Программа ранней помощи это

Некоторые дети в силу определенных обстоятельств развиваются иначе или же не так быстро, как остальные. Чтобы помочь таким детям и семьям, в которых они растут, была создана система раннего вмешательства. О том, как работает эта система, нам рассказала Лариса Витальевна Самарина, директор АНО ДПО «Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства» и руководитель экспертного совета Ассоциации профессионального сообщества и родительских организаций по развитию ранней помощи.

В России эта система известна как «система ранней помощи»; она развивается в нашей стране с 1992 года и сейчас постепенно внедряется повсеместно на государственном уровне.

Кому и где оказывают помощь

Ранняя помощь оказывается детям в возрасте от рождения до 3 лет и их семьям. Она показана разным группам детей. В первую очередь в ранней помощи нуждаются дети с выявленным отставанием или нарушением развития в одной или нескольких областях (речевой, двигательной, познавательной, эмоциональной, в самообслуживании). Отставание или нарушение может быть выявлено специалистом или самими родителями — для этого они могут воспользоваться скринингом развития.

О Программе ранней помощи

Также ранняя помощь требуется детям, у которых есть медицинский диагноз, который, скорее всего, приведет к нарушению развития (церебральный паралич, нарушения зрения, слуха, неврологические заболевания, генетические синдромы); детям со статусом «инвалид», с трудностями в поведении и, наконец, любым детям, родители которых обеспокоены их развитием.

Уточнить, есть ли в вашем регионе подразделение системы ранней помощи, можно на сайте Ассоциации профессионального сообщества и родительских организаций по развитию ранней помощи. Услуги ранней помощи в муниципальных и государственных учреждениях оказываются бесплатно.

Сценарий оказания ранней помощи

На первичном приеме (куда нужно прийти с документами) специалисты производят первичную оценку развития ребенка, беседуют с родителями и совместно с семьей принимают решение о том, нуждается ли ребенок и его родители в услугах ранней помощи.

Оценка необходима для составления индивидуальной программы ранней помощи (ИПРП). Чтобы провести оценку, необходимо 3–4 раза встретиться с семьей. Специалисты собирают информацию о ребенке, о том, насколько он развит, как взаимодействует с окружающим миром, о том, какие факторы влияют на его жизнь.

Индивидуальная программа разрабатывается специалистами совместно с родителями, которые рассказывают о своих первоочередных потребностях и возможностях. Программа рассчитана на срок от 6 месяцев до 3 лет. Она нужна ребенку — для развития у него навыков, необходимых в повседневной жизни, — и родителям — чтобы научиться поддерживать ребенка правильно.

Следующий этап — реализация ИПРП: периодические встречи с ребенком и его родителями (1–2 раза в неделю в течение всего срока программы). На встречах специалисты организуют совместную деятельность родителей и ребенка, чтобы помочь им научиться развивать у малыша новые жизненные навыки. Один раз в 3 месяца проводится промежуточная оценка достижения целей, поставленных в ИПРП; специалисты обсуждают с родителями дальнейшие шаги. В ходе итоговой оценки результатов ИПРП учитываются не только уровень развития ребенка, но и его общение с людьми, взаимодействие с окружающим миром и изменение качества жизни семьи. Важно, чтобы родители осознали, какие сильные стороны, способности и потребности есть у их малыша.

Отзыв о программе Ранней помощи

Завершение индивидуальной программы происходит, если:

  • все цели достигнуты, факторы риска устранены, ребенок и его семья больше не нуждаются в услугах специалистов ранней помощи;
  • ребенок пошел в детский сад;
  • ребенок достиг возраста 3 лет;
  • семья принимает решение о прекращении реализации программы;
  • по иным причинам, которые могут препятствовать реализации программы.

Специалисты ранней помощи помогают ребенку пойти в детский сад или в школу: помогают родителям собрать и оценить информацию об образовательном учреждении, в том числе консультируют семью до тех пор, пока ребенок не адаптируется к новым условиям жизни (до 6 месяцев).

13 принципов ранней помощи

1. Жизнь ребенка в семье

Полноценное развитие ребенка невозможно без постоянных близких отношений, которые складываются в семье. Поэтому основная задача ранней помощи — поддержать родителей и обеспечить жизнь ребенка в семье. Порой дети оказываются в специализированных учреждениях, где полноценное развитие для них невозможно. Семейноцентрированность — одна из ценностей ранней помощи.

Читайте также:
Так или иначе программа

2. Раннее выявление и раннее начало

Чем быстрее у ребенка будет выявлено то или иное отставание в развитии или его нарушение, тем больше шансов предотвратить вторичные осложнения. Например, ранняя диагностика нарушений слуха позволяет ребенку овладеть речью. Первые годы жизни являются критическими для развития, поэтому помощь должна начаться как можно раньше.

3. Междисциплинарный подход

С семьей работает междисциплинарная команда специалистов (психолог, специальный педагог, учитель-логопед, инструктор-методист по адаптивной физической культуре, социальный педагог, педиатр, физический терапевт, эрготерапевт). Это позволяет удовлетворять специфические потребности ребенка и его родителей во всех областях жизни, выработать индивидуальную единую программу поддержки семьи.

4. Родитель входит в состав междисциплинарной команды

Родители — активные участники программы ранней помощи, а не пассивные получатели услуг. Они формулируют запрос, при поддержке специалистов учатся помогать себе и ребенку, принимают ключевые решения. Их мнение важно для специалистов, которые работают с семьей.

5. Опора на сильные стороны ребенка и семьи

Традиционная диагностика направлена на выявление негативных отклонений от нормы, определяет проблемы, фокусируется на «дефектах». Задача оценки в ранней помощи — определить ресурсы ребенка, его сильные стороны и возможности развития. Точка отсчета здесь — не столько сравнение с «нормой», сколько индивидуальные потребности и возможности семьи. Это подчеркивает значимость собственных достижений в развитии, позволяет максимально реализовать имеющийся потенциал.

6. Динамическая оценка

Она постоянно дополняется и корректируется в ходе работы, так как проводится регулярно.

7. Акцент на коммуникацию

Человек любого возраста нуждается в способе выражать свои чувства и желания, в том, чтобы быть услышанным и понятым. Поэтому поддержка и развитие коммуникации являются целью и средством программ ранней помощи. С одной стороны, ребенок получает возможность освоить вербальную речь или альтернативные способы общения. С другой — его поле для развития расширяется. Общение делает освоение навыков более осмысленным и целенаправленным.

8. Нормализация жизни

Это одна из глобальных целей программ ранней помощи. Нормализация жизни — максимальное приближение жизни семьи с ребенком с нарушениями к жизни других семей с типично развивающимися детьми, проживающих рядом с ними, возможность большей независимости ребенка в будущем.

9. Позитивный образ ребенка и родителя

Каждый ребенок способен развиваться, у каждого есть свои сильные стороны, что-то, что вызывает симпатию, любовь и уважение к нему. Поэтому специалисты ранней помощи общаются с ним так, чтобы дать ему возможность «увидеть себя через других», почувствовать радость и уверенность в себе, а родителям — ощутить себя хорошими родителями.

10. Открытость

Служба ранней помощи отвечает на любой запрос любой семьи, которую беспокоит развитие ребенка.

11. Доступность

Важно, чтобы подразделение ранней помощи располагалось в доступном месте, куда несложно добраться родителям и откуда самим специалистам будет легко выходить на дом. Принцип доступности предполагает также бесплатность программ ранней помощи или их невысокую стоимость для семей.

12. Научность и доказательность

Программы ранней помощи строятся на соединении результатов современных исследований, использовании научно-обоснованных методов с учетом экспертного мнения специалистов и семей.

13. Построение отношений

В системе ранней помощи отношения выстраиваются между всеми участниками процесса: между родителями и ребенком, родителями и специалистами. От их качества зависит успех работы. Поэтому специалисты должны поддерживать родителей в их усилиях помочь ребенку. Отношения ребенка с родителями — «транспорт» для ранней помощи: они организуют развитие ребенка и они же — основа для работы.

Источник: www.defectologiya.pro

Что такое служба ранней помощи и кому она помогает: вся полезная информация собрана в одном месте

Что такое служба ранней помощи и кому она помогает: вся полезная информация собрана в одном месте

Если у ребенка после рождения обнаружили нарушения развития или есть риск их возникновения, необходимо как можно скорее обратиться за помощью к специалистам. Чем быстрее родители начнут получать услуги службы ранней помощи, тем больше шансов исправить нарушение или минимизировать его последствия. Столичный Департамент труда и соцзащиты подготовил специальную онлайн-страницу, на котором собрана самая полезная информация об оказании ранней помощи малышам.

Ранняя помощь — это комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг для детей от 0 до 3 лети их родителей. Реабилитологи, дефектологи, семейные психологи и другие специалисты объединяют свои усилия, чтобы помочь семье справиться с диагнозом ребенка, а малышу — развиваться по возрасту.

Универсальных правил в решении этой задачи нет — для каждого маленького человека в соответствии с его особенностями развития разрабатывается индивидуальная программа ранней помощи.

Сегодня в Москве раннюю помощь оказывают в следующих центрах:

  • Научно-практический центр медико-социальной реабилитации инвалидов имени Л. И. Швецовой,
  • Центр комплексной реабилитации инвалидов «Бутово»,
  • Центр социальной поддержки и реабилитации детей-инвалидов «Роза ветров»,
  • Московский городской центр реабилитации,
  • Комплексный реабилитационно-образовательный центр,
  • Школа-интернат № 1 для обучения и реабилитации слепых,
  • Благотворительный фонд «Адели»,
  • Благотворительный фонд «Подари солнечный свет» ,
  • Центр реабилитации инвалидов «Наш солнечный мир»,
  • Центр социальной поддержки и реабилитации детей-инвалидов «Семь-Я».
Читайте также:
Вирус который сам устанавливает программы

Почему важно начинать коррекцию на самых ранних этапах? Дело в том, что изменениям лучше всего поддается то, что находится только в начале своего формирования. В течение первых трех лет в организме человека закладываются процессы, от которых зависит его будущее развитие — двигательное, интеллектуальное, социальное.

Если эти процессы формируются неправильно, их можно поправить или скорректировать, пока они не стали необратимыми. Поэтому специалисты призывают взрослых не надеяться, что ребенок их «перерастет», а обращаться за помощью как можно раньше.

Также не менее важное направление работы службы ранней помощи — поддержка родителей. Часто, столкнувшись с болезнью малыша, взрослые теряются. А ведь от того, как они воспринимают ребенка, как заботятся о нем, во многом зависит результат реабилитации. Специалист взаимодействует с ребенком только на приеме, а родители — круглые сутки, и все это время они могут и должны продолжать реабилитацию, встраивая ее в повседневную жизнь.

Психологи и другие члены команды службы ранней помощи помогают семье справиться с растерянностью, учат правильно взаимодействовать с малышом, работают над укреплением внутрисемейных отношений. Только совместными усилиями взрослых можно оказать эффективную помощь маленькому человеку и минимизировать риск развития инвалидности в будущем — каждый случай индивидуален и требует различных решений.

Подробно о том, что такое ранняя помощь, из чего она состоит, как организована, можно узнать на специальной странице столичного Департамента труда и соцзащиты. Здесь же вы найдете контакты организаций, оказывающих услугу ранней помощи, прочитаете истории маленьких подопечных, рассказанные их родителями, и получите ответы на многие вопросы.

Баннер с контактной информацией о социальной поддержке москвичей

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Источник: dszn.ru

Что такое ранняя помощь?

Ранняя помощь (раннее вмешательство) – это технология оказания помощи и поддержки детям, имеющим функциональные нарушения. Раннее вмешательство может иметь коррекционный или профилактический характер, т.е. либо преодолевать сложившиеся проблемы, либо предупреждать их возникновение в будущем.

Цель и задачи ранней помощи (раннего вмешательства):

  • Выявление и диагностика нарушений в развитии у детей раннего возраста.
  • Оказание психолого-медико-педагогической помощи детям в возрасте от рождения до 4 лет с нарушениями в развитии (врождённые пороки развития, генетические нарушения, психоэмоциальные и психоневрологические нарушения, инвалидность) или высокой степенью риска появления нарушений для содействия их оптимальному развитию и адаптации в обществе.
  • Содействие в социализации детей и их семей.

Ранняя помощь (раннее вмешательство) направлено:

  • на профилактику инвалидности ребёнка через создание условий для нормализации жизни ребёнка;
  • на минимизацию отклонений в развитии (профилактика вторичных и третичных нарушений) с целью максимальной адаптации детей в обществе.

Программы раннего вмешательства включают в себя весь процесс, начиная с выявления проблем в развитии ребёнка, проведение междисциплинарной оценки, проведение программ терапии и поддержки, и заканчивая процессом перехода ребёнка в дошкольное (или иное) учреждение.

Раннее выявление нарушений развития является условием ранней помощи, предупреждающей появление вторичных осложнений. Так, например, ранняя диагностика нарушений слуха позволяет начать своевременную поддержку и тем самым дает возможность ребёнку, не упуская критический период, овладеть речью.

Существует ряд условий, на основе которых строятся передовые практики программ раннего вмешательства, признанные наиболее эффективными для развития младенцев и детей первых лет жизни:

А. Услуги семейно-центрированы и ориентированы на особенности каждой семьи.

Термин «семейно-центрированные программы» означает, что вся деятельность и рекомендации специалистов направлены на поддержку семьи и усиление способностей семьи в обеспечении лучшего развития и обучения для их ребёнка. Цель программ раннего вмешательства – отвечать на запросы семей относительно их детей, их сильных и слабых сторон, потребностей и стилей развития и обучения. Важным требованием к предоставлению услуг раннего вмешательства является способность команды специалистов выстроить программу для каждой конкретной семьи с учётом её культуры, уникальности её ситуации, предпочтений, ресурсов и приоритетов.

Семья обеспечивают ежедневный контекст, в котором ребёнок растет и развивается. Поэтому именно семья, в большей степени, чем отдельный ребёнок, является первичным получателем услуг раннего вмешательства, в той степени, как она сама этого желает.

Б. Услуги направлены на развитие ребёнка в естественной среде.

Эффективные программы раннего вмешательства строятся на теоретических, эмпирических и клинических моделях детского развития. Практика раннего вмешательства, целью которого является оптимальное развитие ребенка, подразумевает активное исследование ребёнком окружающего мира, получение разнообразного опыта, взаимодействие с окружающими взрослыми и участие в различных мероприятиях, соответствующих возрасту ребёнка, его когнитивному уровню, интересам, а также пожеланиям и приоритетам его семьи.

Раннее вмешательство должно проводиться в естественной среде, которая обеспечивает ежедневный опыт, а также успешную коммуникацию с близкими людьми. Обучение в естественной среде максимально гарантирует приобретение ребёнком функциональных навыков и обеспечивает генерализацию вновь приобретенных навыков в естественный, ежедневный контекст.

Читайте также:
Программа где фотографии оживают и поют

Семья является наиболее оптимальной (полноценной) средой для ребёнка. Без постоянных близких отношений, которые могут быть обеспечены только в семье, полноценное развитие ребёнка невозможно.

3. Услуги охватывают все стороны жизни и развития ребёнка, программы скоординированы и построены на принципах командной работы.

Скоординированные услуги, направленные на развитие всех сторон развития и жизни ребёнка, проводимые командой профессионалов службы раннего вмешательства, помогают избежать фрагментации и нестыковок в системе услуг, направленных на поддержку семьи и ребёнка.

В последние годы много говорят о командной модели работы, которая нужна в тех случаях, когда различные специалисты работают с ребёнком в соответствии с его потребностями. Модели командной работы различаются по природе коммуникации, вклада и сотрудничества, вовлеченных во взаимодействие специалистов – членов команды.

Междисциплинарная командная работа является наиболее эффективной моделью, позволяющей удовлетворять специфические потребности детей и семей. В системе раннего вмешательства работа междисциплинарной команды направлена на совместную разработку индивидуальных программ развития, ориентированных на потребности и возможности каждого конкретного ребёнка и его семьи.

Служба ранней помощи (раннего вмешательства):

Служба ранней помощи – это служба помощи детям раннего возраста с нарушениями развития или риском их возникновения и их семьям, в которой работает междисциплинарная команда специалистов. Междисциплинарная команда отвечает потребностям ребёнка и семьи. Команда состоит как минимум из четырёх специалистов, представляющих различные дисциплины.

При необходимости для удовлетворения потребностей ребёнка и семьи в состав команды могут быть привлечены внешние специалисты. Специалисты имеют высшее профильное образование и прошли постдипломное обучение в области раннего вмешательства. Специалисты имеют знания и умения для проведения оценки; планирования, осуществления и мониторинга программы помощи; ведения беседы; индивидуального и группового консультирования (в рамках своей дисциплины), коррекционного взаимодействия с детьми.

Формы работы в службах:

  • Первичный приём – формулирование запросов родителей, определение общей картины состояния семьи.
  • Первичное обследование – первичная диагностика ребёнка и включенности семьи по установленным показателям.
  • Консультирование родителей (индивидуальное или коллегиальное):

— информационная помощь семье;

— психологическая помощь, направленная на поддержку их адаптации к состоянию ребёнка и коррекцию детско-родительских отношений;

— педагогическая помощь, направленная на освоение родителями адекватных средств общения с ребёнком, способов обучения и воспитания.

  • Индивидуальная работа с ребёнком – психолого-медико-педагогическая помощь, направленная на повышение функциональности и познавательной компетентности ребёнка, формирование навыков саморегуляции и социального взаимодействия.

  • Групповая работа с детьми — психологическая и педагогическая помощь, направленная на повышение функциональности и познавательной компетентности ребёнка, формирование навыков саморегуляции и социального взаимодействия, осуществляемая на основе разработанной специалистами программы.

  • Работа с родителями – информационная, психологическая и педагогическая помощь, направленная на поддержку их адаптации к состоянию ребёнка, коррекцию детско-родительских отношений, освоение родителями адекватных средств общения с ребёнком, способов обучения и воспитания.

  • Домашнее визитирование – психологическая и педагогическая помощь, направленная на поддержку их адаптации к состоянию ребёнка, коррекцию детско-родительских отношений, освоение родителями адекватных средств общения с ребёнком, способов обучения и воспитания, осуществляемая на дому по добровольному желанию родителей.

  • Междисциплинарные оценки развития и включённости – оценка динамики развития ребёнка и включенности родителей в процесс развития/воспитания ребёнка группой специалистов.

При выявлении нарушения и оказании комплексной помощи с первых месяцев жизни:

  • у 25-30% детей с органическим поражением ЦНС удаётся:
  • к 1,5 годам нормализовать темп и ход психического развития;
  • к 3 годам обеспечить возможность посещать массовые ДОУ;
  • у 70-75% детей с органическим поражением ЦНС удаётся предупредить развитие выраженных нарушений;
  • 25% детей с тяжёлыми нарушениями слуха к 6-7 годам достигают уровня общего и речевого развития, близкого или равного возрастной норме.

Кроме того, ранняя помощь (ранее вмешательство) обеспечивает:

  • максимально широкий охват детей с проблемами в развитии на ранних этапах онтогенеза;
  • преодоление разрыва между моментом определения первичного нарушения в развитии ребёнка и началом оказания комплексной медико-психолого-педагогической помощи, а также консультативной помощи родителям;
  • предупреждение возникновения вторичных по своей природе нарушений в развитии у детей, максимальную реализацию реабилитационного потенциала и тем самым максимально возможное снижение уровня риска социальной недостаточности ребёнка;
  • максимальное раскрытие возможностей и реабилитационного потенциала семьи в оказании помощи и поддержки ребёнку;
  • для значительной части детей с ограниченными возможностями здоровья включение в общий образовательный поток (интегрированное обучение) на более раннем этапе возрастного развития (в дошкольном возрасте), что исключает для этих детей необходимость дорогостоящего специального школьного образования.

Система раннего вмешательства обладает не только высокой социальной, но и экономической эффективностью – 1 руб., вложенный в раннюю помощь детям, окупается экономией в 10 рублей в школьном возрасте.

Источник: www.downsyndrome.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru