Провал ГКЧП и крах перестройки означали не только конец социалистического реформаторства в СССР. Они обозначили победу в затянувшейся борьбе демократов с коммунистами сторонников либерального пути развития. Август 1991 г. еще раз подтолкнул СССР к усилению дезинтеграции, хотя и не вел неизбежно к развалу СССР.
После распада Союза ССР и создания Содружества Независимых Государств руководство каждой из бывших его республик выбрало свой путь выхода из кризиса: от традиционного умеренного социалистического реформаторства до возврата (в отдельных случаях) к феодальным и родовым отношениям.
Руководство России пошло по пути либерального реформаторства, провозгласив в октябре 1991 г. переход к рыночным отношениям, а затем и к либеральной политической модели. Это означало, по сути, отказ не только от вариантов строительства ли обновления социализма, но и от предложенной еще А. Сахаровым идеи сближения двух социальных систем.
Сам выбор курса и его реализация не могли не вызвать поляризацию общественных сил, нарастание политического противостояния.
Женская работа: гендерный баланс на рынке труда. Интервью проекту «Женская карьера – как правильно?»
§ 52. ПЕРЕХОД К РЫНКУ: ЗАМЫСЛЫ И ПЕРВЫЕ ИТОГИ
Программа реформ. Ослабление, а затем и падение союзных структур власти позволили российскому руководству энергичнее взяться за реализацию социально-экономических реформ.
В октябре 1991 г. правительство России представило первую программу радикальных реформ. Она предусматривала экономическую стабилизацию в течение года с последующим подъемом производства. Главным звеном программы стала реформа ценообразования, автором которой выступал Е. Гайдар. Он справедливо полагал, что именно нерешительность в этой сфере погубила экономические реформы Горбачева. Поэтому с 1 января 1992 г. намечалось отпустить цены на большинство продуктов, то был не только сильный и решительный, но и опасный шаг российского руководства, способный вызвать мощный социальный взрыв.
В декабре того же года, после распада СССР, Россия объявила себя правопреемницей Союза и унаследовала всю союзную собственность, расположенную на ее территории, включая остатки золотого запаса. После этого правительство России дополнило программу реформ мерами по приватизации государственной собственности. На 1992 г. предусматривалась приватизация 20 % госпредприятий в промышленности и 70 % предприятий торговли и сферы услуг. Предполагалось также осуществление жесткой финансово-кредитной политики.
Авторы нового курса рассчитывали с помощью предложенных мер не только ослабить экономический кризис в стране, но и сформировать новый класс собственников, каковым, по их мнению, могло бы стать большинство населения страны. Этот «средний класс», по их прогнозам, должен был по западному подобию явиться своего рода буфером между нарождающейся крупной буржуазией и прудящимися, оплотом социальной стабильности в обществе.
Первый год реформ. Реформа Гайдара исходила из того, что вначале произойдет либерализация цен, а уже затем начнется приватизация. Это было прямо противоположно программе «500 дней».
Кто был прав двадцать лет назад? Интервью для фильма «Пророки в своём отечестве» телеканала Дождь
В результате освобождения цен с 1 января 1992 г. денежные средства населения были, но существу, конфискованы. Соответственно покупать акции приватизируемых предприятий оказалось не на что.
В этих условиях летом 1992 г. была утверждена программа приватизации, согласно которой с 1 октября 1992 г. началась выдача приватизационных чеков (ваучеров) всем россиянам. С 1993 г. было разрешено вложение этих ценных бумаг в акции предприятий, которые в перспективе должны были обеспечить получение прибылей. Однако одновременно с выдачей ваучеров началась их неконтролируемая скупка у населения новыми предпринимателями, банкирами, иностранцами.
В январе 1992 г., наряду с освобождением цен, была упразднена централизованная система распределения ресурсов.
И все же центральным положением реформы стали новые цены. При сохранении сверхмонополизации экономики они выросли в 100—150 раз, в то время как средняя зарплата лишь в 10— 15 раз. Наиболее сильно пострадали от такого положения дел работники бюджетных организаций. Начался сильный отток научных и педагогических кадров в коммерческие и иные структуры (в том числе и за границу).
Значительно сократилось и потребление населением продуктов питания в 1992 г.: мяса —до 81 % от уровня 1991 г., молока — до 56 %, овощей — до 84 %, рыбы — до 56 %. В большинстве семей на питание расходовалось до 3 /4 их бюджета.
Изменение структуры питания, отсутствие у малообеспеченных слоев населения возможности получить квалифицированную медицинскую помощь привели к абсолютному сокращению населения России в 1992 г. на 70 тыс. человек.
Продолжался спад промышленного производства, достигший в первом году реформ 35 %. Не удалось добиться перелома и в проведении финансовой реформы: жесткая кредитная политика первых месяцев 1992 г. сменилась под давлением Верховного Совета, директорского корпуса, профсоюзов новыми крупными кредитами убыточным предприятиям России и государствам рублевой зоны. К январю 1993 г. в России было напечатано денег в 4 раза больше, чем их было в июле 1992 г. Это привело к новой волне инфляции.
Не оправдались и расчеты Гайдара на значительную финансовую поддержку Запада. Ссылаясь на неустойчивость политической ситуации в России, Международный валютный фонд и страны «семерки» отказали России в обещанных кредитах. Япония попыталась связать финансовую поддержку российских реформ с возвращением ей четырех островов Курильской гряды.
Нестабильность обстановки вела и к тому, что российские предприниматели полученные в ходе реформ доходы вкладывали в западные банки и предприятия. Только за 1992 г. из России было вывезено более 17 млрд. долларов. Прежде скрытая коррупция государственных чиновников стала носить открытый характер.
В результате главная задача первого года реформ — макроэкономическая стабилизация — так и не была решена. Правда, из 250 тыс. государственных и муниципальных предприятий за 1992 г. в частную собственность перешло около 47 тыс., а 5631 предприятие было преобразовано в акционерные общества. Значительно расширился рынок продовольственных и промышленных товаров.
Это несколько ослабило социальную напряженность, хотя реформы Гайдара вызвали у многих россиян полное неприятие. Естественно, это не могло не отразиться на расстановке политических сил, активизации оппозиции реформаторам.
В декабре 1992 г. VII съезд народных депутатов России оценил деятельность правительства как неудовлетворительную и добился отставки Е. Гайдара с поста и. о. премьер-министра. Новым главой правительства был избран бывший руководитель газовой промышленности СССР В. С. Черномырдин.
Корректировка курса реформ. С его приходом в рыночные реформы были внесены коррективы. Сохраняя общее направление движения в сторону рынка, новый премьер сделал ставку на поддержку государственных (в том числе убыточных) предприятий. Особое внимание было уделено топливно-энергетическому и оборонному комплексам, получившим от правительства значительные кредиты.
В декабре 1992 г. была принята единая тарифная система оплаты труда, которая позволила несколько смягчить ситуацию в бюджетной сфере.
Все это потребовало новых средств и привело в итоге к усилению инфляции. На Западе да и в самой России заговорили не о корректировке, а о смене курса реформ. В этих условиях Президент Б. Ельцин назначил вице-премьером Гайдара, который вместе с министром финансов Б. Федоровым путем возобновления жесткой финансовой политики сумел снизить темпы инфляции к концу 1993 г.
В то же время протекционизм продолжал оставаться главной чертой поли гики Черномырдина. Из-за несогласия в принципах проведения реформ Гайдар и Федоров в начале 1994 г. покинули правительство, перейдя в парламентскую оппозицию.
Экономика России в 1993 г . В 1993 г. чековая приватизация продолжалась. К концу года было приватизировано почти 40 тыс. предприятий. Росло количество частных банков (к концу года их стало 2000) и бирж (303). В сельском хозяйстве на долю предприятий с государственной формой собственности приходилось не более 15 % земельных угодий.
Однако главными производителями продукции по-прежнему оставались 24 000 колхозов. Из-за роста трудностей прекратили свою деятельность 14 тыс. фермерских хозяйств. Тем не менее в негосударственном секторе экономики было занято 40 % работающих.
Продолжался спад производства как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. В первом случае он составил 16,2 %, во втором —4 % по сравнению с 1992 г. По этой причине сократилось число грузовых перевозок, на 25 % увеличился объем незавершенного строительства.
Бюджетный дефицит составил свыше 12 трлн. рублей.
Осложнение экономической ситуации не могло не вызвать и обострения социальных проблем. Цены на потребительские товары за 1993 г. выросли в 9 раз, а на платные услуги — в 25 раз.
Ускорилось расслоение общества на богатых и бедных. К началу 1994 г. доходы 10 % наиболее обеспеченных в 11 раз превышали доходы такой же доли наименее обеспеченных. К этому времени 40 млн. человек имели денежный доход ниже прожиточного минимума. Численность безработных составила почти 8 млн. человек.
Однако, несмотря на угрожающую статистику, число забастовок в стране сократилось по сравнению с 1992 г. в 4 раза.
Первые годы реформ привели к демонтажу основных элементов отжившей административной системы и переходу к экономическим методам регулирования. Завершилась первая стадия приватизации, в результате чего почти полностью истребленная прежде частная собственность вновь стала реальностью. Произошла определенная адаптация производителей и потребителей к рынку.
Либерализация хозяйственной деятельности, цен и внешней торговли привела к тому, что заработал потребительский рынок. Центр деловой активности переместился в негосударственный сектор. Удалось обеспечить внутреннюю конвертируемость рубля, пополнить золотой и валютный запасы. Россия постепенно интегрируется в мировое хозяйство.
Причины трудностей и неудач. Издержки реформ объяснялись тремя группами причин. Во-первых, неблагоприятной стартовой ситуацией. К началу реформ экономика находилась на грани полного краха: были разорваны традиционные хозяйственные связи, рухнул прежний механизм управления, был опустошен потребительский рынок, отсутствовали золотые и валютные резервы, рубль перестал что-либо стоить. Диспропорции в развитии экономики, где доминировали ВПК и тяжелая индустрия, также значительно ослабляли импульс реформ.
Во-вторых, половинчатость и непоследовательность реформ были обусловлены политическими обстоятельствами, прежде его обострением борьбы законодательной и исполнительной властей в 1992—1993 гг. Перемещение ее центра на вопросы экономики привело к слабому законодательному обеспечению реформ, росту инфляции, а в итоге — к сбою в темпах реформирования.
В-третьих, безусловно, влияли на результат ошибки теоретиков и исполнителей реформ (о чем уже говорилось)
В 1994 г. правительство В. С. Черномырдина сосредоточило свои усилия на стабилизации уровня жизни населения, поощрении предпринимательской деятельности граждан, целевой поддержке наименее защищенных слоев населения, привлечении «странных инвестиций.
На 1995 г. приоритетной задачей была вновь провозглашена жесткая финансовая политика.
Экономическая реформа в России продолжается.
Вопросы и задания: 1. Назовите основные направления перехода экономики России к рынку, провозглашенные в 1991 г. 2. Какие проблемы экономической реформы вызывают наибольшее оживление в дискуссиях, имеющих место сегодня в российском обществе? 3. Что, по вашему мнению, мешает рыночным реформам в России? 4.
Какие новые социальные проблемы появились в обществе за годы реформ? 5. Как вы можете оценить первые итоги экономических реформ России?
Расширяем словарный запас:
Макроэкономическая стабилизация — стабилизация экономики в национальном масштабе.
Источник: trojden.com
После отставки Н.С. Хрущева позиции партийного аппарата в жизни
1. Алексашкина Л. Н., Данилов А. А., Косулина Л. Г., Россия и мир в ХХ – начале ХХI века. М., Просвещение, 2010.
2. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. М., Изд. центр «Академия», 2013.
3. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Часть 2. М., Изд. центр «Академия», 2013.
4. История России ХХ – начала ХХI века. Под ред. Чубарьяна А.О., М., Просвещение, 2010.
5. Сороко-Цюпа О. С., Смирнов В. П., Строганов А. И. Всеобщая история. Мир в ХХ веке. М., Просвещение,2011.
4. Обществознание. Глобальный мир ХХI в веке. М., Просвещение, 2009.
Вариант 4.
1. Укажите даты следующих событий:
— принятие закона СССР «О государственном предприятии (объединении)»;
— завершение вывода советских войск из Афганистана;
— Беловежское соглашение о создании СНГ и роспуске СССР.
2. Дайте ответы на вопросы теста:
1. Программа радикального перехода к рынку была принята российским руководством в:
2) августе 1990 г.
3) октябре 1991 г.
4) декабре 1992 г.
2. Автор этой программы:
Реализация программы перехода к рынку началась
1) октябре 1991 г.
2) январе 1992 г.
3) октябре 1993 г.
4. Е.Т. Гайдара на посту главы правительства сменил:
3) В.С. Черномырдин
5. Чековая приватизация началась в:
6. Деятельность КПСС на территории России была приостановлена указом Президента Б.Н. Ельцина в:
1) августе 1991 г.
2) декабре 1991 г.
3) январе 1992 г.
7. Либеральный политический блок после провала ГКЧП находился в состоянии:
8. Федеративный договор был подписан в:
9. Новая Конституция в России была принята в:
1) 12 июня 1991 г.
2)12 декабря 1991 г.
3) 25 апреля 1993 г.
4) 12 декабря 1993 г.
10. Россия по Конституции является:
1) парламентарной республикой
2) президентской республикой
3) парламентарно-президентской республикой
3.Ответ на поставленный вопрос (с аргументацией):
Какие результаты принесла чековая приватизация? Каковы ее издержки и противоречия?
* Задание выполняется либо в ученической тетради (с полями) от руки, либо на листах формата А4 машинописным текстом (шрифт TimesNewRoman, размер букв шрифта 14, цвет черный).
Рекомендуемая литература
1. Алексашкина Л. Н., Данилов А. А., Косулина Л. Г., Россия и мир в ХХ – начале ХХI века. М., Просвещение, 2010.
2. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. М., Изд. центр «Академия», 2013.
3. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Часть 2. М., Изд. центр «Академия», 2013.
4. История России ХХ – начала ХХI века. Под ред. Чубарьяна А.О., М., Просвещение, 2010.
5. Сороко-Цюпа О. С., Смирнов В. П., Строганов А. И. Всеобщая история. Мир в ХХ веке. М., Просвещение,2011.
4. Обществознание. Глобальный мир ХХI в веке. М., Просвещение, 2009.
Вариант 5
1. Укажите события, соответствующие датам:
2. Дайте ответы на вопросы теста:
1. Первым министром иностранных дел суверенной России был:
1) Э.А. Шеварднадзе
2) А.А. Бессмертных
2. Перенацеливание ядерных ракет СССР и США с территорий друг друга на незаселенные районы Земли произошло в:
3. Договор между СССР и США об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-2) был заключен в:
4. Россия присоединилась к Конвенции о запрещении химического оружия в:
5. Вывод российских войск из Германии был завершен в:
6. Договор о коллективной безопасности государств — членов СНГ был заключен в:
7. Чем характеризуется современное развитие стран мира:
1) холодной войной
4) ростом численности населения
8. Какое название носит денежная единица европейского характера, введенная в 1999 году:
2) европейские доллары
9. На чем специализируется экономика стран Латинской Америки:
2) сельском хозяйстве
4) ядерном производстве
10. Главой государства в современной Великобритании является :
2) королева Виктория
3) королева Елизавета II
4) императрица Митико
3.Ответ на поставленный вопрос (с аргументацией):
Дата добавления: 2019-09-13 ; просмотров: 424 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.net
Переход к рынку (1990-1991)
В 1987 году «концепцию ускорения» сменила «концепция перестройки». По предложению Горбачева ведущие экономисты страны разработали программу экономических реформ. Она предусматривала расширение самостоятельности предприятий на основе хозрасчета и самофинансирования, развитие частного сектора экономики в виде кооперативов в городе и фермерства на селе, отказ государства от монополии внешней торговли, более глубокую интеграцию в мировой рынок, сокращение числа министерств, чиновничьего аппарата. Некоторые положения программы противоречили утвердившимся идеологическим стереотипам СССР, но тем не менее она была принята.
В ходе реализации программы в стране произошли серьезные изменения. В СССР началось формирование частного сектора. Причем этот процесс постепенно обрел колоссальные масштабы. Стали появляться кооперативы, все больше людей переходило на индивидуальную трудовую деятельность. И уже к 1991 году число частных предпринимателей превысило 8 миллионов человек.
Но в госсекторе дела лучше не стали. Ощутимых изменений программа реформ в государственную экономику не принесла. Становилось очевидным, что экономика, основанная на государственной собственности, не имеет перспектив. Горбачев все более ориентировался на переход к рынку.
Главным результатом реформ 1987 года стало появление частного сектора.
В 1990 году были приняты законы, которые предусматривали децентрализацию и разгосударствление собственности, стимулировали развитие частного предпринимательства, разрешали трудовым коллективам брать предприятия в аренду, позволяли создавать акционерные общества и т.п.
Однако власти не решились немедленно ввести эти законы в действие. Осуществление большинства разработанных мер откладывалось до 1991 года, а перевод предприятий в аренду было решено растянуть до 1995 года. Кроме того, Горбачев, боясь социального взрыва и возмущения консерваторов, отказался от реформы кредитной и ценовой политики, системы снабжения.
Поэтому ожидаемых результатов реформы вновь не принесли. Нерешительность вела лишь к дезорганизации производства, нарушению системы перераспределения. Сложилась драматическая ситуация: старое разрушалось, а новое не появлялось. Все это привело к тому, что положение в экономике стало еще хуже. Кризис перерастал в катастрофу.
Половинчатыми были реформы и в сельском хозяйстве. С одной стороны, крестьяне получили право брать землю в аренду на 50 лет и самостоятельно распоряжаться результатами своего труда. Но с другой стороны, право выделять крестьянам землю, определять площадь участка, поголовье скота было передано колхозам, которые были антагонистами свободного труда на селе. Не удивительно, что к 1991 году на условиях аренды в стране обрабатывалось лишь 2% возделываемых земель.
Таким образом, половинчатые меры давали обратный результат. Ситуация в стране обострялась. С прилавков стало исчезать многое из того, что в прежние времена немыслимо было назвать дефицитом. На полках продовольственных магазинов зачастую оставались только рыбные консервы.
В 1989 году состоялись первые забастовки рабочих. Вскоре выступления масс стали обычным, повседневным явлением.
Программа «500 дней» (1990)
В 1990 году руководство РСФСР предприняло собственные шаги по реформированию экономики. Группа ведущих экономистов страны во главе с Явлинским и Шаталиным разработала программу «500 дней». Она предусматривала за 500 дней провести основные экономические реформы, которые должны были кардинально изменить к лучшему положение в экономике.
Программа предполагала приватизацию государственных предприятий и ограничение экономической власти центральных властей СССР. Однако Горбачев под давлением консерваторов отказался от поддержки этой программы. Ее так и не удалось реализовать.
Экономика СССР оказалась у края пропасти. Все попытки спасти ее были разбиты под напором консерваторов, недовольных происходящими переменами и мечтавшими вернуться к брежневской модели экономики. Советский Союз был обречен. После неудачной попытки ГКЧП вернуть прежние порядки СССР развалился с удивительной легкостью.
Правопреемником СССР стала Россия, которая решительно повернулась к рынку. Ей и пришлось в 90-е годы вытаскивать экономику страны из пропасти.
Формирование многопартийности в СССР в годы перестройки (1988-1991 гг).
В ходе перестройки, по мере утраты политической инициативы КПСС, в стране усилился процесс формирования новых политических сил. Начала формироваться многопартийность.
В мае 1988 года была создана первая партия – «Демократический союз». Она объявила себя оппозиционной к КПСС.
В апреле 1988 года в прибалтийских республиках возникли народные фронты, которые стали независимыми массовыми организациями. Позже такие же фронты возникли в других республиках СССР.
В течение 1998-1990 появилось множество других партий, отражавших весь спектр политической жизни страны.
Либеральное направление было представлено «Демсоюзом», христианскими демократами, конституционными демократами, республиканцами и т.д. Наиболее крупной из либеральных партий стала Демократическая партия России, созданная в 1990 году.
Социалистические и социал-демократические идеи отстаивали Социал-демократическая партия России, Социалистическая партия.
Стали появляться и националистические политические партии. В такие партии были преобразованы народные фронты прибалтийских и некоторых других республик СССР.
Основная политическая борьба развернулась между коммунистами и либералами (демократами).
Либералы выступали за приватизацию государственной собственности, свободу личности, переход к рыночной экономике. Коммунисты были категорически против частной собственности и рыночной экономики, которые они считали основой капитализма.
В марте 1990 года III Съезд народных депутатов отменил 6-ю статью Конституции СССР, которая законодательно утверждала руководящую роль КПСС. Были приняты другие поправки в Конституцию СССР, допускаюшие многопартийность.
В октябре 1990 года принят закон СССР «Об общественных объединениях». Стала возможной официальная регистрация политических партий. Первыми официально зарегистрированными партиями в марте 1991 года стали Демократическая партия России (ДПР), Социал-демократическая партия России (СДПР) и Республиканская партия Российской Федерации (РПРФ).
Источник: studopedia.su