Комплексная программа «Радуга» для детей двух – семи лет охватывает все сферы жизнедеятельности дошкольников. Теоретической основой данной программы служит концепция А. Н. Леонтьева об единстве сознания, общения и деятельности в развитии личности.
Программа построена по возрастному принципу, обеспечивая целостное развитие детей на каждом этапе детства. Виды деятельности детей обозначены в программе цветами радуги. Красный цвет символизирует физическое воспитание. Оранжевый – игровую деятельность.
Желтый – рисование и творческий труд. Зеленый – конструирование.
Голубой – музыка и пластика. Синий – развитие речи. Фиолетовый – развитие математических представлений.
Реализация программы строится с учетом гуманистического подхода:
- уважение к ребенку;
- создание условий для развития индивидуальности;
- обеспечение эмоционального комфорта;
- предоставление «свободного пространства» воспитателю и ребенку;
- субъект-субъектное взаимодействие взрослого и ребенка.
Программа Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена «Детство» с выраженной гуманистической направленностью нацелена на естественное развитие психологических новообразований в познавательной и мотивационно-эмоциональной сферах ребенка, через накопление опыта познания, деятельности, творчества, самопознания.
Презентация программы «Радуга»
Основная цель данной программы – приобщение к общечеловеческим ценностям в процессе социализации (в сфере бытия, в мире людей, предметов, природы).
Основные блоки программы: «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни».
Блок «Познание» – знакомство с предметами (сравнение, обобщение, элементарный анализ), развитие познавательной активности дошкольников.
Блок «Гуманное отношение» предполагает формирование способности к сопереживанию, активность во взаимодействии с людьми, животными и растениями.
Блок «Созидание» – освоение способов трудовой, игровой, художественной, творческой деятельности. Задача педагогов – развивать самостоятельность, активность, творческий потенциал.
Блок «Здоровый образ жизни» – создание условий для физического и психического комфорта детей, воспитание культуры личной гигиены, здорового образа жизни.
Программа рассчитана на три периода детства – младший, средний и старший и виды деятельности по-умственному, нравственному, эстетическому и т. д. воспитанию. Знания о мире связаны с деятельностью самих детей.
Конкретизация содержания программы осуществляется по разделам в каждой части программы, посвященной определенному возрастному периоду. Девиз программы: «Чувствовать – Познавать – Творить». Ведущим является нравственное развитие ребенка и формирование гуманного отношения к другим людям.
Разделы программы посвящены предметным областям: «Ребенок открывает мир природы»; «Развиваем речь детей»; «Ребенок и книга»; «Ребенок в мире изобразительного искусства и музыки»; «Первые шаги в математику».
Программа Радуга
Авторы подчеркивают необходимость творческого подхода воспитателя по созданию условий для развития самосознания и активной деятельности, эмоциональной отзывчивости дошкольников, предлагается сочетать фронтальные, групповые и индивидуальные формы работы.
Примерная программа «От рождения до школы» нацелена на создание благоприятных условий для проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств, обеспечение безопасности жизнедеятельности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности.
Цели реализуются в процессе разнообразных видов деятельности детей: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной (изобразительная, конструктивная и др.), музыкальной, чтения.
Для достижения целей организуется деятельность:
- забота о здоровье, эмоциональном благополучии;
- гуманное отношение ко всем воспитанникам, поддержка инициативы и творчества;
- использование разнообразных видов деятельности;
- творческий подход в организации воспитательно-образовательного процесса;
- выявление и развитие интересов и наклонностей каждого ребенка;
- уважительное отношение к результатам деятельности детей;
- взаимодействие с семьей;
- соблюдение преемственности дошкольного и начального образования.
Приоритет Программы – воспитание свободного человека, патриота и гражданина с активной жизненной позицией.
К преимуществам программы «От рождения до школы» следует отнести учет психического развития детей: младенческий возраст (от двух месяцев до одного года: младенческая группа); ранний возраст (от одного года до трёх лет: первая и вторая группы раннего возраста); дошкольный возраст (от трёх лет до школы: младшая, средняя, старшая и подготовительная к школе группы) и организацию психолого-педагогического сопровождения поэтапного развития ребенка в детском саду, а также технологичность в применении данной программы.
Программа рассчитана на реализацию педагогами, имеющими специальную квалификацию, на базе, соответствующей действующим государственным стандартам и требованиям.
Статьи по теме
- Технология организации контроля в дошкольной образовательной организации
- Организация воспитательно-образовательной работы в детском саду
- Планирование целостного педагогического процесса в детском саду
- Структура педагогического процесса в детском саду
- Принципы построения развивающей среды в детском саду
- Технологии развивающего обучения
- Инновационные технологии в детском саду
- Общепедагогические технологии
- Программы дополнительного образования для дошкольников
Источник: student-servis.ru
«Радуга» — примерная основная образовательная программа, соответствующая ФГОС дошкольного образования и направленная на развитие ребёнка в возрасте от 2 месяцев до 8 лет во всех образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках в условия
учебно-методическое пособие (средняя группа)
«Радуга» – отечественная программа, отражающая реалии российской культуры.
Программа адресована массовому детскому саду и одновременно позволяет реализовать индивидуальный потенциал каждого ребёнка. В 2014 году примерная основная образовательная программа «Радуга» была переработана в соответствии с ФГОС ДО.
Скачать:
![]() |
1.65 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Выполнила Баянова Мария Леонидовна
Программа «Радуга» разработана по заказу Министерства образования РФ и используется в дошкольных образовательных учреждениях более 20 лет, прошла апробацию в разных регионах России и подвергалась независимой экспертизе. «Радуга» – отечественная программа, отражающая реалии российской культуры. Разработана на основе психологической теории деятельности А.Н. Леонтьева, реализует культурно-исторический подход Л.С. Выготского . Программа адресована массовому детскому саду и одновременно позволяет реализовать индивидуальный потенциал каждого ребёнка. В 2014 году примерная основная образовательная программа «Радуга» была переработана в соответствии с ФГОС ДО. Издательство: Просвещение, Москва,2014 год
« Радуга» — примерная основная образовательная программа, соответствующая ФГОС дошкольного образования и направленная на развитие ребёнка в возрасте от 2 месяцев до 8 лет во всех образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках в условиях детского сада.
Авторы программы назвали ее «Радуга» по аналогии с семицветной радугой, поскольку она включает семь важнейших видов деятельности детей и занятий, в процессе которых происходит воспитание и развитие личности ребенка: физическая культура, игра, изобразительная деятельность и ручной труд, конструирование, занятия музыкальным и пластическим искусством, занятия по развитию речи, ознакомление с окружающим миром и математикой. Каждому из разделов соответствует определенный цвет радуги, подчеркивающий своеобразие его использования в работе с дошкольниками.
красный цвет — физическая культура : на занятиях формируются привычки к охране своего здоровья, к чистоплотности, аккуратности, порядку, культурно — гигиенические навыки и элементы самоконтроля во время движений, вырабатываются навыки правильного поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, и предупреждения их; оранжевый цвет — игра: игра считается ведущей деятельностью работы, она позволяет обеспечить психологический комфорт, создать атмосферу эмоционального тепла. защищенности, снять излишнюю заорганизованность и невротизацию детей. Она позволяет возникнуть чувству симпатии и интереса к партнеру по игре;
желтый цвет — изобразительная деятельность и ручной труд: — обучение изобразительной деятельности и художественному труду происходит через знакомство детей с образцами народного и декоративно-прикладного искусства (произведения Хохломы, Гжели, дымковская игрушка и др.). Детей учат рисовать карандашами и красками, лепке на основе знакомства с народной пластикой; зеленый цвет — конструирование: дает возможность развить воображение, фантазию и умственно воспитать малыша; дети учатся строить из строительных материалов, развивают конструктивные предпосылки, приобщаются к процессу творчества в конструировании;
голубой цвет — занятия музыкальным и пластическим искусством: позволяют развивать эстетические переживания, формируют интерес к музыке, развивать музыкально — сенсорные способности ребенка, способность двигаться в такт, пространственную координацию; синий цвет — занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим: обучение родному и иностранному языкам происходят через ознакомление с произведениями народного творчества, художественной литературой
фиолетовый цвет — математика: обучение математике происходит в атмосфере доброжелательности, поддержки ребенка, даже если он совершил ошибку, поощряется стремление высказать свое мнение; дети не только познают математику, но осваивают навыки учебной деятельности: определяют задачу, направление поисков, оценивают результаты
Работа по программе «Радуга» осуществляется в разных формах организации детской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и видов деятельности. Поставленные в программе задачи реализуются и в так называемых повседневных обучающих ситуациях, в ходе режимных моментов.
Широко используются игровые формы и методы обучения и закрепления полученных знаний. Большое значение придается самостоятельной познавательной и продуктивной деятельности детей. Процесс работы не сведен к занятиям и осуществляется в разных формах в зависимости от возраста детей. Методики проведения занятий по разным видам деятельности построены таким образом, что программная задача может быть реализована на различном материале, варьируемым педагогом в зависимости и в соответствии с желаниями и интересами конкретных детей. В программу работы в дошкольном учреждении введено представление о том, что у детей есть их неотъемлемые права . Задача педагога – обеспечивать соблюдение прав каждого ребенка всеми другими детьми и взрослыми.
В программе «Радуга» представлен широкий диапазон разнообразных форм работы с детьми, которые позволяют уйти от доминирующей позиции, такой формы, как учебные занятия Досуг, забавы, развлечения Праздники Коллекционирование Изготовление макетов, панно и диорам, игр и книг Выставки Мастерская Беседы, встречи с интересными людьми, групповые традиции: «Утро радостных встреч», «Сладкий вечер»; традиции-ритуалы: общегрупповой ритуал утреннего приветствия, «Круг хороших воспоминаний», «Для всех, для каждого», «День рожденья» и прочие. Экскурсии и прогулки
Цели реализации программы Программа «Радуга» ориентирует образовательную организацию на достижение следующих общих ключевых целей: -сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, формировать у них привычку к здоровому образу жизни; -содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка; -обеспечивать каждому ребёнку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства .
Задачи реализации программы 1. Обеспечить охрану здоровья 2.Способствовать физическому развитию 3.Способствовать физиологическому развитию 4.Способствовать становлению деятельности 5. Способствовать становлению сознания 6. Закладывать основы личности 7. Создавать атмосферу эмоционального комфорта 8.Создать условия для творческого самовыражения
Основные разделы программы Целевой раздел ( Пояснительная записка; Планируемые результаты освоения ООП) Содержательный раздел (Содержание образовательной деятельности по пяти образовательным областям; технологии реализации содержания ООП в соответствии с образовательными областями; Технологии создания создания атмосферы радостного проживания дошкольного детства; Поддержка детской инициативы; Взаимодействие с семьей, Педагогическая диагностика; Коррекционная работа и / инклюзивное образование) Организационный раздел ( распорядок дня, Организация жизни группы; Формы реализации дошкольного образования; Дополнительные платные образовательные услуги; методическое обеспечение; Кадровая политика; праздники, мероприятия; развивающая предметно-пространственная образовательная среда; примерные расчеты нормативных затрат по оказанию государственных услуг для реализации программы )
Планируемые результаты освоения Программы Целевые ориентиры образования в раннем возрасте: ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; владеет активной и пассивной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек; стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого; проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им; проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства; у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
Цели и задачи взаимодействия с семьями воспитанников Цели взаимодействия с семьёй – сделать родителей активными участниками образовательного процесса. Задачи : -изучение запросов и потребностей в дошкольном образовании семей; — повышение психологической компетентности родителей(умение общаться с детьми в формах, адекватных их возрасту); -единый режим дня в ДОУ и семье; -разнообразие форм организации досугов в семье; -совместные досуги детей и родителей в ДОУ, создание условий для доверительного, неформального общения родителей, детей и педагогов — помощь в выборе школы, в соответствии с индивидуальными способностями ребёнка, профилактика нарушений и защита прав достоинства ребёнка.
Формы взаимодействия с семьей Лекция об особенностях ребенка соответствующего возраста с общими рекомендациями по созданию дома развивающей среды, выдача печатных памяток с кратким резюме положений лекции. Подбор и размещение справочного материала на стендах для родителей. Создание библиотечки для родителей, в том числе периодических методических и познавательных изданий.
Индивидуальные консультации с учетом особенностей каждого ребенка. Семинар – практикум, мастер-класс, дискуссионный клуб. Наиболее эффективными формами взаимодействия и сотрудничества с семьёй являются: ролевые игры, психологические тренинги общения, тренинги самоконтроля и психоэмоциональной саморегуляции , рефлексия собственного стиля поведения.
Особенности организации предметно-пространственной среды по программе «Радуга» Главным условием эффективной организации зон предметно-развивающей среды являются творчество, талант и фантазия педагогов. В групповом помещении могут быть организованы зоны для: Приема пищи и занятий (столики со стульчиками) Развития движений Сюжетных игр Игр со строительным материалом Изобразительной деятельности Музыкальных занятий Чтения и рассматривания иллюстраций Игр с песком и водой
Развивающую предметно- пространственную среду «радужных» дошкольных групп отличает обилие детских работ, для каждой из которых характерны яркая индивидуальность замысла и средств его реализации. Обязательно наличие «Полочки красоты». На стенах группы должно висеть несколько дидактических коллективных работ, сделанных самими детьми, с которыми продолжается речевая и иная развивающая работа,- классификации, «Гора самоцветов», математические панно и коллажи и др. Стиль «радужной» группы
Вывод: Личность воспитывается Личностью. Поэтому мы знаем, что: детям важно, что воспитателя действительно интересует то, о чём он рассказывает; дети хотят знать о жизни и переживаниях взрослых; ребёнка хорошо можно научить только тому, что любишь делать; ребёнка хорошо может научить только тот взрослый, которого он любит; в «радужных» группах у детей не бывает одинаковых работ; в «радужных» детских садах не бывает одинаковых групп; каждый воспитатель создаёт свой день, месяц, год жизни и работы с детьми как авторское произведение.
Источник: nsportal.ru
raduga
комплект пособий для детей по всем возрастным группам; описание системы управления образовательной организацией, которая позволяет обеспечить создание в образовательной организации требуемых Стандартом психо- лого-педагогических условий. Вместе с тем данная редакция Программы «Радуга» представляет актуальные результаты работы авторского коллектива, которые отражают требования ФГОС дошкольного образования, потребности семьи и общества в развитии дошкольного образования, особенности социокультурной ситуации развития современного ребёнка. «Радуга» — примерная основная образовательная программа, соответствующая ФГОС дошкольного образования и направленная на развитие ребёнка в возрасте от 2 месяцев до 8 лет во всех образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках в условиях детского сада. Миссия дошкольной образовательной организации Для того чтобы реализовать цели Стандарта, дошкольная организация не может и не должна рассматриваться изолированно, она должна быть включена в единую социокультурную среду, обеспечивающую дошкольное образование детей. В соответствии с новым законодательством Российской Федерации об образовании Программа «Радуга» рассматривает образовательную организацию как открытую систему, включённую в более широкий социум.
Пояснительная записка | 7 |
В теории и психологии управления существует понятие миссии организации как представления, которое фиксирует для сотрудников и для социума, что делает организация, для кого и с каким стандартом качества. Программа «Радуга» видит миссию дошкольной образовательной организации как: содействие семье: в формировании общей культуры, развитии физических, интеллектуальных и личностных качеств растущего ребёнка;
в формировании предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность;
в сохранении и укреплении его физического и психического здоровья; в развитии содержательного партнёрства для создания единого образовательного пространства ребёнка;
в повышении родительской компетенции;
содействие современному российскому обществу в передаче новому поколению традиционных отечественных нравственных гуманистических ценностей и идеалов;
содействие государству в формировании основ патриотического чувства и граж- данской принадлежности формирующейся личности.
Радуга. Примерная основная образовательная 8 программа дошкольного образования
Программа «Радуга» содержательно раскрывает и представляет пути практической реализации в конкретной образовательной деятельности организации обозначенных Стандартом принципов дошкольного образования : 1) полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; 2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (индивидуализация дошкольного образования); 3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 5) сотрудничество образовательной организации с семьёй; 6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности; 8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); 9) учёт этнокультурной ситуации развития детей. Реализация программы «Радуга» в различных условиях Программа «Радуга» задумана и реализована как охватывающая все основные стороны образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет в условиях детского сада и предусматривает возможность широкой вариативности условий функционирования. В Программе «Радуга» показано, как её можно использовать, если детский сад:







Пояснительная записка | 9 |
Таким образом, вы имеете в руках удобный инструмент творческой работы по созданию уникальной основной образовательной программы вашей образовательной организации. В этой новой редакции Программа «Радуга» — программа-конструктор. И вы сможете максимально эффективно использовать все возможности и ресурсы, которыми располагаете.
Более того, вы сможете определить и желаемые направления развития организации на ближайшее время и на отдалённую перспективу. Цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы «Радуга» Цели Программа «Радуга» ориентирует образовательную организацию на достижение следующих общих ключевых целей: сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, формировать у них привычку к здоровому образу жизни;
содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка;
обеспечивать каждому ребёнку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства. Общие цели Программы «Радуга» раскрываются и конкретизируются через цели образовательной работы в каждой возрастной группе. Они представлены в содержательном разделе. Каждая цель раскрывается через систему образовательных задач . Содержание Программы «Радуга» охватывает все предусмотренные ФГОС образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Радуга. Примерная основная образовательная 10 программа дошкольного образования
Источник: studfile.net