Программа радуга ее характеристика

В 1995 г. Постановлением Правительства РФ было утверждено «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении», в котором было закреплено право ДОУ на самостоятельный выбор программы из комплекса вариативных программ, рекомендованных государственными органами управления образованием, внесение изменений в них, разработку собственных (авторских) программ в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта (проекта).

23 ноября 2009 г. приказом Министерства науки и образования РФ были утверждены федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования Разработку ФГТ осуществлял Институт стратегических исследований в образовании РАО совместно с НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН.

В соответствии с федеральными требованиями разрабатывается примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья), на основе которой каждое ДОУ разрабатывает и утверждает свою основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

«Включаем Радугу!»: вопросы и ответы, советы и секреты, опыт и творческие идеи для реализац

На основе ФГТ осуществляется экспертиза основных общеобразовательных программ дошкольного образования при лицензировании образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений.

Основные программы для ДОУ подразделяются на комплексные (общеразвивающие), включающие все основные направления воспитательно-образовательной работы ДОУ, и специализированные (парциальные, локальные) – программы по одному или нескольким направлениям, реализующиеся в рамках основной образовательной деятельности ДОУ.

Ниже представлена характеристика основных комплексных программ ДОУ.

В 1989 г. по заказу Министерства просвещения РСФСР начинает разрабатываться программа «Радуга». Авторский коллектив возглавила кандидат педагогических наук Т. Н. Доронова. В настоящее время программа состоит из пяти разделов и предназначена для воспитания и обучения детей от двух до семи лет.

Цель программы – сформировать такие качества личности, как воспитанность, самостоятельность, целеустремленность, умение поставить перед собой задачу и добиться ее решения. Формирование знаний, умений и навыков рассматривается не как самоцель, а как одно из средств воспитания и психологического развития ребенка. Перед воспитателями выдвигаются общие задачи: создать ребенку возможность радостно и содержательно прожить эти годы; обеспечить охрану и укрепление его здоровья (как физического, так и психического); способствовать всестороннему и своевременному психическому развитию; формировать активное и бережно-уважительное отношение к окружающему миру; приобщать к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали и др.).

В основу программы положена идея о том, что каждый год жизни ребенка является решающим для становления определенных психических новообразований. Эффективность воспитательно-образовательного процесса зависит от того, насколько конкретная педагогическая работа ориентирована на формирование этих новообразований: целеполагание, целенаправленность детской деятельности (в младшем дошкольном возрасте); выходы за пределы действительности и интерес к знаковой системе (в среднем дошкольном возрасте); произвольность психических процессов (в старшем дошкольном возрасте).

Примерные основные образовательные программы дошкольного образования «Радуга» и «Успех»

Педагогическая работа строится на основе теоретических позиций о ведущей роли деятельности в психическом развитии ребенка и становлении его личности. Создание специальных условий открывает широкое поле для самостоятельных действий детей, стимулирует постановку новых целей, позволяет искать свои пути решения.

Те изменения в деятельности детей, которых можно достигнуть в возрасте 4-5 лет, являются естественным следствием и продолжением принципиальных изменений в деятельности ребенка, которые формируются в возрасте между двумя и тремя годами. Именно тогда у детей появляется способность к целеполаганию.

Это значит, что до начала действий ребенок уже знает, что он хочет получить по их окончании – иными словами, у него есть какое-то представление, какой-то образ будущего результата. Следующий шаг в становлении целеполагания – способность на основе достигнутого ставить вытекающие из полученного результата новые цели.

Система целей может разворачиваться на протяжении длительного времени. Это значит, что более общие планы фиксируются ребенком неделями и находят свою реализацию. Способность самостоятельно развертывать систему вытекающих друг из друга целей является важным условием самостоятельной и творческой деятельности. Существенным моментом в педагогической работе является создание мотивации, побуждающей детей овладеть тем, что взрослый хотел бы в них сформировать.

Авторы программы назвали ее «Радуга» по аналогии с семицветной радугой, т. к. она включает семь важнейших видов деятельности детей и занятий, в процессе которых происходит воспитание и развитие ребенка: физическая культура (самый важный предмет – красный цвет); игра (положенная в основу программы – оранжевый цвет); изобразительная деятельность и ручной труд (на основе знакомства с народным декоративным искусством – желтый цвет); конструирование (развитие воображения – зеленый цвет); занятия музыкальным и пластическим искусством (формирование эстетических переживаний – голубой цвет); занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром (синий цвет); математика (фиолетовый цвет).

Программа включает следующие разделы: «Физическая культура», «Игра», «Изобразительная деятельность и труд», «Конструирование», «Занятия по развитию речи», «Занятия музыкой и пластическим искусством», «Математика».

Тех педагогов, кто захочет работать по программе «Радуга», авторы призывают, прежде всего, понять, что представляет собой ребенок данного возраста, любить его за индивидуальность. В основу программы положены принципы, отражающие гуманистические установки: уважение к свободе и достоинству каждого ребенка; создание условий для развития его индивидуальности; обеспечение психологического комфорта; наличие «свободного педагогического пространства» для проявления индивидуальной активности как воспитателя, так и ребенка; взаимодействие воспитателя с ребенком по типу субъект-субъектного общения.

Читайте также:
В программе на языке pascal обязательно должен быть

Программа «Детство» (В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.; под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой, Л. М. Гурович).

В 1995 г. коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена была разработана программа «Детство». Цель программы – обеспечение целостного развития личности ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного.

Содержание программы разделено на четыре блока: «Познание» (назначение блока – помочь дошкольникам освоить разнообразные способы познания окружающего мира: сравнение, элементарный анализ, обобщение и др.); «Гуманное отношение» (ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру); «Созидание»; «Здоровый образ жизни». В каждом разделе программы обязательной составляющей воспитания и образования дошкольников становится линия развития чувств. Основные разделы программы: «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными», «В игре развиваемся, познаем мир, общаемся», «Ребенок входит в мир социальных отношений», «Ребенок познает предметный мир, приобщается к труду», «Ребенок открывает мир природы», «Развиваем речь детей», «Ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки», «Первые шаги в математику».

Программа состоит из трех частей в соответствии с тремя ступенями дошкольного возраста – младший (третий и четвертый год жизни), средний (пятый год жизни) и старший дошкольный возраст (шестой и седьмой год жизни). Содержание конкретизировано по разделам в каждой части программы, посвященной определенному возрастному периоду. Логика подачи программного материала в каждом возрастном разделе следующая: характеристика возрастного периода, достижения и перспективы развития ребенка; особенности сферы деятельности (общения, восприятия); общие задачи воспитания; представления (ориентации); практические умения; уровни освоения умений (низкий, средний, высокий); методические советы; рекомендуемая литература для чтения, рассказывания, заучивания наизусть; рекомендуемые произведения изобразительного и музыкального искусства; заключение.

Программа воспитания и обучения в детском саду (А. В. Антонова, Н. Е. Веракса, В. В. Гербова и др.; под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой).

Данная программа является усовершенствованным вариантом «Программы воспитания и обучения в детском саду» (М.: Просвещение, 1985, отв. ред. М. А. Васильева). Программа доработана с учетом новейших достижений современной науки и практики отечественного дошкольного образования.

Вместе с тем, авторы-составители сохранили лучшие традиции дошкольного образования на основе сохранения его фундаментальности. Отдельные положения программы скорректированы с учетом «Ориентиров и требований к обновлению содержания дошкольного образования в России». (Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова, 1991).

Новый вариант программы 2005 г. представляет более широкие возможности для полноценного, социального и личностного развития ребенка от рождения до 7 лет. Авторы-составители программы основывались на важнейшем дидактическом принципе – развивающем обучении и научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие, а также имели в виду, что воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных процесса, не зависимых друг от друга, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов). Таким образом, развитие в рамках данного варианта программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и обучения детей.

Цели программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями; подготовка ребенка к жизни в современном обществе. Особое внимание в программе уделено: обучению как средству воспитания и развития ребенка; личностно ориентированному, индивидуальному подходу к ребенку; развитию способностей – физических, интеллектуальных, художественных; развитию любознательности как основы познавательной активности; формированию разных видов творчества – изобразительного, музыкального, словесного; формированию нравственных начал личности, трудовых умений, социального поведения; формированию начал национальной культуры и основ мировой культуры.

Содержание программы рекомендуется реализовать в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.

Для достижения целей программы авторы выделяют основные положения: забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка; создание в группах атмосферы гуманного доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству; максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса; творческая организация процесса воспитания и обучения (креативность); вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка; уважительное отношение к результатам детского творчества; обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения; координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи, обеспечение участия семьи в жизни групп детского сада и дошкольного учреждения в целом; соблюдение преемственности в работе детского сада и учреждений начального образования, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста.

Читайте также:
При запуске программы возникла проблема

Программа составлена по возрастным группам и охватывает четыре возрастные периода физического и психического развития детей: ранний возраст – от рождения до 2 лет (первая и вторая группы раннего возраста), младший дошкольный возраст – от 2 до 4 лет (первая и вторая младшие группы), средний возраст – до 5 лет (средняя группа), старший дошкольный возраст – от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы). Все возрастные группы имеют идентичную структуру, кроме групп раннего возраста. По мнению авторов особенности детей раннего возраста требуют иного режима, соответствующего возрастным особенностям. Это определяет иную структуру программы для групп раннего возраста. Структура программы с первой младшей до подготовительной группы: возрастные особенности; задачи, которые решаются в каждом разделе; примерный режим дня.

Разделы программы: физическое воспитание; умственное воспитание; нравственное воспитание; трудовое воспитание; художественная литература; художественно-эстетическое воспитание; музыкальное воспитание; культурно-досуговая деятельность; игра.

Новизна программы заключается в следующем: по-новому представлены разделы программы; включен новый раздел – «Возрастные особенности психического развития детей»; в раздел «Физическое воспитание» включен подраздел «Воспитание культурно-гигиенических навыков»; новый раздел «Умственное воспитание» включает в себя подразделы: «Сенсорное воспитание», «Ребенок и окружающий мир», «Развитие речи», «Развитие элементарных математических представлений»; впервые в ознакомление дошкольников с природой включен подраздел «Экологическое воспитание»; в раздел «Художественно-эстетическое воспитание» включены: «Знакомство с искусством», «Изобразительная деятельность», «Конструирование»; раздел «Культурно-досуговая деятельность» состоит из подразделов «Отдых», «Развлечения», «Праздники», «Самостоятельная художественная деятельность» или «Самообразование» и «Творчество». Раздел полностью обновлен и основывается на современных исследованиях разработчиков программы; игра поставлена в конец программы после содержания разделов, так как авторы считают, что ребенок выражает в игре весь свой опыт, накопленный в процессе жизнедеятельности; в конце каждого раздела указано, что может ребенок выполнить к концу года.

Источник: studopedia.su

Программа «Радуга»

Это первая инновационная программа дошкольного образования, получившая рекомендацию Министерства образования. Разработана сотрудниками лаборатории дошкольного воспитания Института общего образования под руководством Т.Н. Дороновой. Рассчитана на работу с детьми от двух до семи лет и охватывает все сферы жизнедеятельности детей.

По своим целям и задачам данная программа существенно не отличается от традиционной. Основными ценностями ориентирами она так же, как и традиционная, считает охрану и укрепление здоровья детей, создание условий для полноценного и своевременного психического развития, обеспечение счастливого детства каждому ребенку. Однако в определении конкретных задач психического развития эта программа существенно отличается от традиционной.

Теоретической основой данной программы служит концепция А.Н. Леонтьева, где основными категориями анализа психики являются деятельность, сознание и личность. Для каждого возраста определены конкретные задачи развития деятельности, сознания и личности дошкольника.

Так, к задачам развития деятельности относятся формирование мотивации разных видов деятельности (игровой, учебной, трудовой), формирование произвольности и опосредованности психических процессов, становление способности адекватно оценивать результаты деятельности и т.д. Задачи развития сознания – это расширение знаний ребенка о мире, знакомство со знаковыми системами, развитие воображения и логического мышления. Задачи развития личности предполагают воспитание уверенности в себе и самостоятельности, установление доверительных отношений и личных контактов со взрослыми, формирование отношений взаимопомощи и сотрудничества между сверстниками, воспитание эмоциональной отзывчивости и т.д.

Программа построена по возрастному принципу и обеспечивает целостное поступательное развитие детей. Для каждого возраста определены главные психологические новообразования, на формирование и развитие которых направлена конкретная педагогическая работа.

Например, для младшей группы (два-три года) таким новообразованием является развитие способности к целеполаганию, т.е. формирование представлений, предвосхищающих результат деятельности; для детей старшего дошкольного возраста (пять-шесть лет) – это умение владеть своим поведением и собственными психическими процессами (формирование произвольного внимания, памяти и т.д.). Развитие этих новообразований происходит в различных видах детской деятельности. Важнейшие виды деятельности дошкольника обозначены в программе цветами радуги (отсюда и название данной программы). Коротко остановимся на этих видах деятельности детей.

Красный цвет радуги символизирует физическое воспитание. Авторы считают, что физкультура обеспечивает здоровье ребенка и его радостное самоощущение. Дошкольник должен почувствовать радость от мышечных упражнений, полюбить двигательную активность и приобщиться к здоровому образу жизни. В специальном разделе программы содержатся рекомендации по закаливанию, физкультурно-оздоровительной работе, формированию двигательных навыков. Предлагается примерный комплекс физических упражнений, соответствующий возрастным возможностям детей и обеспечивающий освоение двигательных навыков.

Оранжевый цвет символизирует ведущую деятельность дошкольника – игру. Ориентация на мотивы игры и преобладание в жизни детей игровой деятельности – такие акценты отличают эту программу. Активность и интерес детей к занятиям рекомендуется стимулировать игровыми мотивами: вводятся игровые кукольные персонажи, создаются воображаемые ситуации, проигрываются различные сюжеты и т.д. В специальном разделе программы «Играем с детьми» раскрывается важнейшее значение игровой деятельности для развития дошкольника, для формирования его положительного эмоционального самоощущения и даются методические рекомендации по организации игры детей.

Читайте также:
Какую роль играет xx в python программе

Желтым цветом обозначены такие важные для дошкольного возраста виды деятельности, как рисование и творческий труд. Основу разделов по изобразительной деятельности составляет изучение народного творчества. Дети рассматривают и пытаются создавать деревянные и глиняные игрушки, керамическую посуду и др.

С зеленым цветом соотносится конструирование, которое открывает большие возможности для развития воображения, фантазии, целенаправленности и произвольности действий дошкольника.

Голубой цвет «окрашивает» занятия музыкального и пластического цикла.

Синий цвет символизирует то, что необходимо, как воздух, – развитие речи. В разделах «Ребенок и окружающий мир» и «Обучение родному и иностранному языку» занятия по развитию речи для разных возрастных групп составлены особенно тщательно и детально методически проработаны. Программа содержит множество интересных и полезных игр и занятий, направленных на развитие речи дошкольников. На этих занятиях необходимо не только расширять словарный запас и учить грамматически правильно строить речь, но и овладевать языком как средством общения (учить общаться со взрослыми и сверстниками, понятно излагать собственные мысли, уметь выслушать и понять другого).

Наконец, фиолетовый цвет символизирует занятия по развитию математических представлений. Авторы программы рекомендуют педагогам создавать на занятиях по математике атмосферу поддержки и доброжелательности, в которой ребенок не боялся бы сделать ошибку, высказать свое мнение, не боялся бы отстаивать свою точку зрения.

Кроме рекомендаций по содержанию деятельности и организации занятий, программа огромное внимание уделяет формированию взаимоотношений и общения детей со взрослыми. Опираясь на концепцию М. И. Лисиной, в которой движущей силой развития ребенка считается его общение со взрослым, авторы программы справедливо полагают, что полноценное воспитание и образование ребенка возможно только при наличии адекватных форм общения со взрослым и только в атмосфере доброжелательности. В основу программы положены принципы, отражающие гуманистические установки:

  • уважение к свободе и достоинству каждого ребенка;
  • создание условий для развития его индивидуальности;
  • обеспечение психологического комфорта;
  • наличие «свободного педагогического пространства» для проявления индивидуальной активности как воспитателя, так и ребенка;
  • взаимодействие воспитателя с ребенком по типу субъект-субъектного общения.

На реализацию данных принципов направлены многие педагогические установки, среди которых можно выделить следующие. Во-первых, один и тот же педагог работает с детьми начиная с младшего возраста и до их выпуска из детского сада, что обеспечивает прочные индивидуальные контакты и психологический комфорт в группе.

Во-вторых, в каждой группе детского сада формируются свои особые традиции, среди которых, например, регулярные подарки всем детям (ленточки, открытки, сладости), акцент на уважении к личной собственности каждого ребенка (личные игрушки ребенка, принесенные из дома, не должны отбираться ни воспитателем, ни другими детьми), ежедневный рассказ воспитателя о достижениях каждого ребенка. Кроме того, проводятся традиционные еженедельные («Утро радостных встреч» – по понедельникам; «Сладкий вечер» – по средам и т.д.) и ежемесячные мероприятия (праздники для детей с родителями). Важной традицией детского сада является торжественное переселение детей из одной группы в другую – «Праздник новоселья», в котором самое активное участие принимают все дети.

В-четвертых, программа «Радуга» позволяет удовлетворить потребность ребенка в свободной двигательной и игровой активности. Программа предлагает отказаться от обязательных фронтальных занятий и свести к минимуму те формы детской деятельности, которые требуют длительного пребывания в неподвижном состоянии.

Все это обеспечивает детям возможность радостно и счастливо «прожить» дошкольный период детства.

Программа «Радуга» детально методически проработана. Для каждой возрастной группы издается комплект пособий по каждому из направлений работы воспитателя. Пособия содержат перечень программных задач и методических рекомендаций. В настоящее время программа «Радуга» продолжает развиваться и обновляться. Так, в журнале «Дошкольное воспитание» систематически появляются новые материалы и методические разработки в помощь педагогам, работающим по данной программе.

Источник: psylist.net

Скачать Программа Радуга по ФГОС для Windows 7 русская версия

Для всестороннего развития детей дошкольного возраста по рекомендации Министерства образования РФ была разработана Радуга. Эта программа способствует выявлению интеллектуальных способностей ребенка, помогает ему адаптироваться к условиям современной жизни, развивает логическое и пространственное мышление, формирует основу для успешной учебы в школе. При этом учитываются возрастные особенности детей 2-7 лет. Скачанная программа Радуга по ФГОС не просто ставит определенные задачи в работе с дошкольниками, но дает конкретные рекомендации по методам их выполнения. Основные разделы:

  • помощь в развитии устной речи;
  • изобразительное искусство;
  • музыкальная грамота;
  • физическое воспитание;
  • основы математики;
  • конструирование;
  • знакомство с окружающим миром.

Важной идеей программы является разграничение по годам особенностей психического развития ребенка с учетом тех новшеств, которые появляются в каждый их периодов жизни человека до 7 лет.

Достоинства программы Радуга по ФГОС

  • учитывает все особенности в развитии детей дошкольного возраста:
  • создана отечественными разработчиками и опирается на основы российской культуры и истории;
  • адаптирована под рекомендации педагогов;
  • способствует всестороннему развитию личности в современных реалиях;
  • адресована массовой аудитории.

Обновленная версия содержит несколько дополнительных методических пособий, сохранив, при этом, свою гуманистическую направленность.

Понравилась программа? Пожалуйста, оцените:

Источник: wsprogrammy.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru