Тренинги способствуют повышению уровня готовности студентов к адекватному поведению в конфликтных ситуациях на педагогической практике.
Можно адаптировать под занятия со школьниками.
Материалы взяты с различных интернет-ресурсов. Ссылки внутри.
Грязных Ольга Сергеевна
Содержимое разработки
Часто студенты, приходя на педагогическую практику, сталкиваются с конфликтными ситуациями, чтобы грамотно выходить из конфликта нужно обладать определенными навыками, чтобы разряжать обстановку.
Цель тренинга: повышение уровня готовности студентов к адекватному поведению в конфликтных ситуациях на педагогической практике.
Упражнение №1 «Тонущий корабль».
- разряжение обстановки между участниками тренинга;
- снятие напряжения перед тренингом;
- сплочение коллектива, развития желания в дальнейшем работать сообща.
Упражнение №2 «Чиновник» Цель: Показать студентам механизмы вовлечения человека в состояние внутриличностного конфликта, ознакомить их со способами предотвращения конфликта и выхода из него, научить их методам стрессоустойчивости. Участники игры: • Чиновник. • Начальник чиновника. • Представитель общественности. • Проситель. • Представитель местной мафии. • Жена чиновника. • Совесть чиновника. • Группа экспертов.
Разрешение конфликтов.Частотная программа.
В игре могут принять участие от 7 – 8 до 30 и более человек. Время: 30 минут. Игровая ситуация 1. Муниципальный отдел по аренде и использованию земли возглавляет некий чиновник.
Отдел получил распоряжение соответствующих городских властей, запрещающее использование детских, спортивных, игровых и иных площадок для каких-либо других целей (например, застройки, организации автостоянок и др.). Однако непосредственный начальник чиновника интерпретирует полученное распоряжение по-своему и требует от чиновника дать соответствующие указания на ликвидацию некой детской площадки.
Чиновник начинает выполнять указание начальника. 2. В это же время к чиновнику на прием приходят посетители: представитель общественности, который требует соблюдения закона и восстановления детской площадки; проситель, предлагающий взятку за предоставление ему в аренду очищаемой (освобождаемой) территории; представитель местной мафии, угрожающий чиновнику расправой, если искомая территория не будет передана его людям.
3. Окончив рабочий день, чиновник идет домой и с ним происходит следующее: диалог со своей совестью по поводу того, что произошло с ним за день; разговор с женой, которая недовольна его постоянными задержками на работе («дети без отца; жена без мужа»). В свою очередь, чиновника раздражает то, что его не понимают даже дома, в семье.
Порядок проведения игры: 1. Распределить все перечисленные роли среди студентов (роль чиновника распределяется только по желанию претендента). Назначить группу экспертов. 2. Игра начинается с разговора начальника с чиновником. Дальнейший порядок игры описан в «Игровой ситуации». 3.В ходе игры участники меняются ролями, привлекаются еще не вовлеченные непосредственно игроки.
Как вести себя в конфликте? // Управление эмоциями и методы разрешения конфликтов 16+
4. Высказывание экспертов и подведение итогов игры-тренинга. Методические замечания: очень важно проследить, чтобы участники правильно поняли, что требуется от них в этом упражнении. [ http://www.vashpsixolog.ru/correctional-work-school-psychologist/45-trainings/686-psychological-training-conflict-management] Упражнение №3 «Выход из контакта» Задачи: 1) выявить и зафиксировать в сознании приемы дистанционирования в общении.
2)зафиксировать элементы поведения участника, которые «знакомый» считывает как сигнал к продолжению разговора. Как выйти из контакта? Порой это сделать очень трудно, особенно, если Вы опаздываете на урок. Можно в качестве примера взять две ситуации, в которых будет показан правильный и неправильный выход из контакта.
Например, студент практикант спешит на свой открытый урок, и тут не вовремя вы сталкиваетесь с мамой вашего ученика и она начинает интересоваться успехами своего ребёнка. Для неё сверх важно узнать, как учится её ребёнок, а для вас сверх важно не опоздать на него. И в данной ситуации нужно уметь грамотно выйти из контакта, при этом не вызвать конфликта.
Чтобы правильно выйти из сложившейся ситуации нужно вежливо извиниться и корректно сказать что, к сожалению, вы опаздываете и вам срочно нужно идти и предложить поговорить в другое время удобное для обеих сторон. Пример неправильного выхода из контакта «Вы встретили не очень близкого знакомого, который заводит с вами разговор, расспрашивает о делах, семье, проявляет назойливость.
Вы вступаете в разговор, но, взглянув на часы, понимаете, что опаздываете и, не задумываясь, говорите что у вас нет времени на пустую трату времени. Чтобы провести процедуру выхода из контакта нужно разделить участников по парам и предложить одну из данных ситуаций для решения правильного и неправильного выхода. Комментарий: Оценку успеха можно провести в баллах от 1 до 10. Оценивает: 1)сначала каждый участник группы 2) а затем «знакомый». http://azps.ru/training/outgo.html Упражнение №4 «Мнение обо мне» Каждый участник сможет услышать мнение других о себе. Это «социальное эхо» помогает сориентироваться в коллективе.
Для его проведения нам понадобятся бумага и карандаши по числу участников.
1. Каждый участник пишет свое имя сверху на листе бумаги. Затем листы складываются вместе в стопку, перемешиваются и раздаются членам группы.
2. Все пишут короткие комментарии под именем на том листе, который им достался. Это может быть комплимент, вопрос или же личное мнение о данном человеке.
3. Все листы снова складываются в стопку, перемешиваются и заново раздаются участникам, которые опять пишут свои комментарии.
4. Те же действия повторяют еще раз.
5. Теперь на каждом листе написано по три комментария. Ведущий собирает все листы и по одному зачитывает их вслух. После каждого прочтения упомянутый участник может высказать свое мнение по следующим вопросам:
— Удивил ли меня чей-либо отзыв?
— Считаю ли я данные высказывания в мой адрес корректными?
— Хочу ли я ответить на заданный вопрос?
— Как я обычно чувствую себя, попадая в новый коллектив?
— Как я хочу выглядеть в группе?
— Моя восприимчивость — это, скорее, достоинство или недостаток? Вы можете прочитать комментарии, написанные на всех листах, а затем пригласить участников к обсуждению игры. http://iemcko.narod.ru/2533.html Упражнение №5 «Техника вежливого отказа» Инструкция: «Предположим, к вам пришел рекламный агент с целью вынудить вас что-нибудь купить или еще с каким-то подобным навязчивым намерением.
Вы торопитесь и, кроме того, совершенно не заинтересованы в том, что вам предлагается. Как быть? Выгнать – не удобно. А время идет. Рекламный агент специально обучен, действует расчетливо, используя все ваши слабые стороны. Нужно как-то решить эту проблему. У вас три цели: 1. Не потерять время. 2. Не выйти из себя. 3. Не поддаться на уговоры.
Предлагаем вам поиграть в эту игру в парах. Объединитесь, пожалуйста, в пары. Один из вас – рекламный агент, другой – сопротивляющийся клиент. Стратегия агента: всеми способами пытаться «зацепить клиента», не давать ему возможность повторять один и тот же «заезженный отказ», пытаться тем или иным способом переиграть его.
Стратегия клиента: отвечать таким образом, чтобы в ответе прозвучало «да» человеку: «Вы очень любезны», «Вы так внимательны и добры», и «нет» делу: «Спасибо, но я в этом не заинтересован». При попытках агента расширить каким-либо образом круг обсуждаемых проблем, чтобы все-таки навязать свою «игру» — применяется «принцип заезженной пластинки»: что бы ни говорил человек, ему с неизменной вежливостью повторяется одна и та же фраза, например: «Спасибо, но меня это не интересует».
Если коротко, то схема поведения клиента может быть сведена к трем пунктам: 1. Что вам надо? 2. Спасибо, вы очень любезны. 3. «Заезженная пластинка». Итак, попробуйте провести первый раунд этой игры. Во втором раунде поменяйтесь местами: пусть клиент станет агентом и наоборот». http://www.vashpsixolog.ru/correctional-work-school-psychologist/45-trainings/686-psychological-training-conflict-management
-82%
Источник: videouroki.net
Программа «Тренинг решения конфликтных ситуаций»
На современном этапе своего исторического и социально-психологического развития общество пришло к тому, что повсюду человек вовлекается в конфликты различного происхождения. Вследствие столкновения с конфликтом, он теряет намеченную цель, к которой была направлена его деятельность.
Данная программа представляет собой целевое воздействие, на личность молодежного лидера для преодоления сложности восприятия конфликтной ситуации как таковой и развития навыков поиска конструктивного разрешения сложившегося конфликта. Общее время прохождения программы — 3 часа 10 мин.
Программа предназначена для проведения групповых тренинговых занятий с участниками в возрасте от 17 — 20 лет.
Скачать:
Предварительный просмотр:
На современном этапе своего исторического и социально-психологического развития общество пришло к тому, что повсюду человек вовлекается в конфликты различного происхождения. Вследствие столкновения с конфликтом, он теряет намеченную цель, к которой была направлена его деятельность.
Данная программа представляет собой целевое воздействие, на личность молодежного лидера для преодоления сложности восприятия конфликтной ситуации как таковой и развития навыков поиска конструктивного разрешения сложившегося конфликта. Общее время прохождения программы — 3 часа 10 мин.
Программа предназначена для проведения групповых тренинговых занятий с участниками в возрасте от 17 — 20 лет.
Программа направлена на предоставление возможности участникам тренинга получить опыт моделирования, развития и регулирования конфликтной ситуации, с целью формирования умения конструктивного разрешения конфликта.
- обучение методам нахождения решения в конфликтных ситуациях;
- помощь участникам в умении не предвзято оценивать конфликтную ситуацию;
- корректировка поведения участников в сторону снижения их конфликтогенности (конфликтность в личностно-эмоциональной сфере);
- сплочение конкретного коллектива (в случае если все участники представляют один коллектив), развитие умений и навыков командного взаимодействия.
Ватманы – 6 шт., Ручки 10 шт., Маркеры- 4 шт., Нейлон- 10 м., Файлы- 1 уп., Краски- 1 уп., Глянцевая бумага – 1 пачка.
План тренинговой программы
Введение Приветственное слово тренеров
В общих чертах конфликт это — столкновение или борьба, враждебное отношение. Конфликтные ситуации изучает конфликтология. Если говорить более подробно, то конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны.
Конфликт — особое взаимодействие индивидов, групп, объединений, которое возникает при их несовместимых взглядах, позициях и интересах. В психологии конфликт определяется как отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами. Существуют различные причины конфликтов, например различные явления, факты, ситуации и .т.д., также причины могут быть социально политическими, экономическими, индивидуально-психологическими и т.д.
Упражнение на знакомство
Участники разбиваются на пары и в течение 10 минут беседуют со своим партнером, пытаясь узнать о нем как можно больше. Затем каждый готовит краткое представление своего собеседника. Главная задача — подчеркнуть его индивидуальность, непохожесть на других. После чего участники по очереди представляют друг друга.
Оценка ожиданий участников
Тренер предлагает участникам подумать о том, чего они ждут от занятий и записать это на цветных листиках, которые затем наклеивает на дерево ожиданий, заранее нарисованное на ватмане.
Принятие соглашений группы .
- Право говорящего,
- Правило поднятой руки,
- Право ведущего,
- Правило конфиденциальности,
- Безоценочность,
- «Стоп!»
Каждому члену группы предлагается продемонстрировать в заданной ситуации неуверенный, уверенный и агрессивный типы ответов. Ситуации можно предложить следующие:
•Друг разговаривает с вами, а вы хотите уйти.
•Ваш товарищ устроил вам встречу с незнакомым человеком, не предупредив вас.
•Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором.
•Ваш сосед отвлекает вас от интересного выступления, задавая глупые, на ваш взгляд, вопросы.
•Учитель говорит, что ваша прическа не соответствует внешнему виду ученика.
•Друг просит вас одолжить ему вашу какую-либо дорогостоящую вещь, а вы считаете его человеком не аккуратным, не совсем ответственным.
Для каждого участника используется только одна ситуация. Можно разыграть данные ситуации в парах. Группа должна обсудить ответ каждого участника.
( разминка, с целью выработки навыков сплоченных действий )
Участникам загадывается слово или фраза. Буквы, составляющие текст, распределяются между членами группы. Затем фраза должна быть сказана как можно быстрее, причем каждый называет свою букву, а в промежутках между словами все хлопают в ладоши
Когда мы говорим слово «Конфликт» у нас возникает определённый ряд ассоциаций, чувств. Давайте сейчас каждый скажет, с чем у него ассоциируется слово конфликт, какой образ подсказывает воображение?
Если это, то какая?
Хорошо, для чего мы выводили этот ряд ассоциаций?
Для того, чтобы управлять своим эмоциональным состоянием во время конфликта, надо определить характер этих эмоций, их глубину, степень влияния на поведение.
Возникновение и развитие конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация создается одним или несколькими субъектами социального взаимодействия и является предпосылкой конфликта.
— Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта. Следствиями и внешними проявлениями подобного осознания и связанных с ним эмоциональных переживаний могут быть: изменение настроения, критические и недоброжелательные высказывания в адрес своего потенциального противника, ограничение контактов с ним и т.д.
— Начало открытого конфликтного взаимодействия. Этот этап выражается в том, что один из участников социального взаимодействия, осознавший конфликтную ситуацию, переходит к активным действиям (в форме демарша, заявления, предупреждения и т.п.), направленным на нанесение ущерба «противнику». Другой участник при этом сознает, что данные действия направлены против него, и, в свою очередь, предпринимает активные ответные действия против инициатора конфликта.
— Развитие открытого конфликта. На этом этапе участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования. Вместе с тем они могут не осознавать собственных интересов и не понимать сути и предмета конфликта.
— Разрешение конфликта. В зависимости от содержания, разрешение конфликта может быть достигнуто двумя методами (средствами):педагогическими(беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т.п.) и административными (перевод на другую работу, увольнение, решения комиссий, приказ руководителя, решение суда и т. п.).
Фазы конфликта непосредственно связаны с его этапами и отражают динамику конфликта прежде всего с точки зрения реальных возможностей его разрешения.
Упражнение «Сглаживание конфликтов»
Группа делится на команды по три человека.
Задача каждой команды – придумать сценарий, в котором два человека представляют конфликтующие стороны, а третий – старается их примирить. Вам необходимо в течение пяти минут придумать конфликтную ситуацию и обыграть ее.
Вы являлись виновником конфликта. Что вы могли бы сделать для его разрешения.
Из свей команды выбираются 4 человека, среди них распределяются роли: директор банка, владелец сети супермаркетов, владелец косметической компании и директор телекомпании. (данные участники являются серьезными конкурентами)
Остальная часть группы делится на команды по 2 человека, их задача заключается в совершении нескольких сделок:
— заключить договор сотрудничества;
— провести совместное мероприятие;
— пустить рекламу на телевидении.
При этом все эти сделки совершаются со всеми 4 инстанциями. Поскольку они изначально конфликтны между собой, цель команд заключить сделки без конфликта, приводя доводы «За».
Участники тренинга размышляют о причинах, побуждающих людей вступать в открытые конфликты без попыток мирного урегулирования, о последствиях такой формы поведения.
Подведение итогов тренинга
Источник: nsportal.ru
Программа по разрешению конфликтных ситуаций для подростков «Мы — разные»
В современном обществе повышается внимание к проблемам конфликтов, которые возникают не только внутри семейных отношений, но и в группе сверстников.
Результаты соцопросов говорят о том, что только один из трех подростков не конфликтует с родителями. Несовершеннолетним присущи такие качества, как эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым. Кроме того, конфликт может быть вызван необходимостью защитить себя или удовлетворить свои потребности в ситуации, в которой растущий человек не видит иного выхода.
Публикация «Программа по разрешению конфликтных ситуаций для подростков „Мы — разные“» размещена в разделах
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Программа «Мы — разные» разработана на основе анализа этих проблем, возникающих у несовершеннолетних нашего учреждения.
Актуальность ее обусловлена тем, что осмысливая себя и окружающих, подросток протестует против ханжества взрослых, их мнимой праведности, при нередко лживых поступках. Таким образом, конфликтность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении.
Данная общеобразовательная программа направлена на совместную работу семьи и педагогов центра по повышению педагогической культуры родителей и созданию благоприятного климата в семье, а также снижению риска попадания детей в неблагоприятные для их развития условия, повышению уровня психолого –педагогической компетенции родителей.
Цель: Формировать умений эффективного поведения в конфликтных ситуациях, позитивного отношения воспитанников к своей семье, сверстникам.
Задачи:
Обучение методам нахождения решения в конфликтных ситуациях;
Коррекция своего поведение в сторону снижения конфликтности;
Развитие умения устанавливать и поддерживать дружеские отношения;
Научить ребенка понимать чувства и позицию других людей, а также
направлять его активность в позитивное русло;
Развитие способности адекватного реагирования на конфликтные
различные ситуации, развитие умения предупреждать конфликты;
Установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества
родителей и ребенка;
Выработка образа семьи, формирование семейных традиций.
Методика и технология реализации:
Программа состоит из 2 разделов, каждый из которых включает в себя диагностическую и профилактическую работу. (77 часов):
1. Я среди сверстников (31 час)
2. Я и мои родители (46 часов);
Каждый из разделов представляет собой цикл занятий. Общий объем занятий составляет 77 часов, из них 39 часов теоретических занятий, 27 практических (продолжительность каждого занятия составляет 1 академический час длительностью 45 минут) и предполагают совместные мероприятия родителей вместе с детьми, согласно плану работы по конфликтной ситуации в семье.
Целевая группа: воспитанники учреждения в возрасте от 3 до 18 лет, родители.
Форма обучения: консультация, беседа, анкетирование, тестирование, методика, мини — лекция, тренинг, раздача буклетов и памяток.
Режим занятий: 1 раз в неделю, для всех видов занятий устанавливается академический час продолжительностью от 30 до 45 минут.
Состав исполнителей: педагоги-психологи и социальные педагоги социально реабилитационного центра для несовершеннолетних, имеющие высшее и среднее профессиональное образование, образовательный центр указанных лиц подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Материальное обеспечение курса, технические средства обучения и контроля: уютно оборудованная комната для проведения занятий, художественные материалы и канцелярские принадлежности (ручки, карандаши, маркеры, бумага, ватман, краски для рисования, ножницы, клей. скотч, кнопки, скрепки) компьютер-ноутбук, экран, мультимедиа проектор, музыкальный проигрыватель, копировальная техника для размножения раздаточных материалов, анкет и прочего.
Понимание того, что может послужить причиной конфликта;
Умение выбирать способ поведения в конфликтной ситуации;
Формирование навыков управления эмоциями в ситуации общения с
Освоение техник конструктивного решения в межличностных
Получение обратной связи между детьми и их родителями, уважение и
понимание другого, выражение своих чувств.
Публикации по теме:
Конспект занятия «Машины разные нужны, машины разные важны» Задачи: Расширять словарь детей по теме «специальный транспорт». Учить выделять термин «слово» и выделять слова из прочитанного текста.
Физкультурное развлечение «Мамы разные важны, мамы разные нужны» Цель: Создать условия для благоприятного климата взаимодействия детей с родителями. Задачи: Стимулирование родителей и детей к активному.
Информационно-творческий проект «Мамы разные нужны, мамы разные важны» Краткая аннотация проекта. Основными методами и приёмами проекта являются: беседы, чтение художественных произведений, знакомство с пословицами.
Конспект НОД «Мамы разные нужны, мамы разные важны» в старшей группе Задачи: •Закрепить знания о труде мамы дома и на работе. •Воспитывать чувства любви, уважения и заботы к женщинам и девочкам. •Упражнять.
Консультация для педагогов и родителей «10 шагов по разрешению конфликтов между детьми» Подготовила: Лапина Ольга Сергеевна «Давайте жить в мире, давайте играть вместе…» Умение разрешать конфликты – это, наверное, главный навык,.
Методическая разработка для педагогов «Из опыта работы педагога-психолога по разрешению конфликтных ситуаций в ДОУ» Из опыта работы педагога-психолога по разрешению конфликтных ситуаций в ДОУ Педагог-психолог МБДОУ ЦРР детского сада №179 «Алиса» г. Ульяновска.
Психосексуальное развитие подростков Психосексуальное развитие — один из важных аспектов индивидуального психического развития человека. Оно охватывает первые четыре возрастных.
Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны!» Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны!» Дети знают, что их мамы работают, но и мало знают где и кем. Так нам в голову и пришла.
Суицидальное поведение подростков Долгие годы проблема подростковых и юношеских самоубийств замалчивалась и была под запретом. Считалось, что самоубийством кончают жизнь.
Эмоциональные отклонения у подростков ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ ЗАРУБЕЖНЫМИ И ОТЕЧЕСТВЕННЫМИ ПСИХОЛОГАМИ В работе произведено теоретическое исследование.
Источник: www.maam.ru