Программа «Развитие» разработана сотрудниками Учебного центра Л. А. Венгера.
В ее основу, как указывают авторы, заложены два теоретических положения.
Первое — это теория А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития, перехода от утилитарного понимания дошкольного детства к его гуманистическому пониманию. Установка на «самоценность» подразумевает отсутствие какого бы то ни было насилия над ребенком, навязывания ему чуждых его интересам и склонностям видов деятельности и форм обучения. Жизнь ребенка может быть полноценной при условии, если oн чувствует себя не опекаемым, а «созидателем», открывающим для себя что-то новое, приобщающимся к миру взрослых. Согласно этой теории основной путь развития ребенка — это амплификации развития, т. е. его обогащение, наполнение наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности.
Второе — это концепция Л. А. Венгера о развитии способностей, которые понимаются как универсальные действия ориентировки в окружающем с помощью специфических для дошкольников средств решения задач. Основным при этом является построение и использование образов, соответствующих фиксированным в человеческой культуре формам отображения свойств предметов и явлений, их связей и отношений. В процессе восприятие — это образы, соответствующие сенсорным эталонам, общепринятым образцам внешних свойств (формы, цвета, величины и др.). В процессе наглядно-образного мышления и воображения они соответствуют различным видам наглядных моделей (схемам, чертежам, планам и т. п.). В основе программы «Развитие» — личностно-ориентированная модель воспитания, которая предполагает создание отношений сотрудничества и партнерства между взрослыми и детьми.
Программа развития ДОУ № 32
Цель: развитие умственных и художественных способностей ребенка, а также развитие специфических видов деятельности дошкольника.
В задачи программы входит развитие:
сенсорных способностей и усвоение символов, являющихся предпосылкой последующего развития познавательных и творческих, интеллектуальных способностей ребенка; развитие эмоциональной отзывчивости на средства художественной литературы, живописи, музыки;
способностей к наглядному моделированию;
элементов логического мышления.
Развитие у детей характерных для их возраста способностей проявляется в умении самостоятельно анализировать ситуацию, создавать идею будущего продукта и план ее реализации, в развитии децентрации.
Программа «Развитие» разработана для четырех возрастных групп: младшей, средней, старшей и подготовительной.
Технология программы «Развитие» требует установления новых взаимоотношений взрослых с детьми на основе личностно-ориентированной модели воспитания, предполагает использование новых форм и методов. Развивающее обучение характеризуется самостоятельным поиском ребенка в решении различных проблем, осмысленным усвоением знаний, формированием активности, самостоятельности.
Технология ТРИЗ
ТРИЗ — теория решения изобретательных задач. Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер. Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного — без множества пустых проб — решения изобретательских задач. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, так как решение изобретательских задач строится на системе логических операций.
Существенные характеристики программы развития школы
Технология Г. С. Альтшуллера в течение многих лет с успехом использовалась в работе с детьми на станциях юных техников, где и появилась ее вторая часть — творческая педагогика, а затем и новый раздел ТРИЗ — теория развития творческой личности.
В настоящее время приемы и методы технического ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления.
Цель ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. А также положение Л. С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.
Программа ТРИЗ для дошкольников — это программа коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий — ключ к творческому мышлению.
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. Обучение решению творческих изобретательных задач осуществляется в несколько этапов.
На первом этапе занятия даются не как форма, а как поиск истины и сути. Ребенка подводят к проблеме многофункционального использования объекта.
Следующий этап — это «тайна двойного» или выявление противоречий в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно.
Следующий этап — разрешение противоречий. Для разрешения противоречий существует целая система игровых и сказочных задач. Например, задача: «Как можно перенести воду в решете?» Воспитатель формирует противоречие, вода должна быть в решете, чтобы ее перенести, и воды не должно быть, так как в решете ее не перенести — вытечет.
Разрешается противоречие изменением агрегатного состояния вещества — воды. Вода будет в решете в измененном виде (лед) и ее не будет, так как лед — это не вода. Решение задачи — перенести в решете воду в виде льда.
На этапе изобретательства основная задача: научить детей искать и находить свое решение. Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового. Для этого детям предлагается ряд специальных заданий. Например, придумайте новый учебный стул, на котором вам хотелось бы сидеть. Придумайте новую игрушку и др.
Следующий этап работы по программе ТРИЗ — это решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов. Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности — игровую деятельность, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование и т. д.
На последнем этапе, опираясь на полученные знания, интуицию, используя оригинальные решения проблем, малыш учится находить выход из любой сложной ситуации. Здесь воспитатель только наблюдает, ребенок рассчитывает на собственные силы, свой умственный и творческий потенциалы. Ситуации могут быть разные, из любой области человеческой деятельности. Дети ставятся и в экспериментальные ситуации, где необходимо быстро принимать решения.
Программа ТРИЗ дает воспитателям и детям методы и инструменты творчества, которые осваивает человек независимо от своего возраста. Владея единым инструментом, дети и взрослые могут легче найти общий язык, понять друг друга.
Педагогика Марии Монтессори
Сущность педагогической теории М. Монтессори характеризуют три ведущих положения:
воспитание должно быть свободно.
воспитание должно быть индивидуально.
воспитание должно опираться на данные наблюдений за ребенком.
Обеспечение этих факторов — главная задача воспитания. Опираясь на данные физиологии, антропометрические характеристики детей от 3 до 7 лет, педагог находит средства, чтобы обеспечить и облегчить ребенку «его сложную внутреннюю работу психического приспособления, духовного роста Центральным моментом в идеях Монтессори является максимально возможная индивидуализация учебно-воспитательной деятельности, использование четко продуманной и умело инструментированной программы развития каждого ребенка.
В качестве составляющих педагогического процесса М. Монтессори выделила необходимость антропометрических измерений, организации окружающей среды, классной мебели, воспитание самостоятельности, упразднение соревнований между детьми, отсутствие наград и наказаний, правильное питание ребенка, гимнастика, воспитание чувств, развитие силы.
Огромное внимание привлекают дидактические материалы Монтессори и работа с ними. Игры, занятия, упражнения с дидактическими материалами позволяют развивать зрительно-различительное восприятие размеров, форм, цветов, распознавание звуков, определение пространства и времени, способствуют математическому развитию и развитию речи.
М. Монтессори предъявляла высокие требования к личности и профессиональным умениям педагога. Педагог в школе Монтессори воздействует на ребенка не прямо, а через дидактические материалы, опосредованно, но отчетливо представляет себе программу развития каждого ребенка.
Глубокий гуманизм воспитательной и образовательной системы М. Монтессори обусловлен необходимостью обучения, воспитания и развития ребенка, способного успешно действовать в обществе, быть достойным и самобытным гражданином страны.
Вальдорфская педагогика — это международное культурно-образовательное движение, основанное философом Рудольфом Штейнером.
Целью вальдорфской педагогики является создание равных условий для детей с различными способностями и социальным происхождением, развитие скрытых способности и свойств ребенка.
Подход к человеку как единому целому является главным педагогическим принципом на всех стадиях вальдорфской школы.
Процесс обучения строится в соответствии с возрастными особенностями ребенка и существенно изменяется при переходе от первого семилетия жизни ребенка ко второму и от второго — к третьему.
Педагоги и теоретики вальдорфской школы считают, что первая большая эпоха воспитания ребенка примерно до семилетнего возраста определяется тем, что в ребенке душа и дух еще не пришли к внутреннему самосознанию — они гораздо теснее, чем в дальнейшей жизни связаны с процессами телесного развития ребенка. Сознание ребенка и его переживания зависят от того, какие впечатления из окружающей жизни он воспринимает своими чувствами. Основная форма научения в этот период жизни — сначала непосредственное, а затем косвенное подражание. Подражательная деятельность влияет на развитие элементарных навыков, на формирование ориентировок в окружающем.
Один из принципов вальдорфской педагогики — принцип авторитета. Дети учатся в диалоге, но подражают тому, кому хотят, кто завоюет их доверие.
В вальдорфской школе и детском саду одинаковое внимание уделяется развитию мыслительной, эмоциональной и волевой сторон личности. Какие-либо предметы или виды деятельности не имеют преимущества перед другими. Наряду с теоретическими науками идут занятия прикладными и художественными видами деятельности, поскольку именно искусство рождает целостное мировосприятие, а образное мышление естественно для ребенка. Художественные дисциплины — живопись, скульптура, лепка, драматическое искусство, игра на различных музыкальных инструментах — занимают большое место в занятиях.
Вальдорфский детский сад существует на началах самоуправления: все важнейшие организационные вопросы решаются педагогическим коллективом и родителями. Над учреждением нет верхних управляющих инстанций. Одна из особенностей функционирования учреждений — роль родителей, которые знают свои обязанности и суть работы в рабочих группах и комитетах. Поэтому говорят, что вальдорфская педагогика всегда «вырастает снизу, а не строится сверху». В совместных учительско-родительских объединениях решаются вопросы строительства, проведения совместных праздников, отношения с государственными организациями.
Вопросы для самоконтроля
Дайте определение понятиям «гуманизация», «инновация», «технология».
Раскройте основные направления гуманизации содержания дошкольного образования.
Перечислите требования к организации педагогического процесса на основе принципа гуманизации.
Выделите структурные компоненты технологий обучения и воспитания.
Охарактеризуйте критериальный аппарат педагогических технологий.
Дайте сравнительный анализ видов инновационных педагогических технологий.
На основе анализа программ дошкольного образования выделите методы, и формы обучения и воспитания детей
Список литературы
Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. — 1989. — № 5.
Типовое положение о ДОУ / Дошкольное образование в России. — М., 1997. — С. 148—155.
Венгер, Л. А. А. В.Запорожец: Гуманизация дошкольного воспитания / Л. А. Венгер // Дошкольное воспитание. — 1990. — № 8.
Михайленко, Н. Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению содержания / Н. Михайленко, Н Короткова // Дошкольное воспитание. — 1992. — № 5—6.
Андреева, В. Проблемы обновления системы дошкольного образования на современном этапе / В. Андреева, Р. Стеркина // Дошкольное воспиатние. —1991. — № 11.
Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / под ред. Т. И. Ерофевой. — М., 1999.
Никитин, Б. П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры / Б. П. Никитин. — М., 1991. — 160 с.
Вариативные и альтернативные программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста / авт. сост. Т. И. Ерофеева [и др.]. — М., 1996. — 50 с.
Инновационные технологии дошкольного образования в современных социокультурных условиях / Г. В. Фадина [и др.]. — Балашов, 2004. — 64 с.
Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. — М., 1998
Источник: infopedia.su
Программа ‘Развитие’
Программа ‘Развитие’ имеет серьезное теоретико-экспериментальное обоснование. Авторы: Л.А. Венгер, О.М.Дьяченко, Н.С. Варенцова и др.
В ее основе лежат:
- концепция А.В. Запорожца об амплификации развития в дошкольном возрасте (его обобщение, наполнение наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности);
- концепция Л.А. Венгера о развитии познавательных способностей в дошкольном детстве через овладение сенсорными эталонами, наглядно-образными и знаковыми моделями;
- психологическая теория Л.С. Выготского, согласно которой наиболее существенная линия в развитии человека представлена становлением его сознания.
Именно сознание характеризует возможности познания человеком окружающей действительности и самого себя, возможности его саморегуляции, особенности его эмоциональной сферы на протяжении всей человеческой жизни. При этом существуют особые сензитивные периоды, когда определенные виды способностей развиваются наиболее успешно.
Любая культурная форма предполагает использование некоторого обобщенного способа действия, что дает возможность применять его к самому широкому классу задач. Это отличает способности от конкретных знаний и умений. Можно знать, какие бывают животные, и называть их, но не уметь проанализировать, почему то или иное животное ведет присущий ему образ жизни, как связан человек с живой природой.
Для ребенка-дошкольника основной путь развития — эмпирическое обобщение, т.е. обобщение своего собственного чувственного опыта. Эмпирические обобщения, как справедливо указывает В.В. Давыдов, опираются прежде всего на наглядные представления ребенка. Осуществляются такие обобщения с помощью образных средств: эталона, символа, условного заместителя, модели.
Первый вид детского опыта называется познавательным. Основная форма его организации — наблюдение и экспериментирование. На особую роль экспериментирования в развитии дошкольника справедливо указывает Н.Н. Поддьяков. Задача взрослого — создать условия для экспериментирования, помочь ребенку увидеть новое в знакомом.
Только затем взрослый помогает обобщить этот опыт, выделить то, что наиболее характерно для того или иного явления, и подводит детей к возможному обозначению. Способ обозначения не задается ребенку, он не формален для него, а открывается им как естественное обобщение его опыта с помощью взрослого.
Второй формой организации опыта ребенка является проживание им различных ситуаций. Проживание включает в себя не только опыт беспристрастного анализа действительности, но и опыт своего отношения к ней. Программа разработана для четырех возрастных групп: младшей, средней, старшей, подготовительной к школе.
Цель программы: развивать интеллектуальные и художественные способности дошкольников, которые авторы понимают как ориентировочные действия с образными средствами решения задач.
В основе развития познавательных способностей детей дошкольного возраста лежат действия наглядного моделирования: замещение, использование самих моделей и построение модели. Все действия наглядного моделирования на первых этапах своего развития осуществляются во внешнем плане, а позднее даже сложные задачи, в частности логические, решаются в основном в уме.
Внимание! На этой странице размещено описание устаревшего варианта программы «Развитие». Её новый, рабочий вариант смотрите здесь.
Раздел «Ознакомление с природой»
Цель и задачи. Помочь детям 4—5 лет понять богатство и многообразие взаимосвязей в природе, познакомить с нормами и правилам поведения по отношению к животным и растениям.
К 6 годам знакомить их с окружающей природой (ближайшей), помочь осознать первые простые закономерности: сменяемость времен года и изменения, происходящие в жизни растений и животных в зависимости от наступившего сезона.
Детей 6—7 лет знакомят с различными природными зонами, экосистемами и эволюцией жизни на Земле. Познавая природу и ее законы, ребенок начинает сознательнее относиться к ней. Так, в дошкольном возрасте закладываются основы экологической культуры. Направленная работа по ознакомлению с природой в детском саду не только закладывает у дошкольников основы последующего успешного освоения таких школьных предметов, как природоведение, география, биология, но и воспитывает экологически грамотного, мыслящего человека, который и во взрослой жизни будет осознанно и заботливо относиться ко всему живому и неживому на Земле.
Структурно-содержательная характеристика
Ознакомление с природой, включенное в программу «Развитие», — одно из средств развития разных способностей детей. Они обучаются простейшим формам символического отражения объектов природы, их состояния, изменения, взаимосвязей. В средней группе больше внимания уделяется сезонным явлениям, в старшей — растительному, а в подготовительной — животному миру.
Тем не менее дети посредством моделирующей деятельности познают связь организма со средой, знакомятся со связями в экосистемах, устанавливают связи между живой и неживой природой. В подготовительной к школе группе существенно расширяются представления детей — они знакомятся с природными поясами планеты и эволюцией жизни на Земле, с помощью моделей устанавливают связи между древними и современными животными и средой их обитания. Таким образом, можно сказать, что в программе имеется образовательная тенденция к экологическому воспитанию дошкольников.
Одним из путей специализации целенаправленного развития любознательности детей может служить, например, создание условий для детского экспериментирования (Н.Н. Поддьяков). Наблюдая на практике проявления различных природных закономерностей, дети приобретают интерес к их открытию, обнаружению общего в конкретных проявлениях действительности.
При работе над разделом «Развитие представлений об окружающем мире и себе» у воспитателей чаще всего возникают следующие трудности и ошибки.
Чрезмерное увлечение моделями, знаками может «иссушить» восприятие живой природы. Хорошо, когда идет активная деятельность детей вне занятий: наблюдения, труд в природе, экспериментирование и т.д.
На занятиях по ознакомлению детей с природой особенно важно дать возможность высказываться самим ребятам, ненавязчиво подводить их к правильным ответам, умению открывать как бы самостоятельно новые для себя знания, в основе которых лежит их собственный опыт.
Предметно-развивающая среда
В программе отмечается, что развитие ребенка зависит от того, где, в каком окружении он растет, кто его воспитывает и как организовано воспитание. Важно, чтобы в окружении ребенка находился стимулирующий его развитие материал трех типов: во-первых, использовавшийся в процессе специально организованного обучения; во-вторых, иной, но похожий (например, если на занятиях используются строительные детали разной формы красного цвета, то вне занятий — синего); в-третьих, свободный, т.е. позволяющий ребенку применять усвоенные средства и способы познания в других обстоятельствах.
В детских садах существуют разные возможности обеспечения детей материалами указанных типов. Организованная предметная среда предполагает гармоничное соотношение материалов, окружающих ребенка в детском саду, с точки зрения количества, разнообразия, неординарности, изменяемости.
Для уголка природы рекомендуется использовать групповую комнату, поместив в ней растения комнатные, характерные для различных времен года, природных зон экологических систем и т.п. Дидактические материалы, относящиеся к разделу (игры «Лото», «Домино», фильмы и т.п.), находятся «в кабинете». Все материалы должны быть доступны детям, но следует разграничивать места хранения использования материалов и их необходимо периодически обновлять.
В уголке могут быть животные. Постоянными обитателями могут стать рыбы и улитки в аквариуме, черепахи, морские свинки, птицы. Временными обитателями — еж, белка, кошка или собака, принесенные детьми из дома.
В групповой комнате желательны растения с красивыми листьями различной формы, цветущие, не требующие сложного ухода. Например, фиалка узамбарская, бегония Рекс, фуксия, бальзамин, традесканция или растения, характерные для различных времен года.
Необходимы краеведческие материалы: фотографии, картины, слайды, фильмы о природе родного края, а также минералы, гербарии растений, типичных для данной местности.
Объектами для экспериментирования могут быть: миски с водой и песком, камешки, плавающие и тонущие, металлические и неметаллические предметы, магнит, ветряные мельницы, соль, сахар, формочки, микроскоп, лупа и т.д.
Все материалы должны располагаться таким образом, чтобы дети могли самостоятельно проводить с ними простейшие опыты, делая выводы об их свойствах. На стенде можно поместить круговую диаграмму смены времен года. Следует также иметь специальный стенд, на котором сменяются материалы по различным темам: например, наборы картинок по разным климатическим зонам (пустыня, Арктика и т.п.), по экосистемам (лес, город и т.д). Там же постоянно находится модель древа эволюции.
Особенности организации работы специалистов ДОУ
Программа требует установления новых взаимоотношений взрослых с детьми на основе личностно-ориентированной модели воспитания, предполагает использование новых форм и методов. Не только воспитатели, но и родители включаются в развивающую общеобразовательную работу с детьми.
Организация работы во всех возрастных группах предполагает проведение занятий в подгруппах численностью 8—10 человек. В то время как одна подгруппа выполняет задание воспитателя, остальные дети под наблюдением помощника воспитателя заняты играми или самостоятельной деятельностью.
Полноценное овладение этой программой воспитателями предполагает не просто следование представленной в ней технологии, но и ясное понимание всего сложного комплекса психолого-педагогических оснований образовательной работы по этой программе. При реализации программы «Развитие» воспитатель может работать в режиме проектирования. Для воспитателя это прежде всего самостоятельный анализ ситуации: определение, на каком уровне находятся дети данной группы, как входят в программу; учет ресурсов дошкольного учреждения в плане оснащения занятий. Затем выбирается стратегия, т.е. конкретные способы реализации программы.
Реализуя задуманное, педагог осуществляет гибкое руководство, постоянно ориентируется на ребенка. Активное включение детей в поисковую ситуацию способствует организации их совместной деятельности. Для развития способности детей самостоятельно анализировать действительность, находить решения в новых неожиданных ситуациях воспитатель может успешно использовать детское экспериментирование.
Большинство занятий, особенно в младшей и средней группах, рекомендуется проводить в достаточно свободной форме: дети могут ходить по комнате, работать сидя или стоя за столами, располагаться вокруг одного стола и т.д. Длительность занятий, как правило, не должна превышать 15—20 мин в младшей группе и 20-—25 мин в остальных.
Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей: Обзор программ дошкольного образования. — М.: Сфера, 2009.
Источник: doshkolniki.org
Программа Развитие (основные положения)
Данная публикация знакомит читателей с основными направлениями работы по программе «Развитие» с детьми от трех до семи лет.
Специфика программы заключается в ее ориентации на развитие умственных способностей и творчества в дошкольном детстве.
Программа «Развитие» разработана сотрудниками Учебного центра Л. А. Венгера.
В ее основу, как указывают авторы, заложены два теоретических положения.
Первое – это теория А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития, перехода от утилитарного понимания дошкольного детства к его гуманистическому пониманию.
Второе – это концепция Л. А. Венгера о развитии способностей, которые понимаются как универсальные действия ориентировки в окружающем с помощью специфических для дошкольников средств решения задач.
В основе программы «Развитие» — личностно-ориентированная модель воспитания, которая предполагает создание отношений сотрудничества и партнерства между взрослыми и детьми.
Цель: развитие умственных и художественных способностей ребенка, а также развитие специфических видов деятельности дошкольника.
В задачи программы входит развитие:
сенсорных способностей и усвоение символов, являющихся предпосылкой последующего развития познавательных и творческих, интеллектуальных способностей ребенка; развитие эмоциональной отзывчивости на средства художественной литературы, живописи, музыки;
способностей к наглядному моделированию;
элементов логического мышления.
Программа «Развитие» разработана для четырех возрастных групп: младшей, средней, старшей и подготовительной.
Источник: geum.ru