«Радуга» — единственная российская комплексная государственная программа для дошкольных образовательных учреждений, прошедшая полную экспериментальную проверку в 10 регионах России в течение 6 лет и независимую экспертизу комиссии Министерства образования РФ. По итогам экспертизы «Радуга» была рекомендована к массовому внедрению. В «Радуге» впервые поставлены задачи не только своевременного и полноценного психического развития каждого ребенка, но и его эмоционального благополучия.
«Радуга» — комплексная программа воспитания, образования и развития дошкольников, по которой работают детские сады России. Программа обеспечивает всестороннее развитие ребенка, ее важнейшими компонентами являются игра и физическое развитие, формирование привычки к здоровому образу жизни, обеспечение психического комфорта для каждого ребенка.
Программа рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. По всем основным видам деятельности дошкольников предусмотрены комплекты пособий для детей различных возрастных групп и рекомендации для воспитателей.
Презентация программы «Радуга»
Для занятий по этой программе созданы комплекты пособий для дошкольников по всем видам деятельности и методические рекомендации для воспитателей.
Основные цели программы:
обеспечение ребенку возможности радостно и содержательно проживать дошкольные годы;
обеспечение охраны и укрепления его здоровья (как физического, так и психического);
всестороннее и своевременное психическое развитие;
формирование активного и бережно-уважительного отношения к окружающему миру;
приобщение к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали).
Содержание программы соответствует, как в настоящей радуге семи различным видам детской деятельности:
красный цвет- физическая культура: на занятиях формируются привычки к охране своего здоровья, к чистоплотности, аккуратности, порядку, культурно — гигиенические навыки и элементы самоконтроля во время движений, вырабатываются навыки правильного поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, и предупреждения их;
оранжевый цвет — игра: игра считается ведущей деятельностью работы, она позволяет обеспечить психологический комфорт, создать атмосферу эмоционального тепла. защищенности, снять излишнюю заорганизованность и невротизацию детей. Она позволяет возникнуть чувству симпатии и интереса к партнеру по игре;
желтый цвет — изобразительная деятельность и ручной труд:- обучение изобразительной деятельности и художественному труду происходит через знакомство детей с образцами народного и декоративно-прикладного искусства (произведения Хохломы, Гжели, дымковская игрушка и др.). Детей учат рисовать карандашами и красками, лепке на основе знакомства с народной пластикой;
зеленый цвет — конструирование: дает возможность развить воображение, фантазию и умственно воспитать малыша; дети учатся строить из строительных материалов, развивают конструктивные предпосылки, приобщаются к процессу творчества в конструировании;
Программа Радуга
голубой цвет — занятия музыкальным и пластическим искусством: позволяют развивать эстетические переживания, формируют интерес к музыке, развивать музыкально — сенсорные способности ребенка, способность двигаться в такт, пространственную координацию;
синий цвет — занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим: обучение родному и иностранному языкам происходят через ознакомление с произведениями народного творчества, художественной литературой;
фиолетовый цвет — математика: обучение математике происходит в атмосфере доброжелательности, поддержки ребенка, даже если он совершил ошибку, поощряется стремление высказать свое мнение; дети не только познают математику, но осваивают навыки учебной деятельности: определяют задачу, направление поисков, оценивают результаты.
Комплексной программе воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста «Радуга», созданной авторским коллективом лаборатории Института общего образования под руководством профессора Т.Н. Дороновой, исполнилось более 10 лет.
Авторы сумели создать педагогическую систему, которая позволяет воспитателю чувствовать себя свободным и творческим человеком и настраивает на внимательное отношение к каждому растущему малышу. В «Радуге» впервые прозвучала задача создания в детском саду атмосферы психологического комфорта для детей, условий для радостного и содержательного проживания ими периода дошкольного детства, впервые была предложена система личностно ориентированного воспитания и развития детей.
Работа педагога складывается из трех равно необходимых компонентов:
реализация поставленных в программе общих задач психического развития,
реализация регионального компонента воспитания и образования.
цели конкретного образовательного учреждения и интересы каждого ребенка группы и его родителей.
Задача подготовки детей к обучению в школе решается в программе комплексно.
Она включает в себя :
развитие коммуникативных навыков,
развитие навыков самообслуживания,
знакомство с основами безопасности жизнедеятельности,
развитие речи детей, способности произвольно контролировать процессы внимания и запоминания, умения управлять своим поведением в соответствии с принятыми правилами, а также специальную подготовку, реализуемую на занятиях по формированию элементарных математических представлений и развитию начал логического мышления детей, начальному знакомству с буквами, развитию речи и познавательному развитию.
Процесс работы не сведен к занятиям и осуществляется в разных формах в зависимости от возраста детей. Методики проведения занятий по разным видам деятельности построены таким образом, что программная задача может быть реализована на различном материале, варьируемым педагогом в зависимости и в соответствии с желаниями и интересами конкретных детей. В программу работы в дошкольном учреждении введено представление о том, что у детей есть их неотъемлемые права. Задача педагога — обеспечивать соблюдение прав каждого ребенка всеми другими детьми и взрослыми.
Все вышесказанное позволило программе «Радуга» получить широкое распространение в дошкольных учреждениях, ее по достоинству оценили как родители, так и воспитатели.
Происходящие в последние годы социально — экономические изменения повлияли на развитие и совершенствование системы образования. В дошкольном образовании четко прослеживается тенденция внедрения вариативных программ в практическую деятельность дошкольных учреждений. И хотя большинство наиболее известных и распространенных программ являются комплексными, тем не менее, мы можем отметить, что задачи и условия речевого развития в них представлены не равноценно.
Базисная программа развития ребенка — дошкольника «Истоки». Цель данной программы — разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него универсальных качеств, в том числе творческих способностей, до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества.
Программа ориентирована на достижение стандарта образования. В основу положена концепция психологического возраста как этапа, стадии детского развития, характеризующейся своей структурой и динамикой.
В вариативной программе развития и воспитания в детском саду «Детство» выделены специальные разделы, посвященные задачам и содержанию развития речи детей и ознакомлению с художественной литературой: «Развиваем речь детей», «Ребенок и книга». Эти разделы содержат для каждой группы характеристику традиционно выделяющихся задач: развитие связной речи, словаря, грамматического строя, воспитание звуковой культуры речи. Программу отличает то, что в конце разделов предлагаются критерии для оценки уровня речевого развития. Особенно это важно в старшем дошкольном возрасте, когда необходимо определить уровень сформированности знаний и навыков перед школой. Особенно важно, что в программе четко выделены (в виде отдельных главок) и содержательно определены речевые умения в разных видах деятельности.
В конце старшего дошкольного возраста выделен раздел «Скоро в школу», где доступно изложены основные показатели развития ребенка перед поступлением в школу. Основные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:
содержательность и связность речи (диалога и монолога);
развитие речевого творчества, выразительности речи;
развитие индивидуальных способностей к речевой деятельности;
подготовка к чтению, чтение.
Высоким уровнем речевого развития по окончании детского сада считается слитное чтение коротких текстов, овладение всеми средствами звукового анализа слов, определение основных качественных характеристик звуков в слове.
В подготовительной к школе группе работа ведется по трем направлениям: 1) ознакомление детей с художественной литературой, знакомство с разными сторонами действительности. Предлагаемая литература расположена по усложнению содержания. Одна из основных линий работы — развитие эмоциональной отзывчивости на произведения детской литературы; 2) освоение средств литературно — речевой деятельности: ознакомление детей со средствами речевой выразительности; овладение лексической и грамматической культурой, развитие связной и выразительной речи.
Особое внимание уделяется рассказыванию по представлению без опоры на предмет. 3) развитие умственных способностей на материале ознакомления с детской художественной литературой — задания на развитие мышления и воображения детей.
«Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду». Подготовлена на основе многолетних исследований, проведенных в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой. В ней раскрываются теоретические основы и направления работы по развитию речевых умений и навыков детей.
Программа базируется на комплексном подходе к речевому развитию на занятиях, взаимосвязи разных речевых задач при ведущей роли развития связной речи. Особый акцент делается на формирование у детей представлений о структуре связного высказывания, о способах связи между отдельными фразами и его частями. Содержание задач представлено по возрастным группам. Этому материалу предшествует характеристика речевого развития детей.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:
* забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
* создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
* максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
* креативность (творческая организация) процесса воспитания и обучения;
* вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
* уважительное отношение к результатам детского творчества;
* обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения;
* координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи. Обеспечение участия семьи в жизни групп детского сада и дошкольного учреждения в целом;
* соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста.
Источник: studbooks.net
Развитие математических представлений дошкольников по образовательной программе «Радуга»
В статье описаны особенности дошкольной образовательной программы «Радуга», дан анализ подраздела «Познавательное развитие: математические представления», выявлены особенности этого подраздела. Раскрыта работа педагога по своевременному и полноценному развитию ребенка в каждом возрасте.
Ключевые слова
МАТЕМАТИКА, МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА, ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, ДОШКОЛЬНИК
Текст научной работы
Математические знания не являются врожденными, их необходимо формировать и развивать, начиная с дошкольного возраста. В настоящее время разработано достаточно большое количество образовательных программ дошкольного образования, ознакомиться с которыми можно на сайте Федерального института развития образования.
Каждый воспитатель, приступающий к своей профессиональной деятельности, должен хорошо изучить образовательную программу, по которой будет работать [2]. Проанализируем программу «Радуга» [5], авторами которой являются С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В.
Соловьева, Е.К. Екжанова.
Программа «Радуга» охватывает все образовательные области, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) [4]. Формирование математических представлений у дошкольников рассматривается как составная часть образовательной области «Познавательное развитие» и описано в самостоятельном подразделе «Познавательное развитие: математические представления», автором которого является Е.В. Соловьева. Данный раздел включает в себя работу по интеллектуальному развитию, формированию элементарных математических представлений и основ логического мышления. Программа позволяет содействовать развитию дошкольников, и ориентирована на целостное развитие логического мышления.
Педагогу каждой возрастной группы, работающему по программе «Радуга» необходимо построить свою работу с детьми по трем направлениям, способствующим полноценному психическому развитию каждого ребенка: становлению деятельности; сознания; закладыванию основ личности [5].
Согласно программе в группе детей с 1 года до 2-х лет педагог должен создавать условия для формирования начальных математических представлений, активизации операции сравнения (сравнение по цвету, форме и величине). Развитие элементарных математических представлений прослеживаются в действиях с дидактическими игрушками, которые постепенно усложняются по мере развития и взросления детей. В возрасте от полутора до двух лет дети способны выполнять действия с дидактическими игрушками с учетом величины, формы и цвета. Дети этого возраста способны выполнять элементарные продуктивные действия, к которым должен побуждать педагог согласно программе.
Для развития детей возраста 2-3 лет программа предполагает внедрение исследовательской деятельности, экспериментирования, а также манипулирование с предметами, знакомство с качественными свойствами предметов. Для того чтобы это реализовать, педагогу очень важно создать в группе подходящую предметно-развивающую среду [1], которая даст возможность детям освоить сенсорные эталоны и будет стимулировать исследовательскую активность.
Так, например, необходимо вводить в развивающую среду предметы и игрушки, имеющие внутреннюю полость, которую можно каждый раз наполнять и опустошать. Запоры и застежки, которые можно постоянно открывать и закрывать. Пособия со шнурками, пуговицами и крючками вызовут желание у детей проделывать разные манипуляции с ними. Создать условия для формирования ориентировки в пространстве помогут игрушки-каталки, которые также рекомендуется иметь в группах раннего возраста [5, 6].
В возрасте 3 — 4 лет у детей появляется желание подробно ознакомиться с предметным окружением (внешние признаки, целевое назначение, функции предметов), а также мотивация к познанию и созиданию. Работая с дошкольниками этого возраста, педагог должен закрепить и упорядочить накопленные и приобретенные ими элементарные математические представления. В этом возрасте детей необходимо учить называть и различать геометрические фигуры; основные цвета, признаки величины; упорядочивать ряд по возрастанию и убыванию; устанавливать сходства и различия предметов по какому-либо признаку и т.д. [5].
В возрасте с 4-х до 5 лет необходимо создать условия для освоения приемов сравнения, сформировать начальные навыки коллективной мыслительной деятельности, дифференцировать представления о размере; совершенствовать представления о цвете и форме предмета; формировать представления о числах первого десятка и т.д. [5].
При работе с детьми в возрасте 5 — 6 лет педагогу необходимо подвести их к элементарному осмыслению таких понятий как время, знак, символ, знаковые системы; ознакомить с конкретными знаками: цифра, математические знаки; закреплять и расширять полученные знания через практический опыт, формировать желание научиться разбираться во времени, фиксировать и определять его, планировать свои действия, а также ознакомить детей с операциями счета и измерений, с необходимостью наименования их результата. Дать представление об алгоритме счетных операций, познакомить с арифметическими действиями, стремиться сформировать положительное отношение к математике как науке. Кроме того, в этом возрасте педагогу необходимо провести работу по выявлению математической одаренности своих воспитанников [5].
В возрасте 6 — 8 лет дошкольникам дается представление о числовой прямой, основы операций классификации и сериации; представление о моделировании, плоскостное и объемное конструирование из геометрических форм; знакомство с геометрическими головоломками; проводятся математические спектакли [5].
В качестве методической литературы рекомендуются разработки Е.В. Соловьевой, например: «Математика и логика для дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей» [6], а также пособия по формированию представлений о числе, форме, величине в разных возрастных группах.
Обучение математике по программе «Радуга» является источником развития детей. В работе с детьми необходимо ориентироваться на зону их ближайшего развития, т.е. не на то, что дети уже способны делать, а на то, что они смогли бы выполнять самостоятельно или под руководством взрослого.
Формируя элементарные математические представления у детей очень важно упорядочить их представления, работать над формированием у ребенка первых понятий, развитием мыслительных способностей. Эта работа является базой для дальнейшего математического развития в период школьного обучения.
Согласно программе, чтобы добиться её целей, необходимо организовывать интегрированную непосредственно образовательную деятельность (НОД). На одной НОД должны присутствовать различные области развития по ФГОС ДО [4], такие как социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое и художественно-эстетическое. А также на НОД по математике должны быть задействованы те или иные виды детской деятельности, такие как игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная, изобразительная, двигательная, самообслуживание, восприятие художественной литературы и конструирование. Необходимо не забывать и о включении в организованную деятельность оздоровительных технологий.
В программе «Радуга» в помощь воспитателю даны технологии по реализации образовательных областей для каждого возраста, начиная с 2-х месяцев, а в подразделе «Познавательное развитие: математические представления» с 2-х летнего возраста. Технологии направляют педагогов на решение задач по формированию математических представлений при организации предметно-развивающей среды в группе; создание условий для самостоятельной деятельности в комфортной развивающей образовательной среде; дифференцированному подходу к детям при организации образовательного процесса (особое внимание уделяется детям, отстающим в развитии мышления и речи). О количестве и времени проведения НОД по математике в программе ничего не сказано, поэтому следует придерживаться норм, установленных СанПиНом 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» [3].
В работе с детьми 3 — 4 лет педагог организует продуктивную творческую деятельность дошкольников на математические темы; проводит демонстрационные опыты, сенсорные праздники; разыгрывает математические сказки.
В группе с детьми 5 — 6 лет педагоги организовывают поисковую деятельность на основе экспериментирования; выполняют задания в рабочей тетради; играют в дидактические игры; читают математические сказки; разучивают стихи и песни о числах, фигурах и других знаках; конструируют их и рисуют.
В работе с детьми 6 — 8 лет особое внимание уделяется самостоятельной организации детьми применения полученных знаний, отрабатываются навыки общения в процессе изучения математических понятий и используются интерактивные обучающие средства, это могут быть дидактические игры по математике для дошкольников, например: «Юный математик», «Машенька. Грибная математика», «Волшебные феи. Веселая математика».
Таким образом, в программе «Радуга» не только определяются задачи работы с детьми, но и основные пути их реализации, освещаемые в методической литературе.
Основная идея программы «Радуга» заключается в том, что каждый год жизни ребёнка является решающим для становления определённых психических новообразований. Создание специальных условий открывает много возможностей для самостоятельности детей. Работа педагога, которая предусмотрена в программе, строится на основе теоретических позиций о ведущей роли деятельности в психическом развитии ребёнка и становлении его личности. Программа содержит в себе приемы и способы, способствующие созданию целенаправленного и организованного процесса по формированию и развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Исследование устойчивости некоторых функций вестибулярного анализатора и их совершенствования акробатическими и специальными упражнениями
- Мифтахов А.Ф.
Изменение некоторых функций зрительного анализатора у спортсменов
- Мифтахов А.Ф.
Влияние спортивной тренировки на функциональное состояние коры головного мозга человека
- Мифтахов А.Ф.
Кровообращение, дыхание и работоспособность у юношей во время работы субмаксимальной мощности
- Мифтахов А.Ф.
Сравнение языков программирования на примере сортировки массива
- Хусаинов И.Г.
Список литературы
- Изюмова О.А., Киричек К.А. Роль развивающей предметно-пространственной среды в математическом развитии детей дошкольного возраста // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/03/65094 (дата обращения: 10.01.2017).
- Киричек К.А. Подготовка бакалавров профиля «Дошкольное образование» к осуществлению математического развития детей в образовательных организациях // Kant. – 2016. — №1(18). — с. 37-40.
- Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (с изменениями на 27 августа 2015 года) [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/499023522 (дата обращения: 12.01.2017).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 12.01.2017).
- Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. — М.: Просвещение, 2014. — 232 с.
- Соловьева Е.В. Методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга». — М.: Просвещение, 2001. — 157 с.
Цитировать
Борисова, Д.В. Развитие математических представлений дошкольников по образовательной программе «Радуга» / Д.В. Борисова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 58. — С. 404-408. — URL: https://novainfo.ru/article/10608 (дата обращения: 14.06.2023).
Поделиться
Настоящий ресурс содержит материалы 16+
Источник: novainfo.ru
ПРОГРАММА «РАДУГА»
«Радуга» — комплексная программа воспитания, образования и развития дошкольников, по которой работают детские сады России. Программа обеспечивает всестороннее развитие ребенка, ее важнейшими компонентами являются игра и физическое развитие, формирование привычки к здоровому образу жизни, обеспечение психического комфорта для каждого ребенка.
Программа рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. По всем основным видам деятельности дошкольников предусмотрены комплекты пособий для детей различных возрастных групп и рекомендации для воспитателей.
Для занятий по этой программе созданы комплекты пособий для дошкольников по всем видам деятельности и методические рекомендации для воспитателей.
Цель программы — сформировать такие качества личности, как воспитанность, самостоятельность, целеустремлённость, умение поставить перед собой задачу и добиться её решения. Формирование знаний, умений, навыков рассматривается не как самоцель, а как одно из средств воспитания и психологического развития ребёнка.
Перед воспитателями выдвигаются общие задачи:
- Ш создать ребёнку возможность радостно и содержательно прожить эти годы;
- Ш обеспечить охрану и укрепление его здоровья (как физического, так и психического);
- Ш способствовать всестороннему и своевременному психическому развитию;
- Ш формировать активное и бережно-уважительное отношение к окружающему миру;
- Ш приобщать к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали и др.).
В основу программы положена идея, что каждый год жизни ребёнка является решающим для становления определённых психических новообразований. Эффективность воспитательно-образовательного процесса зависит от того, насколько конкретная педагогическая работа ориентирована на формирование этих новообразований: целеполагание, целенаправленность детской деятельности (в младшем дошкольном возрасте); выходы за пределы действительности и интерес к знаковой системе (в среднем дошкольном возрасте); произвольность психических процессов (в старшем дошкольном возрасте).
Педагогическая работа, предусмотренная в программе, строится на основе теоретических позиций о ведущей роли деятельности в психическом развитии ребёнка и становлении его личности. Создание специальных условий открывает широкое поле для самостоятельных действий детей, стимулирует постановку новых целей, позволяет искать свои пути решения.
Те изменения в деятельности детей, которых можно достигнуть в возрасте 4-5 лет, являются естественным следствием и продолжением прин-ципиальных изменений в деятельности ребёнка, которые формируются в возрасте между двумя и тремя годами. Именно тогда у детей появляется способность к целеполаганию. Это значит, что до начала действий ребёнок уже знает, что он хочет получить по их окончании — иными словами, у него есть какое-то представление, какой-то образ будущего результата.
Дальнейшее развитие целеполагания идёт по линии появления цепочек связанных между собой целей: построить гараж для машины соответствующего размера, построить поезд из стульев, домик из песка и т. д.
Ещё одна важная линия развития деятельности — отношение ребёнка к продукту таких целенаправленных действий. Если вначале ребёнок удовлетворён любым результатом, то позднее, на четвёртом году жизни, у него появляются определённые требования к качеству ожидаемого результата.
Следующий шаг в становлении целеполагания — способность на основе достигнутого ставить вытекающие из полученного результата новые цели. Система целей может разворачиваться на протяжении длительного времени, неделями. Это значит, что более общие планы фиксируются ребёнком и находят свою реализацию. Способность самостоятельно развёртывать систему вытекающих друг из друга целей является важным условием самостоятельной и творческой деятельности.
Существенным моментом в педагогической работе является также создание мотивации, побуждающей детей овладеть тем, что взрослый хотел бы в них сформировать. При этом необходимы такие приёмы, которые обеспечивали бы возникновение нужной мотивации у большинства детей. Авторы программы выделяют три типа мотивации, с помощью которых можно побуждать детей охотно усваивать то новое, что им будут передавать взрослые: игровая мотивация, мотивация общения и мотивация личной заинтересованности. В «Руководстве» даётся их конкретное описание применительно к разным разделам работы.
Авторы программы назвали её «Радуга» по аналогии с семицветной радугой, т. к. она включает семь важнейших видов деятельности детей и занятий, в процессе которых происходит воспитание и развитие ребёнка:
- — физическая культура (самый важный предмет — красный цвет);
- — игра (положенная в основу программы — оранжевый цвет);
- — изобразительная деятельность и ручной труд (на основе знакомства с декоративным народным искусством — жёлтый цвет);
- — конструирование (развитие воображения — зелёный цвет);
- — занятия музыкальным и пластическим искусствами (формирование эстетических переживаний — голубой цвет);
- — занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром (синий цвет);
- — математика (фиолетовый цвет).
К программе разработан учебно-методический комплекс, помогающий педагогам реализовать данную программу.
комплексная программа радуга дошкольники
1. Некоторые дидактические игры программы «Радуга»
Одной из основных задач программы является формирование активного и бережного отношения к окружающему миру.
Цель: формирования экологической культуры детей
При использовании дидактических игр решаются следующие задачи:
- 1. Формирование экологических представлений о мире животных
- 2. Формирование экологических представлений о растениях
- 3. Формирование экологических представлений об объектах и явлениях неживой природы
- 4. Формирование экологически бережного отношения к объектам природы
Примеры дидактических игр на каждую образовательную задачу:
Источник: studwood.net