занятий-то, что И.П. Павлов назвал внешним стереотипом, – обязательное условие правильного воспитания ребенка.
18 мая 2019 Домнина Мария Сергеевна
11272 290 0 0
Содержимое публикации
Режим дня дошкольника
Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня. Постоянное время еды, сна, прогулок, игр и занятий-то, что И.П. Павлов назвал внешним стереотипом, – обязательное условие правильного воспитания ребенка.
Режим дня – это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.
– пребывание на открытом воздухе (прогулки);
– воспитательная и учебная деятельность;
– игровая деятельность и занятия по собственному выбору (чтение, занятие музыкой, рисованием и другой творческой деятельностью, спорт);
– самообслуживание, помощь семье;
При проведении режимных процессов необходимо придерживаться следующих правил:
1. Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании).
2. Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.
3. Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах; поощрение самостоятельности и активности.
4. Формирование культурно-гигиенических навыков.
5. Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.
6. Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.
7. Спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку, устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон малышей прямо зависят от состояния их нервной системы.
Основные принципы построения режима дня:
1. Режим дня выполняется на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, сохраняя последовательность, постоянство и постепенность.
2. Соответствие правильности построения режима дня возрастным психофизиологическим особенностям дошкольника. Поэтому в НЧДОУ для каждой возрастной группы определен свой режим дня.
3. Организация режима дня проводится с учетом теплого и холодного периода года
ЧТО ТАКОЕ РЕЖИМ ДНЯ В ДЕТСКОМ САДУ?
Значение режима дня для ребёнка
Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления. У ребенка, приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов.
Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность, поэтому она осуществляется достаточно эффективно, без лишней траты нервной энергии и не вызывает выраженного утомления. Хорошая работоспособность в течение дня обеспечивается разнообразием видов деятельности и их чередованием.
С физиологических позиций это объясняется способностью коры головного мозга одновременно работать и отдыхать. В каждый отдельный момент работает не вся ее поверхность, а отдельные участки, именно те, которые ведают данной деятельностью (поле оптимальной возбудимости). Остальные области коры в это время находятся в состоянии покоя.
Все физиологические процессы в организме, имея свой биологический ритм, подчиняются единому суточному ритму — смене дня и ночи. В течение суток активность и работоспособность ребенка не одинакова. Их подъем отмечается от 8 до 12 ч и от 16 до 18 ч, а период минимальной работоспособности приходится на 14—16 ч. Неслучайно, поэтому, занятия, вызывающие выраженное утомление детей, планируются в первую половину дня, в часы оптимальной работоспособности. Продолжительность отрезков бодрствования у дошкольников ограничивается 5—6 ч. Отсюда вытекает необходимость чередования бодрствования и сна.
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМА ДНЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
В понятие «суточный режим» входят длительность, организация и распределение в течение суток всех видов деятельности, отдыха и приемов пищи. Рационально построенный и организованный режим является важным фактором, обеспечивающим своевременное и гармоничное физическое и психическое развитие детей и подростков, оптимальный уровень работоспособности, а также предупреждает развитие утомления и повышает общую сопротивляемость организма.
В связи с началом раннего обучения и его интенсификацией отклонения отмечаются в режиме дня дошкольников, формируя функциональные и другие нарушения в состоянии здоровья.
Основным гигиеническим принципом построения рационального режима дня является его строгое выполнение, недопустимость частых изменений, постепенность перехода к новому режиму воспитания и обучения.
Согласно современным представлениям теории функциональных систем организма, выработка динамического стереотипа, а также и его смена происходят постепенно, в течение определенного периода времени, при многократно повторяемых условиях [7]. Отмечено, что чем меньше ребенок, тем труднее формируется динамический стереотип, и маленький ребенок более чувствителен к любым изменениям в нем.
Сон обеспечивает полное функциональное восстановление всех систем организма. Физиологическая потребность во сне детей разного возраста зависит от особенности их нервной системы и состояния здоровья (табл. 1).
В дошкольном периоде обязателен как ночной, так и дневной сон, независимо от того, посещает ребенок дошкольное образовательное учреждение (ДОУ), группу кратковременного пребывания или нет. Полноценный ночной сон важен и для дошкольников, и для школьников, так как известно, что именно в этот период происходит перевод информации из кратковременной (оперативной) памяти в долговременную, что является необходимым условием для осуществления учебной деятельности и психического развития. Время отхода ко сну в зависимости от возраста рекомендуется в пределах от 20:30 до 22:30 часов.
Таблица 1. Продолжительность сна у детей
Продолжительность сна (часы)
Пребывание на открытом воздухе (прогулки) — наиболее эффективный вид отдыха, обусловленный повышенной оксигенацией крови, восполнением ультрафиолетовой недостаточности, позволяющий обеспечить закаливание организма и увеличение двигательной активности. Особенно важны прогулки для детей дошкольного возраста: зимой не менее 4-4,5 часов, а летом по возможности весь день. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -15 °С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5-7 лет при температуре воздуха ниже -20 °С скорости ветра более 15 м/с (для средней полосы).
Воспитательная деятельность.
При построении рационального режима занятий следует учитывать биоритмы функционирования организма ребенка . У большинства здоровых детей наибольшая возбудимость коры головного мозга и работоспособность определяются в утренний период — с 8:00 до 12:00 часов и вечерний — с 16:00 до 18:00 часов.
Программами обучения и воспитания в ДОУ предусматриваются развивающие занятия . В младшей группе продолжительность занятий составляет 10-15 минут (10 занятий в неделю), в средней группе (4-5 лет) — по 20 минут (10 занятий в неделю), в старшей группе (5-6 лет) — два занятия в день по 20-25 минут с перерывом 10 минут. В подготовительной группе (6-7 лет) — 3 занятия в день проводятся по 25-30 минут, приобретая характер обучения. Продолжительность и кратность занятий в течение дня и недели для детей, не посещающих ДОУ, должна соответствовать рекомендуемой, как и для детей организованных коллективов. Гигиеническими исследованиями показано, что занятия по развитию речи, обучению грамоте, математике, ознакомлению с окружающим миром более утомительны, чем лепка, рисование, конструирование. Физкультура и музыка (динамические занятия) уменьшают или снимают утомление.
В настоящее время для дошкольников имеется большой выбор дополнительных образовательных услуг. Гигиенисты рекомендуют проводить занятия по дополнительному образованию для детей 4-го года жизни не чаще одного раза в неделю, продолжительностью не более 15 минут; для детей 5-6-го года жизни — не чаще 2 раз в неделю и не более 25 минут; для детей 7-го года жизни — не чаще 3 раз в неделю, продолжительностью не более 30 минут. Недопустимо проводить эти занятия за счет времени прогулок и сна.
Игровая деятельность и отдых по собственному выбору способствуют формированию у детей положительных эмоций, индивидуальных склонностей и развитию творческих способностей. Необходимо обязательно давать ребенку время для свободных занятий по собственному выбору (чтение литературы, занятие музыкой, рисованием, спортом, общественной работой).
Игровой деятельности дошкольников отводится время в утренние часы до завтрака, во время прогулок в первой и второй половинах дня, после дневного сна и вечером перед сном. Игры должны быть разнообразными, индивидуальными и групповыми, ролевыми, дидактическими, подвижными.
Так, дидактические игры аналогичны учебным занятиям, характеризуются малой подвижностью, обеспечивают эмоциональную окраску бодрствования. Подвижные игры, особенно на открытом воздухе, способствуют укреплению организма, повышают его выносливость, совершенствуют движения. Ежедневно свободное время дети могут проводить сообразно своим интересам, заниматься любимым делом. Подобный отдых доставляет удовольствие, вызывает положительные эмоции, снимает психологическое напряжение. Необходимо помнить, что просмотры телевизора и работа на компьютере создают условия для значительной нагрузки зрительного анализатора.
Время на самообслуживание, помощь семье также должно выделяться в режиме дня. Дети дошкольного возраста могут выполнять несложные обязанности по самообслуживанию, помощи в уборке посуды и помещений (не более 15 минут в день).
Как дома, так и в школе учащиеся могут и должны оказывать посильную помощь в уборке помещений, уборке посуды, поливке растений, уходу за младшими детьми и др. Обучение самообслуживанию и привлечение к общественно полезному труду необходимо начинать с первых лет пребывания в школе. Категорически запрещено привлекать детей к работе, сопряженной с риском для жизни, небезопасной в эпидемиологическом отношении (уборка туалетов) и превышающей физические возможности детского организма. Продолжительность такой работы у дошкольников должна составлять не более 30 минут.
Приемы пищи и личная гигиена являются обязательными компонентами режима детей любого возраста. В понятие режим питания входит строгое соблюдение времени приемов пищи и интервалов между ними, рациональная в физиологическом отношении кратность приемов пищи, правильное распределение количества и качества пищи по приемам. При несоблюдении интервалов между приемами пищи нарушается нормальная желудочная секреция, снижается аппетит. Дошкольники без отклонений в состоянии здоровья должны принимать пищу 4-5 раз в день с интервалом в 3,5-4 часа
Соблюдение рационального режима дня детьми и подростками способствует укреплению и улучшению состояния их здоровья, а также повышению эффективности учебной и воспитательной деятельности.
Рекомендации для родителей
«Организация режима дня в условиях семейного воспитания»
В современных условиях многие родители считают, что они могут дать своему ребенку гораздо больше знаний дома. В связи с этим они берут на себя большую ответственность. Воспитывая ребенка в домашних условиях надо понимать, что ребенок лишается полноценного общения со сверстниками в различных режимных моментах. Общения только на улице не достаточно.
Ребенок должен научиться взаимодействовать с другими детьми на занятиях, утренниках. Сейчас в детских садах уделяется большое внимание разностороннему развитию ребенка. Вот несколько простых правил для организации режима дня в условиях семейного воспитания:
1. Соблюдайте дома режим дня и питания, принятые в детском саду.
2. В домашних условиях хвалите ребенка за проявление самостоятельности, правильное выполнение гигиенических процедур, воспитывайте привычку к чистоте (умывание, летом мыть ноги перед дневным сном, следить за состоянием рук, мыть руки после прогулки, пользоваться туалетной бумагой, чистить зубы, полоскать рот после еды).
3. Соблюдайте режим прогулок. Давайте возможность ребенку во время прогулок много свободно двигаться. Введите семейную традицию занятий спортом.
4. Обеспечьте эмоциональный радостный фон жизни ребенка. Поддерживайте радостную атмосферу в семье. Сохраняйте традиции семейных праздников. Посещайте с ребенком театры. Концерты.
Цирк.
5. Для устранения и предупреждения нарушений в звукопроизношении проводите с ребенком игровые упражнения. Так же для развития фонематического слуха и речевого внимания применяются специальные игровые упражнения.
6. Давайте детям в домашних условиях, под контролем взрослого, вырезывать ножницами, шить иглой, лепить и так далее.
7. Много рассказывайте и показывайте детям, читайте художественную литературу.
Соблюдение этих правил родителями облегчит дальнейшую жизнь детям. Ведь ситуация может измениться и ребенку нужно будет пойти в детский сад. На этот случай он уже будет обладать элементарными навыками самообслуживания.
Источник: www.art-talant.org