1.1 Функционирование систем ранней коррекционной помощи детям с
нарушениями развития за рубежом
Впервые вопрос о необходимости ранней коррекционной помощи, или
раннего вмешательства (“early intervention”) встал в зарубежной специальной
педагогике. Это было обусловлено как развитием социально-культурных
факторов, так и совокупностью важнейших идей, получивших наибольшую
поддержку и распространение и определивших способы постановки
практических целей и задач.
В мировой практике наиболее известны следующие программы ранней
диагностики и ранней помощи: Коннектикутский тест «Обследование
развития новорожденных и детей до трех лет», Каролинский учебный план для
детей от рождения до пяти лет, Гавайский профиль раннего обучения,
2
Волосовец Т.В.. Состояние и перспективы развития системы ранней помощи детям в России /
Дефектология. – 2003. № 4. – С. 4.
вмешательства.
Конгресс
принял
Денситометрия и остеопороз: ранняя диагностика коварной болезни
поправки
к
дей-
ствовавшему в то время закону об образовании инвалидов, регулирующему
деятельность всех общественных институтов, и дополнил его частью,
касающейся детей от рождения до трех лет, у которых соответствующими
диагностическими методами обнаружены задержки в развитии в одной или
нескольких областях: познавательном развитии, развитии движения, языка и
речи, самообслуживания, социальном и эмоциональном развитии, а также тех
детей, которые живут в условиях высокой вероятности задержки в развитии
(Public Law, 1986).
На уровне отдельных штатов раннее вмешательство стало приобретать
статус социальной системы. Так, в Калифорнии для детей нарушениями
развития в возрасте до трех лет действует программа «Ранний старт» (
Early
Start Program)
.
Департамент служб развития Калифорнии через эту программу
взаимодействует с некоммерческими организациями, которые называются
Региональные центры для детей с нарушениями. Всего существует 21 такой
центр. В этих центрах осуществляется оценка уровня развития детей и
нуждаемость в специальной помощи, междисциплинарной командой
разрабатывается Индивидуальный план помощи семье (
Individualized Family
Service Plan
— IFSP). В плане отражаются коррекционные мероприятия, в
которых нуждается ребенок, при этом учитывается мнение родителей. Помощь
осуществляется на дому, в естественной для ребенка обстановке. Услуги
предоставляются бесплатно. Права детей с нарушениями развития и их
родителей закреплены законодательно, родители имеют право участвовать в
обследовании ребенка, знакомиться с результатами обследования, участвовать
в обсуждении и составлении индивидуальной программы развития.
Приоритеты семьи являются решающими при разработке коррекционных
мероприятий, то есть осуществляется семейно-центрированный подход. В
Ранняя диагностика нарушений развития младенцев
работу вовлечены все члены семьи. Раз в год проводится собрание
междисциплинарной команды специалистов для подведения итогов работы по
раннему вмешательству и корректировки Индивидуального плана помощи
семье.
Источник: dereksiz.org
Программа ранней диагностики развития тандем это
Ранняя диагностика и ранняя педагогическая помощь являются актуальными проблемами современной специальной дошкольной педагогики, в России и за рубежом. В настоящее время разработаны программы ранней диагностики и ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии.
Известные в мировой практике программы ранней помощи: Коннектикутский тест «Обследование развития новорожденных и детей до 3 лет», Каролинский учебный план для детей от рождения до 5 лет, Мюнхенская функциональная диагностика, Программа ранней диагностики развития «ТАНДЕМ» (Голландия), Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маккуэри» (Австралия). В России также имеется ряд методических разработок ученых (Е.М.Мастюковой, Е.А.Стребелевой, Н.Ю. Боряковой и др.), представляющих программы ранней диагностики и психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии.
В России система ранней диагностики и коррекции недостатков применяется к детям с выраженными клиническими нарушениями, а за рубежом имеется позитивный опыт применения различных программ ранней диагностики к детям с нерезко выраженными отклонениями в развитии. Исследования зарубежных и отечественных ученых показали, что своевременная коррекционная помощь ребенку позволяет достичь оптимального возрастного уровня и определяет меру интеграции детей в обществе. Программы ранней помощи планируют коррекционно-педагогическую деятельность по следующим направлениям: оценка зоны актуального развития ребёнка; психологическое консультирование, специальная система образования, организация развивающей среды для детей раннего детства; сенсомоторное развитие младенца.
Успешность реализации программ ранней помощи определяется по следующим критериям:
1. время проведения ранней диагностики — эффективным периодом является период с первых дней жизни ребенка до трех месяцев;
Источник: pedlib.ru
Презентация на тему Медико-социально-педагогический патронаж и ранняя комплексная помощь детям группы риска. (раздел 3, тема 9)
с отклонениями в развитии и осуществляемых в процессе согласованной («командной») работы специалистов разного профиля
представляет собой единство диагностики, информационного поиска и помощи в выборе образовательного маршрута, проектирования индивидуальных реабилитационных программ, первичной помощи в реализации планов
Слайд 5Основы МСП-патронажа
Слайд 6Направления деятельности МСП-патронажа
Слайд 7Направления деятельности МСП-патронажа
Слайд 8Направления деятельности МСП-патронажа
Слайд 9Оценка эффективности деятельности МСП-патронажа
Слайд 10Процесс предупреждения (профилактики) инвалидности
Под предупреждением инвалидности
понимается осуществление комплекса мер, направленных на профилактику
возникновения физических, умственных, психических и сенсорных дефектов (профилактика первого уровня) или на предупреждение перехода дефекта в постоянное функциональное ограничение или инвалидность (профилактика второго уровня)
(Стандартные правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 г)
Слайд 11 Ранняя диагностика и ранняя педагогическая помощь
являются актуальными проблемами современной коррекционной педагогики как
в России, так и во всем мире
Теоретическую базу для этих программ составляют основополагающие работы Л.С. Выготского о значимости практической деятельности для активации мыслительных процессов
Положения его теории о зонах ближайшего и актуального развития и о профилактике вторичных дефектов — «социального вывиха» — оказывают сегодня значительное влияние на современные исследования в области специального образования детей с отклонениями в развитии и создание методического обеспечения для работы с ними
Слайд 12Зарубежные программы ранней помощи
Коннектикутский тест «Обследование
развития новорожденных и детей до З лет»
Каролинский
учебный план для детей от рождения до 5 лет
Гавайский профиль раннего обучения
Мюнхенская функциональная диагностика
Программа ранней диагностики развития («Тандем» (Голландия)
Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маккуэри» (Австралия)
Слайд 13Российские программы ранней помощи
В России также
имеется ряд методических разработок отечественных ученых (Е.М.Матюковой,
Е.А. Стребелевой, К.Л.Печора, Г.В .Пантюхиной, Э.Л. Фрухт и др.), представляющих программы ранней диагностики и психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии и являющихся основой для практического применения в психолого-медико-социальных центрах, психолого-медико-педагогических консультациях (ПМПК)
Слайд 14Роль ранней коррекционной помощи
Оптимальной ситуацией для полноценного
развития ребенка является его пребывание в семье
при условии, что родители активно включаются в абилитационный процесс, организуемый специалистами службы ранней помощи
Специалистами ведутся не только стимуляция развития ребенка в ходе специальных занятий в условиях семьи и отслеживание динамики развития, но и целенаправленное обучение родителей способам специфического взаимодействия с ребенком в повседневной жизни семьи
Слайд 15Роль ранней коррекционной помощи
В процессе регулярных
визитов в семью специалисты службы проводят специальные
занятия с ребенком и обучают родителей, фиксируют различные параметры развития ребенка, помогают создать в условиях семьи специальную развивающую среду, а в случае необходимости связывают родителей с соответствующими медицинскими, образовательными учреждениями, а также корректируют систему семейных взаимоотношений.
Подобный вид деятельности является инновационным для отечественной практики образования и предполагает иной тип организации коррекционно-педагогического процесса, основанный на привлечении параспециалистов (помощников педагогов и психологов) в лице родителей
Слайд 16Становление системы ранней комплексной помощи
происходит через развитие
системы медико-психолого-педагогического патронажа и осуществляется на базе
действующих ПМС-центров и ПМП-консультаций и служб
Действующие сегодня в России учреждения, осуществляющие программы по ранней диагностике и ранней помощи детям с отклонениями в развитии, крайне немногочисленны, часто работают как экспериментальные площадки, но реальные позитивные результаты их работы позволяют прогнозировать переход от локальных очагов эксперимента к широкой социально-педагогической практике
Слайд 17Библиографический список
Аксенова Л.И.. Маленькие ступеньки, ведущие в
большую жизнь // дефектология.— 1999.— № З.
Обучение
детей с проблемами в развитии в разных странах мира: Хрестоматия / Сост. и науч. ред. Л. М. Шипицина. — СП6., 1997.
Питерси М. и др. Маленькие ступеньки. — Сидней (Австралия): Университет Маккуэри, 1998.
Проблемы младенчества: нейро-психолого-педагогическая оценка развития и ранняя коррекция отклонений. — М., 1999.
Психолого-медико-педагогическая консультация: Методические рекомендации / Науч. ред. Л. М. Шипицина. — СП6., 1999.
Источник: thepresentation.ru