«РОСИНКА» представляет собой модульную педагогическую систему воспитания и развития дошкольников от трех до семи лет. Это комплекс отдельных модульных программ, каждая из которых посвящена какому-либо аспекту дошкольного образования и воспитания — физкультурно-оздоровительному, художественно-эстетическому, интеллектуальному, социальному и экологическому развитию детей. Каждый из этих модулей может быть использован как самостоятельно, так и в комплексе с другими. Практика показывает, что именно такой подход к программному обеспечению наиболее востребован дошкольными учреждениями. С одной стороны, он позволяет детскому учреждению самостоятельно выстраивать систему воспитательной и образовательной работы с дошкольниками (выбирать и объединять разные парциальные программы), а с другой — дает содержательные ориентиры и опору на Государственный стандарт.
Название данной системы связано с представлениями авторов о чистоте и непосредственности детства. Образ искрящейся на солнце росинки ассоциируется с неугомонностью и непосредственностью ребенка, его способностью впитывать и отражать окружающий мир. В то же время мимолетность существования росинки, с точки зрения авторов, символизирует кратковременность дошкольного детства. Кроме того, название системы «РОСИНКА» представляет собой аббревиатуру, составленную из первых букв названий качеств ребенка, появившихся в результате воспитания:
Программа «Радуга»: практические советы для педагогов ДОО
- • Развитый.
- • Образованный.
- • Самостоятельный.
- • Инициативный.
- • Неповторимый.
- • Культурный.
- • Активно-творческий.
При этом в каждом модуле название «РОСИНКА» раскрывается по-разному. Например, в интеллектуальном модуле — это рассудительный, общительный, самостоятельный, инициативный, наблюдательный, культурный, аккуратный; в физкультурно-оздоровительном — развитый, организованный, самостоятельный, инициативный, неболеющий, коммуникативный, активный ребенок.
Каждый модуль содержит раздел, посвященный определению воспитательно-образовательных задач, и раздел, описывающий организацию и методику работы с детьми. При этом педагогу предоставляется право самостоятельно выбирать формы организации детской деятельности и тематику конкретных занятий. Каждая парциальная программа содержит также учебно-методические комплекты и приложения, позволяющие на практике реализовать поставленные задачи.
Остановимся на характеристике трех программных модулей данной педагогической системы, посвященных воспитанию художественному («В мире прекрасного»), физическому («Расту здоровым») и экологическому («В мире природы»).
«В мире прекрасного»
Авторами данного программного модуля являются ведущие специалисты в области художественно-эстетического воспитания Л. В. Куцакова и С. И. Мерзлякова (Бекина).
Модуль «В мире прекрасного» представляет собой программно-методическое пособие по художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста от трех до семи лет, реализующее современные популярные идеи комплексного воздействия на ребенка различных видов искусства и художественной деятельности. Своеобразие этого модуля состоит в том, что он содержит систему художественного воспитания, основанную на синтезе искусств и художественных видов деятельности.
В программном модуле представлены все виды искусств и художественной деятельности:
- • музыка и музыкальная деятельность;
- • театр и театрализованная деятельность;
- • литература и художественно-речевая деятельность;
- • живопись, графика, скульптура и изобразительная деятельность.
Особое внимание уделяется комплексным занятиям, в ходе которых дети одновременно осваивают сразу несколько видов художественной деятельности. Так, например, в начале программы дается конспект комплексного занятия «РОСИНКА» для детей старшей группы. В конспекте предлагаются загадки, стихи, музыкальные произведения, так или иначе связанные с таким природным явлением, как роса. Дети слушают стихи Есенина, музыку Майкапара, танцуют под музыку Грига. Педагог изобразительного искусства показывает фотоиллюстрации и репродукции картин, изображающих утреннюю росу. Детям предлагается нарисовать утреннюю поляну для Дюймовочки, которая, как известно, умывалась росой и пила ее и т. п.
Целевые ориентиры программы задаются блоками по разным видам искусства. Каждый из блоков содержит задачи воспитания для определенного периода дошкольного возраста (младшая, средняя, старшая и подготовительная группы).
Так, блок «Изобразительное искусство и художественная деятельность» имеет четыре раздела: 1) «Эстетическое восприятие природного мира»; 2) «Эстетическое восприятие социального мира»; 3) «Художественное восприятие произведений искусства»; 4) «Художественно-изобразительная деятельность». При этом задачи ставятся предельно широко. Например, раздел «Эстетическое восприятие социального мира» призван воспитывать бережное отношение к окружающим предметам, уважительное отношение к тем, кто трудится, любовь к родному городу, интерес к социальной действительности. Материалы раздела помогают понимать свойства и строение предметов, знакомить с разными профессиями (дизайнера, инженера, модельера), понимать и различать социальные эмоции и т. д. Раздел «Художественное восприятие произведений искусства» охватывает не только все жанры изобразительного искусства (живопись, графику, пейзаж, натюрморт, портрет и т. д.), но и декоративный костюм, монументальную скульптуру, скульптуру малых форм, архитектуру и т. д. Предлагается знакомить детей с архитектурными стилями (готика, барокко, классицизм, модерн), разными деталями конструкций (арка, колонна, эркер) и др.
Основные задачи по знакомству детей с театральной деятельностью для каждой возрастной группы имеют два направления: театральная азбука и театрально-игровая деятельность. Первое направление — это знакомство со средствами театральной выразительности, разными театральными жанрами, правилами поведения в театре. Второе направление — это знакомство с разными формами совместной деятельности детей и взрослых и формами самостоятельной детской деятельности: игры-драматизации, кукольный театр, игры-спектакли, изготовление атрибутов для спектаклей.
Аналогичным образом структурируются задачи по музыке и музыкальной деятельности. Так, раздел «Музыкальная азбука» дает общие представления о музыкальных инструментах, о свойствах музыкальных звуков, об их выразительной способности. Кроме этого, формулируются отдельные задачи, связанные с восприятием музыки, пением, движением под музыку, музицированием, если детей учат играть на простых инструментах. Собственное музыкальное творчество детей подразделяется на песенное, танцевальное и игровое. Задачи по каждому из этих разделов определяются для каждой возрастной группы отдельно.
Помимо поставленных задач, программный модуль содержит развернутую педагогическую технологию. По каждому виду искусства и художественной деятельности авторы предлагают подробное описание форм организации занятий, среди которых есть и фронтальные, и групповые, и индивидуальные. Предлагаются также варианты перспективного планирования и конспекты занятий по всем видам художественной деятельности. Программа содержит также диагностические задания по развитию разных видов художественной деятельности, сценарии развлечений, праздников, музыкальных игр, а также приложения с вопросами и анкетами, адресованные воспитателю для самоанализа своей деятельности.
«Расту здоровым»
Модуль «Расту здоровым» — это программно-методическое пособие по физическому воспитанию детей трех — семи лет, в котором представлены современные идеи педагогики, оберегающей здоровье детей. Автор модуля В. Н. Зимонина рассматривает проблему физического воспитания как проблему комплексного подхода к развитию ребенка.
В блок «Здоровье» входят разделы «Я узнаю себя», «Я люблю солнце, воздух и воду», «Школа моего питания».
Раздел «Я узнаю себя» имеет несколько направлений: «Знакомство с собой и другими детьми», «Учимся беречь свое тело и здоровье», «Учимся понимать свое состояние», «Учимся быть осторожными». Задача педагогов состоит не только в том, чтобы дать знания по конкретным темам, но и в том, чтобы воспитать у детей желание быть здоровыми, а у старших — потребность в здоровом образе жизни. В помощь педагогам предлагаются конспекты практических занятий, психологические этюды, описания примерных педагогических ситуаций и другой необходимый материал.
Раздел «Я люблю солнце, воздух и воду» ставит задачи, направленные на активизацию защитных сил организма и повышение его устойчивости к воздействию факторов внешней среды. Предлагаются разные варианты использования природных явлений (солнца, воздуха и воды) для укрепления здоровья. Кроме того, в разделе приведена комплексная система закаливания для детей разного возраста. Особое внимание уделяется работе с детьми, пришедшими после болезни. Даны примерные схемы проведения закаливающих процедур.
Раздел «Школа моего питания» рассматривает вопросы правильного питания детей. Раздел содержит полезную информацию о причинах плохого аппетита у детей, о мерах по улучшению аппетита, о воспитании культурно-гигиенических навыков. В разделе представлены многие методические приемы, помогающие воспитать у детей привычку есть разнообразную пищу. Эти приемы разработаны с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Даются также рекомендации, как работать с вновь пришедшими или с ослабленными детьми.
Отличительная особенность этого раздела — его воспитательная и методическая направленность. Вопросы режима питания, калорийности и подобные им в разделе не рассматриваются, поскольку они подробно освещены в педагогической литературе.
Блок «Азбука движений» содержит методику освоения детьми разных возрастов основных движений (прыжки, бег, лазанье, метание и др.). Программный материал блока ставит следующие задачи:
- • формирование у детей двигательных навыков и умений;
- • развитие физических качеств (ловкости, силы, выносливости);
- • формирование нравственных качеств личности (смелости, дисциплинированности, силы воли);
- • проведение работы по профилактике нарушений и коррекции организма.
Для каждого возраста подобраны подвижные игры, направленные на формирование и закрепление различных движений. В старшей и подготовительной группах предусмотрены занятия по элементарной спортивной подготовке детей. Цель этих занятий — расширить кругозор детей, вызвать у них интерес к спорту, предоставить возможность испытать себя в любых спортивных играх. В качестве дополнительной услуги с детьми старшего дошкольного возраста проводятся занятия по ритмической и художественной гимнастике.
Основной формой обучения детей движениям являются физкультурные занятия. Как правило, дети, впервые пришедшие в детский сад, не подготовлены к работе в коллективе, физически слабы и эмоционально заторможены. Снять их напряжение, включить в активную деятельность помогают образные ситуации, сюжеты сказок, игровые приемы, которые активно используются на занятиях с малышами.
Для каждой возрастной группы с учетом нормативных показателей разработан двигательно-оздоровительный режим, который представляет собой систему развития движений детей в течение одного дня и недели. Предлагаются такие новые формы работы по развитию движений и оздоровлению детей, как «Оздоровительный час», «День здоровья», «Каникулы». В разделе приведен практический методический материал по проведению данных форм работы.
«В мире природы»
Авторы экологического программного модуля — опытные педагоги в области природоведческого обучения дошкольников Ж. Л. Новикова и В. Н. Сахарова.
Модуль «В мире природы» представляет собой программнометодическое пособие по экологическому развитию детей-россиян в возрасте от трех до семи лет (независимо от их национальной принадлежности, типа темперамента и особенностей характера, а также места проживания и домашних условий).
Аббревиатура «РОСИНКА» раскрывает следующие качества ребенка, которые формируются у него:
Разумный — природа развивает и подсказывает разумные решения многих вопросов;
Ответственный — дошкольнику становится понятным лозунг «Мы в ответе за тех, кого приручили»;
Самостоятельный — ребенок может самостоятельно вырастить цветок, дерево;
Инициативный — он постоянно в поиске ответов на многие вопросы;
Наблюдательный — ему интересно наблюдать изменения, происходящие в природе;
Коммуникативный — дети учатся общению со всеми обитателями дома «Природа»;
Активный — дети с удовольствием принимают участие в создании условий для жизни обитателей уголка природы.
Своеобразие модуля «В мире природы» заключается в том, что его воспитательно-образовательная система раскрывает все виды работы с детьми по экологической деятельности:
- • наблюдения в природе;
- • опыты (и демонстрации опытов педагогами) с природными объектами;
- • фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия;
- • организацию дежурств и трудовых поручений (посильных дошкольникам), выполняемых как в помещениях, так и в природе.
Программа «В мире природы» предусматривает активное применение современных средств обучения и информационной педагогической технологии.
В программе учтено, что актуальные проблемы развития современного общества и осознание экологической ответственности требуют в первую очередь обеспечить экологическое образование подрастающего поколения. Учитывается при этом, что экология — молодая наука, которая становится в нашей стране одной из фундаментальных основ формирования личности, способности глобального вйдения и понимания единства человека и природы. В связи с этим очень важно уже с раннего возраста детей формировать у них понимание того, что человек является жителем не только своей квартиры, но и общего для всего человечества дома — планеты Земля.
В пособии «В мире природы» раскрываются методы воспитания, затрагивающие эмоции детей и вызывающие радостные переживания при общении с природными объектами, их особенностями.
В разделе «Воспитательно-образовательные задачи по программе “РОСИНКА — В мире природы”» методика решения этих задач показана по темам о живой и неживой природе.
В темах о живой природе малыши изучают жизнь живых организмов — растений, грибов, животных. В темах о неживой природе даются экологические сведения о небесных телах (звездах, планетах), о воздухе, воде, почве и т. д. Информация на занятиях подается с экологических позиций, с учетом мониторинга природных объектов под воздействием факторов, положительно влияющих на природу или вредящих ей (например, загрязняющей природу человеческой деятельностью).
В разделе «Формирование у дошкольников положительного отношения к природе» охарактеризованы такие виды экологического воспитания детей, как познавательное (формирование представлений о мире природы в целом); перцептивно-эмоциональное (формирование положительного отношения к окружающей природе, ее объектам); практическое (формирование склонностей у дошкольников к проявлению у них позитивных взаимосвязей и взаимодействий с природой).
В разделе «Формирование практических умений и навыков взаимодействия дошкольников с природой» раскрываются принципы организации этой экологической деятельности детей.
Разделы «Особенности развития дошкольников, влияющие на качество и степень взаимодействия детей с природой» и «Источники мотиваций дошкольников к природоведческой деятельности» посвящены комплексному подходу к экологическому воспитанию, в ходе которого развитие детей проходит на эмоциональном, психофизиологическом и интеллектуальном уровнях через знакомство с природой, с учетом особенностей мотивационной направленности дошкольников при организации занятий.
Ценным включением в пособие по экологическому воспитанию детей является раздел «Методы контроля, определяющие отношение дошкольников к природе», в котором детально объясняется, как педагоги могут определять степень развития предпосылок у малышей для формирования субъективно-этического отношения к природе; как определить развитие у детей познавательного интереса и мотивационной направленности к природоведческой деятельности.
Информационный материал пособия поясняет на практических примерах, что на реализацию формирования экологического сознания дошкольников влияют также определенные условия и факторы. К условиям авторы относят:
- • методику обучения и воспитания детей;
- • семью ребенка, ее отношение к природе и к семейным традициям;
- • отношение к природе у сверстников, значимых для ребенка.
К факторам относят:
- • время проживания (длительность) в данной местности;
- • место (географическое) проживания;
- • непосредственное природное окружение ребенка (например, природный участок детского сада).
В содержании тем предусмотрены такие важные критерии обучения, как актуализация, доступность и наглядность изучаемого материала, развитие биологических и экологических понятий, межпредметные связи (с природоведением, ОБЖ, трудовым и эстетическим обучением) и пропедевтика знаний (особенно в старшей и подготовительной группах), что поможет в дальнейшем обучении детей в начальной школе — лучше усваивать природоведческий материал, сведения о живой и неживой природе, о бережном отношении к ней.
В блоках занятий приведены практические задания для детей (посильные для их возраста), характеристика природных объектов, наблюдений в природе, рекомендации по уходу за домашними животными и комнатными растениями, по изготовлению детьми (вместе со взрослыми) кормушек для птиц, по выполнению аппликаций, рисунков, макетов, а также по проведению экскурсий в природу, разучиванию песен и стихов о природе. Почти в каждой учебной теме указаны названия книг, чтение отрывков из которых оживляет занятия.
В «Приложении» приведены некоторые разработки занятий по темам экологической программы и примерные конспекты дидактических игр, а также сценарии праздников и досугов с дошкольниками, что отчасти перекликается с пособием «В мире прекрасного» из модуля «РОСИНКА».
Источник: studme.org
Презентация на тему Комплексная программа Радуга
Комплексная программа «Радуга» Разработана авторским коллективом лаборатории Института общего образования МО РФ под руководством : Татьяна Николаевна Дороновой ;Валентина Викторовна Гербова.
- Главная
- Образование
- Комплексная программа Радуга
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Выполнила:
Пермякова Лилия П-ДО161
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина» Психолого-педагогический факультет Кафедра психолого-педагогического, дошкольного и начального образования
По дисциплине Методика обучения и воспитания ( по профилю подготовки – Дошкольного образование)
Тема: Комплексная программа «Радуга»
Слайд 2 Комплексная программа «Радуга»
Разработана авторским коллективом лаборатории Института
общего образования МО РФ под руководством :
Татьяна Николаевна Дороновой ;Валентина Викторовна Гербова.
Слайд 3 Татьяна Николаевна Доронова — профессор кафедры дошкольной
практической педагогики и психологии Московского городского психолого-педагогического
университета, зав. лабораторией дошкольного воспитания в институте общего образования МО РФ. Научный руководитель авторских коллективов программ: по воспитанию и развитию детей от 2 до 7 лет «Радуга»
Слайд 4Гербова Валентина Викторовна (р. 1938). Кандидат педагогических
наук, старший научный сотрудник НИИ общего образования
Слайд 5Программа «Радуга»
Программа
«Радуга» — общеобразовательная программа дошкольного образования нового
поколения, предназначенная для работы с детьми от 2 до 7 лет.
Направлена на:
развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, обеспечивающих социальную успешность;
сохранение и укрепление здоровья;
подготовку к учебной деятельности.
Слайд 6Сущность программы
Цель программы: сформировать такие
качества личности как воспитанность, самостоятельность, целеустремлённость, умение
поставить перед собой задачу и добиться её решения
Задачи:
Обеспечить ребёнку возможность радостно и содержательно прожить дошкольные годы;
Обеспечить охрану и укрепления его здоровья (как физического, так и психического);
Способствовать всестороннему и своевременному психическому развитию;
Формировать активное и бережно-уважительное отношение к окружающему миру;
Приобщать к основным сферам человеческой культуры.
Слайд 7 Содержание программы соответствует,
как в настоящей радуге, семи различным видам
деятельности детей и занятий, в процессе которых происходит воспитание и развитие ребенка.
Слайд 8Красный цвет
Физическая культура На занятиях
формируются привычки к охране своего здоровья, навыки и элементы самоконтроля во время движений, вырабатываются навыки правильного поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью и предупреждения их.
Слайд 9Оранжевый цвет
Игра
Позволяет обеспечить
психологический комфорт, создать атмосферу эмоционального тепла, защищенности,
снять излишнюю заорганизованность и невротизацию детей. Она позволяет возникнуть чувству симпатии и интереса к партнеру по игре.
Слайд 10Желтый цвет
Изобразительная деятельность и ручной
труд Происходит через знакомство детей
с образцами народного и декоративно-прикладного искусства. Детей учат рисовать карандашами и красками, лепке на основе знакомства с народной пластикой.
Слайд 11Зелёный цвет
Конструирование
Дает возможность
развить воображение фантазию и умственно воспитать малыша;
дети учатся строить из строительных материалов, развивают конструктивные предпосылки, приобщаются к процессу творчества в конструировании.
Слайд 12Голубой цвет
Занятия музыкальным и пластическим искусством
Позволяют развивать эстетическое
переживание, формируют интерес к музыке, развивают музыкально-сенсорные способ- ности, способность двигаться в такт, пространственную координацию.
Слайд 13Синий цвет
Занятия по развитию речи и ознакомлению
с окружающим
Обучение родному
и иностранному языку происходит через ознакомление с произведениями народного творчества, художественной литературы.
Слайд 14Фиолетовый цвет
Математика
Обучение математики происходит в атмосфере доброжелательности, поддержке
ребёнка даже, если он совершил ошибку. Поощряется стремление высказать свое мнение. Дети не только познают математику, но и осваивают навыки учебной деятельности: определяют задачу и направление поисков, оценивают результаты.
Слайд 15 Программа ориентирована на
общечеловеческие, гуманистические ценности, предусматривает наполнение работы определённым
Слайд 16 По всем видам
деятельности дошкольников предусмотрены комплекты пособий для детей
различных возрастных групп и рекомендации для воспитателей.
Слайд 17 Программа «Радуга
является современной интегрированной программой, реализующий деятельный подход
к развитию ребенка и культурологический подход к отбору содержания образования.
Слайд 18 «Радуга» является единственной программой для
дошкольных образовательных учреждений, прошедшая полную экспериментальную проверку
в 10 регионах России в течении 6 лет и независимую экспертизу комиссии Министерства образования РФ, по итогам которой, программа была рекомендована к массовому внедрению.
Источник: thepresentation.ru
Программа «Радуга красок»
Цель программы: развитие художественно-творческих способностей детей через освоение нетрадиционных техник изображения.
Задачи программы.
Развивающие:
- Развивать у детей коммуникативные, речевые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.
- Развивать интерес к нетрадиционным техникам рисования, воображение.
- Развивать формо- и цветовосприятие, чувство композиции, мелкую моторику рук, ассоциативное мышление, воображение.
- Развивать творческую активность, поддерживать потребность в самовыражении.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«Программа «Радуга красок»»
Парциальная образовательная программа
По художественно-эстетическому развитию «Радуга красок»
возраст детей 6- 7 лет
воспитатель: Оленникова А.А.
Пояснительная записка.
Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики.
Планируемые результаты освоения Программы
Содержание образовательного процесса.
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития детей.
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы.
Взаимодействие с родителями воспитанников.
Организация образовательного процесса.
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
Материально-техническое обеспечение программы.
I. Пояснительная записка.
Парциальная образовательная программа разработана на основе ООП МКДОУ Кыштовского д/с «Солнышко», в соответствии с ФГОС ДО.
Программа «Радуга красок» имеет художественно-эстетическую направленность. Программа обусловлена тем, что происходит знакомство с нетрадиционными материалами и техниками исполнения. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях
Срок реализации Программы 1 год.
Парциальная программа художественно-эстетической направленности по развитию детей 5-6 лет разработана в соответствии с:
- Законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013
- Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049 – 13 «Санитарно эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Цель и задачи.
- Развивать у детей коммуникативные, речевые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.
- Развивать интерес к нетрадиционным техникам рисования, воображение.
- Развивать формо- и цветовосприятие, чувство композиции, мелкую моторику рук, ассоциативное мышление, воображение.
- Развивать творческую активность, поддерживать потребность в самовыражении.
- Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования (с использованием разных материалов).
- Учить получать различные оттенки красок основных цветов.
- Учить использованию различных материалов
- Учить понимать и выделять такие средства выразительности, как композиция и колорит.
- Учить отображать впечатления от окружающего мира в изодеятельности.
- Побуждать детей экспериментировать с изобразительными материалами. Придумывать и создавать
- Формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира.
- Воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.
- Воспитывать желание и умение взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.
1.2. Значимые характеристики для разработки и реализации рабочей программы.
Возрастные особенности детей шестого года жизни (6-7лет)
В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д. Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется.
В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем.
Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД.
Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры. Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми изобразительной деятельности, становятся сложнее.
Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек.
Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок.
Одежда может быть украшена различными деталями. При правильном педагогическом подходе у дошкольников формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности. К подготовительной к школе группе дети в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала.
Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.
Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.
В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений. Усложняется конструирование из природного материала.
Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено.
Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой.
Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте.
Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
- уверен в действиях и ответах в течение НОД;
- активен в самостоятельном выборе изобразительных материалов и расположении изображения на листе;
- уверенно использует способы нестандартного раскрашивания;
- умеет экспериментировать с изобразительными материалами;
- ожидает чёткие объяснения педагогом знакомого способа рисования;
- проявляет фантазию, художественное творчество;
- умеет передавать личное отношение к объекту изображения;
- завершает работы декором;
- умеет штриховать, наносить различные линии цветными карандашами;
- умеет наносить мазки краски узкой и широкой кистью;
- умеет узнавать, называть основные цвета, оттенки красок и смешивать их;
- умеет правильно использовать кисти, клей и пластилин в работе;
- умеет использовать трафареты и печати при работе;
- завершает работу декором;
- умеет убирать за собой рабочее место.
Источник: kopilkaurokov.ru